Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Проблема заикания волнует многих родителей. Считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. В плане коррекции это сложный, длительный процесс, требующий от логопеда высокого профессионализма, терпения, владения методиками и умения строить коррекционную работу с позиции личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Нарушение артикуляции, голоса, дыхания и ритма создают предпосылки для возникновения судорожной речи.

Для снижения судорожности у заикающихся детей эффективно использовать песенки-попевки, что способствует отработке наиболее трудных моторно произносимых звуков.

Такие понятия, как интонация, ритм, паузы являются общими для речи и музыки.

Пение связано с напевностью разговорной речи, и богатством связей между интонацией и ритмикой языка. Оно является самым доступным и любимым видом музыкальной деятельности детей, вызывает положительные эмоции, нормализует мышечный тонус.

При пении симптомы заикания, судорожные спазмы постепенно исчезают.

Именно оно обладает всеми необходимыми свойствами: протяженностью, ритмичностью, слитностью. Используя и меняя эти три главные особенности пения, мы постепенно приближаем его к необычной, медленной, слегка напевной речи, через ускорение ритма и сокращение протяженности гласных звуков.

Через систему вокальных упражнений ребенок постепенно освобождается от судорожности в речи, что создает предпосылки исчезновения страха речи, формируется уверенность в своих силах.

Каждый логопед строит свою коррекционную работу в тесной связи с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, так как любое занятие начинается с музыкальных упражнений песенок-попевок, песенок-распевок. Это, как правило, короткий текст, создающий яркий образ.

Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная!

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота.

Этот образ близок и знаком детям, поэтому вызывает положительные эмоции. В работе над песенками-попевками решаются следующие логопедические задачи:

— отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения;
— отработка правильного дыхания во время пения и умение распределить его на всю фразу;
— отработка темпа и ритма речи;
— устранение судорожных спазмов в процессе вокальных упражнений;
— развитие эмоциональной сферы детей.

При заикании для отработки звучания гласных и взрывных согласных звуков используются чистоговорки. Они имеют ряд педагогически целесообразных преимуществ в работе с заикающимися:

1. Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию просодических компонентов речи: темпа и ритма, интонационной выразительности.

2. В чистоговорках отрабатываемый звук прочнее входит в речь, и в дальнейшем легче используется в речевой практике.

При пении чистоговорок у детей с заиканием отрабатываются определенные умения и навыки:

— петь негромко, легким голосом, без напряжения, используя мягкую голосовую атаку;
— петь в темпе, близком к разговорной речи.

Рытова Екатерина Владимировна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №5
комбинированного вида»,
г. Судогда

Скорая помощь при заикании

​Нередко, впервые услышав запинки в речи ребенка, родители не знают, как помочь своему малышу. Давайте разберемся, что такое заикание, почему оно происходит и какие логопедические упражнения можно делать, чтобы уменьшить количество речевых запинок.

Читайте так же:
Школьная тревожность и социометрический статус

Что такое заикание?Под заиканием понимается нарушение плавности речи: запинки, повторение и растяжение слогов и звуков в этом случае сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства, – это начало заикания.Причины возникновения заикания:- истощение или переутомление нервной системы в результате частых, тяжело протекающих заболеваний;- задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;- испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;- неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинство ребенка, несогласованность требований со стороны близких);- перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (например, раннее (в 3 года) обучение чтению или иностранному языку);- переучивание леворукости.Что делать, если вы впервые услышали запинки в речи вашего ребенка или запинки у уже заикающегося малыша стали более выраженными?В первую очередь необходимо обеспечить ребенку режим молчания. Данная рекомендация совсем не означает, что надо заклеить рот болтунишке и не позволять ему ничего говорить. Под режимом молчания понимается следующее:а) необходимо минимизировать диалог с ребенком, так как именно в диалоге ребенок начинает заикаться;б) если ребенок играет один и при этом разговаривает с разными игрушками или с животными, заикания, как правило, не бывает или его интенсивность значительно ниже. Поэтому нужно построить жизнь дома таким образом, чтобы диалога было как можно меньше.Что происходит в момент режима молчания? Ребенок успокаивается, расслабляется.Безусловно, общаться с ребенком необходимо. Но нужно соблюдать определенные правила. В частности, не провоцировать ребенка вопросами на развернутый ответ. Нельзя спрашивать: «Что ты делал в саду?», так как данный вопрос подразумевает развернутое высказывание. «Ты играл в саду?»Так как при заикании нарушается речевой ритм, необходимо петь с ребенком, играть в музыкальные игры. Как правило, при заикании синхронность между речью и движениями нарушается. Ребенок не может одновременно в одном ритме говорить стихотворение (петь песню) и хлопать ручками или топать ножками. Поэтому вы учите ребенка хлопать и говорить стихотворение, топать и петь песенку, хлопать, топать и говорить.А нужна ли помощь логопеда?Конечно, при появлении запинок или ухудшении состояния у уже заикающегося ребенка нужна консультация профильных специалистов: невролога, логопеда, психолога.Что могут сделать родители самостоятельно:1. Обеспечить режим молчания.2. Соблюдать речевой режим: родители говорят медленно, короткими фразами.3. Петь песни, читать стихи, при этом ритмизировать речь (с помощью отхлопываний, оттопываний).Важно помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. Иногда случаются периоды ухудшения. Хочется пожелать родителям: оставайтесь последовательны, продолжайте занятия, придерживайтесь наших рекомендаций. Ваши усилия будут вознаграждены, запинки в речи будут уменьшаться. У вас все получится!Будьте здоровы!Светлана БАТЯЕВА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;Ирина КОВАЛЕВА, социальный педагог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Читайте так же:
Как не высовывать язык при заикании

Дыхательная гимнастика Стрельниковой: уникальная методика оздоровления

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод, созданный на рубеже 30-40-х годов в качестве способа восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, педагог-фониатор Александра Николаевна Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку, прошедшую процедуру регистрации Государственным Институтом патентной экспертизы.

Поскольку пение является самой сложной функцией органов дыхания, гимнастические упражнения, восстанавливающие даже певческий голос, на пути к достижению цели восстанавливают функции более простые, а в первую очередь, нормальное дыхание. В результате ежедневные занятия помогают останавливать приступы удушья, снимают головные боли и боли в сердце, нормализуют артериальное давление, укрепляют иммунитет, а также повышают умственную и физическую работоспособность.

Показаниями к применению упражнений:

— пневмония и бронхиты;

— вазомоторный ринит и гайморит;

— нарушения опорно-двигательного аппарата (травмы позвоночника, сколиозы, кифозы);

— расстройства и дефекты мочеполовой системы (энурез, фимоз и т.д.);

— заикание и заболевания голосового аппарата;

Упражнения (занятия при различных заболеваниях)

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.

1. Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).

2. Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.

3. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.

Гимнастика Стрельниковой при бронхите

При этом заболевании лечебная гимнастика Стрельниковой помогает облегчить откашливание и стимулирует выведение мокроты. Заниматься следует 2 раза в день по 30 минут, выполняя следующие упражнения:

1. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.

2. Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите. Для большего эффекта рекомендуется чередовать вдохи через нос и вдохи через рот – и тех, и других должно быть выполнено по 16 раз.

3. Упражнение «Восьмерки».

Читайте так же:
Деменция как тип дизонтогенеза

Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, быстро вдохните носом и задержите дыхание, а затем на задержке дыхания раз за разом считайте вслух до 8-ми, стараясь, чтобы у вас получилось как можно больше «восьмерок».

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для похудения

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой поможет и людям, страдающим избыточной массой тела. Наряду с упражнениями «Ладошки», «Погончики» и «Насос» в основной комплекс входит упражнение «Кошка»:

Исходное положение – стоя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки опущены вдоль туловища, а тело расслаблено. Сделайте вдох носом и медленно присядьте, одновременно поворачивая корпус влево. Во время поворота руки должны быть немного согнуты в локтях, а ладони сжаты в кулаки. Завершив поворот, выдохните и повторите упражнение с поворотом вправо. Всего выполните упражнение 12 раз по 8 приседаний.

Завершается комплекс выполнением упражнения «Обними плечи».

Гимнастика Стрельниковой при астме

Выполнение гимнастики по методу Стрельниковой показано и больным бронхиальной астмой. С помощью специальных дыхательных упражнений вы сможете снизить дозировку лекарств и научитесь предотвращать приступы удушья. Приведем только некоторые упражнения, рекомендуемые при этом заболевании:

1. Выполняется в постели, после пробуждения. Лежа на спине, подтягивайте согнутые в коленях ноги к груди, одновременно делая продолжительный выдох через рот. Повторяйте движение столько раз, насколько хватит сил.

2. Руки положите на талию. Во время вдоха носом предельно надуйте живот, а затем резко выдохните, втягивая живот.

3. Дышите попеременно правой и левой ноздрей. Закройте пальцами левую ноздрю, вдохните, затем закройте правую ноздрю и выдохните, после чего повторите упражнение в обратной последовательности.

4. Сидя, руки на коленях. На вдохе разведите руки в стороны, а на выдохе подтяните к животу руками левое колено. Повторите упражнение, на этот раз подтягивая правое колено.

5. Резко, рывками вдохните через нос на счет «раз-два-три», затем выдохните сквозь зубы, произнося звуки «з», «ш».

6. Упражнение «Дровосек». Исходное положение: стоя, руки сцеплены в замок. Делая вдох, поднимите руки вверх, а затем на выдохе резко опустите вниз со звуком «уф» или «ух».

Гимнастика Стрельниковой при гайморите

Для скорейшего избавления от заболевания упражнения необходимо делать в 4 подхода, делая между ними небольшую 5-секундную передышку. Наиболее эффективны при гайморите такие упражнения, как «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» и «Большой маятник». Последнее упражнение представляет собой комбинацию упражнений «Насос» и «Обними плечи»: из положения стоя прямо, ноги на ширине плеч, на вдохе наклонитесь вперед, словно работая насосом, а на следующем вдохе выпрямитесь и обхватите себя за плечи.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.

Читайте так же:
От чего может появится заикание

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.

Перед обучением гимнастике по Стрельниковой научите ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагайте 2-3 минуты на месте и тогда вы почувствуете ритм).

Противопоказания

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой противопоказана при очень высоком артериальном давлении, перенесенном инфаркте, высокой степени близорукости, глаукоме.

Отзывы врачей

По мнению специалистов, дыхательная гимнастика – высокоэффективный вспомогательный метод лечения легочных заболеваний. Результативность упражнений по Стрельниковой доказана и клиническими исследованиями, в ходе одного из которых, в частности, у детей из контрольной группы, страдающих атопической астмой, было отмечено прекращение приступов уже в начале лечения.

Правила выполнения упражнений гимнастики Стрельниковой

В заключение напомним основные правила выполнения гимнастики Стрельниковой. Во время тренировки думайте только о вдохе через нос – вдох должен быть резким, коротким, шумным, а выдох через рот, наоборот, не слышным и пассивным. Все движения выполняются одновременно с вдохом, и никак по-другому. А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения – упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в постели.

Первая помощь малышам при заикании

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью. В этот период к его еще не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». (Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат может «не успевать» за мыслью). Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.

Что делать, если вы заметили, что у ребенка появились запинки, заикание?

• Первое, что вы должны сделать, это выключить телевизор, т.к. телевизор – это один из источников напряжения нервной системы (просмотр мультфильмов, как правило, сопровождается сопереживанием героям мультфильма).

• В этот период лучше вообще постараться соблюдать тишину. Если что-то и говорить, то говорить шепотом!

Читайте так же:
Причины энуреза у девочек подростков

• Так же следует убрать из поля зрения ребенка все яркие игрушки, ни в коем случае не баловать ребенка новыми игрушками.

• Исключить все эмоции, и положительные (отказаться от посещения дней рождений, праздников, походов в цирк, на концерты и т.д.) и отрицательные (стараться не выяснять отношения при ребенке, если таковые случаются, не ругать ребенка и т.п.).

• Найдите возможность не водить ребенка в детский сад.

• Так же необходимо наладить режим ребенка. При чем, дни должны походить один на другой. Например: 9.00 – подъем, 9.10 – водные процедуры, 9.20 – завтрак, 10.00 – спокойные игры, 11.00 – массаж, 11.30 – чтение книг, 12.00 – обед, 12.30 – тихий час, 15.30 – подъем после дневного сна, 15.40 – подготовка к полднику, 15.50 – полдник, 16.30 – прогулка, 18.00 – спокойные игры, 19.00 – подготовка к ужину, 19.20 – ужин, 20.00 – водные процедуры, 21.00 – сон. Режим дня зависит от того, какой режим дня был у ребенка до заикания, от того, во сколько ребенок просыпается и засыпает, от индивидуальности ребенка. Но режим соблюдать необходимо, и очень строго!

Второй шаг – обратиться к неврологу. Невролог обследует ребенка, порекомендует либо лекарственные препараты, либо медицинские процедуры (массаж, бассейн, иглорефлексотерапию и т.п.). Если же нет возможности обратиться к неврологу, то постарайтесь заваривать ребенку расслабляющие и успокаивающие чаи (чай с мятой, мелиссой и др.), так же настаивайте травы (ромашку, мелиссу и т.п.) и купайте ребенка в ванной с добавлением травяных настоев. Но, не откладывайте на долго визит к специалисту!

Следующий шаг – обратиться к логопеду. В поликлиниках, больницах будут уверять, что все пройдет само собой, что с маленькими детьми никто не занимается. Уверяю, что само собой не пройдет! Будут только ухудшения. С маленькими детьми логопеды ЗАНИМАЮТСЯ! Существуют различные программы, которые адаптированы для малышей. Если же ваши поиски ничем не увенчались, то попробуйте самостоятельно заняться дыханием ребенка. Выполняйте совместно с малышом дыхательные упражнения, например, накрошите вату, салфетку, глубокий вдох через нос и выдохом через рот сдуйте вату или салфетки. Старайтесь вдыхать так, чтобы надувался живот, а не грудная клетка. Задувайте свечки, так же вдыхая через нос. Надувайте мыльные пузыри. Играйте в «Голосянку» — сделать глубокий вдох, так, чтобы надулся живот, и длительно «пропеть» звук [А], [О], [У], [И]. Затем, начинайте петь слоги – [МА], [МО], [МУ], [МЫ]. Затем – [АМ], [ОМ], [УМ], [ИМ]. Затем слова – МАМА, ПАПА, САША, МАША, КАША и т.д.

Так же, пойте песенки с движениями, например:

Русская народная песня «Зайка»

Рассказывайте стишки с движениями, задавайте различные ритмы стишкам, при этом гласные звуки тяните!

И самое главное, будьте уверены в исключительности вашего ребенка, что заикание – это временное явление, от него можно избавиться!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector