Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

1 Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Цель: Исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду и школе. Испытуемые — дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Экспериментальный материал: 14 рисунков размером восемь с половиной на одиннадцать см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка (дошкольника или младшего школьника) ситуацию: РИСУНОК 1 — ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ (Ребенок играет с двумя малышами). РИСУНОК 2 — РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем). РИСУНОК 3 — ОБЪЕКТ АГРЕССИИ (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника). РИСУНОК 4 — ОДЕВАНИЕ (ребенок сидит на стуле и обувает ботинки). РИСУНОК 5 — ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ (ребенок играет с двумя старшими детьми). РИСУНОК 6 — УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ. (Ребенок идет к своей кроватке. Родители сидят в кресле спиной к нему). РИСУНОК 7 — УМЫВАНИЕ (Ребенок умывается в ванной комнате). РИСУНОК 8 — ВЫГОВОР (Мать, подняв указательный палец, строго за что-то ребенку выговаривает). РИСУНОК 9 — ИГНОРИРОВАНИЕ (Отец играет с малышом. Ребенок сидит в одиночестве). РИСУНОК 10 — АГРЕССИВНОЕ НАПАДЕНИЕ (Сверстник отбирает у ребенка игрушку). РИСУНОК 11 — СОБИРАНИЕ ИГРУШЕК (Мать и ребенок убирают игрушки). РИСУНОК 12 — ИЗОЛЯЦИЯ (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве). РИСУНОК 13 — РЕБЕНОК С РОДИТЕЛЯМИ (Ребенок стоит между матерью и отцом).

2 РИСУНОК 14 — ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан). Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Метод предъявления: Рисунки предъявляться ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания: 1 — ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ. "Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами?". 2 — РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом?". 3 — ОБЪЕКТ АГРЕССИИ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое?". 4- ОДЕВАНИЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) одевается". 5 — ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми". 6 — УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) идет спать". 7- УМЫВАНИЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной". 8 — ВЫГОВОР. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?" 9 — ИГНОРИРОВАНИЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое?" АГРЕССИВНОЕ НАПАДЕНИЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?" УБОРКА ИГРУШЕК. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки" ИЗОЛЯЦИЯ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное?" 13 — РЕБЕНОК С РОДИТЕЛЯМИ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она)со своими мамой и папой" ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ. "Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) ест". Название лица (веселое — печальное, печальное — веселое) в инструкции чередуется. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

3 Протоколирование: Выбор ребенком соответствующего лица и его словесное высказывание фиксируются в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Анализ данных: Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Так, рисунок 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску; Рисунок 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивное поведение) и 12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску; Рисунок 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 11 (Уборка игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл. Таблица 1.1. Образец протокола Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: Рисунок Высказывание Выбор Веселое лицо ИГРА С МЛАДШИМИ ДЕТЬМИ 2 РЕБЕНОК И МАТЬ С МЛАДЕНЦЕМ 3 ОБЪЕКТ АГРЕССИИ 4 ОДЕВАНИЕ 5 ИГРА СО СТАРШИМИ ДЕТЬМИ 6 УКЛАДЫВАНИЕ СПАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо. Я всегда беру спать игрушку 7 УМЫВАНИЕ Потому, что он умывается 8 ВЫГОВОР Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой. 9 ИГНОРИРОВАНИЕ Потому, что малыш Печальное лицо

4 тут. 10 АГРЕССИВНОСТЬ Потому, что кто-то отбирает игрушки. 11 УБОРКА Печальное, потому ИГРУШЕК что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли? 12 ИЗОЛЯЦИЯ Мама хочет уйти от него. 13 РЕБЕНОК С Мама и папа гуляют с РОДИТЕЛЯМИ 14 ЕДА В ОДИНОЧЕСТВЕ ним, веселое лицо. Пьет молоко, и я люблю. Двусмысленные рисунки несут основную "проективную нагрузку — то, какой эмоциональный смысл придает ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный не травмирующий опыт общения. Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу. Количественный анализ: На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально — негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): Число эмоционально — негативных выборов ИТ= х100% 14 По ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на 3 группы: А) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); Б) средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%); В) низкий уровень тревожности (от 0% до 20%) Качественный анализ: Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей ситуации). Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения "ребенок-ребенок" (Игра с младшими детьми, Объект

Читайте так же:
Различия слабоумия и деменции

5 агрессии, Игра со старшими детьми, Агрессивное нападение, Изоляция). Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5-7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно выше уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения "ребенок-взрослый" (Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия. (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве). Примечание. Валидизация методики показала высокий уровень ее валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (р =0,56).

Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 — марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада.

Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную).

В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную — 17 детей.

Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

  • Провести анализ литературы по проблеме исследования;
  • Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
  • Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
  • Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.

Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей;

2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

Психологическое тестирование, включающее в себя:

— методику «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова;

— тест «Незаконченные предложения» А.И.Захарова;

— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик:

Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова (приложение 1);

Тест «Незаконченные предложения» А.И.Захарова (приложение 2);

Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3).

Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) — 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.

Большинство дошкольников — 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.

Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца — с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю.

Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4).

В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру.

В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр.

Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми

Название этапа коррекционной работыЦель этапаИгры
Установочные игрыУстановление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры«Здравствуйте, я рад познакомиться». Выработка правил поведения на занятиях
Игры, направленные на преодоление конкретных страховА) страх темноты«Зверушки в норке»,

«Кто притаился в темноте»,

«Случай в магазине»,

«Как важно знать свой адрес»,

«Путешествие к бабе Яге»,

«Играем в привидение», «Маленькое привидение из Вазастана»,

«Ищем в плохом хорошее» или «Монстр»,

«Карлсон против Филе и Рулле»,

Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы:

На первом — ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

Второй этап — это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи:

— объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками;

— эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

— развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;

— формирование способности к произвольной регуляции эмоций;

— формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5).

На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось.

Выводы по экспериментальной части исследования:

На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) — 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников — 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем у девочек (9,1 и 11,5 соответственно).

Программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста нацеленная на формирование предпосылок для преодоления тревожности, страхов; освоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; способности к произвольной регуляции эмоций — оказалась эффективной, что подтвердили результаты статистического анализа.

Методика изучения тревожности у детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Гербер Юлия Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 10»

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо отлаженной машины… Он переживает то, что с ним происходит и им свершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций [10].

Эмоции — постоянный спутник человека, оказывающий влияние на все его мысли и деятельность. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более понятному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из главных условий, обеспечивающих результативность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания [2].

Возникающие проблемы эмоциональной сферы дошкольников крайне разнообразны. Одни дети чрезмерно возбудимы, несдержанны, легко дают вспышки гнева, раздражения, страха; они капризны и требовательны, суетливы и непоседливы, порой много говорят, жестикулируют, гримасничают. У них нередко отмечаются конфликты со сверстниками и взрослыми, они плохо ведут себя в группе, постоянно вертятся, задевают соседей, бурно реагируют на замечания. Другие, напротив, вялы, апатичны, замкнуты, быстро устают при малейших нагрузках, плохо спят днем. Они застенчивы, робки, пугливы, держатся особняком, в стороне, отличаются обостренной впечатлительностью [6].

В данной статье рассматривается методы диагностики следующих параметров эмоциональной сферы – тревожность, агрессивность, импульсивность – рефлексивность, умение ребенка точно выполнять задания взрослого.

1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо».

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха [4].

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка [9,11].

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное [4].

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Рисунки имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях [3, 5].

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Далее представлена таблица 1.1 количественной и качественной оценки данных теста. При анализе данных следует учитывать как данные, приведенные в таблице, так и каждый ответ ребёнка. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.

Количественная и качественная оценка данных теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»

Уровень

Баллы

Характеристика уровня

Данные баллы отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния. Высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. May R. Smysl trevogi. Per. s angl. M. I. Zavalova, A. I. Siburinoi [Sense of Anxiety. Translated from English by M. I. Zavalov, A. I. Siburina]. Moscow, Nezavisimaya firma «Klass», 2001. 384 p.

2. Rogers K. Vzglyad na psikhoterapiyu: Stanovlenie cheloveka [View of Psychotherapy: Formation of a Person]. Moscow, ProgressUnivers, 1994. 478 p.

3. Khanin Yu. L. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of sport’s intercommunication]. Moscow, FiS, 1980. 208 p.

4. Cattell R. B., Scheier I. N. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. N. Y.: Ronald Press. 1961. 290 с.

5. Sarason I. G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information. Anxiety, Current Trends in Theory and Research. New York. 1972; 2: 274–301.

6. Kislovskaya V. R. Zavisimost’ mezhdu sotsiometricheskim statusom i simptomom trevozhnosti ozhidanii v sotsial’nom obshchenii (v vozrastnom plane). Avtoref. dis … kand. psikhol. nauk [Sociometric Status Dependence on Expectation Anxiety Symptom in Social Communication (age-dependent). Author’s abstract]. Moscow, 1972. 24 p.

7. Khorni K. Sobr. soch.: V 3 t. T. 1 [Collected Edition, issued in 3 volumes. Volume 1]. Moscow, Smysl, 1997. 496 p.

8. Zakharov A. I. Nevrozy u detei i podrostkov [Neuroses in Children and Adolescent]. Leningrad, Meditsina, 1988. 174 p.

9. Spivakovskaya A. S. Profilaktika detskikh nevrozov [Preventive Measures of Child Neuroses]. Moscow, MGU, 1988. 200 p.

10. Garbuzov V. I. Nervnye deti: Sovety vracha [Nervous Children: Doctor’s Recomendations]. Leningrad, Meditsina, 1990. 176 p.

11. Detskaya i podrostkovaya psikhiatriya. Klin. lekts. dlya professionalov. Pod red. Yu. S. Shevchenko [Child and Adolescent Psychiatry. Clinical Lectures for Profs]. Moscow, MIA, 2011. 928 p.

12. Imedadze N. V. Trevozhnost’ kak faktor ucheniya v doshkol’nom vozraste. Psikhologicheskie issledovaniya [Anxiety as a Factor of Learning at Preschool Age. Psychological Research]. Tbilisi, 1966. pp. 49–57.

13. Spielberger Ch. D. Kontseptual’nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevozhnosti. Stress i trevoga v sporte. Sost. Yu. L. Khanin [Concept and Methodological Problems of Anxiety Research. Stress and Anxiety in Sports. Drafted by Yu. L. Khanin]. Moscow, FiS, 1983. pp. 12–24.

14. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel’nost’ [Motivation and Action]. St. Petersburg, Piter, 2003. 860 p.

15. Psikhologicheskii slovar’. Pod red. V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakova. 2-e izd., pererab. i dop [Psychological Dictionary. Edited by V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakov. 2nd edition, revised and enlarged]. Moscow, Pedagogika-Press, 1996. 440 p.

16. Prikhozhan A. M. Trevozhnost’ u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in Children and Adolescent: Psychological Reasons and Age Specific]. Moscow, NPO «Modek», 2000. 304 p.

17. Kovalev V. V. Psikhiatriya detskogo vozrasta: Ruk-vo dlya vrachei. 2-e izd., pererab. i dop [Pediatric Psychiatry: Guidance for Doctors. 2nd edition, revised and enlarged]. M.: Meditsina. 1995. 560 s.

18. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of Relationships]. Voronezh, NPO «Modek», 1998. 363 p.

19. Bozhovich L. I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its Formation in Childhood]. Moscow, Prosveshchenie, 1968. 209 p.

20. Eidemiller E. G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem’I [Family Psychology and Psychotherapy]. St. Petersburg, Piter, 1999. 656 p.

21. Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa. Pod red. V. Shapar’, A. Timchenko, V. Shvydchenko [Handbook of Practising Psychologist. Edited by V. Shapar’, A. Timchenko, V. Shvydchenko]. Moscow, AST, 2005. pp. 603–606.

22. Lyutova E. K., Monina G. B. Trening effektivnogo vzaimodeistviya s det’mi [Training of Effective Cooperation with Children]. St. Petersburg, Rech’, 2001. 190 p.

23. Temml R., Dorki M., Amen V. Test trevozhnosti [Anxiety Test]. Moscow, Medik, 1992. 21 p.

24. Khomentauskas G. T. Voprosi psikhologii — Psychological Questions. 1986; 1: 165–170.

25. Venger A. L. Psikhologicheskie risunochnye testy: Ill. Ruk-vo [Psychological Pictured Tests: Illustrated Guideline]. Moscow, VLADOS-PRESS, 2003. 160 p.

Для цитирования:

Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(3):82-88. https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

For citation:

Mazurova N.V., Trofimova Yu.A. CORRELATION BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN ANXIETY AND STYLE OF FAMILY UPBRINGING. Current Pediatrics. 2013;12(3):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

Creative Commons License

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте

Гимаева Рита Маснавиовна, кандидат психологических наук, сертифицированный психотерапевт по методу «символдрама», доцент кафедры философии и юридической психологии ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивостокgrita1959@yandex.ru

Колесникова Татьяна Андреевна,студентка ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. ВладивостокTatiana_koles@mail.ru

Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте

Аннотация.В статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся споказателями тревожности с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. Выявлена положительная корреляционная связь между показателями тревожности и самооценки.Ключевые слова:дошкольный возраст, тревожность, самооценка, взаимосвязь тревожности и самооценки.Раздел:02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность изучения тревожности в дошкольном возрасте связана с тем, что работники детских дошкольных учреждений отмечают рост числа тревожных детей, а именно тревожность часто лежит в основе невротического развития личности, обусловливая в дальнейшем различные психологические проблемы в жизни людей. Тревожные дети часто очень не уверены в себе, обладают неустойчивой самооценкой [1]. В то же времядля дошкольного возраста нормативной является завышенная самооценка, основанная на положительном отношении взрослых. В дошкольном возрасте происходит активное формирование самооценки, поэтому повышенная тревожность в этом возрасте негативно влияет на формирующуюся самооценку [2].Целью нашего работы являлось исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой нашего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 30 детей 6 лет, посещающихдетский сад. Использовались следующие методики: «Рисунок человека», тест тревожности Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки [3], методика исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В.Г.Щур и методика изучения самооценки дошкольников А.В. Захарова [4].Для выявления тревожности были использованы методики «Рисунок человека» и «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки. Проективные методики наиболее эффективныдля выявления эмоциональных проблем и личностных особенностей у детей, так как дети в дошкольном возрасте не обладают развитой рефлексией. При использовании проективной методики «Рисунок человека» нами были выделены пятьосновных признаковрисунка человека, свидетельствующих о наличии поГимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 2

вышенной тревожности у испытуемого: большое количество штриховки, пустые глазницы, наличие головного убора, недостаток опоры у нарисованной фигуры, заполнение всего пространства листа, на котором расположен рисунок. У испытуемых было выделено от одного до трехпризнаков тревожности. Результаты исследованиятревожности с помощью методики «Рисунок человека» представлены в табл.1. Таблица 1Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике «Рисунок человека» (n= 30)

Признаки тревожностиКоличество детей, имеющих признак

тревожностиНаличие головного убора у нарисованногочеловека5Рисование глаз, характерное для наличия тревоги, страхов25Недостаток опоры у нарисованной фигуры15Большое количество штриховки в рисунке8Заполнение всего пространства листа3

Как следует из табл. 1, убольшинства испытуемыхдетей в рисунках присутствует несколько признаков тревожности. Наиболее часто выявляемымпризнаком тревожности оказалось рисование глаз –у 25 детей нарисованная фигура имела либо пустые, либо полностью закрашенные глазницы. Необходимо отметить, что все испытуемые имели в своем рисунке хотя бы один признак тревожности. В целомрезультаты использования методики «Рисунок человека» подтвердили наблюдения работников детских дошкольных учреждений, о том, что в настоящее время растет количество детей с повышенным уровнем тревожности.Проективная методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки позволяет определить тревожность по отношению к ряду жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Конечный результатиспользования этой методики –выявление у испытуемого индекса тревожности (ИТ), который может варьировать в следующих пределах: высокий уровень тревожности –ИТ больше 50%;средний уровень тревожности –ИТ находится в пределах от 20до 50%;низкий уровень тревожности–ИТ находится в пределах от 0до 20%.Результаты использования методики диагностики тревожности «Выбери нужное лицо» Р.Тэмпл, В. Амен, М. Дорки представлены в табл.2.Таблица 2Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р.Темпл, В. Амен, М. Дорки (n=30)

Уровень тревожностиКоличество детейВысокий1Средний29Низкий0

В результате использования методики Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности был выявлен у одного ребенка –ИТ= 64,2%, средний уровень тревожности у 29 детей–ИТ от 21,5 до 50%, низкий уровень тревожности не был выявлен ни у одного из детей.Таким образом, диагностика тревожности по двум использованным методикам показала, что у большинства испытуемых детей средний уровень тревожности.Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 3

Изучение уровня самооценки проводилось с помощью методики исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В.Г. Щур и методики изучения самооценки дошкольников А.В. Захарова.Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики «Лесенка» В.Г. Щур представлены в табл. 3.Таблица 3Результаты диагностики самооценки дошкольников по методике В.Г. Щур (n= 30)

Уровень самооценкиКоличество детейЗавышенная9Адекватная14Заниженная7

Как следует из табл. 3, при использовании методики В.Г.Щур были получены следующие результаты:завышенная самооценка–у 9 детей;адекватная самооценка была выявлена у 14 детей;заниженная самооценка –у 7 детей, принявших участие в исследовании.Наиболее благоприятным вариантом самооценки в дошкольном возрасте является несколько завышенная самооценка, которая формируется под влиянием поддержки и одобрения родителей и других значимых взрослых. Завышенная самооценка помогает ребенку наиболее успешно справляться с различными задачами развития, создает благоприятный эмоциональный фон для овладения различными умениями, навыками в различных областях жизни: в общении, в обучении. В нашем исследовании завышенная самооценка была выявленалишь у 9 детей, что составляет 30% от всей выборки, в то же время у 7 детей была выявлена заниженная самооценка, что является неблагоприятным показателем для дальнейшего развития этих детей.Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики А.В. Захарова представлены в табл.4.Таблица 4Результаты изучения диагностики самооценки дошкольников по методике А.В. Захарова (n= 30)

Уровень самооценкиКоличество детейЗавышенная7Норма самооценки11Заниженная12

Как видно из табл. 4, завышенная самооценка была выявлена у7 человек, норма самооценки у 11 человек, заниженная самооценка у 12 детей. Таким образом, результаты исследования самооценки по двум методикам показали, что у большинства испытуемых детей адекватная и заниженная самооценка. В случае адекватной самооценки можно предположить, что эти дети обладают достаточно реалистичным представлением о своих достоинствах и возможностях,в то же времязаниженная самооценка, выявленная у 7 детей по методике В.Г.Щури 12детей по методике А.В. Захарова, свидетельствует либо о недостатке поддержки со стороны взрослых, либо о большом количестве психотравмирующих ситуаций в жизни этих детей.Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста.Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 4

Для подтверждения или отвержения гипотезы о существовании взаимосвязи тревожности и самооценки у детей использовался корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции ранговСпирмена.В результате исследования взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки и методике В.Г.Щур «Лесенка» был получен следующий результат: коэффициент корреляцииr/s=–0,04. В этом случае значение коэффициента корреляции не достигло уровня статистической значимости.При исследовании взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл,В. Амен, М. Дорки и методике исследования самооценки А.В. Захарова был получен следующий результат: коэффициент корреляцииr/s=–0,11. В этом случае значение коэффициента корреляции также не достигло уровня статистической значимости.Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методике В.Г. Щур дало следующий результат: коэффициент корреляцииr/s= 0,161. В данном случае величина коэффициента имеет знак плюс, то естьсвязь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста,принимается, взаимосвязь существует, но не достигает уровня статистической значимости.Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» исамооценки по методике А.В. Захарова привело к следующему результату:коэффициент корреляцииr/s = 0,316, то есть его значение достигло уровня статистической значимости. В данном случае гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста,подтверждается, взаимосвязь существует:высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки.Выдвигая гипотезу нашего исследования, мы предполагали существование обратно пропорциональной зависимости между тревожностью и самооценкой в дошкольном возрасте, то естьчем выше тревожность, тем ниже самооценка. Полученные результаты выявили прямо пропорциональную зависимость: высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки. Мы предполагаем, что выявленная взаимосвязь есть проявлениемеханизма компенсации: тревожные дети склонны к завышению своей самооценки, так как их тревожит сама возможность неудачи, их низкой оценки окружающими. Экспертное мнение воспитателей, работающих с испытуемыми детьми, подтвердило наше предположение. В то же времядля подтверждения нашего предположения необходимо продолжение исследования с использованием более представительной выборки испытуемых.Таким образом, результаты нашего исследования показали, что взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста существует: при повышенной тревожности возможна более высокая самооценкакак проявление механизма компенсации, что характерно для детей дошкольного возраста.

Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 5

Таблица 5Пример расчета коэффициента корреляции Спирмена между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методикеА.В. Захарова

№ испыт.Значение АРанг АЗначение ВРанг ВD(ранг А –ранг В)d2114524–20400214630–266763217524–7494217415,51,52,255217415,51,52,25621713141967328,55244,520,258217524–7499217524–7491014524–20400111426,5–2,56,2512217524–74913328,55244,520,2514217524–749151413111621741,51,52,2517328,531018,5342,2518217524–74919328.55244,520,2520217415,51,52,252121726.510,5110,25222171314196232173107492414310–63625217415,51.52,25262173107492714131128217415,51,522529217131419630217310749сумма

46503076Результат: r/s= 0,316.

Ссылки на источники1.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.–М.: Норма, 2011.–446 с.2.Каменская В.Г. Детская психология:учеб.пособие для вузов.–М.:ФОРУМ, 2011.–288с.3.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Речь, 2011.–198с.4.Захаров А.В. Методика исследования самооценки дошкольников // Вопросы психологии. –2012.–URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm.

Rita Gimaeva, Candidate of Psychological Sciences, certified psychotherapist, senior lecturerat the chair of Philosophy and Juridical Psychology,Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok grita1959@yandex.ruTatyana Kolesnikova, Student, Vladivostok State University of Economics and Service, VladivostokTatiana_koles@mail.ruRelationship of anxiety and selfesteem in preschool age

Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 6

Abstract. The paper deals withresults of the research on relationship of anxiety and selfesteem in preschool age. The study was directed on children of preschool age. The authors identifylevel of selfesteem of each child and compare itwith anxiety indices by using correlation analysis with calculation of Spearman’s correlation coefficient. Positive correlation between measures of anxiety and selfesteemwas revealed.Key words:preschool age, anxiety, selfesteem, relationship of anxiety and selfesteem.References1.Prihozhan,A. M. (2011) Trevozhnost’ u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika,Norma, Moscow,446 p.(in Russian).2.Kamenskaja,V. G.(2011)Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja vuzov,FORUM, Moscow,

288 p.(in Russian).3.Kostina,L. M. (2011) Metody diagnostiki trevozhnosti,Rech’, St. Petersburg,198 p.(in Russian).4.Zaharov,A. V. (2012) “Metodika issledovanija samoocenki doshkol'nikov”,Voprosy psihologii. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm (in Russian).

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived05.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.07.15ОпубликованаPublished25.07.15

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector