Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АиФ 8: Заикание: победа; на одном дыхании

АиФ 8: Заикание: победа ”на одном дыхании”.

Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение ”речевого дыхания”. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. О том, как бороться с дыхательным дискомфортом рассказывает директор НИЦ биокибернетики Алексей БЛУДОВ.

СЧИТАЕТСЯ, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненноважных параметров организма, а с другой — поддается эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек.

Почему природа позволила сознанию вмешиваться в постоянство внутренней среды организма?

Она сделала это послабление только ради дара речи! Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Легкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого органа. При правильном резонансном речеобразовании, как и при правильном пении потеря воздуха в единицу времени минимальная. Для обеспечения речи двигательные речевые центры перехватывают управление дыханием. А если имеется гипертонус этих центров, естественно, начинает расстраиваться и дыхание.

Оно аналогично морскому прибою. Неудивительно, что слово бриз (breath) в английском языке является однокоренным со словом дыхание. Если волны от речевого центра идут не ритмично, нарушается ритм речи. Если встречают препятствие — нарушается громкость и плавность речи. Если наталкиваются одна на другую, начинается вегетативная буря: спазм дыхательной мускулатуры, ступор, чувство раздражения и т.п.

Как научиться контролю

В целом, методики постановки дыхания можно разделить на две большие группы: группа методик волевой настройки дыхания и методики автоматической настройки дыхания.

К первой группе можно отнести парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая кроме всего прочего, применяется для лечения заикания; системы дыхательной гимнастики йогов. Также используют дыхательные упражнения, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха. Обычно дыхательные упражнения сначала проводятся без речи.

Мы в нашем центре практикуем автоматическую настройку дыхания. В этом случае тренирующийся не должен следить за продолжительностью вдоха и выдоха, глубиной дыхания.

Пациент говорит в микрофон, а программа BreathMaker увеличивает продолжительность гласных в два-три раза. Тем самым мы автоматически добиваемся увеличения продолжительности выдоха в процессе речи (гласные образуются только на выдохе) и правильного соотношения выдох-вдох. Автоматическая настройка дыхания особенно важна для детей. Да и для взрослых гораздо проще не постоянно следить за дыханием, а переключить внимание на другие вещи.

Случай из практики

К нам в центр обратились родители третьеклассника Максима К. У мальчика был логоневроз средней степени тяжести. Проблемы возникли в 6 лет. При обследовании выявлено, что у Максима ведущий глаз — левый, а ведущая рука — правая. Наблюдается дискординация в работе правого и левого полушарий мозга. Речь быстрая, прерывается дополнительными вдохами внутри слова. Постановка речевого дыхания проводилась логопедом, но вследствие неусидчивости ребенка результаты были минимальные. На пробном занятии в нашем центре у мальчика уже через 7 минут автоматически установилось правильное речевое дыхание. ”Секрет” в том, что программа устроена так, что она не позволяет говорить и дышать неправильно. Было решено продолжить занятия, которые в конечном итоге помогли Максиму решить речевую проблему.

Когда сознательный контроль дыхания минимальный или вовсе отсутствует, мы рекомендуем именно тренинги автоматической постановки правильного дыхания (никоим образом не умоляя другие методы). Эта рекомендация распространяется также на взрослых.

Лечение заикания с помощью дыхательной системы

Привет всем я Сева мне 19 лет! Заикаюсь с ранних лет но решил, что наступило время и я должен оставить его, избавиться от заикания! Рассказываю про своего знакомого который перестал заикаться, именно этот способ он подсказал мне. Скажу так — ребята вам терять нечего вы уже заикаетесь! Но не думаете , что всё придёт сразу всё проходит постепенно и мучительно долго . Знакомый мне рассказывал , что прозанимавшись 3 недели у него не было ни каких изменений , нет они конечно же были но он ожидал чего то скорого, говорит , что бросил всё, перестал короче у него был стресс он не знал поможет ли это ему — ему это помогло я свидетель! Через некоторое время снова стал заниматься и постепенно ,да, ура! Он почувствовал, что с его речью становиться, что то странное и заикаться он стал меньше и реже, что вот- вот и уже всё он не будет заикаться, но это всё ещё длилось очень долго! Но в итоге я вам скажу, что сейчас мой знакомый не заикается и стал таким болтун говорит и говорит без умолку )))))! И сразу добавлю, лечить заикание без хорошего дыхания смысла нет ,он так считает! Поэтому он в начале занимался по методике Стрельниковой А.Н. ,а потом ну когда у него был стресс решил попробовать программу axSoft Speech corrector ! Дословно он сказал так хочешь больше не заикаться объязательно делай дыхательные упражнения по Стрельниковой и совмещай их с упражнениями на программе axSoft Speech corrector и иди к своей цели!! ))

Читайте так же:
Молитва от заикания для взрослого

Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи:

1. научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа;

2. постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании;

3. тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Наиболее эффективны при заикании упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее.

Упражнение «Насос», в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание «в спину», как называла его Стрельникова.

В упражнении «Обхвати плечи» в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться.

Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.

Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании.

После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.

«Обними плечи», или сведение рук перед грудью. Стоя прямо, поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях одна над другой (перед грудью, чуть ниже шеи) параллельно друг другу. Начните ритмично сводить руки, как бы стремясь обнять самого себя, одновременно делая вдохи. К примеру, левая рука тянется к правому плечу, а правая — к левой подмышке, при этом не обязательно касаться ладонями плеч или подмышек. Мышцы не напрягайте, руки далеко за спину не заводите, не раскидывайте их широко в стороны. «Обними плечи» можно выполнять как стоя, так лёжа и сидя. Выполните два раза по 96 вдохов-движений, всего две «сотни».

Примечание: по Стрельниковой «сотня» — это 96 повторов (вдохов). «Тысяча» — 960 вдохов. Рекомендуется выполнять 4, 8, 16 или 32 вдоха, не сбиваясь со счёта, после чего отдохнуть несколько секунд, и продолжить. В сумме нужно сделать от «сотни» до нескольких «тысяч» за раз.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Повторим упражнение: снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Читайте так же:
Эпилептическая деменция особенности изменения личности

Сделайте подряд 8 упражнений (поклонов-вдохов), после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — Стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных упражнений.

Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы заметите спустя 2-3 месяца. Вы заметите перемены: дыхание станет более свободным, а голос – естественным.

Затем нужно встать прямо, ноги чуть уже чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создается «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Все звуковые упражнения делаются только на «опоре».

Алфавит для заикающихся. Говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.

Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать, оно происходит автоматически; Дышать только через рот. Голова опущена, спина круг лая. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерных напряжений, чтобы каждая буква «дошла» до спины, восстановив порванные болезнью связи звуковедения.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:
РИ, РУ, РЭ, РО;
ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;
МИ, МУ, МЭ, МО;
ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;
ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;
ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО;
СИ, СУ, СЭ, СО;
ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО,
ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;
ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;
ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;
ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;
БИ, БУ, БЭ, БО;
ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;
ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;
ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;
ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;
ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;
ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;
КИ, КУ, КЭ, КО;
КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;
ХИ, ХУ, ХЭ, ХО;

Сделать при наклоне вперед одновременный глубокий вдох через рот и, не выпрямляясь, задержать вдох, считая вслух до 8. На одном задержанном глубоком вдохе необходимо постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

Независимый сайт о заикании

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

Читайте так же:
Когда заикание передается по наследству

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• слишком большой вдох;
• учащенность дыхания;
• укороченность выдоха;
• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
• неправильная осанка.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Это интересно:

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Как избавиться от заикания? С чего начать?

Заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

С чего начать? Прежде всего необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

Логоневроз, или невротическое заикание возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы ( « поломки » ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.

Неврозоподобное заикание в отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.

Читайте так же:
Ночного энуреза у детей и аденоиды

Кто и как лечит заикание? Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым Вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом, так как этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

— Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.

— Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.

— Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.

— Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

— Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

— Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.

— Меньше критикуйте, чаще хвалите даже самые маленькие успехи.

— Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Основные способы лечения заикания у детей

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

Контроль правильного речевого дыхания : положить ладонь на область между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета. Аналогично выполнять это упражнение на материале других согласных звуков: С, Щ, Х, Ш, Ж.

2. Постепенно выдох удлинять, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10…

3. Со временем счёт заменяют на чистоговорки или короткие фразы.

Лечение с помощью дыхательных упражнений может быть дополнено релаксацией.

Релаксационная гимнастика ( мышечное освобождение) — навык произвольно расслаблять мышцы отрабатывается путем упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение с последующим расслаблением. Длительность ежедневных упражнений 5-7 минут 2 раза в день.

Читайте так же:
Заикание у детей логоневроз лечение

Упражнения для мышц рук, ног, корпуса, шеи

« Оловянные солдатики и тряпичные куклы ». Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно. Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

« Сосулька ». Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Упражнения для мимических и артикуляционных мышц

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Для получения оптимального результата необходимо:

— соблюдать последовательность в расслаблении мышц рук, ног, корпуса, шеи и органов артикуляции;

— ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряжения к расслаблению;

— выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

— свободно дышать во время проведения упражнений.

Такой контроль позволит легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

Для лечения заикания используются специальные компьютерные программы, позволяющие синхронизировать слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Прежде всего, не показывайте ребенку своей тревоги — это вызовет у него еще большее напряжение. И, естественно, не смейтесь над ним и не стыдите его. Не фиксируйте внимание на речи ребенка, не демонстрируйте ему свое недовольство и беспокойство, вызванные заиканием .

Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с ребенком и терпения. Зато, если есть цель, достичь ее – большое счастье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector