Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комплексная релаксационная гимнастика для коррекции заикания

Комплексная релаксационная гимнастика для коррекции заикания

На этом этапе работы над дыханием можно добавить упражнения по общей гимнастике и массаж.

Упражнения для рук

Упражнение № 1.
Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение № 2.
Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «растопырить». Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение № 3.
Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение № 4.
Сидя. Опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение № 5.
Стоя. Отвести руки в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение № 6.
Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.

Упражнение № 7.
Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

Упражнение № 8.
Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение № 9.
Стоя (сидя). Медленно, с напряжением поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» плечи и голову, расслабиться.

Упражнение №10.
Стоя свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение №11.
Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.

Упражнение № 12.
Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Упражнения для туловища

Упражнение № 1.
Сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнять легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Упражнение № 2.
Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

Упражнение № 3.
Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Упражнение № 4.
Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

Упражнение № 5.
Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

Упражнение № 6.
Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

Упражнение № 7.
Стоя. Скрестить руки. Обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения для ног

Упражнение № 1.
Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

Упражнение № 2.
Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.

Упражнение № 3.
Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные.

Упражнение № 4.
Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

Упражнение № 5.
Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

Упражнение № 6.
Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30—40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнения для шеи

Упражнение № 1.
Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Упражнение № 2.
Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо.

Читайте так же:
Неврологические причины энуреза у детей

Упражнение № 3.
Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы согнуть в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение № 4.
Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Приемы самомассажа

Рекомендации:

  • Кожа массируемых частей тела и руки должна быть чистой.
  • Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
  • Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
  • Массаж делать медленно, плавно.
  • Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
  • Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием.
  • Движения осуществлять выпрямленной ладонью, большой палец отведен, остальные слегка согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.
  • Каждое движение повторять 4—6 раз.
  • Массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение № 1.
Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла попеременно то правой, то левой рукой.

Упражнение № 2.
Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременные движения обеих рук).

Упражнение № 3.
Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки медленно скользят по боковой части шеи До подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания

Легкие движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

  • От середины лба к вискам.
  • От середины лба до ушных раковин.
  • От бровей до волосистой части головы.
  • От спинки носа к ушной раковине.
  • От середины верхней губы до ушных раковин.
  • От линии лба вниз через лицо к шее.
  • От мочек уха по щекам к крыльям носа.
  • От середины верхней губы на подбородок.

Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — снова к середине).

  • По верхней губе от углов рта к середине.
  • По нижней губе от углов рта к середине.
  • Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта.
  • Легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка

Упражнение № 1.
Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение № 2.
Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Независимый сайт о заикании

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

♦ тренируйтесь 2—3 раза в день по 7—10 минут.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Это интересно:

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонёрством, некритичностью к своему поведению.
Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.
читать дальше

Читайте так же:
Король георг 6 биография заикание

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Советы логопеда

Раздел «Советы логопеда» нашего сайта предлагает папам и мамам:

  • советы о правильном развитии речи у детей-дошкольников,
  • статью о социализации и обучении детей с речевыми недостатками с помощью ситуативной игры,
  • игры для правильного формирования произношения звуков, речевые игры для детей дошкольного возраста,
  • дидактические логопедические игры,
  • статью о дислалии, в которой описаны причины появления этой патологии, ее проявления и профилактика,
  • упражнения для постановки различных звуков,
  • статьи о развитии речи у детей и о лечении заикания.

Также в разделе «Советы логопеда» — артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников в картинках, чистоговорки, разнообразные упражнения на релаксацию мышечного тонуса у ребенка дошкольного возраста, логопедическая разминка, гимнастика при заикании.

Попробуйте также наши логопедические презентации, в наглядной форме позволяющие решить проблемы с произношением отдельных звуков.

Упражнения для постановки звука «Л»

Правильная артикуляция звука «Л»: кончик языка поднят к верхним зубам, между верхними коренными зубами и боковыми краями языка образуется щель для прохождения выдыхаемой струи воздуха.

Упражнения для постановки звука з находятся здесь.

Упражнения для постановки звука ж находятсяздесь.

Упражнения для постановки звука «З»

Правильная артикуляция звука з: губы улыбаются, кончик языка за нижними зубами.

Аналогичные упражнения для постановки звука ж находятся здесь.

Упражнения для постановки звука «Ж»

Иногда бывает достаточно трудно найти в свободном доступе упражнения для постановки звуков у дошкольников, которые используют в своей работе логопеды. Представляем свою небольшую подборку интересных и занимательных упражнений в виде стихов, скороговорок и т.п., которые очень нравятся детям.

Читайте так же:
Кому помог заговор при заикании

Дыхательная гимнастика в системе подготовительных упражнений для постановки звуков у детей

Социальным заказом современного общества является воспитание активной, грамотной, развитой личности ребенка. Вопрос этот поднимается в дошкольном воспитаниии продолжается в школе.

Суть логопедической работы заключается в преодолении речевых нарушений у детей, что позволит обеспечить успешное обучение, полноценное и всестороннее развитие.

Логопедическая разминка

Для логопеда при работе с дошкольниками всегда актуален вопрос подготовки детского речевого аппаратадля проведения логопедического занятия. Причем это может быть сделано разными способами. Представляем очень интересный для детей способ-логопедическая разминкав веселых четверостишьях. Данный способ речевых упражнений для детейможет быть использован в ежедневной работе не только логопеда, но и в обычных группах детского сада при проведении занятий воспитателями.

Упражнения на релаксацию мышечного тонуса у дошкольников

упражнения для релаксации, упражнения для релаксации для детей, упражнения на релаксацию для дошкольников, упражнения на мышечную релаксацию, релаксация мышечного тонуса у дошкольников

Формула общего спокойствия

Дети принимают позу покоя: сидят на стульях, ноги чуть расставлены, руки свободно лежат на коленях.Формула общего спокойствия произносится логопедом в начале занятиятихим голосом, в замедленном темпе, с длинными паузами:

Игра у нас есть вот какая

Очень легкая и простая:

И нет больше напряжения

Играет любая медленная мелодия, дети расслабляются.

Лечение заикания и проблем с речью у детей. Часть 2

психомышечные тренировки при заикании, лечение заикания у детей, методы лечения заикания у детей, методики лечения заикания у детей, гимнастика при заикании, аутогенная тренировка при заикании

Психомышечные тренировки при заикании (ПМТ)

Воздействие человека на самого себя с помощью слова (мысленного образа) называется психомышечной тренировкой. Слово и мысленный образ оказывают на организм направленное действие, которое вызывает релаксацию определенных групп мышц, участвующих в речевом акте.

Лечение заикания и проблем с речью у детей. Часть 1

лечение заикания у детей, методы лечения заикания у детей	, методики лечения заикания у детей, гимнастика при заикании, дыхательная гимнастика при заикании, гимнастика стрельниковой от заикания, массаж Норбекова

Гимнастика при заикании. Гимнастика А. Стрельниковой

1. Повороты головы влево и вправо. На каждый поворот (в конечном положении каждого движения) короткий шумный вдох носом. Вдох очень резкий, крылья носа сжимаются, как слипаются. Темп — 1 вдох за 1 сек. Выдох пассивный (без сосредоточения внимания, автоматически, через едва раскрытые губы). Эти положения касаются всех упражнений гимнастики.

Заикание у детей дошкольного возраста

заикание у детей дошкольного возраста, заикание у детей, заикание дошкольников, заикание у детей 3 лет, заикание у ребенка 4 лет

Речь является уникальной и самой превосходной функцией психики. Развитие речиявляется наиболее важным способом контакта между ребенком и окружающим миром. Таким образом, своевременное предупреждение различных недостатков в речи является необходимым условием для нормального развития. Одним из направлений деятельности логопедаявляется предотвращение заикания детейдошкольного возраста.

Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении

эйдетика, занятия по развитию речи, эйдетика для дошкольников

В дошкольном возрасте дети воспринимают все с помощью образов, потому обучение детей, которое опирается на логическое мышление и механическую память не всегда дает результат. Решить эту проблему нам поможет эйдетика.

Похожие материалы и статьи

Вход на сайт

Новые статьи

Сайт адресован родителям, воспитателям, логопедам, психологам, всем работникам российских детских садов и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, всем тем, кто готов поделиться своим опытом, рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольников.

Здесь можно найти полезные материалы по различным направлениям деятельности, которые помогут воспитателю работать качественно, творчески, эффективно, ежедневно самосовершенствоваться. А родители смогут узнать много интересного и полезного, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.

Гимнастика для языка при заикании

Создано: 24.09.2016 23:18 | Опубликовано: 24.09.2016 23:18 | | | Просмотров: 32262

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Содержание имеющихся в данном материале упражнений:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 — 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Читайте так же:
Деменция и сахарный диабет 2 типа

Задуй свечку. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона. Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси. Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными — [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Читайте так же:
Средний уровень личностной тревожности характеризуется

Упражнение 4. Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения:

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА,

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9. Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector