Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1. 2. 2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

1.2.2. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Вопрос о причинах тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью.

При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии B.C. Мерлина) в качестве основных факторов признаются природные предпосылки — свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов [18].

В школе B.C. Мерлина проведен ряд исследований, сопоставляющих тревожность, которую авторы объясняют свойствами темперамента — «психодинамическую», и «тревожность ожиданий в социальном общении». Последняя рассматривается как свойство личности и связывается, как это видно из названия, с особенностями общения.

Вопрос о природных предпосылках тревожности чрезвычайно сложен. В ряде исследований И.А.Мусиной, этот вопрос решается через представление о двух типах факторов, продуцирующих состояние тревоги, — безусловных (куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования[18].

Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении личностных и социальных факторов, прежде всего, особенностей общения.

Причиной возникновения тревоги в подростковом возрасте часто является внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутреннее противоречивое состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство «потери опоры»; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире [18].

В основе внутреннего конфликта в раннем подростковом возрасте (11 – 12 лет) может лежать внешний конфликт — между родителями, между семьей и школой, между сверстниками и взрослыми. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый подросток становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги.

В душе подростка конфликтуют не воспитательные системы, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делает подростка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детей проникают в глубь души, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными? Причин много, но главная — какие отношения для ребенка являются значимыми. Если ученику не дорого мнение учителя, он постарается избежать конфликта, но душевных терзаний упреки педагога у него не вызовут. Другое дело, если резкую оценку его поступков или способностей он получает от того, на чьи слова привык он внутренне опираться, чьим именем дорожит.

Чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которые могут дать основание для тревоги. Но и другое неоспоримо: ребенок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром обеднены.

Тревога возникает, по мнению А.М.Прихожан, лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей [18]. К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я»; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к подростку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания — «ты должен быть отличником». Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих подростков, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание подростку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха [18].

Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) — особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то подросток учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения — в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Подросток чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достижения расположения родителей, учителей, одноклассников[18].

Читайте так же:
Как избавиться от школьной тревожности

Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Если в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. То к одиннадцати годам интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчиков встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

И чем старше дети, тем заметнее разница. Девочки связывают тревогу с другими людьми. Их волнует отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с близкими людьми. Девушки пятнадцати-шестнадцати лет тревожатся за родных и близких, опасаются доставить им неприятности, переживают за их душевное состояние, здоровье и т.д. Для них характерны такие высказывания: «Мне было бы очень тревожно, когда бабушку увели в больницу. «, или «Я всегда беспокоюсь, когда мама задерживается на работе. «.

К людям, с которыми девочки могут связывать тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов, бандитов. Мальчики и девочки больше всего опасаются физической травмы. Но если для мальчиков физическая травма воспринимается как результат несчастного случая («попаду под машину», «в руках разорвется взрывчатка») , то для девочек главной причиной являются действия этих самых «опасных людей» («нападут из-за угла», «начнет приставать») [18].

В одиннадцать лет девочки начинают опасаться вымышленных страшилищ — мертвецов, чудовищ, а также волнуются в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации по Юнгу, называют архаическими, т.к. они пугали наших еще предков: это темнота, гроза, пожар, высота. В пятнадцать-шестнадцать лет острота таких переживаний снижается.

То, что больше всего тревожит мальчиков можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно от родителей или «начальников» вне семьи: учителей, милиционера, директора школы. Если при проверках девочки не справится с заданием, то мальчиков в таких ситуациях волнует лишь возможность грядущего наказания. «Мне страшно, когда меня вызывают к доске, потому что. » — вариант первый: «Я боюсь растеряться и плохо ответить» (девочка); вариант второй: «Вдруг получу «2», дома обязательно влетит» (мальчик). Видимо жизненный опыт мальчиков к пятнадцати-шестнадцати не развил в них чувства личной ответственности за свои неудачи. Провал неприятен лишь тем, что за ним последует наказание. А не злоупотребляем ли мы этим воспитательным средством по отношению к мальчикам? Не в этом ли одна из причин той безответственности, в которой женщины нередко упрекают современных мужчин?

Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Подростковая пора — важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний.

Ведущий страх в данном возрасте — страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Конкретными формами страха быть «не тем» являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятии «совесть», которая является центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и говорить [18].

Как указывает А.М. Прихожан, А.И.Захаров, ведущей причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая, а в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей.

Разнообразнее становятся и объяснения, которые они дают своей тревоге. Так, девочки чаще называют причиной своего беспокойства собственные действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается чувство вины или стыда. Это говорит о возрастающей ответственности за себя, об упрочнении моральных норм. А вот мальчики 15-16 лет нечасто связывают тревогу с внутренними причинами («мои ошибки», «мои угрызения совести»). Но и внешние санкции (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них свою остроту: девятиклассники довольно реже. чем младшие подростки опасаются взрослых — родителей или учителей.

Таким образом, чем старше были подростки, тем ярче определяется тип «мальчиковой» или «девочковой» тревожности. Те метаморфозы, которые претерпевает тревога подростков по мере их взросления, отражаются в первую очередь в переживаниях девочек. Для мальчиков же и в 11-12, и в 15-16 лет основной причиной беспокойства оказывается угроза возможного насилия (наказания или физической травмы). А такие нюансы отношений, как отвержение, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют их значительно реже.

Таким образом, чаще состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения со взрослыми, которые предъявляют завышенные требования к ребенку.В результате чего у подростка возникает внутренний конфликт, который развивается в состояние тревожности.

Читайте так же:
Как лечить тревожность и депрессию амен дэниел

Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте

Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25568/ (дата обращения: 25.10.2021).

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, довольно большое внимание уделяется состоянию беспокойства и тревоги. Тревога в мире человеческих переживаний явление распространенное, имеющее много разных эмоциональных оттенков. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога, обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости.

Ключевые слова: подросток, психологические особенности, тревога, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, Я — концепция, психопрофилактика, коррекция, тренинг.

Актуальность. Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. [14,с.123] Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Статуса личностного образования тревожность достигает лишь в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлением подростка о себе. [9, с. 76; 11, с. 150] Субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватная. Она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам фактор принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, сложности в общении с преподавателями и родителями, могут вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. [3, с. 150; 12, с. 125] Ведь если вовремя не обратить внимание на подростка с тревожностью как устойчивой личностной чертой, то можно упустить момент начала формирования его личности по невротическому пути. [14,166] В связи с этим проблема тревожности остается актуальной для современной психологии.

Целью исследования являлось влияние психологических особенностей подростков на формирование тревожности.

Исследование проводилось в г.Воронеже ноябрь-декабрь 2015г.: в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области «ВАТ имени В. П. Чкалова».

Обследовано — 150 подростков: 130 мальчиков и 20 девочек. Возрастная категория: 15–16 лет. В ходе психологического исследования осуществлялось наблюдение за подростками, как в учебной, так и вне учебной деятельности; проводились беседы с обучающимися и преподавателями.

Кроме того, использовались диагностические методики:

Первым этапом исследования являлось установление контакта с группами и наблюдение за обучающимися в процессе учебной и внеучебной деятельности. В ходе наблюдения было отмечено: в основном обучающиеся чувствуют себя комфортно, не испытывают затруднений в общении с однокурсниками и преподавателями, имеют хорошие показатели по успеваемости, активно участвуют во внеучебных мероприятиях. На общем фоне были выделены подростки, которые держались обособленно, не проявляли инициативу во время занятий, во время ответов на занятиях испытывали эмоциональное напряжение, отличались расторможенностью и низкой включаемостью в работу. Уровень успеваемости в выделенной группе был средним.

Так, например, Владислав П. (15 лет) долго включается в работу в процессе занятий, отвлекается, делает много ошибок, задумчив, стремится к уединению.

Ксения З. (16 лет) — переменчива в настроении (обидчивость, плаксивость), жалобы на плохое самочувствие (головные боли) и усталость, невнимательность, рассеянность, на уроке несколько раз переспрашивает задание, при ответах испытывает сильное волнение (запинается, краснеет). На перемене остается сидеть в аудитории одна.

Антон Е. (16 лет) — эмоционально неуравновешен, на уроке отказывается отвечать, не давая по этому поводу ни каких объяснений, в группе общается мало.

Второй этап исследования — проведение диагностики в группах по методике Р. Кеттелла. [6, с. 14] Тест предназначен для измерения 16 факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Результаты диагностики показали, что в целом у обучающихся адекватная самооценка, хорошие коммуникативные способности, стремление к лидерской позиции, гармоничное развитие интеллекта, эмоциональная стабильность. Но была выделена контрольная группа из 15 подростков: 10 мальчиков и 5 девочек. У данных подростков были выявлены показатели, связанные с психологическими проявлениями тревожности: фактор (-А) — замкнутость, фактор (-В) — слабая выраженность мышления, фактор (-С) — эмоциональная нестабильность, фактор (-Е) — подчиненность, ведомость, фактор (-Н) робость, фактор (+0) -собственно тревожность, фактор (-Q3) — ослабленный волевой самоконтроль, фактор (+Q4) — выраженное эмоциональное напряжение. Также фактор (-MD) свидетельствует о заниженной самооценке. Низкие показатели по фактору В, так называемая слабая выраженность абстрактного мышления связана, как правило, с выраженной эмоциональной напряженностью, фрустрированностью.

Анализируя диагностические тенденции по методике «Диагностика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона, [13, с. 128] необходимо отметить, что 50 % подростков контрольной группы высокие показатели субъективного ощущения чувства одиночества от40 до 50баллов.

При обследовании контрольной группы по тесту Спилберга, [13, с. 254] итоговый показатель ситуативной тревожности у 8 подростков от 38до50 баллов, суммарный результат по шкале личностной тревожности от 44 до55 баллов, что является средними показателями по уровню тревожности; у 7 подростков определился высокий уровень ситуативной тревожности от 51 до70 баллов и повышенный уровень личностной тревожности от 56 до 65 баллов.

На основании проведенного исследования была выделена контрольная группа (15 человек), показатели в данной группе, отразили особенности проявления тревожности характерной для подросткового возраста. Использование теста Спилберга позволило определить наиболее характерное проявление тревожности испытуемых, т. е. уровень ситуативной и личностной тревожности. Полученные результаты подтвердили, что у семи из них высокий уровень ситуативной тревожности и личностной тревожности, требующие психологической коррекции.

Читайте так же:
Пантокальцин при заикании у взрослых отзывы

Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения, должна носить личностно — ориентированный характер. [15, с. 99] Но важно помнить о том, что преодолеть тревожность возможно лишь при тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и самого подростка.

В каких бы формах не проявлялась тревожность, необходимо работать с комплексным представлением тревожного подростка о себе. Значительное внимание стоит уделять развитию и укреплению Я — концепция подростка, [3, с. 148]его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

Одним из видов коррекционной работы по снижению тревожности у подростков является тренинг. [1, с. 15,24,36;8с.9] Особенностями тренинговой программы в работе с подростками являются:

  1.              Наличие группы как модели социума (множества «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «другого» может становится личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом).
  2.              Наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам.
  3.              Особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания, концентрированность процесса, взаимодействие и законченность его во времени.

Эти условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и прорабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

В процессе занятий преподавателям необходимо обращать внимание на тревожных подростков, учитывая «слабые места» таких обучающихся, давая возможность преодолевать тревогу конструктивным путем, поддерживая инициативу и успех. [4,с.5]

Столь же актуальна и психологическая работа с родителями подростка. [2, с. 15; 5, с. 20]Главными целями работы по «воспитанию родителей» является оказание помощи им в углублении знаний о психологических закономерностях и индивидуальных особенностях своего ребенка, в преодолении чувства собственной родительской неуверенности, в осознании присущего их семье стиля семейных взаимоотношений.

«Тревожность подростков: факторы риска, диагностика, анализ и условия коррекции» (монография)

На современном этапе развития общества актуально исследование психолого-педагогических условий снижения уровня тревожности у подростков так как, высокий уровень тревожности снижает школьную успеваемость, оказывает негативное влияние на развитие и формирование личности подростка, в связи с этим необходимо создать условия снижения тревожности, поэтому актуальность данной проблематики становится неоспоримой. По последним статистическим данным 60-75% российских подростков имеют повышенный уровень тревожности, в то время как «норму тревожности» имеют 15%.

Тревожность в психологии рассматривается как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Актуальность и значимость проекта

Возникновению повышенной тревожности в подростковом возрасте способствуют стрессы и психологические проблемы, обусловленные психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределённостью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. Вместе с тем исследования, направленные на изучение подростковой тревожности, показали, что чем дольше продолжается тревожное состояние, тем оно непреодолимее. Наличие постоянных страхов, сопровождающих тревожность, может привести к дополнительным сложностям во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, актуальность данной темы исследования обусловлена наличием высокого уровня тревожности у подростков, что требует разработки и внедрения коррекционно — развивающей программы, способствующей снижению уровня тревожности.

Практическая значимость

Практическая значимость состоит в том, что теоретические и методические материалы, содержащиеся в исследовании, найдут применение в образовательных учреждениях для организации эффективного снижения уровня тревожности подростков. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу научно — методических рекомендаций по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, классных руководителей, социальных педагогов к взаимодействию с тревожными подростками.

Структура изложения материала. В монографии обосновываются теоретико-методологические основы проблемы тревожности подростков, раскрыта сущность механизмов и закономерностей развития психических процессов подростков, рассмотрены факторы риска, представлены материалы исследования и их математико-статистическая обработка, с анализом на каждом этапе эксперимента.

Рекомендуется учителям образовательных учреждений общего образования, преподавателям и организаторам учебно-воспитательного процесса, аспирантам, магистрантам, научным сотрудникам, методистам, психологам, социальным педагогам учреждений общего образования.

Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Вопрос о причинах тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью.

При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии B.C. Мерлина) в качестве основных факторов признаются природные предпосылки — свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов [18].

В школе B.C. Мерлина проведен ряд исследований, сопоставляющих тревожность, которую авторы объясняют свойствами темперамента — «психодинамическую», и «тревожность ожиданий в социальном общении». Последняя рассматривается как свойство личности и связывается, как это видно из названия, с особенностями общения.

Вопрос о природных предпосылках тревожности чрезвычайно сложен. В ряде исследований И.А.Мусиной, этот вопрос решается через представление о двух типах факторов, продуцирующих состояние тревоги, — безусловных (куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования[18].

Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении личностных и социальных факторов, прежде всего, особенностей общения.

Причиной возникновения тревоги в подростковом возрасте часто является внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутреннее противоречивое состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире [18].

Читайте так же:
Как избавиться от заикание простым способом

В основе внутреннего конфликта в раннем подростковом возрасте (11 — 12 лет) может лежать внешний конфликт — между родителями, между семьей и школой, между сверстниками и взрослыми. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый подросток становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги.

В душе подростка конфликтуют не воспитательные системы, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делает подростка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детей проникают в глубь души, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными? Причин много, но главная — какие отношения для ребенка являются значимыми. Если ученику не дорого мнение учителя, он постарается избежать конфликта, но душевных терзаний упреки педагога у него не вызовут. Другое дело, если резкую оценку его поступков или способностей он получает от того, на чьи слова привык он внутренне опираться, чьим именем дорожит.

Чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которые могут дать основание для тревоги. Но и другое неоспоримо: ребенок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром обеднены.

Тревога возникает, по мнению А.М.Прихожан, лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей [18]. К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к подростку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания — "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих подростков, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание подростку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха [18].

Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) — особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то подросток учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения — в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Подросток чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достижения расположения родителей, учителей, одноклассников[18].

Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Если в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. То к одиннадцати годам интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчиков встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

И чем старше дети, тем заметнее разница. Девочки связывают тревогу с другими людьми. Их волнует отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с близкими людьми. Девушки пятнадцати-шестнадцати лет тревожатся за родных и близких, опасаются доставить им неприятности, переживают за их душевное состояние, здоровье и т.д. Для них характерны такие высказывания: "Мне было бы очень тревожно, когда бабушку увели в больницу. ", или "Я всегда беспокоюсь, когда мама задерживается на работе. ".

К людям, с которыми девочки могут связывать тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" — пьяниц, хулиганов, бандитов. Мальчики и девочки больше всего опасаются физической травмы. Но если для мальчиков физическая травма воспринимается как результат несчастного случая ("попаду под машину", "в руках разорвется взрывчатка") , то для девочек главной причиной являются действия этих самых "опасных людей" ("нападут из-за угла", "начнет приставать") [18].

Читайте так же:
Как избавиться от стресса or тревожности

В одиннадцать лет девочки начинают опасаться вымышленных страшилищ — мертвецов, чудовищ, а также волнуются в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации по Юнгу, называют архаическими, т.к. они пугали наших еще предков: это темнота, гроза, пожар, высота. В пятнадцать-шестнадцать лет острота таких переживаний снижается.

То, что больше всего тревожит мальчиков можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно от родителей или "начальников" вне семьи: учителей, милиционера, директора школы. Если при проверках девочки не справится с заданием, то мальчиков в таких ситуациях волнует лишь возможность грядущего наказания. "Мне страшно, когда меня вызывают к доске, потому что. " — вариант первый: "Я боюсь растеряться и плохо ответить" (девочка); вариант второй: "Вдруг получу "2", дома обязательно влетит" (мальчик). Видимо жизненный опыт мальчиков к пятнадцати-шестнадцати не развил в них чувства личной ответственности за свои неудачи. Провал неприятен лишь тем, что за ним последует наказание. А не злоупотребляем ли мы этим воспитательным средством по отношению к мальчикам? Не в этом ли одна из причин той безответственности, в которой женщины нередко упрекают современных мужчин?

Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Подростковая пора — важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний.

Ведущий страх в данном возрасте — страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Конкретными формами страха быть "не тем" являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятии "совесть", которая является центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и говорить [18].

Как указывает А.М. Прихожан, А.И.Захаров, ведущей причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая, а в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей.

Разнообразнее становятся и объяснения, которые они дают своей тревоге. Так, девочки чаще называют причиной своего беспокойства собственные действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается чувство вины или стыда. Это говорит о возрастающей ответственности за себя, об упрочнении моральных норм. А вот мальчики 15-16 лет нечасто связывают тревогу с внутренними причинами ("мои ошибки", "мои угрызения совести"). Но и внешние санкции (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них свою остроту: девятиклассники довольно реже. чем младшие подростки опасаются взрослых — родителей или учителей.

Таким образом, чем старше были подростки, тем ярче определяется тип "мальчиковой" или "девочковой" тревожности. Те метаморфозы, которые претерпевает тревога подростков по мере их взросления, отражаются в первую очередь в переживаниях девочек. Для мальчиков же и в 11-12, и в 15-16 лет основной причиной беспокойства оказывается угроза возможного насилия (наказания или физической травмы). А такие нюансы отношений, как отвержение, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют их значительно реже.

Таким образом, чаще состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения со взрослыми, которые предъявляют завышенные требования к ребенку. В результате чего у подростка возникает внутренний конфликт, который развивается в состояние тревожности.

Рассмотрев основные теоретические концепции и подходы к пониманию агрессии и тревожности, в ходе исследования было установлено, что:

1. Агрессия- это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

2. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными и гендерными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

. Агрессивное поведение для подросткового возраста — достаточно обычное явление, на всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. В процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

. Позиции в изучении тревожности различны, однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека.

. Состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения со взрослыми, которые предъявляют завышенные требования к ребенку. В результате чего у подростка возникает внутренний конфликт, который развивается в состояние тревожности.

Таким образом, теоретические основы исследуемой проблемы агрессивного поведения подростков с различным уровнем тревожности открывают перспективы проведения экспериментальной работы с целью подтверждения или опровержения теоретических выводов, полученных в первой главе настоящего исследования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector