Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские страхи

Детские страхи

Детские страхи – переживания, беспокойство, сопряженные с реальными или выдуманными угрозами, которые проявляются у малышей и детей младшего школьного возраста и сопровождаются эмоциональными и физическими нарушениями. В тяжелых случаях такие состояния становятся навязчивыми, мешают ребенку развиваться и жить полноценно. Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов, родителей; при наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.

Общие сведения о состоянии

Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.

Причины детских страхов

Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение, которое может обернуться выраженным тревожным расстройством.

  • Пережитые негативные события, которые оставляют глубокий эмоциональный след. Например, укус собаки, после которого ребенок сильно боится любых четвероногих, или просмотр страшного фильма, откуда малыш переносит образ злодеев и монстров в реальный мир. Таким событием может стать любая ситуация, где ребенок столкнулся с негативом, агрессией, угрозой в свой адрес или адрес близких.
  • Запугивания со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних или малознакомых людей. Попытки воспитания путем угрозы в стиле «не будешь кушать, прибежит волк и унесет в лес» или «не будешь меня слушаться, придет доктор и сделает укол» провоцируют обоснованные детские страхи перед указанным объектом. В результате малыш ужасно пугается любой картинки, где изображен волк или большая собака, а реальная встреча с врачами в случае болезни приводит к длительной истерике.
  • Повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, предостережения о возможной опасности («не подходи к собачке, она укусит», «не лезь наверх, а то упадешь») эмоционально программируют сознание ребенка на неудачу. В итоге у малыша зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в безотчетный страх перед элементарными действиями, новыми местами и событиями.
  • Агрессия со стороны взрослых. Когда родители или иные близкие родственники открыто демонстрируют свою силу и превосходство над ребенком по каждому поводу, это снижает уровень доверия малыша ко взрослым, приводит к тому, что дети постоянно ожидают неприятностей. Подобное поведение также нередко приводит к патологическому вранью: пытаясь избежать наказания и агрессии, ребенок лжет буквально на каждом шагу.
  • Взрослые компьютерные игры, фильмы, мультсериалы и книги, в которых встречаются сцены насилия, смерти. Сталкиваясь со злом в любом его проявлении, ребенок бессознательно переносит полученные знания и опыт на реальную жизнь. В результате герои «оживают», подстерегая малыша за углом, в темной комнате, под кроватью.

В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.

Классификация

Детские страхи

По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

  • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
  • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
  • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

Читайте так же:
Презентация по психиатрии реактивные психозы

Симптомы детских страхов

Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.

Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.

В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:

  • категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
  • необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
  • закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
  • ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
  • жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
  • внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.

Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Взрослея, дети получают знания и опыт, которые могут находить отражение в эмоциональном состоянии. Например, в случае внезапной смерти кого-то из родственников, аналогичного сюжета в фильме ребенок начинает патологически переживать за собственную безопасность, жизнь и здоровье родителей, или, получив нагоняй за двойку, школьник боится возвращаться домой. Ребенок начинает искать доступные ему выходы из неприятной ситуации, старается избежать неотвратимой беды, что в результате становится причиной реальных физических проблем: головной боли, потери аппетита, нарушения сна, запоров.

Детские страхи – не просто временное явление, которое малыши перерастают. На почве постоянных переживаний могут развиться психические заболевания, с которым бороться гораздо сложнее: неврозы навязчивых состояний и депрессий. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации.

Диагностика

Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

Лечение детских страхов

Лечение детских страхов

Основная задача терапии – создать для ребенка благоприятную обстановку дома, которая будет олицетворять спокойствие, уверенность. Очень важна эмоциональная поддержка родителей: так малыш будет чувствовать, что он не остается со своей проблемой один на один, у него есть защита.

Основными методами коррекции детских страхов являются:

  • психотерапия, включающая индивидуальные беседы с психологом, в ходе которых дети обсуждают свои эмоции и переживания, учатся выражать и преодолевать боязнь, а также проективные техники;
  • медикаментозная поддержка, направленная на снижение тревожности, нормализацию сна, стабилизацию эмоционального фона малыша;
  • семейная психотерапия, в ходе которой врач помогает родителям найти нужный подход к ребенку, подобрать разумные методики воспитания и восстановить доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Очень важно, чтобы родители относились к детским страхам со всей серьезностью, не отмахивались от малышей, которые жалуются, по мнению взрослых, на ерунду.

Профилактика

Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:

  • не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
  • читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
  • дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
  • не усердствовать с гиперопекой;
  • не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
  • не проявлять агрессию по отношению к малышам.
Читайте так же:
Шум в ушах причины при неврозе

В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.

Психологи и нейропсихологи клиники «СМ-Доктор» всегда придут на помощь в борьбе с детскими страхами. К Вашим услугам индивидуальная и групповая терапия, игровые занятия и многое другое. Вместе мы найдем подход даже к малышу с непростым характером.

Врачи:

Детская клиника м.Марьина Роща

Булимия

Булимия – это нервно-психическое заболевание, которое проявляется в бесконтрольном употреблении пищи, чрезмерной зацикленности на еде, потребляемых калориях, собственной массе тела. У пациентов наблюдается приступы неутолимого чувства голода, использует лекарственные препараты для похудения, пользуется слабительными препаратами или диуретическими средствами, в большинстве случаев после приступов переедания вызывает у себя рвоту.

Пациенты с булимией или, как их называют на медицинском языке – булимики, страдают крайне низкой самооценкой, испытывают чувство вины, чрезмерной самокритикой, имеют искаженное представление о красоте и собственной массе тела. При тяжелых стадиях заболевания, пациенты страдают:

  • Резкими колебаниями массы тела (скачки веса могут составлять 5-10 килограммов, как вверх, так и вниз),
  • Хронической усталостью и быстрой утомляемостью,
  • Распуханием околоушной железы – парная сложная альвеолярная серозная слюнная железа (ПСАССЖ), обладающая неровной формой и серовато-розовым цветом,
  • Хроническим раздражением горла, из-за регулярных вызываний рвотного рефлекса после приемов пищи,
  • Мышечными болями во всем теле,
  • Стоматологическими проблемами.

Медицинский термин «булимия», как и большинство обозначений имеет греческие корни — «bovus», что переводится как бык и «limos», переводящееся, как голод. Буквально понятие можно перевести, как бычий голод. Альтернативным названием нервно-психического расстройства является кинорексия.

Заболевание характеризуется патологическим усиленным ощущением голода, которое может сопровождаться слабостью во всем теле и/или болью в ЖКТ. Пациенты не испытывают чувства насыщения при употреблении пищи, в медицине, такое состояние называется полифагия (нарушения пищевого поведения, при котором у больного наблюдаются повышенный аппетит и прожорливость. Булимии испытывает постоянное чувство голода).

Причиной нервно-психического заболевания могут быть несколько видов расстройств.

Расстройство ЦНС (центральной нервной системы).

Расстройство ЦНС может быть вызвано:

  • гипоталамо-гипофизарным нарушением,
  • эпилепсией – хроническим неврологическим расстройством, которое проявляется в предрасположенности организма к внезапным появлениям судорожных приступов,
  • Опухолями,
  • ЧМТ (черепно-мозговыми травмами).

Психическими расстройствами.

К этой категории относятся:

  • Шизофрения – «преждевременное слабоумие», полиморфное психическое заболевание или группа психических заболеваний, которое связаны с распадом мыслительных процессов и эмоциональных реакций,
  • Психопатия – патологический психический синдром, характеризующийся констелляцией таких черт, как бессердечное отношение к окружающим, сниженная или отсутствующая способность к сопереживанию,
  • Неврозы навязчивых состояний – тревожные расстройства, которые характеризуются наличием отягощенных мыслей, страхов, опасений, беспокойством, повторяющимися действиями, позволяющими уменьшить это беспокойство, а также комбинациями навязчивых мнений и идей,
  • Повышенный уровень инсулина в крови.

Масштабные исследования заболевания булимии начались только в 20 веке, в это же время оно было признано расстройством пищевого поведения. В подавляющем большинстве, нервно-психическое расстройство присуще женскому полу, гораздо реже оно встречается среди мужчин. С каждым годом пациентов с этим заболеванием встречается все больше и больше.

Предрасположенность к появлению заболевания относят к этническим и социальным корням. Булимия является одной из форм аддикции – навязчивых состояний/идей, по отношению к пище. Еще одной крайней формой аддикции выступает нервная анорексия. Зачастую, булимия и нервная анорексия встречаются у пациентов одновременно.

Один из наиболее частых случаев, это когда булимия никак не связана с органическими нарушениями и носит исключительно психологический «оттенок». В таком случае, еда становится методом коррекции эмоциональных состояний. Пациенты, страдавшие булимией, начинают «заедать» любые проблемы, неудачи. Больные, подсознательно пытаются уйти при помощи переедания, от объективной реальности, неприятной для них и вызывающей негативные переживания, в субъективно оцениваемую реальность.

В моменты вспышек негативных переживаний: чувство гнева, злости, раздражения, страха, неуверенности в себе и так далее, человек использует пищу, как основной способ получения положительных эмоций, вытеснения отрицательных эмоций в подсознание. В связи с тем, что употребление пищи, физиологически связано с получением положительных вкусовых ощущений и стимулирует выработку эндорфинов (гормоны счастья), происходит выработка определенного рефлекса: прием пищи – получение удовольствия.

Читайте так же:
Лечебная китайская музыка от невроза слушать

В последствии, человек все чаще использует такой метод «решения» проблемы и ухода от нее, еда становится своеобразным «наркотиком». Увеличивается время приема пищи, объемы потребляемой еды. С течением времени, булимик утрачивает способность испытывать вкусовые ощущения от еды и концентрируется исключительно на чувстве насыщения и объеме потребляемых продуктов. Изменяются физиологические процессы: организм начинает активнее доставлять кровь к органам пищеварения, происходит снижение нервной деятельности, меняется психологическое состояние больного – его интересы и внимание переводится на удовлетворение пищевых нужд.

Такой образ психологического ухода от реальных проблем опасно привлекателен своей простотой и доступностью. Ведь поесть вкусненького можно всегда, вне зависимости от личных качеств, внешности, уровня жизни – еда доступна всем. Для личностей, склонных к изысканию легких способов решения психологический проблем, зависимость от еды становится естественным выбором. Булимия – психофизическая зависимость, поскольку имеет не только психологическую подоплеку, но и содержит в основе биологический инстинкт утоления голода.

Биологическая зависимость развивается тогда, когда вследствие регулярного переедания нарушается тонкий механизм регулирования аппетита. Регуляция чувства голода перестает основываться на биологических факторах (содержание углеводов в крови, наполненность желудка) и становится субъективной. Голод появляется не тогда, когда человеку необходима пища, а порой сразу после приема пищи. Таким образом, если страдающий булимией первоначально ел тогда, когда не чувствовал голода, то с течением заболевания он начинает испытывать неодолимое желание есть постоянно – возникает биологическая зависимость от еды.

Классификация булимии

  • первичную булимию, неконтролируемое желание употреблять пищу, постоянный голод;
  • булимию, как следствие анорексии – у анорексиков могут возникать приступы неконтролируемого переедания с последующим чувством вины и вызыванием рвоты, а также другими попытками очищения.
  • Кроме того, булимия может протекать двумя способами:
  • больные после приступов обжорства применяют методы очищения – рвоту, слабительное, клизмы;
  • больные не занимаются очищением желудка от употребленной еды, а стараются контролировать свой вес диетами, с которых регулярно срываются в обжорство, после чего лишь усугубляют условия ограничения питания.

Причины булимии

Причины булимии делятся на физиологические и психологические.

Физиологические причины связаны с органическими повреждениями пищевого центра коры головного мозга, обменными нарушениями (инсулинрезистентность, метаболический синдром), гормональными расстройствами (гипоталамо-гипофизарная недостаточность). В подавляющем большинстве случаев в клинической практике приходится сталкиваться с булимией, имеющей психологические причины.

Специалистами отмечено, что чаще булимия развивается у лиц, принадлежащих к обеспеченным семьям, со склонностью к претенциозности и амбициозности семейных установок. В такой семье у детей часто развивается комплекс неполноценности, страх не оправдать надежд, подвести, опозорить семью. Первоначально страдающие булимией люди выглядят обычно, но имеют склонность к повышенным требованиям к себе, одиночеству, депрессивным состояниям. Со временем их жизнь начинает концентрироваться вокруг еды, общество отходит на второй план и булимики замыкаются в себе еще больше, избегая общения.

Если анорексию весьма просто выявить у объективно истощенных лиц, то булимики зачастую довольно долго сохраняют нормальный вес либо склонны к его умеренному повышению. Булимия с потребностью последующего избавления от съеденного посредством рвоты зачастую не вызывает избыточного повышения калорийности питания (хотя практически половина употребленной пищи успевает усвоится) и больной человек практически ничем не выделяется. Булимики склонны сохранять свою манию в тайне, только очень близкие люди могут быть посвящены в нее.

Чаще всего нервная булимия развивается у молодых женщин (начиная с 13 лет). Пики выраженности симптоматики приходится на возрастные группы 15-16 лет, 22-25 лет и около 27-28 лет. К тому же, все чаще выявляются легкие формы заболевания у граждан обоего пола. Нередко булимия может стать следствием длительного соблюдения диеты. Человек, долго ограничивающий себя в вкусной любимой еде, срывается и пускается во все тяжкие.

Среди самих булимиков и их близких часто бытует мнение, что проблемы переедания – это проблемы недостатка волевых качеств, что больному необходимо просто отказаться усилием воли от еды и придерживаться строгого режима питания. Однако это не так.

Читайте так же:
Как быстро успокоиться при неврозе

Булимия сродни наркомании, только наркотиком выступает еда. Самостоятельно больной не может вырваться из порочного круга, со временем он теряет чувство сытости и ему приходится повышать дозу – увеличивать количество еды, приемы пищи становятся все чаще, доходит до того, что больной постоянно что-то перекусывает.

Страдающие булимией чаще всего отдают предпочтение сладкому и мучному. Во-первых, эта еда вызывает больше всего удовольствия от употребления и способствует большей выработке эндорфинов, во-вторых, она калорийна и способствует значительному повышению уровня сахара в крови, что хоть как-то насыщает булимика.

Однако больной часто осознает, что он ест слишком много, часто чувствует вину за свое обжорство. А негативные эмоции вызывают новые приступы голода – порочный круг замыкается. После приступа обжорства у большинства страдающих булимией возникает желание избавиться от поглощенного, чтобы не набрать лишний вес. Проще всего вызвать рвоту, так же прибегают к употреблению слабительных, делают клизмы. Как правило, присутствуют попытки регулировать вес с помощью диет, ограничений в еде.

В результате булимия принимает циклическую форму: переедание, самоочищение с помощью рвоты, слабительного и клизм, после чего следует период строгой диеты и новый срыв. Как правило, мало кто из страдающих булимией представляют, каким образом происходит пищеварение, и не знают, что рвота после еды не приводит к полному возврату потребленной пищи, практически половина съеденного остается в организме и отправляется в кишечник, а слабительное приводит к потере жидкости, но не к снижению усвояемости калорий.

Более того, регулярные очистительные процедуры не безопасны, приводят к нарушению водно-солевого баланса, раздражению слизистых оболочек пищевода, глотки. Люди, регулярно практикующие клизмы, рискуют заработать проктологические расстройства. Сильное обезвоживание может закончиться смертью. Нервная булимия требует комплексного подхода – больным необходимо не только лечение у гастроэнтеролога, но и квалифицированная психотерапевтическая помощь. Без коррекции психических проблем, приведших к заболеванию, излечение невозможно.

Симптомы булимии

Поведенческие признаки:

  • употребление большого количества еды, плохое пережевывание, заглатывание кусками, торопливость в еде;
  • после приема пищи булемик может отправиться в туалет, чтобы вызвать рвоту;
  • замкнутый образ жизни, скрытность, признаки психологического нездоровья.

Физиологические признаки:

  • часты перепады веса – больной то поправляется, то резко худеет;
  • слабость, пониженная энергетика, общее нездоровье;
  • склонность к воспалению горла и глотки (ангины, фарингиты);
  • болезни органов пищеварения, обменные расстройства;
  • стоматологические заболевания как следствие регулярной рвоты;
  • усиленное слюноотделение, гипертрофия слюнных желез;
  • дерматиты, дряблость кожи, признаки обезвоживания.

Практически всегда больные отказываются замечать у себя признаки болезни, считают, что проблемы питания они могут решить с помощью волевых усилий.

Осложнения булимии

  • Осложнения со стороны ротовой полости: кариес, пародонтоз и пародонтит, разрушение зубной эмали. Охриплость в результате регулярного вызова рвоты, травмы слизистой верхних дыхательных и пищеварительных путей;
  • возможно развитие паротита;
  • гинекологические расстройства (нарушения цикла вплоть до аменореи);
  • пищеварительные расстройства (хронические гастриты, энтериты, нарушения перистальтики кишечника, воспаления слизистой пищевода, заболевания прямой кишки, запоры, метеоризм, нарушения функций поджелудочной железы и печени);
  • эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, надпочечниковая недостаточность), метаболический синдром, расстройство водно-электролитного баланса.

Лечение

Лечение булимии всегда подразумевает искоренение причины ее возникновения. При органических формах булимии лечат первичную патологию, при нервной булимии патогенетической терапией становится коррекция психологических расстройств.

При лечении нервной булимии сочетается как индивидуальная, так и групповая терапия. Нередко больным, страдающим от депрессий, показаны антидепрессанты. Больным, у которых развились осложнения в виде обменных нарушений и пищеварительных расстройств, показаны специальные диеты и корректирующая лекарственная терапия в соответствии с имеющейся патологией.

Обычно одного психотерапевтического курса для излечения недостаточно, терапия длительная, требует регулярного наблюдения у психотерапевта для исключения рецидивов. В настоящее время в области лечения пищевых расстройств постоянно ведутся исследования, разрабатываются новые методики, повышается эффективность врачебной помощи больным булимией.

Прогноз при булимии

Прогноз при булимии связан с психологическим состоянием пациента и эффективностью лечения. При неэффективности терапии и отказе от нее прогноз неблагоприятен – развиваются осложнения, затрагивается сердечно-сосудистая система. Смерть может наступить от сердечной недостаточности, разрыва желудка, внутренних кровотечений, а также угнетение психики может толкнуть больного на самоубийство.

Читайте так же:
Неврозы и невротические состояния у подростков

При регулярной терапии и выправлении психологических расстройств прогноз благоприятен. Возможны спонтанные излечения вследствие сильных положительных душевных потрясений.

Задание 3.1.3. Впишите слово в поле ответа в нужном падеже

На берегу моря встретились местный житель – рыбак Василий и отдыхающий – заведующий кафедрой астрономии в одном из вузов столицы Михаил Анатольевич. Рядом собрались ребятишки, которые чего-то ждали.

— Чего они ждут? – спросил профессор

— Они ждут отлива, ребята знают, что после отлива на берегу остается множество красивых ракушек, — ответил рыбак.

— А вы знаете, что прилив и отлив – это периодические колебания уровня океана или моря, обусловленные притяжением Луны и Солнца, а также центробежными силами, возникающими при вращении Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца?

Задание 3.2.1. Укажите правильный вариант ответа

Фраза «Они знают, что после отлива на берегу остается множество красивых ракушек» является примером _____________ познания.

Задание 3.2.2. Установите соответствие между определением и философским направлением.

1. Познание, для которого характерно стремление субъекта не только понять бытие и место человека в нем, но и показать, какими они должны быть, то есть стремление создать идеал1. художественное
2. Познание, для которого характерно целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев2. мифологическое
3. Познание, для которого характерно эмоциональное отношение к миру и вера в сверхъестественное3. философское
4. религиозное

Задание 3.2.3. Впишите слово в поле ответа в нужном падеже

Высказывание Михаила Анатольевича является примером

Вариант III

Блок I. Выберите один правильный ответ.

1. Философия на ранних этапах общественного развития представляла собой

1. систему мифов

2. знание обо всем

3. культовую систему

4. собрание обычаев

2. Древнегреческий философ Фалес заявил, что началом всего является

3. Основателем эмпиризма и индуктивного метода в философии является

4. Изучением специфики появлен6ия и развития человека занимается:

1. философская антропология

2. философия истории

3. аналитическая философия

4. история философии

5. «Бог есть любовь», утверждает:

6. Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний принято называть:

7. В религии источником истины является:

8. Комплексы, страхи, неврозы, инстинкты характеризуют категорию

9. Совокупный духовный опыт человечества, все, что создано людьми, называется:

10. Философским исследованием коллективной, человеческой деятельности занимается:

3. социальная философия

4. история философии

11. Индустриально развитые страны Запада сегодня принято называть:

3. «золотым миллиардом»

4. «третьим миром»

12. Философская категория, обозначающая то, что лежит в основе – сущность, называется:

13. Способность быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания является свойством:

14. Причина и следствие, содержание и форма, материя и сознание – основные категории:

Блок II. Установите соответствие или выберете несколько правильных ответов или введите слово в поле ответа в нужном падеже.

1. Установите соответствие между этапами развития философии и их временными рамками:

1. Средневековая философия1. XX-XXI века
2. Философия Нового времени2. VI до н.э. – VI в. н.э.
3. Античная философия3. XVII – XVIII века
4. V в. – ХIV в.

2. Основными направлениями западной философии ХХ века являются:

3. Изучение человека при помощи математики и механики характерно доля эпохи Нового______________

4. Биологическая теория происхождения сознания предполагает, что оно:

1. присуще всем живым организмам, а не только человеку

2. исходит из космоса

3. образуется из монад – первичных духовных единиц

4. является порождением живой природы

5.Религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов (в настоящее время этим термином обозначают только три религии – христианство, буддизм и ислам) является ____________ религией.

6. Глобальными проблемами современности являются проблемы:

3. предотвращения термоядерной войны

4. глобального потепления

7. Дуализм, это концепция, считающая _________ и _________ субстанциями равноправными а первичность какой либо из них недоказуемой:

8.Сократ разработал искусство спора, направленное на достижение истины путем противоборства мнений, которое называется _______________________.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector