Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как по фрейду лечить невроз

неврозов

Этиология и патогенез неврозов — Основной причиной возникновения неврозов служит психическая травма. Однако прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза зачастую характеризуется не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Распространенность неврозов — Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 % на 1000 населения. На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков).… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Свядоща информационная теория неврозов и психотерапии — (Свядощ A.M., 1960, 1964, 1967, 1969). Психогении рассматриваются как раздражители, действие которых определяется не физическими параметрами, а информационным, сигнальным, значением. Невроз – болезнь, вызванная информацией. Такой подход основан… … Толковый словарь психиатрических терминов

Возрастные особенности неврозов — Депрессивный невроз возникает в позднем возрасте в связи со стойкой, трудноразрешимой травмирующей ситуацией, выходящей за рамки проблем личности стареющего человека. Депрессивный невроз в позднем возрасте обычно развивается медленно. Клиническая … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Дифференциальный диагноз неврозов — При неврозах возникают большие диагностические трудности, так как четкой связи между клинической картиной невроза и психической травматизацией часто выявить не удается. Для диагностики имеет значение определенная последовательность формирования… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней 10 — Истерический невроз в Международной классификации болезней 10 представлен «Диссоциативными (конверсионными) расстройствами», включающими двигательные расстройства нарушения чувствительности, судороги, и «Соматоформными расстройствами»,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лечение неврозов — Лечение больных неврозами должно проводиться психиатром либо психотерапевтом, которые решают вопрос о целесообразности стационарной или амбулаторной терапии. При тяжелых неврозах больного желательно вывести из травмирующей ситуации, а так как это … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Прогноз неврозов — Неврозы как временные функциональные заболевания протекают благоприятно и заканчиваются выздоровлением. Однако при выраженных акцентуациях характера, недостаточном уровне зрелости личности, соматической отягощенности и неразрешимой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Почему мы грызем ногти?

Женщина грызет ногти

Обкусывание ногтей некрасиво, негигиенично, а если перестараться, то и больно. Так почему же люди это делают? Проблему для BBC Future исследует психолог Том Стаффорд, признающийся, что и сам подвержен этой неприятной привычке.

Что общего между бывшим премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, певицей Бритни Спирс и бывшей первой леди США Жаклин Кеннеди? Все они самозабвенно кусают или кусали ногти.

Я лично этой своей привычкой не горжусь. Людям неприятно наблюдать, как кто-то грызет ногти. Это негигиенично и иногда даже больно, если увлечься и откусить слишком много. Я пытался бросить это дело множество раз, но мне так и не удалось.

Недавно я задумался над тем, что же превращает людей в таких отвратительных грызунов собственных ногтей, как я? Неужели нам не хватает силы воли? Может быть, мы просто более нервные? Или голодные? А вдруг где-нибудь в анналах психологических исследований лежит ответ на мой вопрос? Может быть, там даже есть намеки на то, как мне от этой отвратительной привычки избавиться?

Моя первая же попытка покопаться к научной литературе навела меня на медицинский термин, которым обозначается привычка грызть ногти — онихофагия.

Психиатры классифицируют эту привычку как расстройство контроля над импульсами. Это нарушение психики похоже на так называемое обсессивно-компульсивное расстройство. Но касается это лишь тяжелых случаев, когда необходима помощь психиатра. К этой же категории относятся случаи трихотилломании — навязчивого щипания кожи или вырывания собственных волос.

Я до такой тяжелой стадии не дошел и принадлежу к большинству обыденных кусальщиков ногтей, у которых эта привычка не приводит к серьезным последствиям.

До 45% тинейджеров обкусывают ногти. И у многих из них характер не сахар. Но не будете же вы заявлять, что почти половине людей в этом возрасте срочно нужна врачебная помощь!

Я хочу понять ту сторону явления, которая не связана с психическими расстройствами. Разобраться в причинах тех случаев, когда вредная привычка не приобретает болезненный характер, но неприятна, и поэтому от нее хочется избавиться.

Читайте так же:
Как лечить когда пьет у него психоз

Мама виновата

У психотерапевтов, конечно же, есть свои теории относительно причин обкусывания ногтей. Зигмунд Фрейд приписывал эту привычку неудовлетворению так называемой оральной стадии — периода развития ребенка от рождения до примерно 18-месячного возраста.

Автор фото, Thinkstock

Если послушать последователей Фрейда, так все наши привычки вытекают из детской неудовлетворенности

Это типично для теорий Фрейда: оральная фиксация связывается с множеством причин — таких, как недостаточно кормление, слишком долгое кормление грудью или проблематичные отношения с матерью. По Фрейду эти проблемы выражаются целым набором симптомов — не только обкусыванием ногтей, но и саркастическим характером, курением, алкоголизмом и тягой к оральному сексу.

Другие психотерапевты предполагают, что обкусывание ногтей — это следствие нервного напряжения или даже выражение направленной внутрь себя агрессии. Согласно их теории это — легкая разновидность членовредительства.

Как и большинство психодинамических теорий в психиатрии, эти объяснения могут быть верными, но абсолютных доказательств их правильности нет. Для меня еще более существенно то, что все эти теории не предлагают никаких методов избавления от вредной привычки.

Мне уже немного поздно вносить коррективы в мое кормление грудью, я кусаю ногти, даже когда я абсолютно расслаблен, мне трудно применить какую-либо из этих теорий к себе, и поэтому легкого решения этой проблемы я не вижу. Я уже не говорю о том, что нет никаких примеров успешного лечения, основанного на какой-либо из этих теорий.

Я готов продолжить свое расследование, но, к сожалению, после первых обнадеживающих находок след обрывается. Поиски в научных библиотеках приводят лишь к нескольким работам, посвященным лечению привычки грызть ногти.

В одной из работ сообщается о пользе курса лечения, направленного на осознание этой вредной привычки. Но, кроме этого, нет почти ничего. Некоторые из статей на эту тему даже начинаются с признания: научной литературы в этой сфере на удивление мало.

Появление привычки

Учитывая нехватку научных исследований, я решил выдвинуть собственную гипотезу того, почему люди грызут ногти и как их от этого отучить. Вот она. Назовем мой подход "антитеорией".

Бритни Спирс, как и многие, любит погрызть ногти

На Гордона Брауна нарисована масса карикатур, но он не стеснялся грызть ногти

Автор фото, Getty

Жаклин Кеннеди (во втором браке Онассис) считали законодательницей мод своего времени. Что не мешало ей грызть ногти.

Я предполагаю, что у привычки обкусывать ногти причины, как таковой, нет. Это не проблемы с грудным кормлением в младенчестве, это не хроническое беспокойство и не недостаток материнской любви.

Преимущество моего подхода в том, что нет нужды искать общие черты у меня, премьер-министра Брауна, бывшей супруги президента США и исполнительницы песни "Hit Me Baby One More Time". Я думаю, что вместо этого более продуктивно будет предположить, что обкусывание ногтей — это просто результат случайного сочетания сразу нескольких факторов, в результате вызывающих у человека эту плохую привычку.

Прежде всего, поднести палец ко рту очень легко. Это одно из наиболее часто повторяющихся движений во время еды или при уходе за собой. Следовательно, это движение контролируется базисными, основными связями в головном мозге. Это значит, что такое движение может легко превратиться в автоматическую реакцию.

Кроме того, в обкусывании ногтей есть элемент некоего "ухода за собой". Мы таким образом сохраняем ногти короткими. Поначалу это может быть даже кажется приятным, хотя в результате можно основательно испортить себе ногти.

Этот элемент "вознаграждения" в сочетании с легкостью самого движения означает, что привычку очень легко развить. Если не считать прикосновения к своим половым органам, трудно представить себе более легкую возможность доставить себе мимолетное удовольствие. К тому же в школе на обкусывание ногтей никто не обращает внимания — грызи сколько хочешь.

Как только эта привычка возникает, она быстро становится рутинной. А в жизни, как известно, полно ситуаций, когда у вас рот и обе руки абсолютно свободны и занять их нечем.

Ключевые фигуры

Абрахам родился в 1877 году в Германии. С психоанализом он впервые познакомился в психиатрической больнице Бургхольцли в Цюрихе, где работал и продолжал свое психиатрическое образование одновременно с Карлом Юнгом. Абрахам стоял у истоков психоанализа наряду с Фрейдом, Юнгом, Джонсом и Ференци. Важнейшим вкладом Абрахама в психоанализ стали его теория прегенитальных фаз развития, концепция меланхолии и обсессивного невроза, и теория нарциссизма, препятствующего аналитическому лечению. Все эти идеи, в особенности те, которые касались прегенитального развития и садизма, в дальнейшем глубоко повлияли на психоаналитическую мысль Кляйн и помогли ей создать собственную блестящую картину психического опыта ребенка.

Читайте так же:
Что такое невроз с паническими атаками

В 1910 году Абрахам основал Германское психоаналитическое общество. С начала 1924 года он в течение 18 месяцев анализировал Кляйн. Карл Абрахам умер в 1925 году, через год после того, как был избран президентом Международной психоаналитической ассоциации; ему было всего 48 лет.

Шандор Ференци

Ференци родился в Мишкольце в Австро-Венгрии в 1873 году; в семье было 12 детей. Он учился на психиатра, а в 1908 году, после знакомства с Зигмундом Фрейдом, обратился к психоанализу. Фрейд и Ференци стали близкими друзьями и коллегами, их отношения продолжались более двадцати лет, несмотря на то, что позднее Ференци радикально отклонился от классической фрейдовой модели. Он стал первым психоаналитиком Кляйн, и его идеи об объектных отношениях оказали сильное влияние на ее теории о том, как младенец воспринимает внешний мир — прежде всего, о его отношениях с матерью и телом матери.

Ференци основал в 1913 году Венгерское психоаналитическое общество. Он являлся президентом Международной психоаналитической ассоциации с 1918 по 1919 год.

Шандор Ференци умер в 1933 году в 60-летнем возрасте от пернициозной анемии.

Анна Фрейд

Анна, родившаяся в 1895 году, была самой младшей из детей Зигмунда и Марты Фрейд. Детство ее было, судя по всему, непростым: она постоянно соперничала со своей старшей сестрой Софи и с трудом заводила друзей. Когда Анна была подростком, отец ее анализировал, и она на всю жизнь стала убежденной сторонницей и пропагандисткой его аналитических идей.

Анна Фрейд изучала медицину в Вене, а затем проходила анализ у своего отца с 1918 по 1922 год. В 1922 году ее приняли в Венское психоаналитическое общество. Она специализировалась на детском анализе, а позже, уже в Лондоне, организовала Хэмпстедский детский приют (Hampstead War Nursery), где дети, пострадавшие в травмирующих обстоятельствах Второй мировой войны, могли жить в спокойной обстановке и получать психотерапевтическое лечение.

Бежав в 1938 году из оккупированной нацистами Вены в Англию, Фрейд сильно осложнила жизнь Кляйн и ее последователям. Она утверждала, что кляйнианская теория до такой степени отступает от истинного (то есть от классического фрейдова) психоанализа, что ее вообще следует считать уже не аналитической теорией, а просто метапсихологией. Две ведущие представительницы психоанализа разошлись в вопросах о том, с какого возраста можно анализировать ребенка (Кляйн была убеждена, что возможен успешный анализ детей до пяти лет, Анна Фрейд с этим не соглашалась), о роли переноса и контрпереноса, о крайне спорном (хотя и введенном Фрейдом) понятии инстинкта смерти, о том, к какому возрасту следует относить эдипальный конфликт, и во многих других принципиальных теоретических областях. Кляйн считала, что Анна Фрейд слишком консервативна, узко мыслит и не понимает, что необходимо развивать и обновлять психоанализ, выходя за рамки теории ее отца. Фрейд считала подход Кляйн крайне спекулятивным, ненаучным, высокомерным и радикальным. Борьба между двумя зачинательницами детского анализа достигла критической стадии в 1942 году, с началом «Дискуссий о противоречиях».

Анна Фрейд умерла в Лондоне в 1982 году, ей было 87 лет.

Зигмунд Фрейд

Фрейд, при рождении нареченный Сигизмундом Шломо Фрейдом, родился в еврейской семье 6 мая 1856 года в Пршиборе, Моравия. В раннем детстве Зигмунда семья переехала в Вену, которая и стала его домом вплоть до 1938 года, когда он был вынужден бежать от нацистов. Свою профессиональную деятельность он начинал как врач-невролог, хотя его всегда глубоко интересовала философия. Студентом-медиком Фрейд изучал в Венском университете философию, зоологию и физиологию.

В 29-летнем возрасте Фрейд учился в Париже у невролога Жана-Мартина Шарко, который занимался в основном исследованием истерии и возможного применения гипноза: его работа оказала огромное влияние на мышление Фрейда и его последующее профессиональное самоопределение. Вернувшись в Вену, Фрейд решил стать психологом, специализирующимся на патологических расстройствах, а методом лечения избрал гипноз. В следующие десять лет Фрейд вместе со своим другом Йозефом Брейером разработал новый клинический подход, отказавшись от гипноза в пользу техники, названной позднее «методом свободных ассоциаций»: так родился психоанализ.

Читайте так же:
Лечение при галлюцинациях и психозах

Кляйн встречалась с Фрейдом несколько раз, однако он никогда не поддерживал ее идеи, возможно, потому, что Кляйн был прямой конкуренткой его дочери Анны в области детского анализа и самым серьезным критиком ее подхода. Кляйн часто обвиняли в том, что она не придерживается теорий Фрейда и работа ее, следовательно, не может называться истинным психоанализом. Однако Кляйн всегда утверждала, что Фрейд был ее главным учителем и самым почитаемым предшественником, и что вся ее теория выросла из Фрейдовского канона.

Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в возрасте 83 лет.

Эдвард Гловер

Эдвард Гловер родился в 1888 году; он был третьим, младшим сыном в семье. Изучал медицину в университете Глазго, а после его окончания работал в Глазго и Лондоне как педиатр, хирург и пульмонолог. Гловер проходил анализ в Берлине у Карла Абрахама, и в 1921 году стал членом Британского психоаналитического общества.

В 1930-х и начале 1940-х годов Гловер являлся яростным противником Мелани Кляйн и ее теорий. Он объединился с дочерью Кляйн, Мелиттой Шмидеберг (которая была у него в анализе), и Анной Фрейд: сообща они стремились свести на нет влияние и распространение взглядов Кляйн в Британском Обществе. Из всех противников Мелани Кляйн в Обществе, Гловер и Шмидеберг были самыми ожесточенными, и кризис начал стихать только с уходом Гловера, покинувшего Британское общество в 1944 году. На этом, наконец, завершились «Дискуссии о противоречиях», но, уходя, Гловер заявил, что Общество утратило связь с Фрейдом (то есть перестало быть подлинно психоаналитическим).

Как и Мелитта Шмидеберг, Гловер долгое время интересовался преступностью и криминологией, он явился основателем или соучредителем Портмановской клиники (the Portman Clinic), Института изучения и лечения правонарушителей (the Institute for the Study and Treatment of Delinquency), Британского журнала криминологии (the British Journal of Criminology ) и Британского криминологического общества (the British Society of Criminology).

Эдвард Гловер умер в 1972 году, ему было 84 года.

Паула Хайманн

Хайманн родилась в Данциге, Германия, в 1899 году. Психоанализу обучалась в Берлине. В 1933 году она приехала в Лондон и вскоре стала секретарем Мелани Кляйн, с которой прежде была знакома в Берлине. Впоследствии Хайманн прошла анализ у Кляйн. Хайманн сыграла ключевую роль в «Дискуссиях о противоречиях» между 1942 и 1944 годами и обогатила их двумя важными статьями, в которых излагала кляйнианский подход.

Хайманн и Кляйн были близкими друзьями и поддерживали друг друга до начала 1950-х годов, когда между ними возникли существенные разногласия по поводу теоретических идей Хайманн, особенно в отношении контрпереноса. В результате этих, оказавшихся непреодолимыми, разногласий Хайманн в конце концов покинула группу Кляйн. С этого момента Хайманн стала частью независимой, или «срединной», группы. В 1954 году она была назначена секретарем Учебного комитета Британского психоаналитического общества.

Паула Хайманн умерла в Лондоне в 1982 году в возрасте 83 лет.

Эрнст Джонс

Джонс родился в 1879 году в Гауэртоне, деревне недалеко от Суонси в южном Уэльсе. Он изучал медицину и акушерство в Университете Кардиффа и в Университетском колледже Лондона, а затем специализировался в неврологии. Впервые познакомившись в 1905 году с работой Фрейда, Джонс был глубоко впечатлен его пониманием внутренней реальности пациента и вниманием к ней. В 1908 году Джонс и Фрейд познакомились лично и стали коллегами.

Обнаружив, что британское общество сопротивляется распространению идей Фрейда и их практическому применению, Джонс провел несколько лет в Канаде и США, где, в числе прочего, стал соучредителем Американской психоаналитической ассоциации. Джонс вернулся в Лондон в 1913 году, а к концу 1919-го основал Британское психоаналитическое общество — факт, очевидно свидетельствующий об огромном изменении общественного мнения в отношении исследования и лечения «нормальной» и патологической психики. Он являлся президентом Британского общества 25 лет — с момента его создания до 1944 года. Джонс дважды избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации и основал Международный журнал психоанализа. Кроме того, Джонс, как известно, стал первым официальным биографом Фрейда.

Профессиональная и личная поддержка Джонса, влияние которого в британском и международном психоанализе трудно было переоценить, имела огромное значение для Мелани Кляйн. В первую очередь, именно благодаря Джонсу Кляйн получила первоначальное признание в Британском Обществе, и его поддержка еще не раз сыграла решающую роль в ее карьере.

Читайте так же:
Растительные препараты при лечении невроза

Эрнст Джонс умер в 1958 году, ему было 79 лет.

Аликс и Джеймс Стрэйчи

Джеймс Бомонт Стрэйчи родился в 1887 году; брат Литтона Стрэйчи, биографа, писателя и критика. Оба брата были центральными фигурами знаменитого «Блумсберийского кружка». Аликс Сарджент Флоренс родилась в Нью-Джерси в 1892 году; ее отец американец, мать — англичанка. Джеймс и Аликс познакомились на встрече «Блумсберийского кружка» и поженились в 1920 году.

В 1921 году супруги Стрэйчи переехали в Вену, где Джеймс начал анализ у Фрейда, которым давно восхищался. Аликс и Джеймс, свободно владевшие немецким языком, приступили к переводу трудов Фрейда — результатом стало «Стандартное издание всех психологических трудов Зигмунда Фрейда», которое и сегодня остается основным английским переводом Фрейда. В Берлине Аликс познакомилась и подружилась с Кляйн и позднее сыграла важную роль в ее визите и последующем переезде в Лондон. И Аликс, и Джеймс обучались психоанализу и к середине 1920-х годов стали действительными членами Британского психоаналитического общества. Несмотря на постоянный интерес, которые супруги Стрэйчи питали к теории Кляйн, в Обществе они сохранили независимость как от группы «А», так и от группы «Б», не примыкая ни к сторонникам Анны Фрейд, ни к кляйнианцам.

Джеймс Стрэйчи умер в 1967 году, Аликс последовала за ним шестью годами позже —в 1973-м.

Дональд Винникотт

Дональд Вудс Винникотт родился в Плимуте в 1896 году. Обучался медицине и стал педиатром. Через несколько лет после завершения врачебного образования Винникотт получил место в детской больнице в Паддингтон Грин (Paddington Green Children’s Hospital), где и проработал большую часть своей профессиональной жизни.

Глубоко интересуясь детской психологией, Винникотт решил обратиться к Джеймсу Стрэйчи и проходил анализ у него в течение 10 лет. Позднее он прошел анализ у Джоан Ривьер, после чего в 1927 году начал собственное аналитическое обучение. Винникотт с самого начала подпал под влияние идей Мелани Кляйн — поначалу было похоже, что он войдет в число кляйнианцев. Однако он не смог согласиться с некоторыми из ключевых концепций Кляйн, например, с ее трактовкой инстинкта смерти и роли зависти в психическом развитии. Как ни пытался он убедить Кляйн пересмотреть некоторые элементы ее теорий, она оказалась слишком упрямой, отказалась идти на какие бы то ни было уступки, и не проявила интереса к теоретическим новациям Винникотта. В результате Винникотт стал видным членом независимой, или «срединной», группы. Он предложил множество важных психоаналитических концепций, например, концепцию переходных объектов (то есть объектов, расположенных на тонкой границе между воображением ребенка и внешним миром) и «достаточно хорошей» (а не идеальной) матери.

Дональд Винникотт умер в 1971 году в возрасте 74 лет.

Вирджиния и Леонард Вульф

Аделин Вирджиния Вульф родилась в 1882 году, за год до Мелани Кляйн. Ее будущий муж, Леонард Вульф, родился в 1880 году. Вирджиния была блистательно одарена, амбициозна, обладала необычайно богатым воображением и стала одной из величайших писательниц XX века. Леонард был умным, талантливым эссеистом, мыслителем и государственным служащим.

Вульфы были душой «Блумсберийского кружка» первые три десятилетия XX века. Оба они очень заинтересовались психоанализом и публиковали в своем издательстве Хогарт Пресс (Hogarth Press) труды Фрейда в переводе своего близкого друга Джеймса Стрэйчи. Эксперименты Вульф с литературной формой и представлением человеческого опыта (в частности, знаменитый «поток сознания») часто рассматривались в свете психоаналитической теории, и сама Вульф в своих дневниках и заметках писала об этой новой области мышления. Хотя сама Вульф познакомилась с Фрейдом в его лондонском доме уже незадолго до его смерти, именно брат и невестка Вирджинии, Адриан и Карин Стивен, устраивали первые лекции Кляйн в Лондоне летом 1926 года.

Вульфы встречались с Мелани Кляйн, по крайней мере, однажды — Вирджиния описала ее так:

«… женщина с характером и некой силой, чем-то подповерхностным — как бы это сказать? — не ремеслом, а тонкостью; чем-то, действующим исподволь. Какой-то тягой, поворотом, опасным, как подводное течение. Лукавая седая дама с большими, яркими, выразительными глазами».

Вирджиния Вульф утопилась в 1941 году, чувствуя приближение очередного мучительного приступа душевной болезни; ей было 59 лет. Леонард дожил до 1969 года и умер в 88 лет.

Читайте так же:
Лучшие лекарства при неврозе отзывы

Лечение неврозов

Неврозы называют пограничными психическими расстройствами, и они находятся на границе между психическим здоровьем (как Фрейд говорил: «быть здоровым, значит быть способным любить и творчески работать») и тяжелыми психическими заболеваниями (с нарушениями отражения окружающего мира и самого себя).

Неврозы широко распространены в современном обществе, нередко сочетаясь с другими психическими симптомами. Неврозы часто осложняют возможность человека чего-либо добиваться в жизни, а также получать удовольствие от отношений с людьми.

Симптомы невроза

Неврозы классифицируются наиболее часто по трем формам: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

Неврастения проявляется симптомами:

  • астении (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти, рассеянность, нарушение концентрации внимания, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, плохая переносимость ожидания),
  • вегетативных расстройств (лабильность пульса, давления, потливость, головные боли),
  • нарушений сна.

Истерия (конверсионное расстройство) проявляется:

  • полиморфными функциональными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами (то есть истерия как «хамелеон» может проявляться клиникой любого заболевания, как психического, так и соматического),
  • внушаемостью человека, доходящей до способности вызвать у себя тот или иной симптом,
  • демонстративностью, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание окружающих.

Невроз навязчивых состояний проявляется симптомами:

  • обсессий (идей, мыслей, образов, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум, а все усилия избавиться от них безрезультатны),
  • компульсий (повторяющихся вновь и вновь стереотипных поступков, которые не доставляют внутреннего удовольствия и не приводят к выполнению внутренне полезных задач).

Выделяют 4 группы навязчивостей:

  • Озабоченность возможным загрязнением
  • Навязчивые сомнения, которые сопровождаются многочисленными проверками
  • Навязчивые мысли и представления, которые непроизвольно вторгаются в сознание клиента в виде живых зрительных образов
  • Навязчивая медлительность.

Неврозы без адекватного лечения могут привести к развитию стойкой нетрудоспособности, социальной изоляции, неспособности получать удовольствие в близких отношениях, избеганию интимной близости, в целом к достаточно выраженному несчастью в жизни и снижению качества жизни в принципе. Привести к развитию невротического развития личности — затяжному патологическому процессу, приводящему к стойким изменениям личности.

Стресс

Как правило, неврозы возникают вследствие влияния психосоциальных стрессоров различной степени выраженности (от мягких, например, ссора, до тяжелых, например, смерть близкого человека, или нахождение в условиях военных действий, природных катастроф и т.п.). Однако одного психосоциального стресса для возникновения невроза недостаточно. «Зерно падает на благодатную почву», то есть для возникновения невроза должна быть предрасположенность.

Стрессовый фактор, вызвавший невроз имеет индивидуально-значимое символическое значение для заболевшего человека. Этот смысл можно понять только в процессе психотерапии. Невроз возникает не сразу после стресса, а как правило после некоторой, иногда длительной переработки стрессового события с неспособностью к нему в последующем адаптироваться. Чем больше предрасположенность, тем меньший по выраженности стресс достаточен для развития невроза.

Предрасположенность к развитию неврозов определяется как биологическими (расстройства циркадных ритмов, количественный и/или качественный недостаток «успокаивающего» вещества головного мозга — гамма-аминомасляной кислоты, женский пол, дети, подростки и пожилые, физическое истощение, соматические болезни и др.), так и психологическими причинами (нарушения воспитания, психотравмы в раннем детском возрасте, расстройства в формировании личности). Наибольшее значение для развития неврозов имеет психологическая предрасположенность.

К неврозу могут предрасполагать:

  • склонность к определенному мышлению, например, потребность в одобрении, убежденность в своей неспособности;
  • некоторые стереотипы обращения с эмоциями, например, такие психологические защиты, как вытеснение неприятных или слишком волнующих чувств, изоляция мышления от чувств, смещение страха от внутренних чувств на внешние объекты и др.
  • некоторые поведенческие стратегии: например, подавление эмоций, агрессивность, избегание.

Социальная нестабильность также может способствовать развитию неврозов.

Лечение неврозов

Однако подбор метода лечения и собственно психотерапия должны проводиться специалистом, который на основании точной оценки факторов, внесших свой вклад в заболевание подберет либо индивидуальную психотерапию, либо групповую психотерапию, либо семейную психотерапию, либо сочетание психотерапии и фармакотерапии (например, современными успокаивающими и антидепрессивными препаратами).

Психотерапия неврастении включает как обеспечение условий для восстановления, так и поиск внутреннего конфликта и помощь в его разрешении. Психотерапия истерии после принятия решения о том, на что будет направлено лечение, заключается либо в лечении, направленном на быстрое устранение симптома (через гипноз или фармакотерапию), либо на разрешение психического конфликта (психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, групповая психотерапия). При лечении навязчивостей более уместно сочетание психотерапии (когнитивно-поведенческой (экспозиция и профилактика ритуалов) или психодинамической) с фармакотерапией современными антидепрессантами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector