Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Юдина, Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей / Н. В. Юдина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5183/ (дата обращения: 25.10.2021).

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.

Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.

Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].

Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.

При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.

Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].

Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.

Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:

1. Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.

2. Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.

3. Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:

«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.

Читайте так же:
Что такое психоз на фоне алкоголизма

Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.

Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].

В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:

— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;

— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;

— в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;

— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

1. Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

2. Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.

3. Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.

4. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.

5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.

6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.

Похожие статьи

Стиль семейного воспитания и особенности развития.

ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание детей, семейное воспитание, тип.

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания. Для ребёнка семья является средой, в которой.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания. Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы.

Семейные отношения и их влияние на формирование личности.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях.

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Влияние детско-родительских отношений на становление.

Взаимоотношение родителей и детей в семье. ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность, том. семейное воспитание, типы личности, детско-родительские отношения, становление личности.

ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными. ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи, воспитание детей, охранительное воспитание.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого».

семья, родитель, возможность, семейное воспитание, самая семья, социальная адаптация, мать, больной ребенок, лучшее понимание, благоприятный тип. Организация работы консультативного пункта для оказания.

Гарбузов захаров неврозы у детей и их лечение

Опубликовано в журнале «Психология и Психотехника» в № 11 за 2015 год в рубрике «Потенциал интеллекта» на страницах 1146-1157.

Аннотация: В статье рассматривается феномен когнитивной ригидности: биологические, социальные и иные причины её возникновения, развития. Делается обзор имеющихся исследований, анализ самого понятия “когнитивная ригидность” и терминов близких ему. Автор излагает идею наличия данного феномена при многих психических заболеваниях, приводит ряд фактов, доказывающих дезадаптивное влияние феномена на поведение человека, его успешность в профессиональной и любой другой сфере. Доказывается необходимость создания специальных коррекционных программ для подростков, старших школьников и взрослых. Проведён теоретический анализ таких явлений, как общая психическая и когнитивная ригидность. Осуществлён анализ методической литературы и научных трудов российских и зарубежных авторов. Выдвигается идея возможного влияния средовых факторов на формирование когнитивной ригидности, которая в дальнейшем усложняет и снижает адаптацию человека в быстро меняющемся мире. Автором предполагается создание программы коррекции когнитивной ригидности у подростков и старших школьников с целью повышения у них мотивации к обучению, улучшения успеваемости.

Читайте так же:
Лечим невроз и панические страхи

Ключевые слова: психическая ригидность, установка, когнитивная ригидность, успешность, адаптивность, дезадаптивное поведение, нейронная пластичность, психическое заболевание, деятельность, мышление

DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.16968

alt=»Creative Commons License CC-BY-NC» width=»» /> Статья опубликована с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0) – Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая».

Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Библиография:
Спиваковская А, С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 273с.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М., 1982.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.-336с.
Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. с. 14 –24.
Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал.-1982.-№ 2.-с. 35-40.
Дунаевский В.В. Психиатрия и психосоматическая медицина.-СПб.: «Интеграф».-1995.-с. 378.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. – Спб.: «Питер».-2005. – с. 496.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: «Питер».-2000.-с. 375.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 2001. – с. 324.
Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 2000. – с. 459.
Блейхер В.М. Расстройства мышления. – Киев: Издательство Здоровье.-1983. – с. 192.
Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. – М.: «Эксмо».-2010. – с. 464.
Гусев А.Н., Михайлова О.А., Уточкин И.С. Роль индивидуально-психологических свойств личности в выраженности феномена слепоты к изменению // «Вопросы психологии».-2012.-№4.
Бехтерева Н.П. (совместно с Гоголицыным Ю.Л., Кропотовым Ю.Д., Медведевым С.В.) Нейрофизиологические механизмы мышления.-Л.: «Наука».-1985. – с. 272.
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.-Л.: «Наука».-1980. – с. 208.
Шильник Л., Между ушами. Феномены мышления, интуиции и памяти.-М.: «Энас».-2008.-с.118-119.
Костандов Э.А и соавторы. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2002.-№5 – с. 531-538.
Костандов Э.А. Условнорефлекторное переключение и когнитивная установка // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.-2003.-№3.-с. 268-278.
Курова Н.С., Черемушкин Е.А., Ашкинази М.Л. Когерентность ЭЭГ при действии неосознаваемой зрительной установки в условиях повышенной мотивации испытуемых. // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2003.-№6. – с. 705-711.
Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач // Вопросы психологии.-1987.-№3.-c. 142.
Нижарадзе Г.А. Влияние мотивационных факторов на ригидное поведение: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. – Тбилиси. – 1984. – с. 132.
Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore Praeger. 1965
Романова Е.С., Решетина С.Ю.Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики. // «Прикладная психология».-2001-№3-с.19-40.
Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – Спб.: «Питер».-2004. – с. 176.
Рыжов Б.Н. Системная психология. Методология и методы психологического исследования. – М.: МГПУ-1999.-с.139-175.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК.-2003. – с. 398.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос.-1996. – с. 198–222.
Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // «Журнал практического психолога».-1996.-№5.
Максутова Н.Г. Проблемы подготовки операторов связи информационных центров служб спасения // Материалы научно-практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых»-М.: Изд. центр «ЭЛЛАРАДА».-2002.-с. 85-87.
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: Когито-центр.-2011.-с. 336.
Бурмистрова Е. В., Максутова Н. Г. Когнитивные и личностные особенности операторов связи служб экстренного реагирования // Материалы I Международного форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» (СПб. 5—7 июня 2006 г.) / Под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш, С. А. Чернышевой.-СПб.: Книжный дом. – 2006.-с. 214.
Kolb & Whishaw: Fundamentals of Human Neuropsychology. 2003. p. 453-454, 457
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследования по психологии установки / Ред. А. С. Прангишвили, 3. И. Ходжава. Тбилиси: Изд-во Грузинской АН.-1958. с. 5-126.
Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. переводов с нем. и англ. / Под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Прогресс.-1965.-с. 199-221.
Luchins A. S., Luchins E. H. Wertheimer’s seminars revisited. Problem-solving and thinking. V. 3. Albany, 1970. p. 439.
Cowen Е.L. The influence of varying degrees of psychological stress on problem-solving rigidity // J. of Abn. and Soc. Psychol. 1952. N. 47. P. 512-529.
Норакидзе В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка // Экспериментальные исследования по психологии установки. Т.1.-Тбилиси: Изд-во АН ГССР.-1958.-c. 348.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».-2002.-с. 512.
Творогов Н.Д. Клиническая психология. – М.: ПЕР СЭ.-2007. – с. 456.
Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь.-М.: «Педагогика-пресс».-1996.-с. 367.
Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01-Краснодар. – 2006. – с. 220.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: Издательство Томского университета.-1993. – с. 272.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования (2-ое изд., перераб. и доп.).-СПб.: «Питер».-2002.-с. 272.
Гордыня Н.Д. Исследование ригидности-гибкости познавательного контроля и импульсивности-рефлективности у студентов-авиадиспетчеров. // «Молодой ученый».-2013.-№5.-с. 634-638.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – М.: Медицина, 1985. – 416с.
Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
Alfred Adler, Problems of neurosis (New York, 1930), стр. 73
Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
Козловская Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М., 1995.-214с.
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.
Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребёнка. – М.: Академический проект, 2004.-192с.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 142 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер с фр. СПб.: Питер, 2004. 192 с. (Серия «Психология-классика»)
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.
Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2012.-№ 2. — С. 60-65.
Гиляровский В.А. Психиатрия: Руководство для врачей и студентов. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: «Медгиз»-1954.-с. 520.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке и патологии). – М.: Томск: Томский государственный университет.-2004. – 460 с.
Староверова М.С. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции. // «Директор школы».-2002-№4-с. 42.
Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – М.: «Феникс». – 2003. – с. 480.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.-М.: МПСИ Издательство «Флинта»-2001. – с. 400.

Читайте так же:
Шум в ушах от невроза

Правильная ссылка на статью:
просто выделите текст ссылки и скопируйте в буфер обмена

А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия 25 страница

опасения и сомнения, т. е. в тревожно-мнительный тип реагирования.

Последующий депрессивный сдвиг настроения у детей с неврозами — результат

нарастающего торможения правого полушария с гипертрофированной, измененной

активностью левого, что объясняет развитие болезненно заостренной

совестливости, принципиальности, чувства долга, обязанности и трудности

компромиссов, наряду с появлением тревожной мнительности и тормозимых черт в

Каждый возраст по-своему чувствителен к некоторым сторонам отношения

родителей. Так, в преддошкольном возрасте особой психотравмирующей

значимостью обладает разлука с матерью, препятствующая формированию

адекватного чувства привязанности и связанная прежде всего с помещением в

ясли. В этом же возрасте патогенно значима борьба с темпераментом и

упрямством детей, формирующимся чувством "я". В младшем дошкольном возрасте

особой уязвимостью обладает чувство любви и эмоциональное развитие в целом,

легко повреждаемые в ситуации семейного конфликта, появления сибса,

чрезмерной строгости и принципиальности в обращении с детьми. Пик

потребности в любви у 4-летних детей часто не совпадает с ответным чувством

любви у матери, запаздывающей с его проявлением.

Если до 5 лет наиболее повреждаемыми психическими структурами будут

активно развивающиеся в этом возрасте эмоции и темперамент, то в последующем

на первый план выходит личность при сохранении возможности неблагоприятного

воздействия на характер.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) травмирующе действуют уход отца

из семьи (для мальчиков); отсутствие адекватной модели идентификации с

родителем того же пола, опять же чаще у мальчиков, что осложняет их

взаимодействие со сверстниками; изоляция от общения с ними посредством

навязываемого контакта со взрослыми; чрезмерная опека и тревога родителей,

усиливающие возрастные страхи у детей, подрывающие их уверенность в себе.

В младшем школьном возрасте повышенная чувствительность будет в

отношении школьных успехов, интеллектуальной нагрузки, чувства

ответственности, которое не может оправдать ребенок. В подростковом возрасте

чувствительными зонами будут такие личностные характеристики, как

самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения.

В итоге, преобладающими патогенными сторонами отношения родителей в

дошкольном возрасте детей являются недостаточная эмоциональная отзывчивость,

блокирование эмоций, чувства "я" и темперамента, излишне ранняя социализация

и чрезмерный уровень моральных ограничений и запретов. В школьном возрасте

большее значение приобретают недоверие к возможностям детей, избыток

контроля за уроками, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках.

Появление в этих условиях травмирующего жизненного опыта и

нервно-психического напряжения становится особенно заметным при отсутствии

возможности своевременного отреагирования детьми отрицательных эмоций и

наличия неограниченных подобных возможностей у родителей. Здесь срабатывает

эффект "парового котла", взрывающегося рано или поздно при неуклонном

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.51) на тему: Применение сухих углекислых ванн в комплексе курортного лечения невротических расстройств у детей больных бронхиальной астмой

Применение сухих углекислых ванн в комплексе курортного лечения невротических расстройств у детей больных бронхиальной астмой - диссертация, тема по медицине

Оглавление диссертации Полонская, Наталья Борисовна :: 2006 :: Пятигорск

Список сокращений Введение

Читайте так же:
В голове что то шевелится невроз

Глава I .Обзор литературы.

J, I Невротические расстройства у летей, больных бронхиальной астмой,

1.2 Вопросы использования курортном терапии a лечении невротических расстройств у летей.

1.3 Клннико- физиологические предпосылки использования «сухих» углекислых ванн в бальнеотерапии.

Глава 2, Методика работы

2.1 Материал н методики исследований.

2.2 Методика лечения.

Глава 3. Клиническая характеристика больны*.

3.1 Кл нническис наблюден ия

3.2 Функциональные исследования 3.3 Лабораторные исследования

Глава 4. Влияние однократных процедур «сухнх» углекислых ванн.

Глава 5. Эффективность различных комплексов курортного лечения детей с невротическими расстройствами на фоне бронхиальной астмы.

5.1 Динамика клинических проявлений заболевания.

5.2 Динамика функциональных показателей,

5.3 Динамика лабораторных показателей.

5.4 Динамика показателей психологического исследования.

Глава 6. Отдаленные результаты курортного лечения

Глава 7. Обсуждение результатов лечения Выводы.

Введение диссертации по теме «Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия», Полонская, Наталья Борисовна, автореферат

Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве своем продолжается и в зрелом возрасте, оно может быть причиной не только инвалидности, но и смертельных исходов. Кроме того, прямые и косвенные расходы на лечение и уход за детьми, больными бронхиальной астмой, наносят существенный экономический ущерб, как семье ребенка, так и бюджету страны в целом (Альбицкнй В.Ю,, Баранов А,А., 1986),

В этой связи данное заболевание является не только крупной клинической, но и социальной проблемой.

Основываясь на результатах исследований отечественных и зарубежных ученых (Кросс К, Э. 1984; Федосеев Г.П., Хлопотова Г,П.+ 1988; Баранов А. А-, 1998; Aberg N Hesslmar В, 1995) можно говорить о том, что за последние тридцать лет произошло удвоение случаев зтого заболевания. По данным службы охраны здоровья магерн н ребенка Минздрава РФ 1999 г., в нашей стране значительно увеличилось число детей, больных бронхиальной астмой. Если а 1993 г, число детей> страдающих этим заболеванием, составляло 116906, то в 1997 г. их число достигло 203746; подростков старше 15 лет — с 29274 до 61010. Таким образом, число детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, по официальным данным, превышает четверть миллиона человек, причем эти данные нельзя считать абсолютно точными.

В процессе исследования течения бронхиальной астмы периодически возрастал mtrepec ученых к невротическим изменениям у больных. Так А.Д. Адо считает, что каждый больной бронхиальной астмой представляет собой человека с большим или меньшим состоянием невром, начиная с высших отделов центральной нервной системы н заканчивая различными проекциями невротического состояния на вегетативную иннервацию бронхолегочного аппарата и других органов,

По данным Волкова В.Т., Стрелнс А.К. (Томск 1996г.) у 92,3 % подростков, больных бронхиальной астмой обнаружены невротические расстройства.

Коррекция тех или иных невротических нарушений у детей, страдающих этим заболеванием, является неотъемлемой частью комплексной терапии этого заболевания (Страумит А. Я,, 1966). Применяющиеся в настоящее время методы оздоровления детей, болеющих бронхиальной астмой, приводят к значительному улучшению состояния их здоровья (Балаболкии И- И. I99S).

Особые надежды в оздоровлении данной группы больных возлагаются на санаторно-курортный этан. Среди курортов одно из наиболее видных мест занимает Кисловодск, благодаря удачному сочетанию климатических и бальнеотерапевтическнх факторов.

Разработать научно-обоснованный метод оптимизации курортного лечения детей с бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами» для повышения его эффективности,

Основные щачи исследования.

1. Провести анализ состояния нервной, дыхательной н сердечно-сосудистой систем детей, больных бронхиальной астмой, поступивших на санаторно-курортное лечение.

2. Изучить непосредственное влияние однократного применения процедур сухих углекислых ванн на функциональные показатели детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами,

3. Изучить влияние санаторно-курортного лечения с использованием сухих углекислых ванн на важнейшие физиологические системы (нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую) организма детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами

4. Изучить влияние санаторно-курортного лечения с использованием углекислых ванн на важнейшие физиологические системы (нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую) организма детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами.

5. Провести сравнительную оценку эффективности комплексно™ курортного лечения с использованием сухнх углекислых и углекислых минеральных ванн данной категории больных,

6. Оцени 1ь эффективность комплексной курортной терапии с применением сухнх углекислых ванн по отдаленным результатам.

Научили новизна работы.

I. В результате проведенных исследований получены новые данные по Применению сухнх углекислых ванн в комплексном курортном лечении детей, больных бронхиальной астмой. отягощенной невротически ми расстройствами, способствующих повышению эффективности терапии и предупреждению прогресснрованнч заболевают.

2. Доказано саногенсгнчссгое действие сухнх углекислых ванн на адаптационные механизмы, показатели функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы и расстройства психоэмоциональной сферы, наблюдающиеся при бронхиальной астме.

3. Установлено, что эффективность курортного лечения детей, больных бронхиальной астмой с невротическими расстройствами, по непосредственным н отдаленным результатам существенно выше при применении комплекса включающего сухие углекислые ванны.

Научно обоснована методика применения сухнх углекислых ванн в комплексе курортной терапии детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами.

Практическая значимость работы.

В результате проведенных исследований разработана и предлагается практическому здравоохранению новая эффективная методика лечения детей, больных бронхиальной астмой, с использованием сухих углекислых ванн.

Положения, выносимые на защиту. Установлена целесообразность и высокая эффективность применения сухих углекислых ванн в комплексе санаторно-курортного лечения детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами

Читайте так же:
Я хочу но я боюсь невроз

2, Прием сухнх углекислых ванн» оказывает саногенстнчсское воздействие на основные звенья патогенеза данного заболевания: на функцию внешнего дыхания, состояние сердечно-сосудистой системы, ненхо-эмоционалыюе состояние, что способствует высокому терапевтическому эффекту. у

3. Длительность последействия санаторно-курортного лечения, включающего tyxw углекислые ванны, у детей. страдающих бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами, составляет, в среднем, 6 месяцев в течение которых сохраняется положительный эффект, полученный непосредственно после лечения на курорте.

Апробация работы н внелргние результатов исследования.

Материалы доложены на Всероссийском научном форуме с международным участием «Здравинил-2004», Кисловодск, 14-17 октября 2004 годи. Международной научно-практической конференции «Современные инновационные технологии в области профилактики, лечения заболеваний и медицинской реабилитации», Ессентуки, 4-5 ноября 2004 года.

Г1о материалам диссертации опубликованы 5 статей.

Объем и структура работы.

Заключение диссертационного исследования на тему «Применение сухих углекислых ванн в комплексе курортного лечения невротических расстройств у детей больных бронхиальной астмой»

I. У детей» больных бронхиальной астмой помимо нарушений функции внешнего дыхания, изменении показателей сердечно-сосудистой системы имеют место следующие формы неврозов: астено-депрессивный -5%. астеиоипоховдрнческнй — 3,7 %, депрессивный — 88,8 %, депрессивно-ипохондрический — 2,5%, что обусловливает необходимость подбора методов санаторно-курортного лечения, позволяющих эффективно корректировать расстройства пенхо-эмоцнональной сферы.

1. Однократное воздействие сухих углекислых ваий выявило и продемонстрировало их хорошую переносимость и незначительное уреженне частоты сердечных сокращений, снижение систолического артериального давления, улучшение церебральной гемодинамики,

3. Комплексное воздействие санаторно-курортного лечения, включающего сухне углекислые ванны, оказывает существенное положительное влияние не только на показатели функции внешнего дыхания, сердечнососудистой системы, но и на состояние психо-змоинонального статуса, что проявляется снижением раздражительности у 8,1% детей, у 16,3% — снижением частоты головной боли, уменьшением чувства страха возникновения приступа бронхиальной астмы на 3,8%,

4. Сравнительный анализ эффективности комплексного санаториа-курортного лечения детей с иевротнчсскнми расстройствами при бронхиальной астме с использованием сухих углекислых ванн и углекислых (нарзанных) ваин показал достоверную эффективность комплекса, включающего сухне углекислые ванны.

5. Изучение отдаленных результатов подтвердило значительную эффективность применения сухих углекислых ванны — в течение шести месяцев после лечения в этой группе практически не наблюдалось обострений бронхиальной астмы, что позволяет нам рекомендовать этот метод лечения к повторению через шесть месяцев г

П pa ктнческне рекоменд а цнн.

На основании проведенных исследований практическому здравоохранению рекомендуется комплекс санаторно-курортного лечения детей, больных бронхиальной астмой, отягощенной невротическими расстройствами, включающий сухие углекислые ванны

Для проведения процедур используется ванна «Реабокс» емкостью 660 литров, в устройстве которой предусмотрена точно дозируемая подача углекислого газа, система нагрева и автоматического поддерживания заданной температуры в ванне и увлажнения,

Ванну накрывают специальной мягкой горловиной (шейный уплотнитель). На пульте управления устанавливают нужную температуру, включают нагрев. После достижения заданной температуры нагрев автоматически отключается. Пациент раздевается, Оставаясь в плавках, больной ребенок садится в ванну. Голова пациента находится вне действия углекислого газа Устанавливают процедурное время и углекислый газ начинает поступать в ванну Заполнение ванны углекислым газом продолжается до трех мннут, по истечении этого времени поток газа автоматически прекращается. После окончания процедуры автоматически включается вентилятор, воздушно-углекислая смесь удаляется из ванны за пределы помещения. Пациент покидает ванну. Проводится 8 процедур через день, продолжительностью or f5 мннут в начале до 20 мннут в конце лечения, температура газо-воздушной смеси 30°С, концентрация углекислого газа 20%.

Процедуры сухих углекислых ванн рекомендуются детям, больным бронхиальной астмой легкой и средней степени тяжести, в фазе ремиссии, отягощенной невротическими расстройствами. П

Примечание: Pt — достоверность между показателями до и после приема процедур.

Р? — между показателями после процедур и через 15 минут отдыха.

Pi — между показателями до процедуры и после 15 минут отдыха.

Как видно из таблицы, часгота сердечных сокращений несущественно снизилась после процедуры и оставалась на этих же цифрах и после 15-ти минутного отдыха, что говорит об отсутствии резкого воздействия процедуры на этот показатель. Систолическое артериальное давление снизилось после приема процедуры, оставалось на тех же цифрах после 15 минут отдыха, диастолическое давление изменилось незначительно, что соответствует литературным данным (Сорокина Е. Н,, 2004). Такую динамику мы расценили как благоприятную, ибо pju свидетельствовала об увеличении пульсового давления (Темкии И.Б,). Индекс Кердо был положительным н оставайся таковым на всем протяжении исследования, что свидетельствует о преобладании сим пати котонин.

Обращает на себя внимание достоверное увеличение реографического индекса после процедуры, остающееся в тех же пределах н через 15 минут отдыха, что указывает гга достаточно стойкое улучшение церебральной гемодинамики.

Частота дыхательных движений уменьшилась сразу после процедуры, не изменяясь а последующем. Этн данные также не отличаются or обнаруженных ранее сотрудниками РНЦ восстановительной медицины и курортологии Росздрава (Сорокина Е.Н., 2004; Олефнрснко В.Т-. Жиров В. П., 1983).

Реакция детей на процедуры была благоприятной. Все дети хорошо переносили однократное воздействие процедуры. 42,5% детей отметили уменьшение или исчезновение головной болн.

Таким образом, нами обнаружено незначительное уреженне частоты сердечных сокращений, снижение систолического артериального давления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector