Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности тревожности и страхов в юношеском возрасте

Особенности тревожности и страхов в юношеском возрасте

Пример готовой дипломной работы по предмету: Психология

Содержание

Глава 1. Теоретические подходы к пониманию феномена тревожности и страха в психологии

1.1. Теоретические подходы к понятию «тревожности» в психологии

1.2. Теоретические подходы к пониманию страха в психологии

1.2.1. Классификация страхов

1.3. Влияние тревожности и страхов на учебную деятельность школьников в подростковом и юношеском возрасте

Выводы к главе 1

2. Состояние проблемы тревожности и страхов в подростковом и юношеском возрасте

2.1. Причины страха в подростковом возрасте

2.2. Причины страха в юношеском возрасте

2.3. Подростковая тревожность как фактор дезадаптации учащихся

2.4. Юношеская тревожность как фактор дезадаптации учащихся

Выводы к главе 2

Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей страха и феномена тревожности в юношеском и подростковом возрасте

3.1. Организация эксперимента и методы исследования

3.1.1. Характеристика методов диагностики тревожности и страха в юношеском и подростковом возрасте

3.2. Анализ полученных результатов

Выводы к главе 3

Выдержка из текста

Ведь именно в этот период у школьников переформировывается мировоззрение, установки и убеждения. Юноши стоят на пороге взрослой и самостоятельной жизни, требующей обдуманных и взвешенных решений, здравых рассуждений по поводу выбора дальнейшей деятельности и позиции, которую они будут занимать, окончив школу.

Гипотеза исследования: психологические особенности личностного развития, уровень сформированности агрессивности и враждебности негативно влияют на все компоненты самоотношения: когнитивного, эмоционального, конативного направления в студенческой аудитории.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: в юношеский период вместе с общей перестройкой системы сознания предположительно изменяются приоритеты дружбы и любви, приобретая характерные особенности этого возраста.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложения и иллюстраций в виде 2 таблиц и 10 рисунков.

Список литературы включает

7. источника. Основной объем работы составляет 80 страниц компьютерного текста.

Цель исследования – исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.Гипотеза исследования: особенности жизненного самоопределения в юношеском возрасте определяются ценностями, которыми личность руководствуется в процессе жизнедеятельности.Во второй главе анализируются особенности личности и самосознания в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: в подростковом возрастенаблюдается высокий уровень школьной тревожности и низкий уровень самооценки, которые определяют социальную адаптацию подростков и служат регулятором поведения.

Предметом исследования являются особенности волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы юношей и девушек в возрасте

1. лет. Подобрать методы и методики для определения особенностей волевого контроля и мотивационно-потребностной сферы юношей и девушек в юношеском возраста. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению волевого контроля и мотивационно-потребностная сферы детей юношеского возраста.

Степанов) в результате многолетних исследований пришли к выводу о том, что на успешность разных сфер деятельности (творческой, трудовой, профессиональной) влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся: социально-экономическая ситуация в обществе, качество образования, психологический климат в коллективе, стиль руководства и т. К внутренним (доминирующим, определяющим) факторам успешности деятельности как таковой, относятся мотивационные различия и личностные детерминанты, то есть те качества и особенности личности, которые преобладают в её деятельности и поведении [16, 17].

Читайте так же:
Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

Присущие этому возрасту беспокойство, повышенные тревожность и агрессивность хорошо известны и подробно описаны специалистами в области педагогики и психологии.Предмет исследования – особенности проявления агрессии и тревожности в подростковом возрасте.Целью данной работы является изучение феномена тревожности и агрессивности в подростковом возрасте.

В силу нарушенной идеологической и моральной преемственности между прошлым и настоящим особенно нелегко оказалось молодому поколению. Жизненное самоопределение школьников, которое во все времена было непростым, в современной ситуации стало еще сложнее.При таких обстоятельствах меняются приоритеты людей юношеского возраста относительно понятий семьи и брака.

В каком бы веке мы не жили, социум приписывает каждому из нас в соответствии с физическим полом определенные общепринятые характеристики. Эти стереотипы формируются у каждого из нас уже с младенчества, мы усваиваем, что характерно для мальчика и что присуще девочке. Этому способствуют институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники и общество в целом.

Библиография

1.Александров Е. О. Интегративная психотерапия посттравматического стрессового расстройства. – Новосибирск: Сибпринт, 2005. – 260с.

2.Андрусенко В. А. Социальный страх. – Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. – 172с.

3.Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекций состояния тревожности личности – Новосибирск: ОАО «НЭТА», 2000. – 22с.

4.Вагин Ю. Р. Страх. Тифоаналитический подход. – Пермь: изд-во ПОНИЦАА, 2005. – 112с.

5.Вербицкий Е. В. Психофизиология тревожности, — Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. – 192с.

6. Водяха С. А. Коррекция Тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте. Казань: КГПИ, 2000, — 118с.

7.Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 10008с.

8.Волков Г. И. Поле школьной тревожности. – Тобольск: ТГПИ им Д. И. Менделеева, 2005. – 190 с.

9.Гормин А. С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении. – Новгород, 1997. – 189 с.

10.Гунзунова Б. А. Психологические детерминанты устойчивой тревожности личности. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. – 24с.

11.Дубровина И. В. Школьная Психологическая служба – М.: Педагогика, 1991. – 189 с.

12.Иванова Н. Л., Луканина М. Ф. Стресс и тревога: профилактика, диагностика, коррекция. Ярославль: изд-во Аверс-Пресс, 2005. – 125с.

13.Казначеев В. П. современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.

14.Кайгородов Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте – Астрахань: Изд-во Астраханского пед. Ун-та, 1999. – 23 с.

15.Калуев А. В. Стресс, тревожность и поведение. Киев: CSF, 1998. – 98с.

16.Кирюшин И. А. Роль тревожность в типах личности. – Хабаровск: Изд-во ДВ ГГУ, 2005. – 248с.

17.Кон И. С. Психология ранней юности: кН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

18.Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978. – 272с.

19.Кривцова С. В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997. – 191с.

20.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688с.

21.Максимовский Э. Г. Империя страха. – М.: Изд-во «Зеленый парус», 1992. – 256с.

22.Маклаков А. Г. Общая психология. – СП.: Питер, 2002. – 592 с.

Читайте так же:
Как избавиться от стресса or тревожности

23.Мерлин В. С. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во ин-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 448с.

24.Мэй Р. Смысл тревоги /пер с англ. М. И. Завалова и А. Ю. Сабуриной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.

25.Мэй Р. Проблема тревоги /пер. с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

26.Панин Л. Е. , Усенко Г. А. тревожность, адаптация и донозологическая диспансеризация. Новосибирск, СОРАМН, 2004. – 316с.

27.Психология развития. 7-е изд. /Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

28.Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2007. – 192 с.

29.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

30.Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 192с.

31.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

32.Слободчиков В. И. Психология человека. – М.: Школа – пресс, 1995. – 384с.

33.Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги – М.: Физкультура и спорт, 1983. – с.12-24.

34.Тревога и тревожность /Сост. И общая редакция В. М. Астапова. – СПБ.: Питер, 2001. – 256 с.

35.Уразаева Ф. Х. Интерактивная коррекция тревожности в экологически неблагоприятных регионах РФ. – Стерлитамак: ГПИ, 2000. – 156 с.

36.Хван А. А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте. Диагностика, профилактика, коррекция – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2006. – 109с.

37.Хеннинг Келер. Загадка страха. На чем основан страх и как с ним быть. /Пер. с нем. И Карташевой. М.: ППГ «Наука», 2003. – 210 с.

38.Человек: Образ и сущность. Перцепция страха. /Ред. Скворцов Л. В. – М.: ПИК ВИНИТИ, 1991. – 240с.

39.Щербатых Ю. В. Психология страха. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512с.

40.Эммануэль Р. Страх. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2002. – 79с.

41.Языки страха: женские и мужские стратегии поведения. Статьи и материалы международной научно-практической конференции./Ред. Н. М. Герасимова, Е. Л. Мадлевский. – СПб.: 2004. -292с.

Тревожность осужденных подросткового возраста — файл n1.rtf

Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности осужденных находящихся в местах лишения свободы выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и социальной педагогики. Тревожность, и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются в у несовершеннолетних осужденных.

Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника . Можно сказать, что тревога -«страх неизвестно чего».

Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [24]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

Читайте так же:
Деменция лечение в пансионате

По мировой статистике, «реальный факт тревожности» — 15% , в России — 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые находятся в заключении. Специфические условия содержания в заключении, постоянное понимание неизбежности наказания усиливают состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних осужденных [53; 158].

Изучением проблемы тревожности, а также тревожности у лиц в условиях отбывания наказания занимались многие отечественные (А.М.Прихожан, М.Р.Оганесян) и зарубежные ученые (Ш.Жермен, А.И.Миллер).

Объект исследования – эмоциональная сфера личности подростков

Предмет – особенности проявления тревожности несовершеннолетних осужденных.

Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть тревожность как философский и психологический феномен;

2. Проанализировать причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;

3. Рассмотреть особенности личности несовершеннолетних осужденных и причины проявления ими тревожности.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей тревожности у подростков находящихся в местах лишения свободы.

5. Разработать и апробировать методику коррекционной работы с несовершеннолетними осужденными по снижению уровня тревожности.

Выдвигается следующая гипотеза: Тревожность личности осужденных подросткового возраста:

1. Может являться специфической чертой лиц имеющих трудности с адаптацией в условиях заключения;

2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на поведенческой терапии с несовершеннолетними.

В основу исследования легли теоретические идеи А.М.Прихожан, В.М. Астапова, а также Ф.Ричардсона о коррекции тревожности методом поведенческой терапии (АМТ).

В исследовании были использованы следующие методы:

— Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

— Экспериментальные методы (тестирование, анкетирование).

— Методы статистической обработки данных.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья несовершеннолетних осужденных в условия отбывания ими наказания в воспитательной колонии.

Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения.

Апробация материалов исследования проходила в условиях Биробиджанской воспитательной колонии.

ВКР: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Актуальность темы. Высокая тревожность — это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого. Известно, что один из факторов повышенной тревожности — наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина — неправильное воспитание и негативный жизненный опыт. Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин, а также сегодняшний день психологическая литература изобилует различными трактовками определения тревожности. В свое время термин «тревожность» появился в психологической литературе благодаря психоаналитикам. Последователи учения о психоанализе (З. Фрейд) понимали тревожность как специфической свойство, которое с рождения присуще личности, и которое не приобретается по мере взросления, а заложено изначально. В целом Фрейд определил три типа тревожности: невротическую, моральную и реалистическую. Основатель психоанализа считал, что тревога является своего рода сигнальным импульсом, который предупреждает человеческий мозг об опасности, которая кроется в инстинктивных движениях. То есть, тревожность, по его мнению, есть готовность к тревоге либо же готовность в виде тревоги. Также вопросами тревожности и тревоги занималась К.Хорни, известный зарубежный психолог. Но ее исследование тревожности во многом отличается от подхода З.Фрейда в этом направлении. В частности, К.Хорни вовсе не полагала, что тревожность есть необходимый компонент человеческой психики. А даже напротив, она считала, что тревожность может появиться в момент, когда не наблюдается ощущения безопасности в отношениях индивидов между собой. Среди наших отечественных психологов тревожностью занимаются А.М. Прихожан, В.В.Суворова, Л. И. Божович, Н.Д. Левитов, В.М. Астапов и многие другие. В.В. Суворова понимает тревожность исключительно как негативное эмоциональное состояние. В.М. Астапов, рассматривавший явление тревожности в проекции функционального подхода, полагал, что для развития общей теории тревоги, как прибывающего состояния и личностного свойства, нужно вычленить и подвергнуть рассмотрению функции тревоги. Таким образом, функциональный подход дает возможность определять чувство тревоги, не только как цепь взаимосвязанных реакций, определяющих состояние, но и как индивидуальный компонент, оказывающий несомненное влияние на процесс деятельности.

Читайте так же:
Мемантин отзывы врачей деменция

Актуальность темы обусловлены вышеуказанными противоречиями в определении понятия тревожности, в понимании причин, ее вызывающих, а также отсутствием теоретико-методической базы исследований проявления особенностей тревожности и стразов в подростковом периоде и возможностей ее коррекции.

Степень разработанности темы. Большое количество литературы по понятию тревожных состояний в современных отечественных и зарубежных исследованиях позволяет утверждать, что в настоящее время создана обширная теоретическая база. На это вопрос обращают внимание такие исследователи как — Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, Н.З Левитов, К.Изард, Г. Салливан, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон и многие другие.

Однако отметим, что период ранней взрослости рассматривается исследователями в ракурсе когнитивных и профессиональных достижений, аффективная сфера и в частности, изучение тревожности соотносительно возрастным изменениям периода ранней взрослости изучена недостаточно, что обусловило новизну и актуальность исследования.

Объект исследования –тревожность в подростковом возрасте.

Предмет исследования — диагностика и коррекция тревожности в подростковом возрасте.

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть диагностику и коррекцию тревожности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что своевременная диагностика и коррекция тревожности в подростковом возрасте являются эффективным способом стабилизации эмоциональной сферы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему подростковой тревожности и страхов в современной психологической и педагогической литературе.
  2. Охарактеризовать причины тревожности и страхов в подростковом возрасте.
  3. Выделить способы диагностики и коррекции тревожности в подростковом возрасте.
  4. Провести психодиагностическое исследование уровня тревожности и страхов в подростковом возрасте.
  5. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую работу по снижению тревожности у подростков.
  6. Проанализировать эффективность коррекционно-развивающей работы (контрольный эксперимент).

Методы исследования:

— теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования;

— методы математической статистики: t-критерий Стьюдента (автоматизированный расчет с помощью программы «SPSS»).

Эмпирическая выборка: учащиеся ГБОУ СОШ № 61 г.Севастополя в количестве 25 человек, в возрасте от 13-14 лет.

Читайте так же:
Какие лекарствам можно вылечить заикание

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, списка использованной литературы и приложения.

Диагностика и коррекция тревожности в подростковом возрасте

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ОСОБОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

1.1.Тревожность как эмоциональное состояние и причины ее возникновения

1.2. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности в подростковом возрасте…………………………………………………….

1.3. Способы коррекции тревожности 14-15 лет …………………………

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

2.1. Общая характеристика объекта и процедур исследования

2.2. Результаты экспериментального исследования

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ПОДРОСТКОВ

3.1.Коррекционно-развиваюая программа по улучшению психологического

3.2. Анализ результатов внедрения программы.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема тревожности в школьном возрасте остается неизменно острой на протяжении всего развития психологии как науки и практики. Проблему тревожности изучают психологи, педагоги, учителя и воспитатели. Но количество тревожных детей не уменьшается, а даже в некоторых случаях повышается. Многие педагоги, зная о данной проблеме, не придают ей по-прежнему особого значения, но для многих детей состояние тревожности сказывается и на здоровье, и на процессе формирования личности. И как результат — различные невротические расстройства. Поэтому важно вовремя заметить и предотвратить эти негативные проявления.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жестких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты. Опираясь в основном на еще не вполне устойчивую систему взглядов и убеждений, в подростковом возрасте дети начинают серьезно задумываться о своих особенностях, об отношениях с окружающими людьми, успешности в среде сверстников. Беспокойство, приобретая с возрастом все большую социальную значимость, оказывая все более ощутимое воздействие на становление личности подростка, может рассматриваться как предпосылка формирования личностной тревожности.

Научной разработкой темы исследования занимались такие ученые как С. Салливан который утверждал, что тревожность может провоцировать «сильнейшую деформацию личности» [39,c.45-89]. Однако, З. Фрейд полагал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревожность [49,c.110-118]. Э. Фромм считал, что тревожность основана только на реакции страха [52,c.120-134]. По мнению К. Хорни, причиной тревожности является культура, т.к. человек, по его мнению, зависит от социализации, соответственно возникает больше поводов для тревоги и человек освобождается от нее невротическим способом и другие ученые [53,c.174-180] . Практической разработкой данной проблемы занимались А.М. Прихожан, она разработала методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описала работу по психологическому просвещению родителей и учителей [33,c.12-15]. Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми [36,c.168]. М.И. Чистякова разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector