Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лечение энуреза

Лечение энуреза

Так стыдно и неприятно просыпаться каждое утро на промокшей простыне, это вызывает чувство собственной неполноценности. Даже самые маленькие тяжело переживают эту проблему. Ребенку не хочется выходить из комнаты, он готов «провалиться сквозь землю». Детишки постарше стараются спрятать мокрые штанишки и простыни.

Дети, у которых долгое время сохраняется недержание мочи, под влиянием переживаний, в некоторых случаях, меняются по характеру. Одни становятся агрессивнее, у других усиливается робость, замкнутость, нерешительность. Есть и такие, кто на первый взгляд, никак не переживает по поводу своей болезни, но у них различные изменения могут проявиться в подростковом возрасте.

Энурез – это недержание мочи.

У детей выделяют следующие формы:

ночной энурез (встречается чаще) и дневное недержание мочи.

Под ночным энурезом подразумевается наличие у ребенка непроизвольного мочеиспускания во время ночного сна старше 5 лет.

В норме контроль над мочевым пузырем развивается достаточно медленно

(в течение первых 1,5 лет).

Существуют различные причины развития энуреза:

  • недоразвитие мочеполовой системы;
  • нарушение функций головного мозга, возникших при патологическом течении беременности и родов, за счет гипоксии (недостаточного снабжения мозга кислородом), а так же инфекционные заболевания или травматические поражения нервной системы;
  • острая или тяжелая психотравма.
  • Также, возможна, генетическая предрасположенность к энурезу. Если ночным недержанием мочи страдал один из родителей, то риск развития энуреза у ребенка составляет 45%. Чаще всего наблюдается у детей с преобладанием тревожно-мнительных черт характера, находящиеся в напряжении и состоянии повышенной тревоги. Именно они проявляют неуверенность в себе, эмоционально неустойчивы и ранимы, их одолевают всевозможные страхи.

Энурез у ребенка так же может быть, в случае, если отношения в семье носят конфликтный характер. Ребенок автоматически оказывается частью этой общей «семейной» ситуации, являясь одни из звеньев цепи проблем в своей семье.

Родственники (бабушки, дедушки, братья и сестры) ни в коем случае не должны наказывать за «мокрую постель», смеяться или порицать за это.

И, однозначная, точка зрения родителей, что все пройдет само по себе – ошибочна!

Необходимо обратиться к специалисту!

Пройти соответствующее обследование, затем лечение и психотерапию.

Лечение должно быть комплексным

Мы должны помнить о том, что именно от того насколько правильно выбраны и используются предложенные лечебные методы, зависит не только эффект проводимого курса терапии, но, возможно, и дальнейшая судьба вашего ребенка. Зафиксировать мысль о собственной «дефективности» у маленького человека, не сложно! А поверить в неизлечимость своей болезни просто!

Мы используем следующие лечебные методы:

  • гипносуггестивная терапия, направленная на приобретение навыков контролирования мочеиспускания;
  • физиотерапия;
  • медикаментозное лечение,
  • индивидуальный режим питания (в том числе и потребления жидкости) и отдыха (режим сна).

Как правило, применение этой комплексной терапии помогает избавиться от энуреза.

Звоните! Мы поможем вашему ребенку спать спокойно всю ночь на сухой простыне! Просыпаясь, он будет чувствовать себя достойно и уверенно! Самооценка будет повышаться с каждым днем! Ваш ребенок станет счастливым и жизнерадостным!

Лечение энуреза у детей

Достаточно простая методика коррекции энуреза парадоксальным психотерапевтическим способом основана на условной желательности проявления энуреза ребенком. Данный симптом (ночное мочеиспускание в кровать) служит нескольким подсознательным целям ребенка:

Во-первых, возможно, таким образом, ребенок подсознательно возвращает себе утраченное родительское внимание.

Во-вторых, ночное мочеиспускание в постель является соматизированным (телесным проявлением психического процесса) выражением гнева или агрессии по отношению к сложившейся психотравмирующей ситуации или по отношению к одному из важных для ребенка людей в его окружении.

Поскольку, чаще всего, при энурезе ночное мочеиспускание является ведущим и единственным симптомом, то лечение и направлено на устранение этого симптома. Для помощи в определении причин недержания мочи служит наш опросник для родителей Ночное недержание мочи — EQ-D. (Его необходимо заполнить и представить заранее мне или другому специалисту, к которому вы обратитесь за консультацией).

Также надо сказать несколько общих слов об отношении родителей к столь неприятной симптоматике и нескольких общих рекомендациях по режиму при энурезе у ребенка:

  • недопустимость наказаний за недержание мочи;
  • соблюдение режима дня — не давать ребенку фруктов и напитков в вечерние часы, избегать употребления кофе, чая, шоколада после 18.00

А вот от часто встречающейся рекомендации по введению системы поощрений за «сухие» ночи мы рекомендуем воздержаться. Почему? Потому что, для устранения симптома ночного мочеиспускания раз и навсегда нужно поощрять не за «сухую» ночь, а как раз, наоборот — за «мокрую». В этом случае исчезает сама подсознательная подоплека симптома энуреза, направленная «против» родителей.

К данному методу следует прибегать, предварительно полностью исключив органическую патологию и заболевания нервной системы, обследовав ребнка у детского уролога и невролога.

Предлагаемый ниже метод парадоксальной интенции был описан австрийским психологом Виктором Франклом в книге «Человек в поисках смысла».

Как проводится Пародксальная коррекция детского энуреза:

Прежде всего, даже если Вы не поверили, что этот способ сработает, убедите себя, в том, что ради блага своего ребенка стоит попробовать его применить, тем более, что он не нанесет ребенку ни физического, ни психологического вреда. Также, если Ваше воспитание, эстетические нормы, принятые в вашей семье, внутренне противоречат нижеприведенному методу, не начинайте работы, пока желание помочь ребенку не пересилит Ваше внутреннее сопротивление.

Читайте так же:
Энцефабол отзывы для детей при заикании

Вы справились со своими собственными внутренними вопросами? Отлично, тогда двигаемся дальше. Естественно, что перед началом применения методики Вы выполнили мои простые рекомендации: не ругать ребенка за мокрую постель, не давать пить жидкости на ночь, не кормить ребенка во втрой половине дня шоколодом, не давать кофе или Колы.

Однажды утром, после того как Вы снова понесете стирать мокрые простыни, совершенно обычным голосом заявите своему ребенку:

— Послушай, ты можешь считать, что я шучу, или что у меня не все дома (или ко мне прилетел Питер Пен и рекомендовал. — все что угодно, в зависимости от возраста ребенка и сложившейся системы сказочных или натуральных образов, в которой живет ребенок), но я решил(а) с сегодняшнего дня, прямо сейчас давать тебе.

(Тут мы отступим — действительно, что давать? Это зависит от возраста и системы ценностей вашего ребенка. В любом случае, это должен быть ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ стимул. То есть, если вы решили давать деньги вашему подростку, то это должен быть не рубль, а какая то сумма, которую он обычно не получал раньше свободно. В моем собственном случае в 2000-х годах, я давал ребенку 50 рублей за каждую «мокрую» ночь, что позволяло ему покупать в школьном буфете продукты, не доступные ранее. Это могут быть и сладости, если Вы их ограничивали до этого, или маленькие игрушки, — что угодно, лишь бы это было значительно более выгодно ребенку, чем обычные подарки и поощерения).

Итак, Вы сказали своему ребенку с серьезным лицом, не смущаясь, что вы будете давать ему . за каждое мочеиспускание в постель ночью. Тут же выдайте ему то, что обещали, и больше е отвечайте ни на один его вопрос, касательно ваших намерений и действий. Ребенок, естественно, будет озадачен, но возьмет Ваше поощрение.

Что делать дальше? Ничего особенного. Продолжать жить и неукоснительно платить/поощрять ребенка за мокрую постель. Не акцентировать внимание других членов семьи на том, что Вы делаете. Просто так: ага, постель мокрая — получи, то что тебе причитается.

Когда симптом исчезнет? Он исчезнет тогда, когда сформируется комплекс не подсознательной неосознаваемой желательности симптома энуреза, а возникнет комплекс реальной сознательной желательности симптома мокрой постели, потому что это принесет ребенку новые, недоступные до того выгоды. Вывод подсознательного желания в область сознательного и замена одной мотивации другой приведет к избавлению от симптома энуреза.

Как скоро это произойдет? Это точно произойдет не на следующий день. Перестройка психических процессов — вещь длительная. В теории может занимать от недели до месяца. В нашем случае, симптом бесповоротно исчез на третьей неделе лечения и больше никогда не проявлялся. Проявите терпение и веру в благополучный исход.

Вариант для ребенка с сильным сопротивлением

В случае если Вы имеете дело с более взрослым ребенком или подростком, и налицо сильное его сопротивление, агрессия, можно прибегнуть к шоковому варианту парадоксальной терапии энуреза — поощрять ребенка мочиться в постель наяву в дневное время, стоя на коленках или присев на постели, так, как оно описано у Милтона Эриксона. Возможно, что в данном варианте, исчезновение симптома произойдет быстрее.

Пример внушения наяву по М. Эриксону для ребенка с энурезом

Если вы по каким-либо причинам, не желаете использовать приемы парадоксальной терапии, описанные выше, вы можете начать проводить серию корректирующих разговоров с вашим ребенком, с элементами внушения наяву. Внушение связывает возможность контролировать мочеиспускание в дневное время с возможностью контроля мочеиспускания ночью. Также, элемент тренировки сфинктеров, мышц сжимающих мочевыводящие пути, пригодится в случае диагностированной слабости этих мышц.

Метод можно использовать в рамках Трехступенчатой программы:

1) Заверение родителей в поощрении и поддержке ребенка.

2) Тренировка удержания мочевого пузыря (пить жидкость больше утром и днем, уменьшить количество раз мочеиспусканий в течение дня, стараясь удерживать мочу не менее 8 часов и тренироваться прерывать мочеиспускание (начал(а) мочиться – остановился(лась) – продолжил(а)) и пить как можно меньше после 7 часов вечера, помочиться перед сном и просыпаться один или два раза ночью с помощью будильника. Ежедневное потребление жидкости должно быть сосредоточено утром и рано днем; потребление жидкости и растворенных веществ должно быть сведено к минимуму в течение вечера. Некоторые авторы рекомендуют, чтобы их пациенты, страдающие энурезом, пили 40 процентов своей общей суточной жидкости утром (с 7:00 до 12:00), 40% днем (с 12:00 до 17:00) и только 20% вечером (после 17:00). Обильное потребление жидкости утром и днем уменьшает необходимость значительного потребления в течение дня.

3) Родители уделяют ребенку достаточно внимания (недостаток внимания одна из распространенных причин энуреза), помогают ребенку практиковаться и избегают семейных конфликтов.

Способ годится в следующих случаях:

1. Ребенок достаточно развит, чтобы понимать, о чем идет речь (от 9 лет и старше).

2. У ребенка есть сильная мотивация избавится от энуреза.

3. У вас доверительные отношения с ребенком и вы можете говорить на интимные темы.

4. Причина возникновения энуреза — не ваше собственное поведение и не острые или тянущиеся конфликты в семье (узнайте о том, что такое «Психосоматическая семья»).

Читайте так же:
Энурез у детей гомеопатическое лечение

Если какие либо из этих условий не соблюдаются, лучше обратиться к клиническому психологу, умеющему работать с детской и подростковой проблемой энуреза.

Как проводится терапевтическая тренировка

Итак, вы садитесь со своим ребенком в помещении, где никто не сможет вас побеспокоить, и начинаете разговор о существующей проблеме. Важно захватить и удерживать внимание ребенка. Выясните, действительно ли ребенок хочет избавиться от энуреза и готов работать самостоятельно над этой проблемой. Если ответ утвердительный, перейдите к основной части:

Создайте мощный эмоциональный «якорь», который ребенок запомнит. Якорь этот должен эмоционально окрасить ситуацию, когда ребенок может самостоятельно контролировать мочеиспускание в дневной период. Например, можно задать такой вопрос:

— Представь себе, что ты находишься в туалете сидя на унитазе и преспокойно мочишься. Вдруг дверь распахивается и заглядывает незнакомый человек. Что ты делаешь?

Варианты ответа ребенка могут быть самыми разнообразными: «Обмер от страха», «закричал(а)» и т.п. Независимо от того, что ребенок ответит, вы фиксируете его внимание на том, что в такой ситуации мочеиспускание прекращается:

— Правильно. Ты бы . (обмер, закричал, покраснел. ) — и перестал бы писать! (выделяем интонацией перестал писать — далее по тексту интонационные ударения выделяем жирным шрифтом). Понимаешь. Что это означает? Это означает то, что ты можешь перестать писать в любой момент, в ответ на раздражитель, такой как посторонний человек в туалете. Это означает, что ты можешь выбрать для себя такой раздражитель (стимул, знак) и он поможет тебе перестать писать, когда ты сам(а) захочешь. Тебе не нужно на самом деле, чтобы кто-то заглядывал в туалет, ты можешь просто подумать об этом и — перестать писать. Ты представил(а) постороннего — перестал(а) писать. Представил(а), что посторонний ушел — ты продолжил(а) писать.

Можно отправить ребенка в туалет и попросить помочиться и попробовать задержать мочеиспускание, представляя, что кто-то открывает дверь. Проведите тренировку несколько раз, если с первого раза не получается добиться прерывания мочеиспускания.

После продолжите разговор:

— Учти, что спать в сухой постели — это очень трудно. Тебе нужно будет тренироваться в туалете — начинать писать и останавливаться.

— Будут дни, когда ты будешь забывать о тренировке — в этом ничего страшного. Твое тело будет благожелательно к тебе и однажды, оно даст тебе возможность спать в сухой постели.

Даем свободу сроков для наступления желаемого эффекта — снимаем страх — «не получится к сроку» и страх от возможных пропусков тренировок:

Я не знаю, когда это произойдет: через две недели или месяц после начала тренировок. Твое тело всегда даст тебе возможность начинать писать и останавливаться. Даже если ты будешь занят(а) и пропустишь несколько тренировок — ничего страшного. Ты всегда можешь продолжить свои тренировки.

Далее необходимо избавить ребенка от страха перед возможной неудачей повторных проявлений энуреза, и продолжаем внушение, привязывая неудачи к дальнейшей удаче:

— Я буду очень удивлен(а), если в течение трех месяцев твоя кровать будет оставаться постоянно сухой. Я буду также очень удивлен(а), если твоя кровать не будет оставаться постоянно сухой в течение шести месяцев. И первый раз не помочиться в постель будет гораздо легче, чем спать в сухой постели два раза подряд. А три дня подряд — это еще труднее. А четыре раза подряд — это еще труднее. А потом становится легче. Ты сможешь просыпаться в сухой постели пять, шесть, семь раз, целую неделю подряд. И тогда ты будешь знать, что можешь спать сухой одну неделю и другую неделю тоже.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью.

Секреты психолога. Как избавиться от детского энуреза?

Уважаемые участники группы ПСИ-фактор. Взгляд. Предлагаю вашему вниманию мою статью на заявленную тему, которую я разместила на различных ресурсах. Готова выслушать любую критику, предложения, замечания. И очень хотелось бы узнать ваши секреты на похожие темы или совсем не похожие.

Здравствуйте, важаемые читатели, приветствую Вас на моей странице! Рада встрече с Вами и нашему плодотворному общению.

Сегодня расскажу немного о себе. Я работаю в службе психологической помощи населению в Москве. Наша организация очень крупная, и в том числе занимается также телевизионным вещанием наших услуг в России и странах ближнего зарубежья. Наши специалисты регулярно выступают на каналах Т Д К (Телевизионный дамский клуб), *Где и кто Онлайн*.

После очередного прямого эфира стали обращаться мамы с жалобами на детский энурез.
(С целью конфиденциальности имена участников сессии и названия местности изменены.)

Привожу описание своей работы с клиенткой из Екатеринбурга и ее дочкой по телефону.

  • Здравствуйте, Элла. Меня зовут Наталья. Помогите пожалуйста, у моей дочки энурез. Девочке 5 лет, зовут Лиля. Писаться стала около 4-х месяцев назад. По телевизору сказали, что вы можете помочь!
  • Здравствуйте, Наталья! Скажите пожалуйста, с кем вы живете, каков состав семьи?
  • Я, муж, дочка, и сын недавно родился.
  • Каков возраст младшего сына?
  • Четыре с половиной месяца.
Читайте так же:
Школы для родственников при деменции

Когда Наталья назвала возраст сына, я начала понимать причину возникновения у дочки энуреза. Появилась рабочая гипотеза, которую нужно было проверить.

Маленькие дети очень часто ревнуют своих родителей к новорожденным детям. Раньше мама Лили любила только ее одну, а теперь почти все свое время, заботу и любовь отдает новорожденному брату. Так рождаются первые детские обиды, первая детская боль, ревность, ощущение предательства и злость на родителей.

Желая привлечь к себе внимание мамы, ребенок подсознательно начинает искать социально ненаказуемые способы воздействия на маму. Одним из таким способов является энурез.

Поскольку способ решения жизненной задачи является подсознательным выбором ребенка, то и решение по избавлению от энуреза тоже должно идти через детское подсознание.

Спрашиваю маму, можно ли поговорить с Лилей по телефону, получаю согласие и прошу дать девочке большой лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры, но лучше карандаши. И когда мы будем разговаривать, не быть очень близко к ребенку, а дать ей пространство для работы со мной.

Привожу работу с Лилей.

  • Здравствуй деточка, как тебя зовут?
  • Лиля.
  • А меня зовут тетя Элла. Тебе мама читала книжку *Волшебник Изумрудного города*? Там была маленькая девочка Эля, которая победила злых волшебников.
  • Да, читала.
    Ну так вот, эта девочка я. Только я выросла и стала тетей.
  • Скажи пожалуйста, где сейчас мама? Она рядом или где-то поблизости?
  • Поблизости.

Поскольку я намерена задать Лиле некоторые вопросы, ответы на которые, как я полагаю, были бы неприятны для мамы, то мне нужно создать зону комфорта для девочки, чтобы она ответила искренне и честно, а не так, как хочется маме. Тогда я прошу Лилю:

  • Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты отвечай просто ДА или НЕТ, хорошо?
  • Хорошо,— говорит Лиля. Голосок у девочки нежный, ну просто ангельский.
  • Лилечка, скажи пожалуйста, бывает ли у тебя иногда плохое настроение, бывает ли, что ты сердишься на маму, на маленького братика, может быть ты иногда злишься?
  • Да,— говорит девочка.
  • Поскольку я волшебница, то я тебе предлагаю волшебную игру. И хочешь ли ты стать моей волшебной и самой любимой ученицей?
  • Да,— отвечает Лиля.
  • Хорошо. Тогда бери листочек бумаги, карандаши; вспомни свое состояние, когда ты сердилась, и нарисуй пожалуйста это состояние на бумаге. Рисуй все, что тебе придет в голову, потому что мы будет рисовать не картину, а твое состояние. И все что ты нарисуешь, будет правильно. Хорошо?
  • Хорошо.

Поскольку консультауция проходит по телефону, а ребенку нужно время, чтобы нарисовать свой образ, то я прошу Лилю:

  • Лилечка, я сейчас поговорю с твоей мамой, а ты пожалуйста занимайся рисунком. Потом, когда ты все нарисуешь, внимательно посмотри на картинку, а потом ты можешь бросить ее на пол, потоптать ее ногами, поплевать на нее, скомкать, разорвать на мелкие клочки и выбросить в помойку. В общем, ты можешь сделать в этой картинкой все, что ты захочешь. Поняла?
  • Да.
  • Хорошо Лилечка, а на следующей неделе мы с тобой опять поговорим, и я тебя еще научу разным разностям. А теперь дай маме трубочку.

Разговор с мамой.

  • Наталья, я вашей дочке дала задание, она сейчас будет рисовать, вы ее пожалуйста ни о чем не расспрашивайте. Пусть рисует, а потом, если ей захочется этот рисунок выбросить, вы не препятствуйте. И позвоните мне пожалуйста через неделю, расскажите, как ваши дела, договорились?
  • Хорошо, я вам обязательно перезвоню.

Через неделю звонит Наталья, мама Лили, я спрашиваю ее, как дела. Она отвечает, что все в порядке, девочка больше не писается. Мама благодарит меня и присылает мне еще клиентку с такой же проблемой. Но там уже была совершенно другая причина возникновения энуреза.
И тема отдельной статьи.

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. Все вы замечательные любящие родители. Все вы готовы на чудеса героизма ради ваших детей. Но к сожалению, никто нас не учил, каким образом в повседневной жизни справляться с различными ситуациями, пока наши детки растут. И тут нет каких-то уникальных рецептов на все случаи жизни. Просто нужно помнить, что пока дети маленькие, они нуждаются в каждодневной нашей заботе, внимании, любви и уважении. А также в понимании того, что происходит в душе нашего маленького ребенка.

А чтобы понять ребенка, нужно вспомнить или представить себе эту ситуацию, если бы она случилась со мной. Чтобы я тогда чувствовала, чувствовал?

Лиля чувствовала себя брошенной, не любимой, незначительной. А маме нужно всего лишь 2–3 раза в день подойти к дочке, обнять ее, поцеловать, сказать, как она ее любит, какая девочка красивая и умная. И когда братик вырастет, они будут вместе играть. Он будет ее защищать, и они будут самыми дружными детьми на свете.

Мы воспитываем наших детей в плане поведения, общения с окружающими людьми, внешним миром, но и чувства у детей тоже нужно воспитывать. Нужно позволять детям выражать их в приемлемой форме. В некоторых семьях есть запрет на выражение негативных чувств. Позитивные — пожалуйста, выражай, сколько хочешь, а негативные — ни-ни. Вот детям и приходится эти чувства выплескивать в постели в виде мокрой простыни.

Читайте так же:
Методы изучения тревожности у детей

Дорогие родители, если у вас есть проблемы с детками, обращайтесь за помощью к специалистам, не оставайтесь наедине с вашей проблемой. Поверьте, все решаемо, просто иногда мы не видим решение, которое на самом деле находится совсем близко, рядом.

Хотите счастья, здоровья, успехов для ваших детей,
пишите
звоните
записывайтесь на очную консультацию.

Метод работы психолога с энурезом

ВЕБИНАР: Педагог-психолог образовательного учреждения: практика психологического консультирования педагогов и родителей

ВЕБИНАР: Основы перинатальной психологии и психокоррекции

ВЕБИНАР: Я не справляюсь со своим ребенком! Что делать? Психологический практикум для родителей и не только…

Скоро

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Психологические причины энуреза у детей

Автор

/module/item/name

Согласно МКБ-10, энурез неорганической природы – это расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днём или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом какого-либо психоневрологического заболевания или урологической патологии [11]. Энурез может отмечаться с рождения, когда ребёнок не успевает овладеть необходимыми навыками в срок, может возникать вследствие утраты приобретённых навыков опрятности. Иногда энурез может быть следствием глубоких эмоциональных расстройств и нарушений поведения [8].

По данным разных авторов, ночной энурез встречается у 15% детей до 5 лет, затем частота его снижается с каждым годом на 15%, и лишь у 1% он сохраняется во взрослом состоянии. Считается, что у некоторых детей энурез проходит самостоятельно, без проводимого лечения [5].

В течение второго года жизни у ребёнка должен выработаться условный рефлекс на мочеиспускания. Сначала дети начинают контролировать процесс дневного мочеиспускание, несколько позже вырабатывается рефлекс контроля мочеиспускания ночью. Однако, в ряде случаев процесс овладения управлением сфинктером мочевого пузыря затягивается, и дети продолжают непроизвольно мочиться ночью и в более позднем возрасте. До сих пор остаётся спорным вопрос о том, когда заканчивается возраст физиологического недержания и начинается энурез [1].

Выраженность заболевания индивидуальна: у одних больных непроизвольное мочеиспускание повторяется от одного до трёх раз за ночь, иногда и во время дневного сна, у других 2-3 раза в неделю, а у третьих — 2 — 3 раза в месяц. Чем чаще энуретические эпизоды, тем более тяжёлым считается заболевание [9].

Часто энурез становится проявлением неврологических проблем детей и, соответственно, его проявления могут быть уменьшены с помощью психотерапии. На изучение возможностей психотерапии в лечении энуреза направлено наше исследование.
Исследованием было охвачено 20 детей, страдающих энурезом, в возрасте 4-6 лет.

Цель исследования: изучить эффективность психотерапии в лечении энуреза.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

а) энурез может быть следствием неблагополучных детско-родительских отношений;
б) энурез может быть следствием эмоционального неблагополучия ребёнка;
в) психотерапия энуреза будет эффективна, если будет использован комплексный подход.

Для реализации цели экспериментального исследования нами были использованы следующие методы и методики психодиагностики: тест-опросник родительского отношения, который предназначен для исследования устойчивых личностных особенностей родительского отношения, сформированных по отношению ребёнку; графическая методика «Кактус», которая позволяет оценить состояние эмоциональной сферы ребёнка; методика «Лесенка», направленная на изучение самооценки ребёнка; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Согласно полученным результатам, выраженное положительное отношение к ребёнку имеют 7 матерей (35%), 4 матери (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку.

7 матерей (35%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка. 3 женщины (15%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и больным ребёнком.

Авторитарный стиль воспитания используют 5 матерей (25%), в 4 семьях (20%) контроль за действиями ребёнка со стороны матери практически отсутствует.

Выраженное положительное отношение к ребенку имеют 5 отцов (25%), 4 отца (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. 5 отцов (25%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка, в трёх семьях (15%), напротив, отцы не интересуются делами ребёнка.

6 мужчин (30%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребёнком. В 3 семьях (15%) отцы используют авторитарный стиль воспитания, в 12 семьях (60%) контроль за действиями ребенка со стороны отца практически отсутствует. В трёх семьях (15%) отцы верят в ребёнка, считают его успешным.

В целом по семьям выраженное эмоциональное благополучие наблюдается в трёх семьях – оба родителя испытывают выраженное положительное отношение к ребёнку. Выраженное эмоциональное неблагополучие наблюдается в одной семье, где оба родителя испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. В трёх семьях отношения матери и отца к ребёнку различаются – при ровном отношении одного родителя наблюдается выраженное негативное отношение со стороны другого.

Читайте так же:
Деменция ходит под себя

Таким образом, подтверждается частная гипотеза о влиянии родительского отношения на возникновение энуреза у детей.

Первой методикой, предложенной для изучения особенностей личностного развития детей, была графическая методика «Кактус». В результате анализа рисунков детей, страдающих бронхиальной астмой, можно выделить, что у 35% детей наблюдается высокий уровень агрессивности (очень много иголок, длинные, расположенные близко друг к другу, импульсивность, неуверенность в себе); у 5 детей (20%) можно констатировать средний уровень агрессивности (меньше иголок. тревога, неуверенность); у 8 детей (40%) выявлен слабо выражен уровень агрессивности (мало иголок, у них были цветущие кактусы, оптимизм, нежность).

Согласно проведенному исследованию, только для половины детей, страдающих энурезом, характерна открытость, принятие сверстников и взрослых, только для 45% детей оптимизм является неотъемлемой чертой характера, 20% детей имеют высокий уровень тревожности, 30% детей – средний уровень, у 50% — детей низкий уровень тревожности.

Для наглядности представим результаты исследования графически:


Согласно полученным результатам, у четверти детей, страдающих энурезом, наблюдается высокий показатель агрессивности. Это можно считать достаточно высоким процентом, указывающим на эмоциональное неблагополучие детей.

Что касается других показателей, измеряемых методикой, они наглядно представлены на рисунке 2:

К сожалению, рисунок наглядно показывает, что многие дети, страдающие энурезом, испытывают эмоциональное неблагополучие, выражающееся в скрытности и пессимизме. Так, более половины детей, страдающих энурезом, демонстрируют скрытность (60%) и пессимизм (55%). Учитывая возраст детей, участвующих в исследовании, налицо эмоциональное неблагополучие большинства детей, что может быть причиной невротического ночного недержания мочи. Исходя из этого, психотерапия энуреза должна быть направлена, в первую очередь, на коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка и снижению его невротических проявлений.

Показатели уровня тревожности детей наглядно представлены на рисунке 3:

Исходя из результатов исследования, почти у половины детей, страдающих энурезом, наблюдается неадаптивный уровень тревожности. Так, у 25% детей тревожность повышена, у 20% – низкий уровень тревожности (скрытая тревожность).

Для определения самооценки детей мы воспользовались методикой «Лесенка». Каждому ребёнку показывают нарисованную на бумаге лестницу с 7 ступенями, средняя ступень имеет форму площадки. Испытуемому говорится, что на 3-х нижних ступеньках находятся плохие дети (чем ниже, тем хуже), на площадке – не плохие и не хорошие, а на 3 верхних ступенях – хорошие дети (чем выше, тем лучше). Ребёнку предлагается разместить на ступенях некоторых детей, с которыми ребёнок взаимодействует, в том числе и себя.

Согласно проведенному исследованию, более половины детей, страдающим от энуреза, свойственна неуверенность в себе. Это подтверждает результаты предыдущей методики о том, что страдающие энурезом дети испытывают эмоциональное неблагополучие.

Последний тест, который мы предложили детям — тест тревожности.

По результатам исследования 6 детей, страдающих энурезом, имеют высокий уровень тревожности, 11 детей – средний уровень, у 3 детей низкий уровень тревожности (скрытая тревожность). Таким образом, у детей, страдающих энурезом, преобладает неадаптивная тревожность (высокая, либо скрытая тревожность. Наглядно результаты по этой методике представлены на рисунке 4:

Рисунок наглядно показывает, что уровень тревожности детей, страдающих энурезом, говорит об эмоциональном неблагополучии детей.

После анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

1. На основе эмпирического исследования можно утверждать, что личностное развитие детей, страдающих энурезом, имеет свою специфику. Это проявляется в своеобразии формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникативной сферы и восприятия ребёнком внутрисемейных отношений.
2. Особенности родительского отношения к ребёнку, страдающему энурезом, характеризуются дефицитарностью и изменениями в структурных компонентах.

На основе проведённого исследования была разработана тактика психотерапии энуреза.

Литература

1. Абрамович Э.Е. Диагностика и лечение энуреза в условиях детской поликлиники: Дисс. канд. мед. наук. М., 2000.
2. Абрамович Э.Е. Раннее выявление энуреза у детей. // Педиатрия. -1999. — № 4.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: пер. с англ. — Санкт-Петербург; Питер, 2001.
4. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. – М., 1995.
5. Володина Ю. О. Некоторые аспекты клинико-анамнестического и психосоматического статуса у детей, страдающих энурезом // Вестник новых медицинских технологий – 2000 – Т. VII, № 3-4. – С. 88.
6. Герд Л. Психиатрия и психотерапия. – М., 2012.
7. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.: Спец Лит, 2000.
8. Исмаилов А.Ш., Казаева А.В. Диагностика и лечение энуреза: медико-психологический подход // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №36. – С. 50-55.
9. Казанская И.В., Отпущенникова Т.В. Энурез: классификация, причины, диагностика и лечение // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – №6. – С. 58-66.
10. Леоненко Е.А., Тимошенко Г.В. Метафорическая психотерапия. – М., 2011.
11. Папаян А.В. Энурез у детей. / Под ред. Ю.В. Наточина. – СПб.: Фолиант, 1998.

Автор

Храмцов Виталий Вениаминович

нет, нет, клинический психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, Медицинский центр Современные медицинские технологии»
Владивосток

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector