Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алфавит Зигмунда Фрейда: путешествие через бессознательное

Алфавит Зигмунда Фрейда: путешествие через бессознательное

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Зигмунда Шломо Фрейда, отца и основателя теории психоанализа. Чтобы вам проще было разобраться в его учении и хитросплетениях биографии, мы подготовили алфавит с главными фактами, именами и событиями в его жизни.

А – Австрия

Зигмунд Фрейд родился в австрийском городе Фрайберг, в Моравии, 6 мая 1856 года. Вскоре его семья перебралась в Лейпциг, а затем в Вену, где Фрейд окончил медицинский факультет Венского университета и стал самым известным психиатром в мире.

Б – Бессознательное

Краеугольным камнем в теории Фрейда было открытие бессознательного – части психики человека, по принципам функционирования отличающейся от сознания. Прочитав однажды книгу своего любимого писателя Людвига Берне «Искусство в три дня стать оригинальным писателем», где тот рекомендовал записывать «все, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках», что бы «через три дня изумиться, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей», Фрейд осознал, что всю информацию, которую клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, можно использовать в качестве ключа к пониманию их психики.

В – Великобритания

Летом 1938 года после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх и уехать в Англию, где он и скончался спустя год. Его тело было кремировано в Голдерс-Грин, а прах помещен в древнюю этрусскую вазу. Голдерс-Грин – один из старейших крематориев в Британии и первый в Лондоне. Здесь хранятся урны с прахом Анны Павловой, Вивьен Ли, Герберта Уэллса, Бернарда Шоу и Эмми Уайнхаус.

Г – Гомосексуализм

Источник развития гомосексуализма Фрейд видел в глубокой привязанности к матери в детском возрасте: «Молодой человек необыкновенно долго и интенсивно, сосредоточен на своей матери. Но, наконец, по завершении полового созревания все же настает время заменить мать другим сексуальным объектом. И тут происходит внезапный поворот: юноша не покидает мать, но идентифицирует себя с ней, он в нее превращается и ищет теперь объекты, которые могут заменить ему его собственное «Я», которых он может любить и лелеять так, как его самого любила и лелеяла мать».

Д – Детский церебральный паралич

Именно Фрейду принадлежит сам термин, так и первые исследования этой болезни. Будучи молодым доктором, он начал практиковать хирургию, а затем и неврологию в Венской городской больнице, где занимался лечением детей с параличом и нарушениями речи. Впоследствии, разочаровавшись в медицине, он перешел на работу в психиатрическое отделение.

Е – Евреи

Зигмунд Фрейд происходил из еврейской семьи. Именно по причине гонения на евреев после прихода Гитлера к власти Фрейду пришлось покинуть Вену. Он писал: «Кастрационный комплекс – это самый глубокий бессознательный корень антисемитизма, потому что еще в детстве мальчик часто слышит, что у евреев отрезают что-то, – он думает, кусочек пениса, и это дает ему право относиться с презрением к евреям».

Кадр из фильма «Киногид извращенца»

Ж – Жижек, Славой

Славой Жижек – культуролог и философ, написавший сценарий к легендарному фильму «Киногид извращенца» в трех частях. Вся картина состоит из постоянной смены кадров из всемирно известных фильмов, которые комментируются самим Жижеком, при этом режиссер Софи Файнс помещает его в воссозданные декорации из этих же кинолент.

З – Защитный механизм

Термин был предложен Фрейдом в 1884 году. Тогда он занимался психиатрией только год, но уже достиг больших успехов в исследованиях психических расстройств. Понятие «Защитный механизм» предполагало бессознательное вытеснение отрицательных переживаний, вследствие которых человек может отрицать произошедшие с ним события, полностью перенести их на других людей или начать ассоциировать себя с другой персоной.

И – Истерия

Вместе со своим другом, врачом Йозефом Брейером, Фрейд практиковал лечение истерии методом гипноза и свободных ассоциаций. Они просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и выговориться, симптомы хотя бы на какое-то время исчезали. Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи на уровне бессознательного.

К – Кокаин

Фрейд был кокаинозависимым. Начав изучать воздействие препарата на пациентов и его лечебные свойства при психических расстройствах, Фрейд решил попробовать его на себе в надежде, что это поможет побороть зависимость от морфия. Долгое время ученый использовал его как анальгетик и обезболивающее и написал несколько исследовательских работ по его воздействию. Но уже в 1897 году кокаин «был публично осужден как одно из бедствий человечества наряду с опиумом и алкоголем».

Л – Либидо

Либидо – еще одно из главных открытий Фрейда, ставшее основой психоанализа. Сам термин происходит из античных трактатов, встречается еще у Августина и переводится как «срамная похоть плоти». Фрейд исследовал развитие сексуальности у ребенка, предполагая, что либидо – неотъемлемая часть психологии человека, которая начинает проявляться с момента рождения и первоначально проявляется в удовольствии от сосания материнской груди в оральной стадии.

М – Морфий

В апреле 1923 года у Фрейда обнаружили опухоль нёба; операция по ее удалению прошла неудачно и едва не стоила ученому жизни. К 1939 году, когда болезнь перешла в необратимую стадию, Фрейду пришлось перенести еще 32 операции. Ученый обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. 21 и 22 сентября Шур ввел Фрейду дозу морфия смертельные дозы морфия. В три часа утра 23 сентября Зигмунд Фрейд скончался.

Н – Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство – один из пяти основных клинических случаев, которые классифицировал Фрейд. Это расстройство представляет собой бессознательные фобии и ритуалы, которые, по мнению больного, должны его защитить. Например, постоянные почесывания, суетливые движения, навязчивое желание вымыть руки и т.д. могут служить признаками такого заболевания.

О – Оно

Оно – одна из трех составных частей, формирующих личность человека и представляющее собой совокупность инстинктивных влечений. Главная задача Оно – стремление к достижению удовольствия любыми средствами, что в идеале должно контролироваться морализаторскими принципами Сверх-Я.

Читайте так же:
Стабилизатор настроения при депрессии и неврозе

П – Психоанализ

Создание теории психоанализа – главная заслуга Зигмунда Фрейда. Исследования истерии и ее лечение методом свободных ассоциаций позволили Фрейду сделать огромный шаг в развитии психиатрии. Его учение сразу приобрело огромную популярность в прогрессивных кругах Европы, а самые близкие последователи сформировали «Психологическое общество». Среди учеников Фрейда были Альфред Адлер, Пауль Федерн, Отто Ранк и многие другие. 15 апреля 1908 года общество было реорганизовано и получило новое название – «Венское психоаналитическое объединение».

Р – Религия

В 1927 году Фрейд написал одну из последних работ – «Будущее одной иллюзии». И хотя религию он считал чем-то вроде «массового невроза», этот труд был посвящен именно религиозным верованиям и их различиям с точки зрения психоанализа. Согласно исследованию Фрейда истоки всех религий крылись в ощущении беспомощности перед грозными силами природы.

С – Сублимация

Фрейд описывал сублимацию как отклонение энергии сексуального влечения от их прямой цели и перенос ее к другим целям или объектам. Одним из самых ярких и главных способов проявления сублимации Фрейд считал искусство и творчество в целом.

Т – Толкование сновидений

Классическая и первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. В ней он рассматривал сны как проявление бессознательного и поэтому отдавал им крайне важную роль при лечении больных. Согласно его теории в снах содержание заменялось символами, правильная трактовка которых могла помочь в лечении пациента.

У – Удовольствие

Работа «По ту сторону принципа удовольствия», написанная в 1920 году, – одна из ключевых для понимания Зигмунда Фрейда. В ней впервые появилось разделение личности на Я/Оно/Сверх-Я, а также на основе анализа поведения ветеранов и инвалидов Первой мировой войны Фрейд впервые рассмотрел вопросы влечения к смерти.

Фото: wikimedia.org. Члены Венского психоаналитического объединения: Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Абрахам и др.

Ф – Фрейдизм

Учения Фрейда, основанное на психоанализе, получило общее название фрейдизм. Оно объясняет явления культуры, социальной жизни и поведения людей бессознательными и в первую очередь сексуальными инстинктами и влечениями.

Х – Художники

В 1910 году из-под пера Фрейда вышла книга «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», посвященная исследованию творчества и трактатов великого итальянского художника. Анализируя его картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», Фрейд приходит к выводу, что художник отразил в ней свои детские воспоминания о матери, которую звали Катерина и с которой он был разлучен в раннем возрасте. А в отсутствии отца Фрейд видит причины гомосексуализма у легендарного художника эпохи Ренессанса.

Ц – Цитаты

Огромное количество цитат, которые сегодня блуждают в интернет-пространстве приписываются Фрейду ошибочно. Но самые известные изречения, которые в действительности принадлежат именно ему это: «Анатомия – это судьба» и «Иногда сигара – это просто сигара».

Ч – Чехия

Город Фрайберг, где родился Зигмунд Фрейд, сегодня принадлежит Чехии и называется Пршибор. В доме, в 1856 году родился Зигмунд Фрейд, в 2006 году был открыт музей.

Ш – Шарко, Жан-Мартен

В 1885 году Фрейд выиграл конкурс на стажировку в Париже у психиатра Жана-Мартена Шарко, того самого Шарко, который изобрел душ, названный впоследствии в его часть, и активно занимался исследованиями причин и лечением женской истерии. Под руководством Шарко Фрейд обнаружил наличие определенных связей между истерией и проблемами сексуального характера.

Э – Эдипов комплекс

Эдипов комплекс – одно из самых важных и самых спорных положений теории психоанализа Фрейда. Этим термином он обозначал бессознательное влечение к родителю противоположного пола. Название Фрейд взял из древнегреческой мифологии и одноименной драмы Софокла, в которой царь Эдип вопреки своей воле и, не ведая того, убивает своего отца и женится на матери.

Ю – Юнг, Карл Густав

Карл Юнг был главным оппонентом и любимым учеником Фрейда. На основе реальной истории их взаимоотношений был снят фильм «Опасный метод» (реж. Дэвид Кроненберг, по роману «Самый опасный метод» Джона Керра и пьесе «Исцеление беседой» Кристофера Хэмптона). Драма отношений Юнга и Фрейда связана с тем, что Фрейд полностью подчинял психику человека сексуальности, а Юнг считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выявляет то, что в ней заложено».

Я – Сверх-Я

Сверх-Я – наряду с Я и Оно это один из трех компонентов психики человека и человеческой личности. Согласно теории психоанализа Фрейда, Сверх-Я отвечает за моральные принципы и религиозные установки человека, нормы поведения и формирование идеалов.

Фрейд о неврозе и либидо

ЛИБИДО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ЛИБИДО (лат. libido – желание, стремление, влечение, страсть) – понятие, введенное в психологическую, медицинскую и философскую литературу во 2-й пол. 19 в. в работах М.Бенедикта «Электротерапия» (1868), А.Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) и др. для определения сексуального влечения, или инстинкта. В 20 в. понятие «либидо» разрабатывалось в глубинной психологии, и прежде всего в психоанализе З.Фрейда. По признанию последнего, он заимствовал это понятие у Молля. Фрейд считал либидо психической энергией, которая является подосновой всех трансформаций и перемещений сексуального влечения. Стремление, вожделение – это основа всякой психической жизни. Изначально либидо не имеет никакого определенного содержания, оно обладает лишь направленностью, интенцией. По этой причине может происходить преобразование сексуального влечения, отношения к его объекту (смещение энергетических нагрузок), цели (напр., сублимация) и источнику сексуального возбуждения (разнообразие аэрогенных зон). Либидо ведет человека к удовлетворению, к разрядке психического напряжения, причем это удовлетворение может принимать самые различные формы. Либидо может найти выход в обычном половом акте, а может перейти в сублимированный акт художественного или религиозного творчества. Оно может также перейти в отклонение, перверсию, переключаясь на самые неожиданные объекты как внутри, так и вне сексуальной сферы. Либидо способно принимать множество форм, не обладая само по себе никакой формой. Оно предстает как могущественная иррациональная сила, антагонистическая деятельности сознания. По мнению Фрейда, мы не можем представить душевной жизни человека, в построении которой не участвовало бы либидо, даже если оно отдалилось от первоначальной цели или воздержалось от ее осуществления.

Читайте так же:
Эффективное средство для лечения невроза

Значение термина «либидо» изменялось в различные периоды творчества Фрейда. В его ранних работах – «Навязчивые состояния и фобии» (1895), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и др. – понятие «либидо» обозначает сексуальную энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения. Нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне; между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги. Либидо оставляет неизгладимый след в психической жизни личности. Фрейд выделяет два вида энергетической нагрузки либидо: «Я-либидо» и «объектное либидо». Объектом либидо может быть собственная личность (Я-либидо) или внешний объект (объектное либидо). Существует энергетическое равновесие между этими двумя видами нагрузки: если «объектное либидо» возрастает, то «Я-либидо» убывает, и наоборот. В последующих работах – «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и др. – Фрейд сравнил либидо с Эросом Платона. Здесь либидо предстает как основа влечений к жизни, как стремление организмов сохранить целостность живой субстанции и создавать новые формы. Либидо есть энергия всякого влечения «любви», будь то половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, человеколюбие и т.д.

Термин «либидо» – как сексуальное влечение в самом широком смысле слова – Фрейд использовал в равной мере для объяснения причин возникновения неврозов и психических расстройств и для объяснения психической жизни нормального человека и его творческой деятельности (сублимация). Либидо становится одним из важнейших понятий психоаналитического учения о влечении к жизни (Эрос) и влечении к смерти (Танатос).

Основатель аналитической психологии К.Г.Юнг значительно расширил понятие «либидо». У него оно обозначает «психическую энергию» как таковую, присутствующую во всем, что «устремляется к чему-либо». Либидо у Юнга предстает как поток витально-психической энергии, оно сродни понятиям «воли» Шопенгауэра и Ницше, «бессознательного» Э. фон Гартмана, «жизненного порыва» Бергсона. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека Юнг рассматривает как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и другие психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, его способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо приводит к репродукции в сознании больного архаических образов и представлений, которые Юнг рассматривает как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг утверждал, что в процессе всякой человеческой жизни либидо претерпевает сложную трансформацию, принимая разнообразные символические формы, расшифровка и интерпретация которых является одной из основных задач аналитической психологии.

О работе Зигмунда Фрейда «Введение в нарциссизм»

Статья З.Фрейда «Введение в нарцизм» написана в 1914 году. Для Фрейда нарциссизм – одна из ключевых тем, он довольно много писал о нарциссизме. Статья 1914 года – это попытка анализа и резюмирования накопленного опыта психоаналитической практики к этому моменту. Это зрелый опыт изложения психоаналитической практики, переломный момент, когда взгляды Фрейда на природу неврозов и психозов расширяются, меняются его представления о психическом функционировании в целом.

Нарциссизм – схема развития либидо

Фрейд делает попытку расширения понятия «нарциссизм». В самом начале статьи он упоминает о том, что термин «нарциссизм» заимствован им из описанной P. Nacke в 1899г. картины болезни, в контексте которого термин «нарциссизм» обозначает состояния, когда человек относится к своему телу, как к сексуальному объекту. Т.е. нарциссизм рассматривался как болезнь, как перверсия.

Фрейд отмечает, что отдельные черты нарциссического поведения обнаруживаются у многих людей, не страдающих сексуальными перверсиями, и проявления либидо, которые он связывает с нарциссизмом, наблюдаются довольно широко и у людей с нормальным сексуальным развитием.

Клинический опыт Фрейда показывал, что лица, страдающие невротическими расстройствами, также могут демонстрировать нарциссическое поведение, никак не связанное с перверсиями, а являющимся «либидонозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения, известную долю которого с полным правом предполагают у каждого живого существа» (Фрейд).

Первый факт нарциссических проявлений, отмеченный Фрейдом в этой статье, нарциссические проявления у гомосексуальных людей. Клинический опыт обнаруживает эту связь: нарциссизм – гомосексуальность.

Второй клинический факт – деменция прекокс, или шизофрения. У шизофреников наблюдается двойной симптом – бред величия и потеря интереса к внешнему миру. В чем заключаются особенности ухода шизофреника от внешнего мира, что за психический процесс стоит за этим уходом? Для Фрейда это ключевой момент.

У невротика нарушено нормальное отношение к реальности, но при этом интерес к внешним объектам не утрачивается. Невротик интроецирует объект, и тот теперь живет в его фантазии, человек вступает в отношения с воображаемым объектом. При шизофрении же либидо отрывается от объектов и направляется на собственное Я, это состояние Фрейд называет нарциссизмом, точнее, вторичным нарциссизмом.

«Нарциссизм парафреника, возникший вследствие перенесения либидо на собственное Я, является, таким образом, вторичным, появившимся на почве первичного, до того затемненного разнообразными влияниями».

Связь либидо с объектами у шизофреника не подменяется, как в случае неврозов, продуктами собственной фантазии. Шизофреник отказывается от внешнего мира, совершает уход от реальности.

И, наконец, третий факт, иллюстрирующий ранние этапы развития либидо, наблюдение психических процессов у примитивных народов и маленьких детей, для которых характерны представления о собственном величии и всемогуществе. Это контекст магического переживания мира – вера во всемогущество мысли, жеста, сверхъестественную силу слова, магические приемы воздействия на внешний мир.

Наблюдая эти явления, мы видим, что первично либидо концентрируется на собственном Я, и лишь впоследствии часть его переносится на объекты. Т.е. любой нормальный человек начинает с первичного нарциссизма – аутоэротизма, и возвращения адресации либидо Я.

Фрейд приводит образ амебы с псевдоподиями. Как происходит движение либидо, связанное с объектными катексисами? По аналогии с амебообразным существом, псевдоподии которого то адресуются внешнему миру, то забираются обратно. Так и либидо свободно перекатывается – от Я через псевдоподии к внешнему миру, и может обратно возвращаться в Я, как псевдоподии амебы.

Психология Я – нарциссизм как веха в развитии Я

Следует отметить, что к этому времени Фрейд много уже работал с неврозом переноса, а нарциссические ситуации и психозы еще не так известны. И Фрейд говорит о том, психологию Я мы можем понять только через шизофрению. Точно также как психическое устройство мы вообще понимаем через анализ неврозов, а вот именно инстанцию Я мы можем понять через деменцию прекокс.

Читайте так же:
Какому святому молится при неврозе

И ведь с Я не все так просто: изначально единства Я нет, Я должно развиться. Но как это происходит? Для Фрейда важно это понять.

В этой статье Фрейд вступает в дискуссию с Юнгом, который сомневался в идее Фрейда о то, что при деменции прекокс утрата функции реальности связана с отрывом либидо от объекта и концентрацией его на Я. В этой связи проблема еще и в том, что Фрейд расширяет понятие либидо с сексуального значения на психологические интересы человека, в чем Юнг видел отказ Фрейда от прежней теории либидо. В ответ на приводимый Юнгом пример аскетического анахорета, который отказывается в вовлеченности в мир, но при этом не страдает деменцией прекокс, Фрейд объясняет это явление возможностью сублимации анахоретом своей любви к Богу, природе, всему живому, при этом либидо его не подвергается интроверсии на область фантазии (как в неврозе) и не возвращается в Я (нарциссические неврозы, психозы).

Итак, Фрейд приходит к мысли о том, что у Я, у так называемого индивида нет единства, оно наступает позже, Я должно сложиться. И нам нужно посмотреть, как либидо адресуется Я, как они соединяются. По мысли Фрейда, изначальны аутоэротические влечения, следовательно, необходимо добавить новое психическое действие, чтобы сформировать нарциссизм.

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, чтобы понять нарциссизм, Фрейд обращается к таким явлениям, как органическое заболевание, ипохондрии, состояния сна и проявления любовных чувств у мужчин и женщин. Все эти явления связаны с нарциссическими переживаниями.

Оно и понятно, заболевая, человек становится гораздо более нарциссичным, он отвлекается от внишнего мира, больному не до него. Фрейд приводит цитату одного автора о страдающем от зубной боли: «Его душа пребывает исключительно в тесной ямке бокового зуба». По мысли Фрейда, это ситуация, когда либидо и интересы Я соединяются. Страдающий физической болезнью человек на время утрачивает и способность любить, испытывать сексуальный интерес. «Больной сосредоточивает свое либидо на своем Я, отнимая его у объектов с тем, чтоб по выздоровлении вернуть его им».

В подобных состояниях происходит нарциссический возврат к самому себе. В этом ряду Фрейд приводит еще сновидение. Во сне, как и в деменции прекокс, мы полностью обращены на самого себя.

Ипохондрия. Мучительные, болезненные телесные ощущения, а сам орган здоров. Как это можно понять? Ведь это не боль, которая вызывается поражением ткани? Что тогда?

Фрейд обрисовывает параллельные ряды: объектное либидо – актуальные неврозы – неврозы перенесения – невротический страх, и другой ряд: Я-либидо – парафрения — ипохондрия – противоположность невротическому страху. Первые зависят от объект-либидо, вторые – от Я-либидо. Происходит накопление и застой либидо объектов (невроз) и накопление и застой Я-либидо (нарциссические неврозы, психозы).

Эта сложная экономика либидо: объект-либидо и Я-либидо, от которой и зависит, по мысли данной статьи, наше психическое и телесное благополучие. Мы можем заболеть влюбившись, и тогда нам нужно перестать быть влюбленным, или же нам нужно влюбиться для того, чтобы перестать болеть. Т.е. нам необходимо с этим застоем либидо как-то справиться, что-то с ним сделать.

Мы можем отреагировать моторно. Но есть и иные способы отведения возбуждения — внутренняя переработка. Для внутренней переработки не важно с реальными или нереальными объектами она имеет дело. Процесс психической переработки нарушается, когда объекты только исключительно фантазийные, здесь происходит сбой, я консервируюсь, не могу ненавидеть, не могу любить, все время возвращаюсь к одним и тем же фигурам. Это происходит с невротиками.

Фрейд связывает механизмы заболевания и симтомообразования при неврозах перенесения с накоплением и застоем либидо объектов, а феномены ипохондрии и шизофрении с застоем Я-либидо.

К чему прибегает психотик, чтобы с этим застоем справиться?

При шизофрении либидо, освободившись вследствие фрустрации и несостоятельности человека в жизненной борьбе, не останавливается на объектах фантазии (как при неврозах перенесения), а возвращается в Я. Фрейд пишет: «Нам известно, что страх (при неврозах перенесения) может смениться дальнейшими продуктами психической переработки в виде конверсий, реактивных образований, фобий. При парафрении вместо всех этих процессов наступает попытка к самоизлечению, которая и вызывает все наблюдаемые нами явления болезни».

Т.е. речь идет о попытке нарцисса выздороветь собственными силами. Но когда он предпринимает эти попытки на других он производит впечатление по-настоящему заболевшим. Бред – это защитное мероприятие, посредством которого человек восстанавливает целостность своего внутреннего мира.
Любовная жизнь людей – еще один путь к исследованию нарциссизма. Фрейд говорит о том, что первые аутоэротические сексуальные удовлетворения переживаются в связи с важными для жизни, служащими самосохранению функциями. Изначально сексуальные влечения соединены с влечениями Я. Лишь позже сексуальные влечения и влечения Я приобретают отдельность и самостоятельность.

Первым сексуальным объектом является мать или лицо, которое ее заменяет. С этим образом связан опорный выбор объекта – по заботящемуся типу, это поиск опоры. Но встречаются лица, выбирающие объект не по прообразу матери, а по их собственному – так называемый нарциссический выбор объекта. Такие лица ищут в любви самих себя (в силу нарушений в развитии либидо).

Фрейд говорит о том, что для каждого человека открыты оба пути выбора объекта – и опорный, и нарциссический. Для опорного типа выбора объекта характерна «переоценка объекта, которая, вероятно, происходит от первоначального нарциссизма ребенка и выражает перенесение этого нарциссизма на сексуальный объект. Такая сексуальная переоценка делает возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у Я в пользу объекта».

При нарциссическом выборе объекта путь к любви к объекту бывает затруднен, необходимо сделать в своем развитии шаг от (вторичного) нарциссизма к любви к объекту. В связи с этим Фрейд говорит о несовпадениях в любви и в любовных выборах.

Читайте так же:
Распирание головы изнутри при неврозе

В любви по нарциссическому типу Фрейд видит такие возможности: любишь то, что сам из себя представляешь (самого себя), то, чем прежде был, то, чем хотел бы быть, лицо, бывшее частью самого себя. В любви по опорному типу любишь вскармливающую женщину либо защищающего мужчину.
Также Фрейд говорит о возрождении нарциссической любви, а также нарциссизма родителей в проявлениях родительской любви к своему ребенку.

Эротическое и идеализируемое – проблема несовпадений в любовной жизни — идеал Я

Фрейд в этой работе сознательно обходит стороной вопросы, связанные с причинами нарушений в формировании нарциссизма у ребенка. Его интересует, какова может быть связь комплекса кастрации с проблемами нарциссизма.

Комплекс кастрации – что является структурными моментами события кастрации и как это м.б. связано с нарциссизмом?

В ходе развития у взрослого человека уменьшаются и смягчаются те нарциссические проявления, которые столь ярко выражены у маленьких детей – «бред величия ослаблен и психические признаки, по которым мы заключаем о его инфантильном нарциссизме сглажены» (Фрейд). И Фрейда волнует, что же стало с Я-либидо взрослого человека, не перешло ли оно полностью на привязанность к внешним объектам.

Ответ на этот вопрос, естественно, неоднозначен, и Фрейд в поисках ответов обращается к психологии вытеснения. Известный факт – либидинозные влечения, вступающие в конфликт с представлениями человека, подвергаются вытеснению. И здесь Фрейд начинает говорить о формировании инстанций (предвосхищение второй топики). Он говорит о той части Я, для которой важно сохранение чувства самоуважения, иначе — соответствие некоему идеалу, идеальному Я.

Т.е. образовании идеала является условием вытеснения. «Этому идеалу Я досталась та любовь к себе, которой в детстве пользовалось действительное Я. Нарциссизм оказывается перенесенным на это новое идеальное Я, которое, подобно инфантильному, обладает всеми ценными совершенствами» (Фрейд).
Таким образом, идеал Я компенсирует утраченный нарциссизм детства с его чувством всемогущества и ощущением собственного совершенства.

Сравнивая идеализацию и сублимацию (которые часто люди в своем понимании смешивают, не отделяя одно от другого), Фрейд пытается проследить судьбу жизни влечений в том и другом случае. Он различает сублимацию и идеализацию. Что более ценно для психической жизни? Это понятийно различные вещи, сублимация имеет дело с влечениями, а идеализация – с объектами.

Образование идеала повышает требования Я и является самым благоприятствующим моментом для вытеснения. Сублимирование же – единственная защита, дающая возможность удовлетворения влечения, и которая не требует вытеснения.

«В ущерб правильному пониманию часто смешивают образование Я-идеала с сублимированием влечения. Тот, кто отказался от своего нарциссизма во имя высокого Я-идеала, не должен еще благодаря этому непременно успешно сублимировать свои либидонозные влечения. Хотя Я-идеал и требует такого рода сублимирования, но не может его вынудить; сублимирование остается особым процессом, развитие которого совершенно не зависит от того, чем этот процесс вызван».

У идеализации есть и параноидная составляющая. Фрейд пишет об этом, и мы понимаем, что описываемая им инстанция Я (призванная наблюдать за Я, за тем, чтобы Я соответствовало этому идеалу) – это будущее Супер-Эго (Сверх-Я). И признание этой инстанции раскрывает для нас понимание так называемого бреда отношений, прослеживаемого в симптомах параноидных заболеваний.

«Подобная сила, которая следит за всеми нашими намерениями, узнает их и критикует, действительно существует даже у всех нас в нормальной жизни. Бред наблюдения изображает ее в первоначальной регрессивной форме, при этом раскрывает ее генезис и основание, почему больной и восстает против нее».

Развитие Я связано с отходом от первичного нарциссизма, что может быть сопряжено с чувством неудовольствия для индивида, т.к. он утрачивает представление о собственном всемогуществе и совершенстве. И перемещение нарциссических побуждений на идеал Я перенаправляет и интересы человека, что способствует тому, что удовлетворение проистекает уже из приближения и осуществления этого идеала. Эти траектории могут быть разнообразными — так что субъект может размещать нарциссический катексис в других (в объектах) и даже направлять на себя объектный катексис.

Затем Я может отдавать свои либидинозные привязанности объектам, тем самым происходит перенос на другого нарциссического совершенства раннего Я. Фрейд рассматривает отношения любви, пытаясь различать объектное и нарциссическое либидо. В этом мы видим много трудностей, витиеватых движений, сложной динамики соотношения эротического (либидинозного) и идеализируемого. Так и любовная жизнь, которая вся состоит из несовпадений, в которой идеальное, идеализируемое с таким трудом сопрягается с реальностью.

И, наконец, Фрейд совершает виток в своем движении мысли к социальной жизни индивида. «От идеала Я широкий путь ведет к пониманию психологии масс» (Фрейд). И чем оборачивается невозможность найти удовлетворение в области Я-идеала в социальной жизни индивида.

Психоанализ в медицине: что осталось от учения Фрейда?

6 мая 1856 года в моравском городе Фрайбер родился отец психоанализа Зигмунд Фрейд.

Фрейд и его вклад в науку

Даже те, кто сегодня критикуют работы Фрейда и отказывают психоанализу в праве считаться научной дисциплиной, не могут не признавать: работы великого австрийца сыграли важнейшую роль в развитии науки и в понимании основ личности человека.

Неискушенный читатель может увидеть в названиях книг Фрейда нечто эзотерическое: «Толкование сновидений», «Тотем и Табу», «Я и Оно» и т. д. Но сам ученый не вкладывал в свою работу ровным счетом ничего мистического и основывался исключительно на накопленном опыте и практике, отрицая оккультизм и провозглашая себя сторонником психического детерминизма.

С самого начала психоанализ подвергался жесткой критике, над ним смеялись, его осуждали. Но метод действительно помогал в терапии психических расстройств, и постепенно психоанализ был признан. Особенно популярным стало это учение среди образованной части общества.

Еще бы. Ведь психоанализ претендовал на способность объяснить все, что происходит с любым человеком на протяжении всей его жизни. Универсальность теории всегда притягательна, но она же и идет вразрез с принятыми критериями научности. Тем не менее, психоанализ и сегодня продолжает применяться и развиваться во всем мире. Правда, не в классическом виде, предложенном самим Фрейдом, а с учетом более поздних дополнений и наработок многих ученых.

Основной сферой применения психоанализа Фрейд считал лечение неврозов, истерии, фобий и вызванных этими состояниями реакций. А основным достижением можно считать понимание того, что материальные причины есть у любого, самого неадекватного и нелепого поведения или реакции. Обнаружение этих причин и является главной задачей психоанализа

Читайте так же:
Депрессивный невроз лечение народными средствами

Структура личности

З. Фрейд описал личность человека как совокупность трех взаимодействующих составляющих:

  • Ид/Оно — бессознательное, темные неосознаваемые желания и влечения, не знающие понятий «Добро» и «Зло». Ид вне морали и нравственности и стремится только к удовлетворению влечений. Это врожденная часть, в поле которой действуют два противоположно направленных инстинкта: жизни и смерти. С инстинктом жизни связано сексуальное влечение — либидо, или Эрос. С инстинктом смерти и разрушения — мортидо, или Танатос.
  • Эго/Я — сознание. Эта структура позволяет личности самоидентифицироваться, отделить свое Я от окружающего мира. На территории Эго происходит борьба между влечениями Ид и ограничениями, накладываемыми Супер-Эго.
  • Супер-Эго/сверх-Я — часть личности, приобретаемая после рождения. Супер-Эго определяет идеалы человека, моральные и нравственные нормы, которыми он старается руководствоваться.

Противоречием между мощными стремлениями Ид к удовлетворению влечений и запретами, устанавливаемыми Супер-Эго, Фрейд объяснял развитие невроза.

Конфликт можно разрешить, если с помощью психоанализа осознать то, что оставалось в сфере бессознательного.

У здорового человека Я, Сверх-Я и Оно/бессознательное находятся в относительном равновесии. Для психопатов свойственно преобладание Оно, а защитные механизмы Я ослаблены или отсутствуют. Целью психотерапии является изменение баланса в сторону активизации Я и ослабления бессознательного Оно.

Эдипов комплекс

Наиболее критикуемой частью теории психоанализа были идеи Фрейда о детской сексуальности. По мнению ученого, каждый ребенок проходит в своем развитии несколько стадий до момента достижения зрелой сексуальности, фиксирующейся на гениталиях. Кульминацией сексуального развития становится Эдипов комплекс, который Фрейд считал универсальным, а также комплекс кастрации. Название связано с мифом об Эдипе, убившем своего отца и взявшим в жены собственную мать.

По мнению Фрейда, каждый мальчик в глубине своего бессознательного хочет обладать собственной матерью и убить отца. Комплекс кастрации обусловлен страхом перед местью за удовлетворение этих желаний. У девочек аналогичные стремления названы комплексом Электры и усугубляются тайной завистью к пенису, которого они лишены.

Эти постулаты вызывали резкую критику всегда: как в викторианской Англии с ее моральными устоями, так и сейчас, когда отторжение вызывает и понятие детской сексуальности, и отношение к женщине как к существу, низшему по отношению к мужчине с его пенисом.

Впрочем, Фрейд был уверен, что эта его теория всегда будет подвергаться критике именно в силу того сопротивления, которое оказывает Эго, чтобы избежать осознания тайных движений бессознательного.

Сны и их толкование

Фрейд полагал, что во сне бессознательное проявляет себя в тех образах, которые сплетаются в сюжет сновидений. И если разобраться в символике сновидений, можно разобраться в скрытых от сознания влечениях человека и в глубинных личностных конфликтах.

В своей книге «Толкование сновидений» З. Фрейд предлагает разработанную им систему интерпретации символов. Многое в этой системе спорно и кажется притянутым за уши, как в сонниках у гадалок. Тем не менее, автор твердо стоял на материалистических позициях, а свои выводы делал на основе данных, полученных практическим путем в результате колоссального труда. Его толкование сновидений не ставит перед собой цель предсказывать будущее: оно анализирует настоящее и прошлое на предмет выявления причин имеющихся психологических проблем и невротических состояний.

Метод свободных ассоциаций и «оговорочки по Фрейду»

Отец психоанализа полагал, что в поведении человека нет места случайности. Все, что делается, имеет мотив, часто скрытый глубоко в бессознательном. Для выявления мотивов нужно только правильно интерпретировать то, что человек делает. Его речевые ошибки, оговорки, изменение поведения служат нитью Ариадны в лабиринтах подсознания. Следуя за этой нитью, можно прийти к истокам проблемы.

Такой же нитью становится и поток ассоциаций, которые появляются в мозгу пациента во время сеанса. Озвучиваются и анализируются все мысли, пришедшие в голову, включая абсурдные и совершенно непристойные и ужасные с точки зрения морали и нравственности. Анализу подвергается также сопротивление пациента, указывающее на неосознаваемые болезненные точки и конфликты.

Современный психоанализ в терапии расстройств психики

Зигмунд Фрейд относился к своему детищу трепетно и ревниво: за малейшую попытку внести изменения в его теорию или развить ее даже преданные ученики подвергались остракизму и изгонялись навсегда. Но развития мысли не остановить: за время существования психоанализа в учение было внесено много нового, а часть фрейдовских постулатов уходит в историю, как, например, теория детской сексуальности и «универсальные» комплексы Эдипа и Электры.

Развивалась как теория, так и практические методы психоанализа. Однако в основе остается суждение о связи и взаимовлияния сознательного и бессознательного.

Современный психоанализ применяется для лечения неврозов, некоторых форм истерических расстройств, фобий, тревожных и депрессивных состояний, помогает в решении психологических проблем и играет свою роль в терапии тяжелых расстройств психики. Психоанализ помогает преодолеть семейные конфликты, справиться с последствиями кризисных ситуаций и сильного стресса, преодолеть жизненные трудности.

В успешном лечении играет большую роль личность психотерапевта и отношения, которые складываются между ним и пациентом. Недостаточный уровень профессионализма может привести к усугублению имеющихся проблем, поэтому необходимо очень тщательно выбирать того, кому доверить анализ.

Комментарий эксперта

Пол Клайн, психолог, психоаналитик, автор научных работ в области статистического анализа личности, Великобритания

Психоанализ, созданный Зигмундом Фрейдом — это и теория, и практический метод. Главные, основополагающие идеи можно уложить в несколько фраз, но чтобы успешно применять метод, необходим огромный опыт, обширные познания и профессионализм. Суть учения заключается в том, что на нашу жизнь и поведение влияют бессознательные влечения. Их нельзя контролировать, пока они не перешли в область осознаваемого, а сделать это можно только при помощи психотерапии и психоанализа.

Несмотря на критику, не утихающую на протяжении всего периода существования психоанализа, теория Фрейда остается одной из самых известных и влиятельных. Современной психологии стоит признать, что учение Фрейда не заслуживает категорического отрицания и не требует безоговорочного принятия. Это та основа, которая позволила нам сделать шаг к научному познанию тайн психики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector