Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профилактика школьной тревожности среди учащихся 1 классов

Профилактика школьной тревожности среди учащихся 1 классов

1 Профилактика школьной тревожности среди учащихся 1 классов Школьная тревожность это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать. Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития (Прихожан А. М., 1998). Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

2 ü внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.); ü нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С, 1988 и др.); ü соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.). Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного: негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение; неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988). В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства. У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличие от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель. Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков насилие во всех его аспектах (Захаров А. И., 1997; Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988; Макшанцева Л. В., 1998). В итоге, можно отметить следующее. Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации. Тревога (тревожность) может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. На деятельность дошкольников и младших школьников она оказывает только дезорганизующее влияние, снижая ее продуктивность. В школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчиками). Описанные особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности школьной тревожности.

3 Психологическая специфика школьной тревожности Причины школьной тревожности Хотя понятие «тревожность», по сути, перенесено из психиатрии, оно прочно обосновалось в различных отраслях психологии, в том числе и в педагогической психологии, которая анализирует причины возникновения и формы школьной тревожности, связанной с переживанием школьного неблагополучия. В литературе встречаются разные обозначения устойчивого переживания школьного неблагополучия: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогенный невроз», «дидактогения». Вместе с тем, между этими понятиями можно провести определенные различия. Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы (Раттер М.,2000). Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова. Термины «дидактогения», «дидактогенные неврозы» используются для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко отношением к ребенку педагога, поведением учителя). Школьная тревожность это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социальнопсихологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

4 Динамика школьной тревожности Как ни странно, школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2001). Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что этот возраст знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), неудивительно, что шести-семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли школьника. О важности этого процесса говорит хотя бы тот факт, что Всемирной организацией здравоохранения этот период называется периодом «школьного шока». Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом, как показано в исследовании Лютовой и Мониной (2001), школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется. Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности и школьных требований, что дает основания назвать социально-педагогическую ситуацию его развития стабильной (Битянова М. Р., 1999). В целом к второму-третьему классу тревожность ниже, чем в первый год школьного обучения. В то же время, личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу, по данным исследовательского коллектива под руководством И. В. Дубровиной (Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000), можно отнести: школьные неприятности (двойки, замечания, наказания); домашние неприятности (переживания родителей, наказания); боязнь физического насилия (старшеклассники могут отобрать деньги, жвачку); неблагоприятное общение со сверстниками («дразнят», «смеются»). В целом, в младшем школьном возрасте повышенная школьная тревожность однозначно рассматривается как показатель школьной дезадаптации, поскольку, как указывалось выше, не имеет под собой личностных предпосылок.

Читайте так же:
Понятие тревоги и тревожности в психологии

5 Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения Формы проявления школьной Классы тревожности 1 2, 3, 4 1. Ухудшение соматического здоровья 2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) 3. Излишняя старательность при * выполнении заданий 4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий 5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия) 6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках 7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях 8. Страх потерять или испортить * школьные принадлежности 9. Страх опоздать в школу * 10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью 11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом 12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму) 13. «Сверхценность» школьной оценки * ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ Поскольку анализ феномена школьной тревожности показал, что причинами ее возникновения могут стать отношения учащегося к различным компонентам образовательной среды, работа по профилактике и коррекции школьной тревожности также должна носить комплексный характер, охватывая различные сферы школьной

6 жизни ребенка. Работа школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся предполагает несколько последовательных этапов. На первом (психодиагностическом) этапе необходимо выявить детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводится фронтальная психодиагностика либо в тех параллелях, которые традиционно считаются «проблемными» в силу нестабильности социально-педагогической ситуации или возрастных особенностей развития (1-й, 5-й, 8-й, 9-11-й классы), либо, если позволяют ресурсы психологической службы школы, во всех параллелях. Психодиагностические методики для фронтальной психодиагностики в силу ее «массовости», а также ежегодной повторяемости, должны отвечать следующим требованиям: они должны предоставлять возможность проведения диагностики в групповом режиме, независимо от возраста испытуемых; проведение диагностики не должно занимать много времени; полученные с их помощью результаты должны легко обрабатываться и интерпретироваться; методика должна давать максимально объективный материал, относительно независимый от уровня развития рефлексии испытуемых и их стремления соответствовать социально желательным образцам, а также допускать повторные применения; результаты должны быть предоставлены детям в доступной для них форме в режиме «развивающей психодиагностики», что является важным фактором в создании условий для формирования у учащихся мотивации участия в последующих психопрофилактических или коррекционно-развивающих мероприятиях. По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска» (учащиеся, характеризующиеся повышенной школьной тревожностью). Они требуют повышенного внимания со стороны школьного психолога. На следующих этапах работы с ними необходимо: провести углубленную психодиагностику уровня школьной тревожности; провести консультации с педагогами и родителями для сбора дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ребенка, а также для создания условий, способствующих развитию у взрослых мотивации поддержки ребенка во время участия в коррекционноразвивающих мероприятиях; провести коррекционно-развивающую работу (в индивидуальной или групповой форме); осуществить итоговую психодиагностику уровня тревожности учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; диагностика проводится как минимум по истечении одного месяца, поскольку навыки эмоционального самоконтроля должны не только сформироваться в процессе работы, но и ассимилироваться по ее окончании. С учащимися, не попавшими в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые, в силу комплексности детерминант школьной тревожности, должны, помимо работы с самими учащимися, затрагивать их родителей и педагогов.

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у учащихся 11-го класса при подготовке к ЕГЭ

Аннотация.В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса. Раскрыта модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса при подготовке к ЕГЭ.Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, феномен тревоги, старший школьный возраст, школьная тревожность, тревожные дети.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога–реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность–индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (Аракелов Н.Е., ЛысенкоЕ.Е., Долгова В.И., Аркаева Н.И., Ордина И.П., Крюкова С.В., Слободяник Н.П., Немов Р. С., Прихожан А.М., Ремшмидт Х. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]). Цель:теоретически обосновать и экспериментально установить уровень ситуативной тревожности у учащихся 11хклассов в период подготовки к ЕГЭ. Составить коррекционную программу с целью снижения ситуативной тревожности.Объект исследования: психологические особенности личности старших школьников.Предмет исследования: учащиеся 11хклассов в период подготовки к ЕГЭ.Методы: теоретический –это анализ психологопедагогической литературы.Эмпирический–эксперимент и тестирование по методикам: «Шкала тревожности»Кондаша, тест исследования тревожности «опросник Спилберга», опросник Филлипса.Так, А. М. Прихожан указывает, что тревожность –это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [7].По определению Р.С. Немова: «Тревожность –постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[6].Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность –это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность –как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [1].Старший школьный возраст –это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте,открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего [8].Ситуативная школьная тревожность может проявляться и в том, что ребенок минимизирует свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Если тревожность сфокусирована преимущественно вокруг ситуации проверки знаний, она может проявляться в том, что ребенок отказывается принимать в них участие или старается сделать это как можно более незаметно. При ответе на вопрос учителя говорит очень тихо, почти неслышно (что, как правило, раздражает учителя и тем самым подкрепляет школьную тревожность ребенка), либо просто отказывается отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками). Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами [5].

Читайте так же:
Психический статус при деменции история болезни

Этапы, методы, методики.1)Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психологопедагогической литературы по проблеме тревожности учащихся 11 класса. Была подобрана методика с учетом возрастных характеристик и темы исследования.2)Опытноэкспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методике Р.Кондаша.Затем полученные результаты были обработаны.3)Контрольнообобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 17 детей старшего подросткового возраста. Общие сведения о коллективе. Среди школьников есть дети 17 и 18 лет. В классе 10 мальчиков и 7 девочек. В коллективе 5 из 17 детей воспитываются в неполной семье.Охарактеризация использованных методов и методик исследования:Анализ литературы–это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметнопрактической деятельности [6].Обобщение–это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира.Тестирование –это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачитесты, имеющие определенную шкалу значений.Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятийный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов.В работе была применена методика Р. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков».Особенность данной методики состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя какихлибо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, являющиеся для школьника основным источником тревоги.РезультатыПервой была проведенаметодика Р. Кондаша «Диагностика уровнятревожности у подростков».Методика включает ситуации трех типов:1)ситуации, связанные со школой, общением с учителями;2)ситуации, актуализирующие представление о себе;3)ситуации общения.Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в следующей таблице.

Вид тревожностиНомер пункта шкалыШкольная1469101316202530Самооценочная351214192223272829Межличностная27811151718212426

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные показатели интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель повсей шкале –общего уровня тревожности.При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале общей тревожности:

Рис.1.Результаты исследования по шкале общей тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожностиу подростков»

3 (18%)–высокий, потому что, испытывают сильное чувство тревоги по всем видам.

1 (6%) –повышенный, так кактревожность высокая практически по всем видам. 10 (59%) –нормальный, испытывают тревожность только по одному виду.3 (18%) –испытывают «чрезмерное спокойствие», потому что имеют самые низкие показатели по всем видам тревожности.В процессе интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале межличностной тревожности:

Читайте так же:
Подкорковая сосудистая деменция хроническая ишемия головного мозга

020406080100уровень общей тревожности65918Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»Рис.2.Результаты исследования по шкале межличностной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

1 чел.(6%) имеет очень высокий уровень тревожности, так как постоянно слышит за своей спиной смех и боится выступать перед большой аудиторией. 2 (12%)–высокий, так какна них не обращают внимания и молчат, когда испытуемые подходят к одноклассникам.2 (12%) –повышенный, так какиспытывают трудность в принятии решения. 12 (70%)–нормальный, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале самооценочной тревожности:

Рис.3.Результаты исследования по шкале самооценочной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

2 чел. (12%)–высокий уровень, потому что, испытывают волнение, когда оценивается их работа и при сравнении себя с другими.

1 (6%)повышенный, так какбоится участвовать в конкурсах и соревнованиях. 7 (41%)–нормальный, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. 7 (41%)–испытывают «чрезмерное спокойствие», потому что не испытывают затруднений вообще.

020406080100уровни межличностной тревожности6121270Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»020406080100уровни самооценочной тревожности1264141Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»При интерпретации результатов тестирования были выявлены результаты по шкале школьной тревожности:

Рис.4. Результаты исследования школьной тревожности по методике О. Кондаша «Диагностика уровня тревожности у подростков»

1человек (6%)имеет высокий уровень тревожности, так какне понимает объяснений учителя и не может справиться с домашним заданием.6 чел. (35%)–имеют повышенный уровень, так какбоятся отвечать у доски.9 (53%)–нормальный уровень, так какпрактически не испытывают никаких затруднений. 1 (6%)–испытывает «чрезмерное спокойствие», потому что не испытывает затруднений вообще.На данный момент происходит реализация программы коррекции ситуативной тревожности у учапщихся 11гокласса при подготовке к ЕГЭ.Выводы:Таким образом, с помощью нашего исследования была выявлена группа риска, с которой будет осуществляться психологопедагогическая коррекция.Особенностями проявления ситуативной тревожности у учащихся 11гокласса являются эмоциональное переживание, беспокойство, неуютность и неуверенность за свое благополучие.Закрепление и усиление ситуативной тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности.

Ссылки на источники1.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Психологический журнал –1997.2.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) –Челябинск: Искра, 2012–229 с.3.Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. –2012. –№ 4.–С. 6365.0102030405060708090100уровни школьной тревожности635536Колличество испытуемых в%очень высокийвысокийповышенныйнормальный»чрезмерное спокойствие»Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. №8. С. 89103.5.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие –М.: Генезис. –2005.6.Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. –М.: “ВЛАДОС”. –19997.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст .–СПб.: Питер, 20078.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

Natalia Droganova, a student, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, ChelyabinskDroganova93@mail.ruPsychologicalpedagogical correction situational anxiety students of 11th class in preparation for the examAbstract.The article presents the analysis of the features of situational Trevorness of students in the 11th grade. Disclosed model of psychopedagogical cor correction situational anxiety in students in 11th class in preparation for the exam.Key words:anxiety, situational anxiety, the phenomenon of anxiety, senior school age, school anxiety, anxious children.

Рекомендовано к публикации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Тест школьной тревожности Филлипса
тест на тему

Тищенко Анна Михайловна

Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_shkolnoy_trevozhnosti_fillipsa.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "—", если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «— », то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности .

2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

1. Общая тревожность в школе

2. Переживание социального стресса

3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха

4. Страх самовыражения

5. Страх ситуации проверки знаний

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50; >75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм.

2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: 50; >.75). Данные представляются в виде диаграммы.

3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).

4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

Методика на тревожность для 11 класс

В книге рассматриваются такие понятия, как страх, тревога, тревожность. Здесь излагаются результаты многолетнего исследования источников, причин, возрастных и индивидуальных форм проявления тревожности на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста.

К изданию прилагается CD, содержащий разработанные или модифицированные автором методики диагностики тревожности, особенностей Я-концепции, приемы и способы работы с тревожными детьми. Эти материалы могут использоваться как в исследовательских целях, так и в работе практических психологов.

Книга может быть полезна психологам-исследователям в области общей, социальной психологии, психологии развития, практическим психологам и педагогам, а также студентам соответствующих специальностей.

Оглавление

Глава 1. История и современное состояние проблемы тревожности .

1.1. Тревожность, тревога и страх.

1.2. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.

Глава 2. Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов .

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1-11-й классы). Половозрастные различия.

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разных возрастов.

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги .

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности.

Глава 3. Феноменология тревожности как устойчивого образования

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков. Половозрастные различия.

3.2. Стабильность тревожности как личностного образования.

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность .

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности.

Глава 4. О причинах тревожности как свойства личности.

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков.

4.2. Внешние источники тревожности.

4.3. Внутриличностные источники тревожности.

Причины, профилактика и преодоление тревожности

— «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.» Прихожан А. М. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 8

1.1. Тревожность, тревога и страх 8

1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст 15

1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии 26

1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии 38

1.4.1. Страх в классических теориях эмоций 38

1.4.2. Тревожность и страх в теории научения 42

1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе 50

1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления 65

1.5.1. Тревожность и стресс 66

1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений 70

1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт 80

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 87

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия 87

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста 93

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги 104

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности 118

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 128

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия 128

3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования 136

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность 147

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности 153

Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 165

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков 165

4.2. Внешние источники тревожности 179

4.2.1. Особенности семейного воспитания 179

4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками 190

4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности 201

4.3. Внутриличностные источники тревожности 210

ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения) 223

Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) 233

Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ 242

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 252

Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ» 260

Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст) 264

В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тревожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педагогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1 ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА . 12

Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12

Тревога и тревожность у детей. 23

Психологическая специфика школьной тревожности. 26

Причины школьной тревожности. 26

Динамика школьной тревожности. 34

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся. 37

Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ. 49

Глава 3 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ . 52

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся. 54

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся . 58

Проективная методика для диагностики школьной тревожности. 61 Опросник школьной тревожности Филлипса. 64

Шкала тревожности. 69

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности. 74

Метод незаконченных предложений. 87

Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева. 89

Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса. 92

Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю……….93

Глава 4 РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ . 95

Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности. 96

Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов 104

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……112

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 112

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 114

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей. 115

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности. 116

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 116

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций. 117

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 118

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 120

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 120

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении. 121

Занятие 12. Подведение итогов. 122

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1). 122

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 122

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 124

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей. 125

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности. 126

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 127

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки. 128

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 129

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 130

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 131

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении. 132

Занятие 12. Подведение итогов. 132

Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133

Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников. 133

Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью. 135

Занятие 3. Школьные страхи. 136

Занятие 4. Школьные страхи. 138

Занятие 5. Школьные страхи. 139

Занятие 6. Агрессивность. 140

Занятие 7. Агрессивность. 141

Занятие 8. Принятие себя. 142

Занятие 9. Принятие себя. 144

Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта. 145

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса. 146

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 146

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 148

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей. 149

Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности. 150

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 151

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций. 152

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 153

Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля. 154

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 154

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 155

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении. 156

Занятие 12. Подведение итогов. 156

Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью. 157

Глава 5 ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. 163

Циклы психопрофилактических классных часов. 164

«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников). 165

Занятие 1. Кто такой школьник. 165

Занятие 2. Школьный распорядок. 166

Занятие 3. Школьные правила. 167

Занятие 4. Предметы и учителя. 168

Занятие 5. Наш класс. 169

Занятие 6. Наша школа. 170

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников). 171

Занятие 1. Пятый класс: что нового. 171

Занятие 2. Правила школьной жизни. 172

Занятие 3. Наш класс. 173

Занятие 4. Наши учителя. 174

Занятие 5. Школьные предметы. 175

Занятие 6. Психологическая аптечка. 176

«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……177

Занятие 1. Что такое экзамен. 177

Занятие 2. Как отвечать на экзамене. 177

Занятие 3. Экзаменационные оценки. 178

Занятие 4. Экзамен и здоровье. 179

Занятие 5. Как готовиться к экзамену. 180

Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов). 181

Занятие 1. Знакомство. 181

Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы. 182

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе. 182

Занятие 4. Мое время. 184

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника. 185

План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов. 186

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности. 187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов………187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов. 190

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов. 195

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ……199

Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий. 202

Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности……….214

Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей». 227

Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей». 227

Приложение 4. Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности. 230

1-й класс, занятие 1. 230

1-й класс, занятие 4. 233

1-й класс, занятие 5. 234

1-й класс, занятие 11. 237

1-й класс, занятие 12 (диплом достижений). 238

5-й класс, занятие 1 (план интервью). 238

5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки). 238

5-й класс, занятие 12. 239

8-й класс, занятие 3. 239

8-й класс, занятие 4. 239

8-й класс, занятие 6. 240

8-й класс, занятие 12. 240

Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов. 240

8-й класс, занятие 1. 240

8-й класс, занятие 3. 243

5-й класс, занятие 6. 244

9-й (11-й) класс, занятие 5. 245

10-й класс, занятие 1. 245

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Статьи, книги />
  • Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector