Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пунктирная речь. Кому грозит заикание и как от него избавиться

Пунктирная речь. Кому грозит заикание и как от него избавиться?

Специалист поможет разобраться в причинах заикания и избавиться от него вовсе.

Почему возникает заикание, правда ли, что оно передаётся по наследству и что делать, если ваш ребёнок вдруг стал заикаться?

Об этом корреспонденту omsk.aif.ru рассказала Светлана Иванова, логопед психоневрологического отделения БУЗОО «Областная детская клиническая больница».

«Причины заикания до сих пор являются предметом исследований логопедов, неврологов, психологов, психиатров, — говорит специалист. — В основе недуга лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Стоит понимать, что заикание является достаточно распространённым заболеванием в детском возрасте: по некоторым данным, оно встречается у 2% девочек и 5% мальчиков».

Леворуких детей нельзя переучивать, это может стать причиной заикания.

Группы риска

Учёные выделяют несколько наиболее распространенных причин заикания:

Первый — наследственность. Если заикается кто-­то из родителей, то вероятность появления этого расстройства у ребёнка – от 20% до 70%. Более того, заикаться могут несколько детей в семье, и чем они родней, тем больше вероятность появления недуга.

«Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, у двойняшек – 32%, а у близнецов – 77%», — приводит цифры Светлана Владимировна.

Второй фактор – это несогласованность полушарий мозга. Оно может возникнуть при переучивании леворуких детей, именно поэтому современная медицина категорически не рекомендует этого делать.

«В этом случае не только перестраиваются и нарушаются связи между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи», — комментирует специалист.

В третью группу риска попадают дети, у которых были проблемы или даже поражение мозга на внутриутробном этапе развития.

Психологические травмы также могут стать причиной заикания.

Лечение заикания требует долгой кропотливой работы.

«Вызвать расстройство речи могут длительные отрицательные эмоции, например, конфликтные ситуации в семье или трудная адаптация в детском саду, — продолжает логопед. – При этом разовый испуг тоже может стать причиной для начала заикания, но это бывает достаточно редко. Значения внешних стрессовых факторов переоценивают».

Родителям — быть настороже

Ухаживать за собой нужно круглый год!

  • высокий тонкий голос,
  • ускоренная речь, как бы рубленая, с паузами,
  • повторы слогов, растягивание звуков,
  • частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются,
  • при разговоре плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена.

Однако родителям не следует принимать за предвестники заикания момент становления речи, когда ребёнок только начинает общаться с внешним миром.

Если ребёнок только начинает говорить, повтор слов не является заиканием.

«Разница в том, что, начав говорить, дети, может быть, и хотят, но пока не могут произносить сложные фразы. И тогда ребёнок начинает повторять одни и те же слова, чтобы выиграть время и сформулировать предложение, — делает вывод специалист. — Такой вид нарушения плавности речи проходит самостоятельно. Насторожить должны мышечное напряжение при попытке что­-то сказать, речевые судороги, повторение слогов, колебания громкости голоса во время произнесения одного слова, непроизвольные движения в момент речи (зажмуривания, кивки, покачивания, неестественные гримасы, тики), а также учащённое сердцебиение и потливость.

Говорите плавно

Следите за своим здоровьем.

Поскольку заикание – это не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, очень важно создать в доме спокойную и комфортную обстановку. Родители сами должны говорить медленно, плавно и ритмично.

«Обязательно делайте естественные паузы, чтобы дать ребёнку время на обдумывание ответа, не задавайте слишком много вопросов и не давите на малыша, — советует логопед.- Все свои действия желательно комментировать. Любого ребёнка необходимо внимательно слушать, не перебивать, позволять ему выбирать тему для разговора.

Отдать в кружок пения

Медики говорят, что сегодня существует большое количество разнообразных методик лечения заикания, однако это очень кропотливый и длительный процесс. Разнообразные комплексы дыхательных упражнений – любимый приём логопедов. Например, диафрагмальное дыхание, которое обеспечит плавность вдоха и выдоха, соответствующую работу диафрагмы и гортани. Осваивается такое дыхание в положении лежа, согнув ноги в коленях. На вдохе живот идет вверх, слегка приподнимается грудь. Выдох – живот слегка подтягивается, и затем опускается грудь. После выдоха следует кратковременная задержка дыхания.

Пение помогает заикам справиться с недугом.

«Дыхательная гимнастика может дополняться аутотренингом. Часто лечение начинается с «обета молчания». Немой режим длится обычно не менее недели, после чего ребёнок обучается новым речевым навыкам. Но надо понимать, что варианты коррекции запинок речи строго индивидуальны, и это должен делать только специалист», — говорит Светлана Иванова.

Широкое распространение получил курс лечения, когда речь синхронизируют с движениями пальцев ведущей руки (правой у большинства людей с доминирующим левым полушарием или левой при противоположном варианте). Рука не отвлекает от речи, а своими последовательно организованными движениями «запускает» её, устраняет задержки, определяя темп, ритм и восстанавливая нужную информацию, мелодику фразы.

При любом виде заикания надо обратиться к специалисту.

«Сегодня появились различные компьютерные программы, принцип работы которых – синхронизация речевого и слухового центров. Заикающийся говорит в микрофон, а аппарат чуть задерживает воспроизведение голоса, — комментирует логопед. — Слыша свою речь, ребёнок пытается под неё подстроиться. В последние годы появилось электронное приспособление, известное как «водитель плавности», которое помогает контролировать заикание и способствует плавности речи. Это устройство напоминает слуховой аппарат и помещается за ухом. Прибор не устраняет дефект речи, но, как правило, способствует небольшой коррекции, уменьшает выраженность заикания.

Ещё до появления всех этих электронных «приспособ» было доказано, что звуковые барьеры исчезают, когда люди поют, шепчут или нараспев читают стихи. Наш специалист говорит, что именно певческая школа нередко оказывается весьма успешным лечением. Так что кружок или индивидуальные занятия пением заике точно не помешают. Ну и, конечно, нужна родительская любовь, а не постоянные одёргивания маленького заики.

Читайте так же:
Препараты для лечения заикания у взрослых

Лечение заикания

Заикание является одним из распространённых и сложных речевых расстройств, которое долгие годы в нашей стране и за рубежом считалось неизлечимым.
Наиболее «опасным» для возникновения запинок в речи считается возраст от 2 до 5 лет. Среди основных причин нарушения обычно выделяют стресс (острый или хронический), наследственную предрасположенность и чрезмерную нагрузку в период бурного речевого развития.

Запинки (спазматические задержки) в речи могут быть как едва заметными, так и тяжкими, частыми, лишающими человека возможности свободно говорить и полноценно общаться. Поэтому лечение заикания нужно начинать как можно раньше.

Ваш ребенок заикается?

Наш центр оказывает помощь детям и подросткам при любой степени тяжести и стаже заикания.
Уже на первом занятии ребёнок перестаёт заикаться , затем происходит постепенное закрепление нового навыка плавной речи в различных ситуациях общения. Результатом становится здоровая, красивая речь, которая сохраняется после окончания лечения на всю жизнь .
Чтобы узнать больше о методике коррекции и наших результатах, запишитесь на консультацию.
Будем рады обращениям к заикологу из Липецка, Воронежа, Мичуринска, Пензы, Саранска и других городов.

Добрый день! Прошло 2 года, с тех пор как началось лечение моего сына Артема. Мой сын начал заикаться в 3 года, сначала мы пошли к неврологу, который сказал, что это не запинки, а просто активно развивается речь, скоро все пройдёт. Но это не прошло. Затем были бабушки с заговорами, но заикание только уменьшалось, не проходило, а затем и возращалось еще сильнее. В мае 2017 года в возрасте 7 лет мы пришли на семейную консультацию к Иржановой Юлии Валерьевне и в конце сентября уже были на курсе, учась в первом классе. Да, не было легко, были и трудности, преодоления себя. Благодаря Юлии Валерьевне, которая не просто нас обучала, а поддерживала и мотивировала на дальнейшую работу, мы прошли этот путь. О приобретённых навыках надо помнить долгое время,но какое это счастье, когда ребёнок может общаться свободно, без спазмов и запинок. Желаю всем здоровья! Тем, кто думает о лечении, не сомневайтесь ни на минуту, верьте в себя и все получится.

Моя дочь начала говорить к 3-м годам и говорить быстро, с повторами в начале фразы. Я поначалу не придала этому особенного значения. Думала, само пройдет. В семье заикающихся не было, я и думать об этом не хотела. Время шло, но запинки никуда не исчезали. Потом начались неврологи, но от их рекомендаций улучшений особо не было. И вот, когда остался год до школы, я решила обратиться за помощью к логопеду-заикологу в «Солнечном Ветре». Мы пришли на консультацию, нам все рассказали. Обдумав услышанное, мы решили начать борьбу с запинками. Нам повезло, что у нас послушный и ответственный ребенок. Дочка очень старалась соблюдать речевые правила и выполнять все занятия и функциональные тренировки. Было очень нелегко морально, но мы заранее знали, на что шли. Наш педагог Иржанова Ю. В. всегда была готова прийти нам на помошь, за что ей огромное спасибо. Это очень добрый и отзывчивый человек, в меру строгий. Зато ее слова и похвалы помогали идти дальше с высоко поднятой головой. Мы отзанимались 1 год и 3 месяца и, как обычный ребенок, идем в школу. Я думаю, мы сделали все вовремя. Тянуть с этим не надо: чем раньше, тем лучше.

Мой ребенок рано начал разговаривать и в возрасте 2.7 мес. в речи появились запинки. Первым делом, я обратилась к неврологу. Прописали фенибут, глицин и что-то еще (уже не помню). Потом пили магний, ходили на электросон, делали массаж — НИЧЕГО не помогло. В садик пошли логопедический, шло время, искала разные средства, даже купила монолог (такой прибор, чтобы разговаривать с задержкой в речи) — запинки не проходили. Обращалась и к психологу. Многие врачи, при разговоре с ребенком, говорили, подождите, с возрастом может все пройдет. Но я понимала, что с возрастом может быть все намного хуже. Стала искать, зарегистрировалась в разных группах, но все что писали, мы уже пробовали. Так прошло 4 года. Летом 2016 года я решила записаться на консультацию. После встречи с Юлией Валерьевной, моя семья решила приступить к занятиям, ребенок уже закончил первый класс и терять время я не хотела. На летних каникулах мы стали заниматься. Было непросто, большая ответственность возлагалась на все окружение ребенка, но со всеми трудностями можно справиться. В сентябре мы вернулись в школу. В школе тоже не было проблем, учительница подготовила класс, и дети отнеслись с пониманием и даже не обращали внимания на медленную речь. Так мы закончили 2 класс. А потом следующий год закрепляли и отрабатывали все знания, которым научила наш замечательный логопед- Иржанова Юлия Валерьевна. Теперь моя дочь говорит без запинок, обычной речью, а про заикание мы забыли! Юлия Валерьевна замечательный, ответственный логопед- заиколог, которому можно доверить своего ребенка без всяких сомнений. Хочется пожелать только успехов в ее работе. Спасибо большое Вам! Во-первых, за внимательное отношение, умение найти индивидуальный подход к ребенку. Во-вторых, за профессионализм. На логопедических занятий Юлия Валерьевна научила ребенка не только «правильной», красивой речи, но и развивала лексику, кругозор, память, воображение, мышление, умение находить общий язык с людьми. Мы очень рады встрече и знакомству с ней! С уважением, Светлана!

Читайте так же:
Детский энурез причины и лечение 4 года

Здравствуйте! Пришло время и нам поделиться своей историей выздоровления. Дочка начала заикаться, когда ей было около 2,5 лет. Сначала мы и не поняли, что это заикание, даже было забавно, т.к. нам казалось, что ребенок, зацикливаясь на каком-то слоге, просто пытается очень эмоционально доказать свою точку зрения. Примерно через 3 недели мы обратились к неврологу, который прописал нам один препарат и советовал показаться через неделю. Дала его дочке я только один раз, т.к. в душе понимала, что лекарства при таком заболевание – это как стрелять пушкой по воробьям. И начались поиски. Как раз тогда, когда наш стаж заикания стал месяц или чуть более, я нашла в интернете положительную информацию о логопеде в «Солнечном ветре». Она сразу разложила нам по полочкам все, что от нас будет требоваться, и сразу указала нам на самую большую сложность, которая нас ожидает: наличие старшего ребенка 5,5 лет. И это действительно оказалось большим подводным камнем. Выполнение всех рекомендаций было морально тяжело даже взрослому, а уж ребенку и подавно. После консультации логопеда состоялся семейный совет, на котором было решено, что старшую дочку изолировать от семьи мы не будем. В результате трое взрослых и один ребенок пытались создать лечебную среду для малышки. Сказать, что было сложно – это ничего не сказать. Были и откаты назад, и сопротивление старшего ребенка, и паника от того, что стоим на месте. Но было и самое главное – во-первых и основных, ежедневная поддержка нашего логопеда Юлии Валерьевны, которая на все вопросы давала ответы в любое время суток и на все мои сомнения не уставала твердить: «Продолжать». Была поддержка близких, друзей и родственников, даже соседей: они не только поддерживали нас морально, но и помогали создать лечебную среду. И что для меня самое удивительное в этой программе – на заикающегося ребенка не оказывалось никакого давления, все происходило постепенно, незаметно, мягко. В результате мы не выполнили все рекомендации, которые нам давались, в силу разных причин, но пытались соблюдать большинство. И когда Юлия Валерьевна написала мне «Надо потихоньку возвращаться к обычной жизни», у меня на глаза навернулись слезы. От начала лечения прошел почти год, на сегодняшний день дочка живет без заикания 7 месяцев, сейчас мы собираемся начать посещать детский сад. Мне хочется выразить безмерную благодарность нашему логопеду Юлии Валерьевне за ее профессионализм, компетентность и поддержку, и всем тем, кто оказал нам помощь на этом пути. А родителям, попавшим в такую же ситуацию, хочу сказать – не сдавайтесь, дорогу осилит идущий. Мы смогли организовать такое лечение, даже имея рядом старшего ребенка, непоседливого и говорящего со скоростью диктора телевидения. И вы сможете, а логопеды центра вам помогут.

Здравствуйте! Дочь стала заикаться в 2 года 6 месяцев. Началось заикание на фоне положительных эмоций, привезенных с моря, просто в обед ребенок проснулся и мы услышали небольшую запинку. С каждым днем запинок становилось больше, причем дочь уже хорошо говорила, рассказывала стихи. Обратились за помощью сразу же к логопедам по прописке, платному логопеду, неврологу. Все специалисты сказали, что в таком возрасте никто с вашим ребенком заниматься не будет, приходите в 5 лет или само пройдет. Не передать словами что чувствуешь когда ребенок не может ничего сказать, чувствуешь себя беспомощным, приходит отчаяние! Узнали что у нас в городе есть логопед-заиколог Иржанова Ю.В. Нас приняли сразу, и очень большой плюс, что консультации можно проводить без присутствия детей. На первой консультации нам подробно обо всем рассказали: какие условия, что требуется от нас и от ребенка, почему надо обращаться как можно раньше с этой особенностью, и что мы должны получить в итоге. Некоторые условия покажутся на первый взгляд не правильными, сложными, невыполнимыми. Например отказ от просмотра мультиков со звуком, прекратить походы в магазины и т.п. Но детство и дальнейшая жизнь будут сложнее с заиканием, чем без него. Мы пошли почти сразу на вторую консультацию, где нас Юля Валерьевна обучала лечебной речи, мы с мужем тренировались, нам подсказали способы как правильно вовлечь ребенка в лечебную речь, сколько по времени займет. И мы начали действовать во благо нашего ребенка! В первые дни мы посылали аудиозаписи нашей речи, нас корректировали, подсказывали что делаем не так, но и хвалить не забывали. Мы во многом изменили свой быт. Вместо мультиков со звуком мы смотрели без звука, лечебной речью читали книги, стишки, вместо прогулки на детской площадке выезжали в лес и на дачу. Есть много способов как с пользой провести время, не обязательно вести затворнический образ жизни. Первые результаты появились через несколько дней, ушли все тяжкие запинки, остались легкие. Мы научили наших родных этой методике, чтобы никого не лишать общения. Ребенок особо не ощутил разницы ни в чем. Очень скоро запинок почти не стало. В этот период самое главное не расслабляться, не слетать, а идти до конца. Заикание ушло, мы стали закреплять результат. Заключительным этапом лечения был выход из методики. У нас он составил месяц. По указаниям Юлии Валерьевны мы постепенно стали общаться с ребятишками, показывать мультики, ходили в магазины, театр одним словом вести активный образ жизни. Дорогие родители, не теряйте времени, а сразу обращайтесь за помощью! Чем раньше вы начнете действовать, тем быстрее поможете своим деткам. Важно поддерживать связь с логопедом-заикологом на всем протяжении лечения, задавать вопросы. Потому что многие получают консультацию, думают, что это странная методика и пропадают, но это не так. Методика работает! Нас вели весь курс, каждую неделю нас проверяли, мы могли в любой момент спросить что нас интересовало. Мы благодарны Юлии Валерьевне, за поддержку, консультации, внимание, доходчивость в объяснении! Я как мать довольная результатом методики «Скорая помощь»!

Читайте так же:
Питание мозга и деменция

Отзыв о лечении от заикания Лизы В.
C проблемой заикания мы столкнулись когда моей дочери было 6 лет. Сначала запинки были незначительными, я просила ее говорить медленнее. Через некоторое время ситуация ухудшилась, было видно ,что заикание прогрессирует и мы обратились к неврологу. Лечение не дало ожидаемого результата, хотя были периоды улучшения когда запинок в речи было мало. Заикание не мешало ей жить и общаться со сверстниками, но я понимала, что эту проблему нужно решать. После лечения у невролога нам рекомендовали занятия с логопедом. Найти специалиста, который бы нам помог, было сложно, т.к логопеды не хотели заниматься этой проблемой. Однажды мне в руки попал рекламный буклет семейного клуба «Солнечный ветер», где занимаются лечением заикания. Так мы познакомились с нашим логопедом Юлией Валерьевной Иржановой. Она пригласила нас на консультацию, после которой у меня пришло понимание того, что можно решить эту проблему раз и навсегда. Все мои родственники были против этой методики лечения, считая, что заикание «пройдет само». Но я, для себя уже все решила и лишь попросила их не мешать мне. Основной курс прошел без особых проблем, период молчания это действительно самое легкое в этой методике. Нас научили говорить по новым правилам, речь была очень медленная, спокойная. Но мне на тот момент казалось это нормальным, главное, что нет запинок. Начались функциональные тренировки. Первое время действительно было тяжело заставить себя подойти к незнакомым людям и просить их послушать моего ребенка. Но когда понимаешь, для чего ты это делаешь, страх исчезает. Реакция людей была разной, в основном нам попадались добрые и отзывчивые люди, они желали нам успехов. В школе Лиза соблюдала все речевые правила. Учитель с пониманием отнеслась к нашей проблеме и предварительно подготовила класс к тому, что у Лизы будет необычная речь. Можно сказать, что Лиза стала самым популярным ребенком в классе, у нее появилось много друзей. Она была активной на уроках, вела обычную школьную жизнь. Мы соблюдали все рекомендации логопеда, для этого нам пришлось во многом перестроить свою жизнь для того, чтобы Лизе и мне было удобно заниматься и тренироваться. На тот момент у меня на руках была 7 месячная дочка и помощи ждать было не от кого . Конечно было тяжело, но дорогу осилит идущий. Спустя некоторое время к функциональным тренировкам добавили телефонные звонки по незнакомым номерам и публичные выступления. На данный момент мы закончили курс лечения. Речь у дочери отличная, мне очень приятно её слушать! Сейчас, вспоминая весь наш пройденный путь, хочу сказать всем сомневающимся родителям, что несмотря на сложность методики, она дает отличный результат. Главное — это соблюдать все рекомендации логопеда и ежедневно добросовестно выполнять домашние задания. Поверьте, нет ничего приятней слушать, как хорошо и чисто говорит твой ребенок! На данный момент моя младшая дочь начала говорить свои первые слова, Лиза с удовольствием учит ее разговаривать. Я и моя семья очень счастливы, мы гордимся нашей дочерью! Огромное спасибо хочется выразить нашему логопеду Юлии Валерьевне. Вы подарили нам новую речь, низкий Вам поклон! С уважением Волкова О.А.

Заикание у детей: что делать, причины и лечение

Что такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.

Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.

Причины появления заикания

Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

  1. Неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
  2. Врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.
  3. Нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности.
  4. Физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней.
  5. Отставание развития моторики.
  6. Психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый.
  7. Отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.
Читайте так же:
Речевой материал при коррекции заикания

Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

  1. Сильный кратковременный стресс.
  2. Длительное угнетение психологического состояния.
  3. Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
  4. Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
  5. Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
  6. Двуязычие в семье.

Виды заикания

Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.

Логоневроз, подразумевающий невротический процесс

В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.

Неврозоподобное заикание

Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.

На что обратить внимание родителям

В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

  • неожиданно перестал разговаривать;
  • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»);
  • стал повторять начальные слоги в словах;
  • останавливается посреди фразы;
  • не может начать предложение,

следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

К кому обратиться за помощью при заикании

Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

  • Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
  • Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.

Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

Логопедическая работа при заикании

Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

В работе используются:

  1. Элементы дыхательной гимнастики. , позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
  2. Упражнения для улучшения артикуляции.
  3. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
  4. Игра на музыкальных инструментах.
  5. Упражнения для мышечной релаксации.

Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

Памятка для родителей

  1. Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
  2. Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
  3. Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
  4. По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
  5. Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
  6. Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
  7. Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
  8. Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
  9. В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.

Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

Каждые родители сталкиваются с такой проблемой, как детские заболевания. Кто-то болеет чаще, кто-то реже, у кого-то более легкие заболевания, у кого-то требующие особого постоянного внимания. Так или иначе, мамы и папы задаются вопросом: почему болеет наш ребенок? Как оградить его от болезни? Как избавиться от нежелательных симптомов? Бывает, что назначенное доктором лечение не помогает и тогда уже не только родители в замешательстве, но и врач, поскольку сделал всё от него зависящее. На многие эти вопросы может ответить такая наука как психосоматика. И в данной статье я постараюсь изложить суть данной науки, раскрыть основные причины развития психосоматических расстройств у детей, познакомить вас с наиболее распространенными психосоматическими заболеваниями и симптомами, а также сориентировать в том, что с этим делать.

Читайте так же:
Что может помочь от энуреза

Пожалуй, тема психосоматики одна из моих излюбленных тем – тех, с которыми мне интересно сталкиваться. Наверное, потому что это не полностью психологический вопрос и жалобы в данном случае касаются физического здоровья ребенка.

Для начала несколько слов скажу о том, что такое психосоматика. Это наука, которая изучает взаимосвязь психики и тела, нашего эмоционального состояния и нашего физического здоровья. Сейчас многие говорят: «Все болезни от нервов», и такие разговоры не с проста. Действительно, существует тесная взаимосвязь души и тела. Закаляя своё тело, мы укрепляем свой дух, наши способности противостоять жизненным трудностям возрастают. И наоборот: стабилизируя своё эмоциональное состояние и, повышая стрессоустойчивость, мы оберегаем себя от различных физических недомоганий. Также психосоматика изучает все проявления данной взаимосвязи – различные заболевания и расстройства.

Не буду вас уверять в том, что причина всех болезней именно в психологическом неблагополучии ребенка. Разные бывают случаи, и мы можем лишь предполагать это. Скажу лишь точно, что в моем опыте общения с соматически больными детьми большинство из них имели те или иные эмоциональные трудности. И, находя психологическую причину заболевания, мы тем самым находим надежду на то, что можно изменить ситуацию и помочь ребенку выздороветь или хотя бы облегчить его состояние.

Детская психика более чувствительна к тому, что происходит вокруг, поэтому риск развития психосоматических расстройств в детском возрасте достаточно высок.

Что касается психологических факторов, которые способствуют развитию болезни, то они очень разнообразны. Например, ребенок пережил стрессовую ситуацию (воспитатель накричала в садике, конфликт в школе с учителем или одноклассниками, потеря близкого человека: внезапный или длительный отъезд или смерть, и т.п.) и после этого у него появился какой-либо симптом. Или же в семье между родителями начались разногласия и частые столкновения (особенно, если они не обсуждаются открыто, а подавляются), а то и вовсе дело идёт к разводу. Ребенок это на подсознательном уровне улавливает и может отреагировать каким-либо физическим недугом. Ещё ребенок может на протяжении длительного времени испытывать чувство вины за какой-либо проступок или за то, какой он плохой и тем самым наказывать себя за это физическим страданием: «Я болею, значит я уже наказан и могу меньше себя в этом винить». Условная выгода тоже одна из причин, по которым болеют наши дети. В этом случае заболевание помогает ребенку получить желаемое или избежать чего-либо нежелательного. Например, ребенку не хватает общения с мамой и он заболевает. Что он получает? Он сидит дома (или вообще оказывается госпитализирован) и мама, выйдя на больничный, оказывается рядом с ним, одаривает его заботой, вниманием и теплом. Как раз то, чего ему и не хватало. И поверьте, ребенок это делает неосознанно: у него, действительно, что-то болит и он, действительно, чувствует себя плохо. Разного рода внутриличностные конфликты также могут проявлять себя в виде психосоматических расстройств.

Таким образом, болезнь – это своего рода сигнал ребенка о том, что у него есть какая-то личная проблема, что внутри есть какое-то напряжение и дискомфорт. Физический недуг помогает ребенку облегчить внутреннее эмоциональное напряжение, «сказать» родителю (и вообще окружающим) о своем психологическом состоянии и тем самым «попросить» о помощи.

Несмотря на то, что причины психосоматических расстройств можно обобщить, всё же каждый случай индивидуален и требует особого отношения.

Конечно, я не буду останавливаться подробно на каждом психосоматическом расстройстве и симптоме, так как это настолько обширно, что можно книгу написать, лишь перечислю наиболее распространенные из них.

Итак, задуматься о том, всё ли хорошо в психологическом плане с ребенком следует, если у него отмечается что-либо из этого: заикание, тики, недержание мочи и кала, частые простудные заболевания, головные боли, иные ярко выраженные или беспричинные боли, функциональное косоглазие, ангина, хронический тонзиллит, отит, хроническая заложенность носа, тошнота, рвота, лихорадка неясного происхождения, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника), кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, дерматиты), заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, гипервентиляционный синдром, беспричинный кашель, хронический бронхит), нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия, тяга к перееданию и, как следствие, ожирение), сахарный диабет, нейроциркуляторная дистония, аллергия, анемия, аменорея и дисменорея, ревматоидный артрит, болезни щитовидной железы и т.д.

Список можно еще дополнять, но, пожалуй, это наиболее распространенные симптомы и заболевания.

Еще раз повторю, что каждый случай индивидуален и не всегда болезнь ребенка имеет в основе психологическое неблагополучие. Но, если это так, то что же делать? Конечно, эффективнее было бы обратиться к специалисту (важно еще убедиться, что он работает с психосоматикой). Детский психолог проведет диагностику, которая позволит исключить или подтвердить возможность того, что заболевание психосоматическое, и сориентирует вас в том, что делать далее именно в вашем случае.

Надеюсь, данная статья была для вас полезна. Будьте здоровы, берегите себя и детей!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector