Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика Спилбергера-Ханина: шкала тревожности

Методика Спилбергера-Ханина: шкала тревожности

Методика Спилбергера-Ханина: шкала тревожности

Чувство тревоги является самым распространенным среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, которые заставляют человека нервничать и беспокоиться. Чувствовать тревогу – это нормально. Но если это чувство не проходит и, более того, усугубляется, тогда стоит обратиться за помощью.

Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревоги может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный уровень тревожности, существует методика Спилбергера-Ханина.

методика спилбергера ханина

Базовые понятия

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

методика спилбергера ханина

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность — это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Методы психодиагностики

В психодиагностике существует не так уж и мало методов, чтобы оценить степень тревожности пациента. Как правило, их применяют при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и консультативной психологии. Самыми популярными методиками определения степени тревожности считается прием Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.

Помимо них, востребованными являются:

  • Тесты депрессивных настроений (Жмуров, Зунге).
  • Методы изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в социуме (Раге, Холмс).
  • Тесты определения социальной фрустрации (Вассерман).
  • Методика диагностики степени субъективного контроля (Роттер).

Для более детального изучения состояния пациента может быть использован комплекс, состоящий из нескольких методик.

спилбергер ханин методика

Шкала тревожности

Несмотря на обилие методов психологической диагностики, только методика Ч. Спилбергера и Ю. Ханина может одновременно измерить тревожность как самочувствие и как характеристику личности. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована под отечественные реалии Юрием Ханиным, из-за чего и получила свое название.

Считается, что это одна из лучших диагностик. Методика Спилбергера-Ханина состоит из опросника, в котором есть 40 утверждений. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревожность.

Кстати, этот опросник адаптирован на 52 иностранных языка и признан международным методом определения степени тревоги и тревожности.

Ситуативная тревожность

Методика Спилбергера-Ханина представляет собой опросник-таблицу, в которой слева написаны утверждения. Напротив каждого из них есть ряд цифр от 1 до 4. Они показывают уровень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем больше уровень согласия. В конкретном тесте присутствуют такие оценочные критерии:

  • Очень редко (почти никогда) — 1 балл.
  • Редко — 2.
  • Часто — 3.
  • Очень часто (практически всегда) — 4.

диагностика методика спилбергера ханина

В этой шкале утверждений сделан специальный акцент на том, чтобы определить состояние пациента в конкретный момент. Это помогает психологу быстро понять, каким образом те или иные изменения влияют на человека.

методика и спилбергера ю ханина

Личная тревожность

Это нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:

  • Я могу находиться в приподнятом настроении.
  • Временами чувствую раздражительность.
  • Меня легко расстроить.
  • Хочется, чтобы мне везло так же, как остальным.
  • Длительное время беспокоюсь из-за неприятностей.
  • Ощущаю, что полон энергии.
  • Всегда беспристрастный и спокойный.
  • Беспокоюсь из-за будущих трудностей.
  • Даже пустяки заставляют меня нервничать.
  • Иногда ощущаю прилив счастья.
  • Все события воспринимаю слишком серьезно.
  • Хочется иметь больше уверенности.
  • Чувствую свою беззащитность.
  • Стараюсь не ввязываться в трудные ситуации.
  • Временами хандрю.
  • Иногда чувствую себя довольным.
  • Отвлекают и беспокоят мелочные дела.
  • Временами ощущаю себя неудачником.
  • Беспокоюсь всякий раз, когда задумываюсь о своих делах.

Обработка данных

На вопросы нужно отвечать без раздумий. Чтобы получить результат, нужно суммировать все полученные числа по каждой из шкал. В пределах одного этапа диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень тревожности.

Так, можно определить, что пациенты с количеством балов от 20 до 30 обладают низким уровнем тревожности. Тем, кто получил от 31 до 43 баллов, имеют тревожность на среднем уровне. У тех, чьи показатели превышают отметку в 65 баллов, могут наблюдаться психосоматические расстройства на фоне повышенной тревожности. Очень часто они потребуют психологической (а нередко и медицинской) помощи.

методика ч спилбергера ю ханина

Но практикующие психологи, работающие с методикой И. Спилбергера и Ю. Ханина, обращают внимание еще на один нюанс – это низкий уровень оценок. Ведь нельзя исключать тот факт, что пациенту просто хотелось представить себя в более выгодном свете. Кроме того, полная эмоциональная невосприимчивость и пассивность могут свидетельствовать о затяжной депрессии, апатии, эмоциональном выгорании или переутомлении.

Читайте так же:
Я избавилась от заикания самостоятельно взрослому

Таким образом, тест Спилбергера-Ханина может отлично диагностировать уровень тревожности человека. Кроме того, его можно использовать и самостоятельно для определения своего эмоционального состояния в конкретный промежуток времени.

53. Диагностика личностной и ситуативной тревожности ( Методика Спилберга — Ханина).

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности —естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги». Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания

1—20) и личностную (ЛТ, высказывания 21—40) тревожности.

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так.

D — Совершенно верно.

Тревожность – психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может выступать как ситуативное, т. е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно различают личностную и ситуативную тревожность.

Школ-я тревож-ть эмоц-ое переживание реб. предполагаемого неуспеха по поводу школ-й жизни. Высокий ур-нь шк. Тревож-ти характерен для мног дет в период посту-пления в школу. Но после адаптационного периода наступает эмоц-е благополучие. В эт период можно выделить детей с подлинной шк тревож-ю с помощью спец тестов. Тест шк-ой тревож-ти Филлипса «Оценка уровня тревож-ти». Цель-изуч-е ур-ня и хар-ра тревож-ти, связан-ой со школой у дет млад-го и сред школ-го воз-та. Тест состоит из 58 ? кот могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый ? требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». На листе для ответов вверху дети записывают свое ФИО класс. Отвечая на ?, записывают его номер и ответ «+», если согласны с ним, или «—»,не согласны». При обр-ке рез-в выделяют ?-сы, ответы на кот не совпадают с ключом теста.-это прояв-е тревож-ти. При обр-ке подсчи- тывается: а)общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повыш тревож-ти реб, если больше 75% — о высокой тревож-ти; б)число совпадений по каждому из восьми факторов тревож-ти, выделяемых в тексте. Уровень тревож-ти опред-ся т.же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоц-е состояние школьника. Рез-ты: число несовпадений знаков по каждому фактору; представление этих данных в виде индивид-х диаграмм; число несовпадений по каждому фактору для всего класса; представление этих данных в виде диаграммы; кол-во учащихся, имеющих несовпадений по опред-му фактору; представление сравнительных рез-в при повторных замерах; полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная хар-ка каждого синдрома (фактора): 1.Общая тревож-ть в школе — общее эмоц-е состояние реб, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2.Переживания соц-го стресса-эмоц-ное сост реб, на фоне кот развиваются его соц-ые контракты (со сверст-ми). 3.Фрустрация потреб-ти в достиж успеха-неблагоприятный психич. фон, не позволяющий реб развивать свои потребности в успехе. 4.Страх самовыражения-негативные эмоц-е переживания ситуаций, сопряженных с необход-ю самораскрытия, предъявления себя др-м, 5.Страх ситуации проверки знаний-негатив-е отнош-е и переж-е тревоги (публичной).6.Страх не соотве-тствовать ожиданиям окруж-их-ориентация на значимость др в оценке своих рез-в, тревога по поводу оценки 7.Низкая физиолог-я сопротивляемость стрессу-особ-ти психо-физиологич-й организации, снижающие приспо-собляемость реб к ситуациям стрессогенного хар-ра, повыш-е вероят-ть неадекват-го, реагирования на тревож фактор среды. 8.Проблемы и страхи в отнош-х с учит-ми-общий негативный эмоц-й фон отнош-й со взр-ми в школе, Корр-я раб-та по преодол. шк. тревож-ти проводится в групповой форме. Выделяют 2 способа:1.выроботка конструктивных способов пове-дения в труд-х для реб ситуациях; 2.укре-ние уверен-ти в себе, раз-е позитив-й самооценки.

Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49]

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Подсчет количества балов производится следующим образом.

Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35.

Считается, что суммарный результат по шкале Спилбергера показывает: до 35 баллов – низкий уровень тревожности; от 35 до 55 баллов – средний уровень тревожности; свыше 55 баллов – высокий уровень тревожности. У мужчин средние показатели личностной тревожности меньше, чем у женщин (37,7 ± 1,3 и 43,1 ± 1,2 соответственно).

Средние показатели личностной тревожности, по Спилбергеру в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройствами составляли:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Ограничения личностной свободы

Ограничения личностной свободы Личностная свобода может быть ограничена различными способами. Поведенческие недостатки сужают его возможности выбора и сокращают число благоприятных случаев для реализации его предпочтений. Поэтому расширение сфер компетенции

Читайте так же:
Деменция лакунарная и тотальная

Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера)[53]

Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера)[53] Этот тест определяет степень тревоги, которую испытывает человек в какой-то конкретной ситуации.Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 )

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в

Связь тревожности и депрессии

Связь тревожности и депрессии Различные теоретические направления не только подчеркивают взаимосвязь тревожности и депрессии, но и указывают на единство аффективных, когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов (С1аrк, 1989; Кеndаlle, Саntwell, Каzdin, 1989; Маsеr, С1оninger,

Глава 18. УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Глава 18. УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ § 18.1. ПОНЯТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИСамореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех

Глава 2 Изменение личностной истории

Глава 2 Изменение личностной истории Ну, что, мой Друг, чувствую, что твои трудности не дают тебе сво­бодно вздохнуть и насладиться радостью жизни в настоящий момент. Интересно, что ты с ними собираешься делать? Не это ли. "Ты пока­зываешь мне увядшие цветы и говоришь —

1.7. Изменение личностной истории

1.7. Изменение личностной истории Фрейд утверждал, что инсайт часто сам по себе и вызывает изменения, но метамодель не предназначена выполнять функцию “терапии” или техники решения проблем. На самом деле одной из ее целей является направление к нахождению тех областей,

Глава 12. Участвуйте в личностной терапии

Глава 12. Участвуйте в личностной терапии На мой взгляд, личностная терапия, безусловно, представляет собой самую важную часть психотерапевтического обучения. Вопрос: что является самым ценным орудием терапевта? Ответ (и на это нельзя не обратить внимания): его

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости Примером опросника, направленного на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная

Последствия тревожности

Последствия тревожности Вина. Поскольку тревожная привязанность возникает в раннем детстве, славные люди редко знакомы с расслабленностью и спокойствием. В нормальном состоянии они могут быть довольно сильно возбуждены. Иногда симптомы тревожности совсем не похожи на

3. Генеалогия тревожности

3. Генеалогия тревожности В основе тревожности лежат качества, о которых мы уже рассуждали достаточно подробно: чрезмерная уязвимость, отрицательная аффективность, невротический склад личности; то есть биологические факторы создают благоприятную почву для

Справка. по теме «Ситуативная и личностная тревожность обучающихся 10 класса»

1 Справка по МБОУ СОШ 167 от 24 октября 2016 года по теме «Ситуативная и личностная тревожность обучающихся 10 класса» С целью изучения ситуативной и личностной тревожности у обучающихся 10 класса (классный руководитель Попырина Т.А.) в октябре 2016 года было проведено обследование по методике диагностики тревожности Спилбергера-Ханина. Краткая характеристика методики: Понимание тревожности в теории Спилбергера определяется следующими положениями: 1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности; 2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги; 3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно; 4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты. Ситуативная (реактивная) тревога это тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя. Личностная тревога это тенденция реагировать на ситуации появлением различного уровня тревоги. 1

2 Тест содержит 40 утверждений. Первые двадцать утверждений позволяют определить уровень ситуативной тревожности, а последние двадцать утверждений позволяют определить уровень личностной тревожности. Тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест можно использовать для саморегуляции в целях руководства и психокрррекционной деятельности. Опросник допускает индивидуальное и групповое использование. Текст методики зачитывается или предъявляется испытуемому списком на заранее подготовленных бланках. При интерпретации показателей тестирования использованы следующие оценки уровней тревожности: до 30 баллов низкая тревожность; баллов умеренная тревожность; 46 и более баллов высокая тревожность. Таблица 1 Информация о количестве обучающихся 10 класса, принявших участие Приняли участие в тестировании в тестировании 10 класс обучающихся % 24 Всего обучающихся по списку

Читайте так же:
Энурез может быть от паховой грыжи

3 Таблица 2 Результаты обследования тревожности у обучающихся 10 класса Уровни тревожности Все тестируемые Девочки Мальчики СТ ЛТ СТ ЛТ СТ ЛТ Низкая тревожность кл Умеренная тревожность Высокая тревожность Итого СТ ситуативная тревожность, ЛТ личностная тревожность. Уровень ситуативной и личной тревожности по каждому обследованному обучающемуся 10 класса представлен в Приложении 2. Динамика тревожности в целом по классу и с учетом гендерных различий показана на рис. 1 рис. 3. 3

4 Рис. 1. Уровни тревожности обследованных обучающихся 10 класса Рис. 2. Уровни тревожности у обследованных девочек 10 класса 4

5 Рис. 3. Уровни тревожности у обследованных мальчиков 10 класса По усредненным показателям в 10 классе и ситуативная, и личностная тревожности имеют умеренный уровень. По гендерному признаку сложилась следующая картина в процентном соотношении уровней тревожности среди девочек и мальчиков (Таблица 3). Таблица 3 Процентное соотношение уровней тревожности среди девочек и мальчиков 10 кл Девочки Мальчики Уровни тревожности СТ (%) ЛТ (%) СТ (%) ЛТ (%) Низкая тревожность Умеренная тревожность Высокая тревожность Таким образом, из 13-ти обследованных девочек 0 девочек (0%) имеет низкий уровень ситуативной и личностной тревожности; 9 девочек (69%) 5

6 имеют умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности; 4 девочки имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности (31%). Из 11-ти обследованных мальчиков 3 мальчика (28%) имеют низкий уровень ситуативной тревожности; 4 мальчика (36%) имеют умеренный уровень ситуативной тревожности; высокий уровень ситуативной тревожности у 4-х мальчиков (36%); низкий уровень личностной тревожности у мальчиков отсутствует (0%); 7 мальчиков (64%) имеют умеренный уровень личностной тревожности и у 4-х мальчиков (36%) высокий уровень личностной тревожности. В целом из 24-х обследованных обучающихся 3 чел. (13%) имеют низкий уровень ситуативной тревожности; 13 чел. (54%) имеют умеренный уровень ситуативной тревожности; 8 чел. (33%) имеет высокий уровень ситуативной тревожности; 0 чел. (0%) имеют низкий уровень личностной тревожности; 16 чел. (67%) имеют умеренный уровень личностной тревожности; 8 чел. (33%) высокий уровень личностной тревожности. Рекомендации по результатам обследования: 1. Классному руководителю 10-го класса Попыриной Т.А. составить индивидуальные планы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. 2. Классному руководителю 10-го класса Попыриной Т.А. совместно с педагогом-психологом Непомнящей О.Н. спланировать и провести «Часы психолога» в 2-й 4-й четвертях учебного года. Справку подготовила: Педагог-психолог О.Н. Непомнящая 6

7 Приложение 1 к справке от г Опросник Спилбергера-Ханина Ф.И.О., класс, МБОУ СОШ 167 Состояние Балл Состояние Балл 1 Я спокоен 21 У меня бывает приподнятое настроение 2 Мне ничто не угрожает 22 Я бываю раздражительным 3 Я нахожусь в состоянии напряжения 23 Я легко расстраиваюсь 4 Я испытываю сожаление 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 5 Я чувствую себя свободно 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них 6 Я расстроен 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 7 Меня волнуют возможные неудачи 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 8 Я чувствую себя отдохнувшим 28 Меня тревожат возможные трудности 9 Я встревожен 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 30 Я бываю вполне счастлив 11 Я уверен в себе 31 Я все принимаю близко к сердцу 12 Я нервничаю 32 Мне не хватает уверенности в себе 13 Я не нахожу себе места 33 Я чувствую себя беззащитным 14 Я взвинчен 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 15 Я не чувствую скованности и напряжения 35 У меня бывает хандра 16 Я доволен 36 Я бываю доволен 17 Я озабочен 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 18 Я слишком возбуждён и мне не по себе 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 19 Мне радостно 39 Я уравновешенный человек 20 Мне приятно Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и 40 заботах В графу «Балл» заносится выбранный Вами один из вариантов, пронумерованных цифрами от «1» до «4»: Для утверждений 1 20: «Нет, это не так 1»; «Пожалуй, так 2»; «Верно 3»; «Совершенно верно 4». Для утверждений 21 40: «Никогда 1»; «Иногда 2»; «Часто 3»; «Почти всегда 4». 7

8 Таблица результатов обследования уровней ситуативной и личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина Приложение 2 к справке от г у обучающихся 10 класса МБОУ СОШ 167 анкеты обучающегося Σ1 ст Σ2 ст СТ в баллах Уровень СТ Σ1 лт Σ2 лт ЛТ в баллах Уровень ЛТ 1д УТ УТ НТ УТ ВТ УТ УТ УТ ВТ ВТ ВТ ВТ 7д ВТ ВТ 8д УТ УТ УТ УТ 10д УТ УТ 11д ВТ УТ 12д ВТ УТ 13д УТ УТ 14д УТ УТ 15д УТ ВТ 16д УТ УТ 17д УТ ВТ 18д УТ УТ 19д ВТ ВТ НТ УТ УТ УТ ВТ ВТ УТ ВТ НТ УТ Педагог-психолог высшей квалификационной категории О.Н. Непомнящая 8

Методика изучения личностной тревожности спилберга

от 4 августа 2015 года N под-8578/15

О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Во исполнение п. 3.1 Постановления республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27.05.2015 N 05-15, с целью раннего выявления детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и насилию в семье, оказания им психолого-педагогической помощи в рамках деятельности общеобразовательной организации приказываю:

Читайте так же:
Тревожность и особенности ее проявления у клиентов

1. Начальникам отделов (управлений) образования рекомендовать в срок с 1 сентября по 15 октября 2015 — 2016 учебного года провести мониторинг эмоционально-личностной сферы обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 8 до 15 лет с использованием следующих диагностик:

— Опросник Кеттелла CPQ (показательные шкалы профиля: Q4, O, H, F). Пакет "Личность";

— Методика изучения самооценки и уровня притязаний. Пакет "Личность";

— Шкала личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина). Пакет "Личность";

— Тест Люшера. Пакет "Состояние" (Приложение N 1).

2.2. Организовать индивидуальную работу с выявленными детьми "группы риска" с привлечением педагога-психолога, специалистов ПДН, органов социальной защиты.

3. В срок до 30 октября 2015 года представить информацию по итогам мониторинга эмоционально-личностной сферы обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 8 до 15 лет в отдел дополнительного образования детей (Приложение N 2).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Л.О.Сулима.

Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан — министр
Э.Н.ФАТТАХОВ

Приложение N 1
к Приказу МОиН Республики Татарстан от 4 августа 2015 года N под-8578/15

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наблюдательный педагог, классный руководитель по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над подростком. Важно помнить, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание.

Признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:

— ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

— ребенок неухожен, неопрятен, апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

— ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

— у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне;

— ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

— он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны;

— для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание;

— ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т.д.) или матери;

— он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

— судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);

— ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;

— уходит от конфликтов, споров с другими детьми;

— гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

— демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое" поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

— рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Внимание! Диагностика эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений проводится только при письменном согласии родителей. Диагностика проводится только педагогом-психологом.

Диагностики Опросник Кеттелла CPQ (показательные шкалы профиля: Q4, O, H, F). Пакет "Личность", Методика изучения самооценки и уровня притязаний. Пакет "Личность", шкала личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Л.Ханина). Пакет "Личность" для использования в обязательном порядке во всех общеобразовательных организациях. Для организаций, имеющих диагностический комплекс "Эффектон студио" или "Иматон", дополнительно рекомендовано использовать тест Люшера. Пакет "Состояние".

Порядок проведения мониторинга эмоционально-личностной сферы обучающихся общеобразовательных организаций:

1. С целью организации мониторинга начальник отдела (управления) образованием:

— утверждает состав рабочей группы из педагогов-психологов образовательных организаций во главе с методистом-психологом (далее — Рабочая группа);

— утверждает график выхода в общеобразовательные организации;

— обеспечивает обработку и анализ заполненных бланков мониторинга;

— создает условия для хранения заполненных бланков мониторинга, соблюдения конфиденциальности при хранении и использовании бланков мониторинга;

— издает приказ о содействии и создании необходимых условий руководителями общеобразовательных организаций для проведения мониторинга эмоционально-личностной сферы обучающихся.

2. Руководитель общеобразовательной организации:

— утверждает расписание проведения мониторинга эмоционально-личностной сферы обучающихся по классам и кабинетам;

— организует получение информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся;

— утверждает поименные списки обучающихся, участвующих в мониторинге эмоционально-личностной сферы, составленные по итогам получения от родителей или законных представителей информированных согласий в письменной форме об участии в мониторинге;

— организует организационно-техническое сопровождение Рабочей группы;

— обеспечивает направление акта передачи бланков тестирования и запечатанных в отдельные конверты заполненных обучающимися бланков мониторинга в отдел (управление) образованием муниципального района.

3. При проведении мониторинга в каждом классе присутствует член Рабочей группы, проводящий необходимые организационные и технические мероприятия, обеспечивающие соблюдение Порядка.

4. Перед началом проведения мониторинга члены Рабочей группы проводят инструктаж обучающихся, участвующих в мониторинге, в том числе информируют об условиях мониторинга и его продолжительности.

5. С целью обеспечения конфиденциальности результатов мониторинга во время его проведения на допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в мониторинге, перемещение по кабинету. Каждый обучающийся, участвующий в мониторинге, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив в известность члена Рабочей группы.

Читайте так же:
Кто из целителей может вылечить от заикания

6. Заполненные бланки группируются по возрасту обучающихся, принявших участие в мониторинге, и упаковываются членами Рабочей группы в конверты, которые заклеиваются. На лицевой стороне конверта с заполненными бланками указывается: наименование общеобразовательной организации, ее юридический адрес; возраст обучающихся, количество бланков, дата и время проведения мониторинга; ставятся подписи всех членов Рабочей группы и администрации общеобразовательной организации с расшифровкой фамилии, имени и отчества.

7. Методист-психолог (руководитель рабочей группы) обеспечивает хранение заполненных бланков мониторинга, руководитель общеобразовательной организации обеспечивает хранение в течение года информированных согласий родителей об участии в мониторинге, в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

8. Обработка и анализ информации, полученной в результате проведенного мониторинга, осуществляется членами Рабочей группы совместно с педагогами-психологами общеобразовательных организаций. По результатам обработки бланков составляется акт результатов мониторинга.

9. На основании акта о результатах мониторинга эмоционально-личностной сферы обучающихся определяются дети "группа риска", составляется индивидуальный план работы с ребенком с привлечением специалистов ПДН, социальной защиты, ЦРБ.

ТЕСТ КЕТТЕЛЛА. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ. 12 ФЛО-120

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном, адаптирован Э.М.Александровской. В описываемом варианте он содержит 12 шкал (факторов) для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. Опросник состоит из двух разделов: для мальчиков и для девочек, каждый из которых состоит из двух частей (по 60 вопросов в каждой части) — это необходимо для того, чтобы избежать недостоверных ответов испытуемого. Тест предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности ребенка 8 — 12 лет. Методика больше всего подходит для школьников старшей возрастной группы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

После прочтения инструкции в качестве примера необходимо продемонстрировать 2 первых вопроса на доске.

Примерный алгоритм объяснения.

Подчеркните слово "или" так, чтобы дети усвоили, что имеется два возможных выбора. Затем продолжите: "Посмотрите на ваши опросные листы. В левом углу стоит цифра 1, это первый вопрос, начинайте отвечать здесь". Дайте небольшой промежуток времени, чтобы дети сделали первый выбор. Проделайте то же и со вторым вопросом. Спросите: "Понятно ли как отмечать ответы? Если ли у кого вопросы?" Подробно ответьте на все вопросы детей. Предупредите, что исправление ответов разрешено, но оно должно быть ясно видно. Когда дети поняли, что надо делать, скажите им, чтобы они продолжали работу самостоятельно, выбирая в каждом вопросе ответ, который им больше подходит. В случае, если у кого-то возникает затруднение, разрешается прочесть этому ребенку непонятный для него вопрос и объяснить его смысл, не подсказывая ответа. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций, это N 11, 15, 19, 23, 27. Разрешается только их прочтение, без объяснения значения слов. Это должно производиться в индивидуальном порядке, чтобы не мешать работе остальных. Скажите детям, чтобы, когда они закончат отвечать на вопросы первой страницы, сразу же переходили на вторую.

Важным моментом является то, чтобы экспериментатор сразу же после начала работы быстро прошел по рядам и убедился, что все следуют инструкции. Отмечайте, где работает ребенок, стимулируя его работать быстрее или медленнее. Полезно сделать такое замечание: "Теперь почти все закончили 1-ю страницу, если кто-то еще не закончил, надо работать быстрее".

Обратите внимание на завершение работы. В конце тестирования необходимо сказать: "Просмотрите ваши ответы и убедитесь, что вы ответили на каждый вопрос, ничего не пропустили".

Младшим детям этот вопросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, т.к. некоторые дети могут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, по мере надобности повторяя их дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, т.к. при восприятии их на слух дети испытывают трудности, но при этом очень важно не допустить их обсуждения вслух.

Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном листе. Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребенке.

ОБРАБОТКА

Ключ к первой и второй части теста, а также для вариантов мальчикам и девочкам идентичен.

За совпадение ответа с ключом начисляют по 1 баллу. Результаты можно представлять как в цифровой, так и графической форме.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector