Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опросник тревожности

опросник тревожности

опросник личностный — класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из… … Большая психологическая энциклопедия

Опросник «Многомерная оценка детской тревожности» — (МОДТ). Е. Е. Ромицына. Методика представляет собой многошкальный опросник, позволяющий оценивать характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико психолого пед. практики. Осн. показанием к применению опросника МОДТ является… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Опросник — любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.). * * * одна из разновидностей психологических тестов. О. предназначены для диагностики степени выраженности у человека определенных личностных черт или других психологических… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности — Н. Schmieschek. Адаптация В. М. Блейхера, И. В. Крук. Предназначен для выявления акцентуаций личности. В его основе лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Согласно этой концепции, существуют черты личности (акцентуации), к рые… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Шкала реактивной и личностной тревожности. STAI — (State Trate Anxiety Inventory). Ч. Д. Спилбергер. Модификация Ю. Л. Ханина. Предназначена для выявления реактивной и личностной тревожности. Проведение диагностического обследования возможно в индивидуальной и групповой форме. Опросник может… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Миннесотский многофазный личностный опросник (minnesota multiphasic personality inventory) — MMPI (после новой редакции 1989 г. MMPI 2) на сегодня является наиболее широко используемым бланковым личностным тестом среди неск. сотен методик оценки личности. Хатуэй и Мак Кинли намеревались создать объективный диагностический инструмент для… … Психологическая энциклопедия

Angstfragebogen Fur Schuler (Afs) — Тест. Опросник тревожности для учащихся. Автор. Wieczerkowski W.(1975). Структура. Методика включает в себя ряд шкал: выраженная тревожность (Manifeste Angst), страх экзаменов (Prufung Angst), неудовлетворенность школой (Schul Unlust), социальная … Психологический словарь

Психологическое тестирование — (psychological testing)  термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».… … Википедия

Психологический тест — Психологическое тестирование (раздел Психодиагностики) исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в… … Википедия

тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий, Т. обычно повышена при нервно психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI)

Личностный опросник Ганса Айзенка — это методика, направленная на изучение индивидуально-психологических черт личности.

Цель данной методики — выявление степени выраженности свойств, которые являются существенными компонентами личности: нейротизм, экстраверсия — интроверсия и психотизм. На сегодняшний день данная методика используется для выявления характеристик темперамента.

Содержание

История создания [ править | править код ]

Ганс Айзенк данную методику сформировал на основе своей факторной теории типов темперамента. Таким образом, он решил улучшить теории Кречмера и Юнга и объединил в своей методике их теории в общую систему координат.

Читайте так же:
Может ли при энурезе быть бесплодие

Первой версией данной методики послужил личностный опросник MMQ.

MMQ (Maudsley Medical Questionnaire) — методика, которая была предложена в 1947 году. Предназначалась эта методика для диагностики нейротизма. Опросник включал 40 утверждений, с которыми респонденту предлагалось согласиться (да) или отказаться (нет).

Пункты утверждений подбирались из популярных, на тот момент, опросников. Ганс Айзенк опирался на описания клинических симптомов невротических заболеваний. MMQ стандартизовался на основе двух обследованных групп:

— «нормальных» (1000 человек)

Ответы по каждому утверждению, которые были детально проанализированы, показали, что с помощью данной методики четко прослеживаются два типа невротических расстройств: истерические и дистимические. Г.Айзенк предположил, что ответы на утверждения в данном опроснике позволяют сделать заключение о месте респондента на шкале другого измерения личности — экстраверсии — интроверсии. В результате данный опросник в психодиагностических исследованиях использования не нашел.

Следующей версией опросника стал опросник MPI

MPI (Maudsley Personality Inventory) был опубликован в 1956 году. Данный опросник включает две шкалы: экстраверсия — интроверсия и нейротизм. Каждая шкала включала по 24 вопроса. Позже Г.Айзенк добавил 22 вопроса, формирующих шкалу искренности. В данном вопросе на каждое утверждение необходимо было выбрать из трех вариантов ответа: да, нет или не знаю, которые оценивались 2, 0 или 1 соответствующе. Данный опросник на практике показал существенные различия между результатами и теоретическими прогнозами исследователя.

Третьей стал личностный опросник EPI

EPI (Eysenck Personality Inventory) был опубликован в 1963 году. Данный опросник содержит 57 вопросов: 24 — шкала экстарверсии — интроверсии, 24 — шкала нейротизма и 9 вопросов составляют шкалу социальной желательности исследуемого, его отношение к исследования и достоверности результатов.

Г.Айзенк создал две версии данного опросника А и В. Эти версии отличаются лишь текстом и остальное в них аналогично. Такое существование двух форм версий опросника дает исследователю возможность провести повторное исследование.

Данная версия опросника является самой распространенной среди исследователей такого процесса, как темперамент.

В России опросник был адаптирован А. Г. Шмелевым.

Четвертой версией является опросник EPQ

Данная версия опросника является результатом дальнейших исследований Ганса и Сибиллы Айзенк. Данный опросник был создан в 1968 году. Основой для данного опросника стала модель авторов PEN — Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism (психотизм, экстраверсия и нейротизм). В данном опроснике добавилась третья шкала — психотизм. Опросник состоит из 91 утверждения.

Теоретическая основа [ править | править код ]

Г. Айзенк анализировал материалы обследования 700 солдат-невротиков. Его анализ выявил, что всю совокупность свойств человека можно представить посредством 2 основных факторов: экстраверсия — интроверсия и нейротизм.

Первый фактор представляет свойство индивидуально-психологического процесса человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности на внешний мир объектов — экстраверсия или на внутренний мир — интроверсия. Если говорить об экстравертах, то им свойственны коммуникативность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность и высокая социальная приспособляемость. Интроверты же, наоборот, необщительны, социально пассивны, склонны к самоанализу и имеют трудности в социальной адаптации.

Второй фактор — нейротизм. Данный фактор описывает состояние, которое характеризует эмоциональную устойчивость, уровень тревожности и самоуважения. Фактор этот также имеет два полюса и образует шкалу, на одном полюсе которого находятся люди эмоционально устойчивые люди, которые характеризуются зрелостью и хорошей адаптированностью, а на другом — эмоционально неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большое количество людей находятся ближе к середине, так называемый усредненный результат.

Читайте так же:
Рекомендации к низкому уровню тревожности

Пересечение этих 2 типов шкал характеристик позволяет получить результат типа темперамента.

Описание шкал [ править | править код ]

Экстраверсия — интроверсия [ править | править код ]

Если описывать типичного экстраверта, то можно охарактеризовать его как общительного и открытого. Такой человек имеет широкий круг знакомств, нуждающийся в контактах и общении. Он действует под влиянием момента, ипульсивный, вспыльчивый, беззаботный, оптимистичный, добродушный. Предпочитает действовать, имеет склонность к агрессивным действиям. Эмоции контролировать может не всегда, склонен к рискованным поступкам.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не склонен к внезапным побуждениям, принимает решения осознанно. Контролирует свои чувства, нелегко вывести из себя. Пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм [ править | править код ]

Характеризует эмоциональную стабильность. Нейротизм связан с процессом лабильности нервной системы. Эмоциональная стабильность — черта, которая характеризует сохранение устойчивого поведения, устойчивость в обычных и стрессовых ситуациях. Низкий уровень нейротизма выражается зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием беспокойства, а также склонностью к открытости и общительности. Высокий уровень нейротизма выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувству тревожности, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высокий уровень показывает чрезмерную эмоциональность, импульсивность, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к вспышкам раздражительности. Личность с высоким уровнем нейротизма характеризуется чрезмерно сильными реакциями по отношению к вызывающим у них ситуациям. У людей с таким показателем может в стрессовых ситуациях развиваться невроз

Результаты по данной методике рассчитываются из совокупности баллов по обоим шкалам с помощью оси координат. По горизонтали ось Х — шкала экстраверсии — интроверсии, а по вертикали шкала Y — нейротизм

Шкала социальной желательности

Данная шкала выявляет степень искренности человека по отношению достоверности результатов. Если баллы по шкале достаточно высокие, это говорит о том, что человек неискренен в ответах на утверждения в вопроснике и результаты считаются недостоверными.

Области применения методики [ править | править код ]

На сегодняшний день данная методика Ганса Айзенка весьма распространена во всех областях психологии. Существуют варианты методики EPI, которые позволяют исследовать типы темперамента у детей и подростков. Чаще всего данный опросник используется в целях исследования личности в целом, а также, в таких областях, как профориентация, психодиагностика, медицинская психология и т. д.

Личностные опросники на выявления тревожности

доктор психологических наук, профессор И.П. Волков;

доктор медицинских наук, профессор С.А. Кулаков.

Эта книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам, применяемым в различных психотерапевтических направлениях и школах при лечении психосоматических расстройств. Она будет полезной для практиков – врачей и психологов, желающих повысить эффективность своей работы с психосоматическими пациентами.

Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Читайте так же:
Экспресс методика для диагностики школьной тревожности

Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обусловливают картину органического страдания, его длительность, течение и, возможно, резистентность к терапии. Психосоматические соотношения, возникающие у больных, традиционно рассматриваются в пределах двух основных подходов. В рамках первого из них, психоцентрического, анализируется влияние на возникновение, клинические проявления, течение и прогноз заболевания острого и хронического психического стресса, а также разнообразных характеристик, связанных с психическим статусом пациента. В числе последних рассматриваются конституциональные особенности личности, интерпретируемые в рамках психодинамического и психометрического подходов, концепции алекситимии, специфических «профилей личности», поведенческого типа А, а также коморбидные рассматриваемому заболеванию психические расстройства (аффективные, тревожно-фобические и др.). В рамках второго, соматоцентрического, подхода изучаются нозогенные реакции – влияние особенностей клинических проявлений и течения болезни на субъективное восприятие пациентом своего заболевания и особенности психических расстройств, манифестация которых связана с соматическим страданием (соматогении и психогенные состояния, обусловленные комплексом психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием).

Настоящий справочник написан в рамках первого из указанных подходов, психоцентрического, что и определило подбор и расстановку материала в книге. Исходя из этого подхода, в книге не рассматриваются соматические аспекты возникновения и лечения психосоматических заболеваний.

Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века.

В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 – для детей и подростков (Kazdin, 1994). Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе – тело, в пациент-центрированной терапии – переживания (не просто испытываемые эмоции, а проживаемый опыт), в когнитивной терапии – неадаптивные мысли и представления, и т. д.

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на две группы: директивная терапия, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на пациента. Для школ, относящихся к первому типу, характерна установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает «погружаться», это трактуется как сопротивление терапии. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, пациент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько уделять ей времени. Если он не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право говорить о том, о чем он сам желает.

Читайте так же:
Я сам вылечил заикание видео

Условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

Тем не менее можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы – стремления помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого «Я» в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о воздействии на те или иные составляющие самосознания.

На сегодняшний день так и не сформулировано четкое общепризнанное определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Такая психотерапия используется при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается прежде всего в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития. Всемирная Организация Здравоохранения в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье – это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние физического, умственного и социального благополучия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание общей гармонии самочувствия в широком смысле слова, а не на «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств.

Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

Личностные опросники на выявления тревожности

Опросник может быть использован в условиях как групповой, так и индивидуальной работы с родителями и педагогами. Опросник состоит из 50 утверждений. Дается следующая инструкция: «Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да» (+), если не согласны – «нет» (-).

В случае индивидуальной работы утверждения можно записать на отдельных карточках и обследуемый откладывает карточки направо и налево в зависимости от того, согласен он с утверждением или нет.

  1. Обычно я спокоен (на) и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым (ой).
  7. Я уверен (а) в себе.
  8. Практически никогда я не краснею.
  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще, чем другие.
  11. У меня редко бывает сердцебиение.
  12. Обычно мои руки достаточно теплые.
  13. Я застенчив (а) не более, чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен (на).
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
  19. Я хотел (а) бы быть таким (ой) же счастливым (ой), как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знала, что мне ничего не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-нибудь задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Я почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
  30. Я склонен (на) принимать все слишком серьезно.
  31. Я часто плачу.
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таким (ой) возбужденным (ой). Что мне трудно заснуть.
  42. Я – человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным (ой).
  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на мысли о том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Меня нередко охватывает отчаяние.
  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня
Читайте так же:
Можно ли вылечить энурез у детей в домашних условиях

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И АНАЛИЗ ДАННЫХ.

При подсчете суммарного показателя тревожности складывается количество совпадений ответов «да» и «нет» с ключевыми значениями. В один балл оценивается каждый ответ «нет» на высказывания 1 – 13 и ответ «да» на высказывания 14 – 50.

  • 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности;
  • 25 – 39 баллов свидетельствуют о высоком уровне данного показателя;
  • 15 – 24 — о среднем уровне (с тенденцией к высокому);
  • 5 – 14 баллов – о среднем уровне (с тенденцией к низкому)
  • 0 –4 балла – о низком уровне тревожности.

Как низкие, так и высокие показатели тревожности, требуют особого внимания. В первом случае есть смысл подумать о том, что во взаимоотношениях с другими людьми отсутствие тревожности может проявляться как безответственность, попустительство, недостаточное внимание к партнеру.

Высокий же уровень тревожности сопровождается стремлением избегать социальных контактов, подозрительностью, неуверенностью в собственных возможностях. Поэтому коррекцию, в первую очередь, целесообразно направить на формирование чувства уверенности в себе, ориентацию на достижение успеха.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector