ИЗУЧЕНИЕ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ДИСПЕПСИЕЙ В АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ИЗУЧЕНИЕ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ДИСПЕПСИЕЙ В АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Проведено комплексное обследование пациентов в поликлинике, включавшее в себя лабораторно-инструментальные методы, тест Спилберга-Ханина на определение уровня тревожности, тест SF 36 для определения уровня качества жизни. В результате выявлено снижение показателей качества жизни у пациентов с диспепсией, причем более низкие показатели качества жизни оказались в группе с органическим поражением верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Низкие показатели психологического здоровья оказались при органической и функциональной диспепсии, а интенсивность боли выше в группе пациентов с эпигастральным болевым синдромом. Результаты теста Спилберга-Ханина продемонстрировали высокую личную тревожность у пациентов с разными типами диспепсий в сравнении с группой здоровых людей. Полученные результаты дополняют клинико-патогенетические сведения о различных вариантах диспепсий.
Ключевые слова
Об авторах
Список литературы
1. Bernasconi G., Borgerini G., Di Mario F., Magni G. Psychological approach to functional dyspepsia. Pathophysiological and clinical features. Piccin. Nuova Libraria, Padua. 1991: 37-47.
2. Castillo E.J., Camilleri M., Locke G.R. et al. A community-based, controlled study of the epidemiology and pathophysiology of dyspepsia. Clin. Gastroenterol. Hepatol. 2004; 21: 985-996.
3. Drossman D.A., Creed F.H., Olden K.W. et al. Psychosocial aspects of the functional gastrointestinal disorders. Gut. 1999; 45 (suppl 2): 25-30.
4. Fischler B., Tack J., De Gucht V. et al. Heterogeneity of symptom pattern, psychosocial factors, and pathophysiological mechanisms in severe functional dyspepsia. Gastroenterology. 2003; 124: 903-910.
5. Fischler B., De Gucht V. Psychosocial correlation of gastric hypersensitivity in dyspepsia. Gut. 2000; 47 (Suppl. 3): 87.
6. Glise H., Wiklund I. Measurement of the impact of heartburn and dyspepsia on quality of life. Aliment Pharmacol. Ther. 1997; 11(suppl2): 73–77.
7. Gubachev Y.M., E. M. Stabrovskiy Clinical-physiological basis of psychosomatic relations. Moscow: Medicine. 1981: 216.
8. Jones M.P., Schlettler A., Olden K., Crowell M.D. Alexithymia and somatosensory amplification in functional dyspepsia. Psychosomatics. 2004; 45 (6): 508-516.
9. Kisker, K. P., Freiberger, G., Roze, G. K., Wolf C. Psychiatry, psychosomatics, psychotherapy. Moscow: Aletheia. 1999: 504.
10. Locke G.R., Zeaver A.L., Lemton L.J., Talley N.J. Psychosocial factors are linked to functional gastrointestinal disorders: A population based nested case-control study. Am. J. Gastroenterol. 2004; 99: 350-357.
11. Mason M.J. Clinical and economic on sequences of dyspepsia in the Community. 2002; 50 (Suppl IV): iv10–iv12.
12. Mones J., Adán A., Segu J.L. et al. Quality of life in functional dyspepsia. Dig. Dis. Sei. 2002; 47: 20-26.
13. Nakao M., Barsky A.J., Kumano H., Kuboki T. Relationship between somatosensory amplification and alexithymia in a Japanese psychosomatic clinic. Psychosomatics. 2002; 43: 55-60.
14. Talley N.J., Weaver A.L., Zinsmeister A.R. Impact of functional dyspepsia on quality of life. Dig. Dis. Sci. 1995; 40: 584-589.
Для цитирования:
Кунакбаева Е.Г., Вахрушев Я.М. ИЗУЧЕНИЕ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ДИСПЕПСИЕЙ В АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. Архивъ внутренней медицины. 2016;6(5):30-32. https://doi.org/10.20514/2226-6704-2016-6-5-30-32
For citation:
Kunakbaeva E.G., Vahrushev Ya.M. THE STUDY OF REACTIVE AND PERSONAL ANXIETY, QUALITY OF LIFE IN PATIENTS WITH DYSPEPSIA IN OUTPATIENT DEPARTMENT. The Russian Archives of Internal Medicine. 2016;6(5):30-32. (In Russ.) https://doi.org/10.20514/2226-6704-2016-6-5-30-32
alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Поиск ссылок
Послать статью по эл. почте (Необходимо имя пользователя (логин))
Связаться с автором (Необходимо имя пользователя (логин))
Е. Г. Кунакбаева
Ижевская государственная медицинская академия, Ижевск
Россия
Кафедра пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела
Я. М. Вахрушев
Ижевская государственная медицинская академия, Ижевск
Россия
Аналитическая справка-отчет по результатам диагностики: «Определение уровня тревожности» (автор Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) среди учащихся 2 — 4 классов
Вид работы: Диагностика. Текст диагностики см. Приложение № 1.
Форма работы: групповая , анонимная.
Сроки проведения: с 10.09.16 – 10.10.16
Объект работы: выявление уровня тревожности у младших школьников.
Субъект работы: учащиеся 2 — 4 классов прогимназии № 64 в количестве 201 человек.
Анкетирование проводила: педагог-психолог МАОУ «Прогимназия № 64» Староверова Т.А
Анкетирование проведено по запросу администрации ГУНО.
II. Методический блок.
Цель работы: — Исследование уровня тревожности.
— Определение уровня реактивной тревожности у младших школьников.
— Изучить уровень личностной тревожности обучающихся.
— Сформировать представления о самооценке уровня тревожности у обучающихся.
Инструментарий, методическое обеспечение: бланк анкеты на каждого обучающегося.
Гипотеза, предполагаемые результаты: Можно предположить, что более 50 % обучающихся имеют благоприятный, умеренный уровень личностной тревожности, а преобладание реактивной тревожности не превышает у обучающихся 20%.
Где планируется использовать:
А) Ознакомить с полученными результатами сотрудников на планерке при директоре.
Б) Использовать предложенные результаты для организации «Группы риска» среди обучающихся прогимназии.
III. Аналитический блок.
Подготовка к проведению диагностики: информационная встреча с классными руководителями и воспитателями ГПД с целью ознакомления проведения данной работы, уточнение организационных моментов –10.09.16
Проведение диагностики – 10.09.16 — 10.10.16
Количественная и качественная обработка результатов – 10.10.16 — 14.10.16
Выступление на планерке при директоре — 17.10.16.
Место проведения: помещение классной комнаты.
Время проведения: утренние и вечерние часы.
Способ: письменная форма.
В ходе проведенного обследования были получены следующие результаты, отраженные в таблице. (См. Приложение № 1)
Таким образом, в диагностическом обследовании приняли участие 201 обучающийся прогимназии, в возрастной категории 8 -10 лет.
При обследовании уровня реактивной тревожности было выявлено, что у 201 обучающегося — 100 %, данный вид тревожности отсутствует. Это свидетельствует об отсутствии стрессоустойчивых факторов у обучающихся прогимназии на момент проведения диагностического обследования.
По данным диагностического обследования было выявлено, что у 197 чел. — 98% обучающихся уровень личностной тревожности (устойчивой характеристики человека) находится в пределах нормы. У 23% — 47 обучающихся выявлен высокий уровень личностной тревожности. Такая ситуация преобладает у следующих обучающихся:
2 «А» класс: 7 чел. – 3 % (Кузьмина Р., Мингазова М., Фатхиева К, Гиззатуллин Н., Нургалиев Н., Насырова К., Ибрагимова С.);
2 «Б» класс: 7 чел. – 3 % (Кунц Е., Афанасьев И., Фахретдинова И., Ахметшина Р.,Шарифуллина С., Габидуллина А., Малова С.);
2 «В» класс: 10 чел. – 5 % (Гордиенко Д., Хабиров Р., Давыдов К., Трошина Д., Мухаметнуров Д., Ахметзянова Л., Кашеваров Д., Ильина А., Сагаева К., Мартинчук А.);
3 «А» класс: 3 чел. – 1,5 % (Хамидуллина Д,, Мухтаров Г., Шарифуллин Т.);
3 «Б» класс: 3 чел. – 1,5 % (Ерошина А.. Абашин Б., Исрафилова В.);
3 «В» класс: 4 чел. – 2 % (Махоткина О., Вахрушева Л., Данилова Д., Райер С.);
4 «А» класс: 6 чел. – 3 % (.Гильмутдинов К., Ахметов А., Нугманов Б., Гусейнова Л., Галлямов Б., Адиев А.);
4 «Б» класс: 7 чел. – 4 % (Красильников А., Малова С., Шаронова П., Чербаев Е., Богатырева В., Дойников И., Вафина К.).
Следовательно, выбранная нами ранее гипотеза нашла свое подтверждение 98 % обучающихся имеют эмоциональный благоприятный фон, что означает отсутствие различного рода проявлений тревожных факторов и у 23 % учеников показатели нервного напряжения находятся в пределах выше нормы.
Особого внимания требуют учащиеся с высокой тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Подобную тревожность часто испытывают школьники которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им большой ценой и чревато срывами. Особенно при резком усложнении деятельности.
Данные ученики испытывают нервное напряжение в виду лабильности нервной системы (высокая степень переживания происходящего в окружающей действительности) и в виду загруженности различной деятельностью, посещение различных кружков в системе дополнительного образования.
Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточной сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
Работа с такими школьниками должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту «неуспешность», а также на коррекцию самооценки, преодоления внутренних конфликтов.
Рекомендации:
— Провести визуальный контроль педагогам-предметникам за следующими учениками:
2 «А» класс: (Кузьмина Р., Мингазова М., Фатхиева К, Гиззатуллин Н., Нургалиев Н., Насырова К., Ибрагимова С.);
2 «Б» класс: (Кунц Е., Афанасьев И., Фахретдинова И., Ахметшина Р.,Шарифуллина С., Габидуллина А., Малова С.);
2 «В» класс: (Гордиенко Д., Хабиров Р., Давыдов К., Трошина Д., Мухаметнуров Д., Ахметзянова Л., Кашеваров Д., Ильина А., Сагаева К., Мартинчук А.);
3 «А» класс: (Хамидуллина Д,, Мухтаров Г., Шарифуллин Т.);
3 «Б» класс: (Ерошина А.. Абашин Б., Исрафилова В.);
3 «В» класс: (Махоткина О., Вахрушева Л., Данилова Д., Райер С.);
4 «А» класс: (.Гильмутдинов К., Ахметов А., Нугманов Б., Гусейнова Л., Галлямов Б., Адиев А.);
4 «Б» класс: (Красильников А., Малова С., Шаронова П., Чербаев Е., Богатырева В., Дойников И., Вафина К.).
Запланировать индивидуальные беседы с данными родителями о способах снятия напряжения у младшего школьника.
Организовать «Группу риска» с учениками, находящимися в состоянии стрессогенных факторов;
Разработать коррекционно-развивающую программу для снятия тревожности с детьми, составляющими «Группу риска».
Тест Спилбергера-Ханина
Попробуйте с помощью вопросника, который приведен ниже, оценить уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычное (долговременное) для вас состояние (ЛТ). Показатели реактивной (ситуативной) тревожности (РТ) и личной тревожности (ЛТ) подсчитываются по формулам:
РТ = E1 — Е2 + 50, где E 1 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 17, 18; Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 16, 15, 19, 20);
ЛТ = E1 — Е2 + 35, где E 1 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; E 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Оцените свои результаты по следующей шкале:
—30 баллов — низкая тревожность;
31—45 баллов — умеренная тревожность;
выше 45 баллов — высокая тревожность.
Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31—45 баллов) требуют специального внимания. Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за результат.
Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности.
Инструкция . Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов.
Смотрите также:
9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.
8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.
В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.
6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.
В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.
М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.
В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.
В книге "Психология" (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.
Методика определения уровня тревожности спилберг ханина
Тест тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI), автор методики Чарльз Спилбергер. Шкала тревоги Спилбергера является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Данная матодика адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Источник: Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.
Методика
1. Я спокоен.
a) никогда | b) почти никогда |
c) часто | c) почти всегда |
2. Мне ничто не угрожает.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
3. Я нахожусь в напряжении.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
4. Я внутренне скован.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
5. Я чувствую себя свободно.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
6. Я расстроен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
7. Меня волнуют возможные неудачи.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
8. Я ощущаю душевный покой.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
9. Я встревожен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
11. Я уверен в себе.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
12. Я нервничаю.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
13. Я не нахожу себе места.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
14. Я взвинчен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
15. Я не чувствую скованности, напряжения.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
16. Я доволен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
17. Я озабочен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
19. Мне радостно.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
20. Мне приятно.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
21. У меня бывает приподнятое настроение.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
22. Я бываю раздражительным.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
23. Я легко расстраиваюсь.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
26. Я чувствую прилив сил и желание работать.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
28. Меня тревожат возможные трудности.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
30. Я бываю вполне счастлив.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
31. Я все принимаю близко к сердцу.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
32. Мне не хватает уверенности в себе.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
33. Я чувствую себя беззащитным.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
35. У меня бывает хандра.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
36. Я бываю доволен.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
39. Я уравновешенный человек.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
а) никогда | b) почти никогда |
c) часто | d) почти всегда |
Ваш результат:
1. Шкала ситуативной тревожности: баллов
2. Шкала личной тревожности: баллов
Интерпретация показателей:
до 30 баллов – низкая,
31 — 44 балла — умеренная;
45 и более — высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
©2019 EzTests