Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала тревоги Спилбергера

Шкала тревоги Спилбергера

Также известен как Опросник Спилбергера. Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Содержание

Назначение методики

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Теоретические основы

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Процедура проведения

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
СТОтветыЛТОтветы
№№1234№№1234
Ситуативная тревожностьЛичностная тревожность
14321214321
24321221234
31234231234
41234241234
54321251234
61234264321
71234274321
84321281234
91234291234
104321304321
114321311234
121234321234
131234331234
141234341234
154321351234
164321364321
171234371234
181234381234
194321394321
204321401234

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Читайте так же:
Энурез дневной у детей лечение комаровский

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Шкала самооценки личностной тревожности (Спилбергер)

Оцениваемый параметр — личностная тревожность. Высокий показатель личностной тревожности свидетельствует о склонности испытуемого воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций (особенно когда они касаются самооценки и престижа) и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием угрозы своему социальному статусу и т.д.). Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный (или желательный) уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Она связана с мотивами деятельности человека, его заинтересованностью в решении задачи, значимостью для него данной ситуации. Умеренная тревожность позволяет человеку мобилизовать свои силы, действовать более эффективно. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается в течение жизни человека, в результате социального взаимодействия (нарушение детско-родительских отношений, нарушение формирования самооценки и т.д.). Измерение тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта.

Различают ситуативную (реактивную) тревожность, характеризующую состояние субъекта в определенный момент и личностную тревожность, как устойчивую индивидуальную характеристику личности.

Различается также адекватная тревожность (являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области) и неадекватная тревожность (проявляющаяся в благополучных условиях и нейтральных ситуациях).

В отличие от большинства методик, измеряющих тревожность либо как состояние, либо как свойство личности, Ч. Спилберегер разработал методику, позволяющую дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. На русский язык данная методика была адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Читайте так же:
Когнитивный тренинг при деменции

Личностная тревожность как черта (свойство) дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Люди с высокой личностной тревожностью склонны воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие (особенно когда они касаются самооценки и престижа).

Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида (насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность).

Величина тревожности может быть также связана и с типом темперамента, для типов, характеризующихся более слабыми нервными процессами, тревожность будет более высокой (например, меланхолики характеризуются повышенной тревожностью).

Обработка результатов

При анализе результатов имеют в виду, что общий итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31–44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

Психологическая характеристика личности

Объектом изучения выбрана 16-летняя девушка, которая любезно согласилась пройти все предложенные ей тесты, ответить на вопросы, предоставить для анализа продукты своей деятельности, уделить достаточное количество времени для личных бесед.

Файлы: 1 файл

66383.docx

Мотив самоуважения (6) выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Это первая группа элементов, и она связана с оценочными процессами.

По приведенным данным видно, что движущей силой развития деятельности является мотив самоуважения — 21 балл.

Другую группу образуют элементы, которые выступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей.

Часть этих элементов относится к текущему положению дел и представляет собой результаты таких процессов,

как придание личностной значимости результатам деятельности (7),

оценка сложности выполняемого задания (8),

оценка степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (9),

оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности (10),

оценка своего потенциала (11). Эта группа элементов связана с процессами прогнозирования.

По приведенным данным видно, что выполняемое Светланой задание не является сложным, а потому и результаты его выполнения не представляют особую значимость. Но Света высоко оценивает свой внутренний потенциал и способность выполнять гораздо более сложные задания, чем это.

Третья группа элементов отражает предвидимый или планируемый субъектом ход последующих событий:

намеченный уровень мобилизации усилий (12),

ожидаемый уровень результатов (13).

Важное значение имеет понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результата от случая и от его собственных возможностей (14),а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (15).

Эта группа элементов связана с процессами интерпретации.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что при решении проблем Света полагается в большей степени на свои возможности и способности, чем на волю случая, предъявляя свою собственную инициативу, но лишь в том случае, если сам процесс деятельности ей интересен и соответствует ее представлениям о необходимости, целесообразности, важности и нужности.

А уровень притязаний определяется в данном случае, прежде всего, ярко выраженным компонентом самоуважения (21 балл) и высокой оценкой своего потенциала (21 балл).

Тест на исследование тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина).

Цель: Определить самооценку уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Читайте так же:
Известные люди больные деменцией

Краткое описание. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности -естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. При интерпретации результат оценивается следующим образом:

3,5 — 4,0 балла — очень высокая тревожность.

3,0 — 3,4 балла — высокая тревожность.

2,0 — 2,9 балла — средняя тревожность.

1,5 — 1,9 балла — низкая тревожность.

0,0 — 1,4 балла — очень низкая тревожность.

По шкале реактивной тревожности Светлана набрала 1,6 балла, по шкале личностной тревожности -1,7 балла.

Данные результаты соответствуют низкому уровню тревожности, что подтверждается данными наблюдений за поведением, реакциями Светы в повседневной жизни.

Измерение мотивации достижения.

Цель: Диагностика двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается , какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Краткое описание. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Степень согласия или несогласия оценивается по следующей шкале:

+3 — полностью согласен

+1 — скорее согласен, чем не согласен

-1 — скорее не согласен, чем согласен

-3 — полностью не согласен

Мотив стремления к успеху у Светланы оценивается в 79 баллов, а мотив избегания неудачи — в 92 балла. Это говорит о том, что в принятии решений по поводу какой-либо деятельности Светлана сначала всесторонне оценивает ситуацию, проявляет осторожность, осмотрительность, взвешенность.

Незаконченные предложения или Ваше отношение к людям и к жизни вообще.

Цель: Исследование направленности индивида, системы его отношений. Дата: 20.12.09

Краткая инструкция. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Необходимо закончить каждое предложение. Далее все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, и производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка -1. Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Физиология человека, 2021, T. 47, № 1, стр. 20-30

Изучали спектральную мощность потенциалов θ1-, θ2-, α-, β1— и β2-диапазонов электроэнцефалографии (ЭЭГ) у испытуемых (43 чел., мужчины в возрасте 19–21 года) с разной личностной тревожностью при тестировании внимания. Личностную и ситуативную тревожность по Ч.Д. Спилбергеру оценивали до тестирования. В исходном состоянии при закрытых глазах, у испытуемых с низкой личностной тревожностью наблюдалась достоверно большая, чем у испытуемых с высокой тревожностью, мощность колебаний θ1— (в затылочных и левой теменной областях) и θ2— (в левой фронтальной и правой височной областях) диапазонов ЭЭГ. В это же время у испытуемых с высокой личностной тревожностью наблюдалась меньшая, чем у индивидов с низкой тревожностью мощность α-диапазона ЭЭГ левой центральной и фронтальных областей коры. При выполнении теста, по сравнению с исходным состоянием при открытых глазах, у индивидов с низкой личностной тревожностью отмечалось возрастание мощности потенциалов как θ1-, так и β2-диапазонов ЭЭГ во всех областях коры, кроме височных. У индивидов с высокой тревожностью при выполнении теста наблюдалось увеличение мощности потенциалов θ1-диапазона ЭЭГ, но не происходило роста мощности β2-потенциалов ЭЭГ. Можно предположить, что выявленные особенности динамики спектральных характеристик ЭЭГ отражают преобладание ориентировочного или оборонительного компонента спектра мотивации у индивидов с разным уровнем личностной тревожности.

Читайте так же:
Упражнения по правильному дыханию при заикании

Полные тексты статей выпуска доступны только авторизованным пользователям.

Spielberger C.D., Ritterband L.M., Sydeman S.J. et al. Assessment of emotional states and personality traits: measuring psychological vital signs / Clinical Personality Assessment: Practical Approaches // Ed. Butcher J.N. N.Y.: Oxford University Press, 1995. P. 42.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 859 с.

Афтанас Л.И., Павлов С.В. Особенности межполушарного распределения спектров мощности ЭЭГ у высокотревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных условиях и при отрицательной эмоциональной активации // Журн. высш. нервн. деят. 2005. Т. 55. № 3. С. 322.

Derryberry D., Reed M.A. Anxiety-related attentional biases and their regulation by attentional control // J. Abnorm. Psychol. 2002. V. 111. № 2. P. 225.

Gray J.A., McNaughton N. The Neuropsychology of anxiety: an enquiry into the functions of the septohippocampal system. 2nd ed. Oxford University Press, 2000. 444 p.

Джебраилова Т.Д. Спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с различной личностной тревожностью в ситуации экзаменационного стресса // Журнал высш. нервн. деят. 2003. Т. 53. № 4. С. 495.

Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., Новотоцкий-Власов В.Ю. и др. Исследование уровня внутрикоркового взаимодействия в бета2-диапазоне при экзаменационном стрессе // Журн. высш. нервн. деят. 2002. Т. 52. № 4. С. 417.

Князев Г.Г., Савостьянов А.Н., Левин Е.А. и др. Электроэнцефалографические корреляты тревожности // Бюллетень СО РАМН. 2009. № 1. С. 74.

Heller W., Nitschke J.B., Etienne M.A., Miller G.A. Patterns of regional brain activity differentiate types of anxiety // J. Abnorm. Psychol. 1997. V. 106. P. 376.

Nitschke J.B., Heller W., Palmieri P.A., Miller G.A. Contrasting patterns of brain activity in anxious apprehension and anxious arousal // Psychophysiology. 1999. V. 36. P. 628.

Трушина Д.А., Ведясова О.А., Павленко С.И. Пространственная картина ритмов электроэнцефалограммы у студентов правшей с разными уровнями тревожности в покое и во время экзаменационного стресса // Ульяновский медико-биологический журн. 2016. № 2. С. 141.

Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 130 с.

Руководство. Методика Ф.Д. Горбова “Красно-черная таблица” / Альманах психологических тестов. Сост.: Римский Р.Р., Римская С.А. М.: КСП, 1995. С. 117.

Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Сравнение количественных данных трех и более независимых выборок с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS: параметрические и непараметрические критерии // Наука и здравоохранение. 2016. № 4. С. 5. Grjibovski A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. [Analysis of quantitative data in three or more independent groups using Statistica and SPSS software: parametric and non-parametric tests] // Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2016. № 4. P. 5.

Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Сравнение количественных данных трех и более парных выборок с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS: параметрические и непараметрические критерии // Наука и здравоохранение. 2016. № 5. С. 5. Grjibovski A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. [Analysis of quantitative data in two non-independent groups using Statistica and SPSS software: parametric and non-parametric tests] // Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2016. № 5. P. 5.

Читайте так же:
Причины ночного энуреза у женщин лечение

Basar E., Schurmann M., Sakowitz O. The selectively distributed theta system: functions // Int. J. Psychophysiol. 2001. V. 39. № 2. P. 197.

Мачинская Р.И., Розовская Р.И., Курганский А.В., Печенкова Е.В. Корково-корковое функциональное взаимодействие при удержании эмоционально окрашенных изображений в рабочей памяти. Анализ когерентности тета-ритма ЭЭГ в пространстве источников // Физиология человека. 2016. Т. 42. № 3. С. 56. Machinskaya R.I., Rozovskaya R.I., Kurgansky A.V., Pechenkova E.V. Cortical functional connectivity during the retention of affective pictures in working memory: EEG-source theta coherence analysis // Human Physiology. 2016. V. 42. № 3. P. 279.

Stroganova T.A., Orekhova E.V. EEG and infant states / Infant EEG and Event Related Potentials. Ed. M. de Haan. N.Y.: Psychology Press, 2013. P. 251.

Новикова С.И. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 91. Novikova S.I. EEG rhythms and cognitive processes // J. Modern Foreign Psychology. 2015. V. 4. № 1. P. 91.

Sauseng P., Klimesch W., Heise K.F. et al. Brain oscillatory substrates of visual short-term memory capacity // Current Biol. 2009. V. 19. № 21. P. 1846.

Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. № 1. С. 647.

Данилова Н.Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность / Психофизиология. 4-е изд. Под ред. Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2014. С. 189.

Шамаева Т.Ф., Пронина М.В., Полякова Г.Ю. и др. Электрофизиологические корреляты тревожно-депрессивного синдрома у пациентов разных возрастных групп // Физиология человека. 2018. Т. 44. № 1. С. 5. Shamaeva T.F., Pronina M.V., Polyakova G.Yu. et al. Electrophysiological Correlates of Major Depression Disorder with Anxious Distress in Patients of Different Age Groups // Human Physiology. 2018. V. 44. № 1. P. 1.

Афтанас Л.И., Брак И.В., Рева Н.В., Павлов С.В. Осцилляторные системы мозга и индивидуальная вариабельность оборонительного рефлекса сердца у человека // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2013. Т. 99. В. 11. С. 1342.

Palva S., Kulashekhar S., Hämäläinen M., Palva J.M. Localization of cortical phase and amplitude dynamics during visual working memory encoding and retention // J. Neurosci. 2011. V. 31. № 13. P. 5013.

Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Пространственная организация бета-2 ритма ЭЭГ и эффективность когнитивной деятельности человека // Журн. высш. нервн. деят. 2013. Т. 63. № 6. С. 667. Dzhebrailova T.D., Korobeinikova I.I. [Spatial Organization of the Beta2 EEG Frequency Band and Effectiveness of the Intellectual Activity in Humans] // Zh. Vyssh. Nerv. Deiat. Im. I.P. Pavlova. 2013. V. 63. № 6. P. 667.

Pulvermüller F., Birbaumer N., Lutzenberger W., Mohr B. High-frequency brain activity: Its possible role in attention, perception and language processing // Progress Neurobiol. 1997. № 52. P. 427.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector