Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры и упражнения для снятия тревожности у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для снятия тревожности у детей дошкольного возраста

Основная цель упражнений – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.

1. – «Игра в рисунок».

Педагог начинает рисовать какой – либо рисунок (дом, дерево, реку и т.д) и начинает его комментировать, как бы рассказывая историю и одновременно дорисовывая детали к своему рисунку, соответствующие рассказу. Перед каждым действием (рисованием следующей детали) ребенку задаются вопросы о том, что он думает, как дальше будут развиваться события. Необходимо, чтобы рассказ был для ребенка понятен и доступен. Занятие пройдет более эффективно, если история не будет касаться сказочных героев, о которых у ребенка сложились определенные представления. Если ребенок не идет на контакт, то можно попробовать изображать рисунок, как загадку или ребус и попросить помощи, что может стимулировать интерес.

«Игра в рисунок» дает возможность установить положительные отношения между педагогом и ребенком.

2.. – «Разрывание бумаги».

Эта игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.

Для работы нужна любая бумага или газеты. Не объясняя правил, социальный педагог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает ребенку делать то же самое. Если ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Педагог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на ребенка. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, ребенку предлагается поиграть с кусочками. Педагог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате. Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, ребенок сможет предложить новые варианты использования этих кусочков.

К этому занятию можно подключать родителей ребенка, являющихся источником повышения тревожности у ребенка

3. – «Игра с секундомером»

Помогает ребенку овладеть навыками самоконтроля. Повышается мотивация контроля за своими реакциями и формируется возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.

Материал: секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Ребенку дается 10 фишек и кубики. За 10 минут он должен построить башню, не отвлекаясь. За каждое отвлечение у ребенка берется одна фишка, а если он справляется с заданием, то ему дается еще 10 фишек. Набрав 30 фишек, ребенок может получить приз. Со временем игра может усложниться. Педагог начинает мешать ребенку, задавая вопросы, и укорачивает срок до 5 минут.

Игра позволяет ребенку поверить в собственные силы и учит рационально распределять свое время, что снижает уровень тревожности.

4. Игра . – «Представь, что ты это можешь».

Вырабатывается уверенность ребенка в собственных силах.

Ребенку предлагается показать, как будто он умеет что-то сложное (завязывать шнурки). В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи.

Игра 5. – «Игра с глиной (пластилином, тестом)».

Позволяет выразить значимые для ребенка темы, сохраняя высокую степень контроля над материалом. Также ребенку предлагаются другие предметы: формочки, скалка, изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, тряпочки, зубочистки, карандаши, молоток, пластмассовый нож и т.д.)

Сначала ребенок может изучить свойства материалов. Педагог тоже может играть. Затем ребенок переходит к созданию образов.

Снижается уровень тревожности, ослабляется и снимается эмоциональной и физическое напряжение.

  • Игра 6. – «Волшебный ковер».

Помогает снять напряжение, скованность и снизить тревожность.

Материал: маленький легкий коврик, на котором ребенок мог бы уместиться лежа, сидя и легко перемещать его.

Педагог говорит, что коврик волшебный и превращается в различные места (больницу, садик), предметы (кровать, ванна и т.д.) и сам включается в игру, беря на себя роль мамы, врача, воспитателя и т.д.

Игра 7. – «Спрятанные проблемы».

Большинство тревожных детей скрывают тревожные переживания. Здесь ребенок может проявить свои чувства, снизить тревожность и подготовиться к играм второго цикла.

Материал: пустая емкость с крышкой (ящик, коробка), фломастеры, бумага.

В крышке проделывается отверстие. Ребенку предлагается нарисовать , что или кто его тревожит и спрятать это в коробку. Если у ребенка не достаточно развиты изобразительные навыки, можно предложить ему рассказать о проблеме, «положить» рассказ на бумагу, «завернуть» и убрать в коробку («почтовый ящик»).

После занятия можно спросить у ребенка, что он хочет сделать с содержимым коробки. Если он затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.

Второй цикл.

Игра 8. – «Чувства».

Помогает ребенку в выражении чувств и обучает соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.

Материал: кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и т.д.)

Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях. Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно, чтобы было названо именно то, чувство, которое было закреплено за изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой ситуации).

Игра 9. – «Мир чувств».

Позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Способствует снятию психологических защит. Помогает отреагировать чувства, которые осознает ребенок, но не может проговорить.

Материал: 8 листов бумаги 10 * 15, маркер, фишки.

Ребенка просят перечислить знакомые ему чувства. Педагог схематично фиксирует эти чувства на бумаге (грусть – слеза, радость- улыбка и т.д.), прежде всего, стараясь выявить те чувства, которые связаны с имеющимися проблемами ребенка. Ребенку можно помогать. После того, как все листы заполнены, педагог располагает их перед ребенком и начинает рассказывать какую-либо историю. При этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно усложнить с помощью фишек, передавая интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на картинке.

Следующие истории ребенок рассказывает сам, а педагог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если чувств не хватает, их можно дорисовать.

Позволяет разобраться в причинах, которые вызывают у ребенка тревожность.

Игра 10. – «Направленная визуализация».

Читайте так же:
Я вылечился от заикания с помощью

В основе игры лежит метод релаксации.

Ребенок получает контроль над своим телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.

Конечная цель – овладение навыками саморегуляции.

Ребенок садится в кресло. Педагог просит его сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц, расслабляя и напрягая их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц.

Игра 11. – «Сочинение историй с помощью предметов».

Помогает ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.

Материал: 5-6 предметов (могут быть игрушки).

Предметы кладутся перед ребенком, и ему предлагается придумать о них историю, которая должна быть интересной и чему-то учить. Ребенок выбирает предмет и начинает рассказывать, во время чего педагог может проанализировать, с каким героем ребенок идентифицирует себя, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем педагог пересказывает историю, придуманную ребенком.

Ребенку предоставляется возможность понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра дает большой терапевтический эффект, так как ребенок без каких-либо эмоциональных затруднений рассказывает о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.

  • Игра 12. – «Стройка».

Учит ребенка вербально и невербально выражать свои чувства.

Педагог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (башню, забор и др.). Но прежде чем положить кубик каждый должен сказать, что его больше всего раздражает, нравится, расстраивает, пугает и т.д. Тематика может повторятся. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказать о своей проблеме.

К игре можно подключить родителей.

Игра 13. – «Фотоальбом».

Позволяет не травмирующим ребенка способом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых людей, и помогает ему выразить свои чувства.

Материал: ножницы; клей; фломастеры; бумага; скотч и фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка.

Фотографии раскладываются на полу. Педагог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. Выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Педагог просит сделать так, чтобы они ему понравились: разрисовать их, вырезать людей, которые не нравятся, приклеить тех, которые нравятся и т.д. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».

Эту игру можно проводить несколько раз в течении всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии служат достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка «фотоальбом» можно показать родителям.

Снижения тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

Снижения тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

Аннотация: в статье раскрывается практический опыт по снижению уровню тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

Abstract:the article deals with the practical experience to reduce the level of anxiety among children of pre-school age with the help of games

Ключевые слова: тревожность, дети, игра.

Keywords: anxiety, children, game.

В последнее время растет количество детей, отличающихся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития назад. Высокий уровень тревожности негативно отражается на социализации ребенка, он боится ошибиться,это препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничному становлению личности, также отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д. Такие дети, будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно дома и в саду, стараютсяточно выполнять требования воспитателей и родителей, не нарушают правил поведения, убирают за собой игрушки. Обычно таких детей называют застенчивыми и скромными. Однако такое их поведение носит защитный характер- ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, также могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера- это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Тревожность следует отличать от тревоги, в современной научно — популярной литературе часто смешиваются понятие «тревога» и «тревожность». Однако, это разные вещи. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка( например, ребенок волнуется перед выступлением на публику), а тревожность является устойчивым состоянием, когда состояние тревоги повторяется в самых разных ситуациях. [3]

Тревожность, не связана с какой — либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда (например, при непосредственной образовательной деятельности в саду, при общении с незнакомым человеком). Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Физиологическими признаками тревоги является учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах. Однако, помимо физиологических существуют и поведенческие признаки: ребёнок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы.

Таким образом, ‏высокий уровень тревожности оказывает существенное негативное воздействие практически на все сферы жизни ребенка. А тема снижения уровня тревожности дошкольников является актуальной в настоящий момент.

Работая в детском психоневрологическом санатории, я часто сталкиваемся с тревожными детьми, и для снижения уровня их тревожности я использую игровые методы, которые доказали свою эффективность на практике.

Для изучения эмоционального состояния детей в группе яиспользуются рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек».

Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Исследование проводилось в детском психоневрологическом санатории «Искорка», где дети проходят реабилитацию с патологиями нервной системы, психики и речи, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Исследование детей проводилось в течение двух дней с 13-14.11.2018 года, в первую половину дня.

Выборка: 20 человек, из них 55% мальчиков и 45% девочек в возрасте от 5 до 7 лет, выборка сформирована стихийно, все обследуемые являются пациентами детского санатория. Дети которые приняли участие в исследовании — это дети с психоневрологическими заболеваниями, часто с неблагополучных семей, опекаемые дети или дети с детских домов.

Читайте так же:
Сероквель отзывы при деменции

Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти. Наматывали волос на палец или карандаш, качали ногой. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышения тревожности, например, потели ладони, появлялось покраснение кожи в области лица и шеи.

В ходе рисуночного теста Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек» было выявлено, что у 13% детей присутствует высокий уровень тревожности, у 57% средний уровень и 30% исследуемых показали низкий уровень тревожности. Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты: Например, анализ рисунка Миши В. рассказал нам о наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими . Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Мира П. при рисовании сильно нажимала на карандаш, несколько раз исправляла рисунок. Когда рисовала человека, то руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена, рисунок ребенок расположила в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка. Исследования рисунка Вероники Ш. Мы можем сделать следующие выводы. Возможно проявление признаков агрессии, так как в рисунке человека мы видим, что Вероника изобразила мальчика. Об признаках агрессии может говорить и изображение пальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы и также видно выделение некоторых деталей, что говорит о повышенном уровне тревожности. (листву дерева ребенок изобразил также в виде затушевки, но не выразительной).

Таким образом данные исследования свидетельствуют о необходимости снижения уровня тревожности у дошкольников

Для достижения положительных результатов в санатории педагогами и психологами совместно с родителями проводится планомерная работа с тревожными детьми.

Основные направления этой работы таковы:

-повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

-обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-развитие навыка владения собой в трудных ситуациях.

Важное место здесь отводится играм и упражнениям. Например, для повышения самооценки и уверенности в себе широко применяются игры: «Комплементы», «Волшебные очки», «Волшебный стул»,«Ласковое имя» и др., упражнения: «Я умею, я могу», «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни» и др. Цель этих игр и упражнений – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников. Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

При помощи игры решаются самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой коллективных отношений .

Богаты коррекционные возможности сюжетных игр и игр драматизаций. Разыгрывая ранее встречавшиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

После 6 недель занятий с детьми, было проведено контрольное тестирование, ходе рисуночного теста Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек» было выявлено, что уровень тревожности у детей снизился: 2% детей показали высокий уровень тревожности, у 30 средний уровень и 68 исследуемых показали низкий уровень тревожности,анализ полученных результатов показал целесообразность использования игр для снижения уровня тревожности у дошкольников.

Таким образом, игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения. В игре формируется самооценка, самоконтроль, организованность. Игра укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы. В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. Она является для ребенка средством самовыражения, удовлетворения потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а так же развивает определенные навыки и умения.

Главным условием снижения уровня детской тревожности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия.

1.Никитина, В. Тревожные дети: О совместной работе педколледжа и ДОУ / В. Никитина // Дошкольное воспитание. 2006. №1. с. 102 – 104

2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М., 2001

Коррекционные игры для детей с тревожностью

Автор: Чумакова Алина Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 32»

Населенный пункт: Владимирская область, г. Муром

На мой взгляд, недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности.

Причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации.

Практическая разработанность методов снижения детской тревожности недостаточна, что и определяет большую актуальность темы моей работы «Снижение тревожности у детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально – игровой деятельности».

Игра – это универсальная форма деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Всё большее значение приобретает музыкально — игровая деятельность — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена музыкальная игра.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с эмоциональной точки зрения. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

В музыкально-игровой деятельности ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, музыкально – игровая деятельность представляет собой попытку детей организовать свой опыт. С музыкой и игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Читайте так же:
Ээг при сосудистой деменции

Я считаю, что музыкальная игра — это самый органичный из всех видов деятельности.

На занятиях я использую музыкально – игровые упражнения, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой.

Через исполнение потешек, детских песен учу детей высказываться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен. У детей развиваются положительные эмоции, чувство общности.

Музыкальные игры, используемые мною, на занятиях, снимают у детей напряжение, развивают выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки самоконтроля.

Работа по снижению уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 32» города Мурома, Владимирской области.

Работа включала изучение тревожного состояния у детей младшего дошкольного возраста. Мною была выстроена программа по применению музыкально – игровых приёмов для снижения тревожности дошкольников.

В каждое мероприятие были включены упражнения по снятию тревожности с помощью музыкально – игровых упражнений в различных видах деятельности. Например: театрализованные игры; кукольный театр по сказкам; подвижные игры со словесным сопровождением. Кроме того, в качестве физкультминуток, для быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и для тренировки мелкой моторики использовались пальчиковые разминки со словесным и музыкальным сопровождением.

В конце каждого мероприятия мною проводились упражнения на расслабление мышц для закрепления у детей ощущения свободы и раскрепощённости при расслабленных мышцах по контрасту с ощущением неудобства и дискомфорта при зажатом теле.

Разработка построения коррекционно-педагогического процесса снижения тревожности базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

Элементы логопедической ритмики, соединение слов, музыки, игры и движения на занятиях оказались полезными для снижения тревожности детей.

Современные информационные технологии всё плотнее входят в нашу жизнь, поэтому ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь педагогу, создать единое информационно – развивающее пространство. С этой целью мною были созданы слайдовые презентации, используемые на занятиях для снижения тревожности младших дошкольников.

Благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском с аду и призванных помочь родителям в семейном воспитании, работа по снижению тревожности младших дошкольников в целом становится более успешной.

В своей работе я использую различные формы работы с родителями для коррекции тревожности детей посредством музыкальных игр: консультации, мастер – классы, анкетирование — проводятся с целью просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Коррекция тревожности детей 2 – 4 лет», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком», «Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста» и другие.

Для снижения тревожности посредством музыкально – игровой деятельности мною были проведены следующие мероприятия: «День матери», «Моя большая, дружная семья», «День пожилого человека. Бабушка рядышком с дедушкой», «День рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8 Марта».

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

  • Обмен идеями, практическими советами по вопросам коррекции тревожности детей;
  • Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
  • Беседы с детьми
  • Подготовка отдельных номеров;
  • Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита
  • Помощь в оформлении помещения
  • Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такая форма проведения праздников понижает уровень тревожности детей, повышает уровень педагогической культуры родителей.

Всё это способствует духовно – нравственному и музыкально — эстетическому развитию ребёнка, что невозможно реализовать без участия родителей.

Для работы с педагогами по снижению тревожности у детей младшего

дошкольного возраста посредством музыкально – игровой деятельности мною были проведены: педагогический совет на тему «Психокоррекция тревожности детей дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность; мастер — класс «Развитие дошкольников с помощью музыкально – речевых игр» и др.

По результатам проведённой мною работы можно сделать следующие выводы: в результате мероприятий, в процессе которых у детей развивалось музыкальное чувство, вырабатывались двигательные навыки, успешнее проходило развитие речи, выявлено потенциальное снижение тревожности при применении музыкально – игровой деятельности. В результате проведённой работы можно добиться эффективного снижения тревожности у дошкольников.

1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г.И. Анисимова. — Ярославль: Академия развития, 2005. — 96с.; ил.

2.Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

3.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

4. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. — М.: Психология, 2003. — 186 с.

5. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. — Мн.: Наука, 2000. — 264 с.

6. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. — М.: Академия, 2002. — 416с.

7. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320с.

8. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие [Текст] / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. — Краснодар, 2001. — 23с.

9.Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. -М.: Гном и Д, 2002

10. Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. — М.: «Приор-издат», 2003. — 288 с.

11. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. — 304с.: ноты.

Читайте так же:
Основные направления комплексного подхода в заикании

12. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 2000.

13. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, 2003.

14. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева [и др.]; под ред. З.И. Васильевой. — М.: Издательский Центр «Академия», 2001. — 416с.

15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 2005.

16. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 2004.

17. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176с.

17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — Спб: Питер, 2000. — 592 с.

18. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. — М.: АРКТИ, 2000. — 227с.

19. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. — 277с.

20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничев. — изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 318 с.

21. Психология подростка: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — С. 49-

22. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Издательство ГНОМ и «Д», 2001. — 396с.

23. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. — 2005. — №1. — С. 15 — 19.

24. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 64с.: ил.

25. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. — 752 с.

26. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. — В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998: — кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.: ил.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

27. Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания [Текст] / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. — 2001. — №11. — С.63-69.

28. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. — Мн.: Элайда, 2000. — 704с.

29. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

30. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. — 2004. — № 2. — С. 103-107.

31. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. / И.Ф. Харламов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — 520c.

Картотека игр, направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

hello_html_m170bab1d.png

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Содержание:Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

Содержание:»Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

» Содержание:Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.

Цель: расслабить мышцы спины.

Содержание:»Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

Содержание: «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

Цель: расслабить мышцы рук.

Содержание:»Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Читайте так же:
Мексидол при деменции отзывы

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Содержание:»Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Содержание:»Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! . Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Носос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Содержание:»Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. » Затем играющие меняются ролями.

«Гусеница» (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Содержание: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту». Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Содержание:»Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Игры,

способствующие расслаблению

(К.Фопель “Как научить детей сотрудничать” 1998).

Данные игры помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

hello_html_71e375a.jpg

«Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Содержание:»Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Содержание:»Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector