Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сходства и отличия понятий страх, тревога, тревожность, фобии

Сходства и отличия понятий «страх», «тревога», «тревожность», «фобии»

Страх, тревога, тревожность и фобии как категории, определяющие отношение индивида к раздражителям, которые можно обозначить как опасность. Отличительные черты и сходства исследуемых эмоций. Локализации возникновения тревоги и страха в нервной системе.

РубрикаПсихология
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления09.10.2013
Размер файла15,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru

Сходства и отличия понятий «страх», «тревога», «тревожность», «фобии»

Выполнил: студент 3-го года обучения

кафедры общей Ш и Ш развития

факультета психологии ФГАОУ ЮФУ

Понятия «страх», «тревога», «тревожность», «фобии» — на первый взгляд понятия довольно схожие, разрабатывались порой одним и тем же рядом ученых, но даже на первый беглый взгляд ясно, что понятия имеют определенную разницу в своих значениях. Но для того, чтобы разграничить их «смысловые поля» необходимо, в первую очередь, определиться с их понятиями. страх тревога тревожность фобия

И тут же сразу встает та проблема, что вышеперечисленные понятия имеют множество определений, в зависимости от подходов к пониманию их природы. Попробуем выделить отличительные черты каждого явления. Так, страх в психологической литературе определяется перво-наперво как специфическая эмоция — процесс (теория дифференциальных эмоций К. Изарда) — или же как некое эмоциональное — психическое — состояние (Большой толковый медицинский словарь)

Надо отметить, что разница в отношении к страху между процессом или состоянием, не является принципиальной; главное — это то, что страх — это психическое явление, и оно может быть как процессом, так и явлением, и даже свойством личности. В дальнейшем же определение страха разнится, в зависимости от подхода. Тем не менее, стоит выделить некоторые отличительные характеристики страха, на которые стоит обратить внимание.

В первую очередь, большинство исследователей говорят о том, что страх — это одна из базовых эмоций (не только человека, но и животных), предполагающая защитные реакции организма на внешнее воздействие (Захаров; Павлов), а значит это естественный ответ существа на естественную опасность — пускай это определение отдает некоторым биологизмом, но так или иначе, похожее понятие страха присутствует во многих работах. Еще стоит отметить, что страх понимается как некое предчувствие опасности (К. Изард), знание того, что что-то может пойти не так, ситуация может выйти из-под контроля.

Итак, от понимания страха перейдем к описаниям следующих понятий, по ходу дела вычленяя отличия и сходства, приняв определение «страха» за первоначальное и базовое.

Тревога в большинстве работ понимается как отрицательно окрашенная эмоция, характеризующаяся ожиданием негативных событий (что сходно со страхом) и ощущением неопределенности; при этом причины тревоги порой, в отличие от того же страха, не совсем осознаются, хотя сама тревога, в первую очередь направлена на побуждения к действиям по повышению возможности благополучного исхода событий (Щербатых Ю.В.). Многие исследователи говорят также о следующем различии между страхом и тревоги: основа тревоги в первую очередь, обусловлена социально, а страх, наоборот — обусловлен биологическими инстинктами; тревога, помимо прочего, возникает обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх возникает при её наступлении или незадолго до неё (Щербатых Ю.В. и другие). Также исследователи говорят о различной локализации возникновения тревоги и страха в НС.

Тревожность определяется большинством исследователей как сугубо индивидуальная психическая особенность, которая проявляется в склонности часто переживать тревогу по различным поводам, реальным или воображаемым, несущим опасность или нет; она может быть как ситуативной (что позволяет говорить скорее о тревоге), так и периодически возникающей, как закрепившийся у индивида процесс. Таким образом, тревожность определяется не как единичный процесс, не как единичное психическое явление, реакция на опасность, а скорее как личностное свойство, характерное, в первую очередь, для лиц, со слабой нервной системой, с определенными особенностями темперамента.

Фобией в психиатрии принято называть патологически повышенную реакцию страха на тот или иной раздражитель, иррациональный навязчивый неконтролируемый страх, или же устойчивые проявления различных страхов. Фобии формируются под влиянием различного рода факторов, но все фобии — реакции сугубо патологические, что их кардинально отличает от перечисленных выше параметров. Фобию можно представить как страх, как реакцию на опасность на определенного рода раздражитель, но с удивительно низким порогом чувствительности, что и выделяет его из числа различных видов реакций на опасность.

Вывод: в самом общем виде, и страх, и тревога, и тревожность, и фобии — категории, определяющие отношение индивида к раздражителям, которые можно обозначить, опять таки в самом общем виде, как опасность, но каждая из этих категорий имеет свои особенности, серьезные отличия, которые мы и попробовали бегло рассмотреть в данной работе.

Читайте так же:
Методика волковой по заиканию упражнения

1. А. М. Прихожан//Клиническая психология. Словарь/ под ред. Н. Д. Твороговой.—Москва: ПЕР СЭ,2007.— 416с.— (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост.Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского).

2. Щербатых Ю.В. Психология страха. М.:Эксмо, 2007.

3. Ильясов Ф.Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. №9.

4. Изард К.Э. Эмоции человека. — М.: Издательство Московского ун-та, 1980

5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психологическая характеристика страха и причин его возникновения. Изучение тревоги как психического состояния. Обоснование методик исследования видов и переживания страха и тревоги спортсменами-фигуристами. Приемы преодоления страха и тревоги в спорте.

курсовая работа [426,0 K], добавлен 24.05.2015

Развитие личности в концепциях представителей психоаналитического направления. Тревога, тревожность и страх: соотношение понятий. Влияние стилей родительского отношения на тревожность ребенка и его поведение. Классификация стилей родительского отношения.

курсовая работа [86,6 K], добавлен 28.05.2015

Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом. Основные уровни ощущения внутренней напряженности. Особенности проявлений тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологические и поведенческие реакции тревоги.

курсовая работа [229,3 K], добавлен 01.12.2014

Природа страха. Синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния. «Установка» — предвзятость, избирательность и произвольная окраска восприятия. Страх опасности, неопределенности, действия, потери денег, привязанности и любви.

курсовая работа [68,8 K], добавлен 02.06.2011

Основные признаки тревожных детей. Сущность понятий «страх», «тревога». Портрет тревожного ребенка. Главные признаки тревожности. Критерии определения страха разлуки. Критерии определения тревожности у ребенка. Способы выявления тревожного ребенка.

Тревога

Трево́га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Содержание

Описание

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины. [1]

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

Достаточно выраженная тревога включает два компонента:

  • Осознание физиологических ощущений (сердцебиение, потливость, тошнота, др.)
  • Осознание самого факта тревоги.

Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.

Тревога и страх

Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. По мнению первых авторов, если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Так, например, по мнению Кэррола Изарда, первичной и самостоятельной эмоцией является страх, а тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций: страха, печали, вины и стыда. [1] Следует отметить, что большинство авторов (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности. [2]

Читайте так же:
Что вы знаете о заикании

Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — не осознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.

К сожалению, в большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.

Физиология

Тревожность

Было установлено, [кем?] что тревожность, как таковая, не является лишь негативной чертой личности, провоцирующей более частое по сравнению с нормой, переживание эмоции страха, а в определенных ситуациях даже может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Оказалось, что «высокотревожные» люди лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые. Таким образом, тревога несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения её последствий. Эти меры могут быть осознанными (например, подготовка к экзамену), или, преимущественно, бессознательными (защитные механизмы).

Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно, когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.

Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Дж. Тейлор (англ.  J. Taylor ) путём урезания MMPI была создана методика под названием «Шкала явной тревожности Тейлора» (англ.  Taylor Manifest Anxiety Scale — TMAS). Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей, оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности, и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.

Читайте так же:
Признаки деменции после инсульта

Изард к э тревога и тревожность

Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия

Библиографическое описание: Данилова М. В., Трофимова В. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 901-904.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка самая основная. Это не только место, в котором рождается ребенок, но и основной институт социализации. Именно в семье начинается развитие каждого из нас, формируются основные личностные качества. Однако в настоящее время современная семья переживает серьезный кризис и испытывает множество различных трудностей: утрачиваются семейные ценности, увеличивается количество разводов и насильственных действий со стороны родителей по отношению к своим детям, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности среди детей, девальвируются детско-родительские отношения (постоянные ссоры, конфликты, деспотизм). Эти и другие признаки семьи свидетельствуют о ее кризисном состоянии и увеличение числа неблагополучных семей.

Т.И. Шульга отмечает: «Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Вследствие этого неблагополучная семья, по мнению Т.И. Шульги, рассматривается как семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее [2, с. 12].

В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс и пренебрежение со стороны взрослых. Основной характеристикой подобной семьи является отсутствие заботы и любви к ребенку, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д.Левитов, Ч.Д. Спилбергер. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития, как теории, так и практики психологической и педагогической наук.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1, с. 553].

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей из неблагополучных семей. В исследование участвовало 20 учащихся 10–12 лет одной из школ г. Владимира.

В работе применялись следующие методики исследования:

— методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);

— опросник «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкиса);

Читайте так же:
Памперсы и энурез у мальчиков

— методика измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора) (адаптированная Т.А.Немчиным).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по тесту Спилберга-Ханина, отображены на рис.1:

Рис.1. Результаты методики «Определение уровня тревожности»

Подводя итог по данной методике, можно сделать вывод о том, что у большинства детей из неблагополучных семей наблюдается высокий уровень тревожности (65%), что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса представлены на рис.2:

Рис.2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса

Шкала Вина. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35% испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит в семье.

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно 75% испытуемых испытывают тревогу, у 25% не наблюдается данный показатель.

Шкала Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80% испытуемых указывают на то, что в семье преобладает напряженная ситуация, 20% не испытывают напряжения.

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т.А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45%, по отношению к другим выделенным видам.

Рис.3. Результаты методики измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исходя из полученных результатов по проведенным методикам, следует отметить, что у респондентов с высоким уровнем тревожности (методика «Определение уровня тревожности») отмечаются высокие показатели по следующим шкалам опросника «Анализ семейной тревоги»: тревожность — 80%, напряженность — 75%, вина — 50%. Это свидетельствует о том, что дети из неблагополучных семей часто испытывают тревогу и находятся в напряженном состоянии из-за сложившегося неблагоприятного психологического климата в семье. Высокий уровень тревожности (55%) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), отмеченный у данной группы респондентов указывает на то, что неблагополучная семья оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Для респондентов с умеренным уровнем тревожности наблюдаются достаточно невысокие результаты по шкалам: вина — 20%, напряженность — 35%; но достаточно высокий уровень тревожности — 60%. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) прослеживается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) — 80%.

Депрессивное состояние респондентов характеризуется высокими показателями по шкале тревожность — 85% и шкале напряженность — 75%. Больше половины таких детей — 55% испытывают вину и ответственность за то отрицательное, что происходит в семье. У 75% данной категории респондентов по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается очень высокий уровень тревожности. Все это приводит к тому, что дети проявляют более беспокойное, тревожное поведение в отношениях, как со взрослыми, так и сверстниками.

У детей из неблагополучных семей, которые не испытывают тревоги, прослеживаются низкие показатели по всем трем шкалам: вина — 15%, напряженность — 20%, тревожность — 5%. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора) отмечается достаточно низкий уровень тревожности у детей — 5%. Это говорит о том, что совсем незначительное число респондентов не испытывают тревоги, находясь в неблагоприятной семейной атмосфере.

В преодолении тревожного состояния у детей из неблагополучных семьей в настоящее время значительную роль играет социальный педагог. В данной ситуации социальному педагогу при работе с тревожным ребенком необходимо:

— осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него;

— формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями; — оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;

— устранить отрицательные эмоции;

— помочь ребенку из данной категории семьи повысить уверенность в собственных силах.

Программа по устранению тревожного состояния у детей должна включать в себя различные тренинги, тематические беседы, дискуссии, игротерапию.

Социальный педагог должен уметь выслушать, убедить и расположить к себе, выступать посредником между ребенком и семьей, ребенком и его окружением.

Главное не забывать о том, что процесс преодоления тревожного состояния достаточно длительный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с. ISBN 5–93878–086–1

2. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с. ISBN 5–7107–8539–3

Тревога и тревожность — 66 книг

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в определенный момент времени, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога беспредметна.
Тревожность — устойчивое свойство, черту личности, предполагающие повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги.

Читайте так же:
Возрастные особенности тревожности и страха

Если ощущение тревоги сильное и частое, то можно предполагать наличие одного из видов тревожных расстройств: генерализованного тревожного расстройства, при котором человек чувствует необъяснимое напряжение и беспокойство; фобий, при которых человеку свойственен губительный иррациональный страх перед определенным объектом или ситуацией; и обсессивно-компульсивного расстройства, при котором человека беспокоят навязчивые мысли и действия.

Отличие от страха: тревога выступает как реакция на неопределенный, часто неизвестный сигнал, страх — ответ на конкретный сигнал опасности.
___
Подборка для научных книг.

Жан-Мишель Кинодо - Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе

ISBN:978-5-89353-238-8
Год издания:2008
Издательство:Когито-Центр
Серия:Библиотека психоанализа
Язык:Русский

В "Приручении одиночества" Жан-Мишель Кинодо представляет всесторонний подход к переживаниям одиночества как универсального явления, которое можно наблюдать и в повседневной жизни, и в любой терапевтической ситуации.
В первой части книги автор, используя клинический пример, излагает способы выражения различных форм сепарационной тревоги и ее возможные трансформации в ходе психоаналитического процесса. Во второй части подробно рассматриваются основные психоаналитические подходы, которые применяются в случаях проявления сепарационной тревоги. В третьей части исследуются некоторые технические и клинические аспекты проблем, возникающих при интерпретации данного типа тревоги.
Написанное просто и ясно, "Приручение одиночества" заинтересует всех психоаналитиков и психотерапевтов.

В "Приручении одиночества" Жан-Мишель Кинодо представляет всесторонний подход к переживаниям одиночества как универсального явления, которое можно наблюдать и в повседневной…

Ролло Мэй - Смысл тревоги

ISBN:978-5-88230-272-5
Год издания:2011
Издательство:Институт общегуманитарных исследований
Язык:Русский

Тревога — это распространяющееся и глубокое явление современного мира. Феномен тревоги важен не только при лечении эмоциональных нарушений и расстройств поведения, но и для литературы, социологии, политики и экономики, образования, религии и философии.

Тревога — это распространяющееся и глубокое явление современного мира. Феномен тревоги важен не только при лечении эмоциональных нарушений и расстройств поведения, но и для…

Карен Хорни - Невротическая личность нашего времени

ISBN:978-5-88373-300-9
Год издания:2012
Издательство:Канон+РООИ "Реабилитация"
Язык:Русский

В центре внимания выдающейся немецко-американской представительницы психоанализа Карен Хорни глубинные мотивационные конфликты личности, обусловливающие все те психологические трудности, которые она встречает во взаимоотношениях с другими людьми и в сфере собственных переживаний.
Книга написана очень доходчивым и простым языком и поэтому вполне доступна даже неподготовленному читателю.

В центре внимания выдающейся немецко-американской представительницы психоанализа Карен Хорни глубинные мотивационные конфликты личности, обусловливающие все те психологические…

Марианна Колпакова - Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе

ISBN:978-5-91761-430-4
Год издания:2015
Издательство:Никея
Серия:Становление личности
Язык:Русский

О чем эта книга?
Тревога — состояние, знакомое большинству из нас, все чаще мы воспринимаем окружающий мир как нестабильный, непредсказуемый и несущий угрозу. Помимо психологических причин, тревога имеет еще и причины духовные. Они связаны с нарушением внутреннего диалога человека с самим собой — со своей совестью, в результате чего теряется настоящий смысл жизни и возникает опустошенность. Путь избавление от тревоги требует наших личных усилий по разрешению глубинных конфликтов с нашей совестью (совестью — голосом Бога, Божиим в нас).

Для кого эта книга?
Книга адресована всем, кто ищет новый взгляд на проблему тревоги, тем, кто интересуется прикладной психологией или просто хочет изменить свою жизнь к лучшему.

Почему мы решили издать эту книгу?
Известно, что тревожные ожидания — настоящий бич современной жизни — могут накапливаться, вызывая трудности со здоровьем, мешая нам развиваться, радоваться, общаться и любить. Где же находятся истинные причины тревоги сегодня? Закрываясь от совести, вытесняя ее голос из своей жизни, человек сталкивается все с новыми и новыми проблемами, за разрешением которых он и приходит к психологу. Книга рассказывает о том, как разорвать этот бесконечный круг.

Изюминка издания
Духовные корни тревоги остаются незамеченными в современных научных психологических подходах. Автор критически оценивает знания мировой психологии о причинах тревоги, рассматривает основные научные направления и школы (с позиций: христианского мировоззрения; христианской традиции отношения к человеку; христианского взгляда на человека). А затем определяет пути, следуя которым человек приходит к восстановлению душевного согласия и мира в душе.

Об авторе
Марианна Юрьевна Колпакова — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования. В 1984 г. закончила психологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. После защиты кандидатской диссертации в 1999 году работает в Психологическом институте РАО. Ученица Тамары Александровны Флоренской, продолжает развивать разработанный ею диалогический подход в психологии. Автор более пятидесяти публикаций, в том числе монографии "Введение в диалогическую психологию" (2013 г.).

О чем эта книга?
Тревога — состояние, знакомое большинству из нас, все чаще мы воспринимаем окружающий мир как нестабильный, непредсказуемый и несущий угрозу. Помимо…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector