Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция тревожности у дошкольников с ДЦП

Коррекция тревожности у дошкольников с ДЦП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с использованием разныхвидов изобразительного искусства содействуют не только формированию познавательной деятельности, но и способствуют понижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Созданный проект ориентирован на работу по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом средствами изобразительного искусства.

В связи с таким диагнозом детей, как детский церебральный паралич занятия целесообразнее выстраивать в нарастающем темпе, т.е. от простых к сложным.

Цель: создать благоприятные условия для коррекции тревожности младших школьников с детским церебральным параличом.

Задачи:

  1. Способствовать снижению ситуативной тревожности у детей.
  2. Развивать коммуникативную сферу ребенка.
  3. Способствовать снятию эмоционального напряжения.
  4. Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям.
  5. Обеспечить детям двигательное расслабление.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция тревожности у дошкольников с ДЦП »

2.2. Проект деятельности психолога по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

Особенности тревожности детей с ДЦП, ее предпосылки, а также психологические особенности ребенка, предоставляют возможность проявить воздействие на эмоциональную сферу учеников с целью ее развития, сглаживания и устранения имеющихся недостатков. Этим самым, нормализуя поведение, повышая мотивацию к процессу обучения и общения.

Снятие высокого и повышенного уровня тревожности важно именно в младшем школьном возрасте, посколькуэто обеспечит эффективность учебной и других видов деятельности, успешность школьной и социальной адаптации.

Внедрение видов изобразительного искусства является одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, страдающие церебральными параличами, имеют множественные нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Нарушения связанныс особенностями заболевания, которые отчетливо проявляются в их учебной и творческой деятельности.

Занятия с использованием разныхвидов изобразительного искусства содействуют не только формированию познавательной деятельности, но и способствуют понижению уровня тревожности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Созданный проект (см. таблицу 2) ориентирован на работу по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом средствами изобразительного искусства.

В связи с такимдиагнозом детей, как детский церебральный паралич занятия целесообразнее выстраивать в нарастающем темпе, т.е. от простых к сложным.

Цель: создать благоприятные условия для коррекции тревожности младших школьников с детским церебральным параличом.

Способствовать снижению ситуативной тревожности у детей.

Развивать коммуникативную сферу ребенка.

Способствовать снятию эмоционального напряжения.

Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям.

Обеспечить детям двигательное расслабление.

Условия реализации проекта: занятия рассчитаны на 8 недель, по два занятия в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся с группой детей по 5 человек.

Используемые средства в проекте: лепка, оригами, рисование, рисование пальцами, мозаика, а также игры и упражнения.

Предполагаемый результат: по окончании проекта у детей будет более развита коммуникативная сфера, снижен уровень ситуативной тревожностии эмоционального напряжения, достигнуто двигательное расслабление детей, сформировано осознание своих чувств и переживаний.

Темы для самостоятельного изучения

Тема 4.1. «Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с цп» (2 часа)

Изучаемые вопросы:

Особенности эмоционально – волевого развития дошкольников с ДЦП.

Диагностика высших чувств у дошкольников с ДЦП.

Диагностика и специфика проявление страхов у дошкольников с ДЦП.

Читайте так же:
Опросник на тревожность спилберг ключ

Диагностика и специфика проявления тревожности у дошкольников с ДЦП.

Диагностика и специфика проявления агрессивности у дошкольников с ДЦП.

Формы самостоятельной работы:

Составление мультимедийного сопровождения по теме: «Проявление нарушений эмоционально – волевой сферы у детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Методическое обеспечение: [2], [3], [4], [6], [8], [12], [16], [22], [48], [69], [71].

Форма отчетности:

Защита мультимедийной презентации: «Проявление нарушений эмоционально – волевой сферы у детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Тема 4.2. «Проявление нарушений личностного развития детей с цп» (2 часа)

Изучаемые вопросы:

Своеобразие личностного развития при ДЦП.

Патологические варианты личности.

Специфика самосознания дошкольников с ДЦП.

Развитие самооценки у дошкольников с ДЦП.

Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП.

Формы самостоятельной работы:

Составление мультимедийного сопровождения по теме: «Проявление нарушений личностного развития детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Методическое обеспечение: [6], [8], [12], [16], [22], [25], [37], [38], [45], [46], [48], [69], [72].

Форма отчетности:

Защита мультимедийной презентации по теме: «Проявление нарушений личностного развития детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Тема 4.3. «Специфика становления межличностных отношений детей с цп» (4 часа)

Изучаемые вопросы:

Особенности межличностных процессов в группе детей с ДЦП.

Проявление нарушения коммуникативных функций дошкольников с ДЦП.

Роль психокоррекционной работы в преодолении нарушений межличностного взаимодействия.

Формы самостоятельной работы:

Составление мультимедийного сопровождения по теме: «Проявление нарушений межличностных отношений у детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Методическое обеспечение: [3], [6], [8], [16], [25], [38], [45], [46], [48], [72].

Форма отчетности:

Защита мультимедийной презентации по теме: «Проявление нарушений межличностных отношений у детей с ДЦП и факторы их определяющие»

Контрольные вопросы и задания по модулю

Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА.

Особенности эмоционально- волевого развития.

Повышенная эмоциональная возбудимость.

Склонность к колебаниям настроения

Инертность эмоциональных реакций

Повышенная зависимость от оценки окружающих

Основные виды поведенческих реакций

Проявление нарушений личностного развития

Своеобразие личностного развития

Структура личностного недоразвития

Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с церебральным параличом

Характеристика личностных особенностей детей с церебральным параличом, воспитывающихся в условиях гиперопеки

Характеристика личностных особенностей детей с церебральным параличом, воспитывающихся в условиях гипоопеки

Отличительные признаки поведенческих реакций и личностных особенностей, указывающих в дошкольном возрасте на возможность искажения социального облика ребенка

Характеристика разных вариантов патологического формирования личности

Специфика становления межличностных отношений дошкольников с ЦП

Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом

Структура недоразвития межличностных процессов

Значение двигательных нарушений в социальной адаптации дошкольника с церебральным параличом

Значение речевых нарушений в социальной адаптации дошкольника с церебральным параличом

Значение личностных особенностей в социальной адаптации дошкольника с церебральным параличом

Педагогические пути развития личности

Педагогические пути формирования межличностных процессов

Характеристика готовности к школе дошкольников с церебральным параличом

Способы оценки готовности к обучению в школе

Особенности психологической готовности детей с церебральным параличом к обучению в школе

Подходы к коррекции тревожности детей с интеллектуальной недостаточностью в специальной психологии

Отечественный ученый Россолимо Г.И. в своей работе «Страх и воспитание» отмечал, что изучение страха у детей представляет собой, с одной стороны, несомненный научный интерес, с другой же стороны, должно заставить родителей, педагогов и врачей обратить специальное внимание на явление, которое обязано в большинстве случаев своим происхождением неправильной постановке как первоначального, так и школьного воспитания. Автор указывает на то, что на воспитателе лежит обязанность вести умственное развитие ребенка к тому, чтобы он мог иметь достаточный запас разумных представлений по тем вопросам, неожиданное соприкосновение с которыми могло бы вызвать в нем неприятное волнение.

Читайте так же:
Энурез у кошек во сне

Своевременное обнаружение признаков эмоционального неблагополучия способствует дальнейшей адаптации ребенка и профилактике возникновения наиболее тяжелых расстройств аффективного развития.

На сегодняшний день существует большое количество способов и подходов к коррекции тревожности, однако, особую роль и популярность приобретают инновационные методы практической коррекции. Остановимся на некоторых из них.

Игротерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Арт-терапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Показаниями для проведения арт-терапии как художественной терапии являются:

  • трудности эмоционального развития;
  • актуальный стресс;
  • депрессия;
  • снижение эмоционального тонуса;
  • лабильность;
  • импульсивность эмоциональных реакций;
  • эмоциональная депривация;
  • переживания эмоционального отвержения;
  • чувство одиночества;
  • наличие конфликтов в межличностных отношениях;
  • неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность;
  • повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
  • негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь художественной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.

Музыкотерапия — метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают, как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Тревожность и депрессия

Проблемы психического здоровья у маленьких детей могут иметь серьезные последствия для их развития. Важно понимать причины, симптомы, последствия и то, какие методики коррективного вмешательства являются наилучшими, чтобы выявлять и предотвращать тревожность и депрессию у маленьких детей.

Поделиться этой информацией

Детско-родительские взаимоотношения в раннем детстве и развитие тревожности и депрессии

Дженнифер Л. Хадсон, PhD

Центр Эмоционального Здоровья, факультет психологии, Университет Маккуори, Австралия

Введение

Родители играют важнейшую роль в формировании эмоционального благополучия ребенка, особенно в раннем детстве. 1 Для лучшего понимания того, как взаимоотношения между родителями и ребенком влияют на развитие тревожности и депрессии у ребенка, исследования были сосредоточены на трех главных аспектах: 1) степень чрезмерной опеки и/или критики со стороны родителей, 2) родительские примеры тревожности 3) надежность детской привязанности к близким взрослым.

Читайте так же:
Enboost патч для памяти и снижение заиканий

Предмет

Одним из ключевых факторов, участвующих в поддержании тревожных расстройств, является степень, до которой ребенок избегает пугающих ситуаций. Формы поведения родителей, в частности, гиперопека, посредством которых смягчаются и укрепляются стратегии избегания, способны оказать влияние на поддержание и развитие тревожных расстройств. 2 Гиперопека или излишнее вмешательство со стороны родителей могут привести к уменьшению возможностей у ребенка столкнуться с новыми и потенциально пугающими ситуациями. Теоретически предполагается, что из-за сокращения таких возможностей ребенок в меньшей степени способен привыкнуть к вероятной угрозе в таких ситуациях, научиться точно определять угрозу в новых ситуациях, а также понять, что он может справиться с трудными ситуациями. Еще одним стилем воспитания, внимание которому уделяется в связи с развитием проблем эмоционального здоровья, является «критическое воспитание». Критическое воспитание стабильно ассоциируется с депрессией и в меньшей степени с тревожностью. 3-5 Существует гипотеза, что, критикуя своих детей и не придавая большого значения их чувствам, родители подрывают эмоциональную регуляцию ребенка и повышают его склонность к переживанию проблем эмоционального здоровья, таких как тревожность и депрессия.

Родительские примеры поведения, связанные со страхом и стратегией избегания также способны повысить риск развития у ребенка эмоциональных проблем в дальнейшем. 6 Своими действиями тревожный родитель может подавать пример тревожного поведения или сообщать ребенку об угрозе и необходимости ее избегать, тем самым увеличивая риск появления у ребенка тревожных расстройств. Предполагается, что влияние тревожного родителя, а также гиперопеки или критического настроя с его стороны, может усугубиться в случае, если ребенок обладает соответствующим «заторможенным» темпераментом. 2

Наконец, ненадежная привязанность ребенка к родителям также считается фактором риска развития тревожных расстройств. 7 Привязанность определяется как интимная эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и взрослым; при этом были выявлены различные формы привязанности. 8 В отличие от надежной привязанности, при ненадежной привязанности поведение близкого взрослого представляется ребенку непредсказуемым, или ребенок не испытывает спокойствия и уверенности во взаимоотношениях. Ученые, изучающие привязанность, полагают, что ненадежная привязанность возникает, когда взрослый не проявляет ответных чувств и остается равнодушным к потребностям ребенка. Именно ненадежная привязанность ассоциируется с возникновением тревожности и депрессии. 7,9-11 Было выдвинуто предположение, что дети с ненадежной привязанностью не способны развить необходимые навыки эмоциональной регуляции или позитивное самоощущение.

Проблематика

Значительная проблема, возникающая в данной области исследований, заключается в точной диагностике взаимоотношений между родителями и ребенком. Проведенные ранее исследования гиперопеки и критического воспитания были основаны на ретроспективных отчетах взрослых, испытывавших тревожность и депрессию, что потенциально является источником искажений данных. 12 В последнее время исследователи начали использовать методы наблюдения для оценки гиперопеки и негативных форм поведения со стороны родителей. 13 Однако методы наблюдения также связаны с рядом проблем, так как родители могут вести себя более позитивно, находясь под наблюдением в научно-исследовательской лаборатории или дома.

Научный контекст

Большинство исследований, посвященных взаимосвязи между формами воспитания в семье и эмоциональными расстройствами, являются срезовыми, что ограничивает их возможности в проверке причинно-следственных связей. Недавно появилось несколько лонгитюдных, а также экспериментальных исследований, что позволило усовершенствовать оценку причин воздействия форм воспитания на эмоциональное здоровье. Большинство этих исследований сосредоточено на детях школьного возраста, и лишь немногие из них занимаются изучением взаимодействия родителей с детьми младшего возраста.

Читайте так же:
Экспресс диагностика тревожности у взрослых

Ключевые вопросы

  • Какие формы воспитания ассоциируются с возникновением тревожности и депрессии у детей в раннем возрасте?
  • Существует ли причинная связь между формами воспитания, тревожностью и депрессией в раннем возрасте?
  • Оказывают ли формы воспитания в семье большее воздействие на детей, имеющих темперамент подавленного типа? Другими словами, увеличивают ли такие формы воспитания риск возникновения проблем эмоционального здоровья у всех детей или только у детей, уже предрасположенных к тревожности (например, у заторможенных детей)?

Результаты последних исследований

Лонгитюдные исследования, проведенные в последнее время, показали, что гиперопека со стороны родителей в раннем возрасте связана с последующих развитием тревожных расстройств. 14 Например, Hudson & Dodd15 наблюдали за группой детей с замкнутым и заторможенным поведением и группой детей без подобного рода проблем, начиная с четырехлетнего возраста. Исследование выявило, что тревожность у детей в возрасте 9 лет оказалась следствием наличия у них тревожности и замкнутости в возрасте 4 лет, а также тревожности матерей и их гиперопеки: повышенная тревожность матери и излишнее вмешательство с ее стороны повлияли на повышение уровня тревожности у ребенка. Такой же вывод был сделан в ряде других исследований. Однако в данном исследовании не было выявлено влияния надежности привязанности ребенка и негативных форм поведения матери на формирование тревожности в дальнейшем. И хотя эти результаты говорят в пользу взаимосвязи воспитания и дальнейших психопатологических проявлений, влияние перечисленных факторов достаточно невелико. В подтверждение этому мета-анализ показал, что в среднем воспитание объясняет лишь 4% изменчивости тревожности у детей школьного возраста и 8% изменчивости депрессии. 5

Хотя в теоретических моделях предполагается, что риск возникновения тревожных расстройств увеличивается в случае взаимодействия форм воспитания и темперамента ребенка, такая гипотеза не находит широкого подтверждения. Напротив, результаты последних исследований показывают, что на самом деле это влияние носит аддитивный характер, то есть, форма воспитания может увеличивать риск формирования тревожности у всех детей, а не только у обладающих заторможенным темпераментом. 15 В противовес данным исследованиям Rubin с коллегами 16 выяснили, что навязчивость и насмешливые комментарии матерей способствуют ослаблению связи между заторможенным темпераментом ребенка и социальной сдержанностью в дошкольных учреждениях.

Что касается примеров, подаваемых родителями, то ряд исследований показал, что тревожность родителей может передаваться ребенку посредством демонстрации определенного поведения или вербальных сообщений о наличии угрозы и необходимости ее избежать. 17,18 В рамках одного экспериментального исследования у маленьких детей наблюдались повышенная боязливость и избегание незнакомца после того, как они становились свидетелями социально-тревожного взаимодействия матери с этим человеком. 19 В данном исследовании подобное влияние оказалось сильнее для детей с темпераментом заторможенного типа.

Неисследованные области

На сегодняшний день большинство исследований сосредоточены исключительно на матерях. Сведения о роли отца в процессе развития тревожности и депрессии в раннем детстве довольно ограничены. В действительности отцы могут играть уникальную роль в предотвращении развития проблем эмоционального здоровья путем поощрения рискованных действий и вовлечения детей в игру-возню. Таким образом, для изучения роли отцов требуются дальнейшие исследования.

Читайте так же:
Рекомендации о снятию тревожности у учащихся

Несмотря на появление нескольких лонгитюдных исследований, необходимо провести дальнейшую работу, чтобы оценить причинную роль перечисленных форм воспитания в развитии проблем эмоционального здоровья, а также возможное взаимодействие между темпераментом и воспитанием. Одна из трудностей, возникающих при проведении исследований передачи тревожности от родителей к ребенку, заключается в изучении влияния формы воспитания или родительского поведенческого примера независимо от воздействия общих генов.

Выводы

Формы родительского воспитания имеют сравнительно небольшое, но существенное влияние на развитие тревожности и депрессии у детей в раннем возрасте. Наиболее убедительное доказательство этой взаимосвязи было получено в ходе исследований, направленных на изучение гиперопеки со стороны матери и детской тревожности. Исследования выявили четкую связь между материнской гиперопекой и тревожными расстройствами у детей в раннем возрасте. Начали появляться доказательства их причинно-следственной взаимосвязи, однако чтобы лучше разобраться в ее тонкостях и, в частности, ее двунаправленности, требуются дальнейшие исследования в данной области. Теории предполагают, что определенные формы воспитания оказывают большее влияние на ребенка с темпераментом заторможенного типа, но их фактические доказательства остаются неубедительными.

Другие исследования показали, что родители могут оказывать влияние на своих детей посредством подачи примеров тревожности. В ряде экспериментальных исследований на эмпирическом материале было показано, что степень тревожности, с которой родитель ведет себя, демонстрируя страх и избегающее поведение или сообщая ребенку об угрозе, влияет на дальнейшее поведение ребенка и его эмоции. Необходимо провести лонгитюдные исследования, касающиеся влияния примеров родительского поведения независимо от воздействия общих генов.

Надежность привязанности ребенка к родителям связана с психопатологическими проявлениями в будущем. Учитывая сочетание с другими факторами (например, с темпераментом ребенка или иными формами родительского поведения), степень, в которой привязанность сама по себе позволяет предсказывать последствия для ребенка, является неопределенной.

Рекомендации для родителей, служб и административной политики

Понимание того, какие формы воспитания повышают риск возникновения у ребенка в дальнейшем проблем эмоционального здоровья, имеет непосредственное значение для раннего вмешательства. Результаты, полученные на сегодняшний день, позволяют предположить, что сокращение гиперопеки и тревожности со стороны родителей (и, следовательно, поведенческих примеров тревожности, а также вербальных сообщений об угрозе и необходимости ее избегать) будет иметь большое значение в предотвращении развития проблем эмоционального здоровья. Согласно теоретическим моделям, родителей детей с заторможенным темпераментом следует обучать специальным стратегиям воспитания, однако на сегодняшний день еще недостаточно данных, подтверждающих такой подход, поэтому разумно считать, что всех родителей стоит учить применению стратегий, поддерживающих детскую самостоятельность (а не стратегий, типичных при гиперопеке). Тем не менее, остается еще один аргумент в пользу специального внимания к родителям детей группы риска. Поскольку до сих пор считалось, что риск имеет аддитивный (а не мультипликативный) характер, родительская гиперопека повышает изначально высокий риск возникновения тревожных расстройств у ребенка с темпераментом заторможенного типа. При отсутствии такого типа темперамента у ребенка повышение риска за счет чрезмерного родительского вмешательства может быть несущественным. Таким образом, ориентирование коррекционных программ на родителей детей дошкольного возраста с темпераментом заторможенного типа может оказаться более выгодным подходом .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector