Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

Горшков, Е. А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24325/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги. Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда содержит в себе определенную степень неопределённости. Влияние тревоги на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [1]. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Вопросами, связанными с изучением уровней тревожности занимались как отечественные так и зарубежные психологи (А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор и др.). Именно тревожность, как было замечено многими психологами [2; 3], лежит в основе целого ряда различных трудностей.

Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Данное понятие рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета [1].

По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности [4].

Многие исследователи сходятся во мнении, что тревожность является необходимым условием развития личности. Однако, психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) беспокоит высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника), ведет к негативным личностным изменениям, вызывает различные психосоматические нарушения [5], и как следствие дезадаптацию в образовательном пространстве вуза. Ситуацию усугубляет тот факт, что динамические тенденции развития современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Дополнительные сложности к процессу адаптации студентов добавляют информационная плотность современного образования, повышенный ритм жизни, насыщенность коммуникативных взаимодействий.Именно этим определяется актуальность исследований тревожности студентов.

Для разграничения ситуаций проявления тревожности были введены понятия личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Если личностная тревожность трактуется как повышенная склонность к переживаниям, тревоге и беспокойству без достаточных оснований, то о реактивной или ситуативной тревожности говорят при описании состояния человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности, динамичным во времени [6].

В настоящем исследовании мы предприняли попытку проанализировать тревожность у студентов, обучающихся на педагогической специальности, на разных этапах обучения, сравнить уровень ситуативной и личностной тревожности между студентами первого и третьего курса.

Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза

Объект: тревожность как психологическая категория.

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса. СТ и ЛТ студентов гуманитарных специальностей зависит от курса во время сессии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психологической литературы по проблеме тревожности.

2. Выявление уровня тревожности у студентов на разных ступенях обучения.

3. Выполнение количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных

4. Формулировка выводов по теме исследования.

База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Объем выборки составил 80 человек (40 студентов первого курса и 40 студентов третьего курса). Возраст от 17 до 20 лет.

Читайте так же:
Методику филлипса школьная тревожность для младших школьников

В своем исследовании мы использовали тест, разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным [6; 7]. Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики мы получили следующие результаты (таблица 1).

Реферат: Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной для взрослых.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.[7]

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время – 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

Читайте так же:
Заикание у детей формы работы

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.

После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация: 1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”, генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была разработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 — тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Личностная шкала проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация:

Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

Графическая методика «Кактус» [6]

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

«На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  1. пространственное положение
  2. размер рисунка
  3. характеристики линий
  4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  1. характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  2. характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  3. характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Читайте так же:
Определение уровня и характера школьной тревожности

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям ( вместе и по отдельности к каждому)

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

Диагностика страхов и тревожности у детей

Данное обследование было направлено на выявление наличия личностной тревожности и страхов у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад комбинированного вида.

Выборка состояла из 31 человека (17 мальчиков и 14 девочек), в возрасте 4-7 лет.

Для диагностики использовались следующие психодиагностические методики: опросник Захарова А.И., тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, Ф.Амен, методика Г.Х. Махортовой «Расскажи историю».

Опросник Захарова А.И.

Цель метода: выявить страхи и их количество

Полученные данные сопоставляются с таблицей содержащей данные о возрас­тной норме страхов (таб. 1).

Таб. l. Возрастные нормы (по Захарову А.И.) Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Тест тревожности Р. Тэммл. М. Дорки. Ф. Амен.

Задача метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типич­ных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Методика «Расскажи историю»

Методика «Расскажи историю» предназначена для исследо­вания личности детей от четырех до десяти лет

2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

В результате проведенной диагностики были получены следующие данные:

Интерпретация данных по опроснику Захарова А.И. «Страхи».

Количественная оценка данных показала, что у 32% детей страхи превышают норму, у остальных, составляющих 68 %, страхи превышают норму на 1 и более единицу.

ДИАГРАММА 1 . ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ СТРАХОВ

Качественная оценка показала, что в основном независимо от возраста у детей преобладают следующие страхи:

hello_html_51a9594c.pngстрах собственной смерти;

hello_html_51a9594c.pngстрах смерти родителей;

hello_html_51a9594c.pngстрах нападения бандитов;

hello_html_51a9594c.pngстрах заболеть;

hello_html_51a9594c.pngврачей.

Интерпретация данных по тесту тревожности Р. Тэммл. М. Лорки. Ф. Амен.

Оценка данных показала, что у 13% детей низкий уровень тревожности. Средний уровень, обнаруженный у 67% детей соответствует норме, т.е. ребенок испытывает тревогу в тех ситуациях, которые являются отрицательными. Выявлено, что 20% детей испытывают высокий уровень тревожности, что говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям.

ДИАГРАММА 2. ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ

УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Интерпретация данных по методике «Расскажи историю».

История №1 «гнездо». Цель- выявляет степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей, и определить степень родительского контроля- с другой.

52% — низкий показатель — такие ответы дают, как правило, активные, независимые, инициативные дети. Родители таких детей не склонны к чрезмерной опеке.

44% — средний показатель — это дети с минимальной степенью зависимости. Ситуативное отсутствие родителей может вызвать у них легкое чувство беспокойства, тревоги.

4%- такие дети характеризуются зависимостью от родителей, высокой степенью тревожности, беспокойства.

История №2 «Семейный праздник». Цель — понять почувствует ли себя ребенок обделенным вниманием со стороны родителей.

87% продемонстрировали низкий результат, эти дети, как правило, самодостаточны, уверены в себе, хорошо социально адаптированы.

13% — продемонстрировали повышенную степень напряженности. Эти дети могут быть неуверенными, ранимыми.

История №3 «Овечка». Цель — выяснить был ли для ребенка болезненным процесс отнятия от груди. Высоких показателей не обнаружено.

Читайте так же:
Как не давать спать больному деменцией

История №4 «Смерть». Цель- определение степени усвоения ребенком понятия смерти.

81%- — не знакомы или весьма поверхностно знакомы с этой стороной жизни. 19%- имеют представление о смерти, понимают, что жизнь имеет свои пределы.

История №5 «Страх». Цель- выявление реальных детских страхов. 56% показали низкий результат: дети спокойны, уверены в себе. 38 %- показали средний результат: страхи носят более конкретный характер, отражают реальный опыт ребенка, интенсивность напряженности в пределах возрастной нормы. 6%- повышенная напряженность: страхи детей принимают аморфный характер, это могут быть эмоционально чувствительные дети с развитым чувством собственного достоинства, которые боятся быть не теми, кого любят и уважают.

История №6 Цель- выявление напряженности, возникающей у мальчиков в связи с развитием сексуальности. 46% показали минимальную степень напряженности или ее отсутствие. 54% продемонстрировали оптимальную степень напряженности.

История №7 «Домик» . Цель- оценить насколько сильна привязанность ребенка к вещам, которые он считает своей собственностью, насколько четко сформированы у него границы личного пространства. 86% продемонстрировали минимальную степень привязанности к вещам; 14% продемонстрировали оптимальную степень привязанности к вещам; границы личного пространства, схема тела адекватна.

История.№8 «Прогулка». Цель- выявление привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем одного пола. 47% показали отсутствие соперничества с родителем своего пола , 45% средняя привязанность к родителю противоположного пола, возможно чувство ревности и соперничества. 8% испытывают повышенную степень привязанности к родителю противоположного пола, налицо чувство соперничества и ревности.

История №9 «Новость». Цель — выявление у ребенка чувства неоправданной тревоги или страха. 28% показали отсутствие неоправданной тревожности. 62% показали средние результаты — дети, получившие такую оценку, спокойны и уверены в себе, тревожность, беспокойство не проявляются. 10 % показали наличие тревожности.

ДИАГРАММА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ «РАССКАЖИ ИСТОРИЮ»

В соответствии с полученными общими данными можно сделать следующий вывод:

Дети с повышенной тревожностью и страхами нуждаются в групповой и индивидуальной коррекционной работе.

После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика детей, которые посещали занятия. Были получены следующие результаты:

Интерпретация данных по опроснику Захарова А.И. «Страхи».

63% детей продемонстрировали средние показатели; 37% страхи превышают норму на 1 и более единицу.

Интерпретация данных по тесту тревожности Р. Тэммл. М. Лорки. Ф. Амен.

57% продемонстрировали показатели, соответствующие возрастной норме, 30% показали верхний предел нормы, 13% испытывали повышенную тревожность.

Анализируя полученные результаты следует отметить положительную динамику у детей посещавших коррекционные занятия.

Возможности БОС-тренинга в повышении стрессоустойчивости и снижении тревожности студентов

——————————— <*> Kravcova D. S. Possibilities of bosstraining in improvement of stress resistance and reduction of nervousness of students.

Кравцова Д. С., преподаватель, Московский психолого-социальный институт.

Статья посвящена возможностям БОС-тренинга в повышении стрессоустойчивости и снижении тревожности студентов. Под БОС-тренингом автором понимается методика, основной задачей которой является обучение навыкам саморегуляции. В процессе тренинга создается модель эффективного поведения — система навыков конструктивного разрешения стрессовых ситуаций, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий.

Ключевые слова: студент, состояние, тревожность, стресс, биоуправление, метод, методика, уровень, психический, исследование.

The article deals with the possibilities of Boss-training in improvement of stress resistance and reduction of nervousness of students. The author understands Boss-training as the methods aimed at training of self-regulation. The model of effective behavior is to be created during the process of training — the system of skills of constructive solution of stressful situations preventing development of stress-inducted states ad consequences thereof.

Key words: student, state, nervousness, stress, bio-management, method, methods, level, psychic, study.

В современных условиях в связи с высокими требованиями к уровню образования, с развитием науки, средств коммуникации, напряженностью обстановки в государстве к подготовке студента, к его интеллектуальным и психическим качествам предъявляют все более высокие требования. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению негативных психических состояний. Поэтому студентов надо готовить заранее к психическим и физическим нагрузкам. Существует большое количество методов профилактики депрессии, тревожности, апатии, страха, стресса и т. д. В связи с развитием новых технологий появилась возможность применения современных приборных средств для профилактики негативных психических состояний, и одним из методов саморегуляции, тренировки стрессоустойчивости и снижения уровня тревожности является метод биоуправления. Для подтверждения этого предположения было проведено исследование, целью которого стало изучение возможного применения метода биоуправления для улучшения стрессоустойчивости и снижения тревожности студентов. Биоуправление — это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной («биологической», приспособительной) обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. Игровое компьютерное биоуправление — это новая, быстро развивающаяся лечебно-оздоровительная технология на стыке медицины, физиологии, психотерапии, электроники и программирования, успешно разрабатываемая в НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. В основе биоуправления лежит универсальный принцип биологической обратной связи: регистрируемый физиологический параметр, подлежащий коррекции, через интерфейс передается на монитор и обследуемый, наблюдая в динамике свою физиологическую функцию, обучается изменять ее в нужном для коррекции направлении, используя навыки саморегуляции. Преодолевая противоречие между психо-эмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать устойчивость к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения — системы навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий. Эмпирической базой для формирования общего представления о негативных состояниях эмоциональной сферы в процессе учебной и повседневной деятельности явились студенты мужского пола. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводилось формирование общего представления относительно проявления нарушений эмоциональной сферы студентов. На втором этапе исследования проходило инструктирование студентов и проведение диагностики негативных психических состояний с помощью методик, перечисленных ниже. Обработка полученных данных в ходе проведения исследования. На третьем этапе проводился тренинг с использованием прибора «БОС-ПУЛЬС», повторная диагностика и анализ полученных данных в ходе проведения исследования. Программно-аппаратный комплекс «БОС-ПУЛЬС» предназначен для диагностики стресс-резистентности, лечения и профилактики психосоматической патологии, повышения устойчивости к стрессу. Рекомендуется применять самостоятельно и в сочетании с другими видами биоуправления. Тренажер помогает быстрее и легче овладеть навыками саморегуляции по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и дыханию, управления эмоциональным состоянием, повышает устойчивость к стрессу, улучшает внимание и память у детей и взрослых. В процессе игрового тренинга студент приобретает неоценимую способность противостоять стрессу, учиться по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, когда требуются повышенная работоспособность, волевое усилие, мобилизация внимания. При исследовании психических состояний использовались метод беседы, метод тестирования. Он проводится с помощью следующих методик: методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости; метод биологической обратной связи, проведение тренинга с использованием прибора «БОС-ПУЛЬС». В результате исследования у 14% испытуемых выявлено наличие высокого уровня тревожности, у 79% зафиксированы тенденции к типу стрессоустойчивости А (возможность дезадаптации в стрессе) и у 21% испытуемых диагностированы признаки нервно-психической неустойчивости, что говорит о возможных нарушениях эмоциональной сферы. Существующие тенденции среди студентов могут оказать негативное влияние как на их здоровье, так и на эффективность выполнения поставленных перед ними учебных задач. Слушатели с показателями низкой стрессоустойчивости и высокой тревожности стали обследуемой группой. С ними проводились тренинги с использованием прибора «БОС-ПУЛЬС», затем проводилась повторная диагностика негативных психических состояний, в результате которых были получены следующие показатели: 1. По методике измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) — у всех студентов уровень тревожности понижается с высокого уровня до среднего с тенденцией к низкому уровню тревожности. 2. По методике перцептивной оценки типа стрессоустойчивости — у студентов проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная (от 20 до 50 баллов). 3. По методике определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Санкт-Петербургской военно-медицинской академии у студентов этой группы выявлено повышение нервно-психической устойчивости. Все студенты, прошедшие курс игрового компьютерного биоуправления, продемонстрировали способности к освоению различных способов саморегуляции и релаксации и с их помощью контролю над своим психо-эмоциональным состоянием в ситуации, имитирующей стресс. Выводы. Таким образом, исследовано, что метод биоуправления является эффективным средством повышения устойчивости к стрессу, снижению тревожности и помогает овладеть навыками саморегуляции по ЧСС и дыханию.

Читайте так же:
Ночной энурез у женщин 40 лет

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000. 2. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2007.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector