Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функциональное заиканиестатья на тему

Функциональное заикание
статья на тему

Козлова Маргарита Андреевна

В статье даны равернутые советы для родителей, дети которых страдают таким временным нарушением речи, как функциональное заикание.

Скачать:

ВложениеРазмер
funktsionalnoe_zaikanie_.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональное заикание — это очень частое явление, которое возникает у детей, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Разумеется, причины у Ф.З. всегда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повышенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф.З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.

Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинающегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра. В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реагировать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене.

Причиной заикания может являться насильственное угнетение "слабого" полушария мозга (например, при переучивании левши).

Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функциональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логоневроз); наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патологиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в результате других серьезных заболеваний.

Также причинами воникновения Ф.З. являются:

-неправильная речь окружающих взрослых (также неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномоментная речь нескольких взрослых, множество вопросов и пр.)

-стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и "положительно окрашенным" — например, поездка в Дисней-ленд)- в этом случае не стоит "добиваться истины", выяснять у ребенка "может, что-то произошло в детском саду?", "может, тебя кто-то испугал или обидел?" — подобные выяснения обстоятельств могут только усугубить ситуацию.

Самое главное: функциональное заикание проходит при своевременном и правильном — аккуратном — вмешательстве родителей. Если вы сразу начали предпринимать верные действия, то заикание пройдет через две недели — именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение Ф.З. может уйти от 3-4 недель до 3-4 месяцев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей Ф.З. проходит "само". Но чаще — если ситуация, которая спровоцировала Ф.З. не исчезает, — Ф.З. закрепляется.

1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается — может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!) . Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.

2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает "да", "нет". Всегда выслушивайте его ответ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, и смотрите ему в лицо, когда разговариваете с ним.

3. Речь взрослого должна быть безукоризненной — четкой, ясной, достаточно громкой. Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите МЕДЛЕННО .

4. Как минимум две недели нужно избегать различных зрелищ, повышенных эмоций, впечатлений, мультики — только такие, где мало разговаривают (и ни в коем случае не диснеевские "экшн"!), побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек, цветы и т.п. — это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то совсем хорошо.

5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами.

6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества ни в коем случае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за "леворукость". Ситуация угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.

Часто функциональное заикание возникает у "продвинутых" в интеллектуальном плане детей, у детей с хорошо развитой (опережающей возрастные нормы) речью (Ваш случай. ) , у двуязычных детей. Т.е., если можно так выразиться, мышление опережает физиологические возможности ребенка, физиология (развитие артикуляторного аппарата) как бы "не догоняет". Чтобы вернуть необходимый баланс в работе мозга, важно не концентрировать ребенка на этой проблеме — очень хорошо, если он сам не придает большого значения этому заиканию и вы старайтесь не делать из этого трагедии — многие родители, к слову, вообще не замечают у своих детей функционального заикания:-) — и это гораздо лучше лишней суеты.

Режим, слушание музыки (восприятие хорошей музыки способствует синхронизации полушарий в работе мозга), никаких новых впечатлений (ни плохих, ни хороших) — все войдет в норму. Разумеется, музыка не всякая подойдет. Но можете не сомневаться в Моцарте, Вивальди, Чайковском, Шопене, Равеле. Берите произведения мажорных тональностей и темпов средней подвижности.

Если заикание приобретает хроническую форму и длится продолжительное время или периодически проявляется в результате провоцирующих обстоятельств, то есть основания говорить о наличии устойчивого логоневроза. Для лечения его необходима помощь НЕЙРОПСИХОЛОГА.

На сегодняшний день существуют технологии, позволяющие В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ устранить логоневроз любой степени, при условии отсутствия органических поражений мозга.

Логоневроз — заикание в привычном для Вас смысле, которое проявляется вследствие судорожной готовности речевого аппарата. Поддается коррекции только при совместной работе нейропсихолога, невролога, логопеда-дефектолога и при обязательно медикаментозной поддержке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения.

Функциональный модуль «Логопед». Паспорт функционального модуля.

Функциональный модуль «Логопед». Паспорт функционального модуля.Перечень компонентов функционального модуля «Логопед»Назначение функционального модуляДля педагогов: — разв.

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания.

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п.

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия.

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания.

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен.

Заикание. Симптомы, причины. Первичные рекомендации в работе с дошкольниками

Заикание – одно из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому развитию, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Наиболее часто наблюдается у детей функциональное заикание, когда не имеется каких – либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Предпосылками и причинами заикания являются:

  • болезненное состояние нервной системы, пониженная ее устойчивость, соматическая ослабленность;
  • подражание неправильной речи окружающих (ускоренная речь родителей, воспитателей; заикание окружающих детей, взрослых);
  • неправильное звукопроизношение у ребенка;
  • задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, когда не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств, для выражения мыслей;
  • непосильная по возрасту речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка);
  • неправильные условия воспитания, физические наказания, сильный испуг.

Если говорить о психологических особенностях, то можно отметить стеснительность, робость, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и переживание за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, резкость, показную разболтанность, раздражительность, неустойчивость в желаниях. Обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления.

Решать проблему заикания можно лишь при комплексной системе воздействия, которую условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

С чего начать?

Создать условия, способствующие нормальному психическому развитию и неторопливо – спокойной речи:

1. Упорядочение поведения:

– твердый режим;
– уравновешенная, спокойная атмосфера в семье, ласковое отношение к ребенку окружающих;
– необходимая предпосылка для нормализации речевого общения – спокойное, уравновешеннее поведение.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Этим мы уберегаем ребенка от частого переключения от одной деятельности на другую, и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

2. Нормализация речевого общения с окружающими:

– не перегружаем многообразием речевой информации (телевизор, чтение большого количества сказок, заучивание сложных стихов).

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить: ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Очень полезно спустя некоторое время заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картине, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

– расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса.

Ведь в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать.

Это зависит не только от быстрого переключения или непонимания того или иного явления, когда ребенок теряет логическую последовательность, но и от ограниченного словарного запаса слов. Расширение и обогащение словаря идет через общение, когда взрослый обращает внимание на окружающие предметы и явления, объясняет их назначение и сущность.

– развитие способности последовательно излагать свои мысли, желания.

Взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно. Примером плавной, неторопливой речи должны стать взрослые. Форма общения взрослого с ребенком – беседа, когда задается вопрос, а ребенок отвечает коротким предложением. Приучаем ребенка отвечать на выдохе: делается вдох через нос, на выдохе произносится фраза. Первая гласная первого слова во фразе пропевается более длительно.

– устранение фонетических недостатков речи ребенка, т.к. недостатки звукопроизношения мешают правильному оформлению и течению детской речи.

– не акцентировать внимание ребенка на его дефекте. Это может привести к болезненной реакции на свой дефект, замкнутости, раздражительности и в тяжелых случаях к логофобии. Без помощи ребенка, его мотивации с заиканием не справится, поэтому привлекать внимание надо, но правильно. И только в том случае, когда взрослый обучает ребенка правильной речи, когда замечания делаются тактично, поощряются успехи. Делая замечание, взрослый уверен, должен быть, что ребенок справится с заданием самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Нормализация детской речи:

– пение детских песен,
– после речевых нагрузок неречевые игры, шепотная речь (общение шепотом),
– ритмизация речи через отхлопывания, пошаговое проговаривание слогов, слов и т.д.
– дыхательные и релаксационные упражнения;
– элементы сопряженной, сопряжено – отраженной речи;
– занятия со специалистами.

Заикание вылечить тяжело. Сигорский считал, что ему не всегда удавалось вылечить заикание у детей или у людей необразованных. Первым, по его мнению, недоставало настойчивости и воли, вторым – желания. Вот статистические данные нескольких исследователей (Блюме, Коломбо, Коэна):

излечение – примерно три пятых больных;
улучшение – чуть меньше одной пятой;
неизлечимость – чуть больше одной пятой больных.

На основе этих данных Сигорский сделал вывод, что лечение заикания можно признать задачей благородной.

Комплексные программы реабилитации детей с неврологическими нарушениями

Комплексные программы реабилитации детей с неврологическими нарушениями

«Головоломка» — пожалуй, единственный нейропсихологический центр в Новосибирске, оказывающий не только консультационные услуги, но и специализирующийся на эффективной реабилитации и комплексном лечении неврологических расстройств у детей 0 — 18 лет.

В нашем Центре на левом и правом берегах Новосибирска работают высоко квалифицированные детские врачи-неврологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, массажисты и другие специалисты.

Занятия на инновационном медицинском оборудовании Центра способствуют развитию структур головного мозга и позволяют добиваться высоких положительных результатов в лечении имеющихся нарушений.

В нашем Центре сегодня применяются самые передовые технологии по реабилитации детей с различными неврологическими нарушениями: двигательные нарушения, тики, энурез, нарушение сна, головная боль, дизартрия (нарушения речи, заикание), эпилепсия и т.п.

В зависимости от имеющейся проблемы, мы предлагаем эффективные решения – комплексные программы, основанные на курсовом лечении и показывающие стойкую положительную динамику при лечении неврологических расстройств у детей 0-18 лет. Специализированные программы включают как групповые, так и индивидуальные занятия.

Мы заботимся о психологическом комфорте наших юных пациентов. Курс реабилитации и лечения неврологических расстройств у детей в Новосибирске проводится в игровой форме – детям нравится в наших Центрах. Врачебные кабинеты и залы для занятий оборудованы не только высокотехнологичным оборудованием, но и напоминают сказочную страну, откуда ваш ребенок нескоро захочет уйти. Здесь и пиратский корабль, на который не так-то просто залезть, и горка, и бассейн с шариками, и звездное небо, и гамак, и скалодром, и качели, да не простые, а качели-гамак, в которые ребенок может залезть, как в кокон, и его можно закрутить и раскачать так, что восторгу не будет предела. И пока ребенок будет играть и веселиться, специалист направит это веселье в русло решения имеющихся неврологических проблем – все занятия призваны улучшить межполушарное взаимодействие, что позволит ребенку сделать осознанную деятельность более эффективной.

Если у вашего ребенка наблюдаются какие-либо подозрительные симптомы или имеется хотя бы одно из перечисленных ниже нарушений, мы рекомендуем вам обратиться к специалистам нейропсихологического центра «Головоломка» для выполнения соответствующей диагностики и подбора комплексной коррекции.

Центр Головоломка - Комплексная программа для детей с задержкой речевого развития

Комплексная программа для детей с задержкой речевого развития

Часто бывают случаи, когда растет ребенок, с которым в семье устанавливается речевой барьер. И связан этот барьер с банальной проблемой: ребенок долго не начинает говорить, или, даже если начинает, то понять сказанное им практически невозможно.

Центр Головоломка - Комплексная программа реабилитации детей с тиками

Комплексная программа реабилитации детей с тиками

В наших Центрах в Новосибирске действует эффективная Программа помощи и лечения тиков у детей, которая включает целый комплекс диагностических и лечебно-профилактических мероприятий под наблюдением специалистов ДНПЦ «Головоломка».

Центр Головоломка - Комплексная программа лечения нарушений сна, в том числе ночного энуреза

Комплексная программа лечения нарушений сна, в том числе ночного энуреза

Программа лечения нарушений, разработанная специалистами нашего Центра, помогает решать следующие неврологические расстройства у детей: функциональный энурез неорганической природы (дневной, ночной), ночные пробуждения, снохождение, чуткий сон, нарушения засыпания, сноговорение, бруксизм (скрип зубами).

Центр Головоломка - Комплексная программа лечения головной боли и снятия напряжения

Комплексная программа лечения головной боли и снятия напряжения

Программа лечения головной боли у детей, разработанная специалистами нашего Центра, эффективно решает следующие проблемы: легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность.

Центр Головоломка - Комплексная программа лечения эпилепсии у детей

Комплексная программа лечения эпилепсии у детей

В ДНПЦ «Головоломка» сегодня представлена эффективная Программа лечения эпилепсии у детей 3-12 лет, которая включает целый комплекс диагностических и лечебно-профилактических мероприятий под наблюдением специалистов Центра. Лечение эпилепсии у детей в нашем Центре в Новосибирске проводится в строгом соответствии с выявленным типом эпилепсии и электроэнцефалографической картиной, сопутствующей патологией.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Один из самых волнующих вопросов для родителей – развитие речи у ребенка. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

Что может стать причиной задержки речевого развития у ребёнка?

— органическое поражение центральной нервной системы;
— ее функциональные изменения (аутизм, отставание общего нервно-психического развития);
— дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, аденоиды);
— задержки речевого развития иного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов).

Отдельной строкой здесь хочется написать о педагогической запущенности – порой родители имеют слабое представление о том, как нужно проводить время со своим ребенком, или не имеют этого времени вообще.

Виды нарушений речи у детей:

Афазии, алалии и дислалии, дизартрии (псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая), дис- и афонии, бради- и тахилалии, заикание. Как видите, нарушений много, и какое именно из них имеется (а, может, и вовсе нет) у вашего ребенка, разберется только специалист.

На что родителям нужно обратить внимание, чтобы вовремя показать ребёнка специалисту?

В первую очередь, на темпы речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов – не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослыми;

— к двум — двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цветов;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

  • Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги; первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу».
  • Период с года до двух – время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми фразами, могут обобщать предметы по определенному признаку.
  • Период с двух до трех лет – время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

К какому специалисту следует обратиться родителям, если они заподозрили задержку речевого развития у своего ребёнка?

Не будет ошибкой, если родители обратятся к своему лечащему доктору, – для ребенка таковым является педиатр, – который наравне с неврологом и логопедом может определить нарушения речи. Но в любом случае для подтверждения нарушений и назначения какого-либо лечения, а также мероприятий по их коррекции, необходима дополнительная консультация невролога и логопеда. В этом треугольнике специалистов не важно, с какого угла зайдут родители, важно – не закрывать глаза на проблему, вовремя ее выявить и начать ею заниматься.

Какие существуют методы лечения?

Методы лечения определяются в зависимости от вида выявленных нарушений, их тяжести и выраженности. Основными направлениями работы с детьми, имеющих нарушения со стороны речи (задержка речевого развития или трудности произношения), являются логопедические занятия, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, в некоторых случаях психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Медикаментозное лечение в этом ряду стоит на последнем месте и заключается лишь в ноотропной поддержке детей, которые стараются усвоить новый для него навык вербального общения. Дополняют лечение физиопроцедуры и специализированный (логопедический) массаж.

Родители должны принимать активное участие в решении этой проблемы, чтобы не разорвать преемственность и комплексность всей проводимой работы с детьми.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом;

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями – должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику;

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить;

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не ограничивайте "общение" ребенка домочадцами и их родственниками

Общение с другими детьми, посещение развивающих групп для малышей, детского сада социализируют ребенка и побуждают его к общению на общепринятом языке.

Задержка речевого развития, часто сочетающаяся и с нарушением психического развития, – тяжелейшее полиэтиологическое состояние детского возраста. Ни в коем случае нельзя придерживаться успокаивающе-выжидательной тактики. Требуется активное обследование и интенсивное лечение с привлечением специалистов различного профиля, взаимодействие с семьей, работниками детских дошкольных учреждений и школ. Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Лечение деменции у пожилых людей отзывы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector