Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научный журнал Международный журнал экспериментального образования ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0,839

Личностная тревожность подростка по ханину

Проблема сохранения психического здоровья детей школьного возраста продолжает оставаться одной из самых актуальных как для науки, так и общества в целом. Данная тенденция во многом объясняется интенсивностью переживаемых школьниками эмоциональных стрессов, связанных с процессом обучения, а также ростом количества детей, нуждающихся в особом подходе к их психолого-педагогическому сопровождению. Одной из наиболее многочисленных категорий таких «особых» детей являются школьники с задержкой психического развития (ЗПР), подверженные повышенной тревожности. Их поведение отличают частые проявления беспокойства, чувствительность к личной неуспешности в социально значимых сферах, в том числе образовательной. Интенсивные тревожные состояния деструктивно влияют на процесс школьной адаптации, что ведет к снижению успеваемости и уровня самооценки ребенка, повышает его фрустрированность, создает предпосылки для формирования девиантного поведения и т.д. (А.А. Абашкина, 2013; Н.П. Кондратьева, 2002; С.Н. Троценко, 2012; О.В. Фролова, 2001; А.А. Яковлева, 2015; и др.). Целью нашего исследования стало изучение специфики тревожности детей школьного возраста с задержкой психического развития. В качестве испытуемых выступили учащиеся вторых, третьих и шестых, седьмых классов МАОУ СОШ № 118 г. Перми, разделенные на две равные выборки. Для обследования младших школьников были применены методики диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса и Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Для подростков, соответственно, также тест Филлипса и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Тестовый материал и диагностическая процедура были адаптированы к возрастным и психологическим особенностям испытуемых. Получены следующие данные. У младших школьников в большей степени, чем у подростков (по тесту тревожности Филлипса), выражены показатели общей школьной тревожности, страха не соответствовать ожиданиям окружающих и страха ситуации проверки знаний. Можно предположить, что тревожность учащихся начальных классов в значительной степени детерминирована негативными эффектами включения их в школьную жизнь, приоритетной ориентацией на мнение значимых взрослых в оценке их знаний, достижений, возможностей, поступков, мыслей и т.д. В числе причин обозначенных деструкций – незавершенность процесса формирования представления о школе, особенностях учебной деятельности, иерархических компонентах взаимоотношений со сверстниками и др. Также младшие школьники зависят от мнения окружающих, но к концу рассматриваемой образовательной ступени эта зависимость в норме должна уменьшиться. Результаты диагностики по проективному тесту Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки дополняют полученную картину – учащиеся начальных классов с ЗПР имеют высокий уровень тревожности (индекс тревожности более 50 %). Соответственно, у подростков с задержкой психического развития, в большей степени, чем у младших школьников (по Филлипсу), выражены показатели фрустрации потребности в достижении успеха, переживания социального стресса и низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Очевидно, на данном этапе онтогенеза дети оказываются в ситуации психологической депривации, что препятствует их самореализации в плане достижения высоких учебных результатов, вносит диссонанс в развитие социальных контактов (прежде всего – со сверстниками), нагнетает стрессовое состояние. Деструктивная личностная тенденция во многом детерминирована низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, что снижает адаптивность подростков к ситуациям стрессогенного характера, повышающим вероятность неадекватного, асоциального реагирования на тревожные факторы среды. Также следует учитывать другие психофизиологические особенности возраста, проблемы личностной нестабильности и т.п. Результаты обследования подростков по методике Спилбергера-Ханина позволяют утверждать, что у испытуемых в значительной степени выражены показатели реактивной тревожности, которая характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

Читайте так же:
Сосудистая деменция развитие болезни

Сформированный нами диагностический комплекс и полученные на его основе эмпирические данные могут быть применены в процессе психологического сопровождения и коррекции проблем детей с задержкой психического развития.

Приверженность к лечению больных артериальной гипертензией с учетом уровня тревожности

Кадирова, Г. Г. Приверженность к лечению больных артериальной гипертензией с учетом уровня тревожности / Г. Г. Кадирова, Б. Т. Абророва, Ш. Х. Умарова, Ш. А. Курбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52058/ (дата обращения: 25.10.2021).

Актуальность. Рассматривая причины низкой приверженности к лечению, необходимо оценивать личностные особенности пациента, которые могут быть одной из причин этого явления. Известно, что тяжелые психические расстройства снижают приверженность больных к лечению [1,2,3].

Целью исследования было изучение психосоматических аспектов приверженности к терапии и оценка взаимосвязи приверженности с ситуативной и личностной тревожности.

Материал иметоды исследования. Работа проводилась на базе клиники РСНПМЦТ и МР. В исследование включены 60 больных артериальной гипертензией (женщин, мужчин) в возрасте от 35 до 65 лет (средний возраст 61,1±1,7 лет). Обязательным условием включения в исследование было согласие на обследование. Для оценки приверженности использовались специальные опросник Мориски-Грина.

По данным клинической беседы все пациенты были разделены на 2 группы:

1 группа (n=23) — с высокой приверженностью к лечению (ВПЛ) — те, кто начал лечиться сразу после установления диагноза и регулярно принимал назначенную терапию (17 женщин, 13 мужчин; средний возраст 61,1±1,7 лет).

2 группа (n=37) — с низкой приверженностью к лечению (НПЛ) — те, кто начал лечиться не сразу после установления диагноза и не принимал или нерегулярно принимал назначенную терапию (15 женщины, 8 мужчин; средний возраст 63,1±11,8 лет).

Также больными заполнялась шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина. Анкета заполнялась пациентом собственноручно. При невозможности самостоятельного заполнения анкету заполняли со слов больного.

Читайте так же:
Этапы логоритмической работы при заикании

Опросник Спилбергера —Ханина представляет собой весьма информативный и надежный инструмент для измерения тревожности, как индивидуального свойства личности, так и состояния в какой-либо определённый момент в прошлом, настоящем и будущем.

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т. е. о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида. Высокий показатель личностной тревожности дает представление о высокой вероятности проявления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны психотерапевта. Низко тревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных, особо важных и личностно значимых случаях.

Реактивная тревожность, как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени. Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента. Этот показатель чутко реагирует на изменение психоэмоционального состояния пациента в процессе лечения и является одним из наиболее удобных для оценки психотерапевтической коррекции.

Шкала Спилбергера —Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А), и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б). Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, вопросы 1–20) и как себя чувствует обычно (личностная тревожность, вопросы 1–20).

Результаты исследования. Группы пациентов приверженных и не приверженных лекарственной терапии были сопоставимы по основным клинико-демографическим показателям на момент поступления в стационар. Базовые характеристики пациентов, включенных в исследование, представлены в таблице № 1.

Сравнительная характеристика пациентов, включенных висследование по основным клиническим характеристикам

Анализ изучения реактивной и личностной тревожности

По результатам методики Спилберга — Ханина (реактивная и личностная тревожность), были получены следующие результаты: (см. Приложение 6,7).

— Подростки с Интернет-аддикцией; 2 — подростки без Интернет-адикции.

Рисунок 1. Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики Спилбергера-Ханина

На данном графическом изображении мы можем наблюдать средние значения по параметрам реактивной тревожности (РТ — синий цвет) и личностной тревожности (ЛТ — красный цвет).

Под цифрой 1 указана эмпирическая группа, то есть ученики с Интернет-аддикцией, а под цифрой 2 — ученики без Интернет-аддикции.

Читайте так же:
Как умирают старые люди с деменцией

По графическому изображению видно, что фактических различий между группами нет. Как в первой, так и во второй группе результаты по показателям личностной тревожности преобладают над показателями реактивной тревожности.

Результаты по ЛТ и РТ находятся в диапазоне от 31 до 45, что свидетельствует о наличии умеренной тревожности.

Сравнительный анализ средних значений по параметрам методике Спилбергера — Ханина.

* достоверно при p 5% = 389.

Преобладание личностной тревожности над реактивной в подростковом возрасте как у Интернет-аддиктов, так и не аддиктированных можно интерпретировать как то, что подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке, а также жизнедеятельности в различных ситуациях. Это может привести к различным затруднениям в общении, что в свою очередь может привести ко множеству коммуникативных барьеров.

Тревожность не является изначально негативной чертой.

Анализ изучения агрессивного состояния

По результатам методики Басса — Дарки, были получены следующие результаты: (см. Приложение 6,7).

Рисунок 2. Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики Басса — Дарки.

На данном графическом изображении можно наблюдать средние значения по параметрам агрессивности у учеников с Интернет-аддикцией (синий цвет) и у учеников без Интернет-аддикции (красный цвет).

По графическому изображению видно, что фактических различий между группами нет.

Сравнительный анализ средних значений по параметрам методики Басса — Дарки

* достоверно при p 5% = 389.

— подростки с Интернет-аддикцией; 2 — подростки без Интернет-аддикции.

Рисунок 3. Результаты показателей Индекса враждебности и Индекса агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя показатели параметров обида и подозрительность. Нормой враждебности является величина 7+/-3 (Максимальная величина 21б.).

Индекс агрессивности включает в себя показатели параметров физической агрессии, раздражительности и вербальной агрессии. Нормой агрессивности является величина 19+/-3 (Максимальная величина 31 б.).

Все значения по показателям находятся в норме. Этому свидетельствуют значения индекса агрессивности и индекса враждебности.

В данном возрасте агрессивность присуща большинству подростков, в различных ее проявлениях. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. В данном случае подростки как с Интернет-аддикцией, так и без нее, проявляют соперничество, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, а также проявляют и кооперацию, стараются идти на компромисс, что не препятствует успешности деятельности.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Экспериментальное изучение уровня тревожности у учащихся 8 классов

Лесосибирский педагогический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Читайте так же:
Диагноз заикание код по мкб

Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые, философы, врачи-неврологи, психотерапевты, психиатры, педагоги и другие специалисты изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного развития. Изучением тревожности занимались такие психологи, как Лидия Ильинична Божович, Александр Иванович Захаров, Зигмунд Фрейд, Анна Михайловна Прихожан, Чарльз Спилбергер, Карен Хорни и мн.др.

Особенно ярко тревожность проявляется в подростковом возрасте. Без знания особенностей проявления тревожности подростков трудно верно реагировать на их поступки, целенаправленно руководить процессом воспитания.

Старшие подростки обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то степени зависят.

В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этом возрасте повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Причины возникновения тревожности в этот период связаны либо с реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являются следствием определенных личностных внешних и внутренних конфликтов, трудностей самоопределения и т.п. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

В связи с актуальностью проблемы цель исследования изучение тревожности у учащихся 8 классов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №4 г. Лесосибирска. В исследовании принимали участие 42 подростка (19 мальчиков и 23 девочки) в возрасте 13-14 лет, учащиеся восьмого «А» и восьмого «Б» классов. В качестве диагностического инструментария использовались методики — Методика «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ); «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера, адаптация Ю. Л. Ханина.

Читайте так же:
Школьная тревожность младших школьников прихожан

Проанализировав ответы респондентов, полученные после проведения двух методик («Многомерная оценка детской тревожности» и «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина)), можно сделать вывод о том, что уровень личностной тревожности у большинства подростков (64,3%), принимавших участие в нашем исследовании, находится на оптимальном среднем уровне, т.е., в своем большинстве восьмиклассники обладают полезным, необходимым для полноценной, гармоничной жизни уровнем конструктивной тревожности. Это может объясняться благоприятной, комфортной психологической обстановкой в классе и дома, психофизиологическими особенностями данных школьников, отсутствием у них ярко выраженных внешних и внутренних конфликтов.

Стоит также отметить, то, что подростков с низким уровнем тревожности выявлено 21,4% от общего количества респондентов. Подобный результат носит, как правило, двузначный характер: с одной стороны, легкость и оптимизм к оценке окружающего, с другой – это может быть признаком поверхностности эмоционально-чувствительной сферы. Школьники как бы не допускают неприятный опыт в сознание. Необходимо также сказать, что за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Общее число подростков с высоким уровнем тревожности составил 16%. Это может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов у этих подростков. Большинство ситуаций, в которых оказывается подросток, воспринимаются им как угрожающие ему лично, его престижу и самооценке, большинство ситуаций оказываются стрессогенными.

Анализируя полученные результаты, мы можем сказать, что у подростков, имеющих высокий уровень личностной тревожности в условиях проводившегося исследования, чаще проявлялась повышенная ситуативная тревожность по сравнению подростками, имеющими средний и низкий уровень личностной тревожности.

Таким образом, исходя из полученных данных по методикам МОДТ и ШРЛТ, было выявлено, что у 64,3% опрошенных нами восьмиклассников средний уровень тревожности; у 21,4% — низкий уровень и у 14,3% отмечается высокий уровень тревожности. Наблюдая за тем, как учащиеся с высоким уровнем тревожности вели себя со сверстниками, учителями, можно сказать, что они довольно замкнуты, раздражительны, нередко вступали в конфликты и отказывались выполнять задания.

Подростки, у которых высокий уровень тревожности, дают основание полагать, что у них имеются нарушения в эмоционально-личностной сфере и наличие внутренних конфликтов. В связи с этим, мы видим необходимость работы психолога с этими подростками, так как у них существует большой риск развития серьезных невротических, поведенческих и психосоматических расстройств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector