Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5. 7. 2. Лфк при неврозах

5.7.2. Лфк при неврозах

Клинико‑физиологические основы лечебного применения физических упражнений при функциональных нарушениях деятельности мозга определяются следующими основными обстоятельствами.

1. При воздействии мышечной работы нормализуется эмоциональное состояние больного. Это связано прежде всего с тем, что работающие мышцы разрушают образующиеся в процессе развития стресса соответствующие гормоны симпатоадреналовой системы. В результате уменьшается действие этих гормонов и напряжение в деятельности и самой ЦНС, и вегетативных функций снижается. Кроме того, при достаточной длительности мышечной работы в мозгу образуются тканевые гормоны – эндорфины, или энкефалины, которые по своей структуре и действию на организм напоминают наркотические вещества, поэтому после завершения работы даже на фоне значительного мышечного утомления у человека остается определенное ощущение эйфории.

2. Выполнение напряженной работы, в том числе и мышечной, сопровождается формированием в ЦНС доминирующего очага возбуждения (А.А. Ухтомский), который отвлекает на себя возбуждение из других нервных центров. Таким образом, снижается возбудимость и центров, отличающихся застойным характером имеющегося в них возбуждения (как это бывает, например, при истерии или психастении), благодаря чему нормализуется их состояние. И, наоборот, в двигательных зонах ЦНС, где из‑за наличия патологического доминантного очага, свойственного данному неврозу, могло сформироваться застойное торможение, благодаря напряженной мышечной работе можно добиться его ослабления или даже устранения.

3. Целенаправленные физические упражнения способствуют усилению слабого нервного процесса, что способствует нормализации взаимоотношения возбудительно‑тормозных соотношений в ЦНС.

Особенности влияния физических упражнений на ЦНС делают понятным то мощное влияние, которое правильно поставленное физическое воспитание оказывает на высшую нервную деятельность, что используется для профилактики и лечения всех видов неврозов. При этом следует учитывать, что при небольших физических нагрузках ЦНС тонизируется, при значительных по интенсивности упражнениях утомляется, а при длительных монотонных движениях в двигательных центрах формируется стойкий очаг возбуждения. Это обстоятельство особенно важно учитывать в повседневной жизни для обеспечения оптимального соотношения между выполняемой мозгом работой и последующим восстановлением его состояния. С этой точки зрения принципиальное значение приобретают механизмы активного отдыха (И.М. Сеченов), и при преимущественном для современного человека умственном режиме профессиональной деятельности наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности головного мозга является мышечная работа. Следовательно, именно физическая культура может обеспечить ту гармонию протекающих в мозгу процессов, которая является залогом успешной физической или умственной деятельности без неблагоприятных для здоровья последствий.

Для страдающих неврозами наиболее предпочтительны проводимые в поликлинических (диспансерных) условиях групповые занятия, так как в группе благодаря общению больной отвлекается от доминирующих мыслей, что благоприятно сказывается на его эмоциональном тонусе. Предпочтительнее формировать смешанные по типу невроза группы, так как при этом влияние больных друг на друга не будет однотипным, усиливающим имеющиеся болезненные проявления. Однако групповые занятия в этом случае не должны быть стандартными, однотипными для всех, и в методике занятий, в дозировке физических упражнений, в форме их проведения, в реакции на нагрузку организма в целом и психики в частности следует учитывать индивидуальные особенности больных.

Проведение занятий ЛФК в группах при функциональных нарушениях ЦНС достаточно сложно, так как помимо непосредственного руководства выполнением физических упражнений методист в занятиях должен осуществлять и психотерапевтическое воздействие: отвлекать больного от тягостных мыслей, прививать ему уверенность в своих силах, вырабатывать настойчивость, активность. Несомненное терапевтическое значение имеет формирование у больных адекватных жизненных установок, в достижении которых существенное место принадлежит занятиям физкультурой.

Занятия должны проводиться постоянным методистом, в одно время, спокойно, в приподнятом, бодром настроении.

При назначении ЛФК в первую очередь необходимо выяснить причины появления невроза, без устранения которых лечение будет малоэффективным. Исключительно важно на доступном для больного языке объяснить ему эти причины, роль его активного участия в своем лечении, значение соблюдения режима жизнедеятельности и т.п. – все это является обязательным условием терапии заболевания.

После ознакомления с больным, с особенностями его заболевания, при необходимости (больной замкнут, стесняется, не хочет заниматься в группе) первые занятия возможно проводить индивидуально. Это помогает выявить реакцию на предлагаемые упражнения, учесть жалобы, привить ряд необходимых для групповых занятий навыков, снять у больного ощущение неловкости.

Задачами первого периода ЛФК при неврозах являются:

1) адаптация больного к занятиям в группе;

2) нормализация соотношения возбудительно‑тормозных процессов в ЦНС;

3) устранение патологического доминантного очага и отвлечение больного от мыслей о заболевании;

4) общее оздоровление и укрепление больного.

В первом периоде основное внимание уделяется установлению педагогического контакта с больным. Не следует давать упражнения со сложной координацией движений, с большой концентрацией внимания, с чрезмерной эмоциональностью. Отдавать предпочтение следует хорошо знакомым движениям, упражнениям, совершенствующим простые координационные способности, восстанавливающим навыки правильной осанки и пр. Упражнения должны вызывать положительные эмоции, для чего с успехом используются малоподвижные игры, в процессе которых не следует выявлять победителя, а дать каждому больному возможность убедиться в том, что выполняемые задания ему вполне по силам, – как правило, это формирует у занимающихся мотивацию к заинтересованным занятиям ЛФК. Для этого методика занятий должна исходить из особенностей заболевания и из учета эмоционального тонуса, пола, возраста, физической подготовленности и соответствовать функциональным возможностям каждого больного. При повышенной возбудимости больного упражнения следует проводить в медленном темпе, не требовать их точного выполнения, не фиксировать внимание на недостатках исполнения. При пониженной возбудимости больного, его заторможенности, вялости, неуверенности – наоборот, вначале следует требовать обязательного выполнения заданий, однако упражнения должны быть простыми, не слишком трудными для выполнения. Постепенно, переходя от легких к более сложным упражнениям, следует включать задания на внимание. Кроме гимнастических упражнений рекомендуется включать прогулки, ближний туризм, элементы спортивных занятий и широкое использование естественных факторов природы.

Читайте так же:
Как избежать невроза по фрейду

Занятия желательно заканчивать аутогенной тренировкой, во второй фазе которой больным дается установка на хорошие настроение и самочувствие.

Групповые занятия следует проводить не менее трех раз в неделю, желательно под музыкальное сопровождение, что всегда вызывает положительные эмоции, особенно необходимые для данной группы больных.

Во втором периоде задачами ЛФК являются:

1) адаптация больных к повышенным функциональным нагрузкам;

2) нормализация психического состояния больного.

Во втором периоде в комплексы ЛФК вводятся специальные упражнения, которые должны способствовать улучшению памяти и внимания, быстроты и точности движений, улучшению координации. В детском возрасте желательно в процессе всего занятия применять игровой метод, но и у людей взрослых его включение в каждое занятие дает хороший терапевтический эффект. Занятия надо проводить в спокойной обстановке, по возможности на свежем воздухе.

Кроме общеразвивающих упражнений, которые даются с постепенно нарастающей нагрузкой, применяются упражнения на ловкость и быстроту реакции, воспитывающие волю, умение преодолеть препятствия. Усложняются упражнения на координацию, добавляются прыжки, соскоки (преодоление боязни высоты), бег, упражнения со скакалкой. Используются упражнения, вызывающие резкий тормозной процесс (внезапная остановка или быстрая перемена положения тела по команде и т.д.), подвижные и элементы спортивных игр. Для тренировки вестибулярного аппарата вводятся упражнения с закрытыми глазами (ходьба с поворотами), вращения и повороты головы и туловища и пр.

По‑прежнему эффективной оказывается аутогенная тренировка, заканчивающаяся установкой на адекватное повседневное поведение в быту и профессиональной деятельности.

Лечебная физкультура при неврозах

Содержание статьи «Лечебная физкультура при неврозах»:

Расстройство психики возникает в результате инфекционного или травматического поражения головного мозга либо после соматических заболеваний, приводящих к психическим нарушениям.

Важное место в реабилитации занимает лечебная физкультура, закаливание, баня, массаж (см. Массаж) и др.

Неврозы — один из наиболее часто встречающихся видов психогенных реакций, характеризуются психическими расстройствами (тревожность, опасения, фобии, истерические проявления и др.), наличием соматических и вегетативных нарушений.

Выделяют четыре типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, перетренированность и переутомление (у спортсменов).

Неврастения (астенический невроз) характеризуется повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности и др. Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие энергии, разбитость, непереносимость обычных нагрузок, нарушение сна и др.

Невроз навязчивых состояний (обессивно-кольпульсивный невроз) объединяет многочисленные невротические проявления. Наиболее характерны боязнь открытого пространства, определенного положения, страх, не способность выполнения каких-либо привычных функций и т.д.

Истерия проявляются двигательными и сенсорными расстройствами, а также нарушениями вегетативной функции, имитирующими соматические и неврологические заболевания. K группе двигательных расстройств, с одной стороны, относятся истерические парезы и параличи, с другой — гиперкинезы, тики, грубый ритмический тремор, усиливающийся при фиксации внимания, и ряд других непроизвольных движений. Возможны генерализованные судорожные движения, сопровождающиеся вегетативными расстройствами и нарушением сознания.

Переутомление и перетренированность характеризуется ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением спортивной и общей работоспособности. В большинстве случаев переутомление и перетренированнность наслаиваются друг на друга, давая симптомокомплекс нарушений деятельности организма. Ухудшается общая работоспособность, сон, усиливается потливость, сердцебиение и т.д. При неврозах рекомендуются ЛГ групповым методом в сопровождении музыки, массаж, длительные прогулки в лесу (парке, сквере, вдоль берега реки, моря и пр.), езда на велосипеде, гребля, прогулки на лыжах, плавание, психотерапия, фитотерапия, усиленное питание с включением углеводов и витаминов, прием кислородного коктейля с лекарственными травмами, ароматические ванны и др.

Функциональные сексуальные расстройства у мужчин

В патогенезе половых расстройств большое значение имеет стрессовое состояние, которое возникает и становится устойчивым при выявлении сексуальной недостаточности (дисгармонии). При сексуальной дисгармонии, связанной с физическими причинами, расстройства, нередко вызваны неврозом. Если имеются воспалительные заболевания предстательной железы и семенных пузырьков, нарушения нервно-сосудистой регуляции, сахарный диабет, необходимо комплексное лечение. Сексуальные расстройства у мужчин характеризуются расстройствами сна, головными болями и т.д.

При неврогенной (невротической) импотенции проводится массаж, ЛГ, плавание, лыжные прогулки, баня (сауна), физиотерапия, витаминизация, водные процедуры, адаптагены (жень-шень, лимонник, заманиха и др.).

Kлимакс у мужчин

С возрастом происходят структурные изменения в тканях половых желез с разрастанием соединительных элементов, чувствительность которых к кислородному голоданию значительно ниже, чем семенного эпителия и интерстиция яичек.

Признаки климакса у мужчин наблюдаются в различных возрастных группах в различной степени выраженности. Но у всех происходит изменение гормонального фона и связанная с этим перестройка психических и нейрогуморальных компонентов. Наличие астении подтверждается жалобами, дрожанием сомкнутых век и пальцев вытянутых рук, повышением сухожильных рефлексов, тревожной мнительностью. Отмечается быстрая утомляемость, снижение физической и умственной работоспособности, ослабление памяти, внезапные приливы жара, повышенное потоотделение, различные боли ангиостатического характера, снижение половой активности. Возникают также нарушения в деятельности ЦНС и вегетативной нервной системы, отмечены расстройства функций висцеральных органов, изменение обмена веществ, нейроэндокринная дискорреляция, колебания артериального давления, пульса, сосудистые реакции.

Читайте так же:
Напряжение в затылочной части головы невроз

При климаксе у мужчин показаны занятия физкультурой (ходьба, бег трусцой, лыжные прогулки, езда на велосипеде, игры и др.), ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика (см. рис. Примерный комплекс ЛГ при климаксе у мужчин), фитотерапия, массаж, баня (сауна) и другие средства.

Примерный комплекс ЛГ при климаксе у мужчин

Примерный комплекс лечебной гимнастики при климаксе у мужчин

Астенический синдром

Для этого состояния характерны повышенная утомляемость, ослабление и даже утрата способности к большому физическому или психическому напряжению. Синдром может быть конституционально обусловлен, но может развиться при недостаточном питании, «витаминном голоде», чрезмерной физической и психической нагрузке, в период выздоровления после перенесенных заболеваний, травм и т.д. При астеническом синдроме рекомендуется дозированная ходьба, ЛГ (см. рис. Примерный комплекс ЛГ при астении), общий массаж, фитотерапия, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, закаливание, сауна (баня), прием адаптогенов (лимонник, жень-шень и др.) и др.

Примерный комплекс ЛГ при астении

Примерный комплекс лечебной гимнастики при астении

В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр

Английский
невроз – neurosis
навязчивый невроз – obsessional neurosis, compulsion neurosis
травматический невроз – traumatic neurosis
функциональные сексуальные расстройства у мужчин – functional sexual disorders in men
климакс – climacteric
климакс у мужчин – menopause in men
астения – asthenia
астенический синдром – asthenic syndrome

Как поможет дыхательная гимнастика при неврозах?

Дыхательная гимнастика при неврозах позволяет больному дополнительно воздействовать на причины функционального расстройства головного мозга без применения каких-либо медикаментов. Важно понимать, что таким способом воздействовать на болезнь можно только в комплексе с другими методами лечения, курс которого должен назначаться только врачом.

Дыхательная гимнастика для лечения неврозов

Как лечатся неврозы?

Для того чтобы вам не показалось, что одними дыхательными практиками можно достичь желаемого эффекта, избавиться от невроза начальной или тяжелой стадии, обратимся к тому, как лечится эта патология. Если невроз находится на начальной стадии, болевые ощущения проявляются умеренно, то врачи ограничиваются следующим лечением:

  • от пациента требуется строгое соблюдение режима дня; в течение суток он должен спать не менее 8 часов в ночное время с рекомендуемым дневным сном на протяжении 0,5-2 часа;
  • с его родными и близкими и с ним проводятся беседы, целью которых является устранение причин, вызвавших эмоциональное перенапряжение;
  • выполняются физические и дыхательные комплексы упражнений, процедуры, целью которых является общее укрепляющее воздействие на организм пациента;
  • регулярное и продолжительное пребывание на свежем воздухе, длительные пешие прогулки; , которые пациент проводит самостоятельно или при помощи специалиста.

Польза полноценного отдыха при неврозе

Больной проходит курс лечения без нахождения в стационаре. Медикаменты на этой стадии практически не применяются. Ограничиваются травяными чаями и маслами. Но если заболевание не проходит и переходит в тяжелую стадию, о чем дают знать усиленные болевые ощущения, то пациента помещают в стационар. С этого момента его лечение радикально меняется. Теперь врач назначает больному психотерапию, транквилизаторы и антидепрессанты.

Что показывает такое лечение? Что невроз является серьезным заболеванием, от которого одной таблеткой или несколькими вдохами-выдохами не избавишься. И на начальной стадии невроза дыхательные и физические упражнения являются одним из методов лечения. При этом этот метод не является главным. Важнее то, чтобы больной начал соблюдать режим, и чтобы были устранены факторы, вызывающие его эмоциональное перенапряжение. Пешие прогулки, физическая и дыхательная гимнастика при неврозах, аутогенная тренировка имеют большое значение в излечении больного неврастенией. Но без полноценного отдыха, который бы способствовал полному психическому восстановлению больного, без устранения источника, вызывающего у него эмоциональное расстройство, эти методы будут малоэффективны.

Как дыхательные упражнения помогают при неврозах?

Каким образом дыхательные упражнения оказывают оздоровительный эффект на больного неврастенией? Обратимся к рекомендации, которую дают врачи пациентам, испытывающих симптомы, называемые «каска неврастеника». У них появляется болезненное ощущение, что голову как будто перетянули резиновым жгутом и продолжают его затягивать. Чтобы избавиться от этих симптомов или ослабить их, рекомендуется пальцами или массажной щеткой делать массаж головы. Вследствие этих действий усиливается приток крови к мышцам, они расслабляются, снимая спазм.

Прогулки на свежем воздухе для профилактики невроза

Дыхательные упражнения способствуют улучшению кровообращения по всему организму, в том числе и в головном мозге. Но ими достигается больший эффект, чем при самомассаже:

  1. Заставив двигаться кровь по всему организму, а не только в голове, упражнения позволяют лучше снять болевые ощущения, а достигнутый эффект длится дольше.
  2. С помощью дыхательных упражнений в кровь поступает больше кислорода, что улучшает работу и головного мозга, и всех остальных систем организма.
  3. Сосредоточение на выполнении дыхательных упражнений позволяет снять психическое напряжение, избавиться, даже на время, от эмоциональных переживаний.
  4. В сочетании с выполнением физических упражнений позволяет добиться выброса в кровь гормона радости — эндорфина, что поднимает настроение, позволяет переживать приятные эмоции.

Например, выполнение дыхательных практик в статическом положении, когда все тело находится в состоянии покоя, а выполняются только вдохи и выдохи, заставляет мышцы тела пребывать в напряженном состоянии. Количество калорий при их выполнении сжигается еще больше, чем при динамических упражнениях. Занимающемуся требуется много усилий, что и провоцирует выделение эндорфина. Такие практики позволяют достичь хорошего психофизического состояния. Больной, который занимается ими, перестает думать о заболевании, потому что симптомы проявляются все меньше и меньше. Но благодаря этим упражнениям работа всех внутренних органов и тканей становится активнее. Здоровье больного укрепляется всесторонне.

Читайте так же:
Как снять невроз в домашних условиях

Осваиваем технику дыхания

Психогенные заболевания

Прежде, чем перейти к упражнениям, необходимо освоить технику дыхания. Для этого сядьте или встаньте так, чтобы спина была прямой. Закройте рот. Дышать нужно через нос. Делайте глубокий вдох, при этом ощутите, что воздух проникает через органы дыхания в живот, растягивает его как можно больше. Главное не только представлять, что живот растягивается. Он должен действительно растянуться.

Как только живот достиг максимального объема, представляйте, что воздух начинает заполнять области, расположенные выше. В результате этого, область в районе нижних ребер начинает заполняться воздухом, тем самым пытаясь раздвинуть эти ребра в стороны. После того, как она заполнена воздухом, из-за чего дальнейшее движение ребер в стороны невозможно, начинайте заполнять воздухом область грудной клетки, которая начинает расширяться до максимальных пределов.

Достигнув максимума, задержите дыхание на несколько секунд и начинайте выдох. Его нужно проводить в обратном порядке. Вначале воздух выходит из грудной клетки, а в самую последнюю очередь — из брюшной полости. Такое дыхание называется полным, и в нем нужно потренироваться.

Большинство современных людей привыкло дышать грудным дыханием, когда воздухом заполняется только грудное пространство. Это дыхание поверхностное, существенно ограничивает физические возможности человека. На Востоке его называют дыханием больных людей. Практикуйте технику полного дыхания несколько десятков раз. Если при этом у вас закружится голова, это нормально. Так ваш организм реагирует на поступление большого количества кислорода.

Дыхательные упражнения

Старайтесь заниматься на свежем воздухе либо проветрите помещение и становитесь возле окна. Встаньте прямо и начинайте вдох с одновременным поднятием рук вверх. Заканчивайте подъем рук их соединением над головой. Задержитесь в этом положении на 5-10 секунд и, начиная выдох, опускайте руки вниз. Повторите подъемы рук 3-5 раз.

Расставьте ноги широко. Делая вдох, поднимайте руки перед собой до уровня плеч, а потом разведите их в стороны. Ладони направлены вниз. Задержав вдох в его максимальной точке, наклоняйте корпус влево и вправо, насколько позволяет вам гибкость. При наклонах ноги не должны двигаться.

Схема дыхательной гимнастики

После того как сделали 2-3 наклона, произведите резкий выдох через рот, одновременно опустив руки. Вам сразу захочется вдохнуть. Вдыхайте, снова поднимая руки и повторяя упражнение от 3-5 до 10-12 раз.

Примите положение лежа на животе. Упираясь ладоням в пол, поднимите туловище, прогнитесь в спине. В таком положении совершите 5-7 циклов полного дыхания. Из этого положения примите упор лежа, задержитесь на 5-10 секунд и вернитесь обратно. Повторите упражнение 5-7 раз.

Встаньте напротив стены, упритесь в нее вытянутыми на уровне плеч руками. Начинайте полное дыхание, медленно сгибая руки. Как только коснетесь лбом стены, резко выпрямляйте руки и возвращайтесь в исходное положение, совершая резкий выдох через рот. Повторите упражнение 5-7 раз.

Встаньте прямо, расслабьте ноги, поставив руки на пояс. Совершите глубокий вдох, задержитесь на несколько секунд в конечном положении. На выдохе плавно наклонитесь вперед. Максимально наклонившись, начинайте глубокий вдох, поднимая корпус до исходного положения. Повторите упражнение от 3-4 до 7-8 раз.

Упражнения просты в освоении, легко выполняются и не требуют особой подготовки.

Можете, посоветовавшись с врачом, добавить другие варианты упражнений из йоги или иных дыхательных практик.

Лечебная физическая культура при неврозах

Неврозыэто функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нерв ной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, про должительной болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенную роль в возникновении неврозов могут играть конституциональное предрасположение и особенности нервной системы.

Различают следующие основные формы неврозов: неврастению, психастению и истерию.

Неврастения имеет в своей основе «ослабление процессов внутреннего торможения и клинически проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости» (И. П. Павлов). Для неврастении характерны: быстрая утомляемость, повышенная раздражительность и возбудимость,, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин и др.

Психастения встречается преимущественно у людей мысли тельного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется процессами застойного возбуждения (очагами патологической застойности, так называемыми больными» пунктами). Больных одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, боязнь какой-то неприятности, темноты и т.д.). При психастении отмечаются нервозные состояния, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. д.

Истерия — это функциональное расстройство нервной системы, сопровождающееся недостаточностью высших психических механизмов и как следствие — нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны: повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов должно быть комплексным: создание оптимальных условий внешней среды (стационар, санаторий), медикаментозное лечение, физио-, психо- и трудотерапия, лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах, повышает силу нервных процессов, способствует выравниванию их динамики, координированию функций коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методику лечебной физической культуры дифференцируют в зависимости от формы невроза. При неврастении она направлена на повышение тонуса ЦНС, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную и активную борьбу со своим недугом; при психастении — на повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций; при истерии — на усиление процессов торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Читайте так же:
Невроз как справится с ним

При всех формах неврозов необходим индивидуальный подход к больному. Инструктор должен быть авторитетен, вызывать положительные эмоции, осуществлять в занятиях психотерапевтическое воздействие на больных, отвлекать их от тяжелых мыслей, вырабатывать настойчивость, активность.

Занятия лечебной физической культурой проводятся индивидуально и группами. При формировании групп необходимо учитывать пол, возраст, степень физической подготовленности, функциональное состояние больных, сопутствующие заболевания.

В первой половине курса лечения ( I период) занятия целесо образно проводить индивидуально для налаживания контакта с больными. Учитывая их повышенную обидчивость и эмоциональность, в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений. В этом периоде применяются простые и общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе и не требующие напряженного внимания. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Команды следует подавать спокойным, четким голосом. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно в большей мере объяснять, больным психастенией — показывать.

При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания в измененных условиях (в другом исходном положении). Например, при «параличе» руки используют упражнения с мячом или несколькими мячами. Надо обязательно обращать внимание больного на невольное включение «парализованной» руки в работу.

По мере овладения больными упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), а также лазанье на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Прогулки, ближний туризм, рыбная ловля в этот период также способствуют разгрузке нервной системы от обычных раздражителей, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Продолжительность занятий в I периоде вначале 10—15 мин, а по мере адаптации — 35—45 мин. Если больной переносит нагрузку I периода хорошо, то во II периоде в занятия вводят упражнения, способствующие улучшению внимания, координации, увеличению быстроты и точности движений, воспитывающие ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата используются упражнения с закрытыми глазами, с внезапной перестройкой движений по команде во время ходьбы, бега, круговые движения головой, наклоны туловища. Широко применяются подвижные и облегченные спортивные игры, пешеходные прогулки, ближний туризм, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, волейбол,теннис и др.

II период проходит в основном в условиях санаторно-курортного лечения.

Неврастения

Как уже говорилось, для неврастении характерны повышенная умственная и физическая утомляемость, раздражительность, ухудшение внимания и памяти, отсутствие чувства бодрости и свежести, особенно после сна, соматовегетативные нарушения. Патофизиологически эти явления надо рассматривать как проявление слабости активного торможения и быстрого истощения возбудительного процесса.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются тренировка процесса активного торможения, восстановление и упорядочение возбудительного процесса. Занятия лечебной гимнастикой (помимо обязательной утренней гигиенической гимнастики) следует проводить в утренние часы. Длительность и число упражнений должны быть вначале минимальными и нарастать очень постепенно.

С наиболее ослабленными больными рекомендуется в течение первых нескольких дней начинать занятие с общего 10-минутного массажа, пассивных движений лежа в постели и сидя. Длительность последующих уроков—15—20 мин. Затем ее постепенно доводят до 30—40 мин. Начиная с 5—7-го урока в занятие вводят элементы игры (в том числе с мячом), а в зимнее время — ходьбу на лыжах.

Ввиду обилия соматовегетативных нарушений у больных требуется их предварительная психотерапевтическая подготовка. В процессе занятий методист должен учитывать возможные болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышку) и регулировать нагрузку так, чтобы больной не уставал, чтобы он имел возможность без всякого стеснения прекратить на время выполнение упражнений и отдохнуть. Вместе с тем нужно все больше втягивать его в занятия, повышать интерес к ним за счет разнообразия упражнений и методов проведения занятий.

Важным элементом занятий должно быть музыкальное сопровождение. Рекомендуется музыка успокаивающая, умеренного и медленного темпа, сочетающая мажорное и минорное звучание. Такая музыка играет роль лечебного фактора.

Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии)—инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Читайте так же:
Боль в правом подреберье от неврозов

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе — упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача — возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных — достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120′, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.

Движение по кругу Поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.

Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.

И. п. — основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».

И. п. — основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.

И. п.— ноги на ширине плеч, руки в замок. 1—2 —поднять руки над головой — вдох, 3—4 — опустить руки через стороны — выдох. 4—5 раз.

И. п. — руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20—30 с.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки в замок. 1 — поднять руки над головой — вдох, 2 — резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4—5 раз.

И. п.— ноги вместе, руки на пояс. 1—2 — присесть — выдох, 3—4 — встать — вдох. 2—3 раза.

И. п.— стоя на носках. 1 — опуститься на пятки —выдох, 2 — подняться на носки — вдох. 5—6 раз.

Упражнение на сопротивление в парах:

а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых
суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую
разгибает в локтевом суставе. 3—4 раза;

б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в
колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3—4 раза.

12. Упражнения с медицинболом:

а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2—
3 раза;

б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.

И. п.— стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4— 5 раз.

Упражнения на снарядах:

а) равновесие — пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2—3 раза;

б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2—3 раза;

в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку,
в висе отвести ноги от стенки вправо и влево, 2—3 раза. Опуститься вниз,
держась руками и опираясь на ноги.

15. И. п. — основная стойка. 1—2 — подняться на носки — вдох, 3—4 — опуститься на полную ступню — выдох. 3—4 раза

И. п. — основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.

И. п. — основная стойка. Подсчет пульса.

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной эмотивностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения. Патофизиологическую основу истерии составляет преобладание первой корковой сигнальной системы над второй, отсутствие уравновешенности и взаимной слаженности между подкорковой системой и обеими корковыми системами.

Задача лечебной физической культуры при истерии-—понижение эмотивной лабильности, повышение активности сознательно-волевой деятельности, снятие явлений положительной индукции с подкорки и создание в коре больших полушарий головного мозга дифференцированного торможения.

Осуществление этих задач достигается с помощью целенаправленных физических упражнений. Темп движений должен быть замедленным. Необходимо спокойно, но настойчиво требовать точного выполнения всех движений. В занятия следует включать специально подобранный комплекс одновременных (но разных по направлению) упражнений для правой и левой стороны тела. Важным методическим приемом является выполнение упражнений на память, а также по объяснению методиста без показа самих упражнений.

В группу занимающихся должно входить не более 10 человек. Команды следует подавать медленно, плавно, в разговорном тоне. Все ошибки надо обязательно подмечать и исправлять. Занятия проводятся в отсутствие посторонних лиц.

Снижение эмоционального тонуса достигается замедлением темпа движений. Первые уроки начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа — 140 движений в минуту и снижают его до 80, в последующих уроках — со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.

Дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных заданий для левой и правой руки, левой и правой ноги. Включение активно-волевых актов достигается выполнением силовых упражнений на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector