Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика 2. Тест тревожности (,, )

Методика 2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Назначение теста — определение уровня тревожности ребенка.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция к тесту

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Обработка и интерпретация результатов теста

Анализ результатов теста

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

• высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

• средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет)

Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон,. или компьютерной версией методики.

Читайте так же:
Деменция как вариант дизонтогенеза

Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами — одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе". Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. "Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся". Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. "Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет".

Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: "Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет".

Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:

"+" — наиболее приятные цвета;

"" — неприятные, отвергаемые цвета.

Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа. ((Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О.Ф. М, "Фолиум", 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.)

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта)

ТЕСТ «САМООЦЕНКА СИЛЫ ВОЛИ»

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:

«Да», то за это присваивается – 2 балла;

«не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл;

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

от 0 до 12 баллов — у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

от 13 до 21 баллов — у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

от 22 до 30 баллов — у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.

Читайте так же:
Что делать при деменции у мамы

Проективные методы Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

035/036БВИ«Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен)

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Область применения. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Процедура проведения. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике состоит из 14 рисунков размером 8,5×11 см, сюжетно представляющих собой типичные для жизни ребенка-дошкольника ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке изображены, соответственно, мальчик или девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение. Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Амен Е.В., Ренисон Н., Прихожан А.М.)

159/160БВИШкольная тревожность (Амен,
Ренисон, Прихожан)

Проективная методика была разработана в 1980–82 годах А.М. Прихожан на основании методики Amen E.W., Renison N. (1954).

Область применения. Методика предназначена для учащихся 6–9 лет.

Процедура проведения. ПМ проводится с каждым испытуемым индивидуально. Используются 2 набора (один для девочек и второй для мальчиков) по 12 рисунков. Ребёнку предъявляются картинки с соответствующей инструкцией и фиксируются его ответы.

Результат. Определение общего уровня тревожности ребенка, которое оценивается по «неблагополучным» ответам, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2003. 694 с

Проективная методика для диагностики школьной тревожности. Сост. Дерманова И.Б. СПб.: Речь, 2002, 52 с.

Цветовой проективный тест отношений

173/174БТИПТО (Проективный тест отношений)

Данный тест разработан на основе методики Люшера. Существует много его аналогов: тест цветовых метафор, цветовой тест отношений и др. В частности, цветовой тест отношений (ЦТО) был разработан в начале 80-х годов А. М. Эткиндом как инструмент для клинической диагностики эмоциональных отношений человека к значимым для него людям. В настоящее время ЦТО широко используется как оригинальное средство личностного тестирования, как удобный и компактный метод изучения сферы отношений человека. Тест основан на возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам независимо от возраста, образования, интеллектуального уровня обследуемых людей.

Реализованная здесь модификация ЦТО – проективный тест отношений – позволяет получить качественную оценку эмоционального отношения обследуемого по нескольким блокам: Учебные предметы. Педагоги. Школа. Семья. Я. Общая комфортность.

Область применения. Цветовой проективный метод исследования сферы отношений личности применим как в норме, так и в различных клинических ситуациях. Следует отметить особую значимость этого метода для детской психологии: дети, начиная с 3-4 лет, легко дают цветовые ассоциации, воспринимая задачу тестирования как игровую. Конкретный список понятий, которые необходимо оценить обследуемому, зависит от контекста, личности и возраста. Используемый в данном тесте список понятий составлен в расчете на детей школьного возраста, поэтому этот вариант теста целесообразно проводить именно на школьниках.

Читайте так же:
Энурез у мужчин и его виды

Процедура проведения. До или после проведения данной методики школьники ранжируют 8 цветов (аналогичных цветам Люшера) по степени привлекательности (см. метод 177 – регистрация цветовых предпочтений). При проведении данной методики школьники получают список учебных предметов, преподавателей, различных ситуаций и задание присвоить каждому из них определенный цвет.

Результат. При обработке данных о «раскраске» понятий с учетом цветовых предпочтений определяется уровень комфортности ребенка по отношению к соответствующим обобщенным ситуациям (школа, семья и др.) В результате обработки собранных данных по классу возможно получение информации об общегрупповой комфортности по отношению к обобщенным ситуациям (учебным предметам, преподавателям и др.) Значение уровня комфортности вычисляется на основе соотношения количества выборов предпочитаемых и отвергаемых цветов и выражается в виде числа, которое может принимать значение от -1 (максимальный дискомфорт) до +1 (максимальный комфорт), где 0 – равновесное среднее (см. также описание метода 178 – Обработка данных пакета методов 173-175-177 для группы). Личностная оценка показывает, как конкретный обследуемый оценивает учебные предметы, учителей, себя и членов своей семьи, и помогает выделить проблемные области. В частности, это позволяет выделить в отдельную группу школьников с выраженным негативным отношением к определенным темам. С такими школьниками, окрасившими, например, все учебные предметы отвергаемыми цветами, рекомендуется проводить более углубленную диагностическую и коррекционную работу.

Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Практикум по возрастной психологии, СПб, 2002.

П.В. Яньшин. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания, Вопросы психологии, 2000, №3.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

1 Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. Инструкция. 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами» 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом» 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается» 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми» 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать» 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной» 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки» 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой» 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест». Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно

2 зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Образец протокола: Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: г. Выбор Рисунок Высказывание Веселое лицо Печальное лицо 1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть + 2. Ребенок и мать с Гуляет с мамой, люблю гулять с младенцем мамой + 3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо + 4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться + 5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети + 6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку + 7. Умывание Потому что он умывается + 8. Выговор Мама хочет уйти от него + 9. Игнорирование Потому что тут малыш Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет Изоляция Они не хотят играть с ним Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю нить молоко + Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. Количественный анализ На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = Число эмоциональных негативных выборов 14 х100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Качественный анализ Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного

Читайте так же:
Методики при заикании подростков и взрослых

3 характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Картинки к тесту для девочек:

Методика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Статья:

В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом количество детей с ОВЗ растет и, в частности, отмечается повышение уровня тревожности у детей с нарушениями зрения. Этот факт подтверждается и результатами проведенного нами исследования.

Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Повышенная тревожность влияет на все различные сферы психики обучающегося: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. В связи с этим возникает проблема раннего выявления дошкольников с высоким уровнем тревожности и проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей с нарушениями зрения [1, 2, 3, 4].

С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обозначим наиболее важные для нашего исследования аспекты рассматриваемой проблемы:

  • изучение психологической природы проявления тревожности у детей на разных этапах развития (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А.М. Прихожан);
  • психолого-педагогическая коррекция тревожности субъектов образовательного процесса (В.И. Долгова [5]);
  • определение понятия «тревожность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).

Отметим, что в психолого-педагогической литературе встречаются разные подходы ученых к определению понятия «тревожность», которые рассматривают данное понятие либо как ситуативное явление, либо как личностную характеристику. В нашем исследовании мы солидарны с точкой зрения А.М. Прихожан, которая под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].

Нами было проведено исследование по изучению уровня тревожности дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска. Выборка исследования составила 15 человек.

Для изучения уровня тревожности были применены следующие методики:

1) «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

3) цветовой тест Люшера.

Проанализируем результаты проведенного исследования.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен представлены в таблице 1.

Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Тест тревожности»

Читайте так же:
Энурез у детей на фоне стресса

Как видно из представленных результатов, преобладающая часть обследуемых характеризуется высоким уровнем тревожности – 60% (9 человек), у 27% обследуемых (4 человека) наблюдается средний уровень тревожности и у 13% обследуемых (2 человека) преобладает низкий уровень тревожности.

Результаты исследования уровня тревожности дошкольников по восьмицветному тесту М. Люшера представлены в таблице 2.

Результаты восьмицветного теста М.Люшера

Наглядно результаты восьмицветного тест М. Люшера представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по восьмицветному тесту М. Люшера

Как видно из представленных результатов, большая часть обследуемых обладает повышенной тревожностью – 47% (7 человек).

Методика исследования тревожности «Паровозик» позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Результаты данной методики представлены в таблице 3.

Результаты исследования по методике «Паровозик»

Наглядно результаты исследования отражены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Паровозик»

Таким образом, проведенное исследование по изучению уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения позволяет констатировать тот факт, что большинство испытуемых с нарушениями зрения обладают высоким уровнем тревожности и лишь незначительная часть имеет низкий уровень тревожности. Так, в среднем количество дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности составляет почти половину испытуемой группы (52%).

А.М. Прихожан отмечает, что тревожные дети, с одной стороны, дети послушные, не стремятся обращать на себя внимание, ведут себя тихо и спокойно в домашних условиях и в дошкольных образовательных организациях. С другой стороны, это неуверенные в себе дети, с заниженной самооценкой, испытывающие постоянное чувство страха, не проявляющие инициативу [4]. У такой категории детей повышенная возбудимость, преобладает страх перед новым, ожидание неприятностей и неудач, пассивность, боязнь общения с новыми людьми, неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

Таким образом, высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению постоянного беспокойства в различных жизненных ситуациях, даже в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Следует так же отметить, что высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению разных страхов, нарушению взаимоотношения в кругу сверстников, что в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям – появлению неврозов.

Сказанное и полученные результаты изучения тревожности у дошкольников с нарушениями зрения убеждают нас в необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями зрения посредством игровых технологий.

Учитывая опыт ведущих ученых в данной области, результаты молодых исследователей по изучению тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, результаты сопровождения субъектов образовательного процесса, нами были определены основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения по снижению их уровня тревожности [2; 3; 4].

К ним были отнесены:

реализация комплексного подхода;

психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности;

профилактика нарушений психологического и физиологического здоровья дошкольников с нарушениями зрения;

психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

С учетом изложенного выше сформулируем следующие выводы:

нами было проведено исследование по изучению тревожности дошкольников с нарушениями зрения и выявлено преобладание высокого уровня тревожности у большей части обследуемых;

установлено, что у детей дошкольного возраста тревожность не является устойчивой чертой личности, и в связи с этим требуется оказание ранней психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения;

предметом дальнейшего исследования могут быть психолого-педагогические условия коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения.

1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: Издательство «ПЭР СЭ», 2008. – 160 с.

2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т.31. – ART 95527. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95527.htm. – ISSN 2304-120X.

3. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Погорелова Н.Б. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 71-75

4. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Смирнова О.А. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — 116-120 с.

5. Долгова В.И. К вопросу формирования готовности психолога образования к сопровождению процессов управления инновационной деятельностью / В.И. Долгова / Материалы международной научно-практической конференции «Наука. Теория и практика», 29-31 октября 2012 г. – Познань, 2012. – С. 55-63.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector