Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образовательный портал

Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • Связь уровня тревожности младших школьников и их учебной мотивации

Связь уровня тревожности младших школьников и их учебной мотивации

  • Печать
  • E-mail

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Связь уровня тревожности младших школьников и их учебной мотивации

В статье рассмотрим различные подходы в изучении учебной мотивации и уровня тревожности в современной литературе, гипотезу о взаимосвязи отдельных мотивов учения и уровней тревожности. Представлены результаты исследования школьной тревожности и учебной мотивации.
Ключевые слова: тревожность, учебная мотивация, младший школьный возраст.
Актуальность темы .
В последние годы беспокойство психологоввызывает проявление школьной тревожности , характерной при взаимодействиях учащегося со школьной образовательной средой. Она проявляется в ожидании негативного отношения к себе со стороны сверстников, учителей, в переживаниях по поводу учебных ситуаций в классе, обучающийся боится отвечать у доски, ожидая отрицательную оценку со стороны учителя. По мнению ведущих психологов (А.К. Дусавицкого, B.C. Ильина, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной) направленное «управление учебной мотивацией как важнейшей составляющей личности школьника в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний». Именно «в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная деятельность, с первого класса начинает формироваться желание учиться, и оттого, насколько качественно оно будет сформировано, во многом зависит успешность всего дальнейшего обучения» [Цит. по: 1].
Таким образом, очень важно к концу обучения в начальной школе сделать ее устойчивым личностным новообразованием школьника, а также вовремя ликвидировать тревожность школьника ,оказать помощь ребенку в борьбе с ней.
Целью исследования является изучение особенностей взаимосвязи тревожности и учебной мотивации младших школьников. Объект исследования является эмоциональная сфера личности младшего школьника,предметом исследования — взаимосвязь тревожности и учебной мотивации обучающихся. Гипотеза исследования – существует ли взаимосвязь между школьной тревожностью и конкретными мотивами учения младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и эмпирические исследования школьной тревожности.
2. Рассмотреть подходы к изучению мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии.
3. Обосновать гипотезу о взаимосвязи тревожности и эмоционального состояния младшего школьника.
4. Подобрать диагностические методики по изучению уровня учебной мотивации и тревожности.
В настоящий момент уже глубоко изучены исследования отечественных психологов по проблематике тревожности и мотивации. Многие исследователи уделяли большое внимание изучению мотивов, так, например, Л.И. Божович, анализируя отношение школьников к обучению, показала, что наиболее «важ ным моментом, раскрывающим психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, определяющая учебную деятельность» школьников [Цит. по: 12].
Изучение учебной мотивации у школьников является одной из главных задач современной школы. В процессе учения у детей развиваются разные мотивы, способствующие личностному развитию школьника. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.
В исследованиях Н.И. Гуткиной, изучавшей уровень учебной мотивации современных младших школьников, было установлено, что снижение отношения к учению начинается уже со 2-го класса [3]. Исследования С.В. Гани, И.Ю. Кулагиной показали, что «общая учебная направленность (положительное отношение к школе) усиливается от 1-го ко 2-му классу, ослабляется к концу обучения в начальных классах». Также в их работе было отмечено, что «cреди социальных мотивов учения наиболее значимы для современных младших школьников мотив получения высокой отметки, мотив долга перед учителем и ориентация на будущее» [5, с. 106].
Разделяет тревогу как эмоциональное состояние и тревожность, как устойчивое личностное образование: некоторый оптимальный уровень тревожности нормален и необходим для решения жизненных задач, а излишне высокий или низкий – свидетельство нарушений в личностном развитии (А.М.Прихожан)[8].
Опираясь на исследование проявления тревожности в младшем школьном возрасте А.М. Прихожан, В.М. Рудомазина, выдвинула предположение о том, что «в современном мире именно возложенные на детей школьные обязанности, завышенные требования и недостаточное внимание к индивидуальным особенностям развития порождают состояние тревоги и неуверенности» [10, с. 83].
В рамках данной проблемы было проведено исследование по выявлению взаимосвязи тревожности и учебной мотивации младших школьников. В процессе сбора данных были получены следующие результаты.
Таблица 1

Шкалы методики ФиллипсаСреднее значение
Общая тревожность в школе10,76
Фрустрация3,1
Переживание социального стресса5,31
Страх самовыражения3,43
Страх ситуации проверки знаний3,9
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих2,67
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу1,36
Проблемы и страхи в отношениях сучителями3,71

Анализируя результаты данного исследования (см. табл. 1) было отмечено, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказалось переживание социального стресса, а самые низкие показатели – по шкале низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Говоря об общей тревожности в школе, хотелось бы отметить, что в исследованиях А.С. Сандросян был сделан вывод о том, что «тревожность может влиять на формирование системы отношений младших школьников к родителям, к школе, к будущему». Исходя из этого, она предположила, что «характер данных отношений будет влиять на проявление и уровень тревожности у детей». Таким образом, т. к. у младших школьников тревожность является еще недостаточно стабильной стороной характера и будет относительно обратима при проведении соответствующих психолого- педагогических мероприятий [11].

Результаты диагностики уровня тревожности Б.Н. Филлипса (см. табл. 1.2) показали, что у 42,8% обучающихся отмечается тревожность в пределах нормы, это указывает на то, что дети со средним уровнем тревожности благоприятно ощущают себя в школе и дома, отлично выполняют уроки. У 40,5% обучающихся высокая тревожность, которая указывает на завышенные требования родителей, нервное перенапряжение, высокие требования от учителей и зависимость от мнения окружающих. У 16,7 % – повышенная тревожность.
Таблица 1.2 Уровни тревожности по методике Б.Н. Филлипса

Читайте так же:
Лечение энуреза у детей народные средства лечения
Уровни тревожностиПроцентное соотношение
Средний42,8%
Высокий40,5%
Повышенный16,7%

В табл. 2 наглядно представлено, что ведущим мотивом является мотив содержания учения, также сюда можно отнести мотив благополучия, самоопределения и самосовершенствования, а слабовыраженные мотивы – это мотивы долга и ответственности, престижа, и мотивация процессом.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Специфика переживания социального стресса и страха самовыражения. Оценка эмоционального фона отношений со взрослыми. Проведение опроса и интерпретация результатов.

Подобные документы

Общие закономерности страха. Методика преодоления беспокойства и страха у взрослых по Д. Карнеги. Выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен. Методы преодоления страха и тревожности у детей.

курсовая работа, добавлен 19.04.2010

Исследование феномена школьной тревожности в психологии, ее проблемы и причины. Диагностика уровня тревожности детей школьного возраста с помощью методики Филлипса. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.

курсовая работа, добавлен 21.02.2014

Особенности младшего школьного возраста. Понятие тревожности и причины ее проявления. Методы психокоррекции школьной тревожности. Организация и проведение ее диагностики у младших школьников. Обработка полученных данных, рекомендации для учителя.

курсовая работа, добавлен 12.05.2010

Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей школьного возраста. Психопрофилактическая работа по преодолению школьной тревожности по методике Филлипса. Связь уровня беспокойности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности.

курсовая работа, добавлен 01.08.2017

Определение тревожности как состояния переживания эмоционального дискомфорта. Выявление проявлений устойчивых отрицательных переживаний и беспокойства у младших школьников. Диагностика и исследование тревожности у детей младшего школьного возраста.

курсовая работа, добавлен 24.06.2015

Изучение проблемы тревожности у детей. Проведение эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и социальной ситуации развития у детей младшего школьного возраста и сравнение этих данных до и после введения уроков психологического развития.

дипломная работа, добавлен 23.10.2009

Теоретическое обоснование феномена тревожности: исследование в отечественной психологии и в зарубежных научных школах. Рассмотрение проблем детской, школьной тревожности. Особенности взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками.

курсовая работа, добавлен 19.10.2009

Теоритический анализ причин повышенного уровня школьной тревожности вне зависимости от возрастных и половых характеристик. Исследование особенностей проявления невротических реакций и психической неустойчивости у детей младшего школьного возраста.

статья, добавлен 25.02.2016

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Шкала явной тревожности для детей CMAS. Проективная методика А.М. Прихожан для диагностики школьной тревожности. Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

контрольная работа, добавлен 26.10.2011

Определение понятия школьной тревожности, а также характеристика ее проявлений у первоклассников. Анализ специфики коррекции тревожности первоклассников. Анализ уровня и динамики личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии

2.1. Организация исследования: цель, гипотеза, задачи, объект исследования, диагностический инструментарий

Цель курсового исследования заключается в определении возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством рисуночной терапии.

Основной целью проведения исследования являлось определение уровня тревожности детей младшего школьного возраста и дальнейшая разработка коррекционной программы, способствующей снижению уровня тревожности посредством рисуночной терапии.

Были поставлены следующие задачи:

1.Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня личностной тревожности младших школьников;

2.Провести качественный и количественный анализ полученных результатов;

3.Разработать коррекционную программу с содержанием занятий, направленным на осознание ребенком субъективных и объективных причин тревожности.

Объектом нашего исследования выступает тревожность детей младшего школьного возраста.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера.

Данное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 52 г.Кирова в октябре 2012г. Диагностика проводилась в двух классах во 2 «А» классе и во 2 «В» классе. Выборка составила 40 человек.

В нашем исследовании использовались следующие методики диагностики тревожности:

Шкала явной тревожности для детей (CMAS) адаптированная А.М.Прихожан (Приложение 1),

Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 2),

Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера (Приложение 3).

Данные методики были выбраны, так как соответствуют главной цели нашей диагностики: все они направлены на выявление уровня тревожности.

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Шкала была разработана в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Методика содержит 53 вопроса. Данные высказывания ученику предлагается оценить как верные или неверные по отношению к нему.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Читайте так же:
Состояние психического развития при заикании

По результатам методики подсчитываются данные по шкале «лжи», что даёт возможность судить о достоверности ответов учащегося. Так же подсчитываются баллы по шкале тревожности. Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку. С помощью таблицы с нормативными данными первичные оценки переводятся в «стены». Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными данными группы детей соответствующего возраста и пола. И на основании полученной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого[2,21,38].

Следующей методикой, которую мы использовали в нашем исследовании, является Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Целью данной методики является определение уровней реактивной и личностной тревожности.

Шкала самооценки уровня личностной тревожности состоит из 2 частей (20 предложений), раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания 21—40) тревожности, ответы на которые подразделяются по шкалам – «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла — умеренная; 45 и более высокая[2,18,21,38,50].

Третьей методикой, задействованной в нашем исследовании, является Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тейлора, опубликованная в 1953 году, построенная на основе Миннесотского многопрофильного личностного опросника, получила широкое распространение среди психологов-экспериментаторов для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Её следует применять вместе с другими методиками, а данные по ней дополнять другими бланковыми и проективными тестами для обеспечения ее надёжности.

Как показывают данные исследований (Дж. Рейх, Дж. Хенсер, В.Майер), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.

Валидность шкалы изучалась путем сравнивания результатов у здоровых испытуемых и лиц с различными неврологическими и психотическими нарушениями.

В отечественной психологии тест находит широкое применение в клинико-психологических исследованиях, психодиагностике спорта (В. Г. Норакидзе, Л. Ф. Бурлачук). Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова (1966) и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.

Тест состоит из 50 ответов. Каждый ответ, совпадающий с показателями, данными в тесте, оценивается в 1 балл. При неопределённом ответе ставиться 0,5 балла. Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Продолжительность тестирования 15-30 мин.[2,21,38,39].

На основе данных уровней тревожности, представленных в каждой из выше обозначенных методиках, нами составлены обобщенные характеристики следующих уровней.

Низкий уровень тревожности свидетельствует о нормальном состоянии дел, но при этом можно говорить о том, что человеку желательно проявлять больше эмоциональной вовлеченности в различных ситуациях жизни и не сдерживать свои чувства. Уровень притязаний у таких детей, как правило, близок к реальному выполнению заданий. Такие дети почти всегда адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности.

Среднеразвитая тревожность говорит о том, что дела обследуемого более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Высокий уровень тревожности говорит о том, что человек испытывает повышенное, необоснованное беспокойство, которое мешает ему и от которого следует избавляться, проведя анализ причин его вызывающих. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих, они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Для тревожных детей характерно неумение учитывать условия. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.

Все полученные результаты нашего исследования мы рассмотрим более подробно в следующей главе.

Методики для изучения уровня тревожности младшего школьника

Проблема школьной тревожности является одной из наиболее популярных проблем в детской психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает почетное место, она приводит к снижению работоспособности, плодотворности деятельности, к трудностям в коммуникации.

Читайте так же:
Как лечить энурез у детей дома

Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют адаптации в новой социальной среде, такой как школа. Часто у младших школьников психологи наблюдают повышенный уровень тревожности.

Повышенный показатель школьной тревожности, диагностируемый у младших школьников, возникновение негативных эмоциональных переживаний у них, проявляющихся в различных школьных ситуациях (например, ответ на вопрос учителя, вызов к доске, выполнение контрольного задания и пр.), сопряжено с необходимостью и невозможностью самораскрытия, самопрезентации, демонстрации своих возможностей. Поэтому проблема выявления особенностей проявления тревожности обуславливает наш интерес к ней.

Объектом исследования является школьная тревожность у младших школьников.

Предметом нашего исследования являются гендерные особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей школьной тревожности у младших школьников.

В рамках теоретического исследования нами были рассмотрены понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе, выявлены причины возникновения школьной тревожности, раскрыты особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

В отечественной психологии понятие «тревожность» и «школьная тревожность» были рассмотрены такими учеными, как Г.Г. Аракелов, С.С. Степанов, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, Е.Е. Шотт, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин и др.

На наш взгляд, более точно раскрывает понятие «тревожность» Е.П. Ильин. Так, по его мнению, это «выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги». Разделяя взгляды С.С. Степанова, под школьной тревожностью будем понимать некоторое переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи при выполнении ребенком учебной деятельности.

Анализ выявления причин проявления школьной тревожности показал, что существуют личностные (боязнь физического насилия со стороны старшеклассников; изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых и т.д.) и социальные причины (неприятности, в школе которые, проявляются виде двоек, у некоторых троек, завышенные требования в проверки и содержании знаний со стороны учителей и родителей, и т.д.). Многие ученые предполагают, что тревожность зависит от гиперопеки родителей над детьми. Такие факторы могут вызвать ситуацию непрекращающейся неуверенности, что может способствовать повышению тревожности у ребенка. Физическая травма ребенка, порождающая страх, боязнь, могут благоприятствовать нервным расстройствам [1].

По мнению В.А. Крутецкого, младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребёнка. Учебная деятельность для поступающего в школу ребенка становится ведущим видом деятельности и главной их потребностью. Мальчики и девочки 6-7 лет стремятся пойти в школу, чтобы получать положительные оценки, научиться писать и читать появляется стремление к саморазвитию [2].

Теоретический анализ исследований гендерных особенностей проявлений школьной тревожности показал, что при высоком уровне тревожности у мальчиков появляется нежелание ходить в школу (в плоть до систематических пропусков занятий), отказ от выполнения заданий, раздражительность и агрессивные выражения (словесная и невербальная агрессия), для девочек характерно чрезмерное усердие при выполнении школьных заданий, ухудшение физического здоровья, боязнь опоздания в школу, «сверхценность» школьной оценки и др. [1].

Для проверки гипотетического предположения о том, что в зависимости от гендерных различий: признаки и степень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста может отличаться, в МАОУ СОШ №31 г.Ишима было организовано экспериментальное исследование. В нем приняло участие 27 человек 1 В класса (14 девочек и 13 мальчиков).

Задачи экспериментального исследования:

1. Представить показатели и уровни тревожности у младших школьников.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий по выявлению уровней школьной тревожности.;

3. Провести исследование при помощи подобранных методик.

4. Проанализировать полученные результаты с учетом гендерных особенностей.

С целью решения представленных выше задач экспериментального исследования мы представили показатели, уровни проявления школьной тревожности, а также и методики их диагностики (см. табл. 1).

Показатели школьной тревожности у младших школьников и методики их диагностики

Общая тревожность в школе (ОТШ)

Переживание социального стресса (ПСС)

Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ)

Страх самовыражения (СС)

Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)

Общая тревожность (ОТ)

Методика диагностики уровня тревожности Филипса

Общая школьная мотивация (ОШМ)

Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н.Лускановой

Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ)

Общий уровень тревожности (ОТ)

На основании показателей школьной тревожности опишем уровни её проявления:

Высокий уровень — предполагает отрицательный психологический настрой, который не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя.

Средний уровень школьной тревожности предполагает, что такие школьники, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Низкий уровень школьной тревожности тревожности может свидетельствовать об очень высоком стремлении к общению со сверстниками, учителями. Такие учащиеся очень мобильны, легко идут на контакт, при попадании в незнакомое место или ситуацию легко справляются с волнением и страхом.

В ходе экспериментального исследования по методике диагностики уровня тревожности Филиппса были выявлены следующие результаты: мальчики более подвержены страхам, а также тревожным состояниям. Также высокий показатель тревожности показывает не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя (см. рис. 1) [3].

Читайте так же:
Конспект индивидуального занятия заикание дошкольники

Рис.1. Результаты определения уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»

Примечание: ОТШ – общая тревожность в школе; ПСС – переживание социального стресса; ФПДУ — фрустрация потребности в достижении успеха; СС – страх самовыражения; ССПЗ – страх ситуации проверки знаний; СНОО – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФСС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ – проблемы и страхи в отношениях с учителями; ОТ – общая тревожность

Применяя методику «Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н. Лускановой» было выявлено, что у 23% мальчиков значительно повышенный уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети с высоким уровнем школьной мотивации, как правило, чувствительны к негативным оценкам, добросовестны и ответственны. Возможно, уровень тревожности у этих испытуемых будет иметь повышенную частоту.

Остальные 69% мальчиков имеют средний уровень школьной мотивации, результаты их школьной деятельности зависят от интереса и преобладающего настроения. Это значит, что такие показатели являются нормой для учащихся начальных классов.

У 8% испытуемых этого же пола преобладает низкий уровень школьной мотивации. Возможно, они испытывают затруднения в обучении или занимается посторонними делами на уроках. Как правило, у таких учеников с низким уровнем тревожности не возникает желания заботиться о своей учебе в школе, своих оценках, складывающихся отношениях с учителем. Таких детей не интересует их успеваемость в школе.

У 29% девочек выявлен высокий учебный мотив, т.е. такие дети считают требования школы обязательными и выполняют их беспрекословно. Девочки четко следуют всем указаниям учителя, трудолюбивы и ответственны, очень волнуются, когда получают «плохие» оценки.

Для 64% девочек характерно положительное отношение к учебе, но школа привлекает их своей разнообразной творческой внеучебной деятельностью. Такие дети ходят в школу, потому что у них возникает потребность в общении с друзьями. При этом они чувствуют себя достаточно безопасно в школе, им нравится чувствовать себя школьниками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, а учебный процесс их слабо привлекает.

У 7% девочек был обнаружен низкий уровень школьной мотивации. Они неохотно ходят в школу, предпочитая пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами. Следовательно, они имеют серьезные трудности в учебной деятельности.

Как видно по данным методики «Диагностика школьной мотивации у школьников младших классов», у девочек преобладает высокий уровень школьной мотивации, что говорит о их большей усидчивости, внимательности и трудолюбии. Мальчики же более активны, поэтому не могут пока долго усидеть на месте, что снижает их интерес к обучению, а повышается интерес к общению со сверстниками.

Причиной этому может служить тревожность, как постоянство, препятствующее рассудительности, эффективности общения, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки и снижает учебную мотивацию [4].

Следовательно, высокий уровень учебной мотивации помогает школьникам быть более уверенными в своих силах на уроках, при проверке знаний, у них больший интерес к овладению знаний, а значит низкий уровень школьной тревожности.

Результаты по методике «Шкала тревожности (Тест Кондаша), показали, что у мальчиков преобладает нормальный (31%) и низкий уровень тревожности (31%), что свидетельствует о нормальном психологическом состоянии и адаптации ребенка в школе.

У 4 (31%) школьников преобладает высокий и повышенный уровни тревожности, что говорит о их реальных проблемах в ведущих видах деятельности и ситуациях общения, их цели диаметральны: благополучное положение в результате определенных личностных конфликтов, но нарушения в развитии самооценки и т. д.

У 1 девочки (7%) был выявлен несколько повышенный уровень тревожности. У остальных уровень тревожности или в норме (64%), или чрезмерно низкий – 29%. Следовательно, уровень тревожности в этом классе у девочек оценивается как нормальный, явных признаков для беспокойства по этому показателю здесь не просматривается.

По результатам трёх методик наиболее повышенным уровнем тревожности обладают мальчики. У них отмечается боязнь физических и психологических травм, которые можно ожидать от родителей, учителей за невыполнение домашних заданий, за повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

Для сравнения результатов двух выборок (девочки и мальчики) мы применили Т-Критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних двух выборок (X и Y). Результаты представлены в таблице 2.

Определение достоверности гендерных различий в показателях школьной тревожности по t-критерию Стьюдента

Диагностика тревожности младших школьников

Тревожность — психологический феномен широко распространенный в современном обществе. Тревожность является симптомом неврозов, функционального психоза, а также других заболеваний. Данное состояние может запустить механизм расстройства эмоциональной сферы личности.

Тревожность включает в себя когнитивный, операционный, эмоциональный аспекты, при доминировании последнего. Тревожность является субъективным проявлением дезадаптации, неблагополучия человеческой личности. Тревожность выражается в переживании эмоционального дискомфорта и предчувствии опасности.

Психологи в последние годы особенно обеспокоены процессом формирования тревожных состояний у школьников. По данным ВОЗ современная школа признана неблагоприятным фактором в отношении развития тревожности. Резко увеличилось количество тревожных детей, у которых проявляются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость.

Диагностика тревожности с помощью теста Амена

Существует тест, разработанный знаменитыми американскими психологами, для определения уровня тревожности у детей. Апробация этого исследования проходила в $2007$ году среди группы младших школьников, состоящей из $25$ девочек и $25$ мальчиков. Тестирование проводились в один день, что исключало влияние временных ситуационных факторов.

Читайте так же:
Спилберг ханин ситуативная и личностная тревожность

Для проведения данного обследования используется четырнадцать рисунков. Каждый из них состоит из основного рисунка и дополнительного, расположенного под основным. Размеры рисунков: основной $-11$ на $8,5$ см, дополнительный $– 2,38$ на $5$ сантиметров. Рисунки выполнены отдельно для мальчиков и девочек. Лицо ребенка, который является главным персонажем, на главном рисунке не прорисовано, а обозначено контуром головы. На второстепенном рисунке изображены две детские головы, которые точно соответствуют контуру на основном. На рисунке представлена модель ситуации, которая типична для ребенка изучаемого возраста.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунки показываются ребенку в указанном порядке. Тестирование проводят индивидуально, в отдельном помещении с каждым ребенком. При предъявлении рисунка исследователь проговаривает инструкцию. Темы рисунков и вопросы выглядят следующим образом:

  1. Тема рисунка: «Игра с младшими детьми». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он/она играет с малышами».
  2. Тема рисунка: «Ребенок и мать с младенцем» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Тема рисунка: «Объект агрессии». Вопрос: первая часть вопроса стандартная.
  4. Тема рисунка: «Одевание» Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она одевается».
  5. Тема рисунка: «Игра со старшими детьми». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
  6. Тема рисунка: «Укладывание спать в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она играет со старшими детьми».
  7. Тема рисунка: «Умывание». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она в ванной».
  8. Тема рисунка: «Выговор». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
  9. Тема рисунка: «Игнорирование». Вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
  10. Тема рисунка: «Агрессивное нападение». Вопрос стандартный.
  11. Тема рисунка: «Уборка игрушек». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она убирает игрушки».
  12. Тема рисунка: «Изоляция». Вопрос стандартный.
  13. Тема рисунка: «Ребенок с родителями». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она с мамой и папой».
  14. Тема рисунка: «Еда в одиночестве». Вопрос: первая часть вопроса стандартная, а далее – «Он/она ест».

Следует обратить внимание, что при демонстрации рисунков с изображением агрессии, выговора, игнорирования, агрессивного нападения и изоляции исследователь не дает пояснений к содержанию изображенной ситуации. Во время проведения обследования ребенку нельзя задавать дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка и его интерпретацию изображенных на рисунках ситуаций отражают в специальном протоколе, туда же записывают сделанный ребенком выбор.

На основании данных занесенных в протокол рассчитывается индекс тревожности ребенка.

Индекс тревожности (ИТ) — процентное отношение эмоционально-негативных выборов (печального лица) к общему числу предъявленных рисунков:

Дети по индексу тревожности делятся на три группы:

  • от $0%$ до $20%$ – низкий уровень тревожности;
  • от $20%$ до $50%$ – средний уровень;
  • выше $50%$ – высокий уровень тревожности.

Качественный анализ данных такого исследования дает возможность определить специфику эмоционального опыта ребенка в разных ситуациях, которые можно разделить на три группы: ситуации с однозначно положительной и отрицательной эмоциональной окраской, ситуации с двойным смыслом. К положительным сценариям относятся: игра с младшими детьми, игра со старшими детьми, ребенок с родителями. К ситуациям с отрицательной эмоциональной окраской: объект агрессии, выговор, агрессивное нападение и изоляция. Двойной смысл имеют следующие ситуации: ребенок и мать с младенцем, одевание, укладывание спать в одиночестве, умывание, игнорирование, уборка игрушек, еда в одиночестве.

Высоким проективным значением обладают рисунки: одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве. Дети, которые делают при рассмотрении этих ситуаций отрицательный эмоциональный выбор, могут обладать высоким уровнем тревожности с большой степенью вероятности.

Дети, которые делают отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях: ребенок и мать с младенцем, умывание, игнорирование, уборка игрушек, как правило, обладают высоким или средним индексом тревожности.

Для определения источника тревожности все ситуации, представленные на рисунках, делятся по типу межличностных отношений:

  • ситуации, показанные на рисунках $1, 3, 5, 10, 12$ моделируют взаимоотношения ребенок-ребенок;
  • ситуации, продемонстрированные на рисунках $2, 6, 8, 9, 11, 13$ представляют взаимоотношения ребенок-взрослый;
  • ситуации, изображенные на рисунках $4, 6, 7, 14$ моделируют повседневную самостоятельную деятельность ребенка;
  • ситуацию на рисунке $6$ можно одновременно отнести к ситуациям типа «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

При интерпретации показателей тревожность, которую испытывает ребенок в определенной ситуации, рассматривается как его отрицательный эмоциональный опыт, полученный в этой или подобной ситуации.

Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о низкой эмоциональной приспособленности ребенка к определенным жизненным ситуациям. Позитивный или негативный эмоциональный опыт косвенно дают возможность судить о специфике взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в школе, в семье.

Можно расширить проективные возможности методики, если после ответа на стандартные вопросы, задать вопрос: «Почему?». В таком варианте увеличивается степень свободы для ответов, соответственно расширяется список источников переживаемой тревоги.

В результате проводимых исследований определено, что интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В младшем школьном девочки менее тревожны, чем мальчики. При этом девочки, как правило, связывают собственную тревогу с другими людьми. Мальчики чаще боятся физических травм, наказаний, несчастных случаев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector