Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста Выполнила: учитель-логопед Парфёнова Нина Николаевна. презентация

методики логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста Выполнила: учитель-логопед Парфёнова Нина Николаевна. — презентация

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «методики логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста Выполнила: учитель-логопед Парфёнова Нина Николаевна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 методики логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста Выполнила: учитель-логопед Парфёнова Нина Николаевна

3 Методики Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

4 Свою коррекционную работу Н.А.Власова и Е.Ф.Рау построили путём нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. И рекомендуют такую последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

5 Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1)сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

6 «Посмотри, вот мячик, повтори вместе со мной – вот мячик» «Брось мячик мне, скажи – я бросаю мячик»

7 Отраженная речь. Этот вид речи сходен с предыдущим, так как в нем также нет ещё элементов самостоятельной речи.

8 Ответы на вопросы по знакомым картинкам При ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести самостоятельно. Логопед: «Кто ловит мышку?» Ребенок: «Кошка ловит мышку».

9 Самостоятельное описание картинок Комментирование процесса рисования/лепки. Обсуждение готового рисунка/поделки.

10 Пересказ прослушанного небольшого текста Логопед уже не пользуется картинками, подсказывающими детям содержание произносимой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и память путем прослушивания, а затем пересказывания прочитанных небольших рассказов.

11 Спонтанная эмоциональная речь ОДУВАНЧИК Девочка: «Шла я раз весной по лужочку, увидела одуванчик. Он уже был не желтый, а белый. Я его сорвала, подула, и он весь разлетелся как маленькие парашютики». Мальчик: «Шел я в лесу по дорожке, увидел лягушку. Когда она садится, у нее ноги как будто маленькие, когда прыгает, они становятся большие, наверное, вытягиваются, чтобы лучше прыгать». ЛЯГУШКА Построение небольшого рассказа на заданные слова

12 Когда дети уже овладели спонтанной речью, им можно дать возможность вести разговор друг с другом. Диалог

13 Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа. 1) этап ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация. 2) этап проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед. 3) этап завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

14 Система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А.Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции, что развитие связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

Читайте так же:
Заикание у детей формы работы

15 Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов. 1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи. 2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

16 3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи.

17 4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

18 5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о всем процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д. Таким образом, в методике, предложенной Н.А.Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. На одном разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности) можно осуществлять коррекционную работу по преодолению заикания у детей.

19 . С.А.Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

20 Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

21 Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

22 Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

23 Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Читайте так же:
У кого родственники больные деменцией

24 Коррекционные задачи четвертого квартала- направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

25 Методика Селиверстова В.И. преимущественно рассчитана для логопедической работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). По сути является комплексной системой логопедических занятий с детьми, так как предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор исходит из основной позиции работа логопеда всегда должна быть творческой, поисковой. Не может быть жестких сроков и одинаковых задач для всех без исключения заикающихся

26 В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются три периода 1) подготовительный, 2) тренировочный, 3) закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурой сложности, громкости и ритмичности; а с другой стороны от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

27 Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка- дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

28 Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр- драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 45, 56, 67 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (46 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (45 недель) и отраженной речи (45 недель); вопросно-ответной речи (810 недель); самостоятельной речи (814 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

29 В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

30 Методика Л.Н.Смирнова Логопедия при заикании представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

31 Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской. Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения. В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».

Читайте так же:
Как снизить у себя уровень тревожности

Методика волковой по заиканию упражнения

«Логопеду необходимо владеть
психологией содействия,
соучастия. »

Галина Анатольевна Волкова

канд. пед. наук, профессор, президент Ассоциации
логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Санкт-Петербург

Уважаемая Галина Анатольевна, расскажите немного о себе.

В 1959 г. я окончила с отличием дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена (в настоящее время РГПУ). Моим учителем по логопедической специальности был Михаил Ефимович Хватцев. По распределению государственной комиссии я уехала на Дальний Восток и стала работать логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока. Интересуясь проблемой заикания у детей, постоянно изучала специальную литературу (в советское время был межбиблиотечный абонемент), выписывая ее из библиотек Москвы и Ленинграда. При содействии Розы Евгеньевны Левиной ставки логопедов появились в г. Находке и других городах Приморья. Понимая необходимость организации логопедической службы на Востоке, создала общество логопедов, на ежемесячных встречах которого обсуждали новинки логопедической литературы, практические вопросы.

В 1966 г. поступила в аспирантуру ЛГПИ, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». В 1983 г. в издательстве «Просвещение» вышла моя книга для логопедов «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» с изложением методики, используемой логопедами во многих городах страны. Книга, а также методики обследования детей с речевыми нарушениями многократно переиздавались.

Более всего меня привлекает психологический аспект заикания. Изучив индивидуально-психологические особенности заикающихся детей раннего и до­школьного возраста, я провела в 1989 г. исследование на тему «Коррекция заикания у детей с учетом их индивидуально-психологических особенностей», в основу которого были положены сравнительный эксперимент (обследование 1700 детей с нормальным речевым развитием, заикающихся, с неврозами и 485 семей) и формирующий эксперимент.

Что касается моей научной и преподавательской карьеры, то с 1978 г. я доцент кафедры психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена, с 1996 по 1999 г. — доцент кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А.С. Пушкина (ныне ЛГУ). Решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации мне присвоено ученое звание профессора по кафедре дефектологии. С декабря 1999 г. являюсь заведующим кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии, с 2011 г. — профессором кафедры общей и специальной педагогики этого института.

Осветите, пожалуйста, Вашу дальнейшую образовательную деятельность.

Продолжая изучать психологические особенности детей с различной речевой патологией, я смогла создать научный предмет, учебную дисциплину — логопатопсихологию. Причины нарушения неречевых психических функций при разных формах речевой патологии были объяснены в учебном пособии по логопедической ритмике, утвержденном Министерством просвещения СССР. Первое издание его вышло в 1985 г. в издательстве «Просвещение». Пособие получило положительную оценку известного педагога по ритмической гимнастике Веры Александровны Гринер, которой я благодарна за данные ею консультации. В 1998 г. была опубликована моя книга «Логопедическая ритмика» с грифом МО РФ в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия». В 2003 г. вышли его 3-е издание, а в 2010 г. — 4-е.

Изучая онтогенез речевой деятельности в норме и при патологии, отражаю полученные данные в публикациях, лекционных курсах.

Довольно глубоко мною изучена проблема развития и обучения детей, страдающих психической депривацией. На протяжении более 25 лет я оказывала научную и методическую помощь педагогическому коллективу детского дома № 3 Калининского района Санкт-Петербурга, в котором логопедами работали мои ученики. В результате этого сотрудничества в 2007 г. вы­шла моя монография «Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот». В 2008 г. под моей научной редакцией вышла книга моей ученицы М.А. Илюк «Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме».

Читайте так же:
Определение уровня и характера школьной тревожности

Всего опубликовано более 200 научных и методических работ.

Сейчас, работая в институте, руковожу диссертационными исследованиями по проблемам речевой патологии.

В чем, на Ваш взгляд, состоит сотрудничество логопедической науки и практики?

Меня всегда интересовала проблема сотрудничества науки и практики, внедрения результатов научных исследований в практическую работу. Поэтому в 1972 г. я создала методическое объединение логопедов г. Ленинграда, работающих с заикающимися детьми. Участвовала в организации речевых групп для детей с заиканием, в обучении логопедов методикам его преодоления. Объединение работало до 1985 г., когда по решению Комитета по образованию объединением стал руководить не ученый, а опытный логопед-практик. Тогда я стала думать об иных формах сотрудничества с работающими логопедами. Обсудив этот вопрос с учеными коллегами, логопедами, пришла к мысли о создании Ассоциации логопатологов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о миссии и задачах этой организации.

Ассоциация логопатологов Санкт-Петербурга и области была создана в 1991 г. по инициативе ученых и практических логопедов для более эффективного развития научно-теоретических и практических основ логопедии. Помимо логопедов в ее работе принимают участие неврологи, психиатры, оториноларингологи, лингвисты, методисты, административные работники дошкольных и школьных учреждений общего и специального образования. Это профессиональное добровольное общественное и независимое объединение специалистов, занимающихся изучением, лечением, преодолением, профилактикой расстройств речи.

Основные задачи Ассоциации:

— совершенствование логопедической помощи в городе и области;

— повышение профессионального мастерства членов объединения;

— массовая пропаганда логопедических знаний;

— защита профессиональных прав и интересов членов Ассоциации, а также лиц, нуждающихся в логопедической помощи.

В первые шесть лет работы этого объединения проводились курсы повышения квалификации логопедов, олигофрено- и сурдопедагогов из разных городов РФ от Калининграда до Хабаровска; курсы переподготовки музыкальных руководителей, получивших свидетельства логоритмистов. Курсы повышения квалификации логопедов работают только в Санкт-Петербурге.

В ежегодно проводимых научно-практических конференциях по возможности участвуют ученые из других городов. Тематика их различна: «Абилитация детей раннего возраста», «Диагностика и коррекция речевых нарушений: исторические традиции и пути совершенствования, посвященная 10-летию деятельности Ассоциации логопатологов», «О преемственности коррекционных и образовательных педагогических технологий в профилактике дислексии и дисграфии», «Проблема классификации речевых нарушений», «Проблема готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи в аспекте логопедической коррекции», «Ранняя диагностика нарушений речи у детей», «Проблемы психического и речевого развития ребенка», «Аграмматизмы в речи детей», «Механизмы речи», «Личность ребенка в семье, обществе, государстве», «Мультидисциплинарный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста» и др. К настоящему времени проведены 24 научно-практические конференции, в которых участвовали логопеды и другие специалисты (от 200 до 450 чел.). С докладами на каждой конференции выступают от 14 до 17 чел.

Другой формой повышения квалификации логопедов являются семинары по практическим вопросам коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста и со взрослыми по темам: «Нейропсихология и логопедия: вопросы теории и практики», «Ранняя диагностика нарушений письменной речи», «Дифференциальная диагностика моторной алалии и общего недоразвития речи», «Логопедический массаж в коррекционной работе», «Методика преодоления заикания у дошкольников», «Развитие неречевых психических функций у детей с нарушениями речи», «Фонопедия для логопедии», «Нарушения восприятия речи у детей: диагностика и реабилитация», «Формирование функ­циональной базы чтения: профилактика дислексии на начальных этапах обучения чтению». Помимо семинаров для логопедов речевых групп проводятся семинары для логопедов, воспитателей, директоров детских домов; для родителей детей раннего возраста; будущих родителей ребенка. Члены Ассоциации участвовали в семинаре главных логопедов России «Современные аспекты патологии речи».

С 1993 по 1999 г. специалисты Ассоциации проводили аттестацию логопедов системы образования и здравоохранения на высшую и первую квалификационную категории, участвуя в работе Комитета по образованию. Я была членом аттестационной комиссии. Мы разработали документацию по аттестации логопедов, создали экспертные группы, в которых работали наиболее опытные и квалифицированные логопеды. За время деятельности наших экспертов было аттестовано 840 логопедов.

Силами Ассоциации изданы сборники научно-методических трудов: пособие для родителей «Если в семье “особый” ребенок», «Диагностика и коррекция речевых нарушений», «Проблемы патологии развития и распада речевой функции», «Современные подходы к исследованию и коррекции речевых нарушений», «Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция» (к 10-летию работы Ассоциации), монография «Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот».

Читайте так же:
Прихожан исследование тревожности у детей

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития логопатологии и логопато-психологии?

Термин «логопатология» был введен немецким врачом А. Куссмаулем в 1877 г. В настоящее время логопатология представляет собой междисциплинарную область знаний о законах структуры и функционировании речи в условиях патологии. Она включает многие медицинские и биологические науки, направленные на изучение дифференциальной диагностики речевых расстройств, и психолого-педагогические науки для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Среди педагогических наук главное место принадлежит логопедии, использующей педагогические методы.

Термин «логопатопсихология» предложен мною в 90-х гг. XX в., программа по этой дисциплине утверждена в Министерстве образования РФ в 1996 г. Логопатопсихология — наука о закономерностях психического развития лиц с речевыми расстройствами. В коррекционной работе необходимы изучение и преодоление неречевых психических функций, связанных с развитием речи. Поэтому для проведения коррекционно-развивающей работы недостаточно создавать только педагогические методы и приемы или технологии. В изучении лиц с речевой патологией целесообразно использовать нейропсихологический, психолингвистический, психологический подходы и на основе полученных данных создавать психолого-логопедические методы коррекции речевых расстройств и развития неречевых и речевых психических функций.

Есть ли отличия в содержании работы, которая выполнялась логопедами-практиками 20—30 лет назад и сегодня?

Отличия имеются в расширении представлений о речевой патологии и методах ее преодоления. Сегодня необходимо использовать нейропсихологический, психолингвистический и психологический подходы в изучении и коррекции речевых расстройств. В диагностике речевых нарушений в основном с позиций психолого-педагогической классификации, подчеркивающей преимущественно симптоматическую диагностику (ФФН, ОНР), имеются трудности, в то время как клиническая классификация направлена прежде всего на определение механизма речевого нарушения и путей коррекционной работы. На мой взгляд, увлечение симптоматической диагностикой снижает знания логопедов по дифференциальной диагностике. В логопедических заключениях читаем: «ОНР II (или I, III) уровня», даже без необходимого уточнения — «ОНР II уровня речевого развития». В книге «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» (2006, 2011) я предложила примерные логопедические заключения в зависимости от того, на каких позициях находится логопед: клинических или педагогических. Считаю, что логопедам необходимы более глубокие знания по логопатологии, логопатопсихологии, психологии и медицинским наукам.

Какими личными качествами и профессиональными характеристиками должен обладать современный учитель-логопед?

Прежде всего логопеду необходимо владеть психологией содействия, соучастия, сопереживания, быть помощником ребенку или взрослому с их речевыми расстройствами. Избегать выражения «ребенок должен», он никому и ничего не должен, ему предлагаются выполнение того или задания, участие в игре, совместной деятельности в соответствии с возрастом, индивидуально-психологическими особенностями личности, имеющимся речевым нарушением. В отношениях с ребенком или взрослым необходимо создание атмосферы спокойствия, доброжелательности, уверенности в успехе преодоления дефекта, добросердечных отношений с родителями ребенка, несмотря на их занятость, а иногда и недопонимание участия в коррекционном процессе. Требуется огромное терпение в формировании тех функций, которые не даны ребенку от рождения, и еще большее — в их закреплении. Совместными усилиями логопеда и ребенка не только преодолевается дефект, но и осуществляется социальная адаптация, вводящая ребенка в мир хорошо говорящих людей.

К профессиональным характеристикам следует отнести необходимость владения логопедом научным и методическим потенциалом, умение применять его в психолого-логопедической коррекции, профессионально проводить дифференциальную диагностику речевого нарушения, учитывать в коррекционно-развивающей работе «зону ближайшего развития» ребенка, его интеллектуальные способности, возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, социальной адаптации.

Что бы Вы пожелали читателям журнала?

Читателям журнала желаю здоровья, благополучия, радости жизни, творческой инициативы, скрупулезного анализа материала, публикуемого в журнале. Важно, чтобы содержание статей пробуждало у читателей желание познавать, расширять представления о речевой патологии, любознательность, способствовало формированию собственного мнения по интересующим их во­просам логопедической науки и смежных с нею областей научных знаний.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector