Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников

Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка — дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками.

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции обычно малоустойчивы. Часты эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы. Существует много видов эмоционального неблагополучия детей до-школьников: страх, негативизм, робость, застенчивость, агрессивность, им-пульсивность, тревожность.

Детские страхи – эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (ре-альной или воображаемой) на опасный в представлении детей объект, пе-реживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Спо-собствует страхам неблагополучная атмосфера в семье.

Еще одной формой эмоционального неблагополучия является тревожность.В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрас-полагают».

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде дея-тельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замк-нутого пространства.

Также к формам эмоционального неблагополучия относится застенчивость. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью.

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Песочная терапия». С каждым днем песочная терапия становится все более популярной. Это связано с тем, что смысл песка воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Песочная терапия – это направление практической психологии,использующее ресурсы песка для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Игнорирование проблемы неблагополучного эмоционального состояния ребенка может привести к развитию неврозов в младшем школьном возрасте, тяжелой адаптации к школе и снижению успеваемости, поэтому необходимо провести исследование тревожности старших дошкольников с целью выявления высокой тревожности и разработки психолого-педагогической коррекции данного состояния методами песочной терапии, для предупреждения возникновения неврозов.

Значения проблемы эмоционального благополучия едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных от-ношений. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем,таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна.

Анализируя практику песочной терапии как средства коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников, было выявлено противоречие между необходимостью коррекции эмоционально неблагополучных состояний детей дошкольного возраста и недостаточным использованием существующих технологий песочной терапии в деятельности психологов и воспитателей детского сада.

Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется использование пескотерапии для коррекции эмоционального неблагополу-чия ребенка дошкольного возраста.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные пе-дагоги — Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказко-терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии реализовывалась с детьми 5,5-7 лет подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №5 «Цветик-семицветик»» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Реализация программы состояла из нескольких этапов:

На первом этапе у всех детей, участвующих в реализации программы был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности». После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка. Из результатов было видно, что высокий уровень тревожности у 30% детей, со средним уровнем тревожности 45% детей и с низким уровнем тревожности 25% детей.

На втором этапе была проведена психологическая работа с применением метода песочной терапии по коррекции неблагополучного эмоционального состояния у детей с высокой тревожностью.

На третьем этапе по окончании психокоррекционной работы по снижению тревожности у детей с высоким уровнем тревожности было проведена по-вторная диагностика по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», была прослежена динамика снижения тревожности. Из результатов видно, что снизился высокий уровень тревожности у детей с 30% до 10%. Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности с 45% до 25% и увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности с 25% до 65%, что является нормой.

Читайте так же:
Методика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Проведение психолого-педагогической коррекции с помощью методов песоч-ной терапии позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей.

Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлиял не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности.

Список литературы:

1. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – М. : УМК «Пси-хология», 2003. – 320 с.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М. : Педагогика, 1990. — 144 с.

3. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М. : ООО «ЦГЛ «РОН», В. Секачев,2001.- 329с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной те-рапии. -СПб. : «Речь», 2002.-224с.

Анкета для родителей «Песочная терапия» Анкета для родителей «Песочная терапия» 1. Есть ли у вас дома песочница? -да; — нет; — затрудняюсь ответить. 2. Знаете ли вы технику.

Консультация для педагогов «Песочная терапия»Консультация для педагогов «Песочная терапия» Развитие познавательной активной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Песочная терапияПесочная терапия «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К. Г. Юнг. Песок очень часто действует на ребенка как магнит. Иго ручки.

Песочная терапияПесочная терапия Чем можно рисовать? Практически всем, чем угодно. Кроме традиционных карандашей, мелков, красок, в своей практике я использую нетрадиционные.

Песочная терапияПесочная терапия Песочная терапия для малышей. Игры с песком занимают важное место в жизни малышей. Начинать играть с ребенком можно уже с первого года жизни.

Песочная терапия для дошкольников или «Чудесный песок» У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочницы у дома. Однако.

Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5–3 лет к ДОУ Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5-3 лет к ДОУ Цель: Выявить психолого-педагогические особенности адаптации детей; определить.

Проект «Песочная терапия» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» Подготовили воспитатели Кызыма В. А Бацеко Н. Н Краткая аннотация проекта В настоящее время значительно возрос.

Песочная терапия Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие.

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

В пятом номере журнала «Дошкольная педагогика» за прошлый год специалисты Института мозга человека РАН познакомили читателей с использованием метода транскраниальных микрополяризаций для ускорения процессов задержанного психоречевого развития. В этой статье мы будем говорить об эмоциональной сфере детей, так как приходится сталкиваться с тем, что, добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции мы используем метод игровой песочной терапии.

Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении своего института она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой — водой. Игрушки для игры с песком и водой помещались в коробке. Дети, приходившие в институт, называли коробку «миром». Поэтому свой игровой метод Ловенфельд назвала «мировой методикой». Так родилась техника «построения мира», и в 1935 году Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детство».

Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

Она училась лично у Ловенфельд и дополнила технику юнгианским подходом и глубоким знанием восточной философии. Кальфф стремилась создать для своих клиентов свободное и защищенное пространство, где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Ее взгляды базировались на «высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению». Основную идею песочной терапии Кальфф сформулировала так: «Игра с песком предоставляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

Читайте так же:
Признаки деменции у мужчин лечение

Сама структура песка — он состоит из мельчайших крупинок — символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Наряду с представителями юнгианского анализа другие специалисты — психиатры, психологи, социальные работники — чаще использовали песочницу в качестве вспомогательного инструмента. В нашей стране песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповую формы. В рамках методики песочной терапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко разработаны дидактические сказки на песке, с помощью которых «особых» детей, то есть детей с проблемами в развитии, обучают чтению.

Нами песочная терапия используется как для диагностических, так и для терапевтических целей. В кабинете находится деревянный ящик с голубыми стенками и дном (символ воды и воздуха), полки с миниатюрными игрушками (размер не более 8 см), отражающие все стороны жизни на Земле. Это люди (дети и взрослые разных профессий), предметы быта, транспорт, здания (избушки и дворцы), животные, растения, камни (натуральные и искусственные), сказочные герои (отлично подходят игрушки из «Киндер-сюрприза»), разные необычные штучки (шкатулочки, ленточки, «драгоценности»), а также ангелы и страшилки. Обязательно присутствие таких героев, как Баба-Яга (символ матери) и Волк (символ отца).

На первом сеансе психолог знакомит ребенка с правилами поведения в «волшебной комнате». «Здесь можно все — строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно — бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты — волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя — отвечать на вопросы ребенка, сопереживать с ним развитие сюжета. Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребенок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего будет «заняться своими делами» — сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это дает ребенку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, следует попросить ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать. Можно просто сказать, что вам очень понравилась песочная картинка, и спросить, можно ли ее сфотографировать. Как правило, все дети хотят запечатлеть свою «волшебную страну» и позволяют это сделать, а потом с нетерпением ждут фотографии.

Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о своем пациенте:

Дети с низкой познавательной способностью не интересуются, где и какие лежат игрушки, на «стадии хаоса» либо хватают все подряд, либо не берут незнакомые предметы и не пытаются узнать, что же это такое.

О наличии страхов свидетельствуют выбранные «страшные» игрушки — монстры, драконы, насекомые и др. Ребенок часто берет их в поднос, но не помещает на песочный лист, а прячет под песочницу либо закапывает в песок, приговаривая: «Этот дракон не может выйти. Он никого не съест», «Эта страшила всех пугает, ест, убивает» и т. д.

У детей с плохо развитой моторикой игрушки часто падают, не становятся друг на друга, не помещаются на задуманное место и т. п. Во время перехода ребенка от песочницы к полкам, по тому, как он устраивается возле песочницы, можно судить и о развитии крупной моторики.

Внутрисемейные проблемы, межличностные отношения, стиль семейного воспитания дети проигрывают в своих сказочных сюжетах.

Стиль поведения во время песочной терапии детей с задержкой психического развития, детей с пограничной умственной отсталостью, с дебильностью и близких к нормальному развитию заметно различается:

чем более глубокая задержка психического развития по интеллектуальному типу, тем менее организованно ведет себя ребенок в песочнице: не выполняет единственного запрета в «волшебной комнате» — не сыпать песок на ковер; сюжет более беден, а при умственной отсталости полностью отсутствует; не запоминает, где и какие брал игрушки; с трудом обобщает; не догадывается, куда положить машинку, глядя на полку, полностью заставленную разными видами транспорта;

задержка психического развития по инфантильному типу проявляется в неуверенном, настороженном поведении в песочнице, страхе оказаться одному в комнате, в построении картин с заборами, большим количеством домиков, в скученности игрушек в одном месте.

Читайте так же:
Сероквель отзывы при деменции

Приведем для иллюстрации пример комплексной коррекции нарушений формирования эмоционально-волевой сферы (с включением столь «популярной» ныне гиперактивности) с использованием песочной терапии.

Мама Кости Ч. обратилась к нам, когда мальчику было шесть с половиной лет, с жалобами на эмоциональную неуравновешенность, возбудимость, негативизм, неадекватное поведение.

Во время первичного обследования Костя легко входит в контакт, активен, даже расторможен, не чувствует дистанции со взрослым. Темп работы в процессе тестирования быстрый, импульсивный. Волевая сфера сформирована ниже среднего уровня, при затруднениях в выполнении задания быстро от него отказывается. Внимание неустойчивое. Отмечаются трудности концентрации распределения и переключения внимания. Тестовые задания на уровень развития интеллекта выполняет в полном объеме. Эмоциональные особенности: ребенок тревожен, не уверен в себе, старается избегать деятельности, в которой неуспешен. Заключение: актуальный уровень развития ребенка в целом соответствует возрастной норме. Трудности в обучении обусловлены проблемами внимания, а также отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы.

На основании результатов обследования решаем, что данном случае необходимо дополнить лечение методом микрополяризации (ТКМП) курсом песочной терапии.

По ходу курса ТКМП (4 сеанса) психолог, который ведет во время сеансов коррекционно-развивающее занятие, отмечает в динамике следующие особенности. Мальчик на всех занятиях отличается высоким познавательным интересом, работоспособностью и достаточной эффективностью выполнения большинства заданий, но при этом во время первых процедур периодически начинает испытывать трудности при общении с новым взрослым, а также страх показаться несостоятельным. Старается добиваться того, чего сам хочет, и не всегда реагирует на запреты.

Дома мама отмечает (после двухнедельного отсутствия), что сын стал более взрослым в поведении и в рассуждениях, менее агрессивен, чаще проявляет ласку. Меньше требует игры за компьютером. Стал спокойнее ездить в метро, адекватнее реагировать на замечания. Однако на детской площадке по-прежнему конфликтен, может ударить ребенка из-за игрушки.

К концу курса ТКМП у Кости отмечается более устойчивая ориентация на достижение определенного результата, желание быть состоятельным. Он стал спокойнее, реже вспышки гнева, пытается себя сдерживать. Дома меньше просит сладкого и реже грызет ногти. Но в то же время родители отмечали импульсивность, агрессивность по отношению к детям и взрослым, трудности формирования запретов, негативные реакции, поэтому было проведено три сеанса песочной терапии (одно занятие в неделю).

На первом занятии мальчик менял сюжет несколько раз, взял игрушек значительно больше, чем может поместить ящик, но мог рассказать о сюжете. Такое поведение на «стадии хаоса» особенно характерно для детей с синдромом гиперактивности. По последней картинке, сделанной мальчиком на этом сеансе («лишние» игрушки он убрал на поднос), можно судить о переживаемых ребенком страхах как в настоящем, так и в прошлом времени. При этом прошлое «пустое», за бортом, о нем ребенку не хочется вспоминать и демонстрировать свои чувства (надо отметить, что каждая часть песочницы имеет свою зону интерпретации информации). В игре преобладает разрушение: мальчик пытается реализовать свою агрессивность к окружающим (дракон и крокодил съедают значительное количество героев-роботов. К концу первого сеанса, после проговаривания с психологом «жизни сказочной страны», наблюдается некоторая стабилизация эмоций. Костя добавляет цветы, растения, блестящие «волшебные» камни в зону будущего, в мужскую, в женскую зоны песочницы. Однако он не находит возможности преодолеть неприятности вокруг себя (борьба на песке заканчивается победой злых сил). С занятия Костя ушел с желанием приехать еще раз поиграть.

На следующем сеансе позитивные сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка представлены появлением внутреннего контроля: мальчик помнит правила игры на песке и старается их выполнять. Отмечается проявление творчества в деятельности: песочная картина одна на протяжении всего занятия, появилось разнообразие в действиях героев. Есть приметы и духовного роста ребенка: песочный рельеф более разнообразный и структурированный — море, равнина, гора, на которой в центре много зелени и цветов. Есть признаки налаживания отношений с родителями: в левом верхнем углу (женская зона) появились добрый волшебник и семья — кошка с котятами, и хотя они еще за забором, но уже заглядывают в ворота; в правом верхнем углу (мужская зона) посажены цветы, и хотя там очень узкая полоска суши, очень ненадежная, так как рядом широкая полноводная река, но она, эта суша с цветами, все-таки есть.

К концу курса терапии отмечается стабилизация эмоционального состояния ребенка, решение его внутренних конфликтов, а также конфликта с родителями: на песке отсутствуют злые герои, нет войны. Уменьшилось количество «злых» животных и насекомых (на последнем сеансе пауков только подержал в руках и убрал в шкаф), много цветов (особенно в женской зоне). В мужской зоне — большая птица, небольшая горка и дерево, на котором гнездо с птенцами. И хотя листьев на дереве еще нет (символ роста и жизни), но они лежат рядом с деревом, зеленые и с плодами. Это говорит о том, что отношения с отцом у мальчика хоть и медленно, но налаживаются. Игра более логически построена, действия героев более разнообразны, сюжет осмысленный (мальчик подробно рассказывает, кто что делает и зачем это делает. После занятия Костя самостоятельно, без напоминания взрослого, убирает игрушки и раскладывает их по полкам в шкафу.

Читайте так же:
Снотворные при деменции отзывы

Анализ семейной ситуации на данном этапе жизни семьи показывает недостаточное удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном тепле со стороны родителей: отец требует, чтобы к его приходу с работы дети были в постели и не смели выходить из своей комнаты. Матери не удается переломить эту ситуацию. Мальчик пытается, выкинув какую-нибудь штуку, обратить на себя внимание, оживить эмоциональную связь с помощью демонстративных приемов в поведении. Его робкие попытки наладить взаимопонимание нашли отклик пока только в поведении мамы. И это отражается на песочной картине. Для более эффективного результата в данной ситуации, конечно, необходима семейная психотерапия, что и было рекомендовано родителям мальчика.

Использование приемов формирования функций самоконтроля, регуляции поведения — с одной стороны (с помощью ТКМП), снижение эмоционального напряжения и тревоги — с другой стороны (с помощью песочной терапии) — позволило за относительно небольшой период времени сделать сдвиг в сторону конструктивного решения конфликтных отношений ребенка с окружающим миром.

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике по теме

Наталья Васильевна Соколова

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
pesochnaya_terapiya_kak_metod_korrektsii_trevozhnosti_u_doshkolnikov.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

П ЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родители и воспитатели в детских садах все чаще обращаются за консультацией к специалистам в связи с тем, что у детей наблюдаются высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, немотивированные страхи, заниженная самооценка.

Многие авторы отмечают, что наиболее эффективным методом снижения тревожности является песочная терапия (ПТ). Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне. Поэтому техника ПТ была взята за основу написания коррекционно–развивающей программы.

Цель исследования : оценка эффективности песочной терапии в снижении тревожности детей дошкольного возраста. Всего было обследовано 45 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих старшие и подготовительные группы ДОУ, а также дети, родители которых обратились за психологической помощью и консультацией к педагогу-психологу. Для диагностики были отобраны методики, позволяющие определить уровень тревожности и оценки эффективности коррекционно-развивающей программы по ПТ использовались: методика «Кактус», «Рисунок человека», «Выбери нужное лицо» (проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки), «Анкета на определение тревожности» Лаврентьева(Г.П., Титаренко Т.М.).

По результатам психологического обследования практические занятия были предложены 14 детям, у которых по всем методикам наблюдалась высокая тревожность. Из них 5 чел. (35,7%) были с запинками в речи, 2чел. (14,2%) с тиками и 7 чел. (50%) с трудностями в поведении и страхами. С учетом результатов диагностики была разработана программа «Магия песка», направленная на снижении тревожности у детей, рассчитанная на 10 занятий. В начале занятий с родителями была проведена беседа о причинах появления тревожности у детей, им были предложены статьи «Взаимодействие с тревожными детьми», «Повышение самооценки ребёнка», «Как помочь тревожному ребёнку». Родители с пониманием отнеслись к проблеме и, поняв, насколько важна и актуальна данная проблема, дали согласие на участие их детей в коррекционно-развивающих занятиях.

Предлагаемая программа была ориентирована на индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на 10 занятий. Наиболее оптимальный вариант организации занятий 1–2 раза в неделю. Длительность занятий 30–35 мин. Основные темы занятий: «Знакомство с песком», «Волшебные прикосновения с песком, «Сказка в песочнице», «Волшебная страна», «Мой страх», «Строительство дома из песка», «Мы – художники», «Моя семья», «Любимое место на земле», «Ритуал прощания».

В ходе терапии при необходимости внутренняя структура программы изменялась (замена тем, приемов и методик) под актуальную проблему конкретного ребенка, некоторые занятия были проведены дважды для более углубленного коррекционного воздействия. В программе использовались элементы игротерапии, арт–терапии, сказкотерапии, телесной терапии, концентрации, релаксации и функциональная музыка.

После коррекционной работы у 71% детей уровень тревожности по всем методикам снизился от высокого до среднего и низкого. Особенно положительная динамика наблюдалась у детей с запинками в речи, трудностями в поведении и страхами. Родители отметили, что их дети стали более уверенными и самостоятельными. Наблюдалось снижение запинок в речи и отсутствие агрессивных тенденций. У 29% детей стойкой динамики снижения уровня тревожности не произошло, но наметилась тенденция к снижению.

Таким образом , занятия с использованием ПТ снижают уровень тревожности. Данная работа способствовала развитию познания своего «Я» у ребенка, улучшению его взаимодействию с другими детьми, обыгрыванию сложных ситуаций, открытию собственных ресурсов для преодоления трудных ситуаций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста»

Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста»- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации «Детский мир». Основная .

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де.

Программа «Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста»

«Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения».

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».

Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза — при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце.

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн.

Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста".

Коррекция тревожности методом песочной терапии

15:58, 13 мая 2020 , Общество

Одной из актуальных проблем на данный момент является развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии и перспективах развития. Один из методов развития эмоциональной сферы детей — это песочная терапия.

Специалист по комплексной реабилитации реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями ГКУ СО «Михайловский центр социального обслуживания населения» Юлия Геннадиевна Новоженина использует песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, а также при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах и тревожности. Песочная терапия успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психологической коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей существует задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является песочная терапия.

В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Занятия с детьми Ю.Г.Новоженина проводит в естественной и привычной для ребенка игровой форме под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Также песочная терапия используется в диагностических целях, например: методика «Моя семья — на песке», она намного информативнее, чем рисунок «Моя семья». Ведь многие дети не умеют рисовать. Особенно большие проблемы возникают у детей с ОВЗ, детям с диагнозом ДЦП трудно держать карандаш в руках и они часто отказываются выполнять задания, связанные с рисованием. На песке же ребенку проще манипулировать фигурками, он начинает ими играть, взаимодействовать.

На коррекционных занятиях специалист по комплексной реабилитации использует как сухой песок, так и мокрый. Занятия проводятся индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от целей и задач. При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям предлагается делать из песка постройки, различные башни, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.

Последние новости

4 часа назад , ЖКХ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector