Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Бауэр Е.А., бакалавр педагогики, студентка Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (магистр),

педагог–психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 270 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно–речевому направлению развития детей», г. Красноярск
В настоящее время исследование психического состояния тревоги (anxiety) привлекает все больше специалистов, изучающих особенности поведения и психики людей. В рамках этой темы особо актуальной является проблема детской тревожности. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения. Они нуждаются в специальном подходе и психологической помощи [1, 3, 6, 11].

Как отмечают многие исследовате­ли и практические психологи, именно тревожность лежит в основе целого ряда пси­хологических трудностей детства, в том числе многих наруше­ний развития. Однако недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его дея­тельности [2, 5, 6, 14].

Социально–экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно–ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обуславливают рост отклонений в личностном развитии детей. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение её педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества. В таких условиях активизируется, прежде всего, функция материальной защиты семьи, при этом уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи – воспитательная. Семейное неблагополучие является фактором возникновения различных эмоциональных расстройств у детей, в том числе повышенного уровня тревожности [10, 16, 18, 19].

В работе с дошкольниками в коррекционных целях с успехом используются методы директивной и недирективной игровой терапии, в индивидуальной или и групповой форме. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений не только в развитии эмоциональной сферы, но и в психическом развитии личности в целом [4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17]

В условиях современного дошкольного учреждения тревожность детей возможно скорректировать с помощью специально разработанных игровых занятий. К процессу коррекции необходимо привлекать ближайшее социальное окружение ребенка, так как существуют устойчивые связи между характером отношений в семье и развитием тревожности у ребенка. Эффективность коррекции обеспечивается взаимосвязью детской и родительской программ, отбором приёмов, соответствующих выявленным особенностям родителей и детей.

Для выявления неблагополучных семей были проанализированы карты индивидуального социально-психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, а также была проведена методика «Кинетический рисунок семьи». В исследовании были выделены следующие признаки неблагополучия в семье: низкий социальный статус, асоциальное поведение детей и родителей, недостаточность воспитательных ресурсов, эмоциональная отверженность ребёнка. Анализ полученных данных позволил нам из 20 семей выделить 12, которые можно считать неблагополучными.

Статистический анализ полученных результатов показал, что существуют достоверные различия по методикам «Рисунок человека» [6], «Анкета по выявлению тревожного ребёнка дошкольного возраста» [3] и «Шкала Р. Сирса» [6] в уровнях тревожности между детьми старшего дошкольного возраста из благополучных семей и их сверстниками из неблагополучных семей. Предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей уровень тревожности выше, чем у их сверстников из благополучных семей, подтвердилось.

Для работы с неблагополучными семьями была разработана и внедрена коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности детей. Она представляет собой систему игровых занятий, включающих в себя упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры, способствующие расслаблению и направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, а также рекомендации родителям по особенностям взаимодействия с тревожными детьми. Контрольные срезы подтвердили эффективность разработанной программы по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Читайте так же:
Социальные пансионаты для больных деменцией

Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности Я – все смогу! (для детей с ОПФР)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: «Игровая терапия с тревожными детьми«; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей».
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

Методические приемы, используемые в программе:

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.
Программа включает в себя 10 занятий.

Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 35 минут; количество человек в группе 1–5 человек..

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, компьютер, запись звуков живой природы.

Содержание программы

1 Блок
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: «Воздушный шарик» «Корабль и ветер»; психогимнастику: «Смена ритмов», «Волшебный шарик». Повышение самооценки через игру: «Я есть, Я буду». Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: «Передай чувство» «Подари улыбку» «Подари подарок соседу». Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке «Два брата» «Злая фея» «Дедушка и внучек» «Охотники».

2 Блок
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие сПояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: «Игровая терапия с тревожными детьми«; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей».
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

Методические приемы, используемые в программе:

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.
Программа включает в себя 10 занятий.

Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 35 минут; количество человек в группе 1–5 человек..

Читайте так же:
Лечение энуреза у взрослых гипнозом

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, компьютер, запись звуков живой природы.

Содержание программы

1 Блок
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: «Воздушный шарик» «Корабль и ветер»; психогимнастику: «Смена ритмов», «Волшебный шарик». Повышение самооценки через игру: «Я есть, Я буду». Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: «Передай чувство» «Подари улыбку» «Подари подарок соседу». Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке «Два брата» «Злая фея» «Дедушка и внучек» «Охотники».

2 Блок
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: «Белки и орехи» «Рыбаки» «В лесу» «На реке». Снятие мышечных зажимов упражнение «Винт» «Игра с песком». Повышение своей значимости: игра «Ладошки» «Мое имя» «Волшебный мешочек» «Зайцы и слоны» «Мы тебя любим».

Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: «Как быть» «Прими решение». Сплочение детей друг с другом в игре «Клеевой дождик» «Кенгуру», «Ищем клад». Формирование умения управлять своими эмоциями: «Звериные чувства». Развитие уверенности: упражнение: «Крылья», «Я очень хороший» «Смелые ребята».пособности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: «Белки и орехи» «Рыбаки» «В лесу» «На реке». Снятие мышечных зажимов упражнение «Винт» «Игра с песком». Повышение своей значимости: игра «Ладошки» «Мое имя» «Волшебный мешочек» «Зайцы и слоны» «Мы тебя любим».

3 Блок
Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: «Как быть» «Прими решение». Сплочение детей друг с другом в игре «Клеевой дождик» «Кенгуру», «Ищем клад». Формирование умения управлять своими эмоциями: «Звериные чувства». Развитие уверенности: упражнение: «Крылья», «Я очень хороший» «Смелые ребята».

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день существуют разнообразные коррекционно-развивающие программы, целью которых является cоздание условий для преодоления страхов и снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В таблице дан анализ таких программ, используемых психологами и воспитателями в своей работе.

Программа коррекционно-развивающей направленности

1.Программа социально- психологической коррекционно- развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (автор Ирина Ярушина)Старшие дошкольники, 30 минут, 20 занятий (разделены на 5 блоков) Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.Осн. цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Задачи по блокам: 1. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. 2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение. 3. Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. 4. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. 5. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
2. «Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (автор Е.А. Алябьева) Эмоционально — волевая, нравственная, коммуникативная сферы. (логопедические группы, старшие дошкольники с ЗПР)Цикл занятий: Старшая группа 27 занятий, Подготовительная группа 18 занятий,Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. Основные задачи: 1. Успешная адаптация детей в новой группе; 2.Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире; 3. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; 4. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; 5.Развить умение чувствовать и понимать другого; 6. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 7. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; 8. Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей; 9. Развивать любознательность, наблюдательность; 10. Способствовать сплочению детского коллектива.
3. «Погружение в сказку» (автор Н. Погосова) Коррекционно- развивающая программа для детей, имеющих проблемы эмоциональной стабильностью, с ЗПРЦикл занятий (на основе сказочного сюжета), 26 занятий, минутОсн. цель: Развитие и гармонизация личности. 1. Развитие произвольного внимания, самоконтроля; 2. Развитие понимания чувств и эмоций (эмпатии), эмоциональной выразительности; 3. Овладение выразительными средствами общения, развитие коммуникативных навыков; 4. Повышение уверенности в себе; 5. Преодоление эмоциональной нестабильности; 6. Развитие моторики, координации движений, 7. Снятие психо-эмоционального напряжения, телесное осознание.
4.«Сказочная шкатулка» (автор Л.М. Костина) Коррекция тревожности методом директивной игровой терапииСтаршие дошкольники с ЗПР, 10 занятий, индивидуально и в группе. 3 цикла.Осн. цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения. 1 цикл: закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера; обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу; обучение самостоятельно владеть ролью, образом. 2 цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. 3 цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.
Читайте так же:
Опросник ситуационной и личностной тревожности

В данной курсовой работе будет предложена коррекционно-развивающая программа по преодолению страхов и снятия тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, автором которой является педагог-психолог Е.М. Бартенева[1].

1. Цель — cоздание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2. Задачи:

1. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 — 7 лет.

2. Обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

3. Обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР адекватной психологической защите.

3. Возраст детей:

4. Форма проведения: групповая.

5. Структура занятия:

Ритуал приветствия — 2 минуты.

Разминка — 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут.

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания — 2 минуты.

6. Продолжительность программы: 10 часов.

7. Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю.

Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, представленная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Е.М. Бартеневой будет способствовать своевременному cозданию условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекционная программа тревожность детей дошкольного возраста

Автор: Савченко Татьяна Сергеевна

Организация: МБДОУ детский сад № 166

Населенный пункт: г. Иркутск

Пояснительная записка

Одна из приоритетных целей современного образования– способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом, формированию его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.

Беспокойство, тревога, страх являются неотъемлемыми эмоциональными проявлениями психической жизни ребёнка, но со временем, оставленные без внимания со стороны взрослых, могут перерасти в устойчивые негативные черты личности, послужив причиной для общего психологического неблагополучия. В более старшем возрасте, могут возникнуть проблемы в налаживании контактов, достижении успехов в личностной и профессиональной сфере. Однако, именно в дошкольном возрасте тревожность наиболее успешно подвергается психологическому воздействию, поскольку она пока больше обусловлена эмоциями, чем особенностями ребёнка, и во многом носит преходящий характер.

По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детского сада имеют нарушения психологического здоровья, поэтому актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Читайте так же:
Как лечат ночной энурез у взрослых

Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста, с высоким индексом тревожности и имеющими различные страхи.

В программе используются инновационные технологии, позволяющие не только разнообразить условия предметно – пространственной среды, но и содействует раскрытию индивидуальности ребёнка в процессе коррекционной деятельности для развития полноценного духовного психоэмоционального здоровья.

Данная программа тренинга рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 7 лет, имеющие проявления тревожности и страхов.

Цель: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий

Задачи: обучить детей приемам и методам определения, своего тревожащего состоянием и овладения своим волнением; научить детей использовать упражнения и игры, предназначенные для снятия психоэмоционального напряжения; способствовать перестройке особенностей личности старшего дошкольника, его самооценки и мотивации; способствовать повышению статуса в группе сверстников ребенка с тревожными проявлениями.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Структура тренинга:

Данная программа рассчитана на 1 месяц и состоит из 5 занятий.

Каждое занятие длится 35-40 минут.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка — 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты .

Структура одного дня работы:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Упражнения
  4. Групповые упражнения
  5. Подведение итогов

Содержание тренинга.

Занятие 1.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

  1. Упражнение “Доброе утро…”

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.

  1. Разминка: Упражнение “Росточек под солнцем”

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение “Что я люблю?”

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  1. Упражнение “Качели”

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

  1. Упражнение “Угадай по голосу”

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

  1. Упражнение “Лягушки на болоте”

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

  1. Упражнение “Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “Следы невиданных зверей”.

Занятие 2

“НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение “Росточек под солнцем”

2. Игра “На что похоже моё настроение?”

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

3. Упражнение “Ласковый мелок”

Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5. Упражнение “Угадай что спрятано в песке?”

Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.

6. Рисование на тему “Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

Занятие 3

“НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

Читайте так же:
Жить здорово о энурезе у детей

1. Упражнение “Росточек под солнцем”

2. Упражнение “Петушиные бои”

Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение “Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

4. Рисование на тему “Чего я боялся, когда был маленьким.”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “Чужие рисунки”

Детям по очереди показывают рисунки “страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнение “Дом ужасов”

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

Занятие 4

Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение “Росточек под солнцем”

2. Упражнение “Смелые ребята”

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

3. Упражнение “Азбука страхов”

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение “Страшная сказка по кругу”

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение “На лесной полянке”

Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки

Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

6. Упражнение “Прогони Бабу – Ягу”

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

7. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

Занятие 5

“ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС”

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение “Росточек под солнцем”

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

4. Упражнение “Неопределённые фигуры”

Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.

5. Игра “Тропинка”

Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector