Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация для родителей; Неврозы у детей; консультация на тему

Консультация для родителей "Неврозы у детей"
консультация на тему

Дудорова Ирина Владимировна

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy_u_detey_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Замечали ли вы, что ваш ребенок подергивает глазом, повторяет одно и то же движение несколько раз, пожимает плечами время от времени?

Если да, то вероятнее всего, вы столкнулись с детскими неврозами.

От чего возникают такие состояния? Как могут проявляться?

И, главное, как с ними бороться?

Предлагаем вашему вниманию консультацию

«Неврозы у детей: симптомы и лечение»

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

Как возникают неврозы?

1. Основные причины кроются в психологических травмах, которые дети получают из-за хронических стрессов, в числе которых постоянные ссоры в семье или агрессивная обстановка в детском коллективе. Также острые стрессы и испуги довольно часто вызывают такие явления, как резкий звук в темноте, авария, падение.
2. Не последнюю роль играет наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.
3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов. Именно поэтому очень важно наращивать нагрузки, как в детском саду, так и в секциях и школе постепенно. В противном случае нервная система ребенка может попросту не выдержать и дать сбой!
4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье и тотальный контроль или, напротив, полная свобода действий и, как результат, неуправляемое поведение ребенка, могут стать причиной детских неврозов и тиков у дошкольника.

Какие бывают неврозы?

1. Невроз страха

Самым распространенным неврозом является детский страх , который чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.

Есть также ребятишки, у которых такие панические атаки связаны с посещением школы или детского сада. Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, стыдить или приводить в пример других, «более смелых» малышей. Все это только усилит невроз, к тому же, ребенок почувствует, что от родителей помощи ждать не стоит, а это совсем плохо. Ведь родители для ребенка – это основа спокойствия и душевного комфорта.

2. Истерический невроз

Детские истерики , переходящие в невроз, возникают на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.

3. Невротическое заикание

Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенка лежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.

4. Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.

5. Невротический энурез

Невротический энурез проявляется неосознанным недержанием мочи у детей , возникающем на фоне психологических расстройств. Чаще всего «мокрые неприятности» происходят ночью. Учащение эпизодов энуреза происходит всякий раз после физических наказаний и психических стрессов. Помимо недержания мочи, такие детки, как правило, отличаются излишней плаксивостью, раздражительностью, капризностью. У них могут наблюдаться тики и заикания.

Как помочь ребенку при неврозе?

Для начала родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку и собственные взгляды на воспитательный процесс . Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут быть здоровые дети.
Непосредственным лечением неврозов занимается детский психотерапевт. Он разбирается в каждой конкретной ситуации, ставит диагноз, выявляет причины неврозов и устанавливает степень их тяжести. И уже основываясь на всех этих данных, назначает соответствующее лечение ( терапия при помощи сказок или игры, гипноз, лечение травами и лекарственными средствами).

Помните, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №72 «Антошка»

Визитная карточка

Адрес:Республика Татарстан, 423821 г. Набережные Челны, п-т Сююмбике, д. 76(24/07)
Телефон:+7(885)-254-46-61
E-Mail:sad0072@mail.ru
Министерство:Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название:МБДОУ «Детский сад №72 «Антошка»
Руководитель:Альмухаметова Ландыш Гилемяновна
Год основания учреждения:1976
У нас учатся:296 воспитанника
У нас учат:22 педагогов

Как победить застенчивость

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача — помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Как распознать школьный невроз

Современные дети, в большинстве своем, живут в значительно лучших условиях, чем жили их родители: их окружает достаток, их желания довольно быстро удовлетворяются, они даже разучились полноценно чего-то хотеть, ведь все приходит задолго до появления желания. Тем не менее, детский и подростковый невроз – самая распространённая форма нервно-психической патологии. В основе невроза лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, которые, как правило, вызваны психотравмирующими событиями временного или постоянного характера. В этом контексте сегодня мы поговорим о школьном неврозе, как об одном из самых распространённых видов детских неврозов.

Особенно сейчас, в условиях карантинных мер, связанных с появлением коронавируса, тема становится еще более актуальной, ведь к тревоге родителей за школьные успехи ребенка, его безопасность и адекватную коммуникацию с окружающими, подключился и страх за здоровье. Дети не смогли не откликнуться на родительские тревоги и отреагировали новой волной неврозов.

Но все-таки поговорим именно о школьном неврозе.

Конечно, колыбелью детских неврозов является семья, поэтому возникает резонный вопрос: а при чем же здесь школа? Отвечу: в силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение. Успех семьи измеряется, в том числе и школьными успехами детей, которые сейчас принято выставлять на всеобщее обозрение. Это усиливает нагрузку на детей, часто лишает их выбора, чем и когда заниматься, серьезно увеличивает учебную нагрузку. К детям предъявляются высокие требования – они должны хорошо учиться, проявлять лидерские качества, заниматься спортом и искусствами, даже если они этого не хотят или не имеют к этому особых способностей. Дети уже не принадлежат себе, они часть статуса родителей. А образование – лишь часть конструкции, над которой возвышается надстройка из разных полезных навыков, которыми, по мнению родителей, должен обладать их ребенок. Даже законный отдых ребенок проводит в языковом лагере где-то на туманном Альбионе.

Свежие новости

  • «Ничего не ем и поправляюсь»: действительно ли это возможно
  • Оксана Лынив стала первой дирижеркой на концерте в честь годовщины ООН
  • Во Львове оштрафовали директора гимназии за нарушение карантина
  • В Индии молодой парень продал свою жену и купил смартфон: его задержали
  • Стало известно, когда Киев может перейти в «красную» зону карантинаНовости на главной

В силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение

При таком серьезном внешнем давлении возникает естественная реакция – невроз. В борьбе за родительскую любовь и признание, дети готовы заплатить эту высокую цену. Надо отметить, что школьный невроз тяжелее переживают именно гиперответственные дети, которые привыкли соответствовать запросам и не умеют протестовать иначе, чем соматизируя проблему, то есть включаясь в болезнь.

Надо учесть, что сейчас все популярнее становиться ранний школьный старт, когда родители не дожидаются даже физической готовности ребенка к школьному обучению, а о психологической вообще речь не идет. Ребенок сразу получает максимальную школьную нагрузку, которую даже в условиях НУШ продолжают требовать от школы сами же родители. В результате ребенок недосыпает, не учиться отдыхать, распределять эту нагрузку, с трудом переключается с занятия на занятие и при этом обязан выдавать стабильно высокий результат.

Важно понимать, что все это происходит на фоне безграничного желания одобрения и любви, которое необходимо нам всем, а ребенку тем более. И ребенок привыкает жить в состоянии лжи и лицемерия, которые прикрывают его потребность в безусловной любви. А любовь выдается только «за заслуги» или за «хорошее поведение», которое включает в себя и успеваемость в школе и социальную активность. Ребенок не может быть собой реальным, а значит и не может расслабиться.

Такое постоянное напряжение может проявляться в разных формах телесных и психологических реакций, с которыми уже сами родители приводят ребенка к врачу.

Одна из самых распространенных – транзиторные тики.

Это непроизвольные подергивания конечностями, моргание глазами, ртом, пожимание плечами, покашливание, шморгание носом, одергивание одежды. Часто у детей наблюдается сочетание нескольких видов моторных и вокальных тиков. Причиной тиков могут быть и особенности развития головного мозга, и наследственные заболевания, но очень часто они имеют место именно в результате неадекватной школьной нагрузки, противоречивых родительских посланий (когда родители имеют серьезные расхождения во взглядах на воспитание), школьного буллинга или нестабильной психоэмоциональной атмосферы в школьном коллективе. Тики могут перерасти в невроз навязчивых состояний и стать привычкой, а значит будут доставлять ребенку дополнительный дискомфорт еще и тем, что заметны окружающим. Ругать за такую привычку ребенка бесполезно и даже вредно, так как это может добавить стрессовости и ребенок будет испытывать дополнительный страх и стыд за свои непроизвольные движения, начнет избегать общества.

Неврозы могут сопровождаться также нарушением сна и отсутствием аппетита, нарушением работы желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями, повышенной утомляемостью, мышечной слабостью и потливостью.

Среди психологических проявлений чаще всего наблюдаются – агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя).

Это резкие перепады настроения, страхи (темноты, чужих людей, одиночества, смерти), ипохондрия (страх заболеть), мнительность, обидчивость, нарушения пищевого поведения, плаксивость, истерики и депрессия. У подростков часто могут наблюдаться и суицидальные настроения, потеря смысла жизни. Часто ребенок жалуется на то, что не хочет идти в школу, хотя явных причин почему, не называет.

Родителям важно внимательно отнестись к данным проявлением, потому что формула «перерастет» и «само пройдет» может привести к необратимым последствиям, когда помочь ребенку будет значительно труднее. Важно вовремя обратиться к специалисту, исключить наличие реальных болезней и помочь ребенку, отрегулировав нагрузку и свои притязания.

Но главный путь помощи ребенку в состояние невроза – «вытащить» из ребенка эмоции, которые, как правило, прячутся за неврозом – страх, злость, обиду. Это непростая задача, так как эти эмоции могут совсем не понравиться самим родителям, боле того, они могут сами их испугаться. Также хорошо помогают справляться с неврозами правила и упорядоченные ритуалы, например, четкий режим дня, спорт, увлечения, хобби. Если самостоятельно справиться не удается, важно обратиться к специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру. Вовремя оказанная помощь может серьезно улучшить качество жизни не только ребенка, а и всей семьи.

Капризы или невроз? Как отличить одно от другого

Мы привыкли считать, что невроз — проблема взрослых. На самом деле он встречается даже у маленьких детей, только проявляется по-особому: кто-то устраивает истерики, кто-то дерется, кто-то грызет ногти. Как же помочь ребенку в такой ситуации? Лечить или воспитывать?

Елена Кешишян

Елена Кешишян

детский невролог, педиатр, доктор медицинских наук

Если в медицинскую энциклопедию заглянет далекий от врачебного мира человек, статья с заголовком «Невроз» наверняка произведет на него впечатление. Прежде всего своим внушительным объемом и длинным списком явлений, которые (как выясняется) входят в это понятие. Сегодня к неврозам относят целый перечень самых разноплановых проблем: от истерик, страхов, агрессивности и навязчивых действий вроде сосания пальца до заикания, тиков, расстройств сна, аппетита и даже недержания мочи и кала. У таких несхожих на первый взгляд явлений есть общие черты. Все они, во-первых, связаны с нашей психикой и эмоциями, а во-вторых, — обратимы. Невроз, в отличие от более серьезных расстройств, не связан с нарушением восприятия мира или изменениями в сознании, а потому поддается корректировке. Это не столько диагноз, сколько пограничное состояние, сигнал того, что в нервной системе или в душевном состоянии человека появилась трещина. Насколько она глубока и какими методами ее лучше устранить, может решить только специалист. А перед ним сразу же встает главная проблема — отличить норму от патологии. Другими словами, понять, что именно нужно ребенку в случае симптомов детского невроза: лекарства, помощь психолога или просто любовь и внимание родителей.

Норма или отклонение — решать не вам, а врачу

Разобраться с этим вопросом должен врач — педиатр, невролог или детский психотерапевт, но никак не сами родители, бабушки и друзья семьи. Если что-то в состоянии ребенка вас беспокоит, визит в поликлинику однозначно не будет лишним. Специалист оценит справедливость ваших опасений и разберется, не вызваны ли проблемы естественными процессами роста. Ведь в том и состоит главная особенность всех детских болезней, что малыши, в отличие от взрослых, растут. Их нервная система тоже постепенно совершенствуется, и, как только «фундамент» становится более устойчивым, «трещины на фасаде» тоже перестают углубляться, постепенно делаясь незаметными. Многие невротические расстройства также со временем проходят у малышей сами собой, а некоторые и вовсе возникают из-за слишком активного роста. Так, например, тики и навязчивые движения (сосание пальца, наматывание волос на палец, почесывания, покачивания туловищем, гримасничанье и т. п.), которые иногда встречаются у детей 4–7 лет, связаны с особенностями созревания нервной системы. Они, как правило, прекращаются, как только дисбаланс между потребностями и возможностями организма устраняется.

В то же время есть ряд невротических расстройств, при которых ребенку обязательно требуется не только консультация врача, но и тщательное обследование. Сюда относится недержание мочи и кала (они могут быть связаны с патологией внутренних органов), нарушения сна (иногда вызываются мозговой дисфункцией) и аппетита (необходимо исключить проблемы пищеварительной или эндокринной систем), а также любые ситуации, сопровождающиеся болями.

Тем не менее даже для врачей ответ на вопрос, все ли в порядке с ребенком, может быть далеко не простым. Где та грань, что отделяет естественный для любого малыша страх темноты от навязчивой фобии? А детские капризы с надрывным плачем и криками — от неврастении? Универсального для всех детей алгоритма диагностики просто не существует. Порой, чтобы разобраться в ситуации, врачу или психологу приходится проводить целое расследование с долгими беседами, тестами, анализами. Родителям же, не рискуя заниматься самодиагностикой, необходимо прежде всего знать, в каких случаях пора насторожиться и обратиться за квалифицированной помощью.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Что такое ядерный комплекс невроза
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector