Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для детей со страхами и тревожностью

Новости

Детские страхи — одно из распространенных явлений у детей от 1 года до 7 лет. Причин для страхов в этом возрасте много. Мир еще не понятен, и не известен. У ребенка разыгрывается фантазия, и ему мерещатся разные монстры. Нередко родители сами усиливают страхи и тревожность своего ребенка, пугая его докторами, полицейскими, своими болезнями и лишением своей любви.

Ранний возраст: разлука с родителями, одиночество, травма, незнакомые люди, высота, громкие звуки, животные, темнота.

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года): одиночество, темнота, замкнутое пространство, отрицательные сказочные персонажи (БабаЯга, Бармалей, Змей Горыныч, монстры), маски, куклы или клоуны.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет): страх смерти, тесно связанный со страхам и нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Младший школьный возраст: к витальным страхам добавляются социальные страхи: плохих отметок, сверстников. В начале младшего школьного возраста социальные страхи преимущественно связаны со взрослыми, ближе к подростковому возрасту появляются страхи, связанные с ровесниками.

Как возникают детские страхи?

Все маленькие дети чего-нибудь боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх закладывается многими родителями в основу выработки послушания и как метод воспитания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, родитель вызывает страх, чтобы заставить ребенка сделать то, что считает необходимым. В получении желаемого результата родители начинают повышать голос, приводить в пример себя (пробуждая у ребенка страх, оказаться недостойным своих идеальных родителей), применяются угрозы лишениями и, вызывая страх потери, использование телесного наказания, вызывая страх боли и унижения, и устрашения (например, «Запру в ванной и выключу свет». Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.)). Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение.

Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, т.к. дети могут, внешне не показывать своего беспокойства. Но у ребенка начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.
Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и все!», отсюда появляются яркие фантазии.

Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители рассказывают детям о своих детских страхах, — это вселяет в них уверенность. Авторитет родителя не пошатнется, скорее наоборот, это сблизит.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребенка. Но чаще всего родители сами учат детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребенка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на нее взрослого.

Читайте так же:
Как снизить тревожность у дошкольников

Родителям важно знать, что:

· Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.

· Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если взрослому не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с ним.

· Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

· Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи

· Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и логика родителя ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде­ние и чтение морали.

· Если родитель начинает ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать взрослым.

· Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Родитель — большой, взрослый и сильный, поэтому легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что-то внутри себя или на кого-то, кто может помочь.

· Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ребенок замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить.

· Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро­вать на нее. Можно спросить ребенка о содержании рисунка или игры. Но не стоит вмеши­ваться в этот процесс, если ребенок не приглашает родителя, отзываться критически, осуждать.

· Если у ребенка есть желание поделиться с взрослым, то можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.

· При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.

· Лучше всего — быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.

· Важно создать дома такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя в безопас­ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо­пасность, — лучшая защита от детских страхов.

Ребенок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребенку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

Читайте так же:
Энурез у мальчиков трех лет

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

· «Новогодние приключения Маши и Вити»;

· «Приключения желтого чемоданчика».

Рекомендуемые мультипликационные фильмы для детей:

Рекомендуемая художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста:

· «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;

Для уменьшения у детей дошкольного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасов».

Особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с разной увлеченностью компьютерными играми

Научный руководитель Калягина Елена Александровна
Кандидат психологических наук, доцент, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, elena.kalyagina@rambler.ru
Канзерова Анна Олеговна
Магистрант 1 курса ХГУ им.Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, annakanzerova@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены результаты эмпирического исследования страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся компьютерными играми, и редко играющими в компьютерные игры, с применением методик «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова) и проективного теста тревожности «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен). В исследовании приняли участие 30 дошкольников, из них 15 – дети, увлекающиеся компьютерными играми, и 15 – дети, не имеющие увлечения компьютерными играми. В результате исследования обнаружено, что детям, увлекающимися компьютерными играми, свойственны высокий и средний уровень тревожности, боязнь сказочных персонажей и крови, а для детей, не увлекающихся компьютерными играми, характерны средний и низкий уровни тревожности, боязнь темноты и животных, при этом применение углового критерия Фишера показало, что по высокому уровню тревожности нет значимых различий между детьми, которые играют в компьютерные игры, и теми, кто не играет или играет редко.
Ключевые слова: Компьютерные игры, дошкольники, киберсоциализация, страхи, тревоги

Features of anxiety and fears in older preschool children with different interests in computer games

Scientific adviser Kalyagina Elena Alexandrovna
Candidate of psychological Sciences, associate professor, INPO KSU. N. F. Katanov, Russia, Abakan
Kanzerova Anna Olegovna
1rd year master student of KSU. N. f. Katanova, Russia, Abakan

Abstract: This article includes the results of an empirical study of the fears and anxieties of older preschool children, keen on computer games, and rarely playing computer games. Psychological test were “Fears in the houses” (A.I. Zakharov, M. Panfilova) and “Choose the right person” (R.Tamml, M. Dorki, V. Amen). The study involved 30 preschoolers, 15 of them — children who are keen on computer games, and 15 — children who are not keen on computer games. As a result of the study, it was found that children who are keen on computer games are characterized by a high and medium level of anxiety, fear of fairy-tale characters and blood, and children who are not keen on computer games are characterized by medium and low levels of anxiety, fear of darkness and animals. Using of angular Fisher’s test showed that there are no significant differences in the high level of anxiety between children who play computer games and those who do not play or rarely play.
Keywords: Computer games, preschoolers, cybersocialization, fears, anxieties

Актуальность данной темы обусловлена увеличением количества времени, проводимого детьми за компьютерами, планшетами и смартфонами, в связи с необходимостью соблюдения режима самоизоляции, так как посещение детских образовательных учреждений и прогулки были под запретом, а родители заняты работой в удаленном формате.

Долгое и бесконтрольное применение технических гаджетов детьми может приводить к появлению компьютерной зависимости или интернет-зависимости. Ю.А. Губарева и О.И. Миронова утверждают, что «у подростков с наличием интернет-зависимости эмоциональный мир характеризуется бедностью, отгороженностью в социальном плане, отчуждённостью от проблем, переживаний и состояний окружающих людей» [2, С. 342], а В.А. Иванченко и М.С. Куратова выявили, что для интернет-зависимой молодежи характерны «конфликт между «я-реальным» и «я-идеальным», общий негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично» [5, С. 154]. Вероятно, использование компьютера в более раннем возрасте также может негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей.

Читайте так же:
Детей с тяжелой формой заикания принимают в 1 отделение школы

В то же время, С.И. Васенина отмечает, что «компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды» [1, С. 10], а значит, могут быть использованы с целью обучения в игровой форме, что является наиболее оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста.

В.А. Пиндюрин выделяет три основных вида компьютерной деятельности: познавательная увлеченность, игровая увлеченность и коммуникативная увлеченность [6]. В рамках данного исследования нас интересует именно игровая увлеченность, что предполагает регулярное использование компьютерных игр ребенком.

А.В. Ермоленко утверждает, что создатели компьютерных игр эксплуатируют два принципа, известные в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник») [3, С. 23], т.е. компьютерные игры влияют на эмоции детей. Они обладают притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг, поэтому детям сложно оторваться от компьютерных игр, даже если в них присутствует страшные эпизоды. По мнению российского психолога А. И. Захарова, страх — это одна из основных эмоций человека, начинающаяся в ответ на действие устрашающего стимула [4, с.6], при этом во многих современных компьютерных играх содержатся сцены насилия, что может провоцировать повышение тревог и страхов у детей, поскольку страшные сцены остаются в сознании ребёнка, а затем возникают в детских снах, в темном помещении, когда ребёнок остается один дома.

В связи с вышесказанным было принято решение изучить и выявить особенности тревог и страхов у детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми.

Объект исследования – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, играющих в компьютерные игры.

Мы предполагаем, что дети, часто играющие в компьютерные игры, имеют более выраженный уровень, страхов и тревожностей, чем дети, мало играющие в компьютерные игры.

Для того, чтобы проверить данную гипотезу, было проведено психологическое тестирование на выборке, в которой приняли участие 30 испытуемых в возрасте 5-7 лет. Отбор испытуемых проводился при помощи анкеты для родителей, в соответствии с вопросом о частоте использования ребенком компьютерных игр (редко/часто). В результате анкетирования мы сформировали две равные по численности группы детей старшего дошкольного возраста (15 человек в каждой группе):

Первая группа испытуемых дети, редко играющие в компьютерные игры.

Вторая группа испытуемых — дети, часто играющие в компьютерные игры.

С целью изучения влияния компьютерных игр на тревожность и страхов у детей старшего дошкольного возраста нами были взяты две методики выявления детских страхов «Страхи в домиках» (авторы: А.И. Захаров, М. Панфилова) и проективный тест тревожности «Выбери нужное лицо» (авторы: Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен).

Рассмотрим результаты исследования по первой методике, целью которой является определения уровня тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Таблица 1. Анализ результатов по проективному тесту тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо»

Страхи

Страхи и эмоции рисуют картины, меняющие ситуацию на корню, но тогда — как ориентироваться? А с другой стороны — ведь всё это ведь может случиться, да? Значит, нужно рассмотреть и такие возможности. Как здесь быть?

Читайте так же:
Отказ от еды при деменции что делать

Легче всего дети учатся плавать, когда играют друг рядом с другом в догонялки. Догонялки на воде, когда нужно уплывать от преследоваля любым способом – игра достаточно агрессивная, но именно это помогает. Когда ребенок забывает про свои страхи, он просто плывет. А потом обнаруживает, что плыве.

Страхи, как житейское понятие, имеет два основных смысла. Когда про какую-то девушку говорят: «У нее страхи», скорее всего имеют в виду высокий уровень ее личностной тревожности. В этом смысле страхи — это состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и боятьс.

Привет! Меня зовут Страх. Позитивное внушение – боятся, обычно, неизвестного, а то, что знакомо — уже не неизвестное. Раз познакомились, уже бояться нечего. Как ты чувствуешь себя, когда я к тебе прихожу? Стараешься не замечать? Делаешь вид, что меня нет? Если это не получается, то злишься и п.

Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать — в основном женщины и пожилые люди. Женщины больше, чем мужчины, склонны бояться, и чаще склонны приписывать страх окружающим. Т.

Клиент боится, когда кричат на него. Общая методика работы: психотерапевт предлагает клиенту сосредоточиться на своих ощущениях и поддерживает идею клиенту, что все дело в том, что он боялся в детстве кричащего на него отца. Теперь можно работать с.

Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у д.

Есть люди, для которых страхи в принципе не характерны. Есть люди, которые повязаны страхами с ног до головы, и эта статья описывает своее их мировосприятие, где страхи многообразны, вездесущи, а также не поддаются никакой серьезной классификации. При этом, как типичные, можно выделить страхи .

Фобия — возникший по типу якорения немотивированный страх, а также состояние и действия, вызванные таким немотивированным страхом. Бояться можно практически всего, чего угодно. Наиболее типовые, культурно утвержденные, фобии имеют свои научные названия, и в психиатрии говорят о следующих основ.

Рисование — творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделиров.

Немотивированный страх — страх, вызванный не внешними осознанными опасностями, а тем или иным психологическим дисбалансом в сознании человека. Например, беспокойство по поводу темноты, по поводу возможного безденежья и т.п.

Повторящиеся сильные удары страхом (травмирующим событием) на фоне мышечного напряжения рождают больные точки в душе

Проблема тревожности — частый запрос в практической психологии и психотерапии. Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами?

Игры со страхом

Helloween.jpg

Интуитивно мы ощущаем, что из всех наших традиций именно праздник Хэллоуин затрагивает что-то в самой глубине нашей души. Я хочу поговорить о чувстве страха.

Наступает тот день, когда маленький ребёнок вдруг понимает, что с теми, к кому он привязан, могут случиться плохие вещи. Может быть, что-то уже произошло, к примеру, заболела бабушка. Или ребёнок просто достиг того возраста, когда он уже может предчувствовать тревожные события.

Читайте так же:
Технологии формирования плавности речи при заикании

Ограждать детей от страхов бесполезно. Если страхи начинают принимать формы, которые творит детское воображение: монстры под кроватью или навязчивые идеи о пауках – бороться с этими страхами точно так же бесполезно.

Наличие тревожных чувств у наших детей – это сигнал нам о том, что их что-то пугает. К примеру, ребёнок боится, что с мамой или папой может случиться что-то страшное. Однако это слишком сильное переживание, чтобы ребёнок мог взглянуть на него прямо. Поэтому тревога ныряет в подсознание, а на поверхности остается только чувство небезопасности. Именно это смутное чувство тревоги питает воображение, заставляя его думать, что есть жуткие и страшные вещи, скрывающиеся в тени. Возможно, вы узнаете в этом классическое описание тревожности, то есть смутного и всеобъемлющего чувство тревоги без конкретной причины, связанной с ней.

Интенсив

Так как же бороться со страхом, который слишком силён, чтобы с ним можно было столкнуться в его первозданном виде? Мы все хотим, чтобы наши дети чувствовали себя в безопасности и были свободны от тревоги, насколько это возможно. К счастью, нет нужды противостоять иррациональности страхов ребёнка или даже докапываться до конкретной причины, чтобы помочь детям справиться с чувством тревоги.

Ответ находится в игре!

В игре реальность на время отходит в сторону, у действий нет последствий (то есть ничего плохого случиться не может), а ролями можно меняться.

Итак, во-первых, какие элементы Хэллоуина передают суть пугающих вещей?

Маски. Неврологические исследования эмоционального мозга показывают, что у нас есть инстинктивная стрессовая реакция, а именно классический механизм “бей или беги”, на резкие или гневные выражения. Даже младенцы к 6-7 месяцам развивают природную чувствительность к незнакомцам, протестуя против их присутствия. Точно так же отсутствие тепла при зрительном контакте или выражение лица, похожее на маску, включает тревогу у всех нас, независимо от возраста.

Альфа-дети

Затем идут звуки и ощущения, которые вызывают у нас примитивную реакцию. Темнота, громкие звуки, внезапное ощущение мурашек по коже от неожиданного испуга – всё это повергает мозг в состояние стресса, и он направляет предупреждающие сигналы тревоги к нашему сознанию.

Добавьте к этому списку вид крови, ран, мертвенной бледности и холода. Многие из этих атрибутов Хэллоуина придуманы искусственно, но они интуитивно понятны любому человеку.

На Хэллоуин дети переживают эти эмоции в контексте игры: те, кого мы знаем, становятся незнакомцами, надевая маски или костюмы. И мы выходим в темноту к зловещим домам, чтобы постучать в их двери. Дети веселятся, становясь теми, кто пугает. С другой стороны, они трепещут, когда страшная маска спадает и за ней оказывается знакомое лицо, а двери дома открываются и за ними оказываются радостные друзья, дающие им угощения и, может быть, даже изображающие испуг.

Конечно, игра со страхом – это рискованное дело, она может легко перейти грань того, что ребёнок может вынести. Даже в самой сумасбродной игре у ребенка должна быть уверенность, что дом – это безопасное место. Поэтому от родителей требуется быть чувствительными к тому, сколько страха ребёнку достаточно, чтобы вызвать трепет в условиях безопасности, но не перешагнуть тот порог, после которого начнутся ночные кошмары.

Желаю вам всем отличной игры в эту жуткую ночь!

Гейл Карни

Перевод Анны Горулько и Надежды Шестаковой

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector