Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для профессионалов

Для профессионалов

Важнейшей составляющей работы нашей организации является подготовка и издание научно-методической литературы. В организации издана следующая литература, которая распространяется в Москве, на других территориях России среди работников службы психического здоровья и пользователей психиатрической помощи:

Профилактика расстройств поведения: семейный аспект биопсихосоциодуховного подхода: Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 12 марта 2020 г. / Под ред. Г. И. Копейко. – М.: МАКС Пресс, 2020. – 232c.

Танцевально-двигательная терапия при шизофрении: технология работы в открытых группах в условиях сообщества: Учебно-методическое пособие. / Бирюкова И.В., Киселева М.В., Солохина Т.А. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 44 с.

В учебно-методическом пособии представлен краткий обзор истории создания метода танцевально-двигательной терапии, ее основных принципов и приемов работы с учетом особенностей применения этого вида психотерапии при групповой работе в условиях сообщества с пациентами, страдающими шизофренией.

Трени нг по развитию навыков психофизической и психоэмоциональной саморегуляции у больных шизофренией с использованием телесно-ориентированного подхода: Методические рекомендации / Л. М. Алиева, Т. А. Солохина, С. Н. Ениколопов, А. Ю. Мясников. — М.: МАКС Пресс, 2015. — 44 с.

В методических рекомендациях изложены организационно-методические подходы, цели, задачи, содержательная структура, рекомендуемые упражнения для тренинга по улучшению телесной интеграции, развитию навыков психофизической и психоэмоциональной саморегуляции у больных шизофренией с использованием различных методов телесно-ориентированной психотерапии. Представлены результаты оценки эффективности данного тренинга. Методические рекомендации предназначены для психологов, психотерапевтов и других специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами.
Читать: Тренинг по развитию навыков психофизической и психоэмоциональной саморегуляции у больных шизофренией с использованием телесно-ориентированного подхода.


Оценка качества психиатрической помощи: технология социологического опроса пациентов, членов их семей, работников психиатрических учреждений: Методическое пособие / Солохина Т.А., Ястребов В.С., Шевченко Л.С.; ФГБУ «Науч. центр психического здоровья» РАМН. ― М.: МАКС Пресс, 2014. ― 80 с.

В методическом пособии приведен анализ основных нормативно-правовых документов по вопросам качества медицинской помощи, изложены методические подходы к оценке качества психиатрической помощи пациентами, их родственниками и работниками психиатрических учреждений с использованием социологического опроса. Приведены краткие результаты этой оценки. Включены опросники для изучения мнения потребителей помощи и персонала психиатрических учреждений об оказываемой помощи и удовлетворенности ее качеством. Для организаторов помощи, врачей-психиатров, других специалистов, работающих в психиатрических учреждениях.
Читать: Оценка качества психиатрической помощи: технология социологического опроса пациентов, членов их семей, работников психиатрических учреждений

Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией: Методические реко-мендации/ Т.А. Солохинаи др.
М.: МАКС Пресс, 2012. – 32с. ISBN 978-5-317-04201-1

В методических рекомендациях рассматривается разработанная авторами модель социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизоф-ренией. На основерезультатов научныхисследований, собственного опыта проведения групповой работы с пациентами сформированы организационно-методические подходы проведения психообразовательной программы, тренингов по развитию социальных навыков и навыков решения проблем. Описаны цели, задачи и содержательная структура предлагаемых форм групповой работы с пациентами. Методические рекомендации будут способствовать вторичной профилактике рецидивов болезни, повышению стрессоустойчивости и социальной компетенции лиц, страдающих шизофренией, а также развитию у них стратегий преодоления болезни, формированию терапевтического альянса, партнерских взаимоотношений с членами их семей и работниками психиатрических учреждений.
Читать: Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией (pdf 1.48mb).

Тренинг навыков решения проблем для семей пациентов, страдающих психическими расстройствами: Солохина Т.А., Трушкина С.В. Методические рекомендации. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 24с. ISBN 978-5-317-04167-0

В методических рекомендациях представлен пошаговый метод решения проблем в семьях психически больных, описаны наиболее распространенные трудности, возникающие при освоении участниками этого метода. Методические рекомендации предназначены для специалистов, занимающихся вопросами психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения, а также для пациентов, страдающих психическими расстройствами, и членов их семей.
Читать: Тренинг навыков решения проблем для семей пациентов,
страдающих психическими расстройствами (pdf 308kb).

Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией: методические рекомендации: В.С. Ястребов и др.
М.: МАКС Пресс, 2012. – 44с. ISBN 978-5-317-04ХХХ-Х

Разработанный авторами тренинг направлен на формирование, развитие и восстановление у пациентов, страдающих шизофренией, навыков общения, приобретение ими опыта в области межличностного взаимодействия с целью повышения их социальной компетентности. В методических рекомендациях изложены основные организационно-методические подходы тренинга, его цели, задачи, технология проведения, содержательная структура предлагаемой формы групповой работы с пациентами, упражнения, рекомендуемые для его участников. Методические рекомендации предназначены для психологов, психиатров, психотерапевтов и других специалистов, оказывающих социально психологическую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами.

Читайте так же:
Боли в ногах при шизофрении

Организация социально психологической помощи родственникам психически больных: методические рекомендации/ Т.А. Солохина и др.
М.: МАКС Пресс, 2012. – 36с. ISBN 978-5-317-04 ХХХХ

В методических рекомендациях рассматриваются особенности семей психически больных, психологические проблемы, с которыми сталкивается семья в связи с болезнью одного из ее членов. Изложены основные принципы работы с родственниками пациентов в разработанной авторами модели социально психологической помощи, которая играет важную роль в формировании партнерских отношений с профессионалами, снижении бремени, связанного с болезнью члена семьи, а также способствует психосоциальной реабилитации лиц с психическими расстройствами. Представлены критерии для оценки качества и эффективности оказываемой помощи и опросники, предназначенные для этой цели.
Для психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, оказывающих психиатрическую и социально психологическую помощь семьям психически больных.
Читать: Организация социально-психологической помощи родственникам психически больных (pdf 339 kb).


Организация психологической помощи специалистам психиатрических учреждений: Методические рекомендации / Т. А. Солохина и др.

М.: МАКС Пресс, 2012. – 32с. ISBN 978-5-317-04199-1

В методических рекомендациях на основе результатов научных исследований, опыта проведения психологической работы с медицинскими работниками сформированы организационно методические подходы проведения групп аналитической супервизии, баллинтовской группы, тренинга по повышению стрессоустойчивости персонала. Описаны цели, задачи и содержательная структура предлагаемых форм групповой психологической работы, способствующих снижению профессионального бремени, повышению квалификации персонала, качества оказываемой помощи. Методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в психиатрических учреждениях. методические рекомендации
Читать: Организация психологической помощи специалистам психиатрических учреждений (pdf 352 kb).

Ястребов В.С., Митина О.А. Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения: Методические рекомендации.
М.: МАКС Пресс, 2012. – 28с. ISBN 978-5-317-04165-6

В методических рекомендациях изложены значимые характеристики основных категорий работников психиатрической службы в моральноэтической сфере, профессиональной деятельности, сфере профессионального взаимодействия в коллективе. Проведен анализ индивидуально психологических аспектов личности различных специалистов, описан основной круг предъявляемых к ним требований. Представлена специализированная программа, направленная на повышение профессиональной эффективности работающих в психиатрии специалистов и рекомендуемая для внедрения в работу коллективов психиатрического профиля. Методические рекомендации предназначены для психиатров, психологов, работников социального звена, медсестринского персонала, организаторов здравоохранения.
Читать: Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения (pdf 339kb).

«Скажем изоляции — нет!»: психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара: Организационно методическое пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья/ В.С. Ястребов и др. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 88с. + [16 стр. вкл.] ISBN 978-5-317-04 ХХХХ

В пособии представлены организационно методические аспекты проекта «Скажем изоляции нет!»: психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара», целью которого является улучшение качества психиатрической помощи путем повышения квалификации работников психиатрических служб по вопросам психосоциальной реабилитации, клинической и социальной психиатрии, а также посредством проведения психосоциальной работы с пациентами и членами их семей. В пособии также представлены структура лекционной программы, краткое содержание информации, полученной слушателями на семинарах и мастер классах. Пособие предназначено для специалистов психиатрических учреждений психиатров, психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе, среднего медицинского персонала.
Читать: Скажем изоляции – нет!»: психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара (pdf 621kb).

Применение метода анализа иерархий в практике психосоциальной реабилитации и в программе дестигматизации: методические рекомендации / Ястребов В.С., Митихин В.Г., Михайлова И.И. и др.; Науч. Центр психического здоровья РАМН. . М., Изд-во ЗАО Юстицинформ, 2009., 26 с. ISBN 978-5-9977-0007

Излагаются основные этапы и аппарат современного метода анализа проблем и принятия оптимальных решений – метода анализа иерархий применительно к практике решения проблем психосоциальной реабилитации и дестигматизации. Уровень изложения ориентирован на специалистов, начинающих знакомиться с методами принятия оптимальных решений, но содержание будет интересно и более опытным специалистам, так как некоторые использованные приемы этого метода не излагались в доступной для начинающих специалистов литературе.
Читать: Применение метода анализа иерархий в практике психосоциальной реабилитации и в программе дестигматизации: методические рекомендации (pdf 242kb)

Читайте так же:
Шизофрения наследуется как аутосомно доминантный признак

Снежневский А.В. Шизофрения (цикл лекций 1964г.) /Отв. ред. проф. В.С. Ястребов – М.: МАКС Пресс, 2008. – 196с.
ISBN 978-5-317-02335-5

Настоящая публикация представляет собой редакцию стенографической записи лекций А.В. Снежневского, посвященных вопросам клиники шизофрении. Приведены теоретические положения и клинические наблюдения, обосновывающие оригинальную систематику форм шизофрении, разработанную коллективом кафедры психиатрии Центрального института усовершенствования врачей МЗ СССР, руководителем которой являлся А.В. Снежневский. Текст лекций снабжён именным указателем и примечаниями.
Читать: Снежневский А.В. Шизофрения. Цикл лекций 1964 г. (pdf 629 kb).

Организационные и методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции». Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья. /Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – М.: МАКС Пресс, 2008. – с.

В пособии представлены организационно-методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции», предназначенного для повышения квалификации медицинского и иного персонала в области социальной психиатрии, психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения. Кроме этого, пособие включает методические и организационные основы проведения работы с родственниками психически больных. Представлены данные социологических опросов участников проекта – профессионалов, работающих в сфере психического здоровья, и пользователей помощи (членов семей психически больных лиц).
Пособие предназначено для специалистов, занимающихся вопросами психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения, а также для родственников семей, имеющих психически больных.
Читать: «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции».

Арттерапия как способ социальной адаптации больных шизофренией

Цель наблюдений: выявление эффективности арттерапии как способа социальной адаптации больных шизофренией.

Материалы и методы : наблюдались пациенты мужского пола, страдающие шизофренией – около 40 человек, средний возраст которых 37 лет. Средняя продолжительность заболевания – около 10 лет. Метод – арттерапия.

Использование АРТТЕРАПИИ как средства социальной адаптации больных шизофренией.

Социальная дезадаптация – одна из проблем, возникающих у больных шизофренией. Наряду с психофармакотерапией, при лечении таких больных необходимо использовать и психосоциальную терапию и реабилитацию. В 10 отделении ОГУЗ «ТПБ» в качестве психотерапевтического метода с 2009г активно применяется арттерапия.

Термин «арттерапия» (art — искусство, artterapy (буквально) — терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или «художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.

В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная арттерапии, — книга П.И.Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах.

В арттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой.

Преимущество арттерапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится больной, — в рисунках и поделках могут находить отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, — а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения.

Группу арттерапии, в сущности, можно считать вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий достижение определенного результата.

При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности. Группы обычно состоят из 8-10 человек. Активное участие в арттерапии является обязательным условием для всех членов группы. Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл арттерапии для функционирования группы. Противопоказанием к участию в группе является психомоторное возбуждение, нарушение сознания и тяжелые депрессивные состояния, а так же стойкий отказ пациента.

Читайте так же:
Почему больные шизофренией не могут работать

В нашем отделении качестве средства арт-терапии используется рисование акварелью и гуашью (занятия в отделении проводятся еженедельно в присутствии соц-специалиста и медицинской сестры). Плоды творчества больных находят свое место на обозрении родственников и больных (своего рода выставка работ). А признание творческих способностей авторов дает дополнительный терапевтический результат.

Так же в нашем отделении используется мозаика (собирание картин-пазлов). Собранные картины вывешиваются на всеобщее обозрение и скрашивают досуг больных.

Результаты проведения арттерапии обычно имеют отсроченный характер и требуют регулярной работы. Дальнейшая работа предполагает более значимые результаты, но, тем не менее, уже сейчас в ходе проведения арттерапевтических занятий с нашими больными видны некоторые изменения в социальном функционировании. Уменьшилась напряженность, оторванность от окружающего мира и замкнутость на своем внутреннем. Участники группы в свободное от занятий время так же общаются между собой и обсуждают результаты.

Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют нашим больным более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

Полученные результаты позволяют рассматривать арттерапевтические занятия как эффективные в работе с больными шизофренией. Они становятся более контактными, облегчается взаимодействие с окружающими людьми.

Таким образом, арттерапия и все многообразие ее методов и средств может быть рекомендована для психотерапии больных шизофренией в целях улучшения социального функционирования в обществе.

Список использованной литературы:

1. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. «Психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА»

2. Психиатрическая помощь больным шизофренией. Клиническое руководство (под ред В.Н.Краснова, И.Я.Гуровича, С.Н.Мосолова, А.Б.Шмуклера) – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА». – 2007

3. Ионов О.А., Павлова М.С. Применение арт-терапии в комплексной реабилитации больных шизофренией // Российский психиатрический журнал. 2004 №4, с 29-33

Групповая психотерапия при шизофрении

Для групповой психотерапии, проводимой для больных шизофренией, необходимо корректно подобрать участников. Их также обязательно нужно мотивировать к различным формам работы в группе. Специалисты отмечают, что при высокой вероятности « выпадения» больного из группы, он не должен быть включен в нее, как бы на этом ни настаивали родственники. Перед включением пациента в групповую психотерапию рекомендуется проведение « теста мнимого присутствия на занятиях группы». Для этого больной прослушивает аудиозаписи с занятий группы, в которую планируется его включение. Пациент может при этом комментировать происходящее на записи и задавать вопросы врачу.

Часто больного шизофренией сложно привлечь к групповой терапии из-за его сопротивления . Во время групповых сессий огромное значение уделяется вопросам планирования своей жизни, коммуникативным навыкам и обучению борьбе с проявлениями негативной симптоматики. Доказано, что групповая терапия предотвращает изоляцию больного.

Психотерапевтическую сессию необходимо начинать с невербальных упражнений. При работе в группе у пациентов с шизофренией вырабатывается чувство общности и безопасности, меняется представление об исключительности заболевания.

Специалисту необходимо уделить особое внимание пациентам с депрессивными или суицидальными мыслями, т.к. эти мысли могут передаться другим участникам группы. Также необходимо аккуратно работать с воспоминаниями пациентов. Негативные воспоминания могут увеличить выраженную депрессию, а позитивные привести к сравнению прошлого и реального времени.

Групповая психотерапия при шизофрении направлена на:

  • поддержку,
  • обсуждение проблем и установление способов их решения,
  • идентификацию эмоций и поведения,
  • выработку адекватного поведения у пациента.

Среди пациентов могут быть люди не только с шизофренией, но и с различными пограничными расстройствами . В составе группы между пациентами не должно быть сильного разброса по демографическим критериям, уровню образования, продолжительности заболевания и психотерапевтическому опыту. Чаще всего в групповой психотерапии участвует от 6 до 14 пациентов.

Перед сессией необходимо оценить возможность участия больного. Если включить в группу пациента, который не готов к терапии, это приведет к низкой эффективности терапии в целом. С одной стороны, негативно настроенный больной может оказать отрицательное влияние на обстановку в группе, что значительно снижает мотивацию других больных на работу. С другой стороны, больной может не выдержать напряженных отношений в группе и предъявляемых отдельными пациентами завышенных требований.

Узнайте и о других методах лечения шизофрении
Читайте так же:
Шизофрения мой кот меня игнорирует

Специалисты отмечают, что групповая терапия оказывает негативное влияние на пациентов в остром состоянии , потому что именно в этот момент им необходимо уменьшить количество контактов с окружающими. В большей степени это касается пациентов с бредом и галлюцинациями. Галлюцинации усиливаются в шумной обстановке, а развитию бреда способствует большое количество людей рядом. Больной с бредом может пытаться обсудить свои идеи в группе, парализуя ее работу и активируя бредовые идеи у других участников.

Также не рекомендуется в состав группы включать пациентов с агрессией, повышенной тревожностью, чрезмерной двигательной активностью и выраженными когнитивными нарушениями. Перед включением больного в группу, он должен пройти индивидуальную диагностику. В ней будет произведена оценка психического состояния пациента. Иногда собирают « вестибюльную группу» для пробной терапии, состоящей из 8 или 10 сессий. Пациенты с шизофренией на групповых психотерапевтических сессиях могут быть пассивны, поэтому проводящий занятия психотерапевт должен быть авторитарным, обладать способностью к рефлексии, уметь разграничивать свои эмоции. Групповая психотерапия больных шизофренией имеет огромное значение как одна из основных составляющих лечения.

Вам нужна консультация? Мы знаем, как Вам помочь! Позвоните нам

«Групповая психообразовательная программа в реабилитации больных шизофренией» (реабилитационная программа)

Существующие методы психообразовательной работы с больными шизофренией в основном опираются на ознакомление с теоретическими аспектами психических расстройств, однако более существенным наряду с теорией представляется обращение к личности пациента. Больных шизофренией традиционно относят к сложному контингенту, с учетом нарушения процессов мышления, восприятия и особого характера изменения личности – дефектов волевой, эмоциональной, поведенческой сфер, нарастающих по мере прогрессирования заболевания. Эти значительно затрудняет их социально-психологическую адаптацию. От того, каким образом больной шизофренией сможет задействовать сохранные сферы своей личности и внешние ресурсы, зависит его успех в процессе адаптации, в процессе преодоления болезни, длительности и эффективности ремиссий. В последние годы в реабилитационной работе с больными шизофренией наряду с медикаментозными аспектами (современные методы ПФТ) и более привычными для отечественной системы психиатрического обслуживания трудотерапии, терапии занятостью, используются различные методы психотерапии и социотерапевтические мероприятия, однако их эффективность пока недостаточно изучена. Опыт внедрения таких новых форм работы ограничен. Эта программа является ответом на актуальную задачу разработки и использования более эффективных форм реабилитации больных шизофренией

Новизна программы проявляется в обращении к личностному ресурсу больных, к использованию адекватных и разносторонних методик арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, имеющих методически разработанную базу и ориентированных на выделенные терапевтические мишени.

Практическая значимость программы в том, что она решает задачу повышения эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых с больными шизофренией, улучшения процессов их адаптации, преодоления болезни, ее негативных социальных и психологических последствий для личности, повышения длительности и эффективности ремиссий на основе поддержки и развития комплекса навыков социально-бытовых, коммуникативных и профессионально-ориентированных.

Цели и задачи

Цель: социально-психологическая адаптация больных шизофренией прогредиентный вариант на основе применения психообразовательного подхода с элементами арт-терапии.

Задачи:

  1. Коррекция неадекватных когнитивных и поведенческих стереотипов и эмоционального реагирования, связанных с восприятием болезни, лечения, себя и других значимых элементов системы отношений при шизофрении.
  2. Формирование адекватной внутренней картиной болезни.
  3. Коррекция самовосприятия (самоотношения) — представлений больных о себе, своих личностных ограничениях и ресурсах.
  4. Развитие более эффективных копинг-стратегий.
  5. Уменьшение нейро-когнитивного дефицита.
  6. Поддержание более устойчивой и качественной ремиссии.
  7. Развитие межличностных, социально-коммуникативных навыков больных

Содержание проекта

Данная программа – опыт интеграции психообразовательных аспектов и психотерапевтических мишеней на основе личностно-ориентированного подхода. Работа по программе осуществилась на базе отделения лечебно-трудовой реабилитации психоневрологического диспансера №9 . Группа больных формировалась из пациентов, рекомендованных лечащими врачами с учетом показаний к групповой психотерапии с диагнозом: шизофрения параноидная форма cостояние медикаментозной ремиссии с незначительными и умеренно выраженными дефицитарными расстройствами.

Для данного контингента больных более целесообразной была тематическая форма групповой работы с продолжительностью занятий до 1ч. 30 м. Весь цикл состоял из 12 занятий. Учитывалась степень ограничения коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых ресурсов. Методы оценки эффективности программы:

Для оценки лечебно-реабилитационных эффектов у данных больных дважды проводилось психологическое тестирование: в начале и по окончании психообразовательной программы. Применялись: тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина, индекс жизненного стиля, тест копинг-стратегий Лазаруса, Тобол (тип отношения к болезни). Уменьшение тревожности позволило сформировать более критическое отношение к заболеванию, способствовало снижению нейро-когнитивного дефицита и активизации эмоциональных ресурсов личности.

Читайте так же:
Шизофрения когда разговариваешь с котом

Программа состоит из трех блоков.

Началу цикла предшествует предварительный мотивационный блок, который состоит из предварительного тестирования и обсуждения с группой целей и задач тренинга. На этом этапе происходит знакомство, свободные дискуссии, выработка «правил». В начале каждого занятия проходят различные техники разогрева, психогимнастика, в конце вербальная обратная связь.

Второй блок – «высшие психические функции» и «основные клинические симптомы» – состоит из занятий, позволяющих в интерактивной форме усваивать теоретический материал, прорабатывая каждый раздел в различных арт-терапевтических методах.

Так, например, тема «Мышление – норма и патология» прорабатывается в контексте игровой задачи в ролевой игре и в последующей свободной дискуссии, и далее в обсуждении ассоциативного эксперимента еще глубже раскрывающего теоретические аспекты темы. С пятого занятия начинается проработка значимых аспектов: симптоматики и течения болезни. Особое значение приобретает атмосфера доверия и поддержки.

Третий блок «Личность и болезнь» помогает осознанию личностных факторов в картине болезни, дезадаптивной «роли» болезни, формированию адекватной «Я-концепции», осознанию и использованию личностных ресурсов, коррекции отношений, выработке определенной стратегии поведения, что позволяет каждому члену группы в процессе занятий сформировать индивидуальный план реабилитации. В процессе тренинга проходят индивидуальные консультации.

Практический опыт подтверждает необходимость включения психотерапевтических подходов с активизацией личностных ресурсов больных т.к. позволяет вести целевую работу, направленную на реконструкцию личности и осуществляемую синхронно с общим планом лечения и реабилитации.

В эту задачу входят: дальнейшая стабилизация психического состояния больных, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, ограничение социальных контактов, восстановление ценностных навыков и интересов, повышение самооценки, укрепление самостоятельности, преодоление социальной изоляции и самостигматизации.

Принципы и методология. Личностно-ориентированный подход позволяет по-новому осуществить переработку теоретических аспектов психообразовательной программы. Главным и определяющим здесь становится концепция личности как системы отношений, а психиатрическое заболевание предстает как фактор детерминирующий их.

В проработке личностно-значимых тем программы и в условиях группового взаимодействия методы арт-терапии приобретают особое значение. Художественная деятельность и экспрессивные методы арт-терапии стимулируют индивидуальную способность к социальной перцепции, повышают уровень восприятия и усвоения нового знания. Изобразительная деятельность и сопутствующие ей переживания получают значимый личностный смысл благодаря их осознанию и структурированию в различных формах вербализации. Творческие задания, групповые дискуссии и обратная связь дают информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений, развивают его самосознание. Активизация творческой энергии стимулирует креативные и когнитивные функции, влияя на процессы познания теоретического материала.

Ожидаемые результаты:

  1. Стабилизация психического состояния устойчивой ремиссии
  2. Отсутствие госпитализации в течении длительного времени в психиатрическую больницу и направления в дневной стационар
  3. Повышение реабилитационного потенциала личности: позитивные изменения внутренней картины болезни – активизация направленности на деятельность.

Выводы

Проработка выделенных психотерапевтических мишеней, позволила каждому участнику группы в процессе работы создать (выработать) индивидуальную программу реабилитации, учитывающую значимые потребности больных.

Эффективность данной психообразовательной программы проявилась в активизации личностных ресурсов больных, в изменении направленности на деятельность. Один человек пошел на обучение в ПРЛ, двое устроились на работу после значительного перерыва, у троих повысилась продуктивность в работе ОЛТР. У большинства больных активизировалась потребность в творческом самовыражении: участие в музыкальной группе, занятия рисованием, участие в театральной и хоровой студиях, интерес к обучению на компьютерных курсах в ПРЛ. У пациентов появилось осознание конструктивного сотрудничества с врачом, что привело к повышению комплайенса. Все пациенты отмечали важность психологического климата в группе, что позволило расширить границы коммуникации: улучшить взаимоотношения в семье и с окружающими.

Позитивное изменение внутренней картины болезни проявилось в улучшении социально-бытовой адаптации: появилось осознание потребности «в организации жизненного ритма», «стремлении все делать самой, иметь четкие цели», «контролировать свои поступки» — рост самосознания способствовал осознанию свой личной ответственности.

Результаты работы больных по данной программе проявились в росте самосознания в отношении к болезни, в уменьшении стигматизации и самостигматизации, в повышении самооценки, улучшении адаптивных внутренних ресурсов для дальнейшей интеграции в общество.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector