Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция тревожности у детей методики

Коррекция тревожности у детей методики

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Старшие дошкольники открыты, доверчивы и чувствительны. И поэтому максимально уязвимы.

Статья:

Актуальность выбранной тематики связана с тем, что старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Этот возраст психологи называют «нежным». Старшие дошкольники открыты, доверчивы и чувствительны. И поэтому максимально уязвимы. Их легко обидеть, травмировать, причинить сильную душевную боль. Практически все детские неврозы стартуют именно в этом возрасте: заикания, фобии, тики.

Теоретической основой моей работы стали труды таких учёных как Безруких М.М., Ефимова С.П., И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.

Целью работы стало определение влияния организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности.
  2. Изучить способы диагностики и возможности преодоления тревожности и детских страхов в дошкольном возрасте
  3. Разработать коррекционную программу по преодолению страхов и тревоги у детей
  4. Провести повторную диагностику уровня тревожности и страхов у детей; сравнить результаты диагностики до и после коррекционных занятий с дошкольниками.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности психокоррекционной работы со страхами и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста

В своей работе мною использованы следующие методы и методики исследования:

  • «Рисунок семьи» (Тейлор К.);
  • методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич);
  • тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
  • тест «Кактус» (М.А. Панфилова)
  • тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

В работе использую следующие принципы психокоррекционной работы

  • Принцип первый — единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
  • Принцип второй — единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
  • Принцип третий — единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка..
  • Принцип четвертый — деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
  • Принцип пятый — подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Также использую следующие способы коррекции страха:

  1. Игра со страхом;
  2. Рисование страха;
  3. Вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных мною был составлен комплекс коррекционных методик, который включает в себя:

  1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
  2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Игры и их роль в психокоррекции дошкольников

Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Разные виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с детьми.

Мною используются игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».

Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик».

Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик».

Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев».

Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы».

Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга».

Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну».

Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»

Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»

Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»

Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»

Мною были подобраны следующие игровые методики: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую».

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по именно поэтому этот метод использую при психокоррекционной работе с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тревожных детей.

Во время рисования происходит актуализация страхов , повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) — т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.

Читайте так же:
Что вы знаете о заикании

Прорисовывание своих страхов выводит ребенка из бездействия, закрытости, к осмысленному действию — это больше чем просто успокоение.

Также использую методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Методика «Расправься со страхом» — дети должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской.

Приём сказкотерапии. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок. Вместе с детьми придумываем благополучный конец страшной истории или наделяем отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает).

Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В структуру занятий включаю упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.

Функциональная музыка — успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.

Для успешной реализации работы по данному направлению мной была проведена работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды кабинета педагога – психолога, а также сделано большое количество наглядных пособий.

На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе.
Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.

Таким образом, результатом работы по проекту стало:

  1. Повышение уверенности детей в себе.
  2. Снижение тревожности.
  3. Снижение количества страхов.
  4. Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.
  5. Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

И в заключении хотелось бы рассказать о дальнейших перспективах работы по данному направлению.

Коррекция тревожности у детей методики

По данным психологов, можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается численность детей, отличающиеся эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством, в результате чего вопрос эмоциональных нарушений и их своевременной коррекции, становится актуальным [4, с. 26].

Тревожность обладает ярко выраженной возрастной спецификой, обнаруживающейся в ее содержании, источниках, формах проявления защиты и компенсации.

Понятием «тревожность» в психологии обозначают, состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, беспокойству и опасениям, имеющей отрицательную эмоциональную окраску, не является устойчивой чертой характера. Признаками тревожности является, робость, неуверенность в себе, одиночество, малоактивность, несамостоятельность, замкнутость, агрессия направленная на других, фантазии отходящие от реальности.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предназначающую роль, содействуя образованию системы отношений, центром которых является ценностные ориентации, самооценка, направленность предпочтений и интересов.

Основными причинами возникновения тревожности у детей является: завышенные требования со стороны взрослых; частые упреки; излишняя строгость родителей; недоверие ребенку; отдаленность родителей; отсутствие привязанности внутри семьи.

Г.М. Бреслав утверждает, что «тревожные дети зачастую характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень впечатлительны к своим невезениям, остро реагируют на них, расположены отказываться от той деятельности, в которой чувствуют затруднения [1, с. 66].

Проблемой тревожности в дошкольном возрасте занимались такие отечественные психологи как Г.М. Бреслав, Е.К. Лютова, А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие.

Решение проблемы тревожности относится к числу актуальных и острых задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Нами был подобран диагностический инструментарий, который позволил выявить уровень тревожности у детей дошкольного возраста: методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Шкала тревожности ребенка» (А.М. Прихожан); методика «Эмоционального состояния» (Э.Т. Дорофеева).

В исследовании приняли участие воспитанники ДОУ № 45 «Жаворонок» г.Нерюнгри, РС (Я), в возрасте 4-5 лет (n=10 чел.).

По результатам исследования были получены данные.

Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена выявила 20 % детей (2 человека) с низким уровнем тревожности, 40 % (4 человека) – средний уровень и 40 % детей (4 человека) с высоким уровнем тревожности (рис. 1).

Качественный анализ данных позволил определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях. У 90 % детей (9 человек) выявил негативный опыт во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, только у 10 % (1 человек) – с взрослыми.

Методика «Шкала тревожности ребенка» А.М. Прихожана выявила 10 % детей с низким уровнем тревожности, средний уровень тревожности у 60 % детей, высокий – 30 % (рис. 2).

chul1.tiff

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

chul2.tiff

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Шкала тревожности ребенка» (А. М. Прихожан)

Методика «Эмоциональное состояние» Э.Т. Дорофеевой, выявила следующие результаты: положительное эмоциональное состояние – 20 % (2 детей), нейтральное эмоциональное состояние – 50 % (5 детей), отрицательное – 30 % (3 детей) (рис. 3).

Читайте так же:
Дриптан отзывы у детей при энурезе отзывы для детей

Итак, результаты исследования позволяют сделать вывод о преобладании детей с высоким уровнем тревожности.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости составления психолого-педагогической программы, направленной на профилактику и снижение тревожности в повседневной жизнедеятельности ребенка.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи:обучить приемам снижения мышечного напряжения; снизить эмоциональное напряжение; способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

Методы и приемы, используемые в программе: игротерапия; изотерапия; сказкотерапия; релаксация.

Программа состоит из 24 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Форма работы групповая.

Тематическое планирование занятий с детьми представлено в таблице.

chul3.tiff

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Эмоциональное состояние» (Э.Т. Дорофеева)

Проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – значительный и ответственный период психического развития ребенка, «возраст первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы. Наиболее прогрессивные изменения происходят в познавательной и в эмоционально-волевой сферах психики.

Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение человека. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.

Повышенная тревожность тормозит эмоциональное и познавательное развитие ребенка.

В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывали различные трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы и внимания. Чаще всего ребенок приходит из семьи, характеризующейся аморальным образом жизни родителей, употреблением алкоголя и наркотиков, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, ребенок недополучает так необходимых ему положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания.

Кроме того, многие дети подвергались насилию со стороны близких людей. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации. Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений психологического здоровья детей и своевременную коррекцию уже имеющихся отклонений.

В связи с этим возникла необходимость разработки проекта, направленного на психологическую поддержку детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.

На первом этапе проекта (в ноябре 2014г.) была проведена диагностика нарушений психологического здоровья детей старшей и подготовительной групп, которая включала в себя ряд методик:

— Тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэмлл, М.Дорки,В.Амен)

— Беседа о страхах с детьми

— Диагностика самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн)

— Анкетирование воспитателей групп с целью выявления сложностей в эмоционально-личностной сфере детей

— Наблюдение за поведением ребенка с целью выявления детей с тревожным состоянием.

По результатам диагностического обследования 78% воспитанников старшей и подготовительной групп имели различные виды страхов:

— медицинские — 33% детей,

— связанные с причинением физического ущерба – 56%,

— страх животных и сказочных персонажей – 33%,

— кошмарных снов и темноты – 50%, смерти – 45%.

Надо отметить, что в детском возрасте большая часть страхов (отечественные психологи выделяют 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 18 лет) считается нормальным явлением, эти страхи со временем проходят. Например, страх Бабы Яги обычно проходит к 6 – 7, а страх чужих людей – к 5 годам.

Особое беспокойство вызывают тревожные дети – они обычно чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно пребывают в состоянии напряженности, ожидая неприятностей, имеют слабую познавательную активность и низкий уровень умственной работоспособности

По результатам диагностики было выявлено 6 детей с повышенным уровнем тревожности (2 – из старшей группы и 5 – из подготовительной, уровень тревожности 50%), сформирована коррекционная группа и поставлены следующие задачи:

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания

Формировать навыки общения, контроля своего поведения

Расширять эмоциональный опыт

Повысить уверенность в себе

Научить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

Практический этап проекта длился с декабря 2014г. по март 2015г. и включал в себя два направления работы:

1) психологическое просвещение сотрудников детского дома с целью профилактики нарушений психологического здоровья у детей. Оно предусматривало следующие формы работы:

— Консультации для педагогов: «Коррекция поведенческих проблем у воспитанников», «Как управлять своими эмоциями», «Обидчивые дети. Как работать с такими детьми»;

— Консультация для младших воспитателей «Тревожные дети. Как работать с такими детьми»;

— Оформление информационного стенда «Особенности эмоционального развития дошкольника: детские страхи»;

— Публикация в «Домашней газете» в рубрике «Советы психолога»: «Как научить детей быть счастливыми»;

— Оказание помощи педагогам и младшим воспитателям по вопросам психопрофилактики негативных поведенческих проявлений у воспитанников (по запросам).

2) коррекционные занятия с детьми. При их проведении учитывались следующие принципы:

Учет индивидуально-психических особенностей ребенка (предполагает индивидуальный подход).

Создание благоприятного микроклимата социальной среды (понимание существующей проблемы и оказание помощи и поддержки всеми близкими взрослыми) .

Осуществление единства диагностики и коррекции.

Деятельностный подход к коррекционной работе (базовыми видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте, по мнению П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, выступают игровая, изобразительная деятельность и восприятие художественных произведений и музыки).

Отношение к каждому ребенку, как к лучшему.

Все занятия с детьми имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Использовались формы и методы, направленные как на осознанное обесценивание страхов, так и на их бессознательное устранение:

Читайте так же:
Масло черного тмина при заикании

1. Приём сказкотерапии использовался во время занятий в сенсорной комнате. Применение музыки и аромамасел усиливало терапевтический эффект специально подобранных проблемноориентированных сказок, которые побуждали сосредоточиться на проблеме, но не давали жестких рекомендаций. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок.

Вместе с детьми придумывали благополучный конец страшной истории или наделяли отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Совместное со взрослым сочинение сказок и историй помогало детям выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывали их не себе, а вымышленному герою, это способствовало снижению эмоционального груза внутренних переживаний и в какой-то мере успокаивало ребенка.

Для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов использовались медитативные сказки. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Главное их назначение – сообщение нашему бессознательному позитивных идеальных моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Как правило, тревожные дети не любят говорить о своих проблемах. В этом случае помогает прием рисования.

2. Арт-терапия. Многократное изображение ребенком вызывающих страх объектов и ситуаций снижает эмоциональное напряжение и состояние волнения от тревожного ожидания разрушительного воздействия устрашающего фактора. Во время рисования происходит актуализация страхов (не надо бояться оживления боли и страхов, так как это одно из условий полного их устранения; гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике ребенка, готовые вспыхнуть в любой момент), повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) — т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.

3. Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения были направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении.

4. Игротерапия. В игре ребенок становился более эмоционально открытым, активным, искренним, и мог самостоятельно предложить объяснение своих страхов и найти выход из стрессовой ситуации.

Применение образно-ролевых игр пугающей тематики помогало воссоздавать психотравмирующие ситуации и, погрузив в них детей, сформировать новые эмоционально-адекватные способы поведения. Тематика игровых ситуаций подбиралась в зависимости от доминирующих страхов: «На приеме у врача», «Меня оставили одного», «Мне приснилась Баба яга». При их проведении учитывались условия:

— принятие ребенка таким, какой он есть,

— нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс,

— игра не комментируется взрослым,

— в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

В качестве разминки на игровых занятиях использовались такие игры, как «Комплименты», «Волшебный стул», «Я люблю себя за…» — эти игры, направленные на повышение самооценки, помогли детям узнать много приятного о себе и товарищах, взглянуть на себя глазами других детей.

Также использовались игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка».

5. В структуру занятий включались упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения.

6. Упражнения на концентрацию помогали сосредоточиться на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3.Функциональная музыка — успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание.

5.Метод телесной терапии способствовал снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Диагностика показала успешность проведенной коррекционной работы. У всех воспитанников тревожность снизилась до среднего уровня (от 20 до 50%) – это полезная тревожность.

Контрольная диагностика развития эмоционально-личностной сферы, направленная на выявление личностных особенностей по методике «Рисунок несуществующего животного» подтвердила полученные результаты и одновременно помогла выявить детей с повышенной агрессивностью и отклоняющейся самооценкой.

Таким образом, результатом работы по проекту стало:

Повышение уверенности детей в себе.

Снижение количества страхов.

Сформированность умения владеть собой в трудных ситуациях.

Владение способами снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Повышенная тревожность – это обратимое расстройство психики. Помочь детям полностью избавиться от страхов и неврозов, снизить уровень тревожности можно, для этого нужно внимательно относиться к проблемам наших детей и принимать активное участие в их жизни. Но главное, дети всегда должны чувствовать, что они хорошие, талантливые и любимые.

Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – Волгоград: Учитель, 2008.

Кайль Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6 – 7 лет: программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия. – Волгоград: Учитель, 2015.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2004.

Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.

Читайте так же:
Лечение энуреза у взрослого человека

Пасечник Л. Тревожный ребенок. // Дошкольное воспитание, 2007г., №9, с. 89- 95

Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.

Психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями речи

Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности; обобщены результаты первичной диагностики (представлены результаты проявления тревожности по методике «Кактус» М.А. Панфиловой; выявлен общий уровень тревожности; показаны преобладающие виды и уровни тревожности); по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, тревожность, старший дошкольный возраст, дети с нарушением речи.

На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет [1]. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [2, 3].

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно подробно. Так, например, тревожностью считаютпереживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента; как постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях; как склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [4, 5, 6].

Выделяют два основных вида тревожности. Первыq из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Наше исследование проходило в три этапа и проводилось на базе МБДОУ ДС № 20 компенсирующего вида г. Челябинска. В исследовании принимали участие дети в количестве 10 человек

Исследование изучения коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи проходило в соответствии с существующими рекомендациями в три этапа [7]:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме, коммуникативных навыков, определение особенностей детей с речевыми нарушениями, дошкольного возраста. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по шести методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.

3. Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, обработка результатов

Статистические методы: обработка результатов.

Методики исследования [8]:

— Методик «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

— шкала тревожности ребенка

— Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»

В качестве экспериментальной группы были выбраны дети детского сада комбинированного вида. Всего в количестве 10 человек, 6 девочки и 4 мальчика. Возраст детей 5-6 лет. Особенность детей в том, что они все с нарушениями речи.

По результатам наблюдения детей в свободном общении был выделен круг особенностей речевого поведения. За час наблюдения дети обращались к взрослому от 16 (6 ребенка, 60%) до 30 раз (4 ребенка 40%). При общении дети говорят более развернуто, чем со сверстниками, стараясь быстрее и как можно больше рассказать, используя интонацию.

Анализируя результаты, полученные по методике «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой) можно сделать вывод, что в группе 1 ребёнок (10%) имеет низкий уровень тревожности. Рисунок очень маленький, и располагается в верхнем правом углу. 5 детей (50%), имеют средний уровень тревожности. Сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. И 4 ребенка (40%) имеют высокий уровень тревожности. Иголки острые и часто расположены друг к другу. Ребенок, очень сильно давил на карандаш. Линии отрывистые.

Тем не менее дети рисуют с интересом, иногда задают вопросы.

Рисунок 1. — Результаты проявления тревожности группы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой

В ходе исследования было отмечено, что дети имеют достаточно высокий уровень тревожности, в группе. Кактусы были довольно агрессивные, с острыми иглами. Но так же, половина детей, имеют средний уровень тревожности.

Таким образом, мы видим на рисунке 1, тревожность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Был нами проведен и анализ данных, полученных по методике «Шкала тревожности», разработанная А.М. Прихожан по принципу О. Кондаша.

На основании этой методики были получены результаты, которые представлены в рисунке 2.

Читайте так же:
Тревожность и тахикардия как лечить

Рис. 2. Общий уровень тревожности

Из общего состава обследуемых детей мы получили следующие результаты: выявлено 6 детей с высоким уровнем тревожности, что составляет 60% от общего количества. Количество детей со средним уровнем тревожности составляют, соответственно, 40% от общего состава.

Исходя из видов тревожности, были выделены ситуации трех типов, которые определяют эти виды:

ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой деятельности;

ситуации, анализирующие представление к себе;

Анализируя ответы испытуемых, учитывая виды тревожности, были получены следующие результаты: учебная тревожность выявлена у 2 детей, самооценочная тревожность выявлена у 3 детей, межличностная тревожность выявлена у 5 детей.

При обработке данных теста мы выявили преобладающие уровни и виды тревожности. Полученные данные представлены на рисунке 3.

Рис.3. Преобладающие виды и уровни тревожности

Испытуемым давались листы с бумагой и предлагалось нарисовать кактус таким, каким они себе его представляют

По результатам данной методики мы получили следующие результаты. 3 человек склонны к проявлениям агрессии, это проявляется в рисунке наличием колючек. Стремлению к лидерству (эгоцентризм) склоны 2 воспитанника, расположение рисунка в центре листа; к демонстративности, открытости, это проявляется в наличии выступающих отростков; в оптимизме, изображении «радостных» и цветных кактусов; у 4 человек проявилась тревожность, преобладании внутренней штриховки; интровертированности, т.е изображении одного кактуса; стремлении к домашней защите, семейной общности, на рисунке наличие цветочного горшка, рисование домашнего кактуса; женственности, наличии цветков на кактусе. 2 человека не уверены в себе, этому свидетельствует расположение кактуса внизу листа, рисовании маленького рисунка. У 6 человек отсутствует стремление к домашней защите, этому свидетельствуют рисунки дикорастущего кактуса.

Вывод:

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Диагностика проводилась с детьми старшей группы «птички». В исследовании принимали участие 10 детей. Целью исследования являлось выявление уровня тревожности. Результаты диагностики показали, что у 3 детей высокий уровень тревожности, и у 3 детей уровень тревожности низкий.

Таким образом, исходя из результатов проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшей группы «Птички» уровень тревожности соответствует возрастным нормам, но есть дети и с высокой тревожностью.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
  3. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
  4. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor — Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  5. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 60-62.
  6. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.
  7. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  8. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2009. – 198 с.

Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.

Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.

Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor — Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.

Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 60-62.

Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.

Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector