Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины и проявления заикания

Причины и проявления заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теорий, претендующие на объяснение его механизмов.
Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Но можно ли считать психотравматизацию единственной и ведущей причиной заикания?

Всем известно, что подавляющее большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, предрасполагающие причины, на которые наслоились различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и др.).

Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно-мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным.

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие либо это невроз или неврозоподобное состояние.
Большинство отечественных ученых относят заикание к неврозам. При этом часть исследователей склонны рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тягугин, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина).

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип высшей нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен биологическими предпосылками, неблагоприятными внешними факторами.

Предрасполагающие причины для возникновения заикания разнообразны. Может быть сочетание нескольких причин: наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Непосредственным толчком для появления судорожных запинок может послужить психотравма, инфекционное заболевание, возросшие интеллектуальные нагрузки. Заикание может начаться и без видимой причины.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями судорожности. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности на основе органических изменений центральной нервной системы.
Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство. Многообразие проявлений заикания, отмеченное исследователями, позволяет утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается.

Читайте так же:
Снотворные при деменции отзывы

Первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать языком, губами и т. д.). Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку (Н.И. Жинкин, 1958).

Длительное действие раздражителя в одних случаях приводит к понижению чувствительности (адаптации), а в других — к ее обострению (сенсибилизации).
Отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. В этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими. Такая картина преимущественно характерна для детей с запинками несудорожного характера, которые, по мнению ряда авторов (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; В.И. Селиверстов, 2000, и др.), встречаются у детей довольно часто (в 80% от общего числа всех детей от 2 до 4 лет) и легко проходят, если нет осложнений.

Иная картина наблюдается в случаях обострения чувствительности к восприятию своих речевых нарушений. Возникшие представления о речевых запинках у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание. Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся по-разному и постепенно, с накоплением опыта.

Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности. Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которая увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Например, школьник, свободно говорящий на перемене, тяжело заикается на уроке, а человек, только что не испытывавший затруднений при разговоре с приятелем, не может двух слов сказать без запинки в ответ прохожему.

Неблагоприятный опыт прошлого порождает не только определенные представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе, но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях. Предвидение и ожидание речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно, или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности.

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам.

Читайте так же:
Как долго живут при деменции

Таким образом, принимая точку зрения Л.Я. Миссуловина (1988) и В.М. Шкловского (1994), можно полагать, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате человека, страдающего заиканием, наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения заикающегося с окружающими.
Итак, можно сделать вывод, что заикание — сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего . (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Логопедия как раздел коррекционной педагогики. Предмет и задачи логопедии. Понятийный аппарат логопедии.

2. Анализ речевых нарушений.

Речевая функциональная система. Понимание нормы и нарушения речи. Разграничение речевого нарушения и сходных состояний. «Симптом и симптоматика нарушения речи», «патогенез нарушения речи». Определение структуры речевого дефекта. Понятия, используемые при устранении речевых нарушений. Комплексный подход к анализу речевых нарушений.

3. Классификация нарушений речи.

Основания классификации речевых нарушений. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической, психолого-педагогической классификациях.

4. Принципы и методы логопедического воздействия.

Особенности использования в логопедической работе практических, словесных и наглядных методов обучения.

5. Организация логопедической помощи.

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста. Организация логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Организация логопедической помощи подросткам и взрослым.

6. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

6.1. Понятие общего недоразвития речи как структурного нарушения речи. Причины и механизмы общего недоразвития речи. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи. Периодизация общего недоразвития речи (по Р.Е.Левиной). Особенности логопедической работы с неговорящими детьми. Приемы активизации речевого подражания у неговорящих детей. Преодоление лексических нарушений у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Логопедическая работа по преодолению нарушений словоизменения у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы.

6.2. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей с ОНР и ФФН. Использование дидактических игр и игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации. Преодоление нарушений фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Этапы формирования фразовой речи у детей с ОНР (однословного предложения, простого двусоставного предложения, распространение двусоставного предложения). Содержание и приемы логопедической работы. Расширение объема предложения. Формирование сложного предложения. Содержание и приемы логопедической работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР. Приемы логопедической работы. Виды и содержание работы по обучению детей с ОНР элементам описательной речи. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Методы и приемы обучения детей с ОНР рассказыванию. Понятие и механизмы фонетико-фонематического недоразвития речи. Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. Подготовка детей с ОНР и ФФНР к овладению навыками чтения. Предупреждение дисграфии и дислексии.

Читайте так же:
Этап ритмической речи при заикании

7. Виды речевых нарушений и их коррекция.

7.1. Дислалия. Определение. Причины. Формы дислалии (механическая и функциональная дислалия), разновидности (замены, смешения, искажения, отсутствие звука), три основных формы дислалии (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая). Виды дислалии (сигматизм, парасигматизм, ротацизм, параротацизм, ламбдацизм, параламбдацизм, каппацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм и др.). Характеристика основных нарушений свистящих звуков. Характеристика основных нарушений шипящих звуков. Характеристика основных нарушений звуков [л], [л’], [р], [р’]. Характеристика основных нарушений заднеязычных, переднеязычных звуков и звука [й]. Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

7.2. Ринолалия. Определение, этиология, классификация. Влияние ринолалии на физическое и психическое развитие ребенка. Профилактика тяжелых нарушений речи при ринолалии. Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах неба. Этапы логопедического воздействия при открытой ринолалии (дооперационный, послеоперационный, этап коррекции звукопроизношения и полной автоматизации новых навыков), цель и содержание работы на каждом этапе (Ермакова И. И.). Принципы логопедической работы при открытой ринолалии (Ипполитова А. Г.).

7.3. Дизартрия. Понятие. Причины дизартрии. Характеристика ведущих синдромов нарушений речи при дизартрии. Классификация дизартрии (на основе локализации поражения, по степени выраженности дефекта и понятности речи, на основе синдромологического подхода). Понятие стертой дизартрии. Особенности проявления речевой и неречевой симптоматики. Особенности обследования детей, подростков, взрослых с дизартрией. Понятие комплексного медико-педагогического воздействия при дизартрии. Направления и содержание логопедической работы при дизартрии. Общая характеристика нарушений голоса. Классификация голосовых нарушений. Развитие голоса у детей. Функциональные нарушения голоса. Органические нарушения голоса. Обследование лиц с нарушениями голоса. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса в случаях удаления гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Восстановление функциональных нарушений голоса.

7.4. Заикание, этиология заикания. Симптоматика заикания. Виды и формы заикания. Схема обследования речи заикающихся. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической формой. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной формы заикания. Анализ методик преодоления заикания (Власова Н.А, Е. Ф. Рау, Н. А. Чевелева, Миронова С. А., Селиверстов В. И., Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Л. П. Успенская, Л.З. Андронова-Арутенян). Комплекный подход к преодолению заикания.

7.5. Определение дислексии и дисграфии. Этиология нарушений письменной речи, психологический и психолингвистический аспекты механизмов нарушений чтения и письма. Симптоматика дислексии. Классификация дислексий. Симптоматика дисграфии. Классификация дисграфий. Обследование речи детей с нарушениями чтения и письма. Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Методика логопедической работы по устранению нарушений устной речи.

7.6. Алалия. Определение алалии. Причины алалии. Симптоматика и механизмы алалии. Классификация алалии. Психолого-педагогическая и речевая симптоматика моторной и сенсорной алалии. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. Дифференциальная диагностика алалии и отсутствия речи при других сходных состояниях: РДА, анартрии, тугоухости, детской афазии, умственной отсталости.

7.7. Афазия. Определение афазии. Причины афазии. Классификация афазий по Лурия А. Р. Принципы и организация восстановительного обучения при афазии. Проблема компенсации данного дефекта.

Читайте так же:
Кризис среднего возраста у женщин тревожность

Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Она интенсивно изучалась и освещалась в литературе на протяжении всего ХХ в. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Н. Г. Неткачева, В. А. Гиляровского.

Начиная с 1994 года, регулярно проходят международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают специалистов всего мира. Издается международный журнал «Fluency Disorders» («Нарушение плавности»), также посвященный проблеме заикания. Активный интерес ученых разных стран свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания. Выделение двух форм заикания – невротической и неврозоподобной – позволяет наиболее полно охарактеризовать не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания. Так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением центральной нервной системы, в других – с невротической реакцией. Хронификация заикания вызывает, как правило, вторичную невротизацию, которая является реакцией личности на речевое нарушение и делает данное заболевание сложнейшим патологическим процессом, иногда сопровождающим человека всю жизнь.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.

Вместе с тем: недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной

От логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого – педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические, психолого – педагогические данные о заикающихся и определено направление реабилитационных и профилактических мероприятий.

Объект: преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:

Читайте так же:
Я уже устала от заикания

-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

— обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

— создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Исходя из цели и гипотезы данного исследования, можно выделить следующие задачи:

1)теоретически обосновать психолого-педагогические особенности заикающихся дошкольников, темпо-ритмические нарушения у заикающихся дошкольников;

2)подобрать диагностические методики для выявления особенностей темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников;

3)рассмотреть комплексные методики по преодолению темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников, подобрать методику для опытно – экспериментальной работы;

4) осуществить сравнительный анализ динамики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Методологической основой исследования являются:

теория познания; идея о роли активности субъекта в деятельности; философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; субъектно-деятельностный, средоориентированный, целостный, коррекционно-педагогический подходы к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Теоретической основой исследования выступили: труды В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало три этапа:

На первом этапе (май – июль 2007г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической практике в МУЗ «Адамовская ЦРБ».

Основные методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, прогнозирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (июль – август 2007г.) разрабатывалась стратегия исследования, уточнялась гипотеза, апробировались педагогические условия на практике посредством учебно-методического комплекса; обосновывались критерии и показатели сформированности понятия о преодолении темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.

Основные методы исследования: теоретическое моделирование, диагностические методики (тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности), формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (август – февраль 2008г.) обрабатывались и обобщались полученные количественные и качественные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.

Основные методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация материала, методы математической статистики и обработки результатов исследования, контрольный эксперимент.

Научная новизна исследования:

— раскрыты содержательные характеристики заикающихся дошкольников с психолого-педагогической точки зрения и особенности коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников как дидактической основы коррекционно-логопедического процесса;

— обоснован алгоритм использования методики В.И.Селиверстова в коррекционно-педагогическом процессе работы с заикающимися детьми.

Теоретическая значимость исследования:

— определена совокупность теоретических подходов к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

— обоснован процесс коррекционно-педагогической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся нарушений на основе использования учебно-методического комплекса;

— определены дидактические условия преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (разработанность содержания в логике коррекционно-логопедической деятельности; целевая направленность на преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников; следование алгоритму реализации этапов и последовательности шагов по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников).

Практическая значимость исследования:

— реализована на практике методика В.И.Селиверстова по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

— реализована методика Г.А.Волковой по обследованию заикающихся детей с целью выяснения причин, симптомов, вида заикания;

— проанализированы результаты обследования заикающихся детей до и после коррекционной работы по преодолению заикания, сделан качественный анализ.

Глава 1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector