Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика диагностики уровня тревожности студентов

Методика диагностики уровня тревожности студентов

Колесникова Л.В.

исследование уровня тревожности и самооценки студентов первокурсников

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Ключевые слова: тревожность, самооценка, самосознание, адаптация, студенческий возраст.

Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу.

В своей работе мы хотим исследовать тревожность у студентов первого курса и провести коррекционную работу по снижению уровня тревожности, с помощью специально подобранных упражнений. Так как именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, социально-психологическая значимость проблемы позволила определить тему нашей работы.

Цель исследования заключалась в выявлении и возможности преодоления тревожности у студентов первокурсников.

Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Славянского-на-Кубани государственного педагогического института обучающихся на первом курсе. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультете педагогики и психологии.

По результатам исследования уровня тревожности и самооценки студентов 1‑го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности», можно сделать вывод, что для 60 % (18 студентов) испытуемых характерен высокий уровень тревожности, для 30 % (9 студентов) характерен средний уровень тревожности, для 10 % (3 студента) характерен низкий уровень тревожности.

По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (60% студентов) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.

И наоборот, студенты, имеющие низкий уровень тревожности (10% студентов) общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.

Средний уровень тревожности (30% студентов) говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Анализируя результаты исследования по методике «Изучение общей самооценки» можно сказать, что у 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их.

Читайте так же:
Я уже устала от заикания

Средний уровень самооценки имеют 33 % испытуемых. Для них характерна большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.

И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.

Для проведения формирующего эксперимента мы из общего числа группы, участвующей в эксперименте, собрали группу студентов имеющих по результатам диагностики высокий уровень тревожности. Группа состояла из 18 человек. В работе с группой была использована коррекционно-развивающая программа.

Анализируя проведенную коррекционную работу необходимо отметить, что студенты, участвующие в тренинге, научились понимать чувства других людей и сопереживать им, что является необходимым условием для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими.

Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть не поддаваться влиянию группы или лидеров и отстаивать собственное мнение.

Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-го курса Славянского-на-Кубани педагогического института, факультета педагогики и психологии по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения коррекционно-развивающей работы показали нам, что после проведения эксперимента, у 72 % участников тренинга уровень тревожности находится на среднем уровне, у 28 % студентов уровень тревожности снизился не значительно. Это говорит о том, что уровень тревожности в тренинговой группе значительно снизился.

Проводя анализ повторного исследования уровня самооценки у студентов 1‑го курса, следует отметить, что уровень самооценки у 83,3 % испытуемых средний, что говорит о тенденции к повышению самооценки. 16,7 % имеют высокий уровень самооценки.

У студентов первого курса зачастую уровень тревожности повышен, что связано с несоответствием потребности позитивного отношения к себе и реальным отношением окружающих, а также с заниженной самооценкой.

У большинства студентов (60%) уровень тревожности значительно снизился. Это позволяет заключить, что эти студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям, у них повысилась самооценка, пришли в равновесие внутренние потребности в признании с реальными отношениями с окружающими.

Некоторые участники эксперимента (30%), как в первом, так во втором обследовании, показали средний уровень тревожности.

У остальных студентов уровень тревожности снизился незначительно, все выше сказанное говорит о целесообразности групповой работы со студентами первых курсов, в первую очередь, направленную на повышение самооценки и снижение тревожности.

Список литературы

1. Кон, И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон – М.: Просвещение, 2009.

2. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе. – Кишинев: ШТИИЦА, 2009. – 114 с.

3. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2008. — 368с.

Исследование уровня тревожности студентов

ABCD1. Я спокоен12342. Мне ничего не угрожает12343. Я нахожусь в напряжении12344. Я испытываю сожаление12345. Я чувствую себя свободно12346. Я расстроен12347.

Исследование уровня тревожности студентов

Другие курсовые по предмету

)недостаточная психологическая подготовка к профессии;

)неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;

Читайте так же:
Энурез у детей от того что на них кричат

)недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.

Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Четвертый курс — это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

На пятом курсе формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза[11].

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Обычно, тревожные студенты — это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование — не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции; они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением.

Таким образом, тревожность влияет на межличностное взаимодействие студентов, на само поведение, а, следовательно, и на учёбу. Студенты, имеющие высокий уровень тревожности не могут быть лидерами, т.к. не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, не общительны. Как правило, такие студенты одиноки. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к ситуации, в которой находится студент.

Читайте так же:
Эффективное лекарство при энурезе у взрослых

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование изучения тревожности студентов второго и четвертого курсов

.1 Организация исследования

Целью эмпирического исследования является изучение уровня тревожности студентов второго и третьего курса, а так же сравнение этих уровней.

Экспериментальное исследование экзаменационной тревожности проводилось на базе Вятского государственного гуманитарного университета
в апреле — мае 2012г. В исследованиях приняли участие студенты 2 и 4 курсов факультета психологии в количестве 52 человек в возрасте 18-22 года.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования:

выявить уровень тревожности студентов второго и четвёртого курсов;

сравнить уровни тревожности;

проанализировать полученные данные.

Исследование проводилось с помощью методики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л.Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора «Личностная шкала проявления тревоги», с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (Приложение 1) позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.

Текст состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или не правильных ответов нет». При интерпретации результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:

-до 30 баллов — низкий уровень тревожности;

-от 30 до 45 — средний уровень тревожности;

-от 45 и выше — высокий уровень тревожности.

Личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора позволяет выявить общий уровень тревожности студентов. Шкала состоит из 50 утверждений, на каждое утверждение необходимо ответить «да» или «нет». При интерпретации результатов надо обращать внимание на показатель уровня тревожности:

-40 — 50 баллов — очень высокий уровень тревоги;

-25 — 40 баллов — высокий уровень тревоги;

-15 -25 баллов — средний уровень (с тенденцией к высокому уровню);

-5 — 15 баллов — средний уровень (с тенденцией к низкому уровню);

-0 — 5 баллов — низкий уровень тревоги.

Таким образом, методический аппарат эмпирического исследования (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», Д. Тейлор «Личностная шкала проявления тревоги»), позволяет нам выявить уровень тревожности студентов и проанализировать его.

Для количественной и качественной обработки полученных данных применялся метод математической статистики — U-Манна-Уитни[4]. Данный критерий позволяет оценить различия уровня тревожности между двумя группами (второй и четвёртый курс).

Читайте так же:
Методика шкала тревожности для 10 класса

2.2 Результаты эмпирического исследования тревожности студентов первого и четвёртого курсов

тревожность эмоциональный переживание студент

Предметом исследования является уровень тревожности у студентов второго и четвёртого курса. Для определения уровня тревожности, были использованы следующие методики: Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», Д. Тейлор «Личностная шкала проявления тревоги»[2]. В исследовании приняли участие 52 человека (26 человек — 2 курс и 26 человек — 4 курс). Результаты исследования студентов 2 курса по методике Ч. Д. Спилбергера представлены в таблице 1, Приложения 3.

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность1142%1558%00%Реактивная тревожность519%519%1664%

В таблице видно, что у студентов 2 курса, средний и высокий уровень тревожности. Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня тревожности. При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.

В таблице, рассмотрим результаты по методике Ч. Д. Спилбергера, но уже студентов 4 курса. Полные данные представлены в таблице 1, Приложения 4.

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность831%1869%00%Реактивная тревожность28%727%1765%

По данным, приведённым в таблице видно, что у студентов 4 курса так же, как и у студентов 2 курса, в личностной тревожности отсутствует низкий уровень. Средний же уровень заметно преобладает над высоким. В показателях реактивной тревожности, у студентов 4 курса, так же преобладает низкий уровень тревожности. С высоким уровнем оказалось всего лишь 2 студента из 26.

Если сравнить обе таблицы, можно заметить разницу. У студентов 2 курса показатели личностной и реактивной тревожности выше, чем у студентов 4 курса. Показатели низкого уровня у обоих курсов практически одинаков.

В таблице 3 мы приведём данные, полученные с помощью «Личностной шкалы пр

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В СИСТЕМЕ СПО

Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование адаптации студентов первого курса к обучению в системе СПО.

Исследование следует начинать с составления индивидуальной исследовательской стратегии. С помощью такой стратегии можно поэтапно проводить исследование. От нее зависит эффективность исследования, значимость его результатов и правильность подбора коррекционных мероприятий.

Стратегия исследования представляет собой теоретико-методологическую основу психодиагностических процедур исследования:

Исследование было проведено на выборке из студентов первого курса, обувающихся в ФГОУ СПО «Томский сельскохозяйственный техникум», где они изучают предметы своей будущей специальности. В исследовании принимали участие 19 респондентов, юноши в возрасте от 15до17 лет, средний возраст выборки 16 лет.

Материалы и методы

В соответствии с поставленными задачами исследования применялись следующие методы диагностики:

1) Метод наблюдения;

2) Экспериментальные методы:

3) Метод анкетирования;

5) Метод анализа документов;

6) Метод математической обработки данных:

— Табличное изображение полученных данных;

— Составление сводных таблиц;

— Изображение результатов исследования в виде графиков и диаграмм;

— Использование средних величин;

— Использование абсолютных и относительных показателей;

— Использование Т _ критерия Вилкоксона.

Читайте так же:
Профилактика диагностика коррекция тревожности у детей

Критерий применяется для сопоставления показателей изменений в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в каком-то одном направлении более существенным, чем в другом.

Экспериментальные данные

1. Метод наблюдения — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдение — это организованное целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Объектом наблюдения явились группа студентов. Предметом — характеристики реального поведения и деятельности людей; жесты, мимика, позы и вербальные проявления: мнения, оценки, представления. То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Наблюдение осуществлялось непосредственно исследователем. Оно являлось несистематическим и выборочным, для того чтобы, создать обобщённую картину поведения индивида в группе в определённых учебных условиях, давать только строгие описания явлений.

В процессе учебного занятия, коллективной деятельности студенты выстраивают взаимоотношения и занимают определенные роли в группе. Адаптация студентов будет более эффективной только в том случае, если психологический климат будет благоприятным — это положительное самочувствие каждого студента, удовлетворенность учебной деятельностью, взаимоотношениями с одногруппниками, преподавателями, степень участия в совместной деятельности.

2. Тестирование: тесты — это стандартизированные методики или инструментарий, который позволяет получить количественные и качественные показатели некоторых свойств и характеристик, явлений и процессов, а так же сопоставимость этих показателей и степень развитости или развития изучаемых свойств, явлений и процессов психики человека.

Для психологической диагностики использовались следующие методики:

— Методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний». С помощью теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность (см. Приложение Б). Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности);

— Методика «Самооценка психологической адаптивности» (см. Приложение В). С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б — из 5).

— Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина» (см. приложение Г). Данный тест предназначен для информативного способа самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

— Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности» (см. приложение Д). Позволяет определить уровень самооценки личности.

— Рисуночный тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич (см. приложение Е). Методика предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методам в качестве батарейного инструмента исследования. Разработан для диагностики личностных особенностей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector