Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рот в животе

Рот в животе

Как чтение стихов в парке помогает людям с заиканием

Видео: Антон Калашников, специально для Русфонда

«Поэтический пикник» в московских парках – городское развлечение и способ адаптации людей с заиканием. Как чтение толпе чужих людей помогает преодолеть страх публичных выступлений и почему это один из действенных способов нейрореабилитации, узнал Русфонд.

«Поэтические пикники» в столичных парках придумали сотрудники Центра патологии речи и нейрореабилитации. По идее такие встречи должны объединить всех, кто хочет научиться выступать на публике. Но пока об этих читках знают в основном пациенты центра. Поэтому здесь так много людей с заиканием.

Первым в парке Зарядье появляется молодой юрист Вадим Духанин. Глядя на загорелого парня с открытым взглядом в отглаженной зеленой рубашке и офисных бермудах, я удивляюсь, что ему нужны какие-то тренировки.

– Сейчас я работаю удаленно – с электронными документами, – говорит он. – Но хочу найти работу, где надо общаться.

– Разве заикание смущает людей в работе?

Вадим объясняет, что при стрессе не может контролировать речь. А если собеседник торопится и заканчивает за Вадима фразу, заикание усиливается. А главное – сам Вадим начинает нервничать, разговор превращается в мучение. «Логоневроз – нарушение коммуникативной функции речи, – объясняет нейродефектолог отделения логоневрозов Центра Вера Беляева. – Заикание, конечно, может быть органического характера. Но даже в этом случае взрослые приходят к нам уже с речевым неврозом». По ее словам, курс коррекции речи помогает избавиться от страхов в общении и учит контролировать речь. Но любой стресс может вернуть невроз и заикание. Треть пациентов приходят к ним снова: кто через год, кто через 20.

Вадим прошел уже два курса, но с нами держится скованно и сильно заикается. Когда приходят знакомые по прошлому «Поэтическому пикнику», он заметно веселеет и начинает чувствовать себя увереннее. А когда Вадим заводит разговор с симпатичной Настей Еськовой (она тоже заикается) – и вовсе выглядит галантным кавалером.

Собравшимся лет 20–30. Некоторые читают громко и распевно. Некоторые – тихо и заикаются. Вадим удивляет меня чтением «Шаганэ ты моя, Шаганэ»: его речь льется практически плавно. Как только подходит оператор с камерой, стихотворение Есенина обрастает неожиданными синкопами, будто джазовая импровизация. «Если сбился, надо тут же остановить, – говорит Вера Беляева. – Мышцы должны запоминать новую артикуляционную пластику. Если голос зажат, надо остановить. Пусть начнет дышать диафрагмой. Мы всегда говорим: рот у вас в животе!»

Оказывается, нейродефектологи в рамках курса коррекции обязательно раз в неделю выводят свою группу в город: в музеях они проводят экскурсии, на Патриарших прудах – разыгрывают сцены из «Мастера и Маргариты», на Арбате – читают стихи. Отрабатывают методики дыхания и артикуляции, полученные за предыдущие дни. «В кабинете легко удержать технику, мы пациенту как костыли, – объясняет Вера Беляева. – Преодолеть себя и страхи и удержать технику на публике – вот что важно».

«Любая практика помогает, – считает Вадим. – Год назад я начал ходить в театральную студию. А потом заметил, что мне стало проще общаться с продавцами в магазинах: они меня быстрее понимают».

Центр патологии речи и нейрореабилитации не первый раз организует мероприятия для бывших пациентов – чтобы не теряли навыков. Осенью 2017 года там открыли курс стендапа для людей с заиканием. Его вел комик Лев Марсел, сам заика. Он читал свои тексты, обсуждал шутки участников курса и учил их рассказывать смешно, невзирая на заикание. К лету курс закончился. Ему на смену пришли пикники для более широкой аудитории. Первый прошел действительно как пикник в Парке Горького: с чаем, печеньями и пледами на траве. Но чтецам нужна не такая комфортная обстановка, решили организаторы, и вывели их в туристический центр.

К нашей группе подходят зеваки. «Тоже будете стихи читать?» – спрашиваю двух женщин. «Что вы, это ребятам с заиканием надо, они молодцы, а мы просто смотрим», – отвечает одна. Большинство притормаживают, прислушиваются и, подняв на секунду брови, уходят. «Я бы хотела собрать больше разных людей, – рассказывает Наталья, организатор. – Заодно, может, привлечем внимание к трудностям, которые есть у людей с заиканием».

Читайте так же:
Анкета для выявления агрессивности и тревожности

По мнению музыкального критика и журналиста Артемия Троицкого, такие встречи могут быть полезны. «Я сильно заикался, логопеды не могли помочь, – рассказывает он. – Я занялся самолечением: вел концерты и дискотеки, сознательно загонял себя в стрессовые ситуации, чтобы преодолеть заикание. И получилось! Теперь уже лет 40 о заикании вообще не думаю. Так что метод правильный, для некоторых во всяком случае».

Главному редактору Русфонда Валерию Панюшкину помогло другое. «Все мое детство и юность заикание было для меня страшной проблемой, – рассказывает журналист. – И выход я нашел не там, где искал. Не в лечении, не в упражнениях, не в попытках исправить этот дефект речи, а в понимании, что это не дефект речи, а моя особенность, как цвет кожи, пол, национальность. Я имею право на эту особенность. Это не я должен учиться не заикаться, а окружающие должны учиться слушать меня, если я говорю что-то интересное. Когда воспринимаешь заикание как свое право, от него отсекаются невротические наслоения». По словам Панюшкина, на это понимание у него ушло много времени. «Наверное, сейчас я бы не пошел на «Поэтический пикник» или другое мероприятие, где важно не то, что ты говоришь, а сам факт говорения, – продолжает он. – Но я бы пошел, чтобы что-то сказать: выступить на важную тему, прочитать лекцию и даже стихи, но те, которые я сам хочу прочитать людям».

Анонсы своих мероприятий Центр патологии речи и нейрореабилитации выкладывает в социальных сетях.

Как избавиться от заикание простым способом

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями. Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение.
Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.
Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот: «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше; «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым; Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки); а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки; «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду. Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;
«Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

Читайте так же:
Тревожность и тахикардия как лечить

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи. Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу. На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда. Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения.
Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы. Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда. Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание. Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.
11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

Наталья Абакумова: «Разрешите себе заикаться» (+ видео)

Наталья Абакумова с детства мечтала стать ученым, но большую часть жизни проработала бухгалтером. Но и за детской мечтой, и за реальной профессией стояла одна цель – свести к минимуму живое общение с реальными людьми. Все потому, что Наталья заикалась. Любая необходимость живого общения вызывала страх и культивировала комплексы. Но все эти годы, признается Наталья, она понимала, что ей чего-то не хватает. Оказалось, не хватает того, чего она старательно пыталась избегать все это время, – общения с людьми.

Читайте так же:
Проблемы пациента при деменции

Наталья Абакумова

Сегодня Наталья Абакумова получает специальность психолога, руководит Центром активация речи для заикающихся людей и сама проводит тренинги. И да, Наталья больше не страдает от дефекта речи. Своей личной историей и практическими советами по преодолению заикания она поделилась с порталом Здоровые люди. Читайте наш текст, смотрите видео.

Личная история

Я начала заикаться в 6 лет. Правильнее сказать, узнала, что заикаюсь. Я пришла в магазин, чтобы что-то купить, но когда подошла очередь, не смогла ничего произнести. И тогда продавец стала на меня орать. Я впала в ступор. Именно в тот момент я осознала, что у меня есть проблема и это что-то очень страшное, чего ни в коем случае нельзя проявлять на людях. Я была ребенком, и взрослые имели для меня авторитет. В семье на меня никто никогда не кричал… Поэтому это был неожиданный и пугающий опыт, который и вселил в меня страх: страх перед речью, страх, что это может случиться еще раз…

Все произошло летом, а осенью, когда я отправилась в первый класс, речи у меня уже не было. Все годы учебы меня практически не вызывали на уроках, я все равно не могла ничего отвечать. Мне было сложно заводить новые знакомства. И да, я больше не ходила в магазин за продуктами вплоть до окончания школы…

Но в общении со сверстниками особых трудностей не было. Проблема «включалась» в моменты так называемой обязательной речи, когда спросили – и ответить надо. Помню, когда в начальных классах школы меня вызывали отвечать, я потом садилась и под столом раздирала руки в кровь, чтобы дать выход разъедающей меня изнутри эмоциональной боли.

Даже после того, как речь улучшилась, непринятие себя, своей речи, страхи все еще оставались. Большую часть жизни я прожила, будучи скрытым заикающимся: формулировала фразы, делала паузы, заменяла слова, то есть прилагала максимум усилий, чтобы маскировать свое заикание… Между мыслью и тем, что произнести, шла громадная внутренняя работа. И я вполне допускаю, что многие люди даже не подозревали, что я заикаюсь.

вылечить заикание

Помогая себе, помогай другим

В 2014 году я наткнулась в интернете на объявление, что открылся клуб для заикающихся «Я говорю свободно!». Его основал человек, который сам заикался, – Денис Сотников. К сожалению, этот клуб уже не работает. Но он стал для меня первой ступенькой, чтобы вырасти из человека с заниженной самооценкой и кучей комплексов в свободную, уверенную личность и уже самой помогать людям с проблемами заикания.

Помощь психолога заключается прежде всего в том, чтобы изменить отношение к заиканию: убрать громадный негатив, яму, в которую проваливается заикающийся человек, когда ему надо с кем-то разговаривать. Избавиться от страха, стыда, отвращения к себе, которые он может даже не осознавать, зажатости мышечной и психологической, ведь все это включается одновременно.

Мы работаем с теми заикающимися, которые могут свободно разговаривать при определенных условиях (например, когда находятся наедине с собой). Есть удивительная закономерность: эти люди, как правило, почти не заикаются еще в двух ситуациях: когда проходят медкомиссию в армию и на приеме у специалиста по поводу заикания. То есть тогда, когда заикаться и можно, и нужно. И нет внутреннего страха перед заиканием. Так вот наша задача – убрать страх и в других ситуациях!

Программа Центра активация речи основана на трех китах: психологии, ораторском искусстве и актерстве (или эмоциональном интеллекте, работе с эмоциями). Работая в этих направлениях, человек начинает менять свое отношение к заиканию, отрабатывает новые модели поведения при общении с другими людьми, учится проявлять и распознавать свои эмоции. Все это приводит к тому, что постепенно речь становится более свободной, а заикание перестает влиять на жизнь и ограничивать возможности.

Читайте так же:
Сосудистая деменция этиология патогенез

занятия в школе речи Абакумовой

Перед началом занятий проводим разминку (подобную делают на ораторских и актерских курсах). Это разминка и для тела, и для артикуляционного аппарата. Она готовит человека к тому, что ему нужно будет много говорить.

Мы работаем с убеждениями. Составляем конкретные списки: что человек думает о заикании; как себя ощущает; что, по его мнению, о нем думают люди, с которыми приходится общаться, и т. д. Конкретно прописываем каждое убеждение и переписываем его на другое – позитивное.

Мы тренируемся менять свое поведение в процессе общения. Потому что механизм заикания настроен на определенную модель поведения. Если человек что-то меняет в ней, то и заикание исчезает, потому что не вписывается в привычный стереотип. Например, заикающийся учится разговаривать громко, жестикулировать, менять интонации – это все ораторские приемы, которые очень нужны для заикающегося человека. Любой заикающийся перестанет заикаться, если с привычной тихой речи перейдет на громкую.

Есть еще один важный момент – умение видеть собеседника. Заикающийся чаще всего весь в своих мыслях, переживаниях, отслеживании «опасных» слов, на которых он может начать заикаться… В Центре активация речи мы учимся смотреть не внутрь себя, увеличивая тем самым психологическое напряжение, а концентрироваться на собеседнике.

как избавиться от заикания

Как преодолеть страх заикания. Полезные советы

Есть такой способ, как намеренное заикание, то есть при общении вы начинаете заикаться специально (можно начинать с общения с родственниками), при этом вы сами контролируете и решаете, где вам заикаться, а где нет. Самое интересное, что этот прием наиболее эффективно работает с людьми, которые заикаются очень сильно: пропадают те страшные ступоры, когда они долго не могут вообще ничего сказать. Это способ для смелых, но попробовать стоит.

Меняйте манеру речи. Попробуйте говорить очень громко – звук делает речь более свободной. Это не значит, что придется теперь постоянно говорить на повышенных тонах. Важно другое: привыкнуть говорить свободно. Можно брать стихотворение в интернете, которое выразительно читает актер, и, повторяя за ним, буквально копировать интонацию, тональность, изменения тембра, громкости голоса… Это приводит к снятию зажимов в теле, горле, психике. Конечно, прежде чем увидеть результаты, потребуется время. Но ведь вы всю жизнь практиковали другую модель речи, естественно, что теперь тоже нужно время, чтобы ее изменить, создать новую. Это интересный, увлекательный, творческий процесс.

внимание к собеседнику

Разрешите себе заикаться. Мы все живем в социуме, и нам приходится постоянно с кем-то контактировать, периодически в новом окружении. При знакомстве лучше сразу признаться собеседнику, что заикаетесь. Пусть это будет первая фраза. Это почему-то сложно сделать. Но вместе с тем признание снимает огромное внутреннее напряжение и тем самым дает возможность говорить свободно. Сегодня перед интервью я волновалась. Что же я сделала? Я разрешила себе заикаться. Уже только это гарантирует 80 % свободы от заикания.

Выберите стратегию поведения, если начнете заикаться: намеренное заикание, медленная или громкая речь, паузы, плавное дыхание. Попробуйте это осознанно использовать в конкретной ситуации – и уверенность вернется.

Выполните некоторые несложные физические упражнения, если вам, например, предстоит публичное выступление или общение в незнакомой компании. Это поможет избавиться от физической скованности, расправить плечи, снять напряжение с тела и с голоса. Практикуйте дыхательные техники, которыми пользуются актеры, ораторы, певцы, так называемое диафрагмально-реберное дыхание.

как побороть заикание

Держите фокус-внимание на собеседнике, а не на том, как вы говорите, как произносите слова. Слушайте не себя, а собеседника. Если это публичное выступление – подготовьтесь и отрепетируйте заранее речь, можно перед зеркалом.

Работайте над самооценкой. Это важно, чтобы убрать внутренние комплексы и ощущать себя уверенно в любой ситуации. Полезно практиковать технику самопрезентации. Она заключается в том, чтобы каждый день снимать на телефон небольшие ролики со своим участием (читать на камеру стихи, прозу, импровизировать и т. д.). Затем, начиная с родных и близких, постепенно расширять зрительскую аудиторию. Взгляд на себя со стороны, «лайки» и позитивные комментарии помогут вам принять себя таким, какой вы есть.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Читайте так же:
что такое паранойя симптомы и лечение

Почему нельзя пугать детей неведомыми существами?

Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи ребенка. Происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. Поговорим об одном из способов манипулирования страхами — запугивание «Бабаем».

Запугивание «Бабаем» — очень эффективный инструмент воздействия. Испугавшись, малыш может перестать плакать или баловаться, старательно закроет глаза, чтобы заснуть, и доест нелюбимую кашу. Он сделает всё, чтобы «Бабайка» не пришёл. При одном упоминании имени этого персонажа, ребёнок пугается.

Детки разные. С возрастом большинство из них забывают выдуманных родителями «Бабаев», но не для всех этот период проходит безболезненно. Есть страхи, от которых сложно избавиться. Часто родители намеренно пугают детей, чтобы добиться своих целей. К сожалению, не все правильно оценивают серьёзность такого поведения. Вот лишь некоторые из последствий, вызванных запугиванием:

  • Неврозы.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость от чужих мнений.
  • Гипертрофированное чувство вины.
  • Недоверие к миру.
  • Заикание.
  • Энурез.

«Бесполезные боязни» могут остаться на всю жизнь. Ребёнку сложно находить правду среди выдумок, а неразвитые психика и мышление по-своему воспринимают угрозу. Постепенно в сознании происходит замена понятий. Кроме появления чувства вины, малыш теряет защитников. Ведь если родители готовы спокойно отдать его, значит он плохой и его не любят.

Неприятным открытием становится обман родителей. Когда кроха узнаёт, что его просто запугивали, а Бабайки нет, в подсознании закрепляется понимание того, что своих целей можно добиваться ложью. В итоге воспитательный эффект оказывается не только бесполезным, но и небезопасным для психики и здоровья.

Пугать малыша можно только теми вещами, которых действительно надо бояться: машины на дорогах, горячий чайник, уличные собаки и т. д. Если не сдержались и упомянули устрашающего Бабая, не оставляйте ребёнка один на один с его страхами.

Стоит ли запугивать детей Бабайкой?

По поводу наказания страхом у психологов своё мнение. В редких случаях пугать позволительно, но делать это нужно адекватно и в разумных пределах.

Фобия — это не просто негативная эмоция. Страхи полезны, а то, что пугает человека, побуждает к самосохранению. Маленькие детки не знают опасности. Чувство боязни у них появляется примерно к трём годам, когда возрастает самостоятельность, развивается фантазия и память. Малыш начинает наполняться эмоционально, учится выражать чувства словами, приобретает опыт общения. Он уже много знает, видит, но далеко не всё понимает. Кроха верит всему, что говорят взрослые, а Бабайку воспринимает как страшное зло, которое может в любой момент появиться и сделать больно. Страхи становятся постоянными и разрушают психику.

Психологи не советуют манипулировать страхами в воспитательных целях. Это самый простой способ воздействия, но так ли он необходим для того, чтобы дать понять ребёнку, что он делает неправильно? Без страшных героев можно обойтись. Достаточно доходчиво всё объяснить и не настаивать на незамедлительном выполнении требований.

Если ребёнок уже напуган Бабаем, пробуйте вместе преодолеть появившуюся фобию. Продолжите и завершите неудачно начатую страшилку о злом персонаже. Скажите малышу, что Бабайка отправился в лес и заблудился, или купил себе самолёт и улетел. Ребёнку важно знать, что пугающий его персонаж далеко. Сценарий у вашей истории может быть любой, но финал один: дайте малышу понять, что вы его не оставите и всегда будете рядом.

Выводы:

Дети верят родителям безгранично. Чтобы не растерять это доверие, будьте аккуратны в общении. Наказание страхом — не лучший способ добиться послушания. Неважно, кто из героев выбран для устрашения. Бабай, леший, монстр, Баба яга или другие сказочные персонажи, ассоциирующиеся со злом. Для ребёнка их появление в подсознании всегда стресс с последующими истериками, неврозами, ночными кошмарами и другими неприятностями. Чтобы не тратиться на психологов, не жалейте времени на разъяснения и будьте осторожны в выборе воспитательных приёмов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector