Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание — Справочник заболеваний

Заикание — Справочник заболеваний

Заикание (логоневроз) это нарушение темпа и ритма речи, вызванное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. При заикании происходит частое повторение либо продолжительное произношение отдельных звуков, слогов или слов, что вызывает нерешительность в речи и разрыв ее ритмического течения.

Общая информация

Очень часто, заикание связано с таким патологическим состоянием как логофобия — боязнь говорить. Причем логофобия в этом случае выступает и как причина заикания и как его следствие, образуя своеобразный замкнутый круг, вырваться из которого больному без посторонней помощи опытного специалиста достаточно сложно.

История говорит нам о том, что заикание вероятнее всего появилось одновременно с развитием человеческой речи. Известно, что отмечалось оно с древнейших времен. Заикались и фараоны Египта, персидский царь Бат, поэт Вергилий и философ Демосфен.

Именно поэтому о психологических аспектах заикания и ведущей роли психики в его формировании было известно врачам с самых древних времен. Давно были отмечены характерные особенности психики заикающегося, способствующее развитию этой проблемы:

  • робость и смущение в присутствии людей,
  • сильная впечатлительность,
  • яркость фантазии,
  • некоторая слабость воли,
  • боязнь говорить в присутствии людей или в обществе.

Принято различать две основные формы заикания: тоническую и клоническую. При тонической форме возникают характерные паузы в речи, либо какой либо звук сильно растягивается. Клоническая же форма характерна многократным повторением отдельных звуков, слогов и слов. Существует и смешанная форма заикания с признаками характерными как для тонической, так и для клонической форм.

Причины

Установить точные причины заикания достаточно сложно. Однако практически все специалисты сходятся во мнении, что возникновение заикания связано с совокупностью как неврологических, таки генетических факторов.

У взрослых заикание может развиться как результат контузии или после перенесенной тяжелой болезни. В детском же возрасте заикание может спровоцировать сильный испуг и стресс.

Симптомы

При клонической форме заикания отмечаются повторения отдельных звуков, слогов и слов, а тек же неестественное растягивание звуков. Как пример нарушения речи при клонической форме можно привести: «м-м-м-м-мама», «ко-ко-ко-кошка»

Тоническая форма характеризуется прерываниями речи и частыми паузами. К примеру: «ма…ма», «кош…ка»

Практически всегда заикание сопровождается страхом говорить, нерешительность, напряжением и тревогой.

Отмечаются неестественные движения мышц лица, а иногда и тела, тики, покраснение лица.

Лечение

На данный момент не один из многих существующих способов лечения заболевания, не может дать 100% гарантии излечения пациента. Тем не менее, лечить заикание нужно и выбирать методы и способы лечения следует индивидуально в каждом конкретном случае.

Лечение заикания состоит в прямом либо опосредованном воздействии на речевой аппарат больного и состоит из терапевтической, педагогической и реабилитационной составляющих.

Часто врачи советуют людям страдающим заиканием говорить очень плавно, петь для нормализации ритмической составляющей речи. Но при этом не следует забывать и о психологической составляющей заикания решить проблему, с которой поможет только опытный невролог.

ЗАИКАНИЕ

ЗАИКАНИЕ, нарушение речи, характеризующееся запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи, возникновении чувства страха и стыда.

В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

Читайте так же:
Как лечится энурез у взрослых ночью

Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога. Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося. Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого признания. Некоторые ученые считают, что заикание частично объясняется органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим. Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи. Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно. Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект. Психоаналитиками была разработана иная теория заикания как приобретенного поведения, усматривающая в нем симптом невротического конфликта или неудовлетворенных потребностей, например бессознательной попытки получить оральное эротическое удовлетворение или не допустить выражения запретных мыслей и чувств.

Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи. В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

Читайте так же:
Невротическое заикание у детей логопедическая коррекция у детей

Для лечения заикания используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные упражнения и многое другое. Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.

ЭСБЕ/Заикание

Заикание чаще всего бывает нервного и притом наследственного происхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью, худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множество людей при перечисленных условиях говорят совершенно плавно. Напротив того, испуг и пример заикающегося товарища, слабая воля и страх того, что известные слова не могут быть свободно произнесены, играют в происхождении З. значительную роль. — В наследственности этого недостатка нельзя указать никакой законности: не все члены данного семейства одинаково страдают З., некоторые из них совсем не заикаются или очень рано освобождаются от него без всякого лечения, между тем как другие продолжают заикаться всю жизнь, хотя и стараются всеми известными способами освободиться от своего недостатка. При этом, разумеется, нельзя упускать из виду, что у некоторых членов семьи З. появляется в силу подражания, почему и освобождение от него относительно легко достигается. При надлежащем воспитании воли и духа З. встречается все реже и реже в тех семействах, в которых этот недостаток наследственен. З. чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин. Куссмауль объясняет это тем, что женщины вообще лучше умеют болтать, нежели мужчины, раньше развивают в себе способность речи и поэтому легче справляются с З. Такое объяснение этого авторитетного врача едва ли можно признать удовлетворительным, так как оно не согласуется с тем, что нам известно об анатомо-физиологической основе заикания (см. ниже). Вероятнее будет принять, что женщины вообще более находчивы и легче могут скрывать свои недостатки, а З. тем удобнее, что они реже, нежели мужчины, являются общественными деятелями. Руфф и Рейнман пытались объяснить более частое З. у мужчин следующим образом: существует связь между центром речи (левая третья лобная извилина мозга) и двигательным центром для руки. У мужчин, которые большей частью работают правой рукой, левый корковый центр весьма тонко развит и поэтому резко реагирует на изменение состава крови. У женщин, напротив того, в силу их занятий обе руки большей частью равномерно развиваются, поэтому у них двигательный центр для правой руки менее тонко организован и реагирует только на грубые изменения в составе крови. Такое объяснение было бы весьма научно и удобно, если признать, что З. происходит от изменения состава крови, обмывающей центр речи; но мы знаем, что оно происходит во всяком случае от расстройства дыхания и от слабости мышц аппарата речи, с устранением чего проходит и З. Звучная речь происходит от того, что воздух, выходящий из грудной клетки, приводит в сотрясение голосовые связки в гортани. Следовательно, необходимо, чтобы выдыхание было достаточно сильное, ток воздуха был правильно распределен и затем вокализован. Стало быть, требуется, чтобы мышцы, заведующие дыханием, и мышцы гортани, зева и полости рта исполняли свое физиологическое назначение и функции их находились бы в соответственном согласовании. При нарушении в чем-либо перечисленных условий для выражения мыслей путем речи и возникают разнообразные формы З. Заика может обладать прекрасно развитым центром речи, мог бы быть весьма красноречивым, если бы не препятствие в аппарате производства звучной речи. Другими словами — З. есть лишь затрудненная речь вследствие судорог аппаратов артикуляции. Заикающийся принужден или внезапно прервать до того успешно веденную речь, или при попытке выговорить известное слово должен преодолеть свою судорожную речь. Спазмы проявляются различно — от почти незаметных подергиваний мышц лица и губ до весьма сильных подергиваний языка, гортанных и дыхательных мышц и даже судорог верхних и нижних конечностей. В сильно выраженных случаях у заикающихся появляются припадки удушья и предсердечная тоска. Перед каждой попыткой говорить заикающийся испытывает своего рода (страх артистов перед зажженными лампами — Lampenfieber) «сценическую лихорадку»; он вечно находится в страхе, что сейчас споткнется в речи своей и, как это ни странно, редко подавляет в себе желание говорить, что объясняется, вероятно, желанием еще и еще раз попытать себя. При этом некоторые хорошо знают свои недостатки, знают, какие именно слова им не удаются, и умеют избегать их. Характерно то, что по утрам они заикаются сильнее, нежели в остальное время дня. Руф и Рейнман на основании своей теории происхождения З. объясняют это тем, что во время сна нормальное наполнение коркового слоя кровью уменьшается и вследствие этого после пробуждения необходимо известное время, пока не будет достигнут нормальный уровень. Куссмауль объясняет это явление тем, что восприимчивость человека к неприятным впечатлениям бывает будто бы по утрам сильнее. Но дело в том, что всякого рода спазматические и вообще невропатические состояния вообще бывают упорнее утром, нежели вечером. В отношении З. важно еще то, что приобретенный в течение дня навык управления известными мышцами во время покоя ночи изглаживается и утром следующего дня заике приходится начать сызнова борьбу со своим недостатком. Известно, что при душевных волнениях всякого характера З. усиливается, а во время душевного спокойствия совсем пропадает. Всякие легко возбуждающие средства, как то: чай, кофе, спиртные напитки в небольшом количестве ослабляют З., потому что усиливают иннервацию соответственных мышц. Точно так же З. иногда прекращается при лихорадочных состояниях. Обыкновенно думают, что при пении З. прекращается; но это верно только для громкого и сильного пения, а не для пения в средних нотах. В последнем случае оно только ослабевает, как и при разговоре шепотом. Утверждают, что, оставаясь наедине, каждый заика в состоянии говорить свободно. Также и темнота ослабляет З., так что в потемках заикающийся может, не стесняясь присутствием посторонних, говорить плавно. Все эти и тому подобные факты говорят о психическом влиянии страха препятствию свободной речи.

Читайте так же:
Я победил депрессию и тревожность

В России, по вычислениям проф. Сикорского, на 10000 жит. приходится по 12 заик. У французов З. встречается будто бы реже, нежели у немцев. У китайцев, говорят, заик совсем не встречается, что, вероятно, объясняется слоговым ритмом китайской речи. Коломба сообщает, что один француз, родившийся в Кохинхине от туземки, заикался только тогда, когда говорил по-французски, и никогда — на своем отечественном языке. Для устранения З. крайне важно своевременное внимание к этому недостатку у детей. Ошибочно думать, что с годами З. у детей само пройдет и на это не стоит обращать внимания. Хотя это иногда и бывает так, но еще чаще наблюдается с годами усиление З. Укрепление организма, хорошие гигиенические условия, правильное воспитание воли и духа, устранение вредных примеров, декламация, пение — суть общие средства при лечении З. В сильно выраженных случаях уместно водолечение, электричество и методическое обучение у специалистов, владеющих достаточным опытом в индивидуализации известных приемов для устранения З. См. кн. проф. И. А. Сикорского «О заикании» (СПб., 1889).

Как плавно говорить при заикании

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Эта статья научит родителей интересно и весело заниматься с детьми, а ребенку поможет овладеть элементами дыхательной гимнастики, закрепить у ребенка навык говорить плавно и ритмично.

Статья:

Эта статья научит родителей интересно и весело заниматься с детьми, а ребенку поможет овладеть элементами дыхательной гимнастики, закрепить у ребенка навык говорить плавно и ритмично.

Отчего возникает заикание?

Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесенной болезни; неправильное отношение к ребенку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивания; постоянное нарушение необходимого ребенку распорядка дня; перегружение его чтением книг; требования повторять сложные для него слова; подражание речи заикающегося ребенка или взрослого.

Читайте так же:
Деменция в пожилом возрасте лечение

Если ребенок начал заикаться

1. Не позволяйте ребенку много смотреть телевизор и избегайте возбуждающих зрелищ. Старайтесь, чтобы у ребенка не было необходимости много говорить. Поменьше читайте страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставляйте ребенка учить стихи.

2. Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

3. Не показывайте ребенку, что Вы обеспокоены тем, как он говорит . Не произносите слова «заикание».

4. Поощряйте говорить медленно, плавно. Побольше пойте с ребенком.

5. Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то Вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, у меня молоко закипает. Сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».

Методические рекомендации по преодолению заикания

Предложенные занятия предназначены для детей от 3 до 5 лет. Заниматься с ребенком надо каждый день от 10 до 20 минут, если необходимо, с перерывом.

В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребенка Вы можете несколько уменьшать или увеличивать продолжительность занятий. Покажите своему малышу эту яркую веселую книжку и скажите, что будете теперь каждый вечер вместе читать ее и играть.

Обратите внимание, что игровые занятия состоят из следующих этапов:

I. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель — разработать диафрагмальное дыхание (животом), чтобы увеличить выдох, так как мы говорим на выдохе. При нормальных речевых процессах вдох короче выдоха в 3—4 раза, а при заикании происходит наоборот. Короткий выдох не дает ребенку возможности нормально говорить.

II. СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. вместе со взрослым. Цель: закрепить у ребенка навык говорить не спеша, плавно и ритмично.

III. ОТРАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. ребенок говорит, как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребенок не задумывается над тем, что и как сказать. Это облегчает процесс речи. Цель та же.

Читайте так же:
Что может помочь от энуреза

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ОБИХОДНОЙ РЕЧИ — в игре, в совместных занятиях, например, в изготовлении поделок.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхание животом лежа.

Тебе не кажется, что твои игрушки заскучали? Давай «покачаем» их на твоем животике. Ложись на спинку и положи на животик мишку (зайку, куклу и т. д.) А теперь вдохни воздух через нос так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. Хорошо! А теперь выдыхай воздух через рот трубочкой как можно дольше, пока я считаю: раз-два-три. Смотри как мишка рад! Покатай его три раза. А завтра покатаем зайку.

Давай подуем

Давай нальем в таз воды и пустим в плавание кораблики. Смотри какой сильный ветер (взрослый дует) Как быстро они поплыли. А теперь ты попробуй. Молодец!

Отгадай загадки

Шубка — иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? …

Сочиняем рассказ по картинкам

Большую помощь в развитии речи Вашего ребенка окажет совместное изготовление всевозможных поделок. Ручная деятельность полезна ребенку и для развития моторики, и для улучшения координации движений, и для развития логического мышления.

Но самое главное, что во время совместного изготовления поделок происходит отвлечение внимания Вашего ребенка от процесса произношения. У него исчезает страх перед речью, и ребенок не фиксирует на ней внимания, легко включается в разговор.

Методические рекомендации

1. Выбирайте поделки несложные в изготовлении, но интересные ребенку.

2. Работайте вместе с ребенком не торопясь. Спо-койный ритм работы естественно переносится на речь, делая ее плавной, ритмичной.

3. Сами говорите спокойно, четко, не торопясь.

4. Для активизации речи ребенка задавайте по ходу работы вопросы ( помните только — ребенок не должен чувствовать, что Вы озабочены тем, КАК он отвечает на вопросы. Он должен быть уверен: Вас интересует, ЧТО он делает):

а) сначала задавайте вопросы, относящиеся непосредственно к предметам, с

которыми он работает, и к действиям, которые он совершает в данный момент. (Что ты взял? — Ножницы. Что у тебя в руках? — Бумага. Что ты делаешь? — Я вырезаю… Я раскрашиваю…);

б) затем задавайте вопросы по поводу уже выполненной работы. (Что ты сейчас сделал? — Я разрезал листок… Я приклеил…);

в) постепенно усложняйте вопросы (А что ты сначала делал? А что потом?); наконец, попросите ребенка рассказать, как он делал поделку от начала до конца; затем, начиная очередное занятие, попросите рассказать его, что он делал вчера;

г) постепенно начинайте задавать вопросы, относящиеся к тому, что ребенок собирается делать. Это труднее для него, так как не связано с непосредственной наглядной деятельностью. (Ты разрезал бумагу, а что будешь сейчас делать?);

д) наконец, когда ребенок научится спокойно и плавно отвечать, можно задавать вопросы, связанные с материалами и инструментами, которыми он пользуется, с качеством выполненной работы. (Из чего мы будем делать…? Что нам нужно для работы? Хорошо получилось? Тебе нравится? Почему не нравится?).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector