Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

Тихонова, Т. С. Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации / Т. С. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60389/ (дата обращения: 25.10.2021).

Встатье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младших школьников, признаки ее проявления, а также наиболее частые последствия.

Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, адаптация к школе, самооценка, тип родительского отношения к детям, социометрический статус.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Нарушение процесса адаптации негативно сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом.

В последние годы многие исследователи, среди которых О. А. Белобрыкина, Г. С. Голошумова, А. В. Запорожец, В. Е. Каган, Г. Г. Кравцов, Г. Ф. Кумарина, Н. П. Лусканова, Т. Д. Молодцова, Г. Л. Репина, В. И. Слободчиков, В. А. Сластенин и другие, говорят об интенсивном увеличении числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды.

Несмотря на отсутствие единого взгляда на то, что представляет собой тревожность, многие авторы сходятся во мнениях о том, что она является состоянием человека, характеризующимся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющим отрицательную эмоциональную окраску. Возникает она в тех случаях, которые, по мнению самого человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачами или фрустрациями. Также многие авторы предлагают рассматривать тревожность дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Е. Н. Савина пишет, что главной причиной, вызывающей детскую тревожность, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью [4, с. 32]. Так отвержение, неприятие его матерью приводит к появлению тревоги из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите.

Среди наиболее распространенных причин школьной тревожности А. М. Прихожан центральное место отдает чрезмерно высокими и жесткими требованиями родителей, не учитывающими способности ребенка, уровень его развития, направленность интересов [1, с. 14].

Многие ученые, которые занимались изучением тревожности младших школьников, выявили, что к основным причинам ее появления и развития также относится авторитарный стиль общения учителя или непоследовательность требований и оценок; высокий темп учебных занятий; неприятие со стороны сверстников, соперничество и конкуренция с ними; ситуации повышенной ответственности; тревожно-мнительная психологическая атмосфера в семье и т. д. [1, с. 12–16; 3]. Центральное место в процессе возникновения у младших школьников тревожности занимает адаптация к школе, которая сопровождается переходом к учебной деятельности в роли доминирующей, включением в новый учебный коллектив, в систему отношений ученик-учитель, необходимостью усваивать большой объем новой информации. Все это выступает в качестве причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности отрицательно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Все это подтверждает, что тревожность младших школьников — это весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

В связи с этим целью нашего исследования выступает изучение тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» г. Тулы. Выборку исследования составили 23 младших школьника в возрасте 6–7 лет.

В основу диагностической программы легли те факторы, которые многие исследователи выделяют в качестве доминирующих факторов повышения тревожности младших школьников. В связи с этим в ходе реализации диагностического этапа исследования проводилось изучение тревожности младших школьников; особенностей их эмоционально-личностной сферы и самооценки; определение типа родительского отношения к детям; определение положения, которое занимает каждый ребенок в системе межличностных отношений классного коллектива.

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан; графическая методика «Кактус» А. М. Панфиловой; «Лесенка» В. Г. Щур; «Тест родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Социометрия» Дж. Морено.

В результате проведения констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты.

С помощью «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан выявлено, что у большинства детей — 52,2 % –уровень тревожности является высоким. Это может свидетельствовать о том, что дети способны испытывать тревогу в ситуациях общения с учителем и одноклассниками, незнакомыми людьми, в ситуациях проверки знаний, выставления оценки и т. д. Для них характерно беспокойство, неуверенность в себе, трудность, сконцентрироваться на выполняемой деятельности, раздражительность и др.

Проведение графической методики «Кактус» А. М. Панфиловой показало, что у 52,2 % детей имеются такие черты и качества личности, как зависимость и неуверенность в себе, у 47,8 % детей — демонстративность и открытость, у 56,5 % детей — скрытность и осторожность, у 60,8 % — оптимизм, у 39,2 % детей выявлено состояние тревоги. Соотнося полученные данные с данными по предыдущей методике, следует отметить, что для детей с высоким уровнем тревожности характерна неуверенность в себе и своих силах и возможностях, зависимость, скрытность и осторожность.

С помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур выявлено, что у большинства детей — 43,5 % — самооценка является завышенной. Сравнивая полученные результаты с результатами диагностики по предыдущим методикам, мы установили, что у большинства детей с высоким уровнем тревожности самооценка является заниженной. Как правило, дети с таким уровнем самооценки склонны недооценивать свои заслуги и достижения при выполнении какой-либо деятельности, они не ожидают, что смогут достигнуть в ней успеха.

Результаты проведения «Теста родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина показывают, что большинство родителей — 47,8 % — придерживаются такого типа родительского отношения, как «симбиоз». Также установлено, что подавляющая часть родителей — 82,6 % — проявляют положительное эмоциональное отношение к своему ребенку. Сравнивая полученные данные с данными предыдущих методик, отметим, что родители детей с высоким уровнем тревожности предпочитают в основном транслировать при взаимодействии с ними такой тип родительского отношения, как симбиоз. Это говорит о том, что они склонны быть ближе к своему ребенку, не устанавливая психологической дистанции, стараются удовлетворять основные разумные потребности детей и ограждать их от неприятностей. Также родители детей с высоким уровнем тревожности склонны контролировать своих детей, о чем говорят высокие баллы по шкале «контроль». Как правило, такие родители бывают излишне авторитарны по отношению к детям, могут предъявлять к ним завышенные требования, навязывать свою волю. Вместе с тем большинство родителей относится нейтрально и даже отрицательно к неудачам собственных детей, что говорит о склонности недооценивать их успехи и достижения, неверии в силы и способности детей. К самим детям большинство родителей проявляет положительное отношение, но многие склонны проявлять и отрицательное отношение.

Читайте так же:
Тревожность и особенности ее проявления у клиентов

С помощью методики «Социометрия» Дж. Морено, направленной на определение положения, занимаемого каждым учеником в классе в системе межличностных отношений, выявлено, что большинство детей с высоким уровнем тревожности имеют статус «пренебрегаемых» участников коллектива. Как правило, дети с таким статусом могут быть безынициативны, могут проявлять безразличие к учебе и успеваемости одноклассников, пренебрежительное отношение к их мнению. Также тревожные дети имеют статус «изолированных», на основании чего можно предположить, что для них затруднительно устанавливать контакт с окружающими детьми, они не стремятся участвовать в совместной деятельности с ними, могут быть робки и малоактивны. Малая часть тревожных детей получила статус «предпочитаемых». Таким образом, низкая социальная активность детей, робость, неуверенность в себе, недостаточное развитие коммуникативных навыков может приводить к закреплению за ними в коллективе статуса «пренебрегаемых» или «изолированных». Это, в свою очередь, может выступать причиной повышения их тревожности.

Подводя итог, можно заключить, что у большинства детей младшего школьного возраста уровень тревожности является высоким. Для таких детей характерна неуверенность в себе, скрытность и осторожность, заниженная самооценка. В коллективе они имеют статус «пренебрегаемых» и «изолированных», а психологический климат в нем оценивают как нейтральный, реже — как неблагоприятный. Их родители предпочитают в основном транслировать тип родительского отношения под названием «симбиоз», что говорит об их склонности не устанавливать психологической дистанции с ребенком, ограждать его от неприятностей.

На основании полученных результатов было рекомендовано проведение работы с детьми по снижению уровня тревожности, по коррекции уровня их самооценки до адекватного, по установлению благоприятного психологического климата в классе и гармонизации детско-родительских отношений. Для этого была составлена психокоррекционная программа по снижению тревожности у младших школьников в контексте психолого-педагогической поддержки.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе, тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности. Тревога не только нарушает учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Несмотря на достаточно детальную изученность и разработанность проблемы тревожности вообще и младших школьников в частности проблема ее диагностики – своевременного выявления и оказания помощи тревожным школьникам достаточна, актуальна, что обусловлено ростом числа тревожных детей и влияния тревожности на формирования личности ребенка.

В отечественной и зарубежной литературе такие авторы, как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, И.М.Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др. подчёркивают, что тревожное состояние детей соединено с нарушением их эмоционального становления, со страхами, появляющиеся у них в процессе сталкивания с разнообразными ситуациями, их психологической защитой, образующийся при переживание страха.

Обращаясь к словарю можно выделить следующее определение: «Тревожность — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх» [2].

В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты.

Было проведено исследование тревожности у младших школьников,в котором приняло участие 28 учащихся 3 класса. Из них 9 мальчиков, 19 девочек. Средний возраст испытуемых 9 лет.

Составленная диагностическая программа состоит из пяти методик: Методика Шкала явной тревожности CMAS адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо; Методика Кактус М.А. Панфиловой; Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Методика Тест «Дом — дерево — человек» Джорж Бак.

По данному исследованию можно сделать следующие выводы о уровне тревожности в младшем школьном возрасте.

Высокий уровеннь тревожности по методике «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо» — 7 % (2 ребека), эмоциональной неустойчивостью, беспойством, невротизмом. Явно повышенный уровень тревожности имеет 14% (4 ребенка) испытуемых и несколько повышенный уровень тревожности имеет 68% (19 детей) испытуемых. Это говорит о том, что дети имеют трудности в школьной деятельности, неспособны соблюдать новые нормы и требования взрослых (учитель, родители), что вызывает у него сомнения и переживания. Нормальный уровень был выявлен у 11% (3 ребенка) младших школьников.

У детей по методике «Кактус» (61 %) тревожности–средний, у (39 %) тревожность на высокий уровне. уровень не прослеживается вообще.

Согласно результатам проведенной методики уровня школьной тревожности Филипса, можно сделать вывод, что детей количество со уровнем тревожности, их составляет 68 %. Так же присутствуют дети с нормальным уровнем тревожности – 32%. них не выявлены дети с высоким уровнем тревожности.

Из представленных результатов уровня тревожности по «Дом — дерево – человек» видно, что у большинства детей младшего школьного возраста наблюдается средний уровень тревожности (80 %), у остальной части детей (20 %) уровень тревожности высокий. Низкого уровня тревожности не зафиксировано.

Читайте так же:
Детей с тяжелой формой заикания принимают в 1 отделение школы

По данным об уровне тревожности, с методики «Выбери лицо» можно сказать, что среди всего класса преобладает число детей со средним уровнем тревожности, их процент составляет 79 % (22 ребёнка). Так же присутствуют дети с высоким уровнем тревожности– 21% (6 детей). Дети с низким уровнем тревожности не были выявлены.

Таким образом, из диагностической работы видно, что дети школьного подвержены проявлениям тревожности, что выражается:

— в дезорганизации учебной деятельности ребенка;

— в повышенном проявление беспокойства и большого количества страха у ребенка;

— в склонности к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы);

— во всплесках ненависти, между и взрослыми;

— в психическом состоянии, что приводить к ребенка, доверия с его стороны и т.д. и всего в агрессию.

Для профилактики тревожности у младших была разработана программа. задачи программы: обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием; оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи; создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой; коррекция самооценки; развитие коммуникативных умений: умение слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них; формирование атмосферы открытости, доверия и взаимоуважения среди одноклассников, развитие толерантности.

Среди рекомендаций для родителей младших школьников можно назвать следующее:

Поддержка ребенка со стороны родителей в стремлении стать школьником. Заинтересованность взрослого в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Рассмотреть и обсудить с ребенком правила и нормы, поведения в школе. Взрослый должен объяснить их необходимость выполнения и целесообразность.

Ребенок может делать ошибки, потому что когда он учится, у него может что-то не сразу получиться.

Взрослый должен помочь ребенку составьте распорядок дня, и следить за его соблюдением.

Родителям нужно чаще хвалить ребенка и перестать сравнивать его с другими детьми.

Родители должны быть единогласны и последовательны, одобряя и наказывая ребенка.

У младших школьников должно оставаться время для игровых занятий.

Тревожность в младшем школьном возрасте большой степени вызвана страхами, связанными с учебной деятельностью: страх перед учителем, боязнь неудачи, страх получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. В таком случаи учитель может применить два приема преодоления тревоги у детей:

1. Организацию конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение способами, позволяющими справиться с тревогой.

2. Формировать адекватную самооценку, укреплять у младших школьников уверенность в себе, вырабатывать представления о себе.

Также учителю для преодоления причин тревожности в первую очередь необходимо:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

3. Вести работу по устранению излишнего волнения и напряжения в школьных ситуациях.

Регулярное сохранение в классе атмосферы принятия, безопасности для ребенка, чувства, что его ценят вне зависимости от его успехов и учет психологических особенностей детей необходимо в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы.

Таким образом, работа по снятию школьной тревожности и страхов школьников должна быть включена в ход учебных занятий, внеклассной и вне учебной деятельности. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка.

Список использованной литературы

Аршаковна А.Н. Тревожность у младших школьников: причины и коррекционная работа. / А.Н. Аршаковна — М.: 2009

Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 2005.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. – 248

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Читайте так же:
Речевая карта по заиканию для взрослого

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной для взрослых.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.[7]

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время – 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.

После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация: 1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”, генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была разработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 — тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Личностная шкала проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация:

Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

Графическая методика «Кактус» [6]

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

«На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Читайте так же:
Этапы коррекционного воздействия при заикании

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям ( вместе и по отдельности к каждому)

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002

Методы диагностики тревожности. Костина Л.М., 2002

Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2001

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Р. Римская, С. Римский, 2000

Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

Henry A. Murray. Thematic Apperception Test. Harvard University Press. 1943 (et al.)

Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется тому, что необходимо вовремя увидеть таких детей, поэтому в статье приводятся различные методы диагностики тревожности. Так же была проведена исследовательская деятельность, в ходе чего были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности. В заключении были предложены методы, способы работы по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.»

Студентка 3 курса, ФДиНО

Руководитель: Юденкова И.В.

Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.

Ключевые слова: школьная тревожность, младший школьник, дезадаптация, коррекция тревожности, нарушение психического состояния, исследование, причины возникновения тревожности.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется тому, что необходимо вовремя увидеть таких детей, поэтому в статье приводятся различные методы диагностики тревожности. Так же была проведена исследовательская деятельность, в ходе чего были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности. В заключении были предложены методы, способы работы по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Одна из наиболее типичных проблем современной школы – это школьная тревожность. Она актуальна в данное время тем, что является ярким примером школьной дезадаптации ребенка. Она отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, на общение как внутри школы, так и за её пределами, а также на здоровье школьника (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2004).

Можно встретить разные формы проявления выраженной тревожности. Одни дети спокойные, выполняют все поручения учителя, они не нарушают правила поведения в школе. Другие же дети, напротив, очень активны, ведут себя агрессивно, невоспитанно, постоянно нарушают дисциплину в классе, отстают в учебе. Как правило, именно таким детям уделяется больше внимания, нежели тем, кто не привлекает к себе внимания. Однако, такие симптомы не всегда говорят об выраженной тревожности, бывает, что такое поведения у ребенка является следствием чего-то другого.

Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения «школьной тревожности».

А.М. Прихожан пишет, что школьная тревожность – это эмоциональное переживание, связанное с предчувствием какой-то опасности.

По определению Р.С. Немова «школьная тревожность – это свойство человека, который испытывает страх, беспокойство и тревогу». Он считает, что тревожность возникает от того, что ребенок ожидает опасных для него действий от других людей.

С.С. Степанов определяет школьную тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, связанного с предчувствием опасности или неудачи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьная тревожность – это свойство человека, которое характеризуется тем, что он испытывает страх, опасение, беспокойство, подвергается постоянному переживанию.

Не бывает так, что бы человек был постоянно спокоен, не испытывал страх, беспокойство. Для некоторых ситуаций это, наоборот, полезно. Поэтому у каждого человека существует свой уровень тревожности.

Специалисты выделили для каждого возраста свои причины возникновения тревожности, так для младших школьников основными пунктами стали:

конфликты с самим собой. Чаще всего они возникают, когда ребенок сам оценивает себя в какой-либо деятельности (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

проблемы, возникающие в семье (Захаров А.И., 1988);

проблемы в общении со сверстниками, либо с учителями (Прихожан А.М., 1998);

учебные перегрузки (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

неспособность ребенка справиться со школьной программой (Терешкина И.Б., 2000);

завышенные требования родителей (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

частая смена школы (Дусавицкий А.К., 1996).

Конфликты возникают у младших школьников, когда учителя, родители, сверстники предъявляют требования, которые являются противоречивыми, либо завышенными.

У детей младшего школьного возраста тревожность является результатом:

психического состояния, т.е. ребенок не может достигнуть цели под воздействием непреодолимых или воображаемых трудностей;

потребности в защищенности со стороны взрослых;

нарушения отношений со взрослыми как с родителями, так и с учителем.

Школьная тревожность включает в себя эмоциональное состояние ребенка. Это проявляется в волнении, переживании, в повышенном беспокойстве. Ребенок постоянно ожидает отрицательное отношение к себе, он чувствует неуверенность в своем поведении, в своих решениях.

Различные авторы предлагают свою систему диагностики школьной тревожности у младших школьников. Распознать тревожность у детей помогут рисунки ребенка. На них большое количество штриховки, сильное нажатие карандаша, как правило, рисунки имеют маленький размер. Также дети заостряют свое внимание на каких-то мелких деталях в рисунках. Для этого можно провести методику «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте (подходит для детей 5-9 лет).

Читайте так же:
Когнитивный тренинг при деменции

Также определить ребенка с выраженной тревожностью поможет наблюдение за ним. У таких детей серьёзное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза. Сами дети сдержанные, выполняют все указания родителей, учителей. Они постоянно находятся в беспокойстве, напряжение, всего боятся.

Также существует метод экспертных опросов. С помощью него можно определить интенсивность проявления школьной тревожности. Но в этом случае учителя и родители должны обладать чувством тактичности, чувствовать состояние ребенка, так как возможен эффект преписания несуществующей тревожности.

Так же существует различные опросники. С помощью них можно выявить вид школьной тревожности. К примеру, можно использовать «Тест школьной тревожности Филипса» или же «Шкалу явной тревожности для детей».

Школьную тревожность не всегда можно распознать, поэтому стоит проводить несколько разных диагностик, методик у детей. И только на их основе делать какие-то выводы и разрабатывать дальнейшие психолого-педагогические мероприятия по снижению уровня тревожности.

Нам было интересно провести небольшое исследование. Мы выбрали методику «Детский вариант школьной тревожности». В России она была апробирована А.М. Прихожаном. Она предназначена для выявления у детей 7-12 лет тревожности. Эта методика позволяет выявить детей, находящихся в группе риска, позволяет выявить причины их дезадаптации.

Нами были выбраны 10 детей: 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет. Методика проводилась в индивидуальной форме, то есть с каждым ребенком в отдельности. В результате, обработав тесты, получилось, что у трех детей (30%) наблюдается несколько повышенный уровень тревожности. У остальных же семи детей (70%) уровень тревожности оказался в норме.

Мы попытались выявить причины тревожности у тех детей, у которых оказался повышенный уровень тревожности по шкале CMAS: результаты факторного анализа. У Миши К. причинами тревожности оказалось межличностное взаимодействие с другими детьми, взрослыми, а так же общие страхи, излишнее беспокойство. У Ани Г. явными причинами оказались межличностное напряжение, пониженная самооценка, а так же какие-то общие страхи и беспокойство. У Саши В., так же как и у первых двух, причиной является межличностное взаимодействие с другими людьми, а так же страх чего-либо и излишнее беспокойство.

С такими детьми необходимо провести ряд психолого-педагогических действий, которые будут направлены на снижение уровня тревожности. Эту работу должны проводить как учителя, работающие с данным ребенком, школьный психолог, и, конечно же, родители, от которых зависит немало.

Психолог же может проводить занятия как в группе, так и с каждым учеником в отдельности. Это зависит от уровня тревожности, от возраста ребенка, от причин появления тревожности. Он должен работать не только с ребенком, но и с его родителями.

Конечно, и родители, и учителя должны вовлечь ребенка в интересную ему деятельность в то, что у него хорошо получается. Это поможет раскрыться ребенку, почувствовать себя более уверенным. Если у ребенка что-то не получается, то предложить ему свою помощь. Следует налаживать контакт с ним, дать понять, что он может по любому вопросу обратиться и ему помогут. Помочь наладить контакт с одноклассниками: предложить им поработать в парах, группах, в перемену или же после уроков предложить им поиграть в какие-то игры, где будет необходимо общаться, что-то показывать, изображать. Так же следует как можно чаще говорить ребенку, что он молодец, что у него всё хорошо получается. Это взбодрит его, снизит его страх, беспокойство, боязнь того, что ему кто-то причинит боль. А так же придаст уверенности в себе, поможет расслабиться детям.

По избавлению у ребенка страхов, боязни чего-либо можно дать такие рекомендации для родителей:

Стараться самим оптимистично смотреть на мир, не заражая детей собственными страхами, опасениями и беспокойством.

Учить детей испытывать и положительные, и отрицательные эмоции, но опираться в процессе игры на положительные.

Не рассказывать страшные сказки, так как дети воспринимают их как реальность.

Следует использовать разнообразные методы избавления детей от страхов:

эмоциональное переключение (отвлечь ребенка от пугающей ситуации или объяснить суть происходящего, например: «Труба погудит и перестанет»).

Эмоциональные качели (то зайти в темную комнату, то выйти из нее; подбрасывание ребенка вверх и т.д.).

Эмоциональное заражение (удалить из окружения детей тревожных взрослых).

Деятельностная терапия – занимать ребенка в течении дня какой-либо деятельностью, чтобы он вновь и вновь не возвращался к своим переживаниям.

Куклотерапия – обыгрывание ситуаций, пугающих ребенка с помощью кукол; герой сказки должен победить страшилище.

Игровая терапия – поиграть в страх, где ребенок может расправиться со своим страшилищем.

Манипулирование предметами страха – нарисовать маленькую собачку и вырезать ее из картона. Способность управлять пугающим объектом, держать его в руках поможет приобрести чувство превосходства и власти над ним.

Рисование страхов – переживание страхов при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего влияния.

Таким образом, если проводить различные мероприятия как учителям, так и родителям, то можно снизить уровень тревожности у детей. Не стоит забывать о том, что это должны быть не одноразовые мероприятия, а постоянные, должен быть сделан комплекс действий, которые будут проводиться с ребенком. Это должна быть совместная работа педагогов с родителями.

Список литературы:

1. Астапов В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1986.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. — 248с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов. 7-е изд. М.: Академия, 2003. — 456 с.

4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector