Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как преодолеть заикание

Как преодолеть заикание

Как преодолеть заикание

Они стесняются своего недостатка и лишний раз стараются не открывать рот. Люди, страдающие заиканием. Среди взрослых их — 1%, среди детей почти три. Испуг, хронический стресс, нервное истощение или родовая травма — это все может вызвать зажим речевого аппарата. Как следствие — проблемы с языком.

Диана волнуется и смущается перед камерой. Слова, которые и так тяжело произносить, как будто исчезают из головы. Девушка сильно заикается.

Диана Бендюжик, киевлянка:

— От волнения и незнания, как ответить.

Она учится на втором курсе медицинского колледжа. Мечтает быть акушером-гинекологом. Волнуется только, чтобы языковая особенность не оставила ее в лаборантах. С заиканием сложно жить — вздыхает девушка. Сверстники смеются, даже некоторые преподаватели не толерантны к особенности студентки!

Диана Бендюжик, киевлянка:

— Был семинар и мы должны были все устно отвечать, и встала и уже рассказывала свой доклад, а меня учитель постыдила — ты заикаешься, садись.

Диане — 16 лет, заикается с 9-ти. Очень хочет избавиться от недостатка, но пока не может.

Диана Бендюжик, киевлянка:

— Было сложное детство, и с отцом очень не ладили, он очень пил и бил, и это пошло с детства и до сейчас.

Именно хронический стресс вызвал у Дианы заикание. Просто не выдержали нервы. Этот недостаток может развиться из-за сильного испуга или постоянного переутомления. Заикание бывает и генетическим. Когда ребенок рождается уже с дефектом нервной системы. К примеру, из-за сложной беременности или родовой травмы. В мире больше 7 миллионов человек заикаются, и подавляющее большинство из них — дети. Мальчики страдают от этого заболевания в четыре раза чаще девочек.

Наталья Лопушанская, психолог:

— Мальчики подвержены больше, потому что у них нервная система немного слабее, чем у девочек, и также речь развивается чуть позже и сложнее.

Группа риска — дети в возрасте от 2 до 6 лет. Именно в этот период жизни у человека формируется нервная система и речевой аппарат. А главное — малышу все интересно.

Олег Сухомлин, врач-фонеатр:

— Ребенок начинает уже ходить, выходить за дверь комнаты, и попадает то на собачку, то на петушка, то на кипяток, то упал, ударился, это приводит ребенка в такую стрессовую ситуацию, когда он хочет заорать, но уже не может, потому что закрывается голосовая щель, идет спазм.

Недостаток проявляется физически, но его причина сидит в мозгу. А именно — в центре Брока. Он руководит губами, языком, голосовыми связками, дыханием. Его гипертонус и провоцирует спазмы языкового аппарата. В момент заикания в этой части мозга происходит нечто вроде торнадо. Краткосрочное заикание бывает даже у здоровых, уже взрослых людей.

Олег Сухомлин, врач-фонеатр:

— Когда человек с пеной у рта доказывает свою точку зрения другому человеку и кричит на него, в этот момент он может заикаться.

Систематическое заикание нужно лечить. И начинать следует как можно раньше. Это уроки с психологом, невропатологом, логопедом, делать упражнения на дыхание, массаж или даже гипноз! Терапия может быть очень интересной!

Елена Ткаченко, корреспондент:

— І звук, і ритм, і інтервали, і дихання, і емоції. Це терапевтичний ефект, який має спів. Надто для тих людей, які мають такі особливості, як заїкання. Зрештою лікування заїкання співом — це красиво і дуже естетично.

Кристина — джазовая певица и педагог. Она работает с людьми, которые заикаются. В этом методе использует упражнения на дыхание, развитие диафрагмы, слуха и голоса.

Читайте так же:
Лфк при энурезе и энкопрезе

— Теперь делай дыхание — уууу.

В совокупности это дает очень хорошие результаты. Игорю — 20 лет. Он говорит без запинки. Хотя еще полгода назад преимущественно молчал, потому что очень сильно заикался. Его вылечила методика сознательного контроля речевого аппарата. Парню для такого результата понадобилось два месяца, и это после 15 лет заикания!

Игорь Агафонов, киевлянин:

— Спазм происходит, когда мышцы вот тут зажимаются. Понял, как правильно подавать голос, чтобы не было спазмов.

Неизлечимых форм заикания не существует — в этом уверяют психологи. Доказывают это и примеры мировых звезд первой величины. Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Брюс Уиллис, Энтони Хопкинс — все они заикались. Но преодолели этот недостаток и стали всемирно известными.

Заикание у ребенка

zaik1.jpgЗаикание или логоневроз – это нарушение ритмичности речи, вызванное реакцией на раздражающие воздействия окружающей среды. Оно характеризуется следующими проявлениями:

  • прерывистая речь с частыми паузами и запинками;
  • повторение слогов или слов;
  • растягивание слогов;
  • неуверенность речи;
  • колебания речевой плавности.

В сложном процессе формирования речи задействована работа головного мозга, дыхательных путей и мышц речевого аппарата. Когда происходит сбой во взаимодействии и согласованности работы этих систем возникают такие нарушения, как заикание.

Причины заикания у детей

Логопедию могут вызвать причины внутреннего и внешнего характера. К наиболее распространенным из них относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • инфекционные заболевания, полученные до рождения;
  • сложные роды, сопровождающиеся асфиксией и/или родовыми травмами;
  • заболевания органов дыхания;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
  • психологические травмы, длительный стресс.

Заикание у ребенка является сложной проблемой, которая не исчезнет сама собой, а только усугубится со временем. Детям с логопедией речь становится в тягость. Им проще вовсе отказаться от общения. Насмешки ровесников приводят к развитию комплексов и неуверенности в себе, замкнутости и депрессии. Как итог – плохие оценки в школе и девиантное поведение.

В процессе лечения очень важен комплексный подход к выяснению причин заикания у ребенка. Только установив провоцирующие факторы можно добиться высокой эффективности лечения.

Лечение заикания

Как правило, логоневроз возникает у детей в возрасте 3-8 лет. Так как именно в этот период происходит активный процесс формирования речи, то возникающие проблемы зачастую списывают на индивидуальные особенности ребенка или считают их ситуативными. В то же время, лечение будет наиболее успешным особенно в этом возрасте, пока заболевание не успело укорениться.

zaik2.jpgКомплексное обследование включает консультации:

  • педиатра;
  • логопеда;
  • детского психолога;
  • невролога.

Основные методы лечения заикания:

  • занятия с логопедом;
  • дыхательная гимнастика;
  • игровые упражнения;
  • аппаратные методики;
  • специальный логопедический массаж;
  • работа с психологом;
  • тренировка голосовых связок;
  • арт-терапия.

В случае если заикание сопряжено с нарушениями психики или тяжелыми нервными расстройствами возможно медикаментозное лечение.

Большую роль в лечении заболевания играют родители, их забота и тщательное выполнение врачебных рекомендаций.

Заикание – это не индивидуальная особенность развития, а проблема, которую можно с успехом преодолеть, начав лечение на ранних этапах. Самолечение приводит к напрасной трате драгоценного времени. Своевременно оказанная медицинская помощь позволит ребенку справиться с заболеванием, избавит от комплексов и позволит полноценно общаться.

Нейропсихолог рассказал, как избавить ребенка от заикания в домашних условиях

Нейропсихолог рассказал, как избавить ребенка от заикания в домашних условиях

Смысл подобной шутки заключается в том, что во многих случаях преодолеть определенные особенности в развитии ребенка, или нарушения в работе психических функций у взрослых за счет двух-трех встреч со специалистом в неделю не представляется возможным. При работе с когнитивными и речевыми нарушениями, как правило, речь идет о постоянной самостоятельной работе над проблемой, где специалист, будь то логопед, психолог или педагог, задает вектор работы, вводит в деятельность необходимые коррекционные приемы, демонстрирует способы выполнения тех или иных упражнений, корректирует ход коррекционного процесса. Безусловно, некоторые специфические меры воздействия в ходе занятий должен осуществлять именно профессионал, например логопедический массаж, но без самостоятельной ежедневной работы также не обойтись.

Читайте так же:
Что делать если у родственника деменция

Современная реальность в виде кризисов, пандемий и прочих социально-экономических факторов, вводит дополнительные коррективы в жизнь людей, испытывающих потребность в педагогическом воздействии: школы и реабилитационные центры закрываются на карантин, некоторые частные центры прекращают свое существование, специалисты и их клиенты могут оказаться на самоизоляции. Вместе с этим, речевые и когнитивные нарушения у людей остаются и требуют внимания.

Различные виды заикания и логоневрозы являются ярким примером речевой патологии, требующей во многом серьезной самостоятельной работы, которую можно и нужно проводить «в домашних условиях», даже в условиях отсутствия под рукой специалиста.

В данной статье мы не будем углубляться в классификацию различных видов заикания, этиологию, определения, приводить научные и медицинские доводы… Мы попробуем сформулировать некоторые общие правила и способы действия при решении проблемы, которые могут быть полезны обывателю, могут быть достаточно легко осуществимы и не повлекут за собой негативных последствий.

Первая и самая распространенная мера, к которой призывают прибегнуть родителей, начинающих замечать у ребенка признаки заикания — это ввести в семье в целом и по отношению к ребенку в частности так называемый «режим молчания / тишины». Данный «режим» в разных источниках и в интерпретации разных специалистов может иметь различные названия, но основная суть его такова: создать условия для максимального ограничения речевой продукции у ребенка в момент развития и/или усиления заикания, по максимуму сократить получаемые ребенком эмоции, как отрицательные, так и положительные, обеспечить эмоциональный комфорт и спокойную атмосферу в семье и доме. На практике это выглядит примерно так: мы не посещаем яркие мероприятия, не ходим в цирк, в кино, не бегаем во дворе и не играем в «войнушку», не нагружаем ребенка заданиями, не вводим в повседневную жизнь новые виды деятельности. Вся деятельность ребенка в период «режима тишины» носит спокойный размеренный, больше созерцательный характер, родители, как с ребенком, так и между собой общаются «нараспев» тихим спокойным голосом в намеренно и подчеркнуто замедленном темпе. От ребенка в данный период не требуется никаких объяснений ни по какому поводу. Мы читаем знакомые добрые сказки, смотрим спокойные добрые фильмы, обеспечиваем возможность для приятных расслабляющих прогулок, соблюдаем режим дня и особенно режим сна и бодрствованья. Все эти мероприятия вводятся в жизнь по обоюдному согласию, без навязывания и принуждения, преподносятся как игра или как особое настроение и желание родителей двигаться и общаться медленно, расслабленно с определенной долей лени и безделья. В процессе происходящего мы не привлекаем внимание ребенка к его запинкам, тему заикания и всего, что с этим связано, не поднимаем в принципе. Подобный режим может длиться от двух до нескольких недель.

Параллельно мероприятиям, связанным с режимом дня и снижением нагрузки на нервную систему ребенка можно добавлять некоторые специфические упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха и формирование темпо-ритмической стороны речи.

Читайте так же:
Я убрал тревожность и страхи

В качестве базового упражнения можно использовать технику четырехфазного дыхания. Данная техника позволяет тренировать диафрагмальное дыхание, которое помимо опосредованной тренировки речевого выдоха оказывает благотворное влияние на нервную систему в целом, а также способствует дополнительной релаксации и в полной мере соответствует основным требованиям «режима тишины».

Суть техники такова: ребенок лежит на спине на твердой поверхности, расслаблен, руки и ноги прямые, лежат ровно, руки параллельно туловищу, лицо смотрит вверх, глаза смотрят перед собой. Ребенок делает глубокий продолжительный вдох носом, при этом в процессе набора воздуха втягивает живот, далее задерживает дыхание. Затем следует выдох через открытый расслабленный рот, живот во время выдоха выпячивается, после выдоха снова следует задержка дыхания. Вдох, выдох и паузы между ними составляют одинаковую по времени протяженность: то есть вдох занимает, например, три секунды, задержка дыхания после вдоха занимает три секунды, выдох занимает три секунды и пауза после выдоха занимает три секунды. Родитель параллельно выполнению упражнения может вести устный счет, чтобы облегчить ребенку контроль над выполнением задания. Всего за один подход к упражнению можно выполнять около десяти-двенадцати повторений. При работе с данным упражнением важно обратить внимание на отсутствие противопоказаний и не доводить ребенка до гипервентиляции. Подобное упражнение можно выполнять несколько раз в день с перерывами, считается, что хороший эффект в плане релаксации оно может давать перед сном. По мере усвоения правил выполнения упражнения и привыкания к нему, интервалы выполнения элементов можно увеличивать. Таким образом, начиная выполнять упражнение, условно, на три счета, через несколько дней мы можем дойти до десяти-двенадцати счетов. Увеличение по времени вдоха, выдоха и пауз между ними не есть сама цель, тут так же важен осознанный контроль над функцией дыхания. Со временем мы меняем инструкцию и начинаем на вдохе живот надувать, а на выдохе втягивать. Упражнение можно усложнять подъемами и опусканиями конечностей на вдохах и выдоха в разных комбинациях: подъем на вдохе и опускание на выдохе отдельной руки, или ноги, попеременное поднимание и опускание рук и ног, подъем и опускание разноименных конечностей и т.д. Варианты как доработать и усложнить подобные упражнения, а также найти их модификации можно, ознакомившись с соответствующими разделами пособий по «психомоторной коррекции», которые сейчас легко найти, в том числе, и в интернете.

По мере развития диафрагмального дыхания и увеличения осознанного расслабленного выдоха, можно начинать добавлять непосредственно речевые упражнения, когда ребенок в общении с взрослым в виде игры на долгом выдохе «пропевает» отдельные звуки, слоги, короткие слова или сточки из знакомых стихов и песен.

Для тренировки ритмической стороны речи так же используют упражнения, в которых каждый отдельный слог высказывания связывают с определенным моторным действием, или жестом. В простом варианте это выглядит, как дирижирование, или отстукивание ритма во время собственной речи. Существуют варианты выполнения подобных техник, когда говорящий в повседневной жизни отстукивает ритм собственной речи пальцем в кармане. В детском возрасте есть смысл начинать с более развернутых двигательных актов. Приведем пример упражнения, ориентированного на детей, но которое может быть использовано и при работе со взрослыми.

Ребенок сидит на полу, опирается на отставленные за спину руки, спина перпендикулярна полу, ноги согнуты в коленях. Первым движением ребенок выпрямляет ноги, вторым движением переносит руки из-за спины вперед и ставит ладони на пол, примерно, на уровне колен, третьим движением двигает таз к стопам, при этом стопы остаются на месте. После выполнения трех движений ребенок оказывается в исходном положении, сместившись немного вперед. Таким образом, получается серия движений, при которой ребенок как бы ползет вперед сидя. При первой отработке упражнения на каждое из трех движений ребенок осуществляет устный счет: «один» — ноги, «два» — руки, «три» — таз. После того, как ребенок освоил и запомнил моторную программу, устный счет меняем на трехсложное слово, например «машина». Получаем: «ма» — ноги, «ши» — руки, «на» — таз. В процессе усложнения задания можно в качестве речевого материала использовать слова любой сложности, которая соответствует возможностям ребенка, стихи, устойчивые фразы, поговорки и даже свободную речь. Также со временем можно менять и моторную программу, двигаясь, например, задом наперед, или вовсе использовать другую серию движений сидя, лежа или стоя. Суть упражнения заключается в накладывании речи на развернутый двигательный акт таким образом, чтобы каждое отельное движение тела совпадало с отдельным слогом.

Читайте так же:
Деменция и псевдоагнозии при деменции

Выше мы обсудили примеры упражнений для работы над темпо-ритмическими характеристиками речи, но стоит также обратить отдельное внимание на то, что при работе с заиканием важную роль играют возможности концентрации произвольного внимания. Высокий уровень самоконтроля часто является необходимым фактором, особенно, на ранних этапах работы. В детском возрасте заикание часто наблюдается у детей с особенностями формирования именно этой функции. Для тренировки внимания можно использовать упражнения из серии «психомоторной коррекции», но делать это надо с осторожностью, так как «психомоторика» имеет стимулирующий эффект, а это противоречит требованиям режима «тишины» и «спокойствия». Для усиления функции внимания хорошо подходят задания по типу корректурных проб, сортировок, собирание сложных конструкторов по инструкции, и все те виды деятельности, которые требуют сосредоточенного монотонного беспрерывного труда. Начинать выполнение таких заданий можно постепенно с пяти-семи минут в день непрерывной работы при дальнейшем увеличении этого периода. Задания также выполняются в игровой форме без давления и принуждения: важно избежать ситуации, при которых само задание может стать для ребенка фактором стресса.

Еще один важный момент при работе с заиканием — это наблюдение у врача, имеющего определенный опыт работы с речевыми нарушениями и нарушениями работы нервной системы, приводящими к особенностям функционирования психических функций. Другими словами, это должен быть специалист именно из этой области, имеющий опыт и работающий именно в этой сфере. При всем уважении к неврологам из районных поликлиник и дорогостоящим специалистам из платных клиник общей практики, но они не всегда могут быть полезны при решении именно этой тонкой задачи. Посетить врача и получить медикаментозные предписания, в случае необходимости, можно и в ситуации, когда нет возможности организовать регулярные целенаправленные занятия со специалистами педагогического профиля. Как показывает практика, оптимальных результатов в большинстве случаев удается добиться именно тогда, когда занятия подкрепляются медикаментозным сопровождением (если это необходимо), и наоборот.

Как избавиться от заикания

Заикание — одно из самых сложных речевых расстройств,это нарушение в нервной системе,которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Оно проявляется повторением звуков, слогов вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз.

Вызвана такая патология может быть следующими провоцирующими факторами: внутриутробные инфекции, гипоксия плода, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания ребенка (энцефалиты, менингиты) а также его неврологические особенности характера, травмы головного мозга, соматические заболевания, испуг, чрезмерное радостное потрясение.

Читайте так же:
Экспресс методика выявление тревожности у 5 класс

. Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, такие случаи единичны.

Первое, что нужно сделать — это посетить невролога, который проведет обследование и назначит медикаментозное лечение. Еще необходимо найти хорошего логопеда, который поможет выявить причину патологии, а так же разработает и правильно проведет все этапы коррекции данных нарушений. Родители должны беспрекословно выполнять все задания и рекомендации логопеда, только в этом случае можно добиться хорошего и стойкого результата.

Очень важна для заикающихся детей обстановка в доме. Так же логопед должен постоянно консультировать родителей, давать им нужные советы, рекомендации.Родители должны придерживаться следующих правил:

соблюдать режим дня;

перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами, шумными играми;

тщательно подойти к отбору телевизионных передач, просматриваемых ребенком, они не должны содержать агрессии,сцен убийств и т. д.

речь родителей должна быть спокойной, по возможности замедленной;

ввести в режим дня занятия плаванием, физическими упражнениями, прогулки на свежем воздухе, все это способствует укреплению нервной системы.

Так же не надо думать, что с этим недугом можно справиться только при помощи медикаментов. Заболевание будет прогрессировать после окончания курса таблеток. Только комплексное лечение невролога и коррекционные занятия логопеда приведут к успеху.

Беседа «Хочу, как мама и папа!» или Как вредные привычки родителей влияют на поведение детей Тяга к сигаретам, пиву, острым и соленым блюдам — это именно те привычки, от которых следует избавиться хотя бы ради своих детей. Если родители.

Конспект логопедического занятия для детей с невротической формой заикания «Весна пришла!» (средняя группа) Тема: «Весна пришла!». Цель: развитие плавности речи, коррекция заикания, воспитание личности. Задачи: Коррекционно-развивающие: -Формирование.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Как же, как же так случилось? Наша буква заблудилась» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Быковский детский сад № 1 «Тополек» НОД ТЕМА: «Как же, как же так случилось?.

Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!»Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» к 74-й годовщине снятия блокады.

Конспект занятия по коррекции заикания «Дикие животные осенью» Цель: воспитание отраженной речи. Коррекционно-образовательные задачи: актуализация знаний по теме, расширение предметного словаря и словаря.

Методика коррекции заикания у дошкольников Проявления заикания у детей дошкольного возраста В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи,.

О профилактике заикания у детей дошкольного возраста О профилактике заикания у детей дошкольного возраста Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов.

Первоначальное знакомство с книгой «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста: Тема: Первоначальное знакомство с книгой «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал».

Эссе «Как избавиться от капризов у детей: способы» Эссе — Как избавиться от капризов у детей: способы. «Каждый ребёнок уникален и хорош по-своему» Уже поздно, а листок, лежащий передо мной,.

Занятие по развитию речи «Лошадка «в мирных целях», или Как избавиться от гнева Занятие по развитию речи Сказка, которая развлекает, утешает, обучает, лечит и помогает снизить детскую агрессивность. Лошадка «в мирных.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector