Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для снижение уровня тревожности

Игры для снижение уровня тревожности

Автор: Ахметова Надежда Борисовна

Организация: МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

По данным исследователей в области психологии, в последнее десятилетие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, в результате чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная коррекция, становится наиболее актуальной.

Одним из основных факторов эмоциональной неустойчивости детей является тревожность. Состояние тревожности чаще повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, психофизиологических нарушениях. Наиболее остро проблема тревожных состояний встает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие различные отклонения психофизического плана, которые обусловливают нарушения общего развития не позволяющие детям вести полноценную жизнь

Цель снижение уровня тревожности, знакомство и овладение способами саморегуляции своего психического состояния

Задачи: Определение понятия тревога, тревожность, учиться рассуждать и мыслить позитивно, аргументировать свои мысли и развивать самоконтроль поведения, обучение приемам саморегуляции

Материалы : аудиосопровождение упражнений, листы бумаги и цветные карандаши для рисования. карточки для выполнения заданий.

Ход занятия

Упражнение 1 –разминка «Знакомство»
Каждому участнику занятия предлагшается назвать свое имя и качество, которое начинается на первую букву его имени: Карим-красивый, крепкий, крутой, Анастасия- активная, Ралина- ранимая, радостная, Шамиль – шустрый, Ильфат – интересный, Вадим- верный, вежливый, важный.веселый.

Упражнение 2 Что такое тревога, тревожность?
составление на доске таблицы с высказываниями детей, Обсуждение:
1)Назовите чувства , которые вы знаете, испытываете или испытывали : Веселье, Грусть , Радость , Тревога
Страх, Обида, Гнев, Интерес, Любовь
2)Какие чувства мы часто испытываем в школе: волнение, напряжение, неуверенность в своих силах….

3)Ситуации, когда мы тревожимся……
….в ситуациях проверки знаний.? (проверка знаний, выступление, родительское собрание)

Тревожность – волнение, нервничаем, страх перед неизвестным….
4)Какое состояние когда тревожишься?
холодные потные руки, головокружение, учащенное сердцебиение, зажимы мышц живота, ног и рук, лица, бледное лицо, дрожащий голос, рассеянность, растерянность, агрессивность, плач….

Выводы Тревожность это состояние беспокойства, страха перед неизвестным связанное зачастую с неуверенностью в себе, своих силах, это напряжение от ожидания чего то неизвестного.

Упражнение 3.Как справиться с тревожностью?

Вопрос учащимся : «У кого какие приемы и способы есть?»

Здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности
Здоровые: улыбка, прослушивание музыки, прогулка, общение с близкими людьми, с животными, созерцание природы, наблюдение за водой, солнцем, деревьями, цветами, сон, теплый чай с вкусняшками, теплый. Душ, физические упражнения. Дыхание глубокое, рисование, воображение, позитивное мышление, самоубеждение.

Нездоровые способы: агрессивность, драчливость, ругаться, курить, слишком много есть, замыкаться в себе, ломать окружающие предметы.

Упражнение 4. «Мысли выбирайте как цветы»- объясните это высказывание…..

Упражнение 5.»Ситуации»

Выбираем карточки с названием позитивного чувства и негативного чувства.
Задание: каждому участнику придумать ситуацию, как справиться с негативным чувством при помощи позитивного.

Упражнение 6. «Ассоциации»

Чувства (см упр.5.) ассоциируем с предложенными понятиями и объясняем — почему?

Например; растения, животное, еда, мебель, одежда, насекомое, бытовая техника (телевизор, холодильник, пылесос и т.п. ), фантастический объект.

Упражнение 7. Медитация «Полет на ковре-самолете»

Цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий:

«Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан?

Вы садитесь на свой волшебный ковер — самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками…

Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно.

Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите.

Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в класс, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Рекомендации: произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов.

После завершения упражнения участники делятся своим опытом, рисуют найденное безопасное место.

Упражнение 8. Рисование под музыку ковра- самолета, безопасного места. Настроения, ощущений по результатам путешествия на ковре-самолете…

Рефлексия занятия (обратная связь, обсуждение)

1. ответы на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии? «

2.упражнение «Резюме»:
С какими способами саморегуляции познакомились?

Какой способ саморегуляции выбираете для себя?
3.Упражнение-заключение «Спасибо за хороший день!!»

Пожимаем руки друг другу по кругу

Список литературы:

1. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1998.

2. Московкина А. Г. Ребенок с ОВЗ в семье. – Изд-во «Прометей», 2015.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ТЦ Сфера 2004.

4. «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. – Сыктывкар, 2013..

5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А. М. Прихожан. – М.: 2000.

6.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. — М- Новая школа,1995.-144 с.

«Коррекция тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста методом интегративной игровой арт-терапии»

Тревожность
диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и предполагает необходимость
создания эффективного метода ее коррекции. В дошкольном возрасте одним из
наиболее эффективных методов является игровая терапия. Для коррекции высокого
уровня тревожности указанным методом была разработана программа, включающая
занятия двух циклов (каждый в среднем по 4-10 занятий).

Первый цикл

Он включает занятия, синтезирующие директивную и недирективную игротерапию при
большем использовании методов первой. Каждое из них состоит из трех этапов:

1. Свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2. Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности,
предлагаемые психологом;

3. Свободная игра ребенка ( при его желании).

Ø 1 этап

Он предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Поведение психолога
варьируется от недирективного вмешательства до полного невмешательства, что
объясняет целью игры – установление отношений между психологом и ребенком,
основанных на том, что долю ответственности ребенок берет на себя.

Читайте так же:
Таблетки против энуреза у взрослых

На этом этапе решаются следующие задачи:

-Снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией взаимодействия;

-Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с
психологом;

-Получение психологом некоторой информации о ребенке, о возможных внешних и
внутренних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры.

На первых занятиях этого этапа решается задача адаптации ребенка ко всему процессу
игротерапии, а на последующих – адаптации к каждому конкретному занятию.

Если сам ребенок втягивает взрослого в игровой процесс, то психолог может в него
включиться. При отказе высокотревожного ребенка играть самостоятельно (и даже
если с психологом) не нужно принуждать ребенка – процесс самостоятельных
игровых действий можно перенести на третий этап, а на первом ограничиться
манипулятивными действиями ребенка с игрушками и знакомством с игровой комнатой
и психологом.

Определяющим фактором проведения занятий должно стать поведение самого ребенка.

Задача
психолога состоит в чутком реагировании на изменение настроения ребенка, а
также в проявлении достаточно высокого уровня эмпатийности. Это относится
только к вариативности использования различных этапов, а не к изменению их
содержания. Так, если в ходе свободной игры ребенок согласился на
взаимодействие с психологом, то он не может отказаться от этого и вернуться к
свободным играм. В таком случае психологу нужно довести до конца второй этап.
Если же ребенок заупрямиться, необходимо объяснить ему, что после того как они
поиграют вместе, он снова сможет играть один. При резко негативных
эмоциональных проявлениях ребенка (плач, злость, агрессивность) нужно прекратить
занятия, а в последующем строго придерживаться одной и той же
последовательности этапов.

Основными показателями завершения данного этапа игровой терапии являются внешние
проявления снижения тревожности у ребенка:

-Снижение скованности, боязливости в движениях и речи;

-Появление связной речи при ее первоначальном отсутствии;

-Снижение темпа речи, торопливости, безудержной разговорчивости;

-Уменьшение нервозных движений, навязчивых потираний рук, кончика носа и др.,
прокручивание карандашей, бумаги, одежды, волос, почесываний, подергиваний и
т.д.

-Уменьшение суетливости, множества ненужных жестов и мимики;

-Некоторое уменьшение отслеживания реакции психолога;

-Снижение физиологических проявлений, уменьшение частоты пульса, дыхания,
снижение потоотделения и т.д.;

-Становления контакта с психологом. Ø 2 этап.

На данном этапе решаются следующие основные задачи:

-Снятие напряжения, снижение высокого уровня тревожности;

-Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих
ситуаций;

-Открытие у ребенка собственных резервов для преодоления или устранения
повышения тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других
людей.

На этом этапе психолог использует различные программы коррекции высокого уровня
тревожности. Он должен учитывать, что длительность занятий старших дошкольников
40 минут – 20 минут каждого занятия.

Взаимодействие психолога и ребенка на 2 этапе происходит при его более активной позиции.

Ø 3 этап.

Он включает свободную игру ребенка при как можно более полном невмешательстве в
его действия психолога. Задачи данного этапа:

-Ребенку предоставляется возможность закрепить модели поведения для последующего
переноса их за рамки игровой терапии;

-Ребенок постепенно переключается с состояний, вызванных процессом игровой
терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

Не все дети соглашаются на свободную игру, это связано с утомляемостью,
эмоциональной перенасыщенностью или с тем, что у детей возникают другие потребности.
В таком случае психологу не следует принуждать ребенка к игре. Нужно отвести
его в группу.

Второй цикл

В него входят занятия, в которых также присутствует синтез игротерапии разных
типов, но при большем использовании методов недирективной.

Занятия
состоят из 2 этапов:

1. Свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2. Отыгрывание ситуаций на снятие тревожности,
предлагаемых психологом.

v 1 этап.

Задачи,
организация и поведение психолога такие же, как и на 1 этапе 1 цикла.

Единственное
отличие – требование большей сосредоточенности психолога, направленной на сбор
информации, на понимание чувств и состояний ребенка, на установление контакта с
ним. Время 10-15 минут каждого занятия.

v 2 этап.

На занятиях основная роль принадлежит ребенку, но при активном участии взрослого.
Психолог подключается к игре, предлагая либо новый сюжет, либо разыгрывание уже
завязавшегося сюжета. Ребенок сам выбирает, создает игровые ситуации,
источником их сюжета становятся следующие факторы:

1. Игра ребенка на предыдущем этапе;

2. Предварительная информация, которая включает такие
сведения:

-Преобладающие психические состояния ребенка дома;

-Преобладающие формы поведения ребенка дома;

-Преобладающие психические состояния ребенка в детском саду;

-С мало знакомыми людьми;

-Возможные причины подобных состояний;

-Возможные причины поведения ребенка;

-Особенности внутрисемейных ситуаций;

-Сведения о точном составе семьи;

-Присутствие травмирующих ситуаций в жизни ребенка;

Поведение психолога на данном этапе должно быть направляющим, чем указующим. Активная
роль психолога определяется его непосредственной реакцией на свободную игру
ребенка и целесообразным вмешательством в нее. А это предъявляет более высокие
требования к опыту, интуиции, уровню эмпатии и профессиональным навыкам
психолога.

Игра «Пещера для знакомства»

Для игры понадобятся покрывала или простыни (в 2 раза меньше чем детей). Если детей
не четное количество, то играет психолог.

Покрывала
раскладывают на полу, на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под
звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно
спрятаться под покрывало, причем в одной пещере может быть не меньше двух
человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают
суетиться, объясните, что спешить не надо. Под покрывалом за время короткой
беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и дети выходят из
«пещер».

Игра повторяется. По правилам 2 раза с одним и тем же ребенком в «пещеру» забираться
нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся. Если они
не выполняют правила игры или очень торопятся и суетятся, можно использовать
второй вариант игры:

Дети встают в 2 круга лицом друг к другу.
Между первым и вторым кругом около каждого ребенка из внешнего круга
расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только
музыка замолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде
все возвращаются на свои места.

Читайте так же:
Занятия для профилактики заикания у детей

Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего
круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из
внешнего круга.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в
каждой пещере.

Игра «Переодевание»

В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно,
чтобы все они легко одевались и снимались. По сигналу ведущего за 1-2 минуты
нужно надеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно
увеличить.

Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревнованием – любой соревновательный
момент только повышает тревожность и беспокойство.

Цель же этой игры – снять скованность и напряжение.

Игра «Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта же игра позволяет
им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм
второго цикла.

Для игры понадобиться пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка),
фломастеры, бумага. В крышке проделывается отверстие, чтобы туда можно было
просунуть небольшой лист бумаги. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать:
что (кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в
«почтовый ящик», т.е. спрятать проблему.

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные
навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей
проблеме, затем дунуть на чистый лист («вложить в него проблем») и спрятать ее
в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если
он затрудняется, психолог помогает: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

Профессиональное использование синтеза директивной и
недирективной игротерапии не только позволяет снизить уровень тревожности у
детей через овладение или некоторыми приемами саморегуляции, но и дает
возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы
поведения. Это в свою очередь помогает им прогнозировать реакцию окружающих,
что снижает уровень общей тревожности детей.

Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии Программа «Самочувствие»

Данная программа представляет собой набор игр, объединенных в два цикла и направленных на снижение уровня тревожности у детей.

Первый цикл включает в себя игры, основная цель которых — снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля

Второй цикл включает в себя игры, основная цель которых — помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.

Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение психолога. Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.

Занятие 1. «Игра в рисунки»

Занятие 2. «Разрывание бумаги»

Занятие 3. «Игра с секундомером»

Занятие 4. «Представь, что ты это можешь»

Занятие 5. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»

Занятие 6. «Волшебный ковер»

Занятие 7. «Спрятанные проблемы»

Занятие 8. «Чувства»

Занятие 9. «Мир чувств»

Занятие 10. «Направленная визуализация»

Занятие 11. «Сочинение историй с помощью предметов»

Занятие 12. «Стройка»

Занятие 13. «Фотоальбом»

«Игра в рисунки»

Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности. «Игра в рисунки» позволяет снизить у ребенка уровень тревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.

В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», — он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это — обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник — крыша, два прямоугольника — трубы).

«В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша.

«Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.

«Разрывание бумаги»

Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.

Читайте так же:
При деменции отказывают ноги

«Игра с секундомером»

Эта игра проводится для того, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенка повысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.

Для проведения игры понадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенку предстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение.

Начиная игру с секундомером, психолог говорит: «Сейчас я тебе дам десять фишек. Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) психолог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция не обращать на терапевта внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с удлинением времени выполнения задания на 5 минут.

«Представь, что ты это можешь»

Упражнение используется с целью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.

В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

«Волшебный ковер»

Игра направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.

Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.

Психолог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребенка). Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребенка).

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.

1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.

«Свобода в образовании»

«Какие были обязательные предметы?», — спросила Алиса.
«Для начала, конечно, Спотыкание и Терзание», — ответила Притворная Черепаха, — «а потом были четыре правила Арифметики — Самолюбие, Рассеяние, Обезображивание, и Высмеивание». ( Льюис Кэрол)

Навигация

Новое на сайте

    2017.10.24 2017.05.21 2016.03.07

Полезно

Наши проекты

Юмор. И не только.

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

Уменьшение времени для свободной игры и рост числа психических заболеваний среди детей.

Уменьшение времени для свободной игры и рост числа психических заболеваний среди детей. Дети становятся более тревожными и печальными. Почему это происходит?

Опубликовано 26 января, 2010 Питером Греем в «Freedom to Learn».

Уровень тревожности и частота заболеваний депрессией среди молодого поколения Америки неуклонно растут в течении последних 50-70-ти лет. В настоящее время, по некоторым оценкам, количество школьников и студентов, подходящих под критерии диагноза серьезной депрессии и/или тревожных расстройств, увеличилось в 5-8 раз, по сравнению с уровнем, который существовал полвека и более назад. Это увеличение психопатологий происходит не в результате изменения диагностических критериев, которые остаются постоянными.

Самое недавнее доказательство резкого увелечения количества депрессий, тревожных состояний и других психических расстройств среди современных молодых людей приводится в только что опубликованной статье Жан Твенге из Университета Сан Диего. Твенге и ее соавторы воспользовались тем фактом, что начиная с 1938 года среди многих студентов университетов по всей Америке проводился опрос MMPI (the Minnesota Multiphasic Personality Inventory), используемый для оценки различных психических расстройств, а также опрос MMPI-A (версия используемая для подростков), начиная с 1951 года. Результаты анализа этих опросников совпадают с данными других исследований, использующих разнообразные показатели и которые также указывают на значительное увеличение числа депрессий и тревожных состояний у детей, подростков и молодежи в течении пяти последних десятилетий.

Читайте так же:
У кого родственники больные деменцией

Нам хотелось бы думать об истории как о прогрессе, но если прогресс измерялся бы душевным здоровьем и счастьем молодых людей, то получается что мы регрессируем как минимум с начала пятидесятых. Вопрос который я бы хотел здесь поднять, почему это происходит?

Увеличение количества психопатологий, похоже, не связано с возрастанием реальных опасностей и неопределенностей в мире. Эти изменения никак не коррелируют с экономическими взлетами и кризисами, войнами или другими событиями, о которых люди говорят как о событиях, влияющих на психическое здоровье детей. Уровень тревожности и депрессий среди детей и подростков был намного ниже в период Великой депрессии, во время Второй Мировой и Холодной Войны и во времена бунтарских 60-70-ых, чем сегодня. По всей видимости, эти изменения больше связаны с субъективным видением мира молодыми людьми.

Снижение чувства контроля над своей жизнью у молодежи.

Что мы наверняка знаем о тревожности и депрессии — это то что они коррелируют с тем, как люди воспринимают наличие или отсутствие возможности принимать собственные жизненные решения. Люди, верящие в то, что они хозяева своих судеб, в меньшей степени подвержены тревожности и депрессиям чем те, кто верят в то, что они жертвы обстоятельств, находящихся вне их контроля. Можно было бы предположить, что чувство личного контроля должно было бы увеличиться за последние несколько десятилетий. Произошел значительный прогресс в наших возможностях предотвращать и излечивать болезни, ослабли устаревшие и ограничивающие возможности людей предрассудки касательно пола, расы и сексуальной ориентации, среднестатистический человек сегодня на порядок богаче, чем в прошлые десятилетия. Тем не менее, данные показывают, что вера молодежи в то, что у них есть возможность контроля над своей жизнью, резко снизилась за последние десятки лет.

Анкета, разработанная Джулианом Роттером в конце пятидесятых и называющаяся Internal-External Locus of Control Scale стандартно используется для измерения чувства контроля. Она состоит из 23-ех пар утверждений. Одно из утверждений в каждой паре представляет веру во внутренний источник контроля (контроль осуществляется самим человеком), а другое представляет веру во внешний источник контроля (обстоятельства вне контроля человека). Экзаменуемый выбирает утверждение, кажущееся ему более правильным. Пример такой пары: (а) «Я считаю, что то, что должно произойти, обязательно произойдет»(б) «Упование на судьбу никогда не работало для меня так же хорошо как принятие решения для проведения конкретных действий». В этом случае выбор (а) представляет собой внешний источник контроля, а ответ (б)-внутренний. Множество исследований, проведенных в течение длительного времени, показали что люди , находящиеся ближе к отметке внутреннего контроля преуспевают в жизни больше, чем верящие в непреодолимые обстоятельства. Люди первой категории легче находят работу, которая им нравится, они заботятся о своем здоровье, они проявляют общественный активизм и менее подвержены тревожности и депрессиям.

В исследовании, опубликованном несколько лет назад, Твенге и коллеги проанализировали результаты предыдущих исследований, использующих опросник Роттера на молодых людях с 1960-ого по 2002-ой год. Они обнаружили, что средние данные среди детей 9-14-ти лет и среди студентов резко изменились от «внутреннего источника контроля» к «внешнему». На самом деле, скачок был таким большим, что среднестатистический молодой человек в 2002-ом был более «внешним» чем 80% молодежи в 60-ых. Усиление склонности к внешнему источнику контроля за 42-летний период соответствует такому же линейному увеличению количества депрессий и тревожных расстройств.

Отсюда следует, что увеличение склонности к «внешнему» контролю (и уменьшение контроля «внутреннего») связанно с увеличением депрессий и тревожности. Люди, верящие в то, что у них мало влияния на жизненные обстоятельства, либо же оно отсутствует вовсе, становятся более тревожными. «Что нибудь ужасное может произойти со мной в любой момент и я ничего не смогу с этим поделать». Когда уровень тревоги и ощущение беспомощности вырастает слишком сильно, люди впадают в депрессию: «Нет смысла пытаться, я безнадежен».

Сдвиг к Внешним целям, прочь от Внутренних целей.

Твенге вывела теорию, по которой увеличение уровня тревожности и депрессий поколения связаны с переходом от «внутренних» целей к «внешним». Внутренние цели связаны с развитием человека как личности, например, стать компетентным в избранных областях или развить значимую жизненную философию. Внешние цели, с другой стороны, имеют дело с получением материальных благ и оценок от других людей. Примерами таких целей могут быть хороший заработок, социальный статус и привлекательная внешность. Твенге приводит доказательства, что в среднем, нынешние молодые люди больше, чем в прошлом, ориентируются на внешние цели, а не на внутренние. Например, опрос, проводимый ежегодно среди университетских первокурсников, показывает, что большинство студентов считает, что финансовое благополучие важнее «развития значимой жизненной философии», в то время как в 1960-ых и 70-ых было верно обратное.

Сдвиг к внешним целям может также быть взаимосвязан со сдвигом в сторону внешнего источника контроля. Мы гораздо меньше контролируем достижение внешних целей, чем внутренних. Я могу, с некоторым усилием, значительно улучшить свою компетентность, что не гарантирует мне то, что я стану богатым. Я могу, посредством духовных практик или философских изысканий, найти собственное ощущение смысла жизни, но это не гарантирует, что другие люди будут считать меня более привлекательным или одарят меня похвалами. Я могу контролировать получение эмоционального удовлетворения, продвигаясь к своим внутренним целям. Но, если моя удовлетворенность связана со внешними оценками и наградами, у меня будет гораздо меньше контроля над этим.

Твенге предполагает, что сдвиг от внутренних к внешним целям представляет собой общий сдвиг в культуре материализма, которая продвигается посредством телевидения и других СМИ. С рождения молодые люди подвергаются влиянию рекламы и других сообщений, подразумевающих, что счастье зависит от внешнего вида, популярности и материальных благ. На мой взгляд, хотя Твенге частично в этом права, я хочу предположить нечто более основополагающее и значимое. Я считаю, что все это увеличение во «внешнем», внешних целях, а так же в уровне тревожности и депрессии, происходит в значительной степени из-за одновременно снижающeгося количества свободного времени для игры и увеличения времени и значимости, придаваемых учебе.

Читайте так же:
Болезнь старых людей деменция

Как уменьшение возможностей для свободной игры могло привести к уменьшению чувства контроля и внутренних целей и увеличению уровня тревожности и депрессии.

Как я уже показывал в одном из своих постов от 22 и 29 июля 2009-ого года, и как демонстрировали другие авторы в недавно изданных популярных книгах , возможность для детей проводить время в свободной игре и самостоятельных исследованиях, без руководства со стороны взрослых, резко снизилась за последние десятилетия. Исторически, исследование и свободная игра представляют собой средства, при помощи которых дети решают свои проблемы, контролируют свою жизнь, развивают собственные интересы и становятся компетентными в своих увлечениях. Это была главная тема моих многочисленных постов (таких как серия постов «Значение игр» от 19 ноября, 2008). Игра — это деятельность, которая контролируется и направляется игроками и поэтому игра, по определению, направлена на достижение внутренних, а не внешних целей. Лишая детей возможностей играть самим, без контроля и наблюдения со стороны взрослых, мы лишаем их возможности научиться принимать решения, касающиеся их жизни. Мы думаем, что заботимся о них, но на самом деле мы уменьшаем их радость, чувство самоконтроля, препятствуем их открытиям и исследованиям того, что им больше всего нравится и повышаем шансы на то, что они будут страдать от депрессий, тревожности и прочих душевных расстройств.

Как принудительное образование лишает маленьких детей личного контроля, направляет их к внешним целям и способствует тревожности и депрессиям.

На протяжении более полувека, в то время как уменьшалось количество свободной игры, время, посвященное школе и школьным видам деятельности (внешкольным занятиям и спорту под контролем взрослых), неизменно росло. Сегодняшние дети проводят больше часов в день, в год и лет жизни в школе, чем когда-либо раньше. Гораздо большее значение придается экзаменам и оценкам. Вне школы дети больше, чем раньше, времени проводят в условиях, в которых их направляют, защищают и подносят им все «на тарелочке» взрослые, и они же оценивают и награждают детей. Во всех этих местах заправляют взрослые, а не дети.

В школах дети быстро понимают, что их выбор занятий и оценка собственной компетентности не имеют значения. Выбор и оценки учителей — это то, что важно. Учителя не всегда предсказуемы. Можно усердно учиться и все равно получить плохую оценку, потому что было невозможно понять, что именно хотел учитель, или правильно угадать какие вопросы будут заданы. Целью, по мнению большинства учеников, является не компетентность, а хорошие оценки. Выбирая между действительным знанием предмета и получением пятерки, большинство студентов, без раздумий, выбирают второе. И это так на любом этапе обучения, до высшей школы (graduate school). И это не вина учеников, это наша вина. Мы организовали таким образом учебный процесс. Наша система постоянных экзаменов и оценок в школе, которая с годами становится все более и более интенсивной, это система, которая очевидно заменяет внутренние награды и цели на внешние. Эта система чуть ли не предназначена создавать тревожность и депрессии.

Школа — это также такое место, в котором у детей мало выбора по поводу того с кем им дружить. Их собирают в закрытом пространстве с другими детьми, которых они не выбирали, и им нужно проводить значительную часть школьного дня в этом пространстве. В свободной игре, по крайней мере, те дети, которые чувствуют себя преследуемыми, могут покинуть ситуацию и найти другую, более подходящую группу, но в школе они не могут этого сделать. Неважно кто является обидчиком — другой ученик или учитель (а это тоже распространенно) — у ребенка нет выбора, кроме как взаимодействовать с этим человеком день за днем. И результаты иногда бывают катастрофичны.

Несколько лет назад Михай Чиксентмихайи и Джереми Хантер провели исследование уровня счастья у учеников общественных школ, с шестого по двенадцатый классы. Каждый из 828-ти участников из 33-х разных школ в 12-ти разных регионах страны, носили специальные часы в течении недели, которые были запрограммированы подавать случайные сигналы с 07.30-ти утра и до 10.30-ти вечера. После звучания сигнала, участники должны были указать где они находились, что они делали и насколько счастливыми или несчастными они себя чувствовали на тот момент. Самый низкий уровень счастливости (да неужели!) наблюдался в школе, а самый высокий — вне школы, во время встреч и игр с друзьями. Время, проведенное с родителями, попадало в середину шкалы счастливости-несчастливости. Средний уровень счастья поднимался на выходных, но потом резко снижался после обеда в воскресенье к вечеру, в ожидании начинающейся недели.

Как общество, мы пришли к выводу, что дети должны проводить наибольшее количество времени в условиях, в которых они наименее всего хотят находиться. Цена этого убеждения, измеряемая счастьем и душевным здоровьем наших детей, огромна. Пришло время переосмыслить саму сущность образования.

Другой путь.

Любой, кто честно посмотрит на опыт учеников в Демократической школе Садбери или на опыт анскулеров, где преобладают свобода и самостоятельные исследования, увидит, что существует другой путь. Нам не нужно сводить детей с ума для того чтобы их обучить. Молодые люди замечательно могут заниматься самообразованием без всякого давления, если им предоставить свободу и возможности. Они занимаются этим с радостью и, в процессе обучения, они приобретают внутренние ценности, самоконтроль и эмоциональное благополучие.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector