Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская тревожность

Детская тревожность

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

— Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

— Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

— Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни. А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

— По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

— Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой. Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются. Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи — метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. «У меня это не получится», «Я этого не сумею», — говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Читайте так же:
Энурез у мужчин и женщин

Теперь попросите его сказать: «Я не могу. » — и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу. » — отметить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею. » — насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. См. →

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Читайте так же:
Кризис среднего возраста у женщин тревожность

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Тревожность у дошкольников: как распознать и что делать

Ребенок начинает ходить в детский сад, и его жизнь кардинально меняется. Он переживает расставание с родителями, привыкает к новым условиям, знакомится с новыми людьми. В его голове крутится миллион вопросов: от классического «почему» до философского «а что, если…».

Он сталкивается с первыми трудностями и попадает в ситуации, в которых чувствует себя неуютно. У него появляется очень много причин для беспокойства, с которым он еще не умеет справляться самостоятельно.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой тревожность у дошкольников, в чем она выражается и от чего зависит, а также дадим несколько полезных советов родителям, желающим помочь своим детям научиться справляться с беспокойствами и страхами.

Как проявляется тревожность?

Мы испытываем тревогу, когда не можем решить какой-то вопрос или не чувствуем себя в безопасности. Попавшись в ловушку нашего мозга, мы начинаем накручивать себя, воображая различные, подчас совершенно нереалистичные, пугающие нас ситуации.

Несмотря на то что зачастую наша тревога не связана с реальностью, чувствуем мы ее по-настоящему: мы краснеем или потеем, нас бросает в дрожь или прихватывает живот.

Эти телесные реакции как будто подкрепляют наши опасения, и мы еще больше погружаемся в омут тревоги.

И если нам, взрослым, сложно разобраться со своими мыслями и чувствами, то ребенку без помощи родителей и вовсе не выйти из этого лабиринта.

Интересное по теме

Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога

Какие бывают типы тревожности?

Психологи выделяют два типа тревожности: ситуативную и личностную.

Первый вид беспокойства связан с внешними факторами. Это могут быть тяжелые события в жизни ребенка, например, потеря близкого, или расставание родителей, или столкновение с новыми условиями, такими как переезд в новый город, адаптация в детском саду.

Второй вид тревожности — личностный — можно назвать устойчивой чертой характера. Это означает, что ребенок в принципе склонен к сильным переживаниям по любому поводу. Исследования немецких ученых Михаэля Готтшалька и Катарины Домшке показали, что у таких детей высокий уровень тревожности может быть связан с генетической предрасположенностью.

Нужно понимать, что умеренная тревожность — это совершенно нормально.

Она делает нас бдительными, позволяет адекватно реагировать на опасности, а также помогает лучше концентрироваться во время учебы или работы.

Однако когда оптимальный предел тревоги превышен, нас охватывает паника и мы перестаем контролировать свои эмоции. А у ребенка случается истерика или появляются соматические реакции, например, начинает болеть живот.

Интересное по теме

6 способов помочь тревожному ребенку почувствовать себя лучше

Почему ребенок тревожится?

Мы уже сказали, что на развитие тревожности у ребенка влияют травмирующие события и наследственность. Однако психологи подчеркивают, что в первую очередь нужно обращать внимание на то, в какой семье растет ребенок и как выстраиваются его отношения с родителями.

Если взрослые часто тревожатся и говорят о своих переживаниях, то ребенок, впитывающий тревожные настроения как губка, будет копировать поведение родителей и волноваться: а заберут ли его из садика, а не залетит ли в его комнату ночью летучая мышь и так далее.

Читайте так же:
Прихожан школьная тревожность школьный психолог

Психотерапевтка Линн Лайонс считает, что детям сложно справиться с естественной тревогой еще и потому, что у них нет собственного опыта преодоления страхов. Что бы ни случилось, к ним на помощь всегда приходят родители, так что ребенок привыкает искать успокоения не внутри самого себя, а снаружи.

Кроме того, противоречивые требования, завышенные ожидания от ребенка, а также неуважение и непринятие его чувств могут провоцировать повышенную тревожность у малыша.

Каковы признаки тревожности?

Несмотря на то что мы находимся в постоянном контакте с маленьким ребенком, нам бывает сложно определить, насколько велик уровень его беспокойства. Тем более что он еще и сам не осознает в полной мере своих чувств и переживаний и не может выразить их словами.

Родители могут распознавать проявления чрезмерной тревоги у детей по косвенным признакам, таким как:

жалобы ребенка на иррациональные страхи (вопросы «а что, если…»);

беспокойный сон и сложности при засыпании;

отказ от посещения занятий, которые нравятся ребенку;

частые истерики после четырех лет;

жалобы на головные боли или боли в животе.

Эти «симптомы» могут проявляться не так ярко. По этой причине семейная консультантка и авторка блога Simply Snapping Mom Рене, советует родителям задавать себе следующие вопросы для перестраховки:

Как много времени я трачу на то, чтобы успокоить своего ребенка?

Как часто мой ребенок мучается от головных болей или болей в животе?

Как часто ребенок отказывается ходить в сад или на дополнительные занятия, хотя ему нравится то, чем они там занимаются?

Например, вы замечаете, что ребенок стал часто жаловаться на непонятные болевые ощущения, которые проходят, если вы позволяете ему остаться дома и не посещать выбранные им же кружки или секции. Эта ситуация, скорее всего, говорит о скрытом беспокойстве малыша, не осознаваемом им, но отраженном в теле. В этом случае родителю важнее не лечить соматический симптом, на который жалуется ребенок, а понять, что тревожит его на самом деле и показать, как преодолеть эти волнения.

Как помочь ребенку справиться с повышенной тревожностью?

В первую очередь нам важно объяснить ребенку, что беспокоиться и бояться нового — это нормально. Мы все сталкиваемся со сложными ситуациями, но всегда находим выход из них. Мы боимся неизвестного, но справляемся со своими страхами, чтобы получить новый опыт и познакомиться с новыми людьми. И на первых порах это всегда вызывает дискомфорт.

Осознание того, что происходит внутри, возможно, поможет малышу немного успокоиться и принять ситуацию. Но в любом случае ребенку крайне важна поддержка родителей, которые не будут брать переживания ребенка на себя, но научат его справляться с ними самостоятельно. Мы собрали несколько важных рекомендаций от психологов о том, как можно снять тревогу у дошкольников.

Не позволяйте ребенку избегать дискомфортных ситуаций

Возможно, это звучит странно, однако психологи советуют не идти на поводу у ребенка, если он отказывается от занятий, вызывающих у него дискомфорт (при условии, что ему действительно нравится этим заниматься!).

По словам Линн Лайонс, справиться с тревожными ситуациями поможет только практика и привычка, но подходить к этому нужно бережно по отношению к ребенку. В психологии этот метод называется десенсибилизацией.

Подталкивая ребенка к выходу из зоны комфорта, мы не бросаем его одного, не требуем от него сразу включиться в процесс, но помогаем ему привыкнуть к новым условиям. По сути, проходим периоды адаптации, как в детском саду. Действуем медленно.

Цель родителя — помочь ребенку почувствовать себя комфортно в изначально дискомфортных условиях. Впоследствии он сможет перенести этот опыт в другие ситуации и быстрее адаптироваться к новым жизненным реалиям.

Научите ребенка определять свои эмоции

Если вы видите, что ребенка что-то беспокоит, помогите ему разобраться с этим. Задавайте ему вопросы о том, что он чувствует, ищите вместе с ним нужные слова, чтобы назвать причину своей тревоги и дать ей «имя».

Это можно сделать и в игровой форме. Например, Линн Лайонс предлагает своим маленьким пациентам игру: делает вид, что достает тревогу из их головы и просит ее описать, придумать ей смешное прозвище, говорит за тревогу смешными голосами, чтобы превратить изначальное беспокойство в шутку и переключить фокус внимания ребенка.

Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс в своей книге о детской тревожности «Спокойные» советуют родителям говорить с детьми об их страхах и переживаниях и делиться с ними собственным релевантным для них опытом.

Например, если ваш малыш боится, что его могут забыть в детском саду, обратитесь к своим воспоминаниям, наверняка вы боялись чего-то похожего. Расскажите ребенку о том, как сами чувствовали это и что помогло вам справиться с этим страхом.

Интересное по теме

5 серий детских книг о том, что злиться, грустить или бояться — это нормально

Сохраняйте спокойствие во время детских истерик

Поддерживать чрезмерно переживающего из-за любой мелочи малыша очень тяжело и изматывающе для родителей. Сложно оставаться эмоционально вовлеченным, когда ребенок устраивает скандалы без понятной для родителя причины. В этой ситуации единственный совет — просто успокоиться.

Помните, что ребенок не издевается над вами. Он пока еще сам не осознает своих чувств, и эта неопределенность фрустрирует его, провоцируя слезы.

Столкнувшись с очередной истерикой, дайте себе десять секунд, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как сильно вашему ребенку нужна помощь взрослого. Ни в коем случае не ругайте малыша и не угрожайте ему — это может только усугубить ситуацию и точно не поможет ребенку справиться с внутренней тревогой.

Читайте так же:
Рекомендации психолога для детей с энурезом
Помогите ребенку расслабиться

Тревога может накрыть с головой в любой момент, в том числе и тогда, когда родителей не будет рядом. Обсудив с ребенком его переживания и страхи, помогите ему найти действенные и понятные для него способы расслабления.

Может быть, это будет счет до десяти, медленное и глубокое дыхание или объятия с игрушкой-талисманом, принесенной из дома. Обязательно попрактикуйтесь с ребенком дома, дайте ему подробную инструкцию, что нужно делать, если он чувствует, что его что-то беспокоит.

Интересное по теме

35 (да, так много!) способов помочь ребенку успокоиться и взять под контроль свои эмоции

Проводите больше времени всей семьей

Исследования показывают, что время, проведенное в кругу семьи, снижает уровень тревоги у детей. Контакты с родителями, братьями и сестрами очень важны для них. Потому, забрав малыша из детского сада, обязательно уделите ему внимание, обсудив с ним события дня. Погуляйте вместе на площадке или поиграйте все вместе дома. Пусть домашние дела немного подождут.

Постарайтесь проводить в выходные как можно больше времени всей семьей, выбираясь на прогулки в парки, организовывая чемпионаты по настольным играм или семейный подряд по лепке пельменей. Окруженному вниманием и заботой членов своей семьи ребенку будет проще почувствовать себя увереннее в завтрашнем дне.

Специалисты призывают родителей не игнорировать тревожные состояния детей и не отмахиваться от их страхов, особенно когда малыши открыто говорят о них. Обсуждая с ребенком его чувства и переживания, вы развиваете эмоциональный интеллект ребенка и помогаете ему научиться справляться со сложными ситуациями, с которыми он неминуемо столкнется в своей жизни.

Кстати, ранее мы писали об отличном способе справиться с тревогой у детей. Для этого достаточно собрать все их страхи в коробку и спрятать в укромное местечко. А что делать дальше, читайте вот здесь.

16 советов, как снизить тревожность у аутичных детей

Первый раз в первый класс — это не только приятное волнение, но и сильный стресс для некоторых детей. Наш блогер, правозащитник аутичных людей Айман Экфорд, рассказывает, как помочь аутичным детям снизить уровень тревожности.

Аутичные люди страдают от тревожности чаще неаутичных, потому что они вынуждены жить в мире, который на них не рассчитан, и сталкиваться с давлением общества. Неудивительно, что страхи и тревожность у аутичных детей — одна из самых распространённых жалоб их родителей.

Многие из них искренне не понимают, что делать, чтобы ребёнок испытывал меньше тревожности, как сделать так, чтобы тревожность не мешала ему осваивать новые навыки. Вот несколько простых вещей, которые помогут снизить уровень беспокойства.

9 правил, которые актуальны для всех детей

1. Нельзя бить и наказывать ребёнка. Вместо этого нужно понять, что он подчиняется тем же законам психики, что и взрослые. Если ограничения и физическое насилие повышают тревожность у вас, они повысят её и у ребёнка. Также нужно понять, что ребёнок — такой же человек. Поэтому по отношению к нему нельзя допускать те действия, которые вы бы не допустили по отношению к взрослым. Попытайтесь договориться с ребёнком, как можно более чётко объяснив ему, почему его действия неприемлемы. Если ребёнок вас не понял, попробуйте замотивировать его подарками, карманными деньгами или приятным времяпрепровождением.

2. Нельзя ограничивать жизненно важные потребности ребёнка или использовать их для мотивации. Например, такие потребности, как сон, еда, доступ к питью или возможность принять душ. Если говорить об аутичных детях, то нельзя ограничивать стимминг и специнтересы ребёнка. Подобные ограничения добавляют тревожности и лишают чувства безопасности. Нужно удовлетворять естественные потребности ребёнка и позволять ему удовлетворять свои потребности, позволять стиммить, если стимминг не вредит окружающим, потому что стимминг снижает тревожность и помогает сосредоточиться и выражать эмоции. Когда людям мешают на чём-то сосредоточиться или выразить эмоции естественным образом, это точно не может их успокоить! Позвольте ребёнку тратить свободное время на специальные интересы, потому что они помогают многим аутичным людям успокоиться и снять напряжение.

3. Нельзя переставлять вещи ребёнка без спроса, трогать их, если он этого не хочет, ограничивать его доступ к его же вещам. Помните, что у детей тоже есть право иметь собственность. Чем раньше человек научится ценить и понимать, что такое право собственности, тем меньше вероятность, что в будущем он подвергнется стрессу, связанному с обманом и мошенничеством. Не забывайте, что у многих аутичных людей сильно развито чувство собственности, при этом они тяжело переносят неожиданные изменения, поэтому перестановка вещей без спроса может вызвать сильное чувство тревоги и отсутствия безопасности.

4. Нельзя игнорировать телесную автономию ребёнка. Это значит, что нельзя насильно обнимать, трогать, удерживать, заставлять есть продукты, которые неприятны, носить неудобную одежду. Подобные вещи доставляют аутичным людям сильный дискомфорт, который зачастую хуже сильной боли. Они испытывают страх, который может сделать их очень нервными. Нужно понимать, что принцип «мое тело — мое дело» распространяется не только на взрослых, но и на детей. Это не только снизит тревожность, но и вероятность, что ребёнок в будущем может стать жертвой сексуального насилия, харассмента или травли, потому что он с большей вероятностью сможет защищать личностные границы. Ведь изнасилование, травля и домогательства точно не добавляют человеку психического здоровья!

Ганс Аспергер и Груня Сухарева: кто «открыл» аутизм

5. Нельзя перекладывать ответственность за свои чувства на ребёнка, требовать от него каких-либо действий только потому, что вы боитесь или волнуетесь. Постарайтесь понять, что другие люди, в том числе ребёнок, не ответственны за ваши эмоции. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью к психотерапевту. Нет ничего стыдного в том, чтобы признать проблемы и не усложнять жизнь других людей.

Читайте так же:
Деменция как тип дизонтогенеза

6. Не стыдите ребёнка за эмоции и не говорите ему «не бойся», «не плачь» и тому подобное. Помните, что эмоции — результат биохимического процесса, происходящего в организме. Люди любого возраста, в том числе дети, не могут быть в них виноваты. Любой человек не боялся бы и не страдал, если бы на то была его воля! Если ребёнку нравится, когда вы его отвлекаете и успокаиваете, помогите ему отвлечься и успокоиться. Если нет — позвольте побыть одному и успокоиться наиболее удобным для него способом.

7. Не пытайтесь договориться с ребёнком, когда он устал, сонный, находится в состоянии мелтдауна или шатдауна, у него информационная перегрузка или когда вокруг всё слишком громко и ярко. Позвольте ребёнку выспаться, успокоиться и/или побыть одному. Договоритесь с ним, когда он спокоен и в состоянии воспринимать то, что вы говорите.

8. Не принуждайте ребёнка ходить в обычную школу или находиться в детском коллективе, если он этого не хочет. Переведите его на домашнее обучение, если у него возникло такое желание.

9. Не требуйте повиновения. Уважайте отказ со стороны ребёнка, как вы уважаете отказ взрослого. Поймите, что жизнь в системе, где ты обязан постоянно подчиняться другим, негативно влияет на психику и что дети волшебным образом после 18 лет не учатся понимать свои желания, отстаивать границы и противостоять давлению. То, что лучшим качеством людей до 18 лет считается послушание, негативно сказывается на их психическом здоровье, не только повышая тревожность, но и мешая развить потенциал.

7 правил, особенно актуальных для аутичных детей

1. Не пытайтесь сделать аутичного ребёнка неотличимым от сверстников, то есть «нормализовать» его. Помните, что любые попытки переделать личность человека увеличивают его тревожность. Важно отказаться от нормализирующих «терапий», «традиционного воспитания», которое основано на том, чтобы сделать ребёнка удобным для взрослых. Научитесь принимать ребёнка таким, какой он есть.

2. Не давайте аутичному ребёнку нечёткие инструкции и не задавайте абстрактные, нечёткие вопросы. Помните, что указания вроде «убери в комнате» или «сходи в магазин и купи хлеба» невыполнимы для многих аутичных детей. Сделайте свои просьбы как можно более конкретными, помогите ребёнку справиться с бытовыми и другими делами с помощью конкретных инструкций. Конкретизируйте вопросы. Например, вместо «Чем ты вчера занимался?» можно спросить «Смотрел ли ты вчера фильм? / Катал ли ты вчера машинки? / Был ли ты вчера на улице?» Если ребёнок понимает все эти слова, то конкретные вопросы значительно снизят тревожность при общении.

3. Не ограничивайте доступ к альтернативной коммуникации и не требуйте от ребёнка, чтобы он использовал исключительно устную речь. Помните, что ограничение коммуникации сильно увеличивает уровень тревожности. Использование альтернативной коммуникации не только позволяет человеку с речевыми проблемами полноценно выражать свои мысли, но и способствует развитию речи. Примите тот факт, что некоторые аутичные люди всю жизнь будут общаться только с помощью альтернативной коммуникации. Поведение — это тоже коммуникация, поэтому протест, выраженный с помощью поведения, так же важен, как устное «нет».

4. Не принуждайте аутичного ребёнка к общению. Это только повысит уровень тревожности и недоверия к вам. Помогите ему наладить коммуникацию с теми людьми, с которыми он хочет общаться или подружиться. Примите нежелание ребёнка заводить друзей, потому что никто не обязан ни с кем дружить, если он этого не хочет. Воспринимайте всерьёз проблемы ребёнка с общением, даже если вам они кажутся странными.

Трёхлетка в теле 11-летнего. История Маркуса: мальчика с аутизмом, который рисует и учит пять языков

5. Не сбивайте планы аутичного ребёнка. Это выводит многих аутичных людей из себя, мешает им справляться с повседневными делами, может довести до истерики или даже до суицидальных мыслей. Старайтесь предупреждать о предстоящих событиях и о возможной смене планов заранее.

6. Не учите ребёнка «необязательным навыкам», если он не хочет им учиться. Под необязательными я имею в виду навыки, без которых человек прекрасно может прожить. Например, умение играть, вести светскую беседу, заправлять постель, писать школьные сочинения, поддерживать зрительный контакт. Лишняя учебная нагрузка обычно повышает тревожность и отнимает силы. Проанализируйте культуру, в которой вас воспитывали, отделите действительно важные навыки от навыков, которым учат детей просто потому, что «так принято в обществе». Постарайтесь научить ребёнка важным навыкам. Например, базовой коммуникации с помощью речи, умению обращаться за медицинской помощью, считать деньги, ориентироваться в городе.

7. Не скрывайте от ребёнка, что он может столкнуться с травлей и дискриминацией из-за аутичности. Нужно объяснить ребёнку, что такое травля и дискриминация, помочь ему понять, что он в этих явлениях не виноват, обьяснить, что делать в случае травли и дискриминации.

Этот список можно было бы продолжить, но, думаю, основные вещи мне всё же удалось выделить. Напоследок хотелось бы сказать, что, если вы начнёте воспринимать ребёнка как полноценного человека и научитесь понимать его аутичные особенности, это снизит тревожность и у вас, и у него. Если вы запомните из всего списка только это, то даже тогда ваша жизнь станет гораздо легче, ведь это основа нормальных отношений между аутичным ребёнком и нейротипичным родителем!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector