Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЛОГОРИТМИКА ПРИ ЗАИКАНИИконсультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

ЛОГОРИТМИКА ПРИ ЗАИКАНИИ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лифанцева Ирина Павловна

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом. Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании. Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания. Использование ритмичных предложений Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи. Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное. Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи. Как правильно подбирать? Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой. Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова. Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания. Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать. Примеры На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,… Чистоговорки Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи. При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают. Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп. Правила выбора В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним. Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания. Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки. Примеры Прорычал медведь в берлоге, Промолчал сурок в норе, Прорычали, промолчали И проснулись на заре. Щебетал щегол и щелкал, Раздувал, как шарик, щеки. Из пруда глядела щука, Удивлялась, что за штука. Индюк из города идет, Игрушку новую везет. Игрушка не простая – Индюшка расписная. Пение Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность. Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов. Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу. Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать. При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики: начинается с сильной доли; мелодия нисходящая; темп медленный; короткие фразы; текст прост для произношения. Песни с такими характеристиками гораздо легче петь. Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания. Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении. Музыка Моцарта и других композиторов Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции. Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания. Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой. Стихи Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося. Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения. Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы. Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию. Игры как средство коррекции проблемы для дошкольников Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе. Молчанки Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы. Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции. Аквалангист Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут. Ключик Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий. Покажи, где звук Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук. На улучшение слухового внимания Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие. Кто летит Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать. Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется. Исправь ошибку Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово. Нельзя повторяться Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них. На развитие дыхания Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений. Забей гол Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место. Помоги бабочке Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее. Лети, птичка! Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох. Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты. Видео, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием: На расслабление Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями. Мороженое Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется. Жарко-холодно Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками. Добрый-злой Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается. Методика отраженной речи Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы. Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи. Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста. О применении логопедической гимнастики при лечении заикания читайте здесь, о массаже и технике его проведения — тут. Плюсы и минусы лечения взрослых, детей и подростков Логоритмические методы имеют следующие преимущества: коррекция дыхания; постановка ритма речи; выработка плавности произношения; устранение спазма мышц; избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков. Недостатки: необходима регулярность занятий; для достижения результата необходимо несколько месяцев. Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

Читайте так же:
Понятия умственная отсталость олигофрения деменция причины

Без запинки. Логопед — о причинах заикания и о том, как его лечить

Круг замыкается. Когда вылечить заикание тяжелее всего?

Заикание — одно из часто встречающихся дефектов речи. Кто-то заикается только при волнении, во время выступления на публике, а кто-то — и в повседневной речи. Заболевание это хоть и не несет угрозы для жизни, но создает некоторые проблемы. Заикающимся закрыта дорога в некоторые профессии и тяжело в общении. Однако мнение о том, что это на всю жизнь — ошибочно. Избавиться от такого дефекта можно, причем даже будучи взрослым.

О том, почему люди начинают заикаться, каких видов оно бывает и почему мальчики запинаются в речи чаще, чем девочки, корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с руководителем Центра патологии речи и нейрореабилитации, логопедом Надеждой Семеновой.

Мальчиков больше

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?

Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.

— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?

— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.

— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?

— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.

— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?

— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям. Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.

Смотря какой вид

— Надежда Дмитриевна, отчего возникает заикание? Старшее поколение в качестве одной из весомых причин часто приводит испуг. Но только ли это является причиной запинок в речи?

Читайте так же:
К какому врачу обращаться при сосудистой деменции

Фильмы ужасов актуализируют скрытые страхи.

Что касается остальных двух видов, то невротическое — это как раз та форма заикания, которая возникает на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга. Неврозоподобное — может быть следствием перинатальных патологий, тяжелых родов, проблем при вынашивании плода и во младенчестве ребенка. Они приводят к слабости тех систем, которые отвечают за артикуляцию, и в определенные периоды жизни внезапно человек может начать заикаться. Как говорят родители, заикание возникло «из неоткуда».

Причины заикания зависят от того, к какому виду относится этот дефект. При неврозоподобном в основе лежат онтогенетические уровни наследования, когда какая-то слабость артикуляционного аппарата передается по наследству и во время возрастного кризиса, заболевания, даже порой ОРЗ, даже в результате плохой адаптации в школе у ребенка начинаются проблемы с речью.

Что касается невротического заикания, то здесь в основе лежат особенности личности ребенка. Когда он тревожный, болезненно воспринимает различные стрессовые ситуации, неспокойный, грубо говоря, — невротический. Это тот тип личности, когда часто при травмирующих психику ситуациях возникает заикание.

— А заикание может пройти или остается на всю жизнь?

От кого защищать? В бедах детей всегда виноваты взрослые

В зависимости от тяжести случая мы и даем прогноз. Конечно, если дефект тяжелый, то вылечить его будет сложнее, а при более легких формах нивелировать проще. Зависит успешность лечения и от причины возникновения. Если заикание невротическое, то после работы с психологом, который скорректирует личностные особенности человека, и занятий с логопедом можно избавиться от этого дефекта. Специалисты научат человека правильно дышать, контролировать свое эмоциональное состояние, справляться с волнениями и тревогами.

— Может ли произойти ухудшение состояния, когда сначала заикание было не очень сильным, а со временем запинки в речи возникают при любой ситуации?

— Да, если вовремя не начинать лечение, если человек очень тревожный и ему не удается совладать с собой, то со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения. Он начинает говорить, возникает волнение, страх из-за того, что сейчас начнет заикаться, и начинает заикаться — круг замыкается. Поэтому важно начать лечение, как только заметили проблему, пока не сформировалась логофобия, избавиться от которой очень сложно.

Чаще всего боязнь говорить возникает при невротических заиканиях. Неврозоподобные заикания они вялотекущие. Ребенка можно пролечить, заикание пройдет, но через некоторое время все может вернуться, потому что есть определенный так называемый резидуально-органический дефект.

Когда круг разрывается

— А может быть сразу заболевание тяжелой степени?

Уровень медицины в России довольно высок.

Что касается периодов формирования заикания, то здесь нужно учитывать и физиологическое состояние ребенка. Есть такие дети, у которых была задержка формирования речи, и она начинает бурно развиваться. В этом случае могут быть физиологическое запинки, которые часто путают с заиканием, хотя на самом деле это таковым не является. Просто у ребенка речевой аппарат не успевает за мыслями, он не успевает сформировать их в слова, предложения. Такое нередко бывает в периоды активного формирования речи.

Что касается неврозоподобного заикания, то здесь нужно учитывать, что у ребенка есть три физиологических возрастных кризиса: в три года, в 6-7 лет и в 12-13 лет. В эти периоды заикание чаще появляется впервые и может усугубляться при его наличии.

— Неврозоподобные заикания могут остаться на всю жизнь или они точно так же внезапно исчезают?

Аутизм - это комплекс каких-то факторов

— Это всегда зависит от самого человека, если он желает избавиться от этого дефекта, то он это сделает. Для этого нужно научиться правильно дышать, делать артикуляционную гимнастику, говорить на выдохе. Кстати, именно поэтому не заикаются при пении, ведь поют на выдохе. А когда человек говорит, он забывает о дыхании и может говорить как выдохе, так и на вдохе. Под руководством логопеда родители шьют для своего ребенка специальные пояса, чтобы выработать правильное дыхание.

Заикание лечится только благодаря усилиям человека, медикаментозно мы лишь облегчаем состояние. Но если человек не хочет избавиться от этого дефекта, то сколько бы с ним ни работали, он от него не избавится.

— Кстати, часто заикающийся человек начинает нормально говорить не только при пении, но и после того как выпьет некоторое количество алкоголя. Чем это объясняется?

— Это как раз говорит о том, что у человека невротическая форма заикания. Когда человек принимает алкоголь, он перестает думать о своем страхе заикания, «круг» логофобии разрывается.

Консультация для мамы по теме: «Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»

Цель: дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального дыхания у ребёнка. Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.

развивать диафрагмально-нижнерёберное дыхание;

дать знания о необходимости обучения ребёнка диафрагмальному дыханию;

воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком.

Предварительная работа: подбор литературы, заданий для практической работы.

I Значение дыхательной гимнастики для заикающихся детей.

II Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.

III Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.

IV Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

Значение дыхательной гимнастики для заикающихся детей:

Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма – самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки лёгких. Объём вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающемуся ребёнку надо изменить стереотип дыхания и речи:

— следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

— нужно как следует натренировать диафрагму, заставить её активно участвовать в голосообразовании – создать так называемую «опору»;

— надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми;

— при носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Поэтому надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Читайте так же:
Что давать при ночном энурезе

Дыхательная гимнастика представляет могущественное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и для излечения всех видов заикания.

Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приёма пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды) или на голодный желудок, при недомогании;

не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания:

следить за правильной осанкой ребёнка и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Вдох и выдох спокойный:

Вдох – без лишних усилий, не поднимая плечи.

Выдох – без лишних усилий, не надувая щёки

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные далее игры и упражнения помогут научить ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щёки.

Наполнить таз водой и научить ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Можно соревноваться: чей кораблик дальше уплывёт. Хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».

Соорудить из конструктора или другого материала ворота, взять шарик от пинг-понга или любой другой лёгкий шарик. Поиграть с ребёнком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краёв, а в другой налить чуть-чуть. Предложить ребёнку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребёнка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребёнка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребёнку подуть в зелёный стаканчик через зелёную трубочку и т.д.

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует дуть ребёнка на пузыри, чтобы они не попали в него.

Предложите ребёнку высунуть язык вперёд, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырёк засвистел, как дудочка.

Предложите ребёнку стать музыкантом, пусть он поиграет на гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребёнок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в неё же.

Предложите ребёнку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребёнка подуть сначала на синюю свечу, затем на жёлтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно удалять её.

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2 – 3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; воздушный шар на ниточке; мыльные пузыри.

Выдача рекомендаций и комплекс дыхательной гимнастики.

Рекомендации

по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приёма пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды) или на голодный желудок, при недомогании;

не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания:

следить за правильной осанкой ребёнка и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Вдох и выдох спокойный:

Вдох – без лишних усилий, не поднимая плечи.

Выдох – без лишних усилий, не надувая щёки

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Комплекс дыхательных упражнений

1) Упражнение «Ладошки»

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

2) Упражнение «Погончики»

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

Читайте так же:
Прогнозы течения сосудистой деменции

Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

При заболеваниях сердечно — сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

5) Упражнение «Обнять плечи»

Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

6) Упражнение «Маятник»

Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

7) Упражнение «Поворот головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево — опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу — снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

9) Упражнение «Маятник головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

10) Упражнение «Перекат»

Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

11) Упражнение «Передний шаг»

Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем тоже самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

12) Упражнение «Задний шаг»

Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

Читайте так же:
Что такое фронтальная деменция

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector