Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА министерства здравоохранения Хабаровского края г. Комсомольск-на-Амуре 8-984-289-89-09 Полная контактная информация

Программа «Коррекция коммуникативной функции заикающихся»

Пояснительная записка:
Эта программа является адаптированной к условиям проведения коррекционных логопедических занятий в детской поликлинике. В основу составления взята методика Л.З. Андроновой «Как лечить заикание».

Целью данной программы является построение системы коррекционной работы на логопункте детей школьного возраста, предусматирвающей полное взаимодействие и приемственность действий специалистов педагогического, медицинского профилей и родителей школьников. Комплексность логопедического воздействия направлена на выравнивание речевого и психосаматического здоровья детей.

Целью программы является достижение плавной речи, возможности побороть страх речи, сформировать личностные качества: ответственность, самостоятельность, трудолюбие.

Занятия проводятся в группе 2-8 человек в течении 45-60 минут.

Задачи:

  • дифференцировать неврозоподобное заикание от невротического
  • коррекцию заикания проводить комплексно, с неврологом и психиатром
  • подвести пациента к пониманию, что он сам должен преодолеть недуг
  • формироваение нового функционального состояния речи (релаксация, голос, дыхание)
  • раскрыть секреты общения

Материалы и методы:
Лечение заикания — это длительный, сложный и трудоемкий процесс. Задача заикающихся в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, а также по-новому вести себя в общении с окружающими. В реабилитации заикающихся важна коррекция не только речи, но и личности.

При определении стратегий действий логопеда важно отличить неврозоподобное заикание от невротического заикания (по Л.К.Беляковой и Е.А.Дьяковой).

При невротической форме заикания характерны следующие особенности:

  • Заикание может проявиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.
  • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
  • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация)
  • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
  • Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.)

При неврозоподобной форме заикания характерно:

  • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 2-4 года.
  • Появление судорожных запинок совпадает с фразой развитая фразовой речи.
  • Начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией.
  • Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.
  • Привлечение активного внимания заикающихся процессу говорения облегчает речь.
  • Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
  • Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Кроме того, нужно помнить, что существуют и смешанные формы.

Работа логопеда начинается с медико-педагогического обследования, которое проводится совместно с невропатологом и психотерапевтом. Это помогает наметить план лечения.

Логопед должен хорошо знать приемы психотерапии заикания: справляться со страхом речи, беспокойством, уловками и т. д. Он должен уметь корригировать поведение, если оно нарушено в связи с заиканием.

Работа логопеда по нормализации речи открывает значительные возможности коррекции личности. Логопед выполняет по сути работу реставратора, проявляет истинное лицо человека. «Изменение личности, связанные с заиканием, обычно уходят вместе с его излечением» (Л.З.Андронова). Встречается и другое. Например, в случаях, когда заикание сочетается с неврозом развития, через несколько месяцев выясняется, что у заикающегося есть личные проблемы, которые он сам не способен решить. Их, как правило, не может, не должен решать с ним логопед. Здесь нужен психотерапевт, который призван лечить не заикание-невроз, а невроз у заикающегося человека.

Таким образом, представляется целесообразной следующая организация работы логопеда:

  • совместное обследование больного логопедом, психотерапевтом, психологом перед началом лечения; -единая выработка стратегий лечения;
  • семейная психотерапия во время основного курса логопедических занятий;
  • отдельные консультации заикающихся у психотерапевта по просьбе логопеда.

Одна из первых задач — подвести пациентов к пониманию того, что никто не может пройти за них путь выздоровления. Он приобретается только с личным опытом.

Наличие дефекта уже с первых лет ставит заикающегося в особые условия. Нередко семья, школа, окружение способствуют этому. Часто родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают его тревожность, сужают интересы детей до пределов заикания. Такие меры в конечном счете не улучшают речь, но заметно фиксируют пациента на дефекте. Наблюдения показывают, что при любой тяжести моторных проявлений заикания они корригируются значительно легче, если ребенок в социальном плане защищен и в связи с этим менее невротизирован.

В наиболее сложном положении заикающиеся дети оказываются в школе, где педагоги, даже не желая этого выделяют их из коллектива (редко вызывают или предлагают ответить письменно, снижают или завышают оценки и т.п.). В таких условиях одни начинают «спекулировать» заиканием, у других снижается интерес к занятиям. Некоторые дети испытывают обиду или враждебность, чаще это целая гамма отрицательных переживаний. Но самостоятельно изменить ситуацию они не в силах. Нередко формируется система оправданий: « Если бы я мог сказать, я бы вам доказал. ». Пациент часто становится замкнутым, мнительным, подозрительным. Чувствуя боль родителей, заикающиеся стремятся своеобразно защитить их прекращая рассказывать о своих переживаниях. И вот постепенно нарушаются взаимоотношения с самыми близкими для них людьми. В результате все более фиксируется страх речи, и главное — формируется более общий страх, перед жизнью. В замен реального опыта личностного общения возникают приемы психологической зашиты, что ведет к неадекватному (заниженному или завышенному) представлению о своих возможностях.

Читайте так же:
Школа ухода при деменции

Практический опыт показывает, что в условиях поликлиники наиболее эффективным является применение методики Л.З.Андроновой. С первых дней занятий предлагаем пациентам анализировать собственное состояние. Заикающиеся рассказывают о своем самочувствии, затруднениях ч любых ситуациях. Пациенты приходят к выводу, что заикание сковывает зело и душу, истощает, мешает свободно и спокойно мыслить. На всех уровнях- мышечном, эмоциональном, интеллектуальном- заикание искажает восприятие окружающего мира и мешает гармоническому развитию личности.

Любая деятельность, з том числе речевая, не существует отдельно от функционального состояния человека (ФС). Нарушенная речь заикающихся также связана с патологическим изменением ФС. Степень тяжести моторных проявлений находится в прямой зависимости от нарушений функционального состояния. Отсюда ясно, насколько важно сформировать и связать с нарождающейся новой речью оптимальное ФС. Работу по коррекции личности целесообразно начинать именно г нормализации функционального состояния пациента во время акта речи. Для создания оптимального ФС нужна большая концентрация внимания пациента. В связи с этим мы проводим специальные тренировки по концентрации внимания v его переключению, учитывая, что до лечения внимание заикающихся было патологически перераспределено и концентрировалось в основном на акте речи и собственных переживаниях.

Формирование нового функционального состояния во время акта речи у заикающихся проводится сразу в трех направлениях:

  • устранение речевых судорог;
  • преодоление желания скрыть дефект;
  • блокирование внутренней тревоги во время акта речи (воспитание «рефлекса спокойствия»).

Тем самым мы получаем возможность ликвидировать симптоматику заикания, а главное добиться спокойного (индиффирентноого отношения к акту речи).

В первой половине курса лечения используется крайне замедленная равнометричная речь (темп подвига). В начале это дается с большим трудом: страшно нарушать общепринятые законы, речевые нормы. Но мы объясняем, что страх речи держится на стремлении «быть как все» при невозможности этогоо. Эсть два выхода: остаться и впредь заикающимся или решиться временно стать «не как все».

Заикающиеся привыкли оберегать себя от отрицательных эмоций. Здесь же перед ними стоит задача — выдержать любую реакцию людей на необычную речь. Приобретая чувство независимости, пациент получает возможность сразу выйти из роли заикающегося, как бы сообщить во всеуслышание, что он стал на путь излечения.

После чего он с удивлением обнаруживает в себе способность выдержать самую трудную ситуацию, получая, таким образом, новую информацию о себе.
В это время у некоторых пациентов срабатывает система психологической защиты, которая выражается в поиске самооправдания, как то «У меня не такое тяжелое заикание как у других, поэтому мне не нужен «темп подвига», я смогу говорить только на замедленном темпе, людям неприятно слушать мою речь». В этих случаях свои сомнения пациенты пишут в дневниках, обсуждаем в группе.

С точки зрения методики Л.3.Андроновой важно, чтобы количество вопросов «на темпе подвига» было значительным — не менее 40 в день. Медленный темп речи не воспринимается как насилие, а является внешним проявлением нарождающегося спокойствия. С уменьшением эмоционального напряжения, уходит страх речи, пациенты неожиданно замечают, что, несмотря на прежний темп, к ним меняется отношение людей. «Отношение людей ко мне зависит от меня самого от моего состояния и поведения».

После первых мощных функциональных тренировок страх настолько ослабевает, что, может показаться, его больше нет. Но чаще всего страхи просто притаились и в другой ситуации окружения они могут возникнуть. Поэтому необходимо своевременно объяснить коварство страха и призвать лечащихся расширять круг общения — вот единственная возможность уйти от страха речи.
Регулярные функциональные тренировки позволяют записывать — в долговременную память бессудорожную речь, начиная от состояния погружения и аутотренинги до аффективного состояния при работе с вопросами «на темпе подвига»

Таким образом решается вопрос о связи нового речевого кавыка с изменяющимся фоновым состоянием.

Обозначим основные этапы работы:

  • Разъясняющие беседы, которые помогают пациентам осознать целесообразность предлагаемых упражнений.
  • Формируем состояние расслабления и спокойствия, используя элементы релаксации и аутогенной тренировки.
  • Тренируем включение голоса, произнесение звука, слога, слова, синтагмы на фоновом состоянии аутогенного погружения.
  • Учим секретам общения (контакт с собеседником, стиль беседы, взгляд, жесты и т. п.)

За довольно короткий срок на основном курсе лечения (2-3 недели) когда речевой акт связывается с расслаблением и спокойствием, появляется реальная основа для полноценного общения.

Начиная с первого дня занятий и в течение всего курса лечения заикающиеся ведут дневники. Для осознания своих внутренних ощущений, проблем, трудностей, человеку необходимо их ясная формулировка, которая легче может быть достигнута в письменной речи. Известно, что сам факт этого осознания уже приносит облегчение. Основное условие ведения дневника — откровенность. Первые мысли всегда идут от сердца, они-то наиболее ценны для анализа. Нужно сказать, что искренность высказываний рождается не сразу, а постепенно. Пациенты начинают чувствовать пользу от ведения дневника и его анализа. Дневники помогают лучше узнать себя и себя увидеть в других. Необходимо в начале ведения дневников направить их работу вопросами: «когда возникли речевые запинки, опишите свои речевые удачи и неудачи, в чем выражается речевая зависимость» и т. п. Анализ дневников вызывает большой интерес группы. Это — наиболее личная, эмоционально насыщенная часть работы. Логопед стремится создать на занятиях такие ситуации, чтобы ребята ушли с соответствующим настроением. Прослушиваются и поются русские народные песни, песни Пахмутовой и т. п. читаются стихи Есенина, Светлова, Лермонтова.

Читайте так же:
Что может помочь от энуреза

Когда лицо уже покрыто потом.

А финишу не наступил черед. Не унывай, а продолжай работать.

И твердо верь, успех к тебе придет.

Важно создать у пациентов представления о труде, как основе жизни людей. Длительные беседы и наставления не дадут столько, сколько дает собственный опыт. Есть один общий для всех путь- путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью.

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.

Причины заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Соматическая ослабленность
  • Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
  • Переученная леворукость

2 группа – вызывающие:

  • Психотравма: -острая, одномоментная.

-микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

  • Подражание.

Симптоматика:

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.

Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.

Место локализации судорог:

Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

  1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  2. Маскировка.
  • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

  • Речевые уловки

-невнятное тихое бормотание.

-Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

  1. Симптомы личностных изменений.
    • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
    • Характерологические изменения:

¾ Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.

¾ Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.

Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.

Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются. Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище. В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б. саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.

¾ Увеличиваются сроки работы до года и больше.

¾ Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные) 5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение

¾ Увеличивается роль медикаментозного лечения.

При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

Читайте так же:
Энцефалограмма головного мозга при заикании

Заикание (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

¾ избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;

¾ раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);

¾ чтение текстов не по возрасту;

¾ общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;

¾ слишком раннее изучение иностранных языков;

¾ двуязычие в семье.

Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог. Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата

Наиболее подробно исследователями изучено состояние просодической подсистемы невербальных средств общения заикающихся.М. Вингейт [8] говорит о заикании как о "просодическом дефекте",

Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата

Другие дипломы по предмету

Проблемой нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой формой дизартрии занимались Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова [22]. Они провели экспериментально-фонетическое исследование интонационного оформления высказывания и выявили характерные особенности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Анализ интограмм предложений свидетельствует о качественных различиях оформления таких высказываний детьми со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием. Ученые выявили, что у детей с названной патологией отмечаются следующие особенности:

·использование меньшего диапазона частот,

·владение ограниченными модуляциями голоса,

·трудности изменения голоса по высоте.

·простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,

·наличие сильного, резкого мелодического "всплеска", резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.

Полученные данные могут способствовать не только дифференциальной диагностике, но и более эффективной ее коррекции.

По данным статистики (по МДОУ №12) за последние годы увеличивается количество детей с заиканием у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В рамках данной работы мы будем говорить об особенностях интонационной стороны речи при заикании у данной категории детей.

Наиболее подробно исследователями изучено состояние просодической подсистемы невербальных средств общения заикающихся.М. Вингейт [8] говорит о заикании как о "просодическом дефекте", который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. К нарушению просодики сводит заикание Г. Бергман [8]. По его экспериментальным данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы, даже в отсутствие речевых судорог. Еще одной особенностью просодики речи заикающихся является ограничение способности к модуляции голоса, что проявляется в монотонности речи. О. Фон Эссэн и Х. Фернау Хорн [8] выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания. А.С. Александровская [26], описывая просодические характеристики речи заикающихся, указывает, что большинство из них говорят монотонно, мало эмоционально, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Л.З. Арутюнян (Андронова) [26] говорит о том, что заикание, прежде всего, сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, поскольку заикающийся стремится передать необходимую информацию в промежутке между судорогами. Кроме того, постоянная тревога и волнение, связанные с речью, ожидание новой судороги так же обусловливают неровность темпа речи заикающегося даже на протяжении одной фразы. Речевые судороги, прерывая речевой поток, искажают и ритмическую сторону речи, нарушая синтагматическое и психологическое паузирование. Ученая пишет, что расстройства темпа и ритма речи на фоне постоянного эмоционального напряжения, страха речи ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. Таким образом, заикающиеся теряют способность к эмоциональной окраске речи, изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. По мнению В.И. Селиверстова [26], "отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной". Интонационную обедненность, невыразительность речи заикающихся отмечают Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова. [5]

Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается на темпе и ритме его речи. При этом нередко возрастные особенности сближаются с болезненными проявлениями, требующими, кроме логопедического, и врачебного вмешательства. Тогда мы имеем дело с патологическими особенностями речи.

Читайте так же:
Я сам вылечил заикание видео

Некоторые дети говорят так быстро, что их трудно понять. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, порывистых, неуравновешенных. Если говорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата, то 75% этих детей находятся на учете у невропатолога и имеют вышеуказанную патологию. У этих детей наблюдается неумеренно быстрый темп речи. Ребенок может пропускать целые фразы, перепутать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Ускоренная речь представляет собой почву для заикания.

Ритм речи представляет собой соотношение чередования ударных и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи. В результате исследований Е.Ю. Рау, Е.С. Казбановой [33] различных видов восприятия и воспроизведения как речевых, так и неречевых темпоритмических характеристик выявлено, что все показатели неречевого и речевого темпа и ритма характеризуются специфической дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения речевой и неречевой информации в целом. Это в свою очередь осложняется двигательными нарушениями у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата. На появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Напротив, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно — смыслового отрезка сообщения.

По данным исследований Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой [5] указывается, что у заикающихся с невротической формой речевой патологии характерно появление в речи физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени, чем в норме. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы. Темп речи часто ускорен, дети как бы "захлебываются" речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Голос достаточно модулирован.

Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи у заикающихся остаются функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме.

У детей с неврозоподобной формой заикания отличается от нормы организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулирован.

У детей при обеих формах заикания отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют

Отмечается своеобразие процесса паузирования. Во-первых, как у детей, так и у взрослых отмечено значительно меньшее количество пауз хезитации, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у заикающихся иная, чем в норме. Большая часть пауз у них располагается внутри слов. Напротив, между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз паузы часто отсутствуют, т.е. у заикающихся отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального речевого процесса. Для их речи характерно наличие большого количества пауз, которые характеризуются отсутствием акустического сигнала и заполненных патологической судорожной активностью мышц речевого аппарата. Именно эти паузы часто прерываются эмболами, нефонологическими вокальными образованиями, ложными началами и повторами.

Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

Таким образом, испытывая дефицит вербального языка, заикающиеся не пытаются его компенсировать, используя несловесные формы общения.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а особенно часто у детей с ДЦП встречается такое нарушение речи как алалия.В.А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с экспрессивной алалией, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, символические жесты и др. Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. При алалии страдают все стороны речи. Наблюдается отклонение в формировании слухового восприятия. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип — затруднено слияние звуков и слогов, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Ведущим является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи. Нарушение ритмической организации речи проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями

Причины заикания у детей – рекомендации родителям

Причины заикания у детей – рекомендации родителям

Весной, как известно, обостряются многие болезни, в том числе увеличивается количество людей с заиканием. С повышением солнечной активности увеличивается радиационное воздействие на организм, что приводит к изменению гормонального фона и сверхчувствительности нервной системы. Обнаруживаются многие неврозы, ранее «спавшие», к ним относится и заикание. Рассмотрим некоторые причины возникновения заикания и пути решения этой проблемы.

Причины заикания

Проблема заикания одна из самых древних в истории развития исследований о расстройствах речи. Ученые, начиная с Гиппократа, давали различное трактование этому явлению, но с развитием науки мнения ученых разделились. Сегодня выделяют две формы заикания: неврозоподобную и невротическую. Первая обусловлена наследственной предрасположенностью, родовыми травмами, тяжелым течением беременности, болезнями после рождения, поражениями ЦНС. Невротическая форма – это заболевание, приобретенное вследствие нервно-психического напряжения, переутомления, стресса. Например, напугала собака, фейерверк или ребенок расстроился из-за болезни близкого. Разумеется, не все дети будут заикаться после потрясения, наиболее подвержены заиканию дети со слабой нервной системой, впечатлительные и эмоционально неустойчивые. Некоторые неврологи выделяют также смешанную форму заикания.

Читайте так же:
Как лечится ночной энурез у детей

строение речевого аппарата

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причин тому может быть несколько, а чаще всего это комплекс причин, в числе которых:

  • Генетическая предрасположенность. В 34% случаев заикание передается по мужской линии, так как левое полушарие у мужчин созревает позже.
  • Декстрастресс (68%) – переучивание леворукого на праворукого.
  • Определенный возраст ребенка с 2 до 6 лет, так как в этот период формируется речь. Ее задержка или речевые трудности могут повлечь за собой заикание.
  • Особое состояние ЦНС, остаточные явления, повреждение ЦНС (резидуальная стадия).
  • Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
  • Наличие психической травмирующей ситуации: испуг, хронически неправильный стиль воспитания.
  • Чрезмерные требования к ребенку, не соответствующие его возрасту. Например, ребенка заставляют учить много стихов или родители требуют от трехлетнего ребенка выполнять недоступные для него математические операции.
  • Проблема раннего обучения иностранным языкам, тесно связанная с формами двуязычия (билигвизм).
  • Информационные перегрузки нервной системы, чрезмерный просмотр телевизора, увлечение компьютерными играми.
  • Семейная обусловленность. Один или несколько членов семьи заикаются, ребенок подражает взрослому.
  • Нарушение коммуникации в семье.

Речевое воспитание в семьях детей, страдающих заиканием

Семья играет решающую роль в воспитании ребенка, особенно в раннем возрасте. Но, к сожалению, в настоящее время часто отмечается, что семья негативно влияет на ход психического и речевого развития ребенка. В частности, это касается семей, воспитывающих детей с особенностями нервно-психического развития и заикающихся. Часто фактором, способствующим возникновение заикания, является неправильное поведение родителей в процессе общения с ребенком.

В одном из детских садов г. Москвы проводились исследования, в которых принимало участие 14 семей детей с заиканием. Во время наблюдения фиксировалось количество и качество обращений каждого родителя к ребенку, а также характеристика интонации родителей во время обращения. За основу было взято три типа эмоциональной окрашенности тона голоса: доброжелательная, нейтральная и недоброжелательная. Характеристики обращения оценивались как аудитивно, так и визуально путем оценки выражения лица родителей при обращении к своему ребенку. Также был приложен опросник, оценивающий самими родителями качество их общения с детьми. Анализ медицинской документации и речевых карт показал, что все дети страдали невротической формой заикания.

ребенок

По данным логопедической документации, наиболее частой причиной появления заикания явилась хроническая психотравмирующая ситуация (57,2), под которой понималось частые конфликты в семье между родителями, постоянное предъявление повышенных требований к ребенку, связанных с изучением иностранного языка или наличием двуязычия в семье, общая напряженность в семье. В 21,4% случаев причиной стала семейная обусловленность, то есть наличие контактов с заикающимися родственниками. В 21,4% случаев причинами явилась острая психотравмирующая ситуация: испуг или разлука со взрослыми (отъезд родителей).

В процессе наблюдения за общением родителей с детьми, страдающими заиканием, было зафиксировано 30 обращений, из них только 16,6% обращений было сделано положительно окрашенным тоном голоса. В 43,3% случаев отмечался нейтральный тон голоса и в 36,6% обращений использовался недоброжелательный тон голоса. По наблюдениям родители заикающихся детей в два раза чаще обращались к своим детям, чем родители не заикающихся детей. Все обращения были сделаны в форме замечаний, прерываний, порицаний, комментариев негативного характера раздражительным, недовольным тоном. Родители заикающихся в два раза чаще делали замечания своим детям относительно качества речи, заикания или неправильного звукопроизношения. Как правило, эти замечания были сделаны во время попытки ребенка рассказать о пережитом за день событии. Эти родители чаще выступали в роли говорящего и фиксировали внимание на недостатке, такое поведение можно охарактеризовать как «негативное речевое поведение родителей».

Однако по результатам опросника родителей заикающихся можно понять, что в семье практически идеальные взаимоотношения. 78% родителей определяют свои взаимоотношения как полное согласие. 92,8% проводят выходные дни с ребенком.

Это свидетельствует о том, что родители чувствуют определенное чувство вины перед ребенком, которое, как правило, проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей воспитании (гиперопека) и выражается в том, что родители реагируют на заболевание ребенка повышенным контролем за его поведением и речью, поправляя его и делая замечания. Эти данные говорят о том, что в семьях детей с заиканием значительно реже и меньше по времени дети играют самостоятельно без участия взрослых, чем их нормально говорящие сверстники. Ведущую роль в организации игровой деятельности берет на себя мать, при этом заикающиеся дети довольно редко играют в сюжетно-ролевые игры. Родители часто не предоставляют ребенку возможности высказаться, сами являются инициаторами беседы, кроме того, наблюдаются разногласия в требованиях отца и требованиях матери.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector