Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

Седова, Н. В. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 25.10.2021).

Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  1. Работа над техникой речи (над дикцией).

Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

  1. Работа над речевыми эталонами

Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

– Занятие «Слова на звук «А»

Аня идет в школу

Алик идет гулять

Азбуку учат дети

Арка ведет во двор дома

Арфа стоит на сцене

Аист свил гнездо

– Далее даются слова на звук «О»:

Обувь надо поставить на место

– Далее на звук «У»:

Утка зовет утят

Удочка нужна рыбаку

Устрицы живут в раковинах

– Далее на звук «И»:

Игры у детей интересные

Избы в деревне маленькие

Иглы у ежа колючие

Иней покрыл ветки зимой

Иволга звонко поет

– Далее на звук «Э»:

Эхо слышится в лесу

Этот дом одноэтажный

Это кресло удобное

Эта книга увлекательная

Эти дети идут в цирк

– Далее на звук «Я»:

Ящик стоит на земле

Ящерица выползла из-под камня

Яхта качается на волнах

Яд опасен для жизни

– Далее на звук «Ю»:

Юбку надо погладить

Юркий мышонок торопится в норку

Южный ветер несет тепло

Юнга хочет стать капитаном

Юрта — это такое жилище

– Далее на звук «Е»:

Едет машина быстро

Ест девочка с аппетитом

Еле-еле ползет черепаха

Елку нарядили дети

Еж торопится к ежатам

– Далее на звук «Ф»:

Фантик сняли с конфетки

Фонтан в парке высокий

Футболист забил гол

Флагами украсили кораблик

Форточку надо закрыть

Фея помогает Золушке

– Далее на звук «С»:

Скалкой катают тесто

Скамейка стоит в парке

Стройка недалеко от дома

Скатертью накрыт стол

Страниц в книге много

Скакалки взяли девочки

– Далее на звук «Х»:

Хоботом слон поднимает тяжести

Халат у врача белый

Художник подошел к мольберту

Холодильник стоит на кухне

Хитрая лиса обманула волка

– Далее на звук «Ш»:

Штангу поднимает атлет

Шлем у летчика кожаный

Шмель летит на цветок

Штопором вынимают пробки

Шторм был сильным

– Далее на звук «Ж»:

Жаба прыгнула на кувшинку

Жук ползет по травинке

Жилет связала бабушка

– Далее на звук «В»:

Ванна наполнена водой

Ваза с цветами стоит на столе

Ватрушка с творогом

Веником подметают пол

Веер взяла дама

Весна наступает после зимы

– Далее на звук «З»:

Замок висит на двери

Заяц спрятался под кустом

Замок окружен рвом

Зеркало висит в прихожей

Зима — самое холодное время года

  1. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Из избушки не спеша,

Вышла стайка индюшат,

Вел индюк их по дорожке,

Чтоб они размяли ножки.

Аист вез из магазина,

На своей тележке груз:

Абрикосы и арбуз.

Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

Читайте так же:
У кого родственники больные деменцией

Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– работа над пересказом

Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

Для дошкольников (5-7 лет)

ВСЕМ, КТО НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАШЕГО ЦЕНТРА «АРЛИЛИЯ», СООБЩАЕМ:
по показаниям специалиста с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста можно часть занятий (кроме основного курса) пройти онлайн!

Желающим звонить по тел.: +7 (926) 220-73-73
или записаться на консультацию на сайте РЦ «Арлилия».

Методика преодоления заикания, разработанная Л.З.Арутюнян(Андроновой), успешно используется в работе с детьми дошкольного возраста.

Полный курс рассчитан на 2 года: 1 год – это активная речевая работа. 2 год – наблюдение.

Занятия проходят индивидуально.

Курс состоит из следующих этапов:

1. Консультация (1,5 часа) – для иногородних возможно по скайпу

Перед консультацией мы советуем родителям ознакомиться с видеорезультатами, отзывами родителей и учителей на наших выпускников.

На консультации родители узнают о том, что такое заикание, обо всех тонкостях предстоящей работы, о том, как правильно подготовиться к занятиям, обо всех условиях успешного лечения и о том, какие причины могут привести к неудаче, получат ответы на все волнующие вопросы.

На консультации желательно присутствие всех взрослых членов семьи, особенно тех, кто активно участвует в жизни ребенка (возможно, бабушка, дедушка, няня). Подробная консультация помогает всей семье сделать выбор осознанно, подготовиться к предстоящим занятиям.

Родители имеют возможность увидеть положительные результаты работы по методике Л.З.Арутюнян(Андроновой) на примерах других детей (учеников и выпускников).

2. Основной курс (2+15)

Курс состоит из 2-х подготовительных занятий (по 45 минут) и 15 занятий основного курса (ежедневно кроме выходных по 1,5 часа каждое занятие). В результате занятий ребенок сразу начнет говорить плавно (без заикания) не только в кабинете логопеда, но и в других бытовых ситуациях. Его речь после основного курса будет звучать медленно и сопровождаться движениями пальцев ведущей руки (на консультации логопед покажет пример такой речи). Бояться этого не стоит. Это временная мера.

3. Занятия после основного курса (1 раз в 2 недели на протяжении 1 года)

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели на протяжении года.

Целью этих занятий является автоматизация полученных навыков, воспитание смелого речевого поведения, постепенный переход от речи замедленного темпа «с рукой» к естественной интонированной речи «без руки».

Специалисты речевого центра обеспечивают дистанционное сопровождение ребенка и родителей на протяжении всего курса между плановыми занятиями, помогают научиться спокойному общению в любых даже сложных, эмоционально значимых ситуациях. Логопед также активно занимается развитием речи ребенка и подготовкой его к обучению в школе. Это не является основной задачей нашей программы, но, тем не менее, полезный речевой материал помогает общему развитию ребенка.

4. Наблюдение (2-й год — 1-2 раза в месяц (решается индивидуально))

После того, как ребенок прошел полный курс избавления от заикания (на протяжении 1 года), он продолжает находиться под наблюдением логопеда в течение всего следующего года. В это время речь ребенка звучит уже абсолютно естественно во всех ситуациях общения, но этот год наблюдения необходим для предотвращения рецидивов заикания.

В это время ребенок активно участвует во всех речевых испытаниях в центре ( это речевые экзамены, выступления на праздниках и т.д) и во всех детских мероприятиях, продолжая работу по развитию речи, навыков общения, смелого речевого поведения. .

Для записи на занятия необходимо посетить предварительную консультацию, записаться на которую можно по телефону +7 (926) 220-73-73 или заполнив анкету. Для иногородних возможно проведение консультации по телефону.

Читайте так же:
Диагностика уровня тревожности подростков спилберга

Гарантии

Родителей, желающих избавить 5-летнего ребенка от заикания, неизменно интересует вопрос: могут ли специалисты нашего центра гарантировать положительный результат методики?

Ответ однозначный: да, мы можем гарантировать, что методика «Устойчивой нормализации речи заикающихся» способна помочь в преодолении заикания каждому ребенку. Наши логопеды — профессионалы своего дела с большим опытом работы именно в этой проблеме, обеспечат каждому индивидуальный подход и .искренне помогут на пути преодоления.

Но родители должны понимать, что для достижения стойкого положительного результата важна совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Только качественное, ответственное, постоянное выполнение заданий может гарантировать полное избавление от заикания и предотвращение рецидивов заболевания. Не случайно Папа Римский Иоанн Павел II назвал методику проф. Л.З. Арутюнян(Андроновой) «ЧУДОМ ТРУДА».

Цены на лечение заикания у дошкольников 5-7 лет

Самый первый шаг – это связаться с логопедом и записаться на консультацию.

  • заполнить анкету-заявку (cм. кнопку: ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ)
  • написать письмо в почту: ar@arlilia.ru
  • позвонить администратору: +7 (926) 220-73-73

Логопед назначит время ближайшей первичной консультации для всей семьи. Подробная консультация поможет качественно подготовиться к предстоящим занятиям.

После консультации логопеда и семейного совета, Вы сообщите логопеду о своей готовности заниматься по ПРОГРАММЕ, и логопед в индивидуальном порядке назначает дату начала занятий.

Коррекция заикания по авторской методике

Наш центр работает по авторской методике кандидата педагогических наук, профессора Рау Елены Юрьевны. Она и лично обученные ею специалисты опираются в своей работе на научные исследования, как классических научных школ, так и современные разработки. Специалист по работе с заиканием — не просто логопед, он совмещает в себе подходы сразу нескольких дисциплин, занимается научно-просветительской деятельностью. Каждый элемент методики подкреплен десятками лет научных разработок различных исследователей. Мы не просто логопедический центр, мы — научная школа изучения заикания.

!!Мы, как научное направление в изучении заикания, полагаем, что коррекция заикания на основе индивидуальных занятий, если заикающийся старше 3,5 лет, невозможна!!

Заикание — коммуникативное нарушение, то есть проявляется при общении. А это значит, что без общения полноценную коррекцию заикания провести невозможно. Мы занимаемся семейной групповой коррекцией заикания.

Что означает семейная групповая коррекция?

Групповая коррекция: для прохождения курса коррекции нам необходимо поместить Вас в группу, подходящую Вам по возрасту и психологическому климату. Даты начала занятий определяются по мере набора и формирования групп. После помещения Вас в подходящую именно для Вас группу нам необходимо собрать символическую предоплату, так как от Вашего участия может зависеть существование группы в целом.

Семейная коррекция: подготовьтесь к тому, что вне зависимости от возраста участника вся семья, в том числе и братья, сестры, бабушки, должна принимать участие в реабилитации на том же уровне, что и сам главный участник. Для детей ежедневное присутствие мамы,папы, а лучше обоих родителей является обязательным условием прохождения курса. Вы можете организовать поочередное пребывание, или один из родителей может преимущественно посещать занятия, но все участвующие в жизни ребенка люди должны побывать на занятиях . Для взрослых также необходимо привлекать супругов, братьев,сестер, родителей, друзей, коллег — всех, кого вы только можете пригласить участвовать. Это условие является главным гарантом стойкого результата, предотвращает рецидивы, обеспечивает необходимый для дальнейшего закрепления результатов психологический микроклимат. Планируйте прохождение курса соответственно.

Подходят ли мне эти занятия?

Не слишком ли поздно, не слишком ли рано начинать?

Мы помогаем всем возрастным категориям.

дети до 4-х лет могут получить помощь на специальном семейном консультативно-диагностическом занятии, где Вас обучат, как сформировать дома правильную обстановку для нормализации речи; какую стратегию поведения с ребенком необходимо выработать; как, управляя своей речью, Вы можете управлять речью Вашего ребенка. Обратите внимание, что на занятие лучше приходить со всеми людьми, проживающими с ребенком — так оно будет наиболее эффективным. Занятие проводит сама к.п.н., профессор Рау Елена Юрьевна.

дети от 4 до 6 лет определяются в специальные дошкольные группы, где специалисты центра, используя передовые и классические методики (сказко-, арттерапия, ролевые игры, театрализации и т.д.), обучат Вас и Ваших детей механикам новой, правильной речи, и проведут ее закрепление в ситуации речевого общения со взрослыми и другими детьми.

дети от 7 до 10-12 лет определяются в группы для младших (средних) школьников, где будут проводиться более сложные и насыщенные по сравнению с дошкольной программой занятия, специалисты занимаются в числе прочего правильным выстраиванием связной монологической и диалогической речи, при этом организовывая занятия в интересной для детей форме.

подростки от 13 лет и взрослые определяются в соответствующие группы для подростков и взрослых. Здесь мы занимаемся не только обучением техники речи, но и развитием творческих способностей, психологической проработкой через опосредованные методики, развитием аналитической деятельности, а также отработкой правильной новой речи в условиях реального живого общения как с участниками курса, так и с незнакомыми людьми.

В некоторых случаях мы смешиваем возрастные категории, если люди подходят друг другу с точки зрения формирования коррекционного психологического микроклимата.

В каком режиме проходят занятия?

Наш курс состоит из 20 занятий. Перед началом занятий Вам вышлют домашнее задание, которое надо будет подготовить строго к организационному занятию.

Организационное занятие проходит перед началом курса. На этом занятии Вы знакомитесь с другими участниками и специалистами, получаете сведения о дальнейшей работе, сдаете выполненные домашние задания, производится оплата.

Основной курс состоит из 15 занятий, идущих подряд, без праздников и выходных. В конце самого первого , психотерапевтического, особого занятия Вы сразу начнете говорить без заикания с 95% вероятностью. Вся дальнейшая наша работа заключается в удержании и закреплении результата, достигнутого на первом занятии. На эти две недели надо будет соблюдать определенный режим : молчать вне занятий, исключить гаджеты, фильмы, общение с людьми, не посещавшими курс.

Читайте так же:
Травы от ночного энуреза у детей

Поддерживающий курс состоит из 4 занятий, каждое из которых проводится раз в неделю. На этом курсе происходит дальнейшее закрепление результатов, специалисты отслеживают ваш прогресс в социализации с новой речью, обучают продвинутым техникам речи.

После этого курс заканчивается, но специалисты всегда готовы связаться со старыми участниками, оказать поддержку, ответить на вопросы. При необходимости рекомендуются индивидуальные занятия, предлагаются микрокурсы, где вам помогут еще качественнее поддерживать речь и использовать ее в любой ситуации, а также периодически мы приглашаем бывших участников на первое занятие с новой группой для мотивации новых участников и экзаменации самого "старичка". Посетившим это занятие даются особые бонусы!

Также обратите внимание: детям дошкольного возраста нельзя будет посещать детский сад в течение всего курса коррекции ( полтора месяца ). Детям школьного возраста нельзя посещать школу в течение двух недель основного курса. Взрослые н е должны посещать университет или ходить на работу в течение двух недель основного курса. А если школьники, студенты и взрослые смогут выделить дополнительную неделю отдыха от основной деятельности сразу после основного курса, то будет только лучше. Но описанные выше сроки являются обязательными для нашей работы!

Если у вас остались какие-либо вопросы, связывайтесь с нами по телефону, указанному на сайте. Не упустите свой шанс на новую жизнь!

Коррекция заикания у детей 4 лет занятия

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Омельченко Е.М., педагог-психолог

Гуйва Л.Р., учитель-логопед,

МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации

и коррекции г. Мурманска,

Проблема заикания у детей вызывает интерес у исследователей детской речи уже давно, подходы к ее изучению различны (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, И.А. Сикорский, Н.И. Жинкин, С.А. Смирнова, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).

В последнее время значительно увеличилось количество обращений родителей к специалистам ЦППРК по проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с заиканием. В связи с этим в условиях Центра с 2010-2011 учебного года функционирует группа кратковременного пребывания для данной категории воспитанников, в рамках которой дети получают комплексную помощь логопеда и психолога.

Опыт работы с заикающимися детьми показывает, что чаще всего возникновение данного речевого нарушения является следствием органического поражения центральной нервной системы либо воздействия психотравмирующих факторов. Среди таких психотравмирующих причин можно отметить педагогическую запущенность, нарушение характера детско-родительского взаимодействия, развод родителей, утраты близких, рождение младших детей в семье, испуг и т.д.

У заикающихся дошкольников наиболее выражены следующие особенности развития: общее моторное и эмоциональное напряжение, скованность движений либо двигательная расторможенность, значительные трудности координации движений, у многих детей выявлены признаки леворукости либо сложный латеральный профиль, наблюдаются тики, судороги. Речь характеризуется нарушением плавности, темпа, изменением силы, высоты, громкости голоса, паузами, повторениями звуков, слогов, общим снижением речевой активности. Для данной категории воспитанников характерна эмоционально-волевая незрелость, которая проявляется в трудностях самоконтроля, импульсивности, эмоциональной неустойчивости, снижении темпов деятельности, быстрой истощаемости, утомляемости, отмечается высокий уровень личностной тревожности, низкий уровень осознания своих чувств, снижение самооценки, для многих детей свойственны коммуникативные нарушения. Перечисленные психологические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся дошкольников.

Индивидуальные особенности воспитанников дошкольного возраста с заиканием определяют организацию, формы и содержание их психолого-педагогического сопровождения. В рамках группы кратковременного пребывания дошкольники с заиканием получают помощь педагога-психолога по коррекции социально-личностной сферы и учителя-логопеда по коррекции темпо-ритмической стороны речи. Количество детей в группе – 10-12 человек, форма проведения занятий – групповая, периодичность встреч — 2 раза в неделю.

Организуя коррекционно-развивающий процесс, специалисты реализуют следующие программы:

  • Программа логопедической коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Л.Р. Гуйва, Л. С. Вакуленко;
  • Программа коррекции социально-личностной сферы детей 4-7 лет «В гармонии с собой». Автор: Ю.А. Афонькина.

Логопедическая работа направлена на нормализацию общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей, формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания, совершенствование всех сторон устной речи. Для решения этих задач учитель-логопед использует речевые, речедвигательные, дыхательно-голосовые, артикуляционные упражнения. Деятельность психолога с заикающимися дошкольниками направлена на гармонизацию психологического здоровья через коррекцию эмоционально-волевой, личностной и коммуникативной сфер. Для этого используются релаксационные, артпедагогические, коммуникативные, игровые и другие упражнения.

Кроме того, все дети группы проходят курс с использованием программ «Волна», «Коморт» на основе здоровьесберегающей технологии биологической обратной связи. Обучение дошкольников навыкам диафрагмального психофизиологического дыхания с помощью этой технологии позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Это обусловлено тем, что такой тип дыхания является основой для формирования самоконтроля за речью и произвольности поведения детей с заиканием.

Родители воспитанников с заиканием являются активными субъектами коррекционно-образовательного процесса, выполняя рекомендации специалистов дома, участвуя в совместных занятиях, посещая занятия Школы эффективного родителя (ШЭР). В рамках работы ШЭР для данной категории родителей были разработаны практикумы, мастер-классы, тренинги, презентации и другие формы проведения занятий по вопросам воспитания, обучения, развития детей и взаимодействия с ними («Заикание у ребенка: что делать родителям?», «10 шагов по изменению трудного поведения», «Родительские установки или как наше слово в детях отзовется», «Девочки и мальчики: воспитывать по-разному», «Если ваш ребенок левша» и другие).

Наиболее эффективной формой работы с заикающимися дошкольниками является интегрированное занятие, в ходе которого логопед и психолог работают совместно.

Ниже представлена структура и содержание коррекционного занятия с заикающимися дошкольниками.

  1. Вводная часть:

Ритуал приветствия (логопед, психолог).

  1. Основная часть:

Снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).

Читайте так же:
Работа учителя с тревожностью в классе

Упражнения, направленные на развитие социально-личностной сферы (коммуникация, эмоции, самосознание) — психолог.

  1. Развитие фонационного (речевого) дыхания.

Дыхательно-голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (логопед).

  1. Артикуляционная гимнастика (логопед).
  2. Работа над плавностью речи:

— в элементарных формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков, согласных, простейшей фразы, коротких предложений) ;

— в более сложных формах (чтение стихов, ответы на вопросы, пересказы с опорой на наглядность, диалог, составление рассказа по картинке или серии картинок) — логопед.

  1. Развитие координации слова и ритмизованного движения (логоритмика) – логопед, психолог.
  2. Продуктивная деятельность: элементы изодеятельности (логопед, психолог)
  3. Итоговая часть.

Ритуал прощания (психолог, логопед).

Таким образом, комплексный подход при организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с заиканием позволяет добиться значимых результатов в преодолении данной проблемы: наблюдаетсяулучшение речевого статуса воспитанников группы, расширение коммуникативных и адаптационных возможностей детей.

Литература:

1.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб., 2004.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.,2010.

3.Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. М.2009.

Технологическая карта интегрированного занятия

по коррекции заикания у детей «В волшебном лесу»

Цель занятия

Способствовать преодолению заикания

Задачи занятия

  • Учить снимать мышечные и речевые зажимы;
  • Способствовать гармонизации психоэмоционального состояния;
  • Развивать координацию речи и движений;
  • Учить изображать эмоциональные состояния;
  • Учить приемам преодоления заикания в потоке речи;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Инструментарий

Диск релаксационной музыки, цветочки из бумаги, «ветерок» для дыхательной гимнастики, чудесный мешочек, маски животных, грецкий орех, муляжи фруктов, поролоновые штампы, трафареты диких животных, картинки с изображением диких животных, гуашевые краски.

Ход занятия:

1.

Ритуал приветствия

Психолог, логопед, дети стоят в кругу, здороваются ладошками, обращаясь друг к другу по имени.

— говорить по очереди, поднимая руку;

— слушать внимательно друг друга;

— выполнять задания взрослых;

— не обижать друг друга, нельзя драться.

Основная цель встреч:

учиться говорить правильно и красиво.

2.

Релаксация

— Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес. Чтобы там очутиться, нужно закрыть глазки, внимательно слушать и выполнять то, что я вам говорю (звучит спокойная музыка, дети ложатся на пол).

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

3.

Дыхательная гимнастика

Мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Будем собирать цветочки, вдыхать их аромат (дети изображают, что собирают букет, глубоко вдыхая через нос аромат цветов, и выдыхая через рот). Вдруг подул ветер (раздать детям «ромашки-вентиляторы») – детисвободно передвигаются по залу.

4.

Мешочек с загадками

Дети стоят в кругу

— Посмотрите, что мы нашли на нашей волшебной полянке – чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что же там лежит? (в мешочке лежат маски диких животных – зайца, лисы, медведя, белки). Попробуем догадаться?

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — … (волк)

Белый и пушистый,

Хвост пушистый – краса!

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной… медведь.

По мере отгадывания животных, педагог достает маски из мешочка и примеряет детям. Вспоминают, кто такие дикие животные, где живут, чем питаются и т.д.

5.

Психогимнастика и интонационная зарядка

— Покажите, как волк рыщет по лесу…, выискивает свою добычу в кустах…, – на длинном выдохе произнести звук «щ».

— Изобразите трусливого зайку, который прячется под кустиком…дрожит…зайка грустит…, машет ушками – произнести короткий звук «Т» несколько раз.

Лиса крадется по лесу, заметает хвостом дорожки…, у нее мягкие лапки, осторожно оставляет на снегу следы – несколько раз на длинном выдохе произнести звук «Ф».

Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, выходит из берлоги. Произнесите как большая медведица – «мама», а теперь как маленький медвежонок…

6.

Коммуникативная игра

«Передай орешек другу» (психолог)

Дети стоят в тесном кругу.

— Давайте угостим лесных животных. А чем, попробуйте догадаться. Мы будем передавать предмет по кругу за спинкой из рук в руки, по часовой стрелке и обратно, не подглядывайте, на ощупь определите, что это?

7.

Речевая игра «Расскажи о своем животном» (логопед)

Дети садятся за стол, перед ними картинки с животными. Выбирают свои изображения, составляют небольшой рассказ о своем животном. Важно добиваться связной и плавной речи без заикания.

8.

Динамическая пауза "Звериная зарядка" (по стихотворению А. Барто)

Дети стоят в кругу, выполняя движения по тексту.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться,

Любят долго потянуться,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала!

9.

Пальчиковая гимнастика

Дети садятся за стол. Прежде чем заняться продуктивной деятельностью, разминают пальчики:

Это зайчонок, это бельчонок, (дети загибают пальчики по одному на каждой ручке)

Это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок, (сжимают – разжимают кулачки)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок (рисуют круги большим пальчиком)

10.

Продуктивная деятельность

Рисование с помощью поролоновых штампов и трафаретов диких животных. В ходе рисования дети комментируют свои действия.

Ребята, вы сегодня гуляли в чудесном лесу, изображая лесных жителей. А теперь мы с вами будем рисовать зверей необычным способом, а поролоновой губкой. И помогут нам трафареты животных.

— Каким цветом нарисуешь лису? (Добиваться ответа полным предложением). Чем питается заяц? И т.д.

Читайте так же:
Конспект занятия по заиканию транспорт

11.

Коммуникативное упражнение «Доброе животное»

Психолог тихим голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

12.

Ритуал прощания

Стоя в кругу, на вдохе участники делают хлопок над головой, на выдохе опускают руки и произносят «До свидания!»

Занятия с логопедом для ребенка четырех лет

Занятия с логопедом для детей 4 лет очень полезны, так как в этот период идет активное развитие речи. Поэтому важно помочь ребенку с имеющимися речевыми проблемами, чтобы избежать в будущем сложностей с обучением и коммуникацией. В 4 года на смену жестам и активной мимике приходят именно слова. Причем речь становится более сложной, используются полноценные предложения. Также дети активно придумывают свои слова, так как не хватает словарного запаса для описания чувств или окружающих предметов.

В этот период часто встречаются следующие проблемы:

  • сложности в произношении сорных, свистящих и шипящих звуков;
  • отсутствие выразительной интонации;
  • скудный словарный запас – в среднем, дети должны владеть 3 тысячами слов;
  • неправильное применение в речи лексико-грамматических конструкций , а также проблемы с фонематическим слухом.

Эти трудности могут не пройти без занятий с логопедом. Поэтому мы предлагаем обратиться в наш Центр в Москве, чтобы помочь ребенку избавиться от любых речевых нарушений.

Стоимость услуг логопеда-дефектолога:

УслугаСтоимость
Первичный платный прием у детского логопеда (диагностика и консультация)2 500 руб.
Занятие с ребенком у логопеда-дефектолога2 200 руб. (40 мин.)
Занятие в комплексе с Forbrain2 500 руб. (40 мин.)

Специалист логопед-дефектолог оказывает платные услуги в каждом из четырех отделений нашего Центра в Москве, цены указаны выше. Ежедневно с 10-00 до 18-30.

Почему нужна консультация логопеда?

В 4 года не выговаривать какие-то отдельные звуки – это нормально. Проблема в том, что родители не могут оценить насколько имеющиеся проблемы — временные. Только опытный логопед может понять, нужна ли малышу помощь.

Записаться на консультацию необходимо, если ребенок 4-х лет:

  • не может правильно выговаривать звуки, которые уже должны быть в этом возрасте;
  • постоянно пропускает предлоги, путается в падежах, родах и числах;
  • путает слоги в словах;
  • постоянно общается на «своем» языке практически без использования общепринятых слов;
  • испытывает сложности с логическим объяснением своих переживаний, произошедших с ним событий;
  • разговаривает нечетко – складывается впечатление, что разговаривает с «кашей во рту».

Вполне возможно, что серьезного повода для беспокойства нет. К тому же профессионал посоветует эффективные логопедические упражнения, которые родители могут выполнять с малышом самостоятельно.

Особенности построения занятий

Чтобы начать логопедическое занятие, специалист должен провести диагностику. В процессе выявляются проблемы в речевом развитии, а так же психологические особенности ребенка. На основании этого 4-х летним детям составляется индивидуальная программа логопедической коррекции. Могут использоваться разные методики в зависимости от имеющихся трудностей с речью.

На занятиях с логопедом применяются:

  • артикуляционная гимнастика – тренирует речевой аппарат, помогает справиться с неправильным произношением и поставить детскую речь;
  • логопедический массаж – заключается в правильном воздействии на мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • упражнения для формирования фонематического слуха – в некоторых случаях дополнительно нужна проверка у отоларинголога.

Индивидуальные занятия у логопеда помогают расширить словарный запас, грамматический строй речи. Количество занятий зависит от характера проблемы, обучаемости и участия родителей в процессе.

Главный секрет успешных занятий

Логопед для ребенка 4-х лет может сделать многое, но без родителей получить быстрые и хорошие результаты невозможно. Как правило, занятия проходят несколько раз в неделю. Для закрепления полученных навыков специалисты всегда дают рекомендации и упражнения, которые можно сделать дома.

Стоит отметить, что после поступления в детский сад ребенок обычно начинает говорить лучше, воспитатели и родители стремятся выучить с ним как можно больше песен, стихов и новой информации. Но когда ребенку 4 года, сделать это быстро и хорошо ему может быть сложно. В результате появляются стрессы, неуверенность в себе. Именно с такими детьми дефектолог часто работает над заиканием и другими проблемами. Чтобы избежать подобных последствий, лучше заранее планировать занятие с логопедом. Специалист подскажет не только конкретные упражнения, но и как часто и долго их можно выполнять с ребенком с учетом его характера и возраста.

Преимущества обращения к специалисту

Из плюсов занятий с детьми 4 лет с профессионалом, стоит отметить следующие:

  • устранение проблем в речевом развитии ребенка;
  • психологический комфорт – 4 летний малыш не ощущает стресса или страха;
  • своевременная постановка диагноза и коррекция.

В Научно-исследовательским Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия в Москве с детьми работают опытные логопеды-дефектологи с высокой квалификацией, применяются современные методики. Гарантирован учет индивидуальных и возрастных особенностей. Чтобы получить консультацию или записаться на пробное занятие для детей в возрасте 4 -х лет, воспользуйтесь контактными данными на сайте.

Преимущества нашего центра:

  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector