Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика школьной тревожности

Диагностика школьной тревожности

Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

1.1. Понятие тревожности.

2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии

Выводы по главе 1.

2. 1. Программа эмпирического исследования.

2. 2. Интерпретация полученных данных

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблю­дения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глу­бинным явлением. Можно предположить, что думающий че­ловек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие дей­ственного контроля над ядерным оружием и радикальные по­литические и экономические перемены; он увидит также ме­нее очевидные, более глубокие и в большей степени, касаю­щиеся каждого индивида лично источники тревоги, находя­щиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он об­щается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, от­сутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями — не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди — рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

Цель: Выявить уровень тревожности у учащихся 1 класса.

Провести теоретический анализ исследованной темы.

Провести эмпирическое исследование.

Объект исследования: учащиеся 1 «б» класса, СШ г. Бологое.

Предмет исследования: тревожность у школьников

Гипотеза: Наблюдаются гендерные различия в проявлении школьной тревожности у учащихся 1 класса.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

1. Понятие тревожности.

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра. 1

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». 2

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. 3

По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». 4

Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мировой статистике, обычная "норма тревожности" — 15% , в России — 60-75%.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Читайте так же:
Как лечат ночной энурез у взрослых

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания — "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса: цель методики и инструкция

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет своевременно выявить состояние ребенка. Имея информацию о приближающейся опасности, необходимости принятия определенных мер, психолог начинает работать со школьником. Выявим основные причины появления такого состояния у детей, методику проведения исследования, специфику состояния.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Характеристика тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса необходима для своевременного выявления состояния ребенка. В зависимости от природных и приобретенных качеств характеризуется смутным ощущением опасности, либо агрессивности. В качестве дополнительных симптомов тревожности могут рассматриваться следующие параметры: потливость, тошнота, головная боль, сердцебиение, стеснение в груди. Уровень тревожности у школьников отличается достаточно существенно. Ребенок не способен оставаться на одном месте, сильно обеспокоен. Страх является реакцией на внешнюю опасность.

методика филлипса диагностика уровня школьной тревожности обработка

Виды тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет выявлять разные ее уровни:

  • нейроэндокринный вид изменения гормонального фона;
  • двигательно-висцеральный уровень (подергивание рук, коленей);
  • осознанное понимание (ребенок ощущает лишь телесный дискомфорт).

Компоненты тревожности

Основной составляющей данного чувства является покраснение, сердцебиение, одышка, потливость.

Ребенок осознает, что он нервничает или боится какого-то определенного момента (ситуации). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса определяет и чувство стыда, опасение того, что кто-то увидит действия ребенка. Из-за повышенной тревожности у школьника появляется рассеянность, возникают проблемы в учебе, понижается концентрация внимания.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса описание

Виды тревожности

На невысоком уровне интенсивности тревога жизненно необходима человеку. Это чувство помогает предпринимать определенные действия, позволяющие ослаблять либо предупреждать опасность. К примеру, старшеклассники прикладывают массу усилий для того, чтобы подготовиться к экзамену. Нормальная тревога стимулирует рост и изменение ребенка, помогает ему переходить из одного возраста в другой.

Избыточная тревожность является неоднозначным ответом на стрессы и проблемы, появляющиеся в школьной жизни. Если тревожность в норме, у ребенка включаются внутренние механизмы, которые направлены на устранение источника опасности. К примеру, боязнь сдачи экзаменов стимулирует активную подготовку к ним. Патологическая тревога вызывает дезадаптивные и неконструктивные действия. Ребенок не справляется с угрозами, он не уверен в себе, своих силах, избегает социального общения. Если не оказать такому школьнику своевременную психологическую помощь, у него могут развиться различные фобии. У детей формируется агорафобия, подразумевающая боязнь одиночества.

Помогает решать проблему методика Филлипса диагностика уровня школьной тревожности). Обработка результатов позволяет психологу выявлять проблему, подбирать способы снижения страхов. Если не удается избавиться от страхов внешними методами (эриксоновским гипнозом, когнитивной психотерапией), врач назначает ребенку определенные препараты.

Тревожное расстройство считается диагнозом невротического расстройства, когда ребенок без серьезного повода ощущает дискомфорт и нервозность. Такое состояние и выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цели исследования состоят в оценке психологической комфортности детей.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса бланк

Портрет тревожного ребенка

Школьник со страхом относится ко всем событиям, происходящим вокруг него. Он робок, избегает общения с взрослыми, сверстниками. Ребенок ощущает себя абсолютно беспомощным, он боится вступать в разные виды деятельности. Он предъявляет к себе высокие требования, самокритичен, имеет низкий уровень самооценки. Школьник убежден в том, что он глуп, неуклюж, некрасив. Дети с повышенной тревожностью нуждаются в одобрении со стороны взрослых, им нужна постоянная похвала и поощрение. При проявлении тревоги возникает слабость в ногах, сухость во рту, учащается сердцебиение. У тревожных детей существуют соматические проблемы, такие как головокружения, тяжелое поверхностное дыхание, боли в животе.

Читайте так же:
Что может помочь от энуреза

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса цели

Критерии детской тревожности

На чем базируется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Автор использует определенные критерии:

  • систематическое беспокойство;
  • сложность концентрации на отдельном занятии;
  • напряжение мышц в области шеи, лица;
  • повышенную раздражительность;
  • проблемы со сном.

Если в поведении ребенка присутствует хотя бы один их перечисленных критериев, можно говорить о повышенной тревожности.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса инструкция

Признаки тревоги

Какие признаки тревожности выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Пример обработки позволяет выявить признаки подобного состояния:

  • быстрая утомляемость;
  • напряженность, скованность;
  • влажные и холодные руки;
  • страшные сны;
  • отсутствие аппетита;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • неуверенность в своих силах;
  • нежелание преодолевать трудности.

Детские психологи уверены в том, что причина тревожности заключается во внутреннем конфликте, вызванном разными обстоятельствами:

  1. Противоречивость требований, которые предъявляют родители и учителя. К примеру, из-за болезни родители не пускают ребенка в школу, а педагог ставит ему за материал «двойку», ругает в присутствии одноклассников за отсутствие знаний.
  2. Завышенность (неадекватность) требований. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок был отличником, они не хотят мириться с его «четверками» и «тройками».

Повышенная тревожность в младшем школьном возрасте проявляют мальчики, а в подростковом возрасте она характерна для девочек.

Особенности

Что собой представляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Описание ее приведем чуть ниже, пока остановимся на целесообразности ее применения.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, бланк которой представлен на фото, считается стандартной психодиагностической технологией, позволяющей оценить общую школьную тревожность, а также связать выявленные проблемы с качественными переживаниями школьной жизни. Сам опросник прост в обработке и проведении, поэтому его часто используют для психодиагностических фронтальных обследований.

Для кого предназначена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Инструкция создана для школьников младшего и среднего возраста (3-7 классы).

Проводят диагностику индивидуально либо в групповом виде. Вопросы можно читать на слух, или давать ребятам распечатанные анкеты. Во время диагностики в классе не должен присутствовать классный руководитель, достаточно наличия психолога.

Помимо текста опросника, для исследования потребуются листы бумаги, ручки.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса пример обработки

Инструкция

«Постарайтесь честно ответить на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Тут нет хороших или плохих ответов, они должны быть правдивыми. На листе для ответов подпишите свой класс и фамилию. При ответе на вопрос ставьте знаки «плюс» или «минус».

  1. Сложно ли тебе со всем классом быть на одном уровне?
  2. Переживаешь ли ты, если учитель хочет проверить, как хорошо ты выучил материал?
  3. Сложно ли тебе работать так, как требует педагог?
  4. Снилось ли тебе, что ты не знаешь ответа на порос учителя?
  5. Били ли тебя одноклассники?
  6. Хочется ли тебе, чтобы учитель медленнее рассказывал учебный материал?
  7. Ты волнуешься при ответе?
  8. Боишься ли ты сделать во время дискуссии глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя коленки во время ответа у доски?
  10. Одноклассники часто смеются над тобой во время игры?
  11. Тебе ставят более низкую отметку, чем ты заслуживаешь?
  12. Переживаешь ли ты, что останешься учиться второй год в одном классе?
  13. Избегаешь ли ты игр, где делают выбор?
  14. Ты весь дрожишь, когда тебе нужно отвечать?
  15. Часто ли тебе кажется, что одноклассники не хотят тебе помогать?
  16. Ты очень волнуешься до того, как приступить к заданию?
  17. Тебе трудно получать те отметки, которые хотят видеть родители?
  18. Ты боишься, что тебе станет в классе плохо?
  19. Будут ли ребята смеяться над тобой, если ты ошибешься?
  20. Ты похож на своих одноклассников?
  21. При выполнении задания ты беспокоишься о правильности действий?
  22. При работе в классе ты не уверен, что запомнил материал?
  23. Тебе снится, что ты не можешь ответить на вопросы педагога?
  24. Правда ли, что большая часть ребят относится к тебе дружелюбно?
  25. Ты стараешься работать усердно, если уверен, что результат будут сравнивать с работами других ребят?
  26. Ты мечтаешь меньше волноваться во время ответов?
  27. Страшно ли тебе вступать в спор?
  28. Бьется ли твое сердце сильно, когда учитель начинает опрос?
  29. Думает ли кто-то из ребят, что ты не заслужил хорошей отметки?
  30. Говорят ли дети тебе неприятные слова?
  31. Ты боишься быть смешным?
  32. Доволен ли ты отношением к тебе учителя?
  33. Ты одеваешься хорошо?
  34. Доволен ли ты отношением одноклассников?
  35. Высмеивают ли ребята твое поведение, манеру одеваться?
  36. Дрожат ли у тебя руки во время самостоятельной (контрольной) работы?
  37. Беспокоишься ли ты, идя в школу, что педагог вызовет тебя к доске?
  38. Во время контрольной работы тебе кажется, что будет отметка «два»?

Обработка результатов

В зависимости от числа положительных и отрицательных ответов на определенные вопросы оцениваются тревожность, социальный стресс, боязнь самовыражения. Кроме того, по данной методике можно выявить страх перед одноклассниками, учителем, низкую сопротивляемость к стрессовым ситуациям. Если показатель тревожности превышает 50 процентов, это говорит о необходимости помощи ребенку со стороны психолога и родителей. При превышении 75-процентного показателя нужно срочно принимать серьезные меры.

Опросник школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стан­дартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обсле­дований.

Читайте так же:
Я разработал свою методику от заикания

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и харак­тер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и сред­него школьного возраста.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необ­ходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в шко­ле. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правиль­ных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «—», если не согласны».

Текст опросника Филлипса

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уро ке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

Часто ли ты боишься выглядеть смешно?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Читайте так же:
Эффективные ноотропы при деменции

Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?

54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов. По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опрос­ника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» — 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.

Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (п = 22). ‘

2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39,42, 44 ( п =11)

3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6,11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (п = 13).

Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (п = 6).

Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (п = в).

Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22 ( п = 5).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 ( п = 5).

Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (п = 8).

Интерпретация результатов. Значения показателей тревожно­сти, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сде­лать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состо­яние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса — эмоциональное состоя­ние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные кон­такты (прежде всего — со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблаго­приятный психологический фон, не позволяющий ребенку удов­летворять свои потребности в успехе, достижении высокого резуль­тата и т. д.

Страх самовыражения — негативное эмоциональное пережи­вание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публич­ной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориен­тация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — осо­бенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса

Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «-«, если не согласны».

Текст методики приведен ниже,

Опросник:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?
54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?
57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Читайте так же:
Я убрал тревожность и страхи

Обработка результатов.

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» — 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).
2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).
4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).
5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector