Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как проявляется тревожность у детей раннего возраста

Библиографическая ссылка на статью:
Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Изучение особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57749 (дата обращения: 20.10.2021).

В современной цивилизации увеличивается число событий, ситуаций, влияющих на психическую стабильность человека. Природные и техногенные катастрофы, социальная нестабильность существования общества, увеличение требований, предъявляемых личности в процессе обучения и трудовой деятельности, ведут к повышению тревожности и неуверенности детей и подростков, нередко вызывая страхи по поводу настоящего и будущего. Огромную роль в возникновении личностной тревожности играет период дошкольного и школьного возраста.

Актуальность работы обоснована тем, что наблюдается рост числа тревожных школьников. По своим характеристикам они проявляют беспокойство, чувство неуверенности в себе, их психика и эмоции неустойчивы. До подросткового возраста тревожность усиливается и закрепляется, и это приводит к скоплению углубленного чувственного навыка, что способствует повышению тревожного состояния.

Разные ученые считают, что за последние годы произошло повышение количества детей, проявляющих тревожное поведение. Результаты современных исследований в данной области показали, что проявления тревожности стала более глубокой и личной. Следовательно, необходимо углубленное изучение возникшей трудности.

Ученые, которые занимаются исследованием проблемы (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, И.М.Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др.) отмечают, что тревожное состояние детей связано с нарушением их эмоционального становления, со страхами, возникающими у них в процессе сталкивания с различными ситуациями, а также их психологической защитой, возникающей при испытании страха.

Практически на любом этапе развития личности у детей наблюдается повышенная тревожность, которую можно связать с возникающими проблемными ситуациями. Так, в трудах различных авторов отмечается, что тревожность, приобретенная в раннем детстве, может привести к тому, что у ребенка будет наблюдаться различные психосоматические и психические нарушения в развитии индивида. Поэтому, необходимо изучение не только причин возникновения проявления тревожности у ребенка, его особенностей, а также есть необходимость в разработке рекомендаций по оказанию эффективной психолого-педагогической помощи.

Многие ученые понятие тревожности определяют с различных точек зрения, но все определения данного понятия сводятся к единому пониманию того, что они рассматриваются с позиции изучения особенностей различного вида неблагополучия. Так, например, многие школьники могут испытывать чувство беспокойства, связанное с проблемой учебы в школе, низкой оценкой их способностей со стороны педагогов, родителей, непринятием их своими сверстниками, проблема адаптации ребенка в школе, трудности взаимоотношений в семье и многое другое.. Как правило, потом у этих детей наблюдаются определенные комплексы и чувство неуверенности в своих способностях, поступках, что в дальнейшем, может привести к общей неудовлетворенности собой.

В словаре практического психолога под тревожностью понимается «…эмоциональное состояние и склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций» [1].

В.В. Суворова в своей книге подчеркивает, что понятие тревожности рассматривается с позиции психологического состояния душевной неуравновешенности индивида [4]. А.М. Прихожан утверждает, что тревожность возникает у школьников в связи с тем, что они испытывают эмоциональный дискомфорт. Р.С. Немов отмечает, что тревожность проявляется тогда, когда ребенок испытывает беспокойство в проблемных ситуациях.

Проанализировав данное понятие многими авторами, мы отмечаем, что особенности протекания данного процесса связано, прежде всего, с эмоциональным неблагополучием личности, которое можно связать с рядом причин. В ходе работы были выявлены причины, сказывающиеся на эмоциональном неблагополучии ребенка. Это рассматривается в трудах таких исследователей, как Л.И. Божович, А.В. Захаров, М. И. Лисина, А.М. Прихожан, которые утверждают, что истоки тревожного поведения, наблюдаемые в основном у школьников, заложены еще в их детстве. Дети в своих семьях чувствуют постоянную тревогу, находятся в напряжении, испытывают чувство беспокойства. Однако, как утверждают авторы, данную проблему еще можно решить, если оказать реальную практическую помощь в работе с данной категорией детей.

Поэтому, наша исследовательская работа рассматривает вопрос об оказании реальной практической помощи детям с повышенной тревожностью. Работа велась с учащимися младших классов начальной школы. Для этого нами была выдвинута цель нашего исследования, которая заключалась в том, чтобы определить уровень тревожности младших школьников и в дальнейшем запланировать работу по решению данной проблемы.

Исходя из этого, нами была определена гипотеза исследования, которая состоит в следующем: своевременное изучение выявленных причин возникновения повышенной тревожности младших школьников, позволит нам спроектировать рекомендации специалистам образовательных учреждений для снижения уровня тревожности.

Читайте так же:
Заикание у взрослых к кому обращаться

Для решения определенной цели нами были разработаны следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы тревожности младших школьников в психолого-педагогической литературе;
  2. Изучить особенности проявления тревожности младших школьников;
  3. Изучить уровень тревожности младших школьников в условиях сельской школы;
  4. Разработать практические рекомендации, направленные на преодоление тревожности у младших школьников.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования была выбрана МБОУ Шараповская СОШ Ардатовского района. В качестве выборки испытуемых принимали участие учащиеся начальных классов, возрастная категория которых составляет 7 – 8 лет, всего 14 учащихся, из них 7 девочек и 7 мальчиков.

Для изучения уровня тревожности младших школьников нами подобраны и использованы следующие диагностические методики:

  1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена;
  2. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса;
  3. Методика измерения уровня тревожности Тейлора, которая помогает определить склонность к стрессу и депрессии [2].

Первая методика позволила нам выявить уровень тревожности детей на происходящие в их жизни различные ситуации. Для этого детям предлагалось рассмотреть предлагаемые рисунки, которые были отдельно подобраны, для мальчиков и для девочек. Беседа велась с каждым ребенком в отдельности. На предлагаемых рисунках, учащиеся должны были рассмотреть предложенную ситуацию и ответить на вопрос о том, какое состояние испытывает ребенок в конкретной представленной ситуации — грустное или радостное?.

Полученные ответы детей нами отмечались в бланке протокола, по которым были выявлены три уровня проявления тревожности: низкий, средний и высокий. Среди опрошенных детей, у 2 испытуемых – 14,3 % (Катя П., Вася М.) был определен низкий уровень тревожности. 11 учащихся, что составило 71,4 % имеют средний уровень тревожности. У 2 испытуемых – 14,3 % (Марина С., Павел Р.) выражен высокий уровень тревожности.

В ходе работы со школьниками по данной методике, дети, у которых наблюдался высокий уровень тревожности, реагировали на некоторые вопросы, задаваемые автором исследования, проявляя при этом чувство волнения и беспокойства, что также оказывало влияние на их дальнейший выбор рисунка с изображением грустного лица.

Следующую диагностику в нашей работе мы проводили по определению уровня школьной тревожности. Ученикам предлагались карточки с утверждениями, где им необходимо было дать ответы на поставленные вопросы. Полученные результаты ответов обрабатывались в соответствии с представленным ключом. Однако, мы отмечаем, что у некоторых школьников наблюдались ответы, не соответствующие ключу обработки результатов, что подтверждает проявления тревожности у них. Кроме того, была выявлена группа школьников, у которых таких ответов наблюдалось значительно больше, что подтверждает их повышенную тревожность. Кроме того, выявлена группа детей, имеющих высокую тревожность.

В предлагаемой методике нами были изучены показатели по следующим нижеперечисленным факторам тревожности. Нами было проанализировано, как складывается общая тревожность к школе у всех учеников.

По итогам шкалы «Общая тревожность в школе» было отмечено, что у испытуемых не выявлен высокий уровень тревожности. Мы отмечаем, что 7% испытуемых имеют повышенный показатель общей тревожности. Это доказывает, что учащиеся переживают ситуации, связанные с такими моментами обучения, как взаимодействие с педагогами, родителями и своими сверстниками.

Почти 93% детей из всего количества испытуемых имеют обычную степень школьной тревожности, что наблюдается у 13 школьников. Школьные запросы, проблемы не считаются для данных детей травмирующими. Это создает условия для обычного развития школьника в школе, установления дружеских отношений в коллективе.

Все испытуемые, 100% (14 детей), не имеют социального стресса. Следовательно, отношения с социальным окружением у них удовлетворительные.

Наблюдается небольшое повышение показателя уровня страха самовыражения у 8% испытуемых. У многих школьников страх самовыражения не преобладает над другими чувствами, и наблюдается в конкретных ситуациях. 92% детей не имеют проблем взаимодействия с социумом.

Все школьники, что составило 100%, отметили, что для них более значима личная оценка происходящего и ориентир на личные эталоны, так как они не чувствуют страха перед ожиданиями окружающих. Наряду с этим, 86% младших школьников проявляют чувство страха в ситуациях, когда учитель в классе проверяет домашнюю подготовку учащихся на уроке. Многие из них считают, что многие учителя предъявляют к ним повышенные запросы, а значит, могут не оценить их, а отрицательные оценки в высшей степени болезненны для них и предполагают опасность их положению между одноклассниками.

У 7% школьников (1 учащийся) в ходе общения с педагогами наблюдается сильное эмоциональное напряжение. У остальных же школьников (93%) данной проблемы не было выявлено.

Кроме того, было выявлено, что 1 школьник имеет выраженный показатель высокой тревожности к стрессовым ситуациям, и уровень сниженной приспособляемости к ним. У остальных 13 школьников, что составило 93 %, наблюдалась обычная реакция на данные ситуации (вызов учителя к доске и т.д.). Полученные результаты проведения доказывают, что у испытуемых тревожность часто возникает в ходе социального характера воздействий учителей.

Читайте так же:
Справка школьного психолога по тревожности

Третья методика дала нам возможность определить как учащиеся склонны к стрессу и депрессии [3].

В результате у 5 учащихся, что составляет 30 %, отмечен высокий уровень тревожности. Почти у 50% ребят (7 учащихся) наблюдается средний уровень тревоги, с тенденцией к высокому. У 2 учеников был выявлен средний уровень тревожности, с тенденцией к низкому уровню, что составило 14 %. И только у 7% испытуемых (1 учащийся) наблюдается низкий уровень тревожности.

Данные третьей методики подтверждают то, что 63 % испытуемых имеют средний уровень тревожности. Это доказывает то, что в условиях класса и школы большинство учеников в ходе взаимодействия с учителями и своими одноклассниками испытывают неуверенность в себе.

Как итог нами отмечается, что у большинства ребят класса наблюдается средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, что доказывает то, что в школе необходимо проводить в дальнейшем планомерную и системную работу с учениками. Исходя из этого, в перспективе планируется написание рекомендаций специалистам общеобразовательных учреждений по решению данной проблемы.

ДЕТСТВО-ГИД

Детская тревожность или как победить чувство тревоги

18 февраля, 2016 admin

Консультация для родителей
«Детская тревожность или как победить чувство тревоги»

Лановая Мария Юрьевна,
педагог-психолог МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.

Цель: Познакомить родителей с основными причинами тревожности ребенка.

Как правило, взрослые люди по своему характеру и темпераменту очень отличаются друг от друга, следовательно, наши детки тоже разные. Можно разделить на три категории детей по характеру: первая категория — спокойные, тихие и с ними не случается проблем, вторая категория детей – плаксы, часто жалуются; третья категория – живчики и шалуны, с этими детьми порой бывает справиться сложно. Дошкольники нуждаются в доброжелательном отношении, в ласке, в общении, заботе, любви и похвале. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети.

Что означает тревожность? Как распознать имеется ли тревожность у ребенка? Как вести себя с тревожным ребенком? Эти и остальные вопросы волнуют всех взрослых.
Детская тревожность выступает главной особенностью дезадаптации ребенка, негативно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Между определениями «тревога и тревожность» есть отличия:
Тревога – это пробуждение встревоженности и переживания. Состояние тревоги не всегда можно расценивать как отрицательное самочувствие. Тревога дает человеку внеочередной стимул, что помогает сохранить жизнь и здоровье.
Тревожность – это индивидуальная, устойчивая психологическая особенность, включает в себя повышенную склонность к беспокойству самых различных моментов из жизни. Это состояние сопутствует человеку почти в любом виде деятельности.

Итак, тревога – это краткое проявление беспокойства и волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.
К примеру, происходит так, что дошкольник переживает, трясётся перед выступлением на важном мероприятии. Но это беспокойство проявляется в единичном разе, иногда в подобных ситуациях он остается сдержанней. В этом моменте мы говорим о тревоге. Если же состояние тревоги неоднократно повторяется в одних и тех же ситуациях, или в других ситуациях, таких как: при общении с незнакомыми взрослыми, детьми; при ответе на вопрос во время занятия и т.д., то следует обратить внимание — это тревожность.

Факторы возникновения тревожности:
1. Недостаточная поддержка, забота со стороны взрослых. Из благоприятных семей дети также могут испытывать нехватку подобных чувств. Поэтому каждый шажок навстречу к сыну или дочери, похвала, ласка помогают им, создать чувство комфорта и защищенности.
2. Несоответствующие, завышенные требования.
3. Неодобрительные требования, предъявляемые детям.
4. Противоречивые запросы, которые предъявляют родители.
5. Высокая тревожность родителей передается малышу. Уровень тревожности детей возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, материальным положением или жилищным условиям;
6. В конфликтных семьях тревожность у детей возрастает в два раза.
7. Авторитарный стиль воспитания воздействует на высокий уровень тревожности детей.

Большая часть родителей встревоженных деток не осознают, как собственное поведение влияет на характер ребенка. Огромное количество упрёков, высказываний, криков, может вызвать у ребёнка не только враждебность, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Взрослым предлагаем хотя бы в течение дня записывать все высказывания, упреки, которые они сделали или хотели сделать ребенку. В конце дня необходимо подчеркнуть те из них, которые способствовали не к лучшим переменам а, напротив, к худшим переменам взаимоотношений с сыном или дочерью. Если родителям все же не получается справиться со своими качествами, предлагаем несколько способов от избавления раздражения.

Читайте так же:
Лечение от заикания за один месяц

1. Обращайте внимание на себя, особенно в те минуты, когда чувствуете, что вас охватывает, нервозность и приближаетесь к стрессовой ситуации, когда легко вас вывести из равновесия.
2. Старайтесь исправить взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
3. Пришедшие неблагоприятные либо благоприятные вести. Нужно предварительно к ним подготовиться. Попробуйте, предвидеть плюсы и минусы, прежде чем перейти к разговору с детьми.
4. Попытайтесь почувствовать и устранить допустимые повседневные удары, которые могут привести к раздражению.
5. Если у вас плохое настроение, необходимо рассказать о вашем состоянии детям.

Восемь средств к повышению самооценки:
1. Старайтесь смотреть на окружение положительно.
2. В первую очередь научитесь уважать самого себя: составьте перечень своих достоинств; убедитесь в том, что Вы соответствуете по описанию.
3. Попробуйте относиться к людям так, как вы хотите, чтобы о вас высказывались.
4. Научитесь считаться своим мнением самостоятельно.
5. Пробуйте избегать то, что Вам не приносить удовлетворение в самой себе.
6. Почувствуйте, то во что вы верите: в судьбу, в человека, и тогда вы приобретете жизненные силы.
7. «Риск – благородное дело»: делайте первые шаги к ответственности, пусть малая доля риска будет невелика.
8. Окружайте себя положительным влиянием, то, что вам приносит удовольствие.

Портрет тревожного ребенка.
Когда ребенок вступает в незнакомую среду, он настороженно всматривается, что находится вокруг. Не увереннный, тихо здоровается, застенчив, есть проявление боязни, возможно влажные ладони. Кажется, что он ожидает каких-либо неудач. Этих детей отмечает чрезмерное беспокойство, неуверенность. Иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новом коллективе в сюжетные игры, и выполнять любую образовательную деятельность.
Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Эти дети очень требовательны к себе. Они ищут одобрения, поощрения взрослых во всех делах.

Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным? А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?
Рассмотрим основные правила преодоления тревожности у дошкольника:
1. Старайтесь хвалить и поощрять ребенка за что-то, а не просто так.
2. Хвалить, нужно искренне, дети очень чувствительны к сказанным словам.
3. Приходя, за ребенком в сад похвалите, за «умелые ручки».
4. Окликать ребенка по имени.
5. Не требуйте от ребенка невозможного, все в своё время.
6. Не употребляйте обидных слов, затрагивающие достоинства ребенка.
7. Нельзя сравнивать, оценивать своего ребенка с другими!
8. Проявляйте творчество, сочиняйте с ребенком сказки, это поможет ребенку отвлечься и выразить свою тревогу и страх.
9. Контактируйте с ребенком на уровне его глаз. Это показатель доверительных взаимоотношений.
10. Уделяйте ребенку больше внимания, играйте в сюжетно-ролевые игры, такие как «Школа», «Детский сад», так как в игре ребенок учиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Мне, как педагогу-психологу, хочется отметить, что наши детки очень быстро взрослеют, их будущее в наших руках. Как мы будем относиться к жизни и показывать наши достоинства и недостатки, они также в дальнейшем будут проявлять в окружении, Будьте терпимее, и относитесь к своим детям очень трепетно. Запомните наши дети — это сосуд, который мы наполняем.

Источники:
1. http://dochkolenok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-proyavlenie-trevozhnosti-u-detej.html
2. http://pandia.ru/text/78/349/813.php

Опубликовано в рубрике Работа с родителями

Как проявляется тревожность у детей раннего возраста

Автор: Мальцева Людмила Владимировна

Организация: МБУ детский сад № 73 «Дельфин»

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов – вот, на мой взгляд, причины появления у детей повышенной тревожности. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Проблема тревожности у детей среднего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Эмоциональное состояние ребенка является важным показателем его психологического здоровья. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. В данном контексте особую значимость приобретает не сама по себе определенная ситуация, взятая в ее особых показателях, а именно, как каждый ребенок ее переживает.

Читайте так же:
Список лекарств от деменции

Для каждого возрастного периода существуют определенные ситуации, внутренние переживания, различные варианты семейного неблагополучия, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы. Тревожность могут вызвать все возможные виды нарушений в отношениях взрослых к ребенку: от гипо- до гиперопеки, от повышенных ожиданий и требований, которым ребенок не может соответствовать, до полного попустительства; а также нарушения взаимоотношений родителей между собой, родителей и прародителей, взрослых и других детей в семье. Это создает у ребенка чувство беззащитности, неуверенности, развивает и подкрепляет тревожность.

Понятие тревожность имеет разные трактовки. Но следует отметить, что смысл сводится к одному, что тревожность рассматривают, как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Изучением детской тревожности занимались А.И.Захаров, Е.К.Лютова, Г.Б. Монина, А.М.Прихожан и др. Но, не смотря на большое количество исследований, проблема тревожности у детей остается актуальной.

Коррекция детской тревожности может осуществляться в дошкольном возрасте посредством: игротерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии. Психологом ДОУ была сформирована группа, в нее вошли дети, которые проявляли признаки неблагополучия в воспитательно-образовательном процессе. Совместно с ним был разработан план мероприятий для снижения тревожности у детей среднего дошкольного возраста. Было проведено родительское собрание на тему «Детская тревожность», главной целью которого являлось — обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку. Родителям были предложены компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина. Также были предложены рекомендации родителям, как проводить работу с тревожными детьми: повышение самооценки; обучение умению снимать мышечное на­пряжение; отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Затем были проведены с детьми сказкотерапевтические занятия, состоящие из трех циклов: направленные на снижение тревожности через закрепление за ребенком роли режиссера, через решение проблемных ситуаций, через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

Так же была проведена игротерапия, направленная на снижение мышечного напряжения, повышение самооценки, установление контакта со сверстниками и взрослыми и развитие коммуникативных умений. Существует ряд игр на снижение тревожности. Эмоцио­нальное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в об­ласти лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение мышечное и эмоци­ональное мы использовали в работе с детьми:

  • Релаксационные игры и дыхательные упражнения («Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка»).
  • Игры на расслабление различных мышц («Шалтай-болтай», «Сосулька», «Винт», «Насос и мяч»).
  • Игры, способствующие расслаблению, снятию нервного напряжения («Водопад», «Танцующие руки», «Театр масок»).
  • Игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками непосредственно паль­цами, ладошками.
  • Игры, способствующие повышению самооценки и уверенности в себе («Недотроги», «Волшебный стул», «Зайки и слоны»).
  • Игры с кук­лами. Сюжетами для ролевых игр мы в своей работе с детьми выбирали «трудные» случаи из жизни каждого ребенка.

Таким образом, используя методы сказкотерапии, игротерапии, а так же сотрудничество с родителями данных детей в коррекционной работе, нам удалось снизить уровень тревожности у детей данной группы. А так же наблюдались изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при ответе во время беседы или в процессе образовательной деятельности. Изменились и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей.

Как купировать минимальные проявления ФРП у ребенка и снизить уровень тревожности родителей?

img

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием органов и систем организма. Именно в этом возрастном периоде часто регистрируются симптомы пищеварительного дискомфорта, не имеющие в своей основе никаких органических причин.

Необходимо отметить, что развитие пищеварительного тракта включает в себя не только изменения отдельных органов, но и сложные межсистемные взаимодействия интестинальной, иммунной, нервной и эндокринной систем.

Читайте так же:
Влияние эмоциональной тревожности на уровень

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием органов и систем организма. Именно в этом возрастном периоде часто регистрируются симптомы пищеварительного дискомфорта, не имеющие в своей основе никаких органических причин.

img

img

Изучение гастроинтестинальных симптомов, ассоциированных с развитием пищеварительного тракта (определяемых как ФРП) в раннем возрасте, и разработка эффективных мероприятий по устранению их негативного влияния на будущее здоровье в настоящее время находятся в фокусе фундаментальных и клинических исследований.

img

В опубликованном в 2005 г. популяционном проспективном исследовании авторы отметили, что каждый второй здоровый ребенок первого полугодия жизни страдает по крайней мере от одного симптома пищеварительного дискомфорта 1 .

Пищеварительный дискомфорт у детей первого года жизни с нечастыми эпизодами плача и беспокойства, невыраженными, клинически незначимыми срыгиваниями или неустойчивым стулом со склонностью к запорам могут определяться как минимальные расстройства пищеварения или гастроинтестинальные симптомы, ассоциированные с продолжающимся развитием пищеварительного тракта.

img

Хотя в случае минимальных проявлений расстройств пищеварения симптомы пищеварительного дискомфорта обычно не представляют угрозы здоровью ребенка, их наличие зачастую приводит родителей в замешательство, формирует тревожность и является основной причиной обращения к педиатру.

Очевидно, что ФРП у детей раннего возраста уже на этапе минимальных проявлений могут приводить к снижению качества жизни членов семьи.

Вне зависимости от выраженности симптомов пищеварительного дискомфорта:

от минимальных расстройств пищеварения, когда оснований для активной медикаментозной терапии еще нет

до выраженных проявлений симптомов ФРП

Коррекция нередко сопровождается неоправданной сменой детской молочной смеси, назначением медикаментозного и/или немедикаментозного лечения.

Нередко родители обращаются за консультацией к сотруднику аптеки, получая при этом самые различные рекомендации, не всегда обоснованные с точки зрения доказательной медицины. Кроме того, родители обращаются за советом и помощью к членам семьи, друзьям, обмениваются опытом и пользуются советами в социальных сетях.

img

В работе зарубежных исследователей было продемонстрировано, что наличие в семье ребенка с проявлениями ФРП, приводит к негативным изменениям во взаимодействии родитель ребенок, особенно отец–ребенок, а также родитель родитель 2 .

В научной литературе имеются данные об ассоциации между младенческими кишечными коликами и возникновением послеродовой материнской депрессии, а также небезопасным обращением с ребенком.

img

Таким образом, медицинская консультация ребенка с симптомами пищеварительного дискомфорта должна сопровождаться и оценкой уровня тревожности родителей, и того, как они справляются с ситуацией. Исходя из этих данных, своевременная коррекция ФРП уже на этапе их минимальных проявлений представляется весьма актуальной 3 .

Уменьшение частоты срыгиваний, повышение вязкости смеси;

Улучшение процессов пищеварения;

Нормализация состава кишечной микробиоты;

Формирование регулярного мягкого стула;

ФРП — функциональные расстройства пищеварения.

*Оценка эффективности и переносимости детской смеси – более густой с содержанием фруктоолигосахаридов и галактоолигосахаридов – в случае нарушений пищеварения у младенцев в возрасте до шести месяцев в результате исследования, проверенного Nestle Nidal с участием 1127 грудных детей Assathiany R, Med Enfance. 2016; 36(5–6).

1. Iacono G, Merolla R, D’Amico D, et al. Gastrointestinal symptoms in infancy: a population-based prospective study. Dig Liver Dis. 2005;37(6):432–438. doi: 10.1016/j.dld.2005.01.009.

2. Raiha H, Lehtonen L, Huhtala V, et al. Excessively crying infant in the family: mother-infant, fatherinfant and mother-father interaction. Child Care Health Dev. 2002;28(5):419–429. doi: 10.1046/j.1365- 2214.2002.00292.x.

3. Макарова Е.Г., Клепикова Т.В., Украинцев С.Е. Минимальные расстройства пищеварения: когда проблемы есть, а лечить еще рано. Вопросы современной педиатрии. 2019; 18(4).

Что важно для развития мозга ребенка в первый год жизни?

Какова связь между энтеральной и центральной нервной системой? И почему это важно знать педиатру?

Влияние питания на развитие мозга: мнение неонатального невролога. Часть 1

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев и полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма вместе с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Мы также понимаем, что грудное вскармливание не всегда возможно для родителей. Мы рекомендуем медицинским работникам информировать родителей о преимуществах грудного вскармливания. Если родители решают отказаться от грудного вскармливания, медицинские работники должны проинформировать родителей о том, что такое решение может быть трудно отменить и что введение частичного кормления из бутылочки уменьшит количество грудного молока. Родители должны учитывать социальные и финансовые последствия использования детской смеси.
Поскольку младенцы растут по-разному, медицинские работники должны посоветовать родителям подходящее время для введения прикорма.
Детские смеси и продукты прикорма всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector