Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.

В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ведущие признаки заикания

1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном, лицевые судороги;

2) Расстройство общей моторики;

3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);

4) Нарушение эмоционально волевой сферы.

Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т. д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо — эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.

Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики,мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.

Так как: логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Цели логопедического массажа

1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т. д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

• дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

• точечный массаж;

массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. п.);

самомассаж.

Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е. В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е. А. Дьякова «Логопедический массаж», Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И. В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З. А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой и т. д.

Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей,мы будем использовать в своей работе следующие методики:

«Логопедический массаж» О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева;

«Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой;

«Логопедический массаж при дизартрии» Е. Ф. Архиповой;

«Точечный массаж при заикании» М. А. Поволяевой;

При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.

Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.

Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.

• группа детей с легкой степенью заикания;

• группа детей со средней степенью заикания;

• группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.

Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.

Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:

самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);

Читайте так же:
Нарушение сна у больных деменцией

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)

Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам

Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:

самомассаж (проводится в детском саду и дома);

• классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях логопедом в детском саду);

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);

Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой)степени тяжести:

самомассаж, (проводится в детском саду и дома);

• классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях логопедом в детском саду);

• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).

Методы и приёмы логопедического массажа при заикании

Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы,как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.

Как элемент релаксации, автор рекомендует начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М. А. Поволяевой.

В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.

При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.

Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой

«Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.

Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре,улучшилось психо — эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.

Спасибо за внимание!

Артикуляционный массаж лица Артикуляционный массаж лица. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные.

Как избавиться от заикания Заикание — одно из самых сложных речевых расстройств,это нарушение в нервной системе,которое не дает речевому аппарату полностью выполнять.

Конспект логопедического занятия для детей с невротической формой заикания «Весна пришла!» (средняя группа) Тема: «Весна пришла!». Цель: развитие плавности речи, коррекция заикания, воспитание личности. Задачи: Коррекционно-развивающие: -Формирование.

Презентация «Логопедический массаж. Обзор специальных и нетрадиционных приспособлений» Логопедический массаж. Обзор специальных и нетрадиционных приспособленийСуществуют различные методики проведения логопедического массажа.

Читайте так же:
Лечение деменции сосудистого генеза

Массаж языка с использованием платка 1. «Лепим вареники» (прижимаем кончик языка от центра и обратно) Выполняем 7-8 раз. 2. «Доим корову» (оттягиваем правую сторону языка, затем.

«Грузовой транспорт». Подгрупповое занятие по коррекции заикания у детей подготовительной группы. Этап пересказа Лексическая тема: грузовой транспорт Грамматическая тема: словообразование Фонетическая тема: дифференциация [Л]—[Л’] в словах. Цель:.

Приёмы профилактики и преодоления стресса Стресс в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное внешнее или внутреннее раздражение, которое превысило.

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных.

Точечный массаж. Комплекс упражнений ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь). Совершенствовать умение выполнять точечный массаж для поддержание жизненных.

Точечный массаж для дошкольников ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ Выполнение точечного массажа является основным элементом закаливания. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа

Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

  • Задержке речевого развития.
  • Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
  • Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
  • Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
  • Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе). .
  • Функциональных нарушениях голоса.
  • Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
  • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
  • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

Расслабляем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • вокруг глаз в разном направлении;
  • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
  • к ушам от уголков губ;
  • по лбу, щекам, подбородку и шее;
  • к мочкам ушей от крыльев носа.
  • Легко пощипываем края нижней челюсти;
  • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

Расслабляем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
  • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
  • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

Расслабляем мышцы языка

  • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
  • массируем крайние точки нижней челюсти;
  • массируем подчелюстную ямку;
  • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
  • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
  • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
  • похлопываем по языку и надавливаем на него;
  • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.
Читайте так же:
Спилберг ханин ситуативная и личностная тревожность

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Последовательность выполнения

Активизируем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • по бровям;
  • вокруг глаз;
  • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
  • Ритмично сжимаем подбородок.
  • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
  • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
  • Пощипываем щеки.

Активизируем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
  • Пощипываем кожу вокруг губ.
  • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

Активизируем мышцы языка

  • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
  • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
  • сжимаем боковые части.
  • пощипываем края.
  • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
  • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
  • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
  • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Оздоровительные мероприятия для заикающихся детей.
статья (старшая группа) по теме

Светлана Геннадьевна Раткина

Занимаясь с заикающимися детьми, у которых речевой дефект непосредственно связан с функционированием нервной системы, я определенно знаю какую важную роль приобретает создание благоприятного физиологического и психологического фона ,проведение общеоздоровительных мероприятий. Сюда входят правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. Широко внедряются в современную практику фитотерапия, ароматерапия , музыкотерапия, рефлексотерапия, магнитопунктура.

Психологический климат в семье.

Важным фактором успешного восстановления правильной речи является здоровый психологический климат в семье. Родителям рекомендуется избегать конфликтных ситуаций , ссор в присутствии ребенка, давления на него, проявлений агрессивного поведения, равнодушия или чрезмерной опеки по отношению к ребенку. В общении с ребенком необходимо учитывать индивидуальные особенности его темперамента, характера, психического состояния. Если в семье есть еще дети, нужно воспитывать в них терпимое, тактичное отношение к ребенку с речевым дефектом.

Следует также избегать общения маленьких детей со взрослыми, имеющими речевые дефекты (тахилалия, брадилалия, заикание, общая неразвитость речи), так как формирование устной речи , особенно на раннем этапе, основано на подражании. Детей с подвижной психикой следует оберегать от сильных эмоциональных потрясений, как положительного, так и отрицательного характера. Одобрительные реплики, доброжелательность тона, сочувственное отношение всех членов семьи помогут ребенку преодолеть нервное напряжение.

Читайте так же:
Заикание для призыва в армию

Режим дня.

В основе режима дня ребенка с речевой аномалией лежит правильное распределение отдыха и активности, так как обычно такие дети отличаются повышенной утомляемостью, торможением или, напротив, расторможенностью реакций, ослабленным вниманием, раздражительностью и другими симптомами, сопровождающими заикание. Они поставлены в более трудные условия, чем их сверстники, и поэтому особенно нуждаются в соблюдении ровного ритма жизни. Сон ребенка-дошкольника должен составлять 10-11 часов ночью и 2 часа днем. В отдельных случаях вводится процедура медикаментозного сна (18 часов), или электросна, который входит в комплекс физиотерапии. Очень важны также и физические упражнения, и закаливающие процедуры.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж при заикании проводится на ряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическими , медикаментозными и физиотерапевтическими воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях. Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Рациональное питание.

Как известно, от питания зависит функционирование всего организма, состояние имунной системы. Серьезным компонентом рациона является белок. При недостатке белка прежде всего страдает регуляторная функция центральной нервной системы, ее высший отдел-кора головного мозга. Недостаток белка влияет и на содержание витаминов в организме. В то же время установлено, что витамины благоприятно влияют на высшую нервную деятельность и потребность детей в витаминах при различных заболеваниях увеличивается в 3-5 раз. Поэтому при составлении режима питания детей важно предусматривать качество пищи в зависимости от индивидуальных потребностей организма каждого ребенка.

Фитотерапия.

В домашних условиях особую роль приобретает фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. При заикании, особенно неврозоподобного характера, применяют сборы трав с противосудорожным и успокаивающим действием. Применяют сборы трав и для того, чтобы тонизировать организм, активизировать его функции, улучшить память, увеличить способность к концентрации внимания. Сырые овощи также оказывают плодотворное действие на работоспособность организма.

Магнитопунктура.

Магнитопунктура — вид магнитотерапии, воздействие которой идентично лечебному эффекту иглорефлексотерапии. Она применяется для регуляции функций центральной нервной системы. Магнитопунктура безболезненна, ее легко можно применять в домашних условиях, проконсультировавшись предварительно с врачом.

Ароматерапия и музыкотерапия.

В настоящее время стала довольно популярна ароматерапия. Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля ,из кожуры лимона ,майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Хороший эффект достигается в комплексе с музыкотерапией: 10-20 минут приятной, расслабляющей музыки, сопровождающие сеанс аромотерапии, снимают напряжение, раздражение, тревожность. Нормализующее воздействие на психическое состояние ребенка оказывает прослушивание записи плеска волн, шума дождя.

Релаксация.

Релаксация является составной частью коррекционно-оздоровительного комплекса и эффективна лишь в сочетании с другими мероприятиями по нормализации речевой деятельности. Важную роль играет регулярность занятий. Дети, освоившие основные приемы релаксации и использующие их под руководством логопеда или родителей регулярно, чувствуют общее улучшение состояния, они хорошо спят, становятся более уравновешенными, терпеливыми в выполнении других видов заданий. Нормализация эмоционального состояния помогает им справиться с пугающей раньше ситуацией.

Ясно, что цель всех вышеперечисленных общеоздоровительных мероприятий – подготовка организма к эффективному функционированию , необходимому в работе над устранением заикания. В результате достигается снижение утомляемости организма, включение механизмов релаксации, нормализация процессов возбуждения/торможения, активизация памяти, умственных способностей, устранение отрицательных эмоций, нормализация сна. Все эти факторы способствуют эффективной работе над устранением речевого расстройства. Педагоги, а главным образом, родители должны принять живое участие в выполнении простых, но необходимых для хорошего самочувствия ребенка действий.

Т.С.Одинцова «Заиканиеиу детей». Ростов – на – Дону: «Феникс» 2000

Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и преодоление недуга». С – Петербург: «Детство – Пресс» 2007

М.А.Виноградова «Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников». С – Петербург: «Каро» 2006

С.И.Соловьева «Путь к преодолению заикания». С – Петербург: «Детство – Пресс» 2002

Точечный массаж при заикании

А. И. НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт Точечный массаж для близоруких
А. И. НАЗИЕВ,
врач-рефлексотерапевт

А. И НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,
Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

Точечный массаж делайте не более 30-40 минут.

Читайте так же:
Препараты при деменции рейтинг

В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами — интервал 2 недели; между вторым и третьим — от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода.

Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие — через день.

В зависимости от степени нарушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего.

Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения.

Имейте в, виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение — заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты увеличивая силу давления. Но делаете это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле.

Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, затем опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 минут. Надавливание не должно быть резким.

В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты.

Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру.

Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них вы повышаете защитные силы организма. На рисунке видно, что точка 1 находится на тыльной стороне кисти, а точка 2 на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большеберцовой кости. Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременно на обеих ногах, ребенок при этом сидит, слегка вытянув ноги.

В первые два дня воздействуйте только на эти точки. Потом, делая третью и четвертую процедуру массируйте одновременно слева и справа еще и симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области.

Точечный массаж при заикании

Проводя пятую и шестую процедуры, массируйте точки 5 и 6, также с обеих сторон.

С седьмой процедуры начинайте массировать точки на лице и голове — по две в день. На точки 7 а затем и 8 воздействуйте одновременно.

Точки 9 расположены на расстоянии одного сантиметра от угла рта; во время массажа этих точек ребенок должен слегка приоткрыть рот.

Последовательно начинайте массировать и другие точки.

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания советуем воздействовать на точки 14, 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17. Симметричные точки 16 и 17 массируйте одновременно.

При воздействии на точки 3, 4, 5, 7 8 13, 16 17 ребенок должен сидеть, во время массажа точки 6 — лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 — сидеть или лежать на спине.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector