Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3. 1. 5. 1 Методика паровозик (выявление тревожности у дошкольников)

3.1.5.1 Методика «паровозик» (выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

4 балла — позитивное психическое состояние

3 балла — негативное психическое состояние низкой степени

2 балла — негативное психическое состояние средней степени

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 — 69 % — средняя сБПК;

26 — 41,9 % — незначительная сБПК;

0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до — 25% -средняя сНПК;

— 26 % и ниже — сильная сНПК.

3.1.5.2 Модификация теста детской тревожности (тэммл, дорки, амэн) и методики «кинотеатр»

Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.

Методика представлена в 2-х вариантах (для мальчиков, для девочек). Экспериментальный материал — 16 рисунков размером 8,5 * 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни воспитанника детского дома ситуацию; лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

В зависимости от возраста и особенностей ребенка, а также от целей исследования, может предъявляться меньшее количество карточек.

Методика выявление тревожности старших дошкольников

Страх и тревога в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Чувство страха имеет эволюционную природу, что подразумевает закрепленность в специфике человеческой реакции положительной его роли. Стоит отметить, что страх способствует мобилизации физических сил индивида, нацеленных на проявление активности в критический момент. Также, эволюционное значение страха проявляется в более легком и быстром запечатлении неприятных событий. Имеется в виду польза страха, приносимая им в деле избегания явлений, ставших его причиной [1, c. 3]. Психолoгическоe здоровьe человека обусловлено спецификой факторов социально-экономического, экологического, культурного, психологического характера [2].

Изучение личностных особенностей эмоциональной сферы индивида ориентировано на разработку правильной трактовки их поведенческой стороны, выбор адекватных методов воспитания [3, c. 69].

Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с проблемами страха и тревожностью. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) рeбёнок как caмая чувствительная чacть coциума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В данном исследовании обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления страха и тревожности у детей; проанализированы особенности проявлений страха и тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий.

Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детских страхов и тревожности, интерпретация их результатов позволяют получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию.

Результаты методики выявления детских страхов «Страхи в домиках»

страхи, связанные с причинением физического ущерба

страхи сказочных персонажей

страх темноты и кошмарных снов

sab1.tif

Рис. 1. Показатели по группам страхов у мальчиков и девочек. 1 – медицинские страхи; 2 – страхи, связанные с причинением физического ущерба;3 – страх смерти; 4 – боязнь животных; 5 – страхи сказочных персонажей; 6 – страх темноты и кошмарных снов; 7 – социально – опосредованные страхи; 8 – пространственные страхи

sab2.tif

Рис. 2. Показатели индекса тревожности мальчиков и девочек дошкольного возраста

Цель нашего исследования: выявление психологических особенностей проявления страхов и тревоги у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве объекта исследования выступает эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста; предметной областью исследования являются страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Выборку нашего исследования составили 53 дошкольника в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых 28 девочек и 25 мальчиков. Нами были использованы следующие методы исследования:

1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова);

Читайте так же:
Опросник шкала явной тревожности cmas

2. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (ТДА).

Итак, по результатам нашего исследования было выявлено:

1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова) [4].

Обратимся непосредственно к интерпретации результатов ее применения. На основании данных, полученных при опросе детей, были выявлены следующие страхи: страх смерти, страх животных, сказочных персонажей, кошмарных снов, страх темноты, страх природных стихии, страх пожара, страх воды, огня, страх войны, страх сделать что-либо не правильно. Также у испытуемых вообще отсутсвуют такие страхи, как страх опоздать в детский сад и страх глубины.

Все страхи по данной методике подразделяются на несколько групп. Нами составлена таблица, в которой отражается процентное соотношение ответов испытуемых девочек и мальчиков.

По результатам ответов испытуемых было определено, что в старшем дошкольном возрасте свойственны такие страхи как, страх смерти (в том числе смерти родителей), страх животных, сказочных персонажей и социально-опосредованные страхи (т.е. страх людей, детей, наказания, одиночества).

Мальчикам свойственны медицинские страхи (87 %), страх смерти (89 %), а также социально-опосредованные страхи (84 %) и страхи сказочных персонажей (80 %). Девочкам же свойственны, также как и мальчикам, страх смерти (100 %), медицинские (92 %), социально-опосредованные страхи (87 %) и страхи, связанные с причинением физического ущерба (82 %). Исходя из этого, на приведенном рис. 1 мы видим, что особых различий между страхами у девочек и у мальчиков нет (Страхи сказочных персонажей у мальчиков 80 %, у девочек 50 %).

Среднее число по всем 32 пунктам страхов составляет у девочек 9, у мальчиков 8, что является возрастной нормой. Делая заключение по данной методике можно сказать, что выявленные страхи соответсвуют своей возрастной норме, также нет отличия по страхам у мальчиков и девочек. Как девочкам, так и мальчикам свойственны медицинские страхи, страх смерти, социально-опосредованные страхи.

2. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (ТДА) [5].

Ответы испытуемых по данной методике фиксируются в специальных протоколах. Протоколы на каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

Остановимся подробно на интерпретации ответов каждого рисунка.

Рис. 1. Играющие дети. Эмоционально-положительная ситуация. Эта ситуация воспринимается детьми как игра со сверстниками, а не с младшим ребенком (что соответствует стандартному описанию методики). 100 % мальчиков оценили данную ситуацию как положительную, что является показателем складывающихся отношений с другими детьми. В группе девочек же 78 % оценили ситуацию как положительную и 22 % как негативную. Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если у него не складываются отношения с детьми (он с ними постоянно ссорится, другие дети часто его обижают), а также, если родители стали резко ограничивать игры ребенка с друзьями из-за того, что надо учиться.

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем. Нейтральная ситуация. Среди мальчиков 93 % оценили ситуацию как положительную и только 7 % оценили как негативную. В группе девочек 74 % дали положительный ответ, а 26 % дали негативный ответ. Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если мать уделяет ему меньше внимания, чем сестре или брату (даже если они близнецы или старше ребенка по возрасту, несмотря на то, что на картинке изображен младенец). Любое, даже отрицательное внимание к другому ребенку, может служить причиной для ревности. Также рисунок может восприниматься отрицательно и в том случае, если у ребенка вообще нет братьев и сестер, но мать с большим уважением относится к кому-то из его друзей и постоянно ставит его в пример ребенку. Негативная реакция может быть вызвана постоянными сравнениями ребенка с некоторым идеалом, несоответствие которому может глубоко им переживаться.

Рис. 3. Ребенок как объект агрессии. Эмоционально-отрицательная ситуация. 100 % испытуемых (мальчики и девочки) оценили данную ситуацию, как негативно эмоционально окрашенную, что соответствует содержанию рисунка и указывает на правильное понимание его содержание.

Рис. 4. Одевание. Нейтральная бытовая ситуация. 98 % мальчиков данную ситуацию оценивают как положительную и 2 % как отрицательную (при этом они указывают на то, что ребенку должны помогать одеваться взрослые, в нашем случае именно бабушка или воспитатель). 100 % девочек оценивают данную ситуацию как положительную.

Рис. 5. Ребенок играет с матерью. Эмоционально-положительная ситуация. 100 % испытуемых (мальчики и девочки) оценили данную ситуацию, как положительно эмоционально окрашенную, что соответствует содержанию рисунка и указывает на правильное понимание его содержания.

Рис. 6. Ребенок играет один. Нейтральная ситуация. Среди испытуемых 98 % мальчиков данную ситуацию оценивают как положительную и 2 % как отрицательную. Рисунок воспринимается отрицательно, если родители больше заняты собой, своими делами, «игнорируют» ребенка, стараются от него отделаться («иди, поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь», «у меня нет времени» и т. п.). 80 % девочек оценивают данную ситуацию как положительную, а 20 % как негативную. Дети, оценивающие данную ситуацию как положительную, описывают ее так: «Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок играет».

Рис. 7. Умывание. Нейтральная бытовая ситуация. 100 % испытуемых (мальчики и девочки) оценили данную ситуацию, как положительно эмоционально окрашенную, что соответствует содержанию рисунка и указывает на правильное понимание его содержания.

Рис. 8. Мать ругает ребенка. Эмоционально-отрицательная ситуация. 100 % испытуемых, как мальчики, так и девочки, оценили данную ситуацию, как отрицательно эмоционально окрашенную, что соответствует содержанию рисунка и указывает на правильное понимание его содержания.

Рис. 9. Ребенок и отец, играющий с малышом. Нейтральная ситуация. Среди мальчиков 95 % оценили ситуацию как положительную и только 5 % оценили как негативную. Девочки в 86 % случаев дали положительный ответ, а 14 % дали негативный ответ. Негативная реакция ребенка интерпретируется аналогично интерпретации Рис. 2, то есть рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если отец уделяет ему меньше внимания. Любое, даже отрицательное внимание может служить причиной для ревности.

Читайте так же:
Логопедическая коррекция заикания у школьников

Рис. 10. Ситуация соперничества. Эмоционально-отрицательная ситуация. Среди испытуемых мальчиков 98 % оценили данный рисунок как эмоционально отрицательный, что соответствует стандартному описанию методики; и только 2 % оценили рисунок положительно. Рисунок воспринимается положительно активными, драчливыми детьми (и девочками, и мальчиками примерно одинаково). Выбор веселого лица они комментируют так: «Здесь дети играют, возятся». 100 % девочек же указали на эмоционально отрицательную ситуацию.

Рис. 11. Ребенок играет. Нейтральная ситуация. По данному рисунку 70 % мальчиков указали положительную оценку (при этом коментируя, «нет, он не собирает игрушки, а играется» или «он собирает игрушки и играется» – что соответствует стандарту методики). 30 % мальчиков оценили рисунок негативно, рисунок оценивается отрицательно в том случае, если ребенку не дают играть. Выбор грустного лица дети обычно комментируют так: «Мама пришла и говорит: «Хватит играть, иди, делай уроки». Среди девочек почти все (77 %) оценили как положительную и 23 % как отрицательную.

Рис. 12. Изоляция, игнорирование ребенка другими детьми. Эмоционально-отрицательная ситуация. Среди мальчиков 96 %, среди девочек 100 % оценили данный рисунок, как положительную ситуацию. Очень часто рисунок воспринимается положительно: ребенок объясняет, что дети играют. И только 2 % мальчиков дали негативную эмоциональную оценку. Негативно рисунок воспринимается только интеллектуально развитыми детьми и теми ребятами, которых действительно не принимают в общие игры, что достаточно тяжело ими переживается.

Рис. 13. Ребенок с родителями. Эмоционально-положительная ситуация. Все испытуемые (мальчики и девочки) оценили данную ситуацию как эмоционально-положительную, что соответсвует правильному пониманию содержания данного рисунка.

Рис. 14. Еда. Нейтральная бытовая ситуация. Все испытуемые (100 % мальчиков и 100 % девочек) оценили данную ситуацию как положительную. Рис. 14 всегда воспринимается детьми как обычная ситуация приема пищи, а не как еда в одиночестве (согласно стандартному описанию методики).

Анализируя ответы детей по рисункам несущие основную проективную нагрузку, то есть рис. 2, 4, 6, 7, 9, 11 и 14 (рисунки, имеющие двойной смысл) можно сказать, что у 93 % мальчиков выявлен положительный опыт общения, в то время как у 7 % выявлен травмирующий опыт общения. По результатам в группе девочек можно сказать, что у 76 % девочек выявлен положительный опыт общения, в то время как у 24 % выявлен травмирующий опыт общения.

На основании данных протоколов испытуемых мы вычислили индекс тревожности в группе мальчиков и в группе девочек. Средний показатель индекса тревожности (ИТ) у мальчиков составил 18 %, что является показателем низкого уровня тревожности. У девочек средний показатель индекса тревожности составил 47 %, что указывает на средний уровень тревожности. На рис. 2 даны показатели ИТ мальчиков и девочек.

Итак, по данной методике можно сказать, что существуют различия по уровням тревожности у мальчиков и девочек. У мальчиков обнаружен низкий уровень тревожности, у девочек средний уровень тревожности. Подводя итог нашему исследованию, можно сказать, что выявленные страхи и тревожность у дошкольников находится в соответствии с возрастной нормой, различий между страхами мальчиков и девочек не выявлено. У девочек дошкольного возраста выявлен средний уровень индекса тревожности, у мальчиков также выявлен средний уровень индекса тревожности.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26967/ (дата обращения: 25.10.2021).

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам [5,с.23].

А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.

Актуальность этой проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – это серьезный повод исследования данной проблемы.

Детские страхи представляют собой иерархическую структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И. Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [3,с.38].

Читайте так же:
Возможно ли вылечить деменцию

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.

Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [5,с.40].

Для исследования мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

В исследовании участвовали дошкольники средней и подготовительной групп из муниципального дошкольного образовательного учреждения №338 г. Самара. Выборка составила 60 человек, из них 40 детей и 20 родителей. Участвовало две группы детей по 20 человек, из которых 10 девочек и 10 мальчиков (как в средней, так и подготовительной группе).

На подготовительном этапе было разработано планирование исследования по срокам, проведён анализ научных, методических, литературных пособий и документов по проблематики детско-родительских отношений.

На основном этапе исследования проведена первичная диагностика, сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам.

На заключительном этапе интерпретировались, оформлялись результаты исследования, проводился математический анализ, формулировались выводы.

Методики авторов А.И. Захарова и М.Панфиловой позволили выявить детские страхи в группах дошкольников. Так, присущие страхи, детям средней группы, наиболее выраженные: страх одиночества у девочек в 100% случаев и у мальчиков в90%; страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков в 70%; страх умереть у девочек в 100% и у мальчиков в 30%; страх родителей у девочек в 60% и у мальчиков в 90%; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у девочек в 70% и у мальчиков в 90%; страх темноты в 90% у девочек и 60% у мальчиков; страх перед животными для девочек в 90%, а для мальчиков 70% ответов; страх снов у девочек в 100% ответов и у мальчиков в 80%; страх войны у девочек и страх чудовищ в 40% характерен для девочек и в 60% для мальчиков.

Менее выражены, такие фобии как, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков; страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

Для детей подготовительной группы характерны такие страхи, как: страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%; страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%; страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков; страх перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков; страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков; страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков; страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков; страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков; страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков; медицинский страх выражен в большей или меньшей степени у дошкольников (боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков; боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков); страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков.

Читайте так же:
Высокая тревожность и причины в 5 классах

Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.

Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: по средней группе у детей низкий уровень тревожности выявлен у 30% девочек и 20% мальчиков; средний уровень тревожности у 50% девочек и у 80% мальчиков; высокий уровень тревожности только у 2 девочек, что составляет 20%. По подготовительной группе: низкий уровень тревожности у 20% девочек и 40% мальчиков; средний уровень у 50% девочек и мальчиков; высокий уровень тревожности у 30% девочек и 10% мальчиков.

По опроснику М.Алворд и П.Бейкер, в качестве опроса родителей и наблюдения за детьми, мы выявили по критериям беспокойства, рассеянности, напряжения, раздражительности, нарушения сна – детей, испытывающих страх разлуки в средней группе 4 человека – 20%, а в подготовительной группе 2 человека – 10% .

Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%).

В частности, если говорить о методике «Рисунок семьи», то наблюдали следующую картину: у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в подготовительной 4 ребёнка.

По методике «Силуэт человека» в контексте цветового выбора по Люшеру, сложилась такая ситуация: дети располагали эмоции и чувства любви-добра в сердце или голове красными, розовыми, оранжевыми цветами; чувства злости-гнева в ступнях, кулаках, губах синим, чёрным, грязно-коричневым цветом. Страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах – 9 чел. (22,5%); в коленях – 12 чел. (30%); в пятках – 7 чел. (17,5%); в груди – 8 чел. (20%); в голове – 4 чел (10%) серым, тёмно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определённых страхов у детей. Причём дети из подготовительной группы чаще изображали негативные эмоции – 70%, а положительные в 30%. Когда, как дети средней группы в большинстве нарисовали положительные эмоции – 85% и негативные лишь в 15% случаев.

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение в средней группе 5 детей и в подготовительной 6 детей.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.

При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на высокую валидность результатов.

Подтверждая данную проблему, что сами родители при желании могут помочь детям своевременно преодолевать страхи еще не перешедшие в неуверенность и неврозы. Наиболее эффективной формой устранения детских страхов следует считать совместную работу педагога-психолога и родителей

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

Особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Вострецова Наталья Сергеевна
Аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, vnat200780@rambler.ru
Марченко Жанна Викторовна
Педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад № 2414» г. Москвы, marchenko.zhanna@list.ru

Аннотация: В статье рассмотрены проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста, представлены оригинальные результаты исследования тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На основе полученных результатов исследования описаны особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в возрасте 5-7 лет.
Ключевые слова: Тревожность, старший дошкольник, мальчики и девочки 5-7 лет

Читайте так же:
Состояние психического развития при заикании

Features of anxiety in boys and girls of preschool age

Vostretsova Natalia Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Psychology and Social Pedagogy, Chuvash State Pedagogical University them I. Yakovleva, Cheboksary
Marchenko Zhanna Viktorovna
Teacher-psychologist of the «Kindergarten № 2414», Moscow

Abstract: The article describes the manifestations of anxiety in children of senior preschool age, presents the original results of the study of anxiety of boys and girls of senior preschool age. Based on the results of the study, the features of anxiety in boys and girls aged 5-7 years are described.
Keywords: Anxiety, senior preschooler, boys and girls 5-7 years

Проблема проявления тревожности у дошкольников является актуальной в дошкольном образовании. С каждым годом в детский сад приходят все больше тревожных детей, при этом проявление тревожности наблюдается специалистами уже у дошкольников в возрасте 3-4 лет.

В современной научной литературе разделяют понятия «тревога» и «тревожность». Тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения.

Тревожность — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности: успеваемость, общение, как в дошкольном учреждении, так и за его пределами, на общий уровень психологического благополучия и здоровья [1,3].

К тревожным детям относят таких детей, которые чувствуют дискомфорт, когда нужно вступать в контакт со сверстниками и взрослыми (за исключением близких людей), неуверенные в своих силах, не способны устанавливать человеческие отношения, испытывают разнообразные страхи и опасения: реальные или вымышленные. Тревожные дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [5, с.11].

Состояние тревожности изменчиво и способствует осознанию своего положения в окружающем мире, это состояние, выражающееся в склонности человека к переживанию тревоги в стрессовых ситуациях.

Развивается тревожность у детей в случае внутреннего конфликта, когда ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, он не ждёт ничего хорошего от окружающих; при завышенных требований у взрослых, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Даже взрослый человек иногда не может разобраться в своих переживаниях, а для дошкольника — это наиболее трудная задача, т.к. дети не всегда правильно понимают свои эмоции, которые являются показателем состояния ребёнка, влияют на его поведение [3].

В исследованиях В.А. Горяниной раскрываются гендерные различия проявления тревожности у старших дошкольников. В 5-7 лет мальчики и девочки реагируют по-разному на время прибли­жения поступления в школу: у некоторых детей это вызывает чувство тревоги, у некоторых — радости. В 5 лет отклонения в поведении у мальчиков становятся более заметными, чем у девочек. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность и обидчивость, легко расстраиваются. Девочки более возбудимы, настроение неустойчивое, проявляется желание быть в центре внимания, капризность, более подвижны и непоседливы.

В 6-7 лет мальчики начинают проявлять повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося, менее искренни и более подвижны. Девочки, наоборот, становятся более сензитивными, хотя остаются упрямыми и неискренними [2, с.126].

В игровой деятельности для мальчиков более характерна групповая деятельность – это массовые, подвижные игры (сражения, соревнования, конструирование). Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

По сравнению с девочками, мальчики хуже выходят из стрессовых состояний из-за их относительной эмоциональной слабости, с трудом перестраиваются, не могут справиться с эмоциями, быстро и правильно выражать их словами. Девочки могут делиться своими переживаниями с другими, открыто выражать свои эмоции, тогда как мальчики замыкаются в себе или становятся агрессивными и раздражительными [1].

Поведение тревожных детей может показаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, а иногда молчат или отвечают наугад, давая порой нелепые ответы. Странности поведения усиливаются, если указать тревожному ребенку на его ошибку, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

Исходя из актуальности данной темы, было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в возрасте 5-7 лет. Нами был использован проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование проводилась в январе — марте 2017 года с дошкольниками 5-7 лет (91 человек: 44-девочки, 47 — мальчиков) на базе ГБДОУ «Детский сад № 2414» г. Москвы.

Тест проводился индивидуально с каждым ребенком; результаты заносились в протокол. Каждая карточка — рисунок выполнена в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ситуацию. На основании полученных данных вычислялся индекс тревожности (ИТ) дошкольника, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы — 91 чел:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%) — 30 человек (М-19, Д-11)

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%) — 55 человек (М-25, Д-30)

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%) — 6 человек (М-3, Д-3).

Таблица 1. Результаты методики выявления тревожности (тест В. Амен, Р. Тэммла, М. Дорки)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector