Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

35. Механизм заикания с позиций физиологического подхода

35. Механизм заикания с позиций физиологического подхода

В возникновении заикания пер-востепенную роль играют нару-шенные взаимоотношения нерв-ных процессов (перенап¬ряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Не¬рвный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной систе¬мы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой сторо¬ны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заика-ния указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является рас-стройство особо уязвимой и ранимой у ре¬бенка области высшей нервной деятельности — речи, что про¬является в нарушении координации речевых движений с яв¬лениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является пер-вичным и приводит к извраще-нию индукционных отношений между корой и подкоркой и нару¬шению тех условнорефлек-торных механизмов, которые регу¬лируют деятельность подкорковых образований. В силу создав¬шихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельнос¬ти стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заика¬ние возникает не при органических изменениях стриопалли-дума, а при динамических отклонениях его функций.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, Механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое наруше¬ние высшей нервной деятельности. При неврозе развития об¬разование патологических стереотипов происходит постепен¬но, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиоло-гического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом ре-чевого недо¬развития разного генеза

По клиническому признаку классификация заикания представ¬лена в трудах В. С. Кочергиной.

В. С. Кочергина выделяет детей, у которых следствием заикания явилась неуравнове-шенность поведения; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует уси-лению их неуравновешенности и по¬явлению черт общей детской нервности; детей с повы¬шенной возбудимо-стью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфек-ции, сер¬дечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии; детей, у которых до заикания имелись при¬знаки тяжелого невроза, склонность к истериче-ским реакциям

36. Симптоматика заикания. Степень фиксированности на дефекте при заикании.

Заикание – расст-во темпа и ритма речи, кот. соправ-ся возникн. судорожных спазмах в мышцах, участвующих в акте речи. Наиболее часто воз-ет в воз-те 2-5 лет , часто обостряется в период обуч-я в нач. школе . В 3 р. чаще вст-ся у маль-ков, чем у дев-чек. Симтоматика ( впервые описана в 1889г. Сикорским):2 группы: 1) биологические( физиологические) : реч.-ая судорога, наруш. ЦНС, общей и реч-ой моторики. 2) социальные( психол-кие) реч. запинки, наруш. экспресс. речи, феномен фиксирования на дефекте, страх речи, различные уловки. Осн. внешнее проявление-судорога, кот. различаются по форме : тонические, клонические, смешанные. В зав-ти от локализации дыхательные( экспираторные, инспираторные, респираторные), голосовые( смыкательные, размыкательные, локальные),арт-ные( затраг. губы, язык, мягкое нёбо) , смешанные . При наруш. моторики выдел. произв. (уловки, эмболы) и непроизв. движ (реч. судорога, спазмы, напряженность) В наст. время 3 степени тяжести Заикания: 1. Легкая – неглубокие, не очень частые запинки, нет способствующих движений, реч. общение не ограничено, присут-ют периоды речи свободной от Заик.2. Средняя – суд-ги носят постоянный х-р, могут отмечатся сопутств. движения. Наблюдается изменение личности.3. Тяжёлая – отмечаются выраженные запинки всех форм речи, речь не зависит от ситуации, явл-ся выраж. сопутств. движения. Клас-ция Власовой и Беккер – 2 формы Эволюционное – возникает в период формирования речи и оказывает неблагоприятное воздействие на реч. раз-тие Делится на 3 формы : а) невратическое( возникает в 2-3 г. на фоне хорошо разв. речи , предшествует психотравма, усилив-ся общая невротическая симптоматика( капризы, упрямство), рецидивы после травмы. Дети осознают свой дефект, переживают, от этого появ-ся пугливость, плаксивость, логофобия. 45% от заик-ся. б) неврозоподобное ( возникает без видимых причин в 3-4г. Это следствие поражения ЦНС. Часто соч-ся с ЗРР, дислалией, нар-ся согласованность движений рук и ног. Интеллект в норме или отстаёт.. в) смешанное( невротические + невроподобные симптомы). Причины заиканияделятся на 2 гр: предрасполагающие ( « почва») –невропатическая отягощённость родителей( нервные, инфек-ые заб-я); невропатические особ-ти самого зак-ся( ночные страхи, энурез) ; наследственная отягощённость ; поражение г. м. в разл. периоды раз-тия под влиянием многих вредных фак-ров : производящие 1) анатомо-физиологические ( физ. заб-я, менингиты, сотрясения мозга, коклюш, корь и т. д.) 2) психические ( испуг, страх, неправ. вос-е в семье); 3) социальные ( соц. окружение, отношение к реб-ку: излишняя строгость, переучивание леворукости). Боль-во авторов отмечают психогенный испуг как фактор способствующий раз-тию Заикания.

Читайте так же:
Молитва от заикания для взрослого

Механизмы заикания с позиций психолого педагогического подхода

Вы готовы к главному событию

в мире логопедии?

С 12 по 14 ноября пройдет вторая международная конференция «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями речевого развития».

Только действующие инструменты, актуальные

темы и топовые спикеры.

Вы готовы к главному событию в мире логопедии?

С 12 по 14 ноября пройдет вторая международная конференция «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями речевого развития».

Только действующие инструменты, актуальные
темы и топовые спикеры.

Документация логопеда:
инструкция к применению

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

logo

Практический интенсив «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»

4 практических вебинара от экспертов высочайшего уровня в направлении звукопостановки.

Вебинары интенсива станут доступны Вам в записи сразу после оплаты.

16 акад. часов

10 часов

На интенсиве вы научитесь:

  • дифференцировать итерации и истинное заикание;
  • применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

По окончании интенсива вы сможете:

  • Консультировать детей с заиканием;
  • Отличать итерации от заикания;
  • Определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог;
  • Правильно писать психолого-педагогическое заключение;
  • Рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях;
  • Избегать ошибок при коррекции заикания.

Пройдя интенсив Вы получите персональный сертификат,

на 16 акад.часов.

Шевцова Елена Евгеньевна.

• Доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Московского педагогического государственного университета.
• Автор учебно-методических пособий и программ по устранению заикания у детей, подростков и взрослых.

Вебинар «Заикание: определение понятия, причины, механизмы. Нейро-моторные расстройства речи при заикания».

Шутова Наталья Геннадиевна.

• Логопед-дефектолог. Основатель и руководитель логопедических центров «Академия речи» в Ульяновске и Санкт-Петербурге.
• Автор методик по логоритмике с нейрогимнастикой и коррекции заикания у детей и взрослых.
• Участник международных конференций по логопедии.

Вебинар: «Авторский подход к проблеме заикания и логоритмики».

Садовникова Елена Николаевна.

• К.п.н., доцент, логопед и клинический психолог.
• Автор более чем 45 научных и учебно-методических печатных работ в т.ч. учебно-методического пособия «Заикание с позиций логопсихокоррекционного подхода»

Вебинар: «Особенности логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Архипова Елена Филипповна.

• Доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ.
• Автор более 120 популярных методических пособий, статей и книг.

Вебинар: «Инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста».

«Заикание: определение понятия, причины, механизмы. Нейро-моторные расстройства речи при заикании»

  • Определение понятия, нарушения темпа и ритма речи.
  • История становления методов преодоления заикания и заикоподобных нарушений.
  • Систематика заикания.
  • Причины и патогенетические механизмы заикания.
  • Клиническая картина заикания.
  • Речевые судороги и их локализация.
  • Фазы развития заикания.

«Авторский подход к проблеме заикания и логоритмики»

  • Отличие итераций от заикания
  • Причины заикания
  • Виды заикания и прогноз выхода
  • Условия успешной коррекции
  • Основные ошибки в работе логопеда при коррекции заикания
  • Основные принципы построения коррекционной программы по методу «Системной комплексной логоритмики»
  • Почему логоритмика с нейрогимнастикой является неотъемлемой частью метода коррекции речевых нарушений

«Особенности логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

  • Логопсихокоррекционный подход. Отличия от других направлений. Базовые принципы работы.
  • Логопсиходиагностика. Психолого-педагогическая часть.
  • Логопсиходиагностика. Исследование личностно-коммуникативных особенностей.

«Инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного
возраста»

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Читайте так же:
Заговор на воду при энурезе

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб пособие для студ высш и средн пед учеб заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит изд центр владос, 2001

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).

В пособии систематизирован разнообразный материал о заикании: его проявлениях, механизмах и причинах, предупреждении и преодолении у детей.

В книге раскрывается преимущественно психолого-педагогический аспект проблемы детского заикания, так как она адресована, прежде всего, студентам педагогических вузов и колледжей, а также начинающим специалистам — логопедам, педагогам, воспитателям. Пособие будет полезно родителям.

Глава I
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ 11

Замедленный темп речи 12

Ускоренный темп речи 13

Прерывистый темп речи 15

Запинки несудорожного характера 17

Запинки судорожного характера 19

Предупреждение и устранение речевых запинок 24

Глава II
СИМПТОМОКОМПЛЕКС ЗАИКАНИЯ 31

Механизмы заикания 31

Проявления заикания 37

Психологические особенности заикающихся.

Модель фиксированности на своем дефекте 40

Распространенность заикания 61

Биологическое и социальное в структуре дефекта 63

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ
ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 67

Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы 71

Задачи и формы коррекционно-воспитательной
(логопедической) работы 81

Глава IV
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ 101

Дидактические основы детской логопедии 101

Индивидуальный подход.
Обследование и динамическое наблюдение
заикающегося ребенка 102

Систематичность и последовательность 123

Сознательность и активность 148

Читайте так же:
Деменция и фазы луны

Наглядность и технические средства обучения 150

Прочность. Эффективность преодоления заикания 159

Глава V
СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ЗАИКАЮЩИМИСЯ 169

Организация логопедической помощи детям в России 169

Схема логопедической работы с детьми
в амбулаторных условиях 174

Схема логопедической работы с детьми

в стационарных условиях 182

Разные методики логопедических занятий

с заикающимися 188

Методики логопедических занятий с дошкольниками 189

Методики логопедических занятий со школьниками 197

Логопедическая работа с заикающимися подростками

и взрослыми 200

Игра как главная часть логопедических занятий

с заикающимися детьми 208

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основу пособия легли наблюдения автора, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися, и курс лекций о заикании, читаемый студентам дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Основополагающими принципами при написании данного пособия для нас служили:

1) разносторонний подход к освещению в целом проблемы заикания;

2) психолого-педагогический подход к содержанию логопедической работы с заикающимися.

Разносторонний подход к проблеме заикания позволяет рассматривать это расстройство с лингвистических позиций в ряду других недостатков речи, а именно как нарушение одного из структурных компонентов речи, ее просодической стороны и еще конкретнее — ее темпа 1 .

Возможные изменения темпа речи (замедленность, ускоренность, прерывистость) могут быть обусловлены у человека его эмоциональным состоянием, типом высшей нервной деятельности, воспитанием или быть результатом каких-то расстройств высшей нервной деятельности.

Физиологический, медицинский, психологический аспекты изучения темпа речи позволяют коснуться различий в структуре этих нарушений и осуществить тем самым их дифференциальную классификацию. Такая классификация нарушений темпа речи позволяет выделить следующие расстройства: брадилалию, тахилалию, полтерн, баттаризм, запинки и спотыкания.

При характеристике прерывистого темпа речи особо выделяются запинки и спотыкания несудорожного и судорожного характера, их сходство и различие. Это позволяет показать, с одной стороны, возможность перерастания запинок несудорожного характера в заикание (основным симптомом которого являются речевые судороги), а с другой стороны, указать на единую направленность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых запинок и предупреждению заикания у детей (см. гл. I. «Нарушения темпа речи»).

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным. Для того чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого расстройства, необходимо иметь представления о различных мнениях по этому поводу, представленных в специальной литературе.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. Многообразие проявлений заикания, подмеченное исследователями, позволяет систематизировать имеющиеся наблюдения и утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей (см. гл. II. «Симптомокомплекс заикания»).

Понимание механизмов возникновения заикания и знание многообразных особенностей его проявления определяют необходимость комплексного подхода к его преодолению. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами (см. гл. III. «Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания»).

Комплексную работу по преодолению заикания условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. К формам лечебно-оздоровительной работы относятся создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, а также закаливающие процедуры, лечебная физкультура (ЛФК) и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия (см. «Задачи и формы лечебно-оздоровительной работы» гл. III).

Коррекционно-воспитательная работа 1 это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Подход к выбору и использованию этих мероприятий определяется спецификой проявления заикания и особенностями самих заикающихся.

Задача с максимальной полнотой показать (раскрыть) сущность коррекционно-воспитательной (а конкретнее — логопедической) работы с заикающимися представляет особую трудность, с одной стороны, из-за многообразия имеющихся методов и методик, что связано с неустойчивостью представлений о механизмах заикания, а с другой стороны, из-за невозможности создания достаточно эффективной единой методики. Для логопеда есть только один путь — полное овладение знаниями о специфике дефекта и особенностях заикающихся, о задачах, формах, содержании и разных системах логопедической работы и творческое применение этих знаний с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных условий его работы.

Основными задачами логопедической работы с заикающимися являются формирование у них навыков правильной речи и воспитание гармонично развитой личности. Можно выделить следующие формы этой работы: психолого-педагогическое изучение заикающихся, организация логопедических занятий и самостоятельной работы, привлечение разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами, повышение квалификации логопеда (см. «Задачи и формы коррекционно-воспитательной (логопедической) работы» гл. III).

Читайте так же:
Ээг при сосудистой деменции

В логопедической работе с заикающимися детьми, как в любом педагогическом процессе, широко и в то же время своеобразно используются основные принципы дидактики, естественнонаучное обоснование которой дает учение И.П.Павлова и И.М.Сеченова об условно-рефлекторной деятельности человека. «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» 1 .

Перевоспитание неправильной и воспитание правильной речи и поведения заикающихся детей требует творческого использования логопедом таких проверенных и оправданных педагогической практикой дидактических принципов, как принципы индивидуального подхода, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности. Эти принципы обучения следует реализовывать не изолированно друг от друга, а в единстве и взаимной обусловленности (см. гл. IV. «Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми»).

Раскрывая задачи, формы и содержание логопедической работы с заикающимися, считаем необходимым ознакомить специалистов с некоторыми сведениями о действующих сегодня системах организации логопедической помощи заикающимся (см. гл. V. «Системы логопедической работы с заикающимися»). Речь идет об особенностях организации логопедической помощи в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи и в специальных группах массовых детских садов, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических кабинетах при детских поликлиниках, в логопедических пунктах общеобразовательных школ, в логопедических стационарах детских больниц, в сезонных санаториях для заикающихся детей.

Особенности логопедической работы рассматриваются с учетом того, проводится она в амбулаторных или стационарных условиях. В пособии представлены две разработанные автором схемы курса логопедических занятий с заикающимися детьми в амбулаторных и стационарных условиях, а также краткий обзор разных авторских методик логопедических занятий с заикающимися детьми, подростками и взрослыми, используемых в нашей стране в настоящее время.

Особое внимание уделено широким возможностям использования на логопедических занятиях разнообразных игр и игровых приемов. Подчеркиваются их основополагающее коррекционно-развивающее значение и смысл. С одной стороны, в коррекционном обучении игры и игровые приемы способствуют формированию навыков правильной речи и поведения ребенка и одновременно его умственному и физическому развитию (дидактические основы). С другой стороны, при этом осуществляется коррекционно-воспитательное воздействие на формирование социально-личностных качеств, определяющих правильное отношение ребенка к окружающим людям и взаимодействие с ними (психокоррекционные основы) (см. «Игра как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми» — гл. V).

Успешное преодоление заикания требует систематической, скрупулезной и довольно длительной работы, предполагающей определенные усилия со стороны и специалистов, и самих заикающихся. Наличие такой совместной целенаправленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания (см. «Заключение»).

В «Приложении» дан ориентировочный список литературы по данной проблеме. Литература нужна логопеду для постоянного самообразования как средство повышения его профессиональной квалификации и, следовательно, она имеет прямое отношение к эффективности его работы.

Заключает пособие «Практикум», в котором предлагаются контрольные задания и вопросы для самостоятельной работы, проверки усвоенных знаний по проблеме детского заикания.

Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962).

С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Далее, наряду с невротическим заиканием, стали изучаться и другие его формы:

— при появлении речи после алалии и афазии;

— у умственно отсталых детей;

— у больных с различными психозами;

— при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задержке развития речи;

В 70-е годы прошлого столетия с позиций клинических критериев были выделены две формы заикания:

— невротическая;

— неврозоподобная форма.

Механизм заикания следует рассматривать с клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций и др. позиций.

Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В.М. Шкловского.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

Таким образом, по мере развития истории изучения заикания сформировались три основных подхода в понимании природы заикания, исходя из которых, были рекомендованы коррекционные мероприятия:

— :психологический (заикание возникает на этапе коммуникации, появляется страх перед речью и лечить нужно не само заикание, а менять отношение больного к своей речи) ;

Читайте так же:
Рекомендации психолога для детей с энурезом

педагогический (заикание – речевые неплавности, нарушение темпа и поэтому нужно работать над темпом и ритмом, ритмизировать речь с помощью упражнений);

медицинский – заикание – невроз (нужно лечить невроз).

Однако опыт показывал, что, как самостоятельные направления коррекции заикания, они не приносили эффекта.

Все эти подходы имеют право на существование, но в комплексе, подтверждают сложную природу заикания и необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия в его преодолении с привлечением специалистов различных направлений: медиков, психологов, логопедов.

В связи с этим в 30-годы прошлого столетия была выдвинута идея комплексного подхода в устранении заикания (В.И. Гиляровский, Н.А.Власова). Необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

Причины заикания

Ряд исследователей к причинам заикания относили аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери (Лагузен ; 1838).

И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Рассмотрев разные точки зрения на причины возникновения заикания можно сделать вывод о сложной природе его возникновения. Нет одной единственной причины, которая приводит к заиканию. Здесь необходимо говорить о факторах, способствующих возникновению заикания у детей.

В этиологии заикания отмечается совокупность влияния экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова — Ленингр. школа, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.), социальных и биологических.

В настоящее время среди всего многообразия причин принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

— предрасполагающие;

— производящие (или запускающие).

Предрасполагающие причины:

невротическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные, соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС ребенка);

невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);

— конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД, ее особая подверженность психотравмам, физическое истощение);

-наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

При этом нужно учитывать роль экзогенных факторов, когда наследственная предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды, такими как: — поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

— скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

— недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector