Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские проблемы

Детские проблемы

Причины невротических расстройств и зависимостей у детей – психогенные, так же как и взрослых. В СПб лечением неврозов и неврастении успешно занимается медицинский центр «Верамед».

Специалисты медицинского центра «Верамед» давно и успешно занимаются лечением неврозов и зависимостей у детей. Мы помогаем детям с 7-8 лет до 18 при следующих проблемах:

  • тревожные и фобические расстройства (страх идти в школу, отвечать на уроке и др.);
  • неуверенность, закомплексованность, плохая усидчивость, агрессия;
  • заикание;
  • синдром раздраженного кишечника (боли и спазмы в животе, метеоризм при стрессе);
  • депрессивные расстройства (лень, апатия, грусть, слезы и т.д.);
  • СДВГ;
  • энурез и энкопрез;
  • алкогольная зависимость, токсикомания, курение;
  • игромания, компьютерная и интернет зависимость;
  • лишний вес, пищевые расстройства (булимия, компульсивное переедание).

Методики лечения:

  • гипнотерапия и психотерапия;
  • бинауральная стимуляция;
  • рефлексотерапия;
  • медикаментозная терапия.

Причины невротических расстройств и зависимостей у детей – психогенные, так же как и взрослых.

Гипнотерапия дает возможность найти и переработать «первый кирпичик» проблемы, поменять стереотипы реагирования в сложных ситуациях и в результате полностью избавиться от страха, стыда, неуверенности. В силу пластичности детской психики и недолгой продолжительности болезненных проявлений возможно достаточно быстро и эффективно вылечить детский невроз. По той же причине гипнотерапия способна эффективно заблокировать нежелательные модели поведения у детей – курение, принятие спиртных напитков, игроманию.

Клинический случай

Родители привели на консультацию сына 15 лет с жалобами на плохую успеваемость, пропуски школы, игроманию. В анамнезе – СДВГ, СРК.

Мальчик сам жалоб не предъявлял, но к гипнозу проявил интерес и согласился на терапию. В процессе регрессивной гипнотерапии были выявлены основные детские психотравмы – скандалы между родителями и страх одиночества после того, как родители оставили сына на 3 недели с няней в 1,5 года. Сильный страх и боли в животе у мальчика были, когда пошел в детский сад и в школу, в 12 лет был поставлен диагноз СРК. По словам мальчика школу он начал пропускать из-за утренних «спазмов в животе» перед уроками. В классе, особенно при ответе, боли и метеоризм усиливались, что вызывало насмешки одноклассников.

Начал играть в онлайн игры в 12 лет, в последнее время может просидеть за компьютером 7-8 часов, иногда до утра.

Была проведена гипнотерапия – 10 сеансов, проработаны все детские психотравмы и последующие стрессовые ситуации с заменой стереотипов реагирования. Совместно с гипнотерапией проводилась бинауральная стимуляция в тета-ритме, которая хорошо сняла психическое напряжение и восстановила сон.

Были проведены 3 сеанса гипнотерапии с мамой по поводу ее тревожного расстройства, обычно она провоцировала скандалы с мужем.

Проведен сеанс семейной психотерапии с мамой и отцом по поводу гармонизации отношений, соблюдения режима, совместных семейных мероприятий.

После лечения в «Верамеде» мальчик перестал пропускать школу, «спазмы» исчезли, стал лучше учиться. По словам мамы, стал спокойнее, записался в секцию самбо, ночные онлайн игры закончились. Парень стал более уверенным и собранным, появились друзья в секции, во дворе.

Публикации в СМИ

Ранее это расстройство рассматривали в рамках невроза навязчивых состояний. В МКБ–10 невроз навязчивых состояний разделён на обсессивно-компульсивное расстройство и фобическое расстройство.
Фобическое расстройство характеризуется навязчивым, необъяснимым или преувеличенным страхом каких-либо предметов, ситуаций или физиологических проявлений, которые по существу не могут быть причиной страха и тревоги. Объектом страха могут быть любые явления обыденной жизни; у одного и того же пациента таких объектов страха может быть несколько. Фобическое расстройство может проявляться теми же симптомами тревоги, что и генерализованное тревожное расстройство (см. Расстройства тревожные), но возникающими в определённых ситуациях (страх — предметная тревога). Фобическое расстройство отличается двумя наиболее важными признаками: (1) избегание объектов, которые могут спровоцировать страх; (2) тревога ожидания, возникающая при ожидании встречи с объектами, провоцирующими страх. Объектом страха могут быть ситуации (например, места с большим скоплением людей), животные (например, пауки) и природные явления (например, гром). К фобическим расстройствам относят простые фобии, социальную фобию и агорафобию. Частота. 11,5% населения страдают специфическими фобиями, 13,5% — социальной фобией. Женщины болеют в 2 раза чаще.

Клиническая картина
• Специфические фобии
— страх перед какими-либо предметами и ситуациями. Любая мысль об объекте фобии способна вызвать тревогу, и чем ближе сталкивается пациент с фобическим стимулом, тем интенсивнее тревога и страх, доходящие до ситуационно обусловленного приступа паники (см. Расстройство паническое). В результате больной старается избегать любого столкновения с объектом фобии, что ограничивает его возможности в общении, работе. У некоторых пациентов формируется контрфобическое поведение — активный поиск объекта фобии, часто приводящий к опасным для жизни ситуациям (больной, страдающий страхом высоты, становится альпинистом). Наиболее часто наблюдаемые фобии: агорафобия (страх открытых пространств, общественного транспорта, пребывания в одиночестве вне дома или в толпе), клаустрофобия (страх замкнутых пространств), акрофобия (страх высоты), арахнофобия (страх пауков) и т.д. Реже отмечают панфобию (генерализованная фобия) — страх всего окружающего
• Социальная фобия — страх, связанный с одной или несколькими социальными ситуациями или публичными выступлениями, при которых пациент находится в обществе незнакомых людей или под пристальным вниманием со стороны окружающих (например, общественный туалет, вечеринки, школьный класс, семинары, и т.д.). Началу расстройства может предшествовать психотравмирующая ситуация. Пациент испытывает страх, что его действия или явные симптомы тревоги в этой ситуации поставят его в затруднительное или унизительное положение. Больной избегает общества (чаще всего из-за страха покраснеть [эрейтофобия] или страха есть на людях). Страх может затрагивать лишь строго определённые ситуации или распространяться практически на все социальное поведение. Характерна тревога ожидания этих ситуаций, иногда доходящая до ситуационно обусловленного приступа паники (см. Расстройство паническое). Для больных типично опасение, что ожидание страха отрицательной оценки себя будет распознано окружающими и станет предметом насмешек. Больным свойственна заниженная самооценка. Пациенты оценивают свой страх как необоснованный и иррациональный. В тяжёлых случаях расстройство ведет к социальной изоляции и профессиональному краху. Больные часто употребляют алкогольные напитки для уменьшения симптомов тревоги, что может стать самостоятельной проблемой. В некоторых случаях избегание значимых ситуаций позволяет больным достаточно успешно приспособиться к повседневной жизни.
• Агорафобия — страх оказаться в ситуациях, из которых трудно быстро выбраться (например, общественный транспорт). Агорафобия часто сочетается с паническими атаками (острые непродолжительные приступы выраженной тревоги). См. Агорафобия.

Читайте так же:
Частые позывы к мочеиспусканию при неврозе

Дифференциальная диагностика • Генерализованное тревожное расстройство отличается отсутствием определённых ситуаций, при которых возникает тревога • Шизофрения. Больные шизофренией могут испытывать страх и избегать общественных мест по бредовым мотивам (например, бред преследования), при этом у них отсутствует критическое отношение к своим переживаниям. Больные фобическим расстройством, напротив, осознают необоснованность и неадекватность своих страхов. Для больных шизофренией характерны специфические изменения личности • Депрессивные расстройства. Фобические расстройства нередко сопровождаются депрессией, что осложняет течение заболевания и затрудняет лечение больных. Для больных депрессивным расстройством характерны суточные колебания настроения, снижение аппетита, нарушения сна в виде ранних пробуждений; симптомы депрессии появляются раньше фобии.
Течение и прогноз. Большинство фобий, наблюдаемых у взрослых, впервые появляются в детском возрасте. Простые фобии широко распространены у детей; по мере взросления фобии исчезают, но у некоторых по неизвестным причинам они продолжают существовать и во взрослом периоде жизни. В других случаях фобическое расстройство начинается во взрослом периоде жизни; причиной этого могут быть реальные события, в которых больной испытал сильный страх, например, страх молнии может появится после того, как больной стал свидетелем смерти человека от удара молнии. 72% фобий развиваются на фоне хронических соматических и неврологических заболеваний или их последствий (эндокринные заболевания, осложнения инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваний, последствия ЧМТ и т.д.). В 80% случаев фобическое расстройство осложняются депрессивными расстройствами. В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о течении социальной фобии, но клинический опыт показывает, что заболевание — хроническое с тенденцией к некоторому смягчению в среднем возрасте.

Лечение • Простые фобии. Лечение простых фобий ограничивается психотерапией, в т.ч. поведенческой психотерапией. Убедительных данных об эффективности лечения антидепрессантами нет. При выраженных симптомах рекомендуют назначение бензодиазепинов на непродолжительный срок в сочетании с продолжающейся психотерапией, например алпразолам от 0,25–0,5 мг 3 р/сут до 6–8 мг/сут • Социальная фобия. При лечении социальной фобии психотерапия — метод выбора. Применяют психоанализ и поведенческую терапию. При выраженных симптомах рекомендуют назначение бензодиазепинов на непродолжительный срок в сочетании с продолжающейся психотерапией, например алпразолам от 0,25–0,5 мг 3 р/сут до 6–8 мг/сут. Социальные фобии, проявляющиеся страхом перед публичным выступлением, особенно хорошо поддаются лечению b -адреноблокаторами (например, пропранолол 10–40 мг), которые принимают за 45–60 мин до наступления фобической ситуации, например перед публичным выступлением.
Синонимы • Фобический невроз • Фобические реакции

МКБ-10 • F40 Фобические тревожные расстройства

Код вставки на сайт

Расстройства фобические

Ранее это расстройство рассматривали в рамках невроза навязчивых состояний. В МКБ–10 невроз навязчивых состояний разделён на обсессивно-компульсивное расстройство и фобическое расстройство.
Фобическое расстройство характеризуется навязчивым, необъяснимым или преувеличенным страхом каких-либо предметов, ситуаций или физиологических проявлений, которые по существу не могут быть причиной страха и тревоги. Объектом страха могут быть любые явления обыденной жизни; у одного и того же пациента таких объектов страха может быть несколько. Фобическое расстройство может проявляться теми же симптомами тревоги, что и генерализованное тревожное расстройство (см. Расстройства тревожные), но возникающими в определённых ситуациях (страх — предметная тревога). Фобическое расстройство отличается двумя наиболее важными признаками: (1) избегание объектов, которые могут спровоцировать страх; (2) тревога ожидания, возникающая при ожидании встречи с объектами, провоцирующими страх. Объектом страха могут быть ситуации (например, места с большим скоплением людей), животные (например, пауки) и природные явления (например, гром). К фобическим расстройствам относят простые фобии, социальную фобию и агорафобию. Частота. 11,5% населения страдают специфическими фобиями, 13,5% — социальной фобией. Женщины болеют в 2 раза чаще.

Читайте так же:
Как снять невроз в домашних условиях

Клиническая картина
• Специфические фобии
— страх перед какими-либо предметами и ситуациями. Любая мысль об объекте фобии способна вызвать тревогу, и чем ближе сталкивается пациент с фобическим стимулом, тем интенсивнее тревога и страх, доходящие до ситуационно обусловленного приступа паники (см. Расстройство паническое). В результате больной старается избегать любого столкновения с объектом фобии, что ограничивает его возможности в общении, работе. У некоторых пациентов формируется контрфобическое поведение — активный поиск объекта фобии, часто приводящий к опасным для жизни ситуациям (больной, страдающий страхом высоты, становится альпинистом). Наиболее часто наблюдаемые фобии: агорафобия (страх открытых пространств, общественного транспорта, пребывания в одиночестве вне дома или в толпе), клаустрофобия (страх замкнутых пространств), акрофобия (страх высоты), арахнофобия (страх пауков) и т.д. Реже отмечают панфобию (генерализованная фобия) — страх всего окружающего
• Социальная фобия — страх, связанный с одной или несколькими социальными ситуациями или публичными выступлениями, при которых пациент находится в обществе незнакомых людей или под пристальным вниманием со стороны окружающих (например, общественный туалет, вечеринки, школьный класс, семинары, и т.д.). Началу расстройства может предшествовать психотравмирующая ситуация. Пациент испытывает страх, что его действия или явные симптомы тревоги в этой ситуации поставят его в затруднительное или унизительное положение. Больной избегает общества (чаще всего из-за страха покраснеть [эрейтофобия] или страха есть на людях). Страх может затрагивать лишь строго определённые ситуации или распространяться практически на все социальное поведение. Характерна тревога ожидания этих ситуаций, иногда доходящая до ситуационно обусловленного приступа паники (см. Расстройство паническое). Для больных типично опасение, что ожидание страха отрицательной оценки себя будет распознано окружающими и станет предметом насмешек. Больным свойственна заниженная самооценка. Пациенты оценивают свой страх как необоснованный и иррациональный. В тяжёлых случаях расстройство ведет к социальной изоляции и профессиональному краху. Больные часто употребляют алкогольные напитки для уменьшения симптомов тревоги, что может стать самостоятельной проблемой. В некоторых случаях избегание значимых ситуаций позволяет больным достаточно успешно приспособиться к повседневной жизни.
• Агорафобия — страх оказаться в ситуациях, из которых трудно быстро выбраться (например, общественный транспорт). Агорафобия часто сочетается с паническими атаками (острые непродолжительные приступы выраженной тревоги). См. Агорафобия.

Дифференциальная диагностика • Генерализованное тревожное расстройство отличается отсутствием определённых ситуаций, при которых возникает тревога • Шизофрения. Больные шизофренией могут испытывать страх и избегать общественных мест по бредовым мотивам (например, бред преследования), при этом у них отсутствует критическое отношение к своим переживаниям. Больные фобическим расстройством, напротив, осознают необоснованность и неадекватность своих страхов. Для больных шизофренией характерны специфические изменения личности • Депрессивные расстройства. Фобические расстройства нередко сопровождаются депрессией, что осложняет течение заболевания и затрудняет лечение больных. Для больных депрессивным расстройством характерны суточные колебания настроения, снижение аппетита, нарушения сна в виде ранних пробуждений; симптомы депрессии появляются раньше фобии.
Течение и прогноз. Большинство фобий, наблюдаемых у взрослых, впервые появляются в детском возрасте. Простые фобии широко распространены у детей; по мере взросления фобии исчезают, но у некоторых по неизвестным причинам они продолжают существовать и во взрослом периоде жизни. В других случаях фобическое расстройство начинается во взрослом периоде жизни; причиной этого могут быть реальные события, в которых больной испытал сильный страх, например, страх молнии может появится после того, как больной стал свидетелем смерти человека от удара молнии. 72% фобий развиваются на фоне хронических соматических и неврологических заболеваний или их последствий (эндокринные заболевания, осложнения инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваний, последствия ЧМТ и т.д.). В 80% случаев фобическое расстройство осложняются депрессивными расстройствами. В настоящее время отсутствуют достоверные сведения о течении социальной фобии, но клинический опыт показывает, что заболевание — хроническое с тенденцией к некоторому смягчению в среднем возрасте.

Лечение • Простые фобии. Лечение простых фобий ограничивается психотерапией, в т.ч. поведенческой психотерапией. Убедительных данных об эффективности лечения антидепрессантами нет. При выраженных симптомах рекомендуют назначение бензодиазепинов на непродолжительный срок в сочетании с продолжающейся психотерапией, например алпразолам от 0,25–0,5 мг 3 р/сут до 6–8 мг/сут • Социальная фобия. При лечении социальной фобии психотерапия — метод выбора. Применяют психоанализ и поведенческую терапию. При выраженных симптомах рекомендуют назначение бензодиазепинов на непродолжительный срок в сочетании с продолжающейся психотерапией, например алпразолам от 0,25–0,5 мг 3 р/сут до 6–8 мг/сут. Социальные фобии, проявляющиеся страхом перед публичным выступлением, особенно хорошо поддаются лечению b -адреноблокаторами (например, пропранолол 10–40 мг), которые принимают за 45–60 мин до наступления фобической ситуации, например перед публичным выступлением.
Синонимы • Фобический невроз • Фобические реакции

Читайте так же:
Может при неврозе болеть шея

МКБ-10 • F40 Фобические тревожные расстройства

Тревожно-фобические расстройства

Тревожно-фобические расстройства представляют собой группу психических расстройств, основным признаком которых является наличие тревоги в совокупности с фобией (страхом) к определенной ситуации, местности или событию.

При тревожно-фобическом расстройстве больной в полной мере осознает свою проблему, всячески старается с ней самостоятельно справиться, но, как правило, безуспешно. Постепенно данное заболевание усугубляется, приобретает хроническое течение с периодическими обострениями, фобии становятся более частыми, возникают на более широкий круг событий, протекают тяжелее. Именно поэтому при первых симптомах тревожно-фобического расстройства необходимо обращаться за медицинской помощью к специалистам, которые своевременно смогут определить существующую проблему и назначить необходимое лечение.

Даже при отсутствии психического расстройства, беседа со специалистом поможет снизить риск возникновения психического расстройства в будущем, так как причиной тревожно-фобических расстройств часто является характер с преобладанием тревожности, мнительности и других подобных качеств.

Клиника К+31 предлагает своим клиентам квалифицированную помощь в решении проблем, связанных с предупреждением, диагностикой и лечением тревожно-фобических расстройств, а также другой психопатологии, имеющей сходные клинические признаки и требующей проведения дифференциальной диагностики.

Причины тревожно-фобических расстройств

Наиболее высокая предрасположенность к тревожно-фобическим расстройствам отмечается в подростковом возрасте, в 25-35 лет и у женщин в периоде пременопаузы. Именно в это время человек очень чувствителен к различным жизненным трудностям, стрессам, переживаниям, которые способствуют возникновению тревоги, навязчивых страхов, тревожно-фобических расстройств. Риск развития данного психического расстройства существенно увеличивается у лиц с выраженной тревожностью и мнительностью характера, у тех, кто по жизни очень осторожен и педантичен, ищет рациональную сторону всех происходящих событий, препятствуя раскрытию и всплеску эмоций.

В настоящее время подтверждена биохимическая теория возникновения тревожно-фобических расстройств, согласно которой при данном психическом расстройстве отмечается дисбаланс эндогенных гормонов и других регулирующих веществ в совокупности с изменением рецепторного статуса нейронов в головном мозге. Данная теория коррелирует с генетической предрасположенностью к возникновению тревожно-фобических расстройств у близких родственников.

Виды тревожно-фобических расстройств

Согласно актуальной международной классификации болезней (МКБ-10) тревожно-фобические расстройства включают:

  • Агорафобию;
  • Социальные фобии;
  • Специфические (изолированные) фобии;
  • Неуточненные тревожно-фобические расстройства.

В отличие от других тревожных расстройств, ключевым моментом всех заболеваний является наличие фобии или навязчивого страха, степень выраженности, характер, продолжительность и причины которого различаются в зависимости от вида патологии.

При агорафобии присутствует страх перед открытым пространством, людными местами, большими помещениями – теми ситуациями, которые могут «угрожать» мнимой беззащитностью для больного, где он не сможет при первых же признаках тревоги укрыться в безопасном месте. Таким местом, как правило, является дом (квартира, личная комната). Мысль о возможной, хоть и ложной опасности порождает навязчивый страх, тревогу, сильное беспокойство. Если же избежать «проблемного» места не удалось, то страх может перерасти в паническую атаку.

Социальные фобии – боязнь общества, общения или другого контакта с окружающими, чаще незнакомыми людьми, страх перед выступлением на публике, выраженное беспокойство, боязнь и тревога при выполнении какой-либо работы при наблюдении со стороны. В более тяжелых ситуациях у человека возникает ложное ощущение, что за его деятельностью кто-то наблюдает, это существенно ухудшает результат и препятствует достижению поставленной цели. Больной осознает тяжесть своего положения, пытается успокоить себя, собраться и «перестать бояться», но самостоятельно избежать проблемы удается очень немногим.

Специфические или изолированные фобии – страх какой-то одной, конкретной, определенной ситуации, предмета, положения. Чаще всего отмечается страх перед собственной болезнью или болезнью близких родственников, страх перед посещением стоматолога или при виде крови, боязнь высоты или темноты, боязнь грозы, определенного вида животных и т.д.

Лечение тревожно-фобических расстройств

Лечение тревожно-фобических расстройств начинают с беседы со специалистом (психотерапевтом, психиатром, психологом). Цикл психотерапии, как в индивидуальном, так и в групповом порядке в большинстве случаев оказывает положительный результат.

В случае тяжелых форм тревожно-фобических расстройств прибегают к назначению лекарственных препаратов из группы транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропных препаратов и других средств из психофармакологии.

Лечение фобического невроза у детей

Вряд ли кто-то не согласится, что в современном мире человеку все сложнее сохранить свое здоровье. Ритм большого города ежедневно заставляет нас забывать обо всем в нашей вечной гонке. Неудивительно, что двое из трех жителей мегаполиса страдают той или иной формой невроза.

Но еще более печальная картина вырисовывается, когда речь идет о детях, ведь они гораздо более восприимчивы к любым психологическим нагрузкам: детский сад, школа, а нередко и семья становятся постоянным источником стресса для ребенка.

Читайте так же:
Что такое невроз локтевого сустава

Часто случается так, что неврозы долгое время остаются незамеченными и годами портят человеку жизнь, нарастая, как снежный ком: на фоне небольшого нервного расстройства ребенок начинает хуже учиться, это провоцирует конфликты с учителями и родителями, невроз усиливается, появляются проблемы со сверстниками, что дополнительно усугубляет картину расстройства.
И так далее, по замкнутому кругу. Чтобы избежать такой ситуации, сохранить отношения с ребенком и его здоровье, необходимо уметь вовремя заметить признаки начинающегося невроза и сделать все для устранения его причины.

Первая группа неврозов – это тревожно-фобические расстройства, к которым относятся не только сами фобии (навязчивый страхи), но и панические атаки, общие тревожные состояния.
Навязчивый страх, или фобия – одна из самых распространенных форм невроза. Особенность ее в том, что однажды появившись, она остается с человеком очень надолго, если не навсегда.
Причиной возникновения этого состояния чаще всего является какая-то конкретная ситуация, и страх возникает всегда, когда появляется шанс ее повторения. У детей стресс – не обязательная составляющая для формирования фобии. Зачастую впечатлительному ребенку достаточно услышать от сверстника леденящую душу историю о том, как маньяк убил в темном подъезде маленькую девочку — и боязнь темноты уже сформирована.

Всем очевидно, что ребенку не стоит смотреть “криминальную хронику”, но из вышесказанного можно сделать еще один, не менее ценный вывод: лучше обсудить с ребенком все, что он увидел или услышал, пока он еще не успел “обдумать” все сам, дорисовав в воображении ужасные подробности, и сделав свои выводы из ситуации.

С паническими атаками дети чаще всего впервые сталкиваются в подростковом возрасте. Это состояние возникает спонтанно, приступ длится около 20 – 30 минут. Появляется учащенное сердцебиение, потливость, слабость, иногда чувство удушья или тошноты.
Все это сопровождается паническим беспричинным страхом, чаще всего, боязнью смерти или сумасшествия. Такие приступы являются результатом длительного воздействия стрессового фактора и переутомления в сочетании с перестройкой организма, происходящей в пубертатном (подростковом) периоде. К ребенку необходимо отнестись со вниманием, постараться разгрузить его режим дня, проконсультироваться с психологом, невропатологом.
Общие тревожные состояния вызываются теми же причинами, что и панические атаки, но проявляются не так ярко. В этом случае ребенка преследует постоянное ощущение дискомфорта, неясной тревоги, он плохо засыпает, раздражителен и часто плачет. Кроме того, часто возникают болезненные ощущения: слабость, головная боль, невозможность глубоко вдохнуть. Как и в случае паник, нужно максимально снизить учебную нагрузку на ребенка, добиться постоянства режима дня.

Не менее распространенная группа неврозов – навязчивые состояния. В нее входит множество различных расстройств – навязчивые сомнения, идеи, действия, контрастные навязчивости.
Навязчивые сомнения – невротическое нарушение, с которым сталкивался практически каждый из нас: сложно найти человека, который никогда не обдумывал возможные повороты уже давно завершенного диалога, не возвращался бы домой, чтобы посмотреть, выключен ли утюг, не проверял бы по три раза билеты по дороге на вокзал. Но в некоторых случаях этот безобидный невроз доводит свою жертву до изнеможения, приобретая форму настоящей мании.
У детей это чаще всего проявляется расстройствами сна: ребенок не может заснуть, десятки раз повторяя в голове неудавшийся разговор с одноклассником, или вскакивает по несколько раз за ночь, чтобы проверить, положил ли он в портфель тетрадь по математике (“учительница кричать будет” – говорит он, пытаясь объяснить такое поведение).

Конечно, иногда такие эпизод бывают у всех – невозможно не переживать по некоторым поводам, но когда это приобретает некоторую регулярность, родителям стоит задуматься о причинах такого невроза.

Стоит обсуждать с ребенком все, что его волнует, находить решения его проблем, не делая особенного акцента на том, что он должен был их избежать (об этом тоже нужно говорить, но потом, когда неприятная ситуация уже себя исчерпала).
Более распространенным видом навязчивостей у детей являются навязчивые действия: движения и ритуалы.

К навязчивым движениям можно отнести всевозможные тики и обсессивную (см. ниже) медлительность. Тик – одна из самых распространенных форм невроза, причем разнообразие таких навязчивостей велико: это и различные подергивания мускулатуры, и заикание, и постоянное вставление в речь слов-паразитов.

Чаще всего, тики возникают на фоне постоянного стрессового воздействия, причем усиливаются пропорционально увеличению стресса и не зависят от конкретных ситуаций. В большинстве случаев, тики со временем проходят сами, но это отнюдь не значит, что их нужно игнорировать.
Если ребенок совершает навязчивые движения, либо вставляет в речь лишние слова, следует обращать его внимание на это, со временем он сможет лучше контролировать себя и тик пройдет. С заиканием дело обстоит иначе: не стоит акцентировать внимание ребенка на его проблеме – это и без вас сделают “добрые” одноклассники.

Читайте так же:
Раннее пробуждение невроз как лечить

Такого ребенка нужно слушать очень внимательно, не перебивать – он должен избавиться от волнения в разговоре. Хорошо, если вы будете просить ребенка читать вслух или учить стихи наизусть – все это тренирует и ставит речь.

Обсессивная медлительность – довольно частое явление, которое, в большинстве случаев долго остается незамеченным. Проявляется это в том, что ребенок как бы “зависает” при выполнении некоторых действий: часами ест или одевается, весь день сидит над домашним заданием, с пустым взглядом уставившись в учебник.

Как и в случае с тиками, большая роль в устранении медлительности отводится тренировке самоконтроля – этому поможет написание распорядка дня “по минутам”, где всему отводится четкое время.

Навязчивые ритуалы – своеобразная форма невроза, которая в какой-то степени выражена у всех. К ним относятся те действия, которые мы совершаем, руководствуясь своими собственными приметами и суевериями: ходить, не наступая на тени или на трещины на асфальте, ходить на ответственные мероприятия только в определенной “счастливой” одежде. Когда таких ритуалов не слишком много и они не мешают ребенку нормально жить, не стоит о них беспокоиться – часто такие действия нужны для создания ощущения комфорта.
Более редкой формой неврозов являются контрастные навязчивости. Это состояние включает в себя как бы две составляющие: сначала у человека появляется идея, противоречащая общечеловеческим нормам и правилам, во второй фазе возникает страх перед возможностью реализации этой идеи из-за потери самоконтроля (“А что если я сам это сделаю?”).
Самая большая проблема этого невроза в том, что люди, им страдающие, склонны скрывать эту свою проблему. Да и кому признаешься в тех мыслях, которые пугают даже тебя? Стоит помнить о возможности подобных расстройств, побольше говорить с ребенком о его переживаниях, успокаивать его. Ведь только одно осознание того, что у него возникают “плохие” мысли может стать настоящей травмой и всерьез отразиться на самооценке.
Необходимо объяснить, что мы все в силах контролировать себя, какие бы идеи не приходили порой нам в голову.

Кроме того, родители часто игнорируют особый род навязчивостей – сверхценные идеи. Хорошо, когда ребенок особенно увлечен чем-либо, но стоит насторожиться, если хобби поглощает его целиком, мешает учебе и распорядку дня.

Чтобы избежать подобных состояний, стоит предлагать ребенку различные варианты времяпрепровождения, расширять круг его общения и интересов. Это поможет ему не только вырасти во всесторонне развитую личность, но и избежать ряда психологических проблем.
У младших школьников часто встречаются неврозы, проявляющиеся расстройствами пищеварения и головной болью. Связаны они обычно бывают с непомерной нагрузкой, которую взваливают на плечи детей дома и в школе.

К сожалению, зачастую родителям не понять, что музыкальная школа для первоклассника – явное излишество, даже если она и не занимает очень много времени. В начальных классах лучше обратить внимание на танцевальные и спортивные секции, посещать которые лучше тоже не более двух раз в неделю.

Особенным вариантом неврозов являются истерические расстройства, чаще всего их появление связано с особенностями воспитания: обычно такие дети единственные либо младшие в семье.
Сначала ребенок специально изображает истерику, чтобы добиться своего. Потом, если это оказывается действенным методом, истерика становится неконтролируемой реакцией организма.
Выглядеть такие приступы могут совершенно душераздирающе: ребенок катается по полу с криком или хрипами (ему может казаться, что он задыхается), бьет ногам и руками. Такая картина чем-то похожа на приступ эпилепсии и может напугать родителей. Но есть главное различие: при истерическом припадке сознание сохраняется, поэтому такие дети моментально отреагируют на щипок, окрик, или любой другой резкий поворот событий.
Кроме того, истерика возникает только в присутствии зрителя, так что лучшее, что вы можете сделать – просто спокойно выйти из комнаты и закрыть за собой дверь, как бы трудно ни было это сделать. Не пройдет и пары минут, как ребенок начнет успокаиваться. Если такое происходит с маленьким малышом, его нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
Существует огромное множество вариантов невротических расстройств, мы рассмотрели лишь некоторые из них. И важен не диагноз и не то, какими словами называют это врачи. Главное – ваши отношения с ребенком, ваши доверие и понимание, которые так необходимы детям.
Важно понимать, что те проблемы, которые выглядят смешными, если смотреть на них с высоты вашего жизненного опыта, могут казаться неразрешимыми для маленького человечка, и именно поэтому начинать и решать нужно вместе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector